Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Бизнес-план'
Новая Объект будет включать в себя: 4 поста автомойки Автомагазин Шиномонтаж Планируемая пропускная способность автомойки: 5400 машин в месяц Общая ч...полностью>>
'Рабочая программа'
Курс Пасторское служение и руководство общиной предназначен для студентов богословского факультета, готовящихся стать пасторами местных общин Церкви ...полностью>>
'Документ'
ФТОР (лат. Fluorum), F - химический элемент VII группы периодической си­стемы Менделеева, относится к галогенам, атомный номер 9, атомная масса 18,99...полностью>>
'Документ'
Одним із головних інститутів політичної системи є партії. Як суб”єкти формування владних відносин вони великою мірою визначають характер і спрямуванн...полностью>>

Ежегодный доклад о положении детей в Красноярском крае в 2004 году

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ежегодный доклад о положении детей в Красноярском крае в 2004 году

Оглавление.

Введение. 3-5

Демографическая характеристика. 5-7

  • Уровень жизни семей с детьми.5-6

  • Распространение бедности.6-7

Ребенок в семье. Условия, обеспечивающие право ребенка на проживание в семье.7-18

  • Реализация государственной и краевой семейной политики.5-10

  • Развитие системы социальной и психолого-педагогической поддержки семьи.10-12

  • Меры социальной поддержки семей с детьми.12-16

  • Развитие новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения.16-18

Охрана здоровья (здоровое развитие).18-20

  • Формирование здорового образа жизни.18-21

Доступность качественного образования на основе равных возможностей.21-48

  • Общее образование.21-23

  • Изменение структуры и содержания общего образования.23-24

  • Переустройство сельского сектора общего образования.24-25

  • Переход отрасли на нормативное финансирование.25-27

  • Обеспечение государственно-общественного характера управления образованием. 27-28

    • Национальная школа.28-29

    • Дошкольное образование.29-30

    • Специальное образование.30-34

    • Обеспеченность образовательных учреждений педагогическими кадрами.34-35

    • Обеспеченность учебниками.35-36

    • Доступность качественного дополнительного образования, досуга, отдыха и оздоровления детей. 36-46

    • Начальное профессиональное образование.46-48

Трудовая занятость.48-57

  • Содействие профессиональному самоопределению.48-53

  • Профессиональное образование.53-54

  • Решение вопросов трудоустройства.54-57

Детская преступность, правонарушения.57-58

Положение детей, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением, в местах исполнения наказания.58-59

Обеспечение безопасности детей.59-61

Настоящий доклад «О положении детей в Красноярском крае в 2004 году» является ежегодным докладом и подготовлен в соответствии со статьей 3 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года №12-961 «О защите прав ребенка».

Основные тенденции изменения положения детей и семьи:

- сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация потерь в уровне жизни через законодательное обеспечение прав детей и мер социальной политики по отношению к детям и семье, сохранение доступа к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

- стабилизация ситуации детской безнадзорности и правонарушений за счет создания механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях новых социальных рисков.

В Красноярском крае, как в Российской Федерации в целом, сохраняется уровень рождаемости ниже значения, необходимого для численности замещения поколений родителями.

Не изменилась структура бедности, семьи с детьми остаются основной группой бедного населения. Размеры минимальных социальных гарантий денежных доходов населения остаются недостаточными для выполнения семьей своих функций по сохранению здоровья, обеспечению жизнедеятельности и развития детей.

Сохраняется высокой общая заболеваемость детей, заболеваемость детей социально обусловленными заболеваниями, ухудшается психическое состояние здоровья детей, отмечается рост детских неврозов, внутренней тревожности и агрессивности в поведении.

Увеличивается числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Стратегическая цель краевой социальной политики в интересах детства: создание условий для проживания ребенка в семье, устройство в семью детей, оставшихся без попечения родителей, поддержка семьи по выполнению своих основных функций.

