Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Цели и задачи : дать представление будущим специалистам о закономерностях движений механизмов и машин, научить применять общие методы исследования и ...полностью>>
'Документ'
Две личности рубежа восемнадцатого и девятнадцатого веков- Кутузов и Наполеон- сыграли выдающуюся роль в мировой истории и постоянно привлекали к себ...полностью>>
'Документ'
Хорошо известно, что от начала "нашей эры" ("новой эры") не велось непрерывного счета лет от первого года до нынешнего, 1990 го...полностью>>
'Документ'
1.1. За период с апреля 2007 года по апрель 2009 года адвокатское сообщество России отметило важные события - пятилетие принятия Федерального закона ...полностью>>

Образовательный стандарт республики беларусь (3)

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОСРБ 1-53 01 07-2007

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

____________________________________________________________________

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

Специальность 1-53 01 07 Информационные технологии и управление
в технических системах
Квалификация инженер по информационным технологиям и управлению

ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ

ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ

Спецыяльнасць 1-53 01 07 Iнфармацыйныя тэхналогii i кiраванне
ў тэхнiчных сiстэмах
Кваліфікацыя інжынер па інфармацыйных тэхналогіях і кіраванню

HIGHER EDUCATION

FIRSTYLE="DEGREE

Speciality 1-53 01 07 Information Technologies and Control

in Engineering

Qualification Information technologies engineer

Министерство образования Республики Беларусь

Минск

__________________________________________________________________

УДК 378.1:004:681.5(083.74)(476)

Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная единица, качество высшего образования, обеспечение качества, итоговая государственная аттестация, инженер по информационным технологиям и управлению, автоматика, телемеханика, электроника и микросхемотехника, микропроцессорные системы управления, автоматизированное проектирование, программное управление, оптимальные и адаптивные системы, технологии программирования, технологии передачи и защиты данных, электронная вычислительная машина (ЭВМ)

МКС 03.180

__________________________________________________________________

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Учреждением образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Кузнецов А.П., проф., д–р техн. наук (руководитель);
Павлова А.В., доцент, канд. техн. наук;

Доманов А.Т., доцент, канд. техн. наук;

Вильдфлуш О.А., с.н.с., канд. техн. наук.

ВНЕСЕН Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

2 УТВЕРЖДЕН постановлением Министерства образования Республики Беларусь

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространён без разрешения Министерства образования Республики Беларусь.

__________________________________________________________________

Издан на русском языке

Содержание

1 Область применения 1

2 Нормативные ссылки 1

3 Основные термины и определения 1

4 Общие положения 3

4.1 Общая характеристика специальности 3

4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки 3

4.3 Общие цели подготовки специалиста 3

4.4 Формы обучения по специальности 4

4.5 Сроки подготовки специалиста 4

5 Квалификационная характеристика специалиста 4

5.1 Сфера профессиональной деятельности 4

5.2 Объекты профессиональной деятельности 4

5.3 Виды профессиональной деятельности 4

5.4 Задачи профессиональной деятельности 5

5.5 Состав компетенций 5

6 Требования к уровню подготовки выпускника 5

6.1 Общие требования к уровню подготовки 5

6.2 Требования к академическим компетенциям 6

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям 6

6.4 Требования к профессиональным компетенциям 6

7 Требования к образовательной программе и ее реализации 8

7.1 Состав образовательной программы 8

7.2 Требования к разработке образовательной программы 8

7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы 8

7.4 Типовой учебный план 9

7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам 11

7.6 Требования к содержанию и организации практик 27

8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса 28

8.1 Требования к кадровому обеспечению 28

8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению 28

Приложение 33

(информационное) 33

Библиография 33

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

__________________________________________________________________

Высшее образование. первая ступень

Специальность – 53 01 07 Информационные технологии и управление

в технических системах

Квалификация – инженер по информационным технологиям и управлению

Вышэйшая адукацыя. Першая ступень

Спецыяльнасць – 53 01 07 Iнфармацыйныя тэхналогii i кiраванне

ў тэхнiчных сiстэмах

Кваліфікацыя – інжынер па інфармацыйных тэхналогіях і кіраванню

Higher education. First degree

Speciality – 53 01 07 Information Technologies and Control in Engineering

Qualification – Information technologies engineer

__________________________________________________________________

Дата введения 2007-09-01

1 Область применения

Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника,

Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования.

Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения.

СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации.

СТБ 22.0.4-2005 Система стандартов в сфере образования. Термины и определения.

РД РБ 02100.5.227-2006 Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин.

3 Основные термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями:

Вид профессиональной деятельности – задачи в определенной сфере труда, выделяемые в соответствии с наличием характерных признаков и способов решения.

Зачетная единица – мера количественного измерения учебной нагрузки студента по овладению учебным предметом, включающей аудиторные часы и внеаудиторную самостоятельную работу, в том числе подготовку и сдачу экзамена.

