Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» магистерской программы «Экономика окружающей среды и природных ресурсов» (5)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:
Проректор по учебной работе
_______________________ /Л.М. Волосникова/
__________ _____________ 2011 г.
МАКРОЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ КУРС)
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 080100.68 «Экономика»
магистерской программы «Экономика окружающей среды и природных ресурсов»
(очно-заочной формы обучения)
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор (ы) работы _____________________________/Т.В. Погодаева, Лиман И.А./
«______»___________2011г.
Рассмотрено на заседании кафедры экономики финансов и учета (23.05.2011№9)
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем _________стр.
Зав. кафедрой ______________________________/Лиман И.А/
«______»___________ 2011 г.
Рассмотрено на заседании ученого совета ИДПО
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель ученого совета_________________/Марочкин С.Ю./
«______»_____________2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт дополнительного профессионального образования
Кафедра экономики финансов и учета
Т.В. Погодаева, И.А. Лиман
МАКРОЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ КУРС)
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 080100.68 «Экономика»
магистерской программы «Экономика окружающей среды и природных ресурсов»
(очно-заочной формы обучения)
Тюменский государственный университет
2011
Т.В. Погодаева, И.А. Лиман Макроэкономика (продвинутый уровень). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.68 «Экономика» магистерской программы «Экономика окружающей среды и природных ресурсов» (очно-заочной формы обучения) Тюмень, 2011,
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: макроэкономика (продвинутый уровень) [электронный ресурс] / Режим доступа: ., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой экономики, финансов и учета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Лиман И.А., заведующий кафедрой экономики, финансов и учета, д.э.н.
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Т.В. Погодаева, И.А. Лиман 2011.
Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины
Предлагаемый курс представляет собой систематическое изложение основных вопросов макроэкономической статики и динамики для студентов направления 080100.68 «Экономика». Принципиальное отличие нового курса заключается в том, что существующие на настоящий момент основные теоретические макроэкономические модели будут изложены с учетом результатов последних достижений мировой и отечественной экономической науки. Данный подход позволит значительно расширить возможности по комплексной подготовке специалистов в области макроэкономического анализа и управления открытой национальной экономикой.
Целью изучения дисциплины «Макроэкономика (продвинутый курс)» является углубление знаний слушателей в области макроэкономической теории, ориентированной на моделирование макроэкономической динамики об основах и механизмах функционирования экономической системы на национальном уровне, а также развитие практических умений и навыков, позволяющих принимать решения в конкретной макроэкономической среде.
Для достижения поставленной цели постелены следующие задачи:
овладение методологией макроэкономических исследований;
освоение закономерностей функционирования национальной экономики при различных экономических условиях;
развитие навыков построения макроэкономических моделей и их применения в процессе анализа экономических процессов и явлений;
сравнительный анализ различных (альтернативных) моделей экономики с обсуждением основных областей дискуссии, ведущейся между разными экономическими школами,
развитие способностей оценивать экономические последствия мер макроэкономической политики государства, ее эффективность;
формирование и закрепление у студентов навыков теоретического анализа проблем экономики на макроуровне,
формирование и закрепление у студентов навыков и приемов практического анализа экономических проблем, возникающих на макроуровне,
знание и понимание проблем, не решенных в настоящее время макроэкономической наукой.
Решение указанных задач позволит студентам как потенциальным работникам государственных органов разного уровня, принимающим непосредственные макроэкономические решения, или как будущим специалистам бизнеса, умеющим учитывать влияние макроэкономических показателей на результаты деятельности фирмы, принимать эффективные экономические решения. Приобретенные теоретические знания и практические навыки должны применяться при проведении самостоятельных аналитических разработок по тем или иным макроэкономическим проблемам.
Новизной курса «Макроэкономика» является сочетание традиционных теоретических подходов макроэкономики продвинутого уровня и современного подхода в исследовании макроэкономических проблем в рамках новой политической экономии. Дополнительное внимание в курсе уделено специфическим социально-политическим проблемам российской экономики. Курс «Макроэкономика» включает наиболее важные проблемы макроэкономического развития национальной экономики. Выбранные проблемы излагаются последовательно по соответствующим разделам, и включают как классические теоретические и аналитические разработки, так и альтернативные, а также конкретные ситуации и их решения. Программа курса соответствует требованиям ГОС нового поколения.
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
В соответствии с государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Экономика» дисциплина «Макроэкономика (продвинутый курс)» входит в базовую часть профессионального цикла магистерской программы. Для успешного освоения дисциплины студенты должны обладать знаниями в рамках следующих курсов бакалаврского уровня: макроэкономика, микроэкономика, эконометрика, линейная алгебра, математический анализ, дифференциальные уравнения.
Для успешного освоения дисциплины «Макроэкономика» студент-магистр должен знать:
сущность экономических процессов, экономические категории и показатели, и их взаимосвязи;
основы математического анализа, теории вероятностей и математической статистики и области их применения в анализе экономических процессов;
математические принципы построения основных расчетных формул.
Кроме того студент магистр должен уметь использовать современные технические средства и информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач.
