Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
37. Слизистая оболочка толстой кишки отечна, полнокровна, покрыта пленкой серовато-коричневого цвета, которая снимается с трудом. Назовите патологичес...полностью>>
'Лекция'
Читатели этого лекционного цикла, которые не пережили вместе с нами то, что разыгрывалось в то время, когда эти лекции читались в Теософском обществе...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом направления 200400 «Биомедицинская техника» специальности 20...полностью>>
'Рабочая программа'
Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин. Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО для специальности 080801 - Прикладная инфор...полностью>>

Программа вступительного испытания по истории согласовано

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский юридический институт»

Кафедра истории и философии

РАССМОТРЕНО

на заседании Методического совета

Омского юридического института,

протокол от 27 января 2011 г. № 5

УТВЕРЖДАЮ

Ректор _____________Ю. П. Соловей

28 января 2011 г.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

ПО ИСТОРИИ

СОГЛАСОВАНО

Заведующий кафедрой истории и философии, кандидат философских наук, доцент

_______________________М. Ю. Трофимов

Ответственный секретарь приемной комиссии Омского юридического института

___________________Н. В. Захарова

28 января 2011 г.

Составитель:

доцент кафедры истории и философии,

кандидат исторических наук, доцент

__________________С. А. Величко

Омск, 2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая примерная программа проведения вступительного испытания по истории составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 3 июля 2008 г. № 164).

Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

– воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

– развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

– освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

– овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

– формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

В результате изучения истории на базовом уровне выпускник должен:

знать/понимать:

– основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

– периодизацию всемирной и отечественной истории;

– современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;

– историческую обусловленность современных общественных процессов;

– особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

– проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

– критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

– анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

– различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

– участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

– представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

– использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

– соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

– осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. История России с древнейших времен до начала XVII в.

  2. История России ХVII – до конца XVIII в.

  3. История России в XIX – начале XX в. (1801 – февраль 1917 г.)

  4. Развитие России с 1917–1991 гг.

  5. Современная Россия.

Народы и древнейшие государства на территории России

Древние люди на территории нашей страны. Города-государства Северного Причерноморья, Кочевые скотоводческие племена. Тюркский и Хазарский каганаты.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Зарождение государственности: внутренние и внешние факторы. Города. Становление территориальных общин.

Русь в IX – начале XII вв.

Происхождение государственности у восточных славян. Новгород и Киев. Норманнская теория. Дань и подданство. Первые русские князья. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции. Последствия и значение христианизации и двоеверие Руси: христианство и язычество. Крещение Руси.

Социально-экономическое развитие Руси. Формирование крупной земельной собственности. Категории свободного и зависимого населения. Специфика общинного строя. Древнерусские города, ремесла, торговля. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Русь и государства Европы. Русь и Степь.

Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Древнерусские города. Ремесло. Торговля. «Повесть временных лет». Устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество. Влияние язычества и христианства на культуру и жизнь людей. Контакты с культурами Запада и Востока. Русь и Волжская Булгария. Влияние Византии.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Формирование политических центров и становление трех социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства: Новгород Великий; Владимиро-Суздальское княжество; Галицко-Волынское княжество. Особенности развития хозяйства, политических институтов, культуры русских земель удельного периода. Последствия раздробленности. Русь и степь. Идея единства русской земли.

Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский. Русские земли в составе великого княжества литовского.

Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Княжеская власть и Орда. Московские князья и их политика. Иван Калита. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Сергей Радонежский. Золотая Орда в XIII–XIV вв. Куликовская битва, ее значение. Дмитрий Донской. Роль церкви в борьбе с Ордой. Зарождение национального самосознания.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие ордой ислама. Княжеская власть и церковь. Автокефалия русской православной церкви. Культурное развитие русских земель и княжеств. Феофан Грек. Андрей Рублев. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Российское государство во второй половине XV–XVII вв.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение золотоордынского ига. «Москва – Третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Русское духовенство. «Иосифляне» и «нестяжатели». Возникновение ересей на Руси.

Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Вотчинно-поместное землевладение и формы зависимости крестьян. Изменение системы управления государством. Боярская Дума. Приказы. Судебник 1497 г. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Отношения с Литвой, Ливонским орденом, Крымским ханством.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. «Избранная рада». Земские соборы. Опричнина. Становление самодержавия. Оценка современниками и потомками личности и деятельности Ивана IV. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в. Завоевание Казани и Астрахани. Отношения с Крымским ханством. Ливонская война. Народы России в XVI в. Начало покорения Западной Сибири.

Династический кризис. Смута. Феномен самозванства. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Власть и казачество. Восстание Ивана Болотникова. Власть и земщина: противоборство и взаимодействие. Социальный и национальный факторы в Смуте.

Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Государственный статус присоединенных территорий Поволжья, Украины, Сибири и Дальнего Востока. Юридическое оформление крепостного права. Соборное уложение 1649 г.

Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-турецкие отношения. Крымские походы. Русские первопроходцы в Сибири и на Дальнем Востоке.

Церковь после Смуты. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол. Старообрядчество. Протопоп Аввакум. Усиление разногласий между церковной и царской властью. Социальные движения XVII в. Причины и особенности народных выступлений. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина.

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XVI вв. Фольклор. Книжное дело. Летописание. Литература. Общественно-политическая мысль. Зодчество. Фрески и иконы.

Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Образование. Научные знания. Литература. Зодчество и живопись. Театр. Крупнейшие представители духовной и художественной культуры.

Россия в XVIII – середине XIX вв.

Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Реформы в экономике, административно-государственной сфере, армии. Значение преобразований. «Цена» Петровских реформ и их влияние на дальнейшее развитие страны. Оценка современниками и историками Петра I. Внешняя политика Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Северная война (основные сражения, итоги). Петербург – новая столица. Прутский и Каспийский походы. Россия и Европа в первой четверти XVIII в.

Россия в период дворцовых переворотов. Причины и сущность дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Внешняя политика. Войны с Крымом, Турцией и Швецией. Семилетняя война. Основные направления и итоги внешней политики.

Россия во второй половине XVIII в. Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм». Проекты реформ. Уложенная комиссия. «Золотой век» российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Губернская (областная) реформа. Ужесточение внутренней политики. Оценка современниками и историками царствования Екатерины II. Борьба с вольнодумством. Н. И. Новиков, А. Н. Радищев.

Политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Политика в отношении крестьянства.

Превращение России в мировую державу в XVIII в. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Итоги и последствия внешней политики.

Реформы государственной системы в первой половине XIX в. Александр I и тенденции движения к либеральной политике. Попытки реформ. «Негласный комитет». Реформа высших органов управления. М. М. Сперанский. Н. Н. Новосильцев. Политическая реакция начала 1820-х гг.

Общественные движения. Духовные и новые ценностные ориентации в обществе. П. Я. Чаадаев. Движение декабристов. Южное и Северное общества: участники, программы, цели, главные события, значение. Консерваторы. Противостояние консерватизма и либерализма. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Петрашевцы.

Международное положение России и основные направления внешней политики в начале XIX в. Русско-французские отношения. Тильзитский мир. Россия на Кавказе. Польский вопрос. Войны с Турцией, Ираном, Швецией. Присоединение Финляндии и Бессарабии. Отечественная война 1812 г. Причины войны. Планы и силы сторон. Смоленское и Бородинское сражения. М. И. Кутузов. Партизанское движение. Итоги войны. Заграничный поход 1812–1814 гг.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII в. Русское Просвещение. Становление и развитие системы образования. Становление отечественной науки. Создание Академии наук. Академические экспедиции. М. В. Ломоносов. Русские просветители. Архитектура, скульптура, живопись, музыка: стили и направления. Крупнейшие деятели культуры, выдающиеся техники и изобретатели.

Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в. Указ о «вольных хлебопашцах». Отмена крепостного права в Прибалтике. Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Новые явления в промышленности и сельском хозяйстве. Экономический кризис 1812–1815 гг. Развитие промышленности и торговли. Реформа управления государственными крестьянами. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.

Политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Централизация, бюрократизация государственного управления. Ужесточение контроля над обществом (политический надзор, цензура). Укрепление социальной базы самодержавия. Усиление борьбы с революционными настроениями. Теория «официальной народности».

Имперская внешняя политика России. Крымская война (участники, их цели, основные сражения). Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Итоги войны. Войны с Ираном и Турцией.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой первой половины XIX вв. Развитие системы образования, его сословный характер. Развитие педагогики. Научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники. Выдающиеся историки (Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский). Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература, «золотой век» русской поэзии. Становление русской национальной музыкальной школы. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура.

