Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
В рамках реализации мероприятий по модернизации общего образования Московской области в 2011 году (основание – приказ Министра образования Московской...полностью>>
'Урок'
ЗАДАЧИ УРОКА: познакомить детей с понятиями "справочная ли­тература, энциклопедия" научить самостоятельному поиску; разви­тие познавательно...полностью>>
'Сказка'
Михаил Васильевич Исаковский (1900—1973) не нуждается в специальном представлении читателю. Известнейший поэт, ав­тор песен «Катюша», «Провожание», «...полностью>>
'Документ'
- Родители, всегда помните, что одна из важных сфер жизнедеятельности подростка – общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для детей гла...полностью>>

Совет Министров Республики Беларусь постановляет:  Утвердить прилагаемую Республиканскую программу энергосбережения на 2011-2015 годы* далее - республиканская программа

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

в лесном хозяйстве – путем:

создания новых производств по изготовлению древесных гранул (пеллет), древесного брикета;

разработки технического регламента и комплекса оборудования для заготовки топливной щепы из древесных отходов любых физико-механических свойств, размеров и форм;

в пищевой промышленности – путем:

внедрения технологии утилизации барды с получением биогаза для использования в качестве топлива в котельных;

строительства станций очистки сточных вод с внедрением новых технологий с получением биогаза;

использования тепловых насосов;

утилизации тепловых ВЭР;

во всех отраслях – путем:

снижения потерь воды в водопроводных сетях и непроизводительных расходов электроэнергии на перекачку воды, внедрения современных пластиковых трубопроводов;

внедрения энергоэффективного оборудования в производстве сжатого воздуха и холода, создания взаимосвязанного комплекса технологических подсистем в объединенной системе централизованного теплоснабжения и централизованного холодоснабжения крупных потребителей тепла и холода;

внедрения энергоэффективных систем освещения во всех отраслях народного хозяйства, жилищно-коммунальном секторе;

по возобновляемым источникам энергии и местным видам топлива – путем:

развития и отработки технологий использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива, а также много­функциональных энергетических объектов для энергоснабжения небольших жилищных и общественных комплексов (ветер, солнце, МВТ, тепловые насосные установки, геотермальное тепло, низкопотенциальные ВЭР и т.п.);

развития технологий и оборудования для производства и использования новых видов топлива, получаемых из различных видов биомассы;

разработки технологий и оборудования для эффективной добычи, переработки и использования низкокачественных бурых углей и сланцев из месторождений, расположенных на территории нашей республики.

Увеличение в топливном балансе доли МВТ может быть обеспечено в основном за счет торфа и отходов древесины, увеличение за счет других видов возможно в незначительных объемах.

Торф. Республика Беларусь располагает значительными запасами торфа порядка 4 млрд. т. К разработке отнесено только 6 процентов запасов.

С учетом этого торф является наиболее реальным видом топлива, за счет которого можно увеличить долю МВТ в топливном балансе.

Дрова. Ежегодный прирост древесины оценивается в 25 млн. куб. м, или 6,6 млн. т.у.т.

Отходы растениеводства. Общий потенциал отходов растениеводства составляет около 1,46 млн. т.у.т. в год.

В соответствии с балансом использования соломы в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь за 2009 год из 8 000 тыс. т, полученных из зерновых и зернобобовых культур, свободные ресурсы соломы составили 957,1 тыс. т, что эквивалентно 230 тыс. т.у.т.

Гидроэнергетические ресурсы. Потенциальная мощность всех водотоков Беларуси составляет 850 МВт, в том числе технически доступная – 520 МВт, экономически целесообразная – 250 МВт.

В настоящее время мощность гидроэлектростанций в республике составляет 16,1 МВт.

Использование гидропотенциала будет осуществляться путем сооружения новых, реконструкции и модернизации малых гидро­электростанций. В 2011 – 2015 годах будет осуществлен ввод в эксплуатацию ГЭС мощностью около 103 МВт, в том числе:

двух ГЭС на р.Западная Двина суммарной мощностью 62 МВт (Полоцкая и Витебская) и двух ГЭС на реке Неман суммарной мощностью
37 МВт (Гродненская и Немновская).

Планируемая выработка электроэнергии составит до 0,4 млрд. кВт∙ч, что эквивалентно замещению около 128 тыс. т.у.т.

Бурые угли. Разведанные запасы бурых углей в Беларуси составляют около 150 млн. т, детально разведанные – 98,2 млн. т.

Бурые угли характеризуются следующими усредненными качественными показателями: низшая теплота сгорания – 3500 – 4000 ккал/кг, зольность – 8 – 42 процента, выход летучих веществ – 55 – 64 процента, влажность – 38 – 68 процентов.

