Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Основная образовательная программа'
1.2. Целью разработки примерной основной образовательной программы является методологическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению по...полностью>>
'Реферат'
Прогноз социально-экономического развития Котельниковского муниципального района Волгоградской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов...полностью>>
'Документ'
Мах!муд вук!ана Унсоколо районалъул Хъах!абросулъ гьавурав аваразул машгьурав коч!охъан. Мах!мудил эмен Мух!амадги вук1ун вуго рохьове ун, т!урччи бу...полностью>>
'Методические рекомендации'
Курсовая работа является результатом творческой деятельности студента и позволяет ему проявить свои теоретические знания. Ее выполнение направлено на...полностью>>

Автор: йоги

Главная > Статья
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Зодиак и планеты: механизмы влияния на человека.

Обзор доктрин Индии

Автор: йоги Сураджнатх

Статья была опублокована в журнале "Адеш" #7, 2011 /

Уважаемые читатели, если вы действительно хотите разобраться в этом вопросе, для начала попытайтесь понять мировоззрение тех, кто создавал, развивал и использовал Джьотиш (ведическую астрологию). Для этого вам придется совершить экскурс в историю эзотерических доктрин Индии, что многим покажется сложным и утомительным мероприятием.

Джьотиш, Учение о свете, — это упаведа (ответвление Вед), соответствующая глазам Божественного.

Истоки астрологических доктрин взаимодействия макро- и микрокосмоса следует искать в ведических текстах. Именно эти доктрины со временем развивались и детализировались более поздними мистическими школами. Ведическое знание сохранено в собраниях таких текстов, как Веды, Брахманы, Араньяки, ранние Упанишады.

Перечислим основные ведические доктрины, которые помогут нам разобраться с вышеозначенной темой:

  1. Тело имеет две составляющие: смертную и бессмертную.

  2. Доктрина пяти главных ветров (ваю), протекающих по каналам тонкого тела.

  3. Доктрина об энергии/речи (вак) и мантрах.

  4. Использование ума для контроля ваю.

  5. Учение о Солнце и Луне и их всепроникающем влиянии.

  6. Tрансформирующая сила божественного нектара (сомы).

Tеперь рассмотрим более детально некоторые доктрины, а также их взаимосвязь.

Солнце и две составляющие тела

Солнце занимает центральное место в ведической доктрине ритуала жертвоприношения. Оно является не только источником света, тепла и жизни, но и духовным источником и местом отдохновения души. Наиболее фундаментальная доктрина гласит, что сознание души, или самость, имеет одинаковую природу с Солнцем, приходит из него перед рождением в чреве и возвращается к Солнцу после смерти физического тела. Данная доктрина подразумевает двусоставность тела: смертную и бессмертную составляющие.

Ригведа гласит: «Солнце является самостью всего, что стоит и движется». Айтарея Араньяка дает воззрение риши Бадхва: «То, что мы зовем личностью тела, является смертной самостью... Знай же, что бессмертная сознательная самость и Солнце — одинаковы». Считается, что солнечная сущность человека подобна зерну и сначала растет в божественной утробе Солнца, а затем снова в материнской утробе на земле.

Земной аналог Солнца — это ахаванья (жертвенный огонь). Ахаванья соответствует божественной утробе. Возлияние подношений в огонь представляет собой символическое излияние семени в утробу. Жертвующий таким образом «испускает свою самость» в «божественную утробу» и входит в Солнце. Повторяя ежедневно этот ритуал, брахман старается утвердиться в практике, которая должна гарантировать безопасное возвращение его атмана (высшей Самости) домой, к источнику, в Солнце после физической кончины.

После смерти физического тела бессмертная самость возносится в небо вместе с дымом погребального костра. Если умерший в этот момент осознает свою идентичность с Солнцем, то он вернется к истоку и обретет бессмертие. Если же эта реализация не достигнута, то он вернется в «сферу повторяющегося умирания».

Ригведа, два главных текста Брахман и ранние Араньяки излагают несколько важных доктрин:

  1. Душа идентифицируется с Солнцем. Солнечная душа входит в физическое тело посредством Сомы (связанной с Луной), которая поглощается отцом и затем в виде семени испускается в утробу матери.

  2. Небесными сферами считаются Солнце и другие звезды (Яджурведа говорит о других звездах как посмертных обителях тех, кто вел добродетельную жизнь).

  3. Следует выполнять ежедневный ритуал, чтобы достичь божественной обители.

