Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита состоится 21 января 2011 г. в 14.00 ч. на заседании Диссертационного Совета Д 212.043.01 по присуждению ученой степени доктора экономических н...полностью>>
'Задача'
Заметим, т .к. индексы элементов массивов A и B не совпадают (не все элементы массива Ai>T), то для обозначения индексов массива B должна быть предусм...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин (протокол № 10 от 28 июня 2007 г.) и...полностью>>
'Доклад'
Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-инт...полностью>>

1 Экономическое содержание налогов. Роль налогов в формировании финансов государства

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВВЕДЕНИЕ

В пособии учтены последние изменения в российском налоговом законодательстве. В рекомендациях дан краткий экскурс в историю возникновения налогов, изложены основы теории налогообложения и основные положения налогового права, раскрыта структура налоговой службы в РФ и принципы налогообложения, приведены порядок и сроки уплаты основных налогов РФ, а также даны пояснения по специальным налоговым режимам.

В результате изучения курса «Налоги и налогообложение» студенты должны овладеть знаниями об экономическом содержании налогов, о функциях налогов и их классификации, о видах налогов, уплачиваемых на территории России, о налоговых правонарушениях и видах ответственности за их совершение, а также другие вопросы налогообложения.

Данное пособие содержит порядок изучения курса «Налоги и налогообложение», его структуру, методические указания по изучению теоретических основ курса, раскрыты наиболее сложные темы дисциплины, основные термины и понятия, а также приведена тематика контрольных работ и перечень литературы для самостоятельного изучения.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Налоги в экономической системе общества……………………4

Тема 1.1. Необходимость возникновения налогов. Краткий экскурс в историю налогообложения………………………………………………………………..4

Тема 1.2. Экономическое содержание налогов. Роль налогов в формировании финансов государства…………………………………………………………..5

Тема 1.3. Функции налогов. Классификация налогов……………………….6

Раздел 2. Организация налогообложения в РФ. ………………………....8

Тема 2.1. Принципы налогообложения. Налоговое право…………………..8

Тема 2.2. Организация налогообложения в России………………………….9

Тема 2.3. Элементы налогообложения. Определение понятий «налог» и «сбор». Субъекты и объекты налоговых правоотношений……………………...13

Тема 2.4. Налоговые правонарушения и ответственность за их

совершение………………………………………………………………….…15

Раздел 3. Федеральные налоги……………………………………………..17

Тема 3.1. Налог на добавленную стоимость (НДС)…………………………17

Тема 3.2. Единый социальный налог (ЕСН)…………………………………18

Раздел 4. Налоги субъектов РФ (региональные налоги)………………..21

Тема 4.1. Налог на имущество организаций. ……………...………………..21

Тема 4.2. Транспортный налог………………………………………………..22

Раздел 5. Местные налоги…………………………………………………..25

Тема 5.1. Земельный налог……………………………………………………25

Раздел 6. Специальные налоговые режимы……………………………..28

Тема 6.1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)……………………..28

Основные понятия и термины…………………………………………….31

Тематика контрольных работ……………………………………………..38

Список необходимой литературы для изучения курса «Налоги и налогообложение»……………………………………………………………………….39

Методические указания по изучению дисциплины

Для получения теоретических знаний и практических навыков по вопросам налогообложения студентам рекомендуется внимательно изучить содержание всех разделов данного пособия, приложения и тематику контрольных работ, которая одновременно представляет собой вопросы для самопроверки. В пособии детально раскрыты темы, представляющие наибольший интерес с точки зрения, как основ теории налогообложения, так и особенностей исчисления отдельных видов федеральных, региональных и местных налогов налоговой системы РФ.

Раздел 1. Налоги в экономической системе общества.

Тема 1.1. Необходимость возникновения налогов. Краткий экскурс в историю налогообложения.

Налог – экономическая категория, которая играла важнейшую роль в жизни человека еще с древнейших времен. Понятие налога неразрывно связано с социальным развитием человеческого общества, появлением необходимости поддерживать общие интересы, вести совместную деятельность, содержать государство, обслуживающие его структуры и общественную сферу, обороноспособность, отдельные слои населения.

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменение функций и роли государства влияли и влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастала роль денежных налогов в формировании государственной казны.