Наиболее перспективным для промышленного освоения по горно-техническим условиям, степени разведанности и запасам является Лельчицкое месторождение, расположенное в западной части Гомельской области (глубина залегания угольных пластов от 80 до 300 и более метров, толщина от 1 до 10 метров, рабочая теплота сгорания угля 3500 –
4500 ккал/кг).

К 2015 году планируется строительство электрической станции на бурых углях в Гомельской области мощностью порядка 400 МВт.

Вовлечение в топливный баланс бурых углей возможно путем:

прямого использования углей в качестве топлива;

термохимической переработки для получения синтезированного газа и моторных топлив.

Биогаз. На базе прогнозируемых к сооружению биогазовых установок до 2015 года планируется осуществить ввод генерирующих источников общей мощностью 39 МВт, что в годовом разрезе при коэффициенте использования установленной мощности 0,7 и калорийном коэффициенте 0,4 составит 29 тыс. т.у.т.

Оценочный объем производства биогаза в республике к 2020 году может составить 503,7 млн. куб. м в год, что эквивалентно 433,2 тыс. т.у.т.

Ветроэнергетический потенциал. На территории республики выявлено 1840 площадок для размещения ветроустановок с теоретически возможным энергетическим потенциалом более 1600 МВт. На 1 января 2010 г. суммарная установленная мощность 12 ветроэнергетических установок составила 1,34 МВт.

В Дзержинском районе Минской области компанией ”Энертраг“
(в рамках подписанного с Минским облисполкомом инвестиционного договора) планируется строительство в 2011 – 2014 годах ветропарка электрической мощностью 160 МВт (2 этапа: 80 МВт в 2012 году и 80 МВт в 2014 году).

В 2011 – 2015 годах суммарная электрическая мощность ветропарков составит до 300 МВт, в том числе в Витебской и Гродненской областях до 60 МВт, Могилевской области – до 50 МВт.

В качестве наиболее перспективных планируемых проектов строительства ветропарков рассматриваются площадки:

в Городокском районе Витебской области – до 50 МВт;

в Лиозненском районе Витебской области – до 60 МВт;

в Новогрудском районе Гродненской области – до 25 МВт;

в Ошмянском районе Гродненской области – до 60 МВт;

в Сморгонском районе Гродненской области – до 15 МВт;

в Воложинском районе Минской области – до 60 МВт;

в Логойском районе Минской области – до 100 МВт;

в Горецком районе Могилевской области – до 50 МВт.

Другие виды энергоносителей (солнечная энергия, геотермальные ресурсы, твердые бытовые отходы, фитомасса, отходы растениеводства и др.) оценочно могут составить в общей сумме около 100 тыс. т.у.т.

Основные технические мероприятия по увеличению объемов использования МВТ и ВЭР:

строительство крупных энергоисточников на МВТ;

создание мини-ТЭЦ на МВТ;

создание ветропарков;

строительство и восстановление мини-ГЭС;

строительство установок, работающих на биогазе, получаемом из отходов сельскохозяйственных и промышленных производств;

создание инфрастуктуры по сбору, переработке, утилизации местных видов топлива на основе древесины, торфа, рапса, льнокостры;

организация производства топливных гранул из древесины, соломы;

создание предприятий по переработке твердых коммунальных отходов;

утилизация высоко- и среднетемпературных тепловых ВЭР с использованием их в схемах теплоснабжения (уходящие дымовые газы технологических печей различного назначения – стекловаренных печей, обжига извести, риформинга, огневого обезвреживания вредных стоков);

расширение сферы использования низкопотенциальных источников теплоты и ВЭР;

модернизация производств в целях исключения прямого сжигания природного газа (сушильные установки, печи и т.д.).

ГЛАВА 6

ПРОГНОЗ ВАЛОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ПЛАНИРУЕМАЯ ЭКОНОМИЯ ТЭР ЗА СЧЕТ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

На 2011 – 2015 годы Правительством Республики Беларусь поставлена задача достичь снижения энергоемкости ВВП не менее чем на
29 процентов при темпах роста ВВП 162 – 168 процентов. Концепцией энергетической безопасности предусматривается снизить энергоемкость ВВП на 25 – 28 процентов. При планируемых объемах и структуре ВВП, объемах потребления местных видов топлива, ввода жилья и других показателях экономического развития в 2011 – 2015 годах согласно таблице необходимо обеспечить экономию топливно-энергетических ресурсов в объеме 7,1 – 8,9 млн. т.у.т.