  4. Те, кто не исполняет ежедневный ритуал, обречены на дальнейшие перерождения.

Cледует заметить, что в ведических писаниях Cолнце — не только источник жизни, иногда оно описано как персонификация самой смерти. Шатапата-брахмана провозглашает: «Человек в сфере Солнца является не чем иным, как Смертью. И этот лучезарный свет и есть бессмертная составляющая: поэтому Смерть не умирает... и такой человек пребывает в сфере бессмертия».

Основываясь именно на этой доктрине, Солнце в Джьотише является Наискаргика Атмакаракой (естественным сигнификатором высшего Я).

Три вида огня

Ведическая космологическая система описывает три вида огня. Небесный огонь Адитья — Солнце (или Вишну, или Праджапати). Атмосферный огонь — ветер (или Сома-Луна, или же Ваджра-Молния). Земной огонь — Агни. Многие ведические мантры включают в себя слова: бхур, бхувас, свар, которые относятся к земле, атмосфере и небесной сфере. Айтарея-брахмана объясняет, что когда Праджапати (небесный прародитель) создавал живых существ, то перед этим он предался аскезе (тапасу). Завершив тапас, он накопил достаточно внутреннего жара, чтобы создать небеса, землю, атмосферу и дать тепло. Данный текст локализует эти три огня также и в теле человека. Солнце — в глазах, в голове, молнию (атмосферный огонь) — в сердце и Агни — в семени. Как мы можем видеть, огонь является связующей субстанцией между микро- и макрокосмом. Огонь также — та субстанция, которая содержит макрокосмос в теле человека.

Здесь, пожалуй, следует отметить особую роль атмосферного огня (соотносимого также с ваю-ветром) как связующего звена между небесным и земным огнем. Aтмосферный огонь символизирует ваджра — оружие Индры (правителя богов 33 небес). Джайминия-брахмана утверждает, что ваджра содержит в себе сущность (и, следовательно, силу) всех трех огней, способную удерживать суров (богов) и асуров (божественных сущностей более низких сфер) в местах их пребывания. Форма ваджры, доступная человеку, это мощь мантр санскрита. В комментариях на этот текст говорится, что Агни — это речь, ваю (ветер) — это дыхание, Адитья (Солнце) — это глаза.

Данное утверждение выглядит весьма логичным и полностью соотносится с индийской доктриной речи (вак). Доктрина речи рассматривает санскритские мантры как звуковой и визуальный феномен, манифестируемый посредством дыхания, поскольку дыхание необходимо, чтобы производить звуки.

Индра, как ваджрадержец, является также богом грозы, контролирующим ветра, а также мастером Сомы-Луны (аналог амриты в греческой мифологии). Tаиттирия-араньяка содержит высказывание: «Огонь, наиболее подобный Индре, — это прана». В свою очередь, Ригведа говорит, что Индра смог покорить Солнце посредством своего неограниченного доступа к Соме, дарующей ему мощь.

Фактически это подводит нас к выводу, что ваджра-прана-ваю способна контролировать не только земную сферу, но и небесную.

Сома

Слово «сома» имеет много значений в санскрите, но наиболее часто используется как метафора Луны. В ранних ведических текстах Сома идентифицируется с солнечной энергией в форме сока. Она добывается из растений, в которые энергия Солнца вошла посредством дождя, пролившегося из атмосферы. Таким образом, опираясь на тройственную природу огня, Сома — это сок, который является формой атмосферного огня. Сому также можно рассматривать как энергию Солнца, трансформированную в форму, пригодную для поглощения человеком. В текстах Брахман утверждается, что Сома, как материальная субстанция, не будет обладать должными качествами, если она не наделена силой мантр посредством работы ветра-ваю.

Сома также рассматривается как ваджрная сила, способная быстро соединить вкушающего со сферой богов.

Дыхание

Доктрина Калачакра-тантры (которая будет рассмотрена позже) о 21 600 дыханиях в сутки берет свое начало в ранней Чанда-шастре, содержащей описание контроля дыхания для декламации ведических мантр. Данная доктрина утверждает, что прана, или, иными словами, полное дыхание, длится четыре секунды, и в течение дня и ночи совершается 21 600 таких четырехсекундных дыхания (праны).

Огонь ветров и дыхание

Во время создания Атхарваведы доктрина взаимоотношений ветров и огней достигла значительного развития. Было идентифицировано по семь типов праны, апаны и вьяны, состоящих из различных космических элементов.