Россия во второй половине XIX – начале XX вв.

Реформы 1860-х–1870-х гг. Предпосылки и проекты реформ. Александр II. Отмена крепостного права. Сохранение остатков крепостничества. Судебная, земская городская, военные реформы. Д. А. Милютин. М. Т. Лорис-Меликов. Историческое значение и последствия реформ. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной мысли 60–70-х гг., их представители. Земский конституционализм. Революционное народничество. Три течения в народничестве (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев). Организации народников («Земля и воля», «Народная воля»), их тактика, деятельность и судьба. Идеология и тактика народничества, его направления в 70–80-е гг. Народнический утопический социализм. Народники в борьбе с самодержавием (А. Желябов, А. Михайлов, С. Перовская, Н. Кибальчич). Убийство Александра II. Традиции нравственного нигилизма в революционном движении. С. Г. Нечаев. Революция и мораль. Эволюция народничества. Традиции революционного народничества в XIX в.

Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Особенности модернизации в пореформенные годы. Основные типы хозяйств в пореформенной деревне. Завершение промышленного переворота, его последствия. Развитие внутреннего рынка. Рост городов. Развитие путей сообщения. Развитие капитализма «вглубь» и «вширь». Многоукладность экономики. Развитие внутреннего рынка. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Итоги социально-экономического развития. Продолжение индустриализации. Первые монополии. Экономический кризис и его последствия. Российские предприниматели. Роль иностранных капиталов. Специфика аграрного строя России. Помещичье землевладение. Община.

Политика контрреформ. Александр III. Политика в крестьянском вопросе. Рабочее законодательство. Укрепление позиций дворянства. Национальная и религиозная политика. К. П. Победоносцев. Российское общество в 80–90-е годы. Политическая реакция 80-х гг. Укрепление полицейско-бюрократических основ самодержавия. Консерватизм и либерализм. Движение за конституцию. Либеральное народничество. Марксистские кружки в России. Группа «Освобождение труда». Г. В. Плеханов. Социал-демократия, распространение идей социальной справедливости и уравнительных ценностей. В. И. Ленин и «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». 1-й съезд РСДРП и образование российской социал-демократической партии.

Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С. Ю. Витте. Идея народного представительства в общественном сознании и внутренней политике. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский. Аграрная реформа П. А. Столыпина: основные положения, ход реализации, итоги. Проекты реформ в области религиозной и национальной политики, местного самоуправления, системы образования, улучшения быта рабочих. Политика в области кооперации. Промышленный подъем. Перестройка аграрных отношений. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Консерватизм, либерализм, социализм, национализм. Генезис политических партий. Особенности Российской многопартийности. Революция 1905–1907 гг. причины, характер, движущие силы, основные этапы и события. Манифест 17 октября 1905 г. Вооруженное восстание в Москве. Становление российского парламентаризма. Тактика либеральной оппозиции. Третьеиюньский государственный переворот. Крах либеральных надежд на сотрудничество с царизмом. Провал попытки установления парламентарного строя. Опыт революции 1905–1907 гг. в оценке современников и потомков.

Основные направления и приоритеты внешней политики России, ее геополитические интересы. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. Европейская политика. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877–1878 гг.: причины, ход, результаты войны, ее внешнеполитические итоги. Итоги внешней политики в 60–90-е гг. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX–XX вв. Инициативы России по всеобщему разоружению. Дальневосточная политика. Русско-японская война: причины, основные сражения, результаты. Сближение России с Англией. Обострение русско-германских отношений. Нарастание угрозы мировой войны.

Внешняя политика России в начале XX века. Обострение противоречий между империалистическими державами и формирование двух военно-политических блоков. Россия и Антанта. Россия в Первой мировой войне. Ход военных действий. Отношение различных классов и партий к войне. Нарастание экономического и политического кризиса в годы войны. Влияние войны на российское общество. Активизация оппозиционных и революционных сил. Деградация царского режима. Рост антивоенных настроений в обществе.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX вв. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Направления в литературе и искусстве. Реалистическое искусство (литература, театр, живопись). Художественные промыслы. Деятели российской культуры. Российские меценаты. Культурные достижения народов империи. Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру. Развитие естественных и общественных наук. Стили и течения в искусстве. «Серебряный век» русской поэзии. Русский авангард. Меценаты. Российская культура начала XX в. – составная часть мировой культуры.

