Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Цель: Сформировать знания о населении и особенностях хозяйства США; показать зависимость хозяйственной деятельности населения от природных условий ст...полностью>>
'Документ'
Насладившись прелестями городской жизни и сделав все дела в Вене, мы предлагаем Вам провести один день на горном воздухе и заняться доступным для всех...полностью>>
'Документ'
Бывает, что слово не обязательно произносить: его чувствуют. Детей берут на руки и обнимают. Нежный и ласковый голос может все высказать и свидетельс...полностью>>
'Заседание'
заседания Квалификационной комиссии по результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок на право заключения договоров на поставки в январе 2011 ...полностью>>

Примерная программа наименование дисциплины «информатика с основами математической биостатистики» Рекомендуется для направления подготовки (специальности)

Главная > Примерная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ. зан.

Лаб. зан.

Семин

СРС

Всего час.

1.

Основные понятия и методы теории информатики

2

2

4

8

2.

Технические и программные средства реализации информационных процессов

4

10

14

28

3.

Локальные и глобальные сети ЭВМ.

Методы защиты информации

4

2

4

4

14

4.

Основные понятия теории вероятностей

2

4

6

5.

Статистические данные

Дескриптивные и графические методы анализа данных

4

2

2

6

14

6.

Статистическое оценивание, проверка гипотез

2

2

6

10

20

7.

Исследование зависимостей

4

2

4

6

16

8.

Методы многомерного статистического анализа.

Планирование эксперимента.

2

2

6

10

9.

Программное обеспечение анализа данных на персональных компьютерах

4

6

18

28

Всего:

28

10

34

72

144

  1. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость (час.)

1.

2

Технические и программные средства реализации информационных процессов

10

2.

3

Локальные и глобальные сети ЭВМ.

Методы защиты информации

4

3.

5

Статистические данные

Дескриптивные и графические методы анализа данных

2

4.

3

Статистическое оценивание, проверка гипотез

6

5.

7

Исследование зависимостей

4

6.

8

Методы многомерного статистического анализа Планирование эксперимента

2

7.

9

Программное обеспечение анализа данных на персональных компьютерах

6

Всего:

34

  1. Практические занятия

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоемкость (час.)

1.

1

Основные понятия и методы теории информатики

2

2.

3

Локальные и глобальные сети ЭВМ.

Методы защиты информации

2

3.

5

Статистические данные

Дескриптивные и графические методы анализа данных

2

4.

6

Статистическое оценивание, проверка гипотез

2

5.

7

Исследование зависимостей

2

Всего:

10

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) - не предусмотрено.

    1. Учебно – методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Безручко, В.Т. Информатика (курс лекций) : учеб. пособие / В.Т. Безручко. – М. : ИД "ФОРУМ" : ИНФРА-М, 2006. – 432 с.: ил. – (Высшее образование).

  2. Безручко, В.Т. Компьютерный практикум по курсу "Информатика" : учеб. пособие / В.Т. Безручко. – 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИД "ФОРУМ" : ИНФРА-М, 2006. – 368 с.: ил. + CD. – (Высшее образование).

  3. Биометрика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: , свободный.

  4. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие для вузов / В. Е. Гмурман. – 11-е изд., стереотип. –М. : Высшая школа, 2005. – 478 с.

  5. Макарова, Н.В. Информатика : учебник / Н.В. Макарова. - 5-е изд., перераб. – М. : Финансы и статистика, 2009. – 768 с.

  6. Симонович, С.В. Информатика. Базовый курс : учебник / С.В. Симонович. - 2-е изд.– СПб.: Питер, 2006. - 640 с.

б) дополнительная литература

  1. Носов, В. Н. Компьютерная биометрика : учеб. пособие / В. Н. Носов; под ред. В. Н. Носова. – М. : МГУ, 1990. - С. 3-89, 101-130, 148-187.

  2. Лакин, Г.Ф. Биометрия : учеб. пособие для биол. спец. вузов / Г.Ф. Лакин. – 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 1990. – 352 с.

  3. Мхитарян, В. С. Статистика : учебник / В. С. Мхитарян [и др.]; под ред. В. С. Мхитаряна. –М. : Экономист, 2006. – 669 с.

  4. Фадеева, Л. Н. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие / Л.Н. Фадеева, А.В. Лебедев; под ред. Л.Н. Фадеевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 496с.