Атхарваведа (15.15.16.17) идентифицирует следующие семь видов праны: огонь/агни, Солнце/Адитья, Луна/чандрамах, ветер/павамана, вода/апах, животные/пашамах, люди/праджах. Семь видов апаны: полная Луна/паурнамаси, седьмой, восьмой и девятый дни после полной Луны/аштака, новая Луна/амавасья, доверие/шрадха, инициация/дикша, жертвоприношение/яджна и жертвенные дары/дакшина. Семь видов вьяны: земля/бхуми, атмосфера/антарикша, небо/дхьяух, лунные стоянки/накшатра, сезоны/ритавах, комбинации сезонов/артавах и год/самватсаран.

В данном перечне особенно интересно соотношение пран с небесными светилами и лунными стоянками (накшатра). Эта доктрина впоследствии получила свое развитие в аюрведических и тантрических текстах.

Дыхание (прана, витальные ветры) является ветром-огнем, идентичным с Солнцем, и эта связь объясняет, почему необходим ритуал агнихотры. Шатапата-брахмана утверждает: «Благодаря лучам Солнца живые существа соединены с витальными ветрами, и, следовательно, лучи распространяются в жизненные ветры». После этого текст развивает доктрину Солнца-Смерти, обладающего властью над человечеством. В ипостаси смерти оно играет с людьми как с марионетками, принуждая их умирать и рождаться снова и снова. Средством выйти из этого круговорота объявляется ежедневная агнихотра. Сущностный механизм действия этого метода был описан выше.

Согласно Ригведе и различным текстам класса Брахман существуют энергии/дыхания (прана/ваю), циркулирующие в теле человека. Их количество и описание разнятся, но сообщается, что все виды ваю в теле человека могут быть очищены посредством мантр.

Контроль дыхания посредством ума и мантр

Доктрина энергии/речи (вак) берет свое начало в ведических текстах. Они утверждают, что санскритские мантры Вед — это божественный огонь, который способен контролировать огонь дыхания. Сообщается также, что для контроля праны-огня можно использовать ум посредством медитации. Айтарея-брахмана утверждает, что праны рождены из ума (мана-джата). Просматривается аналогия с тем, что как ветра (марута) являются «лучами» Солнца, так и «внутреннее Солнце человеческого разума» управляет внутренними ветрами.

Имеет место зарождение идеи тождества макрокосма и микрокосма. Посредством ведических мантр и ритма священнослужитель (брахман) соединяет внутреннюю энергию человека с внешней энергией, тем самым обеспечивая усиление жизненной силы или же успешный переход в высшие миры.

Другой важный аспект контроля ветров посредством мантр работает с соотношением различных компонентов вак с элементами космоса. Считается, что мантры обладают мощным созидающим эффектом и их локализация внутри тела в форме космических элементов дает практикующему доступ к созидающим силам Вселенной. Эта доктрина позднее получила развитие в практике ньяс различных тантрических систем. Ньяса подразумевает систематическое наложение мантрических слогов (биджа-мантр) на различные части грубого и тонкого тела, тем самым устанавливая и укрепляя микро- и макрокосмическое единство энергий. Данная практика подробно объясняется в трудах реформатора кашмирского тантризма Абхинавагупты и в начале пятой главы Калачакра-тантры буддийской тантрической системы.

Заканчивая обзор ведических доктрин, следует заметить, что в Брахманах не изложена доктрина освобождения из этого мира (мокши, или мукти). Отсутствует там и ясно изложенная доктрина перерождения на Земле, хотя некоторые намеки есть. Целью практик этих текстов является перерождение в высших мирах богов и предков, а также путь предотвращения перерождения в сфере «повторного умирания». Более детальное обсуждение вышеописанных доктрин с подтверждением положений в виде цитат священных писаний можно найти в работе [1].

Граха

Значение слова «граха»: тот, кто схватывает или удерживает. Этот термин в Аюрведе определяет сущность, способную брать под контроль органы чувств и органы действия контролируемого. В Джьотише это слово обозначает планету. Причем следует помнить, что в ведической астрологии их насчитывается девять: пять планет — Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, два светила — Солнце и Луна и две теневые планеты (чхая-грахи) — Раху и Кету.