Революция и гражданская война в России

Революция 1917 г. Февральская революция: причины, характер, движущие силы, особенности. Падение монархии. Временное правительство (его внутренняя и внешняя политика) и Советы. Тактика политических партий (кадеты, эсеры, большевики, меньшевики) в 1917 г. Страна в условиях двоевластия. События 3–5 июля. Попытки разных политических сил вывести страну из кризиса. Возможные альтернативы: военная диктатура, либеральная альтернатива, диктатура пролетариата. Корниловщина и ее провал. Демократическое совещание. Экономический кризис. Ухудшение положения трудящихся. Усиление кризиса верхов. Образование в эсеровской партии левого крыла. Стачечное движение. Крестьянское движение, его формы осенью 1917 г. Радикализация настроений в армии. Усиление антиимперских движений в национальных регионах. Подготовка партий большевиков и левых эсеров к вооруженному восстанию. Победа восстаний в Петрограде и Москве. Оценка событий Октября 1917 г. современниками и потомками.

Провозглашение и утверждение советской власти. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Экономическая и социальная политика новой власти. Национализация банков, промышленности, земли. Образование большевиками Советского правительства во главе с В. И. Лениным. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы.

Гражданская война (сущность, предпосылки, участники, этапы, основные фронты) и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма»: идеология, политика, практика. «Белый» и «Красный» террор. Положение крестьянства. «Зеленые». Интервенция. Национальный фактор в войне. Причины и цена победы большевиков в войне. Итоги войны. Последствия гражданской войны, оценка гражданской войны современниками и потомками. Российская эмиграция.

Переход к новой экономической политике.

СССР в 1922–1991 гг.

Экономический и политический кризис начала 20-х гг.: истоки, сущность, последствия. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте. Голод 1921 г. Нэп: сущность, мероприятия, противоречия, итоги.

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Политика выравнивания экономического и культурного уровня союзных республик. Этнические и социально-культурные изменения. Межнациональные отношения. Противоречия советской национальной политики.

Внешняя политика советского государства. Крах надежд советского руководства на мировую революцию и на экспорт революции в Европу. Стремление преодолеть международную изоляцию страны. Признание независимости Литвы, Латвии, Эстонии. Заключение договоров с Польшей, Финляндией. Участие советской делегации в Генуэзской конференции, заключение первых договоров с Афганистаном, Ираном, Турцией, Монголией. Дипломатическое признание СССР странами Запада и Востока.

Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Обострение внутрипартийной борьбы. Культ личности И. В. Сталина. Формирование тоталитарной системы. Массовые репрессии. ГУЛАГ. Политические процессы
1930-х гг. Конституция 1936 г.

Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация: предпосылки, источники накопления, методы, темпы. Огосударствление промышленности. Пятилетние планы. Трудовой энтузиазм масс. Итоги и цена индустриализации. Коллективизация, экономические и социальные последствия. Раскулачивание. Установление колхозного строя. Голод 1932–1933 гг.: причины и масштабы. Полное огосударствление экономики.

«Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества. Ликвидация неграмотности. Развитие общего и профессионального образования. Положение науки, литературы, искусства: достижения, трудности, противоречия. Идеологические запреты. Выдающиеся деятели отечественной науки и культуры 20–30-х гг.

Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами. Причины неготовности СССР к отражению агрессии. Ослабление Вооруженных сил в результате массовых репрессий. Политика Сталина и его окружения в оценке военно-стратегической обстановки накануне войны; теория «легкой победы». Влияние режима личной власти на деятельность СССР на международной арене. Обострение международных отношений в начале 1930-х годов. Идея коллективной безопасности и двусторонние договоры о взаимной помощи в середине 1930-х гг. (СССР с Францией, СССР с Чехословакией). Вступление СССР в Лигу Наций. Столкновение Красной Армии с японскими войсками у оз. Хасан и у р. Халхин Гол.

Международные связи и процессы в Европе в 1939 г. Англо-франко-советские переговоры 1939 год. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.). Договор о дружбе между СССР и Германией (сентябрь 1939 г.).

Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Крупнейшие сражения, их значение (битва за Москву, Сталинградская битва, сражение на Курской дуге. Белорусская, Берлинская операции и др.). Советское военное искусство. Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне. Потери СССР в войне.

Экономическая политика. Восстановление хозяйства. Трудности и проблемы промышленности и сельского хозяйства. Политическое развитие СССР в 1945–1952 гг. Реорганизация властных структур. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Новая волна репрессий.

Складывание мировой социалистической системы. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием. Формирование военно-политических боков. Биполярное мироустройство. Внешняя политика СССР в 1945 – начале 1950-х гг. СССР и мировое коммунистическое движение. Война в Корее и позиция советского руководства.

Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950–1960-х гг., Причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Кризис тоталитарной системы. Диссидентское и правозащитное движение.

«Оттепель», ее влияние на духовную атмосферу общества. Наука и образование в СССР. Начало освоения космоса. Реформа образования. Особенности развития советской культуры в 1950–1980-х гг.

Внешняя политика СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.: политика мирного сосуществования; отношения со странами «восточного» и «западного» блоков, «третьего мира». СССР и венгерские события 1956 г. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис. Итоги внешней политики.

СССР в период «застоя». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Усиление партийно-государственной номенклатуры. Экономические реформы 1965 года: содержание, реализация, причины свертывания. Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере, политике и идеологии. Достижения и проблемы науки.

СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Хельсинкские соглашения. СССР и «Пражская весна» 1968 г. Закрепление послевоенных границ в Европе. Обострение международной обстановки на рубеже 70–80-х гг. Афганская война.

Политика перестройки и гласности. М. С. Горбачев. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Новый внешнеполитический курс. Вывод войск из Афганистана. Распад «восточного блока». Кризисная ситуация в экономике. Межнациональные конфликты. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Причины распада СССР.

Российская Федерация (1991–2003 гг.)

Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Роспуск КПСС. Политический кризис сентября–октября 1993 г. Распад СССР. Образование СНГ. Становление суверенного российского государства. Б. Н. Ельцин – первый Президент Российской Федерации. Конституционный кризис  (1992–1993 гг.). Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Итоги парламентских выборов 1995 г. и президентских выборов 1996 г. Политические и социальные процессы во второй половине 1990-х гг.

Место России  в международных отношениях в 1990-е годы.

Российская культура в условиях радикального преобразования общества.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Президентские выборы 2004 г., их итоги. Президент Российской Федерации В. В. Путин и его программа преобразований России.

Основные политические партии и движения современной России, их роль в политической жизни страны.

Россия и мировое сообщество в начале третьего тысячелетия.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVII в. : учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / А. Н. Сахаров, В. И. Буганов.

  2. Буганов В. И. История России, конец XVII–XIX вв. : учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / В. И. Буганов, П. Н. Зырянов. – М. : Просвещение. (Любое издание).

  3. Верт Н. История советского государства. 1990–1991 : пер. с фр. – М. : Прогресс-Академия. (Любое издание).

  4. Данилов А. А. История государства и народов России / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М., 2003, 2004.

  5. Данилов А. А. История России XX век. Учебник для старших классов общеобразовательных школ и учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулин. – М., 2001.

  6. История России с древнейших времен до 1861 г. / ред. Н. И. Павленко. – М. : Наука, 2004.

  7. Федоров В. А. История России 1861–1917 гг. – М. : Наука, 2004.

  8. Загладин Н. В. История Отечества. XX век : учебник для 9 класса основной школы / Н. В. Загладин [и др.]. – М. : Русское слово, 2004.

  9. Кацва Л. А. История России VI–XV вв. : учебник для 7 класса средних учебных заведений / Л. Л. Кацва, А. Л. Юрганов. – М. : МИРОС ; Венатана-Граф, 1998.

  10. Кацва Л. А. История России XVI – конец XVIII вв. : учебник для 8 класса средних учебных заведений / Л. Л. Кацва, А. Л. Юрганов. – М. : МИРОС ; Венатана-Граф, 1998.

  11. Моряков В. И. История России : пособие для старшеклассников и абитуриентов / В. И. Моряков, В. А. Федоров, Ю. А. Щетинов. – М. : Изд-во Московского университета ; ГИС. (Любое издание).