инженер по информационным технологиям и управлению – профессиональная квалификация специалиста в области управления техническими системами с высшим профессиональным образованием.

информационные технологии и управление в технических системах – область науки и техники, охватывающая вопросы получения, преобразования и использования информации с целью управления различными техническими объектами.

Качество высшего образования – соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как социальной системы) потребностям, интересам личности, общества, государства.

Квалификационная характеристика специалиста – обобщенная норма качества подготовки по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка.

Квалификация – знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом.

Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умение.

Компетенция – знания умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.

Образовательная программа – система целей, задач и содержания образования, определяемая образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами.

Образовательный стандарт – нормативный документ, устанавливающий нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования.

Объект профессиональной деятельности – предметы материальной и нематериальной сферы, на которые направлен труд специалистов, например, вещество, энергия, информация, сознание, процесс, система, модель, отношения.

Обязательный минимум содержания образования – системная совокупность знаний и умений, усвоенная выпускником, необходимая и достаточная для выполнения профессиональных функций специалиста и аттестации.

специалист с высшим образованиемлицо, имеющее профессиональную квалификацию инженера.

Специальность – вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, умений и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта.

Сфера профессиональной деятельности совокупность видов, в пределах которых осуществляется труд, например, наука, образование, экономика, культура, промышленность, искусство, право, политика, физкультура и спорт.

Типовая учебная программа дисциплины – учебно-методический документ, определяющий цели, задачи и содержание теоретической и практической подготовки выпускника вуза по учебной дисциплине, который разрабатывается на основе образовательного стандарта по специальности и утверждается в порядке, установленном Министерством образования.

Типовой учебный план – составная часть образовательной программы, регламентирующая структуру и содержание подготовки специалиста, виды учебных занятий и формы контроля знаний, которая учитывает государственные, социальные и личные потребности обучаемых, определяет степень самостоятельности вуза.

Умение – способность использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы; способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков. Умение всегда связано с применением знаний на практике и в процессе учебно-производственной деятельности.

Учебный план специальности – учебно-методический документ вуза, разработанный на основе образовательного стандарта по специальности, содержащий график учебного процесса, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, итогового и поэтапного контроля, перечень и объем циклов дисциплин с учетом региональных и отраслевых особенностей вуза.

Учебная программа дисциплины – учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, раскрывающие основные методические подходы к преподаванию дисциплины.

4 Общие положения

4.1 Общая характеристика специальности

4.1.1 Подготовка выпускника по специальности Информационные технологии и управление в технических системах обеспечивает получение профессиональной квалификации инженер по информационным технологиям и управлению.

4.1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к профилю Техника и технология подготовки специалистов с высшим образованием и имеет обозначение 1-53 01 07.

4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки

4.2.1 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования, подтвержденный документом государственного образца.

4.2.2 Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по дисциплинам:

– белорусский язык или русский язык (на выбор);

– математика;

– физика.

4.3 Общие цели подготовки специалиста

Общие цели подготовки специалиста:

  • формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности;

  • формирование навыков профессиональной деятельности, заключающейся в умении ставить задачи, вырабатывать и принимать решения с учетом их социальных, экологических и экономических последствий, планировать и организовывать работу коллектива;

  • формирование навыков исследовательской работы, заключающейся в планировании и проведении научного эксперимента, в умении проводить научный анализ полученных результатов, осуществлять творческое применение научных достижений в области автоматизированных систем обработки информации.

4.4 Формы обучения по специальности

Обучение по специальности предусматривает следующие формы:

очная (дневная, вечерняя), заочная.

4.5 Сроки подготовки специалиста

Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 5 лет, не менее 300 зачетных единиц.

Нормативный срок подготовки специалиста по заочной и вечерней формам обучения увеличивается на 1 год.

5 Квалификационная характеристика специалиста

5.1 Сфера профессиональной деятельности

Сфера профессиональной деятельности специалиста на основе совокупности естественнонаучных, фундаментальных, общепрофессиональных и специальных знаний:

  • информатизация и автоматизация производственных комплексов и технологических процессов;

  • разработка, тестирование и отладка технических и программных средств автоматического контроля и управления;

  • осуществление научных, опытно-экспериментальных и проектно-конструкторских работ в области информационных технологий и управления;

  • обучение и подготовка специалистов в области информационных технологий и управления.

5.2 Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: автоматические и автоматизированные системы и средства контроля и управления, их математическое, информационное, техническое и программное обеспечение; способы и методы их проектирования, отладки, производства и эксплуатации в различных отраслях народного хозяйства.

5.3 Виды профессиональной деятельности

Выпускник вуза после адаптации до 1 года должен быть компетентен в следующих видах деятельности:

  • производственно-технологическая и эксплуатационная;

  • научно (экспериментально)-исследовательская;

  • организационно-управленческая;

  • инновационная.