Знания и навыки, приобретаемые студентами в данном курсе, необходимы им для изучения прикладных дисциплин магистерской программы. С учетом его собственной ценности, курс является основой для последующих курсов: налоги и налогообложение, международные финансы и валютно-кредитные отношения.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способен самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3);
способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);
способен разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-7);
способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;
основные макроэкономические проблемы, такие, как экономический рост, инфляция и безработица,
инструменты макроэкономической политики и механизмы их влияния на национальную экономику;
основные результаты современных исследований в области макроэкономики.
Уметь:
использовать макроэкономические модели в процессе анализа экономических процессов и явлений;
применять инструментарий макроэкономической теории для анализа социально-экономических проблем,
оценивать экономические последствия мер макроэкономической политики государства, ее эффективность;
уметь использовать результаты эмпирических исследований при сравнении конкурирующих макроэкономических теорий;
формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на макроэкономическом уровне;
пользоваться аналитическими инструментами, используемыми в современной макроэкономике с целью их дальнейшего применения в исследовательской деятельности.
Владеть:
методологией макроэкономического исследования;
навыками макроэкономического моделирования с применением современных инструментов;
выбора и применения инструментальных средств для исследования динамики макроэкономических показателей
выявления тенденций в развитии социально-экономических процессов;
навыками самостоятельной исследовательской работы.
Структура и трудоемкость дисциплины
Семестр – 2. Форма промежуточной аттестации экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.
Тематический план
Тематический план дисциплины «Макроэкономика (продвинутый уровень)» представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Тематический план
№ | Тема | недели семестра | Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. | Формы контроля | |||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Самостоятельная работа | Из них в интерактивной форме | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 | 9 |
1 | Равновесие на товарном рынке. Моделирование потребления и инвестиций | 1-2 | 2 | 4 | 8 | 2 | Эссе |
2 | Модели общеэкономического равновесия | 3-4 | 2 | 4 | 8 | 2 | Расчетно-аналитическое задание |
3 | Теория деловых циклов | 5-6 | 2 | 4 | 8 | 2 | Эссе |
4 | Инфляция и монетарная политика | 7-8 | 2 | 4 | 8 | 2 | доклад |
5 | Фискальная политика и государственный долг | 9-10 | 2 | 4 | 8 | 2 | Эссе |
6 | Стабилизационная политика в открытой экономике | 11-13 | 3 | 6 | 10 | 3 | Расчетно-аналитическое задание |
7 | Теории экономического роста | 14-16 | 3 | 6 | 10 | 3 | Эссе |
Итого часов: | 16 | 16 | 32 | 60 | 16 | экзамен | |
из них часов в интерактивной форме | 2 | 14 |
Таблица 2.
Планирование самостоятельной работы студентов
№ | Тема | Виды СРС | Неделя семестра | Объем часов | |
обязательные | дополнительные | ||||
1 | Равновесие на товарном рынке. Моделирование потребления и инвестиций | Работа с литературой, ответ на семинаре, анализ конкретной ситуации | Расчетно-аналитическое задание | 1-2 | 8 |
2 | Модели общеэкономического равновесия | Работа с литературой, ответ на семинаре, анализ конкретной ситуации | Расчетно-аналитическое задание | 3-4 | 8 |
3 | Теория деловых циклов | Работа с литературой, ответ на семинаре, анализ конкретной ситуации | Расчетно-аналитическое задание, подготовка доклада | 5-6 | 8 |
4 | Инфляция и монетарная политика | Работа с литературой, ответ на семинаре, анализ конкретной ситуации | Эссе, подготовка доклада | 7-8 | 8 |
Темы 1-4 | Контрольная работа | 8 | |||
Фискальная политика и государственный долг | Работа с литературой, ответ на семинаре, анализ конкретной ситуации | Эссе, подготовка доклада | 9-10 | 8 | |
Стабилизационная политика в открытой экономике | Работа с литературой, ответ на семинаре, анализ конкретной ситуации | Подготовка доклада | 11-13 | 10 | |
Теории экономического роста | Работа с литературой, ответ на семинаре, анализ конкретной ситуации | Подготовка доклада | 14-16 | 10 | |
Темы 5-7 | Контрольная работа | 16 | |||
ИТОГО: | 60 |
Похожие документы:
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» магистерской программы «Экономика окружающей среды и природных ресурсов» (1)
Учебно-методический комплексШигапбаева Г.Н. Малоотходные и безотходные технологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.68 «Экономика» магистерской программы «Экономика окружающей среды и природных ресурсов» (очно-заочнойУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» магистерской программы «Экономика окружающей среды и природных ресурсов» (2)
Учебно-методический комплексАхмедова И. Д. КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ В ЭКОНОМИКЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» магистерской программы «Экономика окружающей среды и природных ресурсов» (6)
Учебно-методический комплексАхмедова И. Д. АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» магистерской программы «Экономика окружающей среды и природных ресурсов» (3)
Учебно-методический комплексВилков Н.О. История и методология экономики. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.68 «Экономика» магистерской программы «Экономика окружающей среды и природных ресурсов» (очно-заочной формыУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» магистерской программы «Экономика окружающей среды и природных ресурсов» (4)
Учебно-методический комплексЗахарова О.В. Профессиональная этика и этикет. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.68 «Экономика» магистерской программы «Экономика окружающей среды и природных ресурсов» (очно-заочной