  12. Орлов А. С. История России : учебник / А. С. Орлов [и др.]. – М. : ПРОСПЕКТ. (Любое издание).

  13. Черникова Т. В. История России IX–XVI в. : учебник для 6 класса. – М., 2002.

  14. Черникова Т. В. История России XVII–XVIII вв. : учебник для 6 класса. – М., 2002.

  15. Щетинов Ю. А. История России ХХ в. / Ю. А. Щетинов, А. А. Левандовский. – М., 2004.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ

Часть 1

При выполнении этой части (А1–А7) отметьте выбранный вами ответ для каждого задания.

А1. К какому веку относится создание «Слова о полку Игореве»?

 Х в.

 XI в.

 XII в.

 XIII в.

А2. Какой из перечисленных терминов характеризует категорию населения, освобожденного от тягла в пользу государства?

 черные слободы

 монастырские крестьяне

 белые слободы

 черносошные крестьяне

А3. Учреждение Академии наук относится к:

 первой половине XVIII в.

второй половине XVIII в.

 первой половине XIX в.

 второй половине XIX в.

А4. Одной из причин государственного вмешательства в экономику страны в первой четверти XVIII в. было (-а)?

 участие в Северной войне

 необходимость поддержать помещичье хозяйство

 преодоление последствий церковного раскола

 падение роли Боярской Думы

А5. Как назывались крестьяне, уходившие на заработки в город?

 оброчные

 отходники

 приписные

 черносошные

А6. Кто из перечисленных лиц входил в Северное общество декабристов?

А

Н. М. Муравьев

Б

П. П. Пестель

В

С. И. Муравьев-Апостол

Г

С. П. Трубецкой

Д

Н. И. Тургенев

Е

И. Г. Бурцов

 АДЕ

 БВГ

 АГД

 ГДЕ

А7. Россия вышла из Первой мировой войны в:

 феврале 1917 г.

 октябре 1917 г

 марте 1918 г.

 ноябре 1918 г.

Часть 2

Задания В1–В2 требуют ответа в виде последовательности букв или цифр.

В1. Установите соответствие между именами государственных деятелей и реформами, которые они проводили.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ИМЕНА

РЕФОРМЫ

А

М. М. Сперанский

1

Введение военных поселений

Б

П. Д. Киселев

2

Военная реформа

В

А. А. Аракчеев

3

Разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную

Г

Д. А. Милютин

4

Реформа государственных крестьян

5

Состязательность судебного процесса

Ответ:

А

Б

В

Г

3

4

1

2

В2. Какие из перечисленных событий произошли в период 1985–1991 гг.? Запишите соответствующие цифры в таблицу.

1

отмена 6-й статьи Конституции

2

совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

3

мораторий на ядерные взрывы

4

договор о нераспространении ядерного оружия

5

договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере и под водой

Ответ:

1

2

3

1

3

4



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа вступительных испытаний по истории россии для поступающих в Тюменскую государственную академию культуры, искусств социальных технологий

    Программа
    Поиски прародины славян. Дунайская и буго-днестровская версии происхождения славян. Славянские племена Восточной и Центральной Европы во II–V вв. Прокопий Кесарийский и Иордан о нравах и обычаях славян.
  2. Программа вступительного испытания по истории «Право и организация социального обеспечения»

    Программа
    Вступительные испытания при приеме абитуриентов в Гуманитарно-правовой колледж юридического факультета государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический
  3. Программа вступительных испытаний по истории орел 2011

    Программа
    Настоящая программа, предлагаемая абитуриентам, поступающим на исторический факультет и другие факультеты, где предусматривается проведение вступительных экзаменов по истории России.
  4. Программа вступительного испытания по предмету прикладная этика для поступающих на основные образовательные программы магистратуры по направлению Прикладная этика (все профили направления)

    Программа
    Предмет этики и его историческое развитие. Проблема объяснения и обоснования нравственности. Философские основания теоретической этики. Этический дескриптивизм и нормативность этики.
  5. Программа вступительного испытания по предмету конфликтология для поступающих на основные образовательные программы магистратуры по направлению Конфликтология (все профили направления)

    Программа
    Теория социального конфликта как наука. Общий, специальный и прикладной уровни конфликтологии, специфика предметного поля каждого из них, характер их взаимосвязи между собой.

Другие похожие документы..