Приоритетные направления краевой социальной политики по улучшению положения детей:

- охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;

- обеспечение доступного качественного образования;

- улучшение экономических условий жизнедеятельности семей с детей;

- повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

Для реализации основой цели краевой и муниципальными органами власти в 2004 году приняты меры по обеспечению безопасного материнства и рождению здоровых детей, предупреждению и снижению детской заболеваемости и инвалидности, обеспечению доступности медицинского обслуживания, качественного образования для всех детей, независимо от мест их проживания, социального положения и уровня доходов семьи.

В крае осуществлены меры общеэкономического характера по сокращению масштабов бедности и последовательное повышение уровня жизни семьи с детьми, в том числе на основе повышения размеров заработной платы работников бюджетной сферы, пособий, других социальных выплат, пересмотра принципов предоставления социальных гарантий на основе усиления их адресности.

Концентрация средств краевого бюджета через краевые целевые программы позволила укрепить материально-техническую базу образовательных и социальных учреждений, оказать помощь социально незащищенным семьям по материальному содержанию детей, их оздоровлению и отдыху.

Основные механизмы реализация стратегической цели:

- создание нормативно-правовой базы, определяющие социальные нормы обеспеченности ребенка и семьи, имеющей финансовые и организационные механизмы реализации на краевом и муниципальном уровнях;

- адекватное финансирование предусмотренных мер;

- программно-целевой подход при реализации основных задач;

- сохранение и укрепление сети учреждений, работающих с детьми и семьей;

- повышение кадрового потенциала социальных институтов;

- межведомственная соорганизация;

- расширение участия гражданского общества на основе его интеллектуального и финансового участия в деятельности по улучшению положения детей, обеспечению их прав и интересов;

- развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Для дальнейшего решения проблем детства и семьи необходимо в условиях разграничения полномочий и бюджетных обязательств отработать способы взаимодействия с муниципалитетами, институтами гражданского общества, действующими в интересах детей, внедрить современные эффективные социально-реабилитационные, профилактические, развивающие технологии работы с семьей и детьми, мониторинг положения детей в крае, совершенствовать систему сбора и анализа статистических данных в отношении семьи и детей.

Доклад подготовлен в целях обеспечения органов законодательной и исполнительной власти всех уровней объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей и тенденциях его изменения для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их защиты и развития. Доклад основывается на официальных материалах управлений и комитетов администрации Красноярского края администраций городов и районов края, иных служб и ведомств и данных государственной статистики.

Содержание доклада отражает анализ предпринимаемых действий, направленных на решение основной стратегической задачи – создание условий для проживания ребенка в семье и поддержка семьи по выполнению своих основных функций.

Структура доклада: демографическая характеристика, положение ребенка в семье, условия, обеспечивающие право ребенка на проживание в семье, здоровое развитие, доступное качественное образование на основе равных возможностей, отдых и досуг, трудовую занятость, участие в ассоциациях и общественных организациях, обеспечение безопасности детей. Особое внимание уделено проблемам детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В приложении к докладу приведены статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения детей за последние годы, перечень нормативных правовых актов по вопросам детства, принятых в Красноярском крае в 2004 году.

Демографическая характеристика.

В крае сохраняется наметившаяся в последние годы положительная динамика в демографической ситуации. Сохраняется тенденция повышения рождаемости по отношению к 2003г. – с 11,1 до 11,2 на 1000 населения. Снизился показатель смертности – с 15,8 до 15,0 на 1000 населения, что привело к уменьшению естественной убыли населения с -4,7 до - 3,8.

При этом отмечено снижение общей численности населения по отношению к 2003 году на 19,9 тыс. человек. На начало 2003 года численность населения края составляла 2961,9 тыс. человек, в 2004 году -2942 тыс.

Численность детей в возрасте до 18 лет составила 662095 чел., что на 2,2% меньше, чем в 2003г.

Уровень жизни семей с детьми.

Уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий, определяющей обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами.

Повышение уровня жизни составляет приоритетное направление социальной политики и общественного развития края.