В астрологической литературе объясняется, что планеты получили такое название, потому что они «схватывают и контролируют» людей. Брихатпарашара-шастра определяет: «Те, кто схватывает (граханти), постоянно движутся по небосводу и называются планетами (грахами)». Жертвами грах могут быть не только люди, но и другие планеты. Например, во время затмений теневые планеты Раху и Кету способны «схватывать» Солнце и Луну. В данном случае светила являются одержимыми, а теневые планеты — одержателями.

Существует еще два слова, обладающих семантическими атрибутами одержания: виграха (одухотворенное (населенное) изображение/статуя) и ануграха (благословение). Виграха в данном случае имеет близкое смысловое значение со словом прана-пратиштха, которая определяет наделение энергией/силой дэваты изображений этого дэваты, камней (тхакур) или деревьев. Аватар, например Кришна, является виграхой Вишну, что тоже добавляет своеобразную смысловую нагрузку этому термину.

Ануграха (буквально: одолжение, доброта, помощь) становится синонимом слова крипа (благословение). Эти значения также полезно знать, когда сталкиваешься с утверждениями, что посрeдством определенных ритуалов, подношений, аскезы и мантр можно контролировать влияние планет и даже получать их «благословение» в виде различных благ. Простые методы получения благословения грах хорошо описаны в книге Роберта Свободы [4]

Таково определение термина «граха», который несет гораздо большую смысловую нагрузку, чем простой перевод посредством слова «планета». Механизм одержания мы рассмотрим ниже, после того как ознакомимся с другими доктринами, которые помогут нам получить определенные знания для уяснения этих идей. Желающим разобраться более детально с явлением одержания в индийских священных писаниях рекомендую книгу [2].

Доктрина тонкого тела

Упомянутая ранее доктрина смертной и бессмертной составляющих человека в Брахманах получила свое дальнейшее развитие в Упанишадах. Корпус Упанишад формировался в течение достаточно протяженного периода времени, и число основных Упанишад определяется как 108 текстов, каждый из которых соотносится с той или иной Ведой. Во многих Упанишадах можно встретить описание каналов, отходящих от сердца и пупочного региона, описание пран, движущихся по этим каналам, цвета каналов и тому подобное.

В Шикшавали-тайтирья-упанишаде описаны участки тонкого тела, которые позднее станут определяться как чакры тонкого тела в тантрической литературе. Они представлены как места расположения тонкой солнечной энергии, спроецированной на элементы сознания индивидуума и соотносящиеся с наиболее важными ведическими мантрами: бхур, бхувар, сувар, махан.

То, что позднее станет известно как горловая, сердечная и пупочная чакры, описано в Маханараяна-упанишаде, относящейся к черной Яджурведе. Базовые аспекты тонкого тела достаточно подробно описаны в Брихадараньякапанишад, относящейся к белой Яджурведе. В ней содержится беседа между Аджаташатру и Гаргья. Аджаташатру описывает то, что происходит с сознанием человека (виджняна-маях пурушах) в глубоком сне: «...когда он находится в состоянии глубокого сна, когда он ничего не осознает, семьдесят две тысячи каналов исходят из полости сердца, полости, где виджняна-маях пурушах пребывает, постепенно скользя вовне через эти каналы...»

Доктрина тонкого тела была достаточно детально разработана в Санкхье (одной из шести даршан индийской философии) и аюрведической литературе, опирающейся на данную школу философии.

Текст VI века нашей эры Самкхясаптативритти утверждает: «Соотношение между тринадцатисложным инструментом и тонким телом подобно поддерживающему и поддерживаемому. Как поддерживаемое не может оставаться без поддерживающего… так и тринадцатисложный инструмент не может оставаться без тонкого тела, состоящего из тонких элементов (панча махабхута)». В данном случае тринадцатисложный инструмент — это пять органов чувств (джнянендрии), пять органов действия (кармендрии), чувственный ум (манас), интеллект (буддхи) и эго (ахамкара).

Доктрина о существовании тонкого тела разделялась в той или иной степени всеми основными школами философии и мистицизма Индии.

Более поздние по времени создания «йогические» Упанишады, которых насчитывается около десятка, дают очень подробное описание каналов (нади), чакр и десяти пран.

Двусторонняя коммуникация с Солнцем

Рассмотрим еще одну интересную теорию. Чхадогьяпанишад гласит: «Существует полость в граде Брахмана (в физическом теле), которая является обителью цветущего лотоса; там находится внутреннее пространство, и его следует исследовать, искренне пытаясь понять, что же это… Так же далеко, как пространство (акаша) простирается, так же далеко распространяется и пространство в сердце». И далее: «Эти лучи испускаются из Солнца и скользят в каналы, они также исходят из этих каналов и скользят обратно к Солнцу».