В развитии налогообложения можно выделить несколько периодов. Первый период охватывает собой Древний мир, когда понятие «налог» еще не существовало. В классическом Древнем мире (Рим, Афины, Спарта) государство представляло собой республику. Учреждений и ведомств с оплачиваемыми чиновничьими должностями не существовало. Избранные государственные служащие финансировали исполнение своих обязательств за счет собственных средств, это было почетно. Поскольку осуществление управления государством не предполагало расходования каких-либо общественных средств, оно и не нуждалось в значительных поступлениях в казну. Налоги, за исключением периодов ведения войн, взимались с побежденных народов и иноземцев и воспринимались как выражение зависимости.

Второй этап охватывает средневековое общество. Налоги все еще нельзя отнести к основным доходам государства. Для процесса их взимания характерны высокая степень добровольности и близость к понятию «жертва». Отличительной особенностью взимавшихся в то время налогов была самостоятельность оценки налогоплательщиком своих возможностей по внесению необходимой суммы в казну.

Для государств ХVI - начала XVII в.в. был характерен сословный уклад. В то время основной его формой была монархия, еще не располагавшая регулярными налоговыми поступлениями. Расходы покрывались за счет доходов от использования в финансовом отношении регалий и собственных доменов. В случае возникновения чрезвычайной потребности властители обращались к целевым налоговым поступлениям.

Во второй половине XVII – первой трети XIX в.в. в экономических теориях господствовала идея о невмешательстве государства в экономику: предполагалось, что свободная конкуренция и рыночный механизм установления равновесия между спросом и предложением обеспечивает экономическую эффективность.

Великая депрессия ознаменовала начало кризиса всей существующей системы целей и методов управления государством в условиях ограниченного вмешательства государства в экономику. Дж. М. Кейнс обосновал необходимость использования фискальной политики и, в частности, налогов для регулирования экономики. Впервые налог рассматривается не только как способ изъятия средств, необходимых государству, но и указывается его роль в процессе регулирования экономических отношений.

В период с 1945 года в капиталистическом мире произошли события, которые вывели мировую экономику и все ее проблемы на принципиально новый уровень. На данном этапе практически все экономисты разделяют положение о необходимости налогообложения, проведены различия между понятиями налог, сбор, пошлина, доказана возможность регулирования экономики посредством налогов.

Тема 1.2. Экономическое содержание налогов. Роль налогов в формировании финансов государства.

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджета государства. Ещё К. Маркс подчеркивал: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства» (К.Маркс, Ф.Энгельс Соч. т.4. стр. 308). Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

Наряду с налоговыми доходами к государственным доходам относятся государственный кредит (государственные займы), доходы различного рода государственных фискальных монополий, а также доходы от использования государственного имущества и от его продажи.

Современные бюджетные системы включают бюджеты центрального правительства, региональных органов и органов местного самоуправления. Государственные доходы формируются главным образом за счет налогов. К важнейшим налогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся: подоходный налог, корпорационный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. Если в налоговой системе государства сделан акцент на косвенном и имущественном налогообложении, то, вероятнее всего, мы имеем дело со слаборазвитой в промышленном отношении страной. Если же в структуре налогов преобладают прямые налоги, объектом которых выступают доходы граждан, юридических лиц, их имущество, то это свидетельствует о том, что речь идет о стране с высокоразвитой экономикой.

Налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 % до 90 % всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины. За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в РФ – унитарные предприятия) и ряда специальных фондов.

Доля национального дохода, перераспределяемого через систему налогов и сборов, зависит от задач и функций государства. В тех странах, где государство особенно активно осуществляет социальную политику (скандинавские страны, Франция, Германия и др.), доля огосударствляемого национального дохода, как правило, выше. Но, соответственно, и уровень налогов в данных странах высок. На общий размер налоговых изъятий и их долю в национальном доходе также значительно влияют такие факторы, как милитаризация, формы и методы государственного вмешательства в экономику, размеры государственной собственности.

Тема 1.3. Функции налогов. Классификация налогов.

Теперь рассмотрим функции налогов как экономической категории. Следует отметить, что и в отечественной, и в зарубежной литературе по налогообложению единого мнения по данному вопросу не существует. Большинство же авторов признают следующие функции налогов: фискальную и регулирующую.

Посредством фискальной функции проявляется общественное назначение налога – обеспечение государства необходимыми ресурсами для выполнения своих функций, пополнение казны государства («фиск» - казна). Регулирующая функция тесно связана с фискальной, и наиболее полно реализуется в налоговой системе в целом, создавая некоторые преимущества отдельным приоритетным отраслям и зонам, стимулируя отдельные виды деятельности. Регулирующая функция проявляется при проведении целенаправленной налоговой политики, построения самой налоговой системы.