По данным органов социальной защиты населения, на 1 января 2005 года в Красноярском крае проживает семей с детьми до 18 лет – 425938 (на 1.01.04 г. – 439655), что на 3,3% меньше чем в 2003 году. По сравнению с 2003 годом на 11,6 % уменьшилось количество многодетных семей, сохраняется число семей с детьми-инвалидами, семей, имеющих на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличилось на 4,3% численность семей одиноких матерей.

Проблемой становится определившаяся тенденция к повышению доли неполных семей в связи с ростом числа разводов, внебрачной рождаемости.

На учете в органах социальной защиты населения состоит 237901 семей, в которых воспитывается 338711 детей. По сравнению с 2003 годом число таких семей уменьшилось на 4,8 %, что связано, с одной стороны, со сложившейся демографической ситуацией, с другой стороны, с некоторым улучшением положения семей с детьми. В то же время еще больше половины детей края (56 % от числа детского населения) испытывают потребность в дополнительной социальной поддержке.

Распространение бедности.

Сложившаяся за последние годы экономическая ситуация заметно ухудшила положение семей с детьми, снизила возможности семей по жизнеобеспечению, развитию, воспитанию и социализации детей. Анализ ситуации показал, что большинство семей с несовершеннолетними детьми таких категорий как многодетные, неполные семьи, а также семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, находятся в постоянном, затянувшемся состоянии бедности. Как следствие, большая часть населения в качестве социальной самозащиты ориентировано на бездетность или однодетность, что соответственно отразилось на динамическом показателе численности детского населения в крае.

В соответствии с постановлениями Совета администрации в 2004 году на каждый квартал устанавливалась величина прожиточного минимума. Так, на 4 квартал 2004 года в целом по краю для детей величина прожиточного минимума составляла 2802 рубля. Доходы ниже прожиточного минимума имеют многие семьи с детьми, проживающие в сельских районах края. Среди семей с тремя детьми бедность составляет более 70%. В Красноярском крае 56% детского населения нуждаются в социальной поддержке государства. Высокая иждивенческая нагрузка (наличие детей) и низкие доходы трудоспособных членов семьи одновременно способствуют бедности.

Многодетные семьи с высокой степенью вероятности попадают в группу бедных не только вследствие иждивенческой нагрузки детьми, но и в связи с недостаточными совокупными индивидуальными доходами трудоспособных членов семьи. Здесь одновременно действует нескольких факторов бедности. Большое число детей в семье - это зачастую ограниченные возможности занятости женщин-матерей, что, в свою очередь, усугубляет материальное положение многодетных семей. Во многих таких семьях матери не работают, либо заняты на рабочих местах, не требующих квалификации и, следовательно, мало оплачиваемых.

В группу риска бедности попадают и молодые семьи, когда появление ребенка резко понижает материальную обеспеченность семьи. Проблемы повышенного риска бедности молодых семей после рождения ребенка, прежде всего, связаны с двойной иждивенческой нагрузкой: появление ребенка и уход матери от активной профессиональной деятельности.

Одним из факторов бедности также является наличие в семье инвалидов. Федеральным законом от 24.11.95 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривается право инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, к информации, которое на практике часто не действует. Таким образом, закрепляется дискриминация, т.е. нарушение принципа равноправия, закрепленного и в международных документах о правах человека, и в Конституции РФ.

Социальным фактором, снижающим совокупные доходы семьи и увеличивающим иждивенческую нагрузку, является и наличие в семье безработных.

Если рассматривать дифференциацию уровня бедности в поселенческом разрезе, то, в первую очередь, следует отметить более высокий риск бедности для сельских семей, для которых особенно остро стоит проблема жизнеобеспечения. Семьи из сельских районов обременены тем, что имеют среднедушевой доход ниже прожиточного уровня, так как в отраслевом разрезе именно в сельском хозяйстве фиксируется самый низкий уровень оплаты труда и отмечается более высокий уровень общей безработицы.

Анализ изменения уровня жизни семей с детьми в Красноярском крае доказывает необходимость принятия комплекса мер, ориентированных на оказание помощи малоимущим семьям; поддержку многодетных и неполных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, семей с детьми, проживающих в сельской местности.