Сердце человека рассматривается не только как «приемник» солнечной «передачи».

Цитируемые выше Упанишады фактически дают нам систему двусторонней коммуникации, описывая каналы, которые «скользят» (срипта) в Солнце. Ведические молитвы и рецитация мантр Солнцу — это, фактически, способ «коммуникации» обратно к Солнцу посредством солнечных лучей. Солнечные лучи рассматриваются как проводники энергии/информации в обе стороны.

Связь каналов с первоэлементами

Рассмотрим еще одну теорию, являющуюся важным связующим звеном с внутренним зодиаком. Читаем далее Чхадогьяпанишад: «Так, эти каналы сердца состоят из очень тонких красно-коричневых, белых, голубых, желтых и красных; и Солнце также красно-коричневое, белое, голубое, желтое и красное». Речь в данном случае идет о соотношении цветов каналов с пятью элементами. Первоэлементы в своей наиболее тонкой форме — цвета. Подробно рассмотреть обоснование этого в рамках статьи не представляется возможным, поэтому я отсылаю вас к книге Тензина Вангьяла Ринпоче для изучения теорий и доводов [5].

Начиная со второй половины IX века приобрели популярность практики Ануттара-йога-тантр буддийской Ваджраяны. Описание тонкого тела стало достаточно сложным. Энергии часто представлялись в виде тех или иных божественных форм, наделенных конкретными атрибутами в виде украшений или предметов, которые они держали. Так, в частности, сердечная чакра представлялась как четыре канала, отходящие от центрального канала, которые затем делились еще раз на два канала, образуя восемь каналов. Тут интересно заметить, что четыре первичных канала и центральный символизировались пятью йогинями, соотносящимися с первоэлементами. Соотношение этих каналов, йогинь и первоэлементов дано в работе Цонкапы (основателя школы Гелуг тибетского буддизма) Snags rim chen mo. Детали представлены в таблице ниже.

Элемент

Йогини в Хеваджра-тантре

Йогини в Гухьясаджа-тантре

Земля

Трайвритта

Лочана

Вода

Камини

Мамаки

Огонь

Геха

Пандара

Ветер

Чандика

Тара

Тут следует напомнить, что знаки зодиака также группируются по элементам, им соответствующим. Это деление можно найти в тексте Брихат-джатака, написанном Варахамихирой. Соотношения даны в таблице ниже:

Элемент

Созвездие зодиака

Земля

Телец, Дева, Козерог

Вода

Рак, Скорпион, Рыбы

Огонь

Овен, Лев, Стрелец

Ветер

Близнецы, Весы, Водолей

Принципы изложенных выше соответствий будут использованы и усовершенствованы более поздней Калачакра-тантрой.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Содержание: Классическая йога Перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы

    Реферат
    Настоящая работа посвящена двум основополагающим текстам индийской религиозно-философской системы (даршаны) санкхья-йога, сложившейся в эпоху древности и раннего средневековья: "Йога-сутрам" Патанджали и комментарию к ним
  2. Павло штепа московство його походження, зміст, форми й історична тяглість

    Книга
    У книзі на багатому історичному матеріалі, фактах, свідченнях численних російських та закордонних авторів аналізуються передумови, витоки, закономірності виникнення, розвитку і занепаду Російської імперії.
  3. Ні рекомендації щодо його практичного використання під час підготовки до усної співбесіди й при написанні екзаменаційного твору з української мови та літератури

    Навчально-методичний посібник
    Пропонований навчально-методичний посібник призначений для вступників до Київського національного еко­номічного університету та інших вищих навчальних за-кладів України.
  4. Н-ту серія філол. 2004. Вип. 33. Ч. С. 121-128 visnyk LVIV univ. Ser. Philol. 2004. №33. Part P. 121-128 автор текст читач

    Документ
    Проаналізовано головні проблеми сучасної літературно-теоретичної думки. Зокрема зосереджено увагу на еклектичному та фраґментарному характері теперішнього літературно-теоретичного дискурсу, який легко підлягає різним трансформаціям та модифікаціям.
  5. Мирча Элиаде йога: бессмертие и свобода перевод С. В. Пахомова

    Документ
    Исходный пункт – Равносильность страдания и существования – "Я" – Субстанция – Отношения между Духом и первоматерией – Как возможно освобождение?

Другие похожие документы..