в) программное обеспечение

  • методические рекомендации по решению контрольных работ в электронном виде на сайте академии;

  • компьютерные тесты по всем разделам курса

    1. Материально – техническое обеспечение дисциплины:

3 дисплейных класса ПК, объединенных в локальную вычислительную сеть, аудитория, оборудованная мультимедийной установкой.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

11.1 Методические рекомендации преподавателю.

В первой части семестра изучаются основные понятия и методы теории информатики, технические и программные средства реализации информационных процессов, основные понятия теории вероятностей, виды статистических данных, дескриптивные и графические методы анализа данных.

Основное внимание уделяется математическим методам в биологии, особенностям исследования биологического материала, методам и подходам статистического оценивания и статистической проверке гипотез, исследованию зависимостей.

Во второй части семестра упор делается на технику практического применения методов математической статистики для полного цикла обработки данных – начиная от их сбора, анализа аномальностей, исследования законов распределений, дисперсионного и регрессионного анализа и, кончая способами представления результирующей информации.

Также рассматриваются вопросы многомерного статистического анализа, планирования эксперимента и дается обзор программного обеспечения анализа данных на персональных компьютерах. Большое внимание уделено компьютерному практикуму.

Промежуточный срез знаний проводится письменно (контрольные задания). Тестирование может осуществляться студентами и в качестве самостоятельной подготовки как по отдельным темам (по прилагаемым вопросам), так и по полному объему дисциплины.

По изучаемому курсу студенты выполняют индивидуальные задания в виде домашних заданий, рефератов, расчетно – графических работ, определенных вопросами преподавателя и рабочей программой дисциплины. Семестр заканчивается зачетом и экзаменом.

11.2 Методические указания для студентов:

11.2.1. Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

  1. Информация, информационные технологии. Формы и способы представления информации.

  2. Операционные системы. Виды операционных систем и их сравнительный анализ.

  3. Текстовые и табличные процессоры. Сравнительный анализ.

  4. Системы управления базами данных (СУБД). Функциональные возможности СУБД. Основные этапы технологического процесса обработки информации с использованием СУБД.

  5. Технологии обработки графической информации. Графические редакторы.

  6. Системы программирования. Эволюция языков программирования. Технологии программирования

  7. Понятие о структурном программировании. Объектно-ориентированное программирование.

  8. Компьютерные сети. Услуги сети Интернет.

  9. Информационная безопасность. Методы защиты информации в сетях.

  10. Классификация и характеристики компьютерных вирусов. Современные антивирусные средства.

  11. Пространство элементарных исходов и случайные события.

  12. Операции над событиями: вероятности событий и их свойства.

  13. Условная вероятность и независимость событий, теорема Бернулли.

  14. Формула полной вероятности и формула Байесса. Формула Бернулли.

  15. Случайные величины и функция распределения вероятностей.

  16. Дискретные случайные величины. Непрерывные случайные величины и функция плотности вероятностей.

  17. Характеристики распределений случайной величины (математическое ожидание, дисперсия, медиана, мода и др.). Примеры распределения случайных величин.

  18. Распределение Бернулли, биномиальное распределение, распределение Пуассона, непрерывное и дискретное равномерное распределение, нормальное распределения.

  19. Методика планирования эксперимента.

  20. Распределения, связанные с нормальным (распределение хи-квадрат, распределение Стьюдента и распределение Фишера). Условные распределения и независимость случайных величин. Коэффициент корреляции. Двумерное нормальное распределение.

  21. Анализ статистических данных в пакетах Statistica и StatSoft.

11.2.2. Примерный перечень вопросов к экзамену:

  1. Понятие об информации. Свойства информации. Способы и формы представления информации.

  2. Технические средства реализации информационных процессов. Состав и назначение основных элементов персонального компьютера. Запоминающие устройства. Периферийные устройства. Устройства ввода/вывода данных.

  3. Программное обеспечение персонального компьютера. Классификация программного обеспечения.

  4. Системное программное обеспечение. Текстовые и графические редакторы.

  5. Табличный процессор. Базы данных.

  6. Прикладные программы и системы. Классификация. Пакеты программ статистической обработки информации Statistica и StatSoft.

  7. Системы программирования. Языки программирования.

  8. Компьютерные сети. Архитектура компьютерных сетей. Услуги сети Интернет.

  9. Информационная безопасность. Методы защиты информации.

  10. Основные понятия теории вероятностей, случайные события.