Значительное место в теории налогов занимает их классификация, т.е. системная группировка налогов по различным признакам.

Классификация налогов и сборов:

    1. По принадлежности к уровню власти:

- федеральные;

- региональные;

- местные.

    1. По механизму формирования:

- прямые;

- косвенные.

    1. По плательщикам:

- уплачиваемые только физическими лицами;

- уплачиваемые только юридическими лицами;

- уплачиваемые как физическими, так и юридическими лицами.

    1. В зависимости от объекта обложения:

- налоги на доходы;

- налоги на имущество;

- налоги на реализацию товаров (работ, услуг);

- налоги на определенные виды расходов;

- налоги на совершение определенных операций;

- налоги и сборы за право осуществления определенных;

видов деятельности (лицензионные платежи).

    1. В зависимости от адресности зачисления платежей:

- закрепленные;

- регулирующие.

    1. По целевой направленности:

- общие;

- целевые.

    1. По порядку уплаты:

- периодические;

- разовые.

    1. По порядку введения:

- регулярные;

- чрезвычайные.

Существуют и другие квалификационные признаки, по которым можно разделить налоги на различные группы.

Раздел 2. Организация налогообложения в РФ.

Тема 2.1. Принципы налогообложения. Налоговое право.

Классическим трудом, не потерявшим и сейчас своего значения, является книга английского экономиста Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданная в 1776 году. Основными принципами налогообложения он считал справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения. Прошло уже более 200 лет, но сформулированные им правила, которым должна удовлетворять налоговая система, актуальны и сейчас. Они гласят:

  • подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства (принцип справедливости);

  • налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица (принцип определенности);

  • каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее платить его (принцип удобства для налогоплательщиков);

  • неразумный налог создает большое искушение для контрабанды, а кары за контрабанду должны усиливаться в соответствии с искушением;

  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства (принцип экономии на издержках).

На этих принципах до настоящего времени базируются налоговые системы большинства стран. В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:

налоговое законодательство должно быть стабильно;

взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;

тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков;

способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщиков;

существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);

издержки по сбору налогов должны быть минимальны;

нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;

доступность и открытость информации по налогообложению;

соблюдение налоговой тайны.

Налоговое право представляет собой совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов и сборов в данном государстве, порядок их взимания и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.

Налоговые отношения могут существовать только при наличии соответствующего законодательного или другого нормативного акта, т.е. в форме правовых отношений. Основное содержание налогового правоотношения – одностороннее обязательство налогоплательщика внести в государственный бюджет определенную денежную сумму. Налоговое право содержит специальные нормы, устанавливающие по каждому налогу субъектов налога (налогоплательщиков), объекты обложения (основания для взимания налога), ставку (норму) налога, порядок исчисления и взимания налога, сроки уплаты, льготы по налогу, ответственность плательщиков, порядок обжалования действий налоговых органов, связанных с исчислением и взиманием налога (элементы налогообложения).

Систему налогового права в РФ составляет законодательство о налогах и сборах, представляющее собой совокупность актов законодательства, регламентирующего порядок и правила установления, введения и взимания налогов на территории РФ. Оно подразделяется на:

- законодательство РФ о налогах и сборах (федеральное);

- законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное);

- нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Финансы и кредит (1)

    Лекции
    Учебно‑методический комплекс по курсу “Финансы и кредит” составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом и утвержденным планом работы для подготовки студентов по специальности “Экономика и управление на предприятии”
  2. Рабочая программа по курсу Налоги и налогообложение

    Рабочая программа
    Цель учебной дисциплины: дать студентам базовые теоретические знания в области налогов и налогообложения, необходимые для понимания тенденций развития современной налоговой системы России, актуальных проблем исчисления налогов в Российской
  3. Экономическая теория для бакалавров

    Учебно-методическое пособие
    Экономическая теория: учебно-методическое пособие / Под ред. Кузнецова Н.Г., Лубнева Ю.П. Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ). – Ростов-на-Дону, 2010.  - 400 с.
  4. Комплекс дисциплины «финансы» наименование для специальности «5В050900»

    Конспект
    Дисциплина «Налоги и налогообложение» является специальной дисциплиной для студентов специальности «Финансы», «Учет и аудит», Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент» и «Экономика».
  5. Финансы как экономическая категория, их роль и значение в системе экономических отношений

    Документ
    Финансы – совокупность экономических отношений, которые возникают по поводу распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства (национального дохода), путем формирования и использования финансовых ресурсов для удовлетворения

Другие похожие документы..