Показатели

Годы

2011

2012

2013

2014

2015

2011 – 2015

Темпы роста ВВП в со­поставимых ценах, про­ентов

109,0 – 110,0

109,5 –110,5

110,5 –111,0

110,5 – 111,0

111,0 – 112,0

162,0 – 168,0

Валовое потребление ТЭР, млн. т.у.т.

38,4 – 38,5

39,4 – 39,5

40,5 – 40,6

41,6 – 41,7

42,8 – 43,1

Экономия за счет энерго­сбережения, млн. т.у.т.

1,36 – 1,50

1,42 – 1,65

1,43 –
1,8

1,44 –
1,9

1,46 –
2,0

7,1–
8,9

Доля местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печ­ного топлива, процентов

22,2

25,0

25,5

26,0

28,0

Снижение энергоемкости ВВП, процентов

6,0 – 7,0

6,0 – 7,0

7,0 – 7,5

7,0 – 7,5

7,0 – 8,0

29,0 – 32,0

В целях выполнения поставленных задач для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, определены минимальные и максимальные объемы экономии топливно-энергетических ресурсов по годам прогнозируемого периода согласно приложению 1.

Конкретные значения объемов экономии топливно-энергетических ресурсов будут уточняться на основании прогноза социально-экономического развития отраслей народного хозяйства и республики в целом.

Конкретные мероприятия по энергосбережению, обеспечивающие экономию топлива и энергии в объемах, указанных в приложении 1, по всем республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, включаются в долгосрочные и краткосрочные отраслевые программы энергосбережения, которые согласовываются с Департаментом по энергоэффективности Госстандарта и утверждаются в установленном порядке.

Для областей и г.Минска определены минимальные и максимальные значения объемов экономии топливно-энергетических ресурсов, конкретные значения будут уточняться на основании прогноза социально-экономического развития регионов и республики в целом согласно приложению 2.

Задания по доле МВТ в балансе КПТ для республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома определены в соответствии с Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433, в том числе на 2011 и 2012 годы – с учетом постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 1593 ”Об установлении заданий по доле местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. № 1680“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 300, 5/30869).

Для достижения к 2015 году доли МВТ в КПТ в объеме 28 процентов республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому необходимо обеспечить выполнение заданий согласно приложению 3.

Прогнозируемый объем экономии ТЭР и доля МВТ в КПТ будут достигнуты за счет организационно-экономических и технических мероприятий по энергосбережению. В этих целях разрабатываются отраслевые и региональные программы по энергосбережению, в которых содержатся крупные энергоэффективные проекты и другие мероприятия с распределением по годам планируемых объемов экономии ТЭР, увеличения использования МВТ, объемов и источников финансирования. Крупные энергоэффективные проекты с указанием места внедрения и сроков реализации представлены в приложении 9 к Республиканской программе.

ГЛАВА 7
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ

Финансирование мероприятий программ энергосбережения будет осуществляться за счет:

собственных средств организаций, накапливаемых от амортизационных отчислений и прибыли;

средств целевых бюджетных инновационных фондов республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (далее – отраслевые инновационные фонды);

средств республиканского бюджета, направляемых на финансирование республиканской и региональных программ энергосбережения;

кредитов банков, займов, других привлеченных средств;

средств республиканского бюджета, предусматриваемых организациям на техническое переоснащение;

средств местных бюджетов;

других инвестиции.

В структуре финансирования энергоэффективных мероприятий в качестве основных источников планируются собственные средства предприятий (38 процентов в общем объеме), кредиты банков, займы и другие привлеченные средства (20 процентов). Государственная поддержка в виде долевого участия за счет средств республиканского и местных бюджетов (22 процента в объеме финансирования), отраслевых инновационных фондов (20 процентов) будет оказываться организациям социальной и бюджетной сферы, а также другим организациям для внедрения наиболее эффективных мероприятий по приоритетным направлениям энергосбережения.

Достижение установленных показателей по энергосбережению в 2011 – 2015 годах потребует финансирования мероприятий по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и увеличению доли использования местных видов топлива в объеме
8,66 млрд. долларов США (приложение 4).

Оценка объемов финансирования выполнена на основании заданий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению доли использования местных видов топлива, установленных на 2011 – 2015 годы, с учетом прогнозируемого роста стоимости импортируемого природного газа и увеличения удельных затрат для достижения экономии энерго­ресурсов.

Распределение объемов финансирования по конкретным мероприятиям и в разрезе источников осуществляется при разработке и согласовании ежегодных отраслевых, региональных и республиканской программ энергосбережения.