В крае необходимо создать условия, позволяющие работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности, и развивать эффективную систему поддержки семей, находящихся в социально уязвимом положении.

Действия, направленные на повышение благосостояния населения края, образовательного и культурного уровня, развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, смогут обеспечить снижение социального сиротства, профилактику безнадзорности несовершеннолетних.

Ребенок в семье. Условия, обеспечивающие

право ребенка на проживание в семье.

Реализация государственной и краевой семейной политики.

Учитывая важнейшее значение семьи, как фундаментального института, который обеспечивает всем своим членам экономическую, социальную, духовную и физическую безопасность, в Красноярском крае ведется работа по созданию и развитию условий для социальной защиты семьи и детей.

Концепция семейной политики в Красноярском крае, целью которой является обеспечение условий для выполнения семьей своих основных функций: экономической, репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной, реализуется в соответствии с Законом Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-961 "О защите прав ребенка", постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 05.06.01 г. № 14-1343-п «О концепции семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства на 2001 - 2005 годы», Законом Красноярского края от 31.10.02 г. № 4-608 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основные направления реализации краевой политики в отношении семьи, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства:

-обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;

-создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей;

-охрана материнства, отцовства, защита прав детей;

-поддержка экономической самостоятельности семьи.

Конкретные меры по улучшению положения семей в Красноярском крае в 2004 году закреплены постановлением Совета администрации края от 30.06.04 г. № 174-п «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Красноярском крае до 2010 года» (региональный план действий в интересах детей), разработанные в соответствии с Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года (национальный план действий в интересах детей) и программой социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года.

Реализация краевой семейной политики кроме традиционных мер (адресная помощь, льготы) предполагает развитие таких механизмов как сотрудничество со средствами массовой информации, общественными организациями и объединениями, занимающимися проблемами семьи и детей. С целью регулирования деятельности по оказанию краевой государственной поддержки социальных инициатив граждан, общественных объединений и организаций в сфере гражданского образования, профилактики правонарушений несовершеннолетних, организации поддержки семьи, детства, охраны здоровья, физической культуры и спорта, детского и молодежного досуга, социальной помощи наиболее нуждающимся категориям граждан в 2004 году принят Закон Красноярского края от 25.05.04 г. № 10-1974 «О краевых социальных грантах».

Федеральный закон от 22.08.04 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внёс значительные изменения в части распределения отдельных государственных полномочий и бюджетных обязательств.

Учитывая введение нового механизма предоставления гражданам государственной социальной помощи, Советом администрации края была проведена работа по реализации комплекса мер, направленных на приведение системы социальной защиты граждан края в соответствие с разграничением полномочий.

В соответствии с этим возникла необходимость признания утратившим силу Закона Красноярского края от 17.12.96 г. №12-386 «Об основах социального обслуживания населения в Красноярском крае», содержащего в себе нормы двух федеральных законов о социальном обслуживании: Федерального закона от 10.12.95 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Федерального закона от 02.08.95 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В связи с внесением в вышеуказанные федеральные законы значительных изменений и руководствуясь новой редакцией статьи 21 Федерального закона от 10.12.95 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации», предусматривающей, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов полномочий органов государственной власти Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания населения, был принят Закон Красноярского края от 10.12.04 г. № 12-2705 «О социальном обслуживании населения».

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10.12.95 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» социальное обслуживание населения, осуществляемое в соответствии с нормами, устанавливаемыми законом края, отнесено к расходным обязательствам Красноярского края и к компетенции органов исполнительной власти субъекта. В законе определены категории граждан, социальное обслуживание которых отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации; определен перечень краевых государственных учреждений социального обслуживания, фактически созданных в крае в соответствии с действующим законодательством до 1 января 2005 года; предусмотрена норма по оказанию материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; закреплены основные виды социального обслуживания и изложены порядок и условия их предоставления, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Принятие Федерального закона от 22.08.04 г. №122-ФЗ предусматривает передачу имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации до 1 января 2006 года. Законом Красноярского края от 10.12.04 г. № 12-2705 «О социальном обслуживании населения» 2005 год определен, как переходный период, в течение которого на территории края действуют муниципальные учреждения социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Принятый Закон Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления Красноярского края государственными полномочиями по социальному обслуживанию населения» на 2005 год наделяет органы местного самоуправления (местные администрации) районов (муниципальных районов) и городов (городских округов) государственными полномочиями по социальному обслуживанию населения и предусматривает направление субвенций в территории на их исполнение. Созданная в крае оптимальная структура органов управления социальной защиты населения обеспечивает выполнение полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию, возложенных на субъект Российской Федерации.