  11. Условная вероятность и независимость событий.

  12. Случайные величины и функция распределения вероятностей, дискретные случайные величины. Непрерывные случайные величины и функция плотности вероятностей.

  13. Характеристики распределений случайной величины (математическое ожидание, дисперсия, медиана, мода). Примеры распределения случайных величин.

  14. Распределение Бернулли, биномиальное распределение, распределение Пуассона, непрерывное и дискретное равномерное распределение, нормальное распределение.

  15. Распределения, связанные с нормальным (распределение 2, распределение Стьюдента и распределение Фишера).

  16. Понятие случайной выборки. Примеры реальных биологических экспериментов.

  17. Статистические данные: матрица экспериментальных данных, переменные и наблюдения, количественные и ранговые переменные.

  18. Дескриптивные и графические методы анализа данных. Гистограмма: эмпирическая функция распределения.

  19. Столбчатые, секторные диаграммы.

  20. Понятие статистической оценки. Свойства оценок: несмещенность, состоятельность, эффективность.

  21. Метод максимального правдоподобия и точечное оценивание характеристик распределения (эмпирическая частота, выборочное среднее, выборочная дисперсия). Интервальное оценивание.

  22. Доверительный интервал. Доверительные интервалы для математического ожидания и дисперсия нормального распределения.

  23. Логика проверки статистических гипотез. Ошибки первого и второго рода, уровень значимости и мощность критерия.

  24. Одновыборочные и двухвыборочные критерии. Сравнение параметров биномиальных и пуассоновских распределений.

  25. Критерии согласия (2 критерий, критерий Колмогорова-Смирнова). Непараметрические процедуры проверки гипотез.

  26. Линейный регрессионный анализ, множественная линейная регрессия.

  27. Метод наименьших квадратов.

  28. Доверительные интервалы и проверка гипотез в линейном регрессионном анализе.

  29. Однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ.

  30. Корреляционный и дисперсионный анализ.

  31. Методика планирования эксперимента.

11.2.3. Примерный перечень тестовых заданий по дисциплине:

1. При реализации пользовательского интерфейса операционные системы разделяются на:

а) локальные и глобальные

б) общие и частные

в) графические и не графические

г) программные и аппаратные

2. Служба системы Интернет и электронная почта (e-mail) позволяет абонентам обмениваться информацией в виде:

а) сообщений и прикрепленных к ним файлов

б) исключительно текстовых сообщений

в) исполняемых программ

г) исключительно баз данных

3. Дано: в ячейке А1 значение 1, в А2 - значение 2, в В1 – значение 2, В2 – пустая ячейка. Определить результат в ячейке В3, в которой записана формула =МАКС(А1:В2; А1+В2; А2+А1):

а) 1

б) 4

в) 5

г) 3

4. Разные файлы могут иметь одинаковые имена, если

а) они имеют разный объем

б) они созданы разными пользователями

в) они хранятся в разных папках

г) они созданы в разные дни

  1. Какой атрибут должен обязательно иметь компьютер, подключений к Интернет:

а) доменное имя

б) IP - адрес

в) домашнюю WEB страницу

г) WEB страницу

6. Способами представления графической информации являются:

а) параметрический и структурный

б) физический и логический

в) точечный и пиксельный

г) векторный и растровый

7. Количество информации, необходимое для различения двух равновероятных событий, называется

а) мегабайтом

б) байтом

в) битом

г) бодом

8. Гигабайт содержит:

а) 1024 Килобайт

б) 1000 Килобайт

в) 1000 Мегабайт

г) 1024 Мегабайт

9. Система программирования включает компонент для перевода исходного текста в машинный код, который называется:
а) переводчиком

б) построителем кода

в) преобразователем

г) компилятором

10. При проведении классификации информации по ее общественной значимости в списке будет отсутствовать вид информации:

а) специальная

б) личная

в) массовая

г) визуальная

11.К свойствам информации не относятся:

а) актуальность

б) достоверность

в) универсальность

г) полноту

12. К периферийным устройствам ПК не относятся:

а) принтер

б) клавиатуру

в) сканер

г) плоттер

13. Укажите ответ в котором представлены функции приложения Проводник:

а) подготовка простейших текстовых документов

б) форматирование флоппи дисков

в) выполнение операций над объектами файловой системы

г) редактирование файлов

14. К топологии компьютерных сетей не относят:

а) прямую

б) радиальную

в) звездную

г) шинную

15. Внешним заполняющим устройством является:

а) КЭШ - память

б) FLASH USB DRIVE

в) оперативная память

г) арифметико – логическое устройство

16. Математическое ожидание постоянной величины равно:

а) 0

б) 1

в) этой величине

г) квадрату этой величины

17. Если все значения случайной величины увеличить на какое – то число, то ее дисперсия:

а) не измениться

б) увеличится на это число

в) уменьшится на это число

г) увеличится в это число раз

18. Известен доход по 4 фирмам , , , . Известна также средняя арифметическая по 5 фирмам, равная . Доход пятой фирмы равен:

а) 9

б) 4

в) 6

г) 8

19. Если математическое ожидание оценки при любом объеме выборки равно самому оцениваемому параметру, то точечная оценка называется:

а) состоятельной

б) эффективной

в) несмещенной

г) все ответы верны

г) распределение Стьюдента

20. При построении доверительного интервала для генеральной доли или вероятности при малых объемах выборки используют

а) распределение Пирсона

б) нормальный закон распределения

в) формулу Бернулли

г) распределение Стьюдента

21. От чего зависит число степеней свободы в распределении Стьюдента?

а) от доверительной вероятности

б) от объема выборки

в) от доверительной вероятности и объема выборки

г) от значения выборочной дисперсии

22. При проверке гипотезы о равенстве генеральных средних двух нормальных совокупностей с известными генеральными дисперсиями используется:

а) распределение Пирсона

б) F – распределение Фишера – Снедекора

в) распределение Стьюдента

г) нормальный закон распределения

23. На основании 20 наблюдений выяснено, что выборочная доля дисперсии случайной величины y, вызванной вариацией x, составит 64%. Известно, что коэффициент корреляции равен:

а) 0,64

б) -0,8

в) 0,8

г) 0,8 или -0,8

24. По результатам выборочных наблюдений были получены выборочные коэффициенты регрессии: ; . Тогда выборочный коэффициент детерминации равен:

а) -0,81

б) 0,81

в) 0,9

г) -0,9

25. Из генеральной совокупности извлечена выборка объема n=50

1

2

3

4

10

9

8

Тогда равен:

а) 50

б) 24

в) 23

г) 7

26. Непрерывная случайная величина X задана плотностью распределения вероятностей . Тогда М (2x-1)=…

а) 1

б) -2

в) -3

г) 4

27. Точечная оценка математического ожидания нормального распределения равна 10. тогда его интервальная оценка может иметь вид…

а) (10; 10,9)

б) (8,4; 10)

в) (8,5; 11,5)

г) (8,6; 9,6)

28. График функции распределения вероятностей непрерывной случайной величины X, распределенной равномерно в интервале (-1;3) имеет вид:

Тогда математическое ожидание X равно…

а) 1

б) 4

в) 3

г) 2

29. Непрерывная случайная величина задана функцией распределения вероятностей:

Тогда вероятность p(0,5<x<1) равна…

а) 5/16

б) 3/16

в) 1/8

г) 7/96

30. Выборочное среднее , выборочная мода . Тогда о знаке асимметрии этого эмпирического распределения можно сделать заключение…

а)

б)

в)

г) вопрос требует дополнительного исследования

31, 32 …не менее 100

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Вариант ответа

в

а

г

в

б

г

в

г

г

г

в

б

в

а

б

№ вопроса

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Вариант ответа

в

а

г

в

г

б

г

г

б

в

в

в

а

б

в

Разработчики:

_________________ ___________________ _______________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

_________________ ____________________ _______________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

_________________ ___________________ _______________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

_________________ ___________________ _______________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



Скачать документ

Похожие документы:

  1.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.
  2. Научно-исследовательская работа студентов всегда являлась важной составляющей частью учебного процесса в нашем вузе. Первоначально она была оформлена только в виде кружков сно.

    Научно-исследовательская работа
    Научно-исследовательская работа студентов всегда являлась важной составляющей частью учебного процесса в нашем ВУЗе. Первоначально она была оформлена только в виде кружков СНО.
  3. Биттуева Мадина Мухаматовна кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры генетики, селекции (1)

    Лекции
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ЕН.Р.01 «Биологическая статистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201.
  4. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по интегративной психологии (3)

    Сборник статей
    Книга адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психологической и социальной работы с населением.

Другие похожие документы..