На реализацию отраслевых программ энергосбережения и мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, направляется не менее 30 процентов средств образуемых ими инновационных фондов.

На долевое участие в реализации энергоэффективных мероприятий направляются на возвратной и безвозвратной основе в порядке, установленном Госстандартом, средства республиканского бюджета, предназначенные на финансирование региональных и республиканской программ энергосбережения. В рамках программ энергосбережения выделение указанных средств осуществляется организациям республиканского и коммунального подчинения на основании заключенных договоров.

На безвозвратной основе средства указанного источника в рамках региональных и республиканской программ энергосбережения выделяются для:

погашения части процентов (в размере не более половины ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь) по кредитам, привлеченным для реализации энергосберегающих мероприятий;

реализации энергоэффективных мероприятий государственным организациям;

финансирования доли белорусской стороны по международным проектам в сфере энергосбережения, включая расходы РУП ”Белинвест­энергосбережение“, выполняющего в установленном порядке работы по их реализации;

выполнения мероприятий по направлениям, установленным Госстандартом, и других мероприятий по отдельно принятым решениям.

На возвратной основе, если не установлено иное, средства республиканского бюджета выделяются негосударственным организациям, за исключением организаций потребительской кооперации и сельскохозяйственных производственных кооперативов (колхозов). Условия, сроки, порядок возврата и ответственность сторон определяются в договорах, заключенных заказчиками программ энергосбережения с получателями средств.

Средства республиканского бюджета для реализации энергоэффективных мероприятий предусматриваются: бюджетным организациям – в сметах расходов на содержание, республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, – в объемах, предусмотренных в бюджете на финансирование отраслевых программ энергосбережения и мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования.

Финансирование региональных программ энергосбережения в 2011 – 2015 годах осуществляется также за счет средств местных бюджетов согласно приложению 5.

Приоритетными для инвестирования являются:

мероприятия, обеспечивающие рост эффективности производства, преобразования и использования энергии;

ввод генерирующих мощностей на альтернативных газу топливных источниках;

внедрение новых научно обоснованных энергоэффективных технологий;

внедрение современных низкозатратных энергетических технологий;

создание мини-ТЭЦ и котельных, ориентированных на использование местных видов топлива (древесное топливо, торф, горючие отходы, бурый уголь, сланцы);

разработка и внедрение эффективных технологий сжигания бытовых отходов и других горючих отходов производства;

разработка эффективных схем, технологий и оборудования по утилизации высокопотенциальных вторичных энергоресурсов, а также использование низкопотенциальной теплоты на базе тепловых насосов и теплообменного оборудования;

внедрение энергосберегающих осветительных приборов, систем автоматического регулирования освещения;

развитие технологий использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива, а также многофункциональных энергетических объектов для энергоснабжения небольших жилищных и общественных комплексов (энергия ветра, воды, солнца, биогаза, вторичные энергетические ресурсы и т.п.);

оптимизация схем энергоснабжения промышленных объектов с сочетанием первичных энергоносителей, максимального использования вторичных энергоресурсов всех уровней и передачи излишних тепловых ВЭР для теплоснабжения объектов коммунальной собственности и жилья;

софинансирование совместных проектов в сфере энергосбережения, частично финансируемых международными организациями.

ГЛАВА 8



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Совет Министров Республики Беларусь постановляет: Утвердить прилагаемую Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы далее Государственная программа

    Программа
    В целях системной модернизации национальной экономики, ее структурной перестройки и повышения конкурентоспособности белорусских товаров (работ, услуг) на внутреннем и внешних рынках Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
  2. Совет Министров Республики Беларусь постановляет:  Утвердить прилагаемую Государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010-2015 годах далее - программа

    Программа
    заказчиками Программы Министерство жилищно-коммунального хозяйства, облисполкомы, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций,
  3. Совет Министров Республики Беларусь постановляет:  Утвердить прилагаемую Государственную программу развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011-2015 годы* далее - государственная программа

    Программа
    1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011–2015 годы* (далее – Государственная программа).
  4. Министров Республики Беларусь постановляет:  Утвердить прилагаемую Программу технического переоснащения и модернизации литейных, термических, гальванических и других энергоемких производств на 2007-2010 годы далее - программа

    Программа
    Об утверждении Программы технического переоснащения и модернизации литейных, термических, гальванических и других энергоемких производств на 2007–2010 годы
  5. Мму социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 годы* (далее - государственная программа)

    Программа
    В целях комплексного социально-экономического развития Припятского Полесья, вовлечения природных ресурсов в интенсивное развитие экономики региона, увеличения экспортного потенциала и инвестиций,

Другие похожие документы..