Изменения федерального законодательства повлекли за собой и изменения в отношении решения вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в этой связи был принят Закон Красноярского края от 10.12.04 г. № 12-2713 «О внесении изменений в Закон края «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» для законодательного закрепления:

-обязанностей учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по обеспечению на безвозмездной основе питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия несовершеннолетних, находящихся в данных учреждениях;

-норм, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, финансирование деятельности которых является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Нормы утверждены постановлением Совета администрации края от 21.01.05 г. № 16-п «Об утверждении норм обеспечения несовершеннолетних питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с этим законом учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляют перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов и иных детских учреждений. Порядок осуществления деятельности по перевозке утвержден Указом Губернатора края от 21.01.05 г. № 2-уг «Об утверждении Порядка осуществления деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории Красноярского края несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов и иных детских учреждений».

Право детей, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, проживающих на территории Красноярского края в семьях, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленную в районах края для детей, на компенсацию расходов в размере 50 процентов стоимости проезда на международном транспорте один раз в год к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации закреплено Законом Красноярского края от 24.12.04 г. № 13-2843 «О внесении изменений в Закон края «О защите прав ребенка».

В соответствии с изменениями в разграничении полномочий внесены изменения в краевые целевые программы «Дети-инвалиды» на 2003-2005 годы», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2003-2005 годы».

Для реализации краевой политики в части социальной поддержки семьи и детей определены следующие задачи:

-разработка и принятие Концепции семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства на 2006 – 2010 годы с учетом программы социально-экономического развития края;

- совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на поддержку многодетных семей;

-развитие эффективных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе семейно-воспитательных групп, приемных семей;

- разработка социальных, экономических, организационных технологий, направленных на самообеспечение граждан, повышение значимости семьи, профилактику безнадзорности правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства;

-перевод учреждений социального обслуживания семьи и детей, в государственную собственность;

-активизация взаимодействия государственных органов и общественных организаций в интересах семьи.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Е. В. Жижко и С. Д. Чигановой

    Документ
    Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки: монография / Краснояр. Гос. ун-т, Юрид. Ин-т, соц.-правовой факультет; под общей редакцией Е.
  2. Положение детей-сирот и меры по их поддержке 54 Положение детей-инвалидов и меры по их социальной поддержке 59

    Реферат
    Настоящий доклад «О положении детей в Томской области» представляет собой анализ основных аспектов положения детей в Томской области в 2004 году, а также меры по его улучшению.
  3. Законодательное собрание Красноярского края (1)

    Закон
    Кондрашев А.А (канд. юрид. наук) – подраздел 1.2, раздел 3, подразделы 4.12 (совместно с Шарниной Л.А.) и 7.4 (совместно с Роньжиной О.В), раздел 10 (кроме 10.
  4. Пояснительная записка к проекту закона красноярского края «об утверждении отчета об исполнении краевого бюджета за 2008 год»

    Пояснительная записка
    постановление Правительства Красноярского края от 05.06.2008 № 273-п «Об утверждении порядка осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной
  5. Конференция проводится в рамках программы партнёрства Правительства Красноярского Края и Агентства США по международному развитию (usaid) «Эффект присутствия. Этап II.» Содержание

    Документ
    Конференция проводится в рамках программы партнёрства Правительства Красноярского Края и Агентства США по международному развитию (USAID) «Эффект присутствия.

Другие похожие документы..