5.4 Задачи профессиональной деятельности

Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:

  • построение математических моделей технических систем, технологических процессов и производств как объектов автоматизации и управления;

  • разработка алгоритмического и программного обеспечения систем автоматизации и управления объектами различной физической природы;

  • создание современных аппаратно-программных средств исследования и проектирования средств и систем автоматизации и управления;

  • проектирование архитектуры аппаратно-программных комплексов автоматических и автоматизированных систем контроля и управления общепромышленного и специального назначений в различных отраслях народного хозяйства;

  • разработка функциональной, логической и технической организации автоматических и автоматизированных систем контроля и управления, их технического, алгоритмического и программного обеспечения на основе современных методов, средств и технологий проектирования;

  • тестирование и отладка аппаратно-программных комплексов;

  • подготовка аппаратно-программных комплексов систем автоматизации и управления и их передача на изготовление и сопровождение;

  • обучение персонала в рамках принятой организации процесса разработки и/или производства средств и систем автоматизации и управления;

  • выбор методов и средств измерения эксплуатационных характеристик средств и систем автоматизации и управления;

  • анализ эксплуатационных характеристик средств и систем автоматизации и управления с целью выработки требований по их модификации.

5.5 Состав компетенций

Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:

академических, включающих способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;

социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им;

профессиональных, включающих знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

6 Требования к уровню подготовки выпускника

6.1 Общие требования к уровню подготовки

6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.

6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей профессиональной деятельности и жизнедеятельности.

6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.

6.2 Требования к академическим компетенциям

Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:

  • уметь работать самостоятельно и постоянно повышать свой профессиональный уровень;

  • применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения научных и практических задач в области создания и совершенствования инновационных технологий автоматизированных производств и управления;

  • иметь навыки организации проведения исследования, информационного обеспечения, а также системного и сравнительного анализа;

  • осуществлять комплексный подход к решению профессиональных проблем;

  • разрабатывать бизнес-планы технологических задач;

  • использовать технические и программные средства компьютерной техники;

  • уметь создавать и использовать в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности;

  • применять методы математической статистики при обработке данных эксперимента в своей области научных исследований;

  • уметь грамотно оформлять различные документы и излагать результаты исследований;

  • формулировать и выдвигать новые идеи.

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям

Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

  • иметь высокую гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина;

  • иметь способность к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;

  • знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;

  • иметь способность к критике и самокритике;

  • уметь работать в коллективе;

  • использовать знания основ социологии, физиологии и психологии труда;

  • иметь способность находить правильные решения в условиях чрезвычайных ситуаций.

6.4 Требования к профессиональным компетенциям

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:

в производственно-технологической и эксплуатационной:

  • участвовать в разработке, изготовлении и эксплуатации средств и систем автоматизации и управления;

  • разрабатывать технические средства и программные продукты для систем автоматизации и управления, сопровождать их при внедрении;

  • осуществлять выбор аппаратно–программных средств для систем автоматического контроля и управления;

  • комплексировать технические и программные средства, создавать аппаратно–программные комплексы;

  • осуществлять тестирование и отладку аппаратно–программных комплексов;

  • разрабатывать программы и методики испытаний, проводить испытание аппаратно–программных средств и систем автоматизации и управления;

  • знать и выполнять постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по производству и эксплуатации средств и систем автоматизации и управления;

  • знать технические характеристики и экономические показатели отечественных и зарубежных образцов программно–технических комплексов систем автоматизации и управления; стандарты и технические условия;

  • уметь работать в коллективе исполнителей; на научной основе организовать свой труд; соблюдать порядок и средства защиты интеллектуальной собственности;

  • владеть методами диагностики и тестового контроля средств и систем автоматизации и управления, методами анализа их характеристик;

  • контролировать соблюдение норм охраны труда, техники безопасности при пуско–наладочных работах, противопожарной безопасности;

  • обеспечивать обучение персонала правилам безопасности и осуществлять своевременную проверку знаний работников;

в научно (экспериментально)–исследовательской:

  • взаимодействовать со специалистами смежных профилей при разработке перспективных планов развития научных исследований в области информационных технологий и управлений;

  • осуществлять сбор, обработку и систематизацию научно–технической информации по направлению своей деятельности, применять современные информационные технологии;

  • изучать специальную литературу, анализировать достижения отечественной и зарубежной науки и техники по заданному направлению;

  • участвовать в научно–исследовательских и экспериментальных работах в создании современных аппаратно–программных средств автоматизации и управления;

  • выявлять научную новизну исследований, их практическую ценность, патентную чистоту принимаемых технических решений;

  • организовывать работу по подготовке научных статей, сообщений, докладов и заявок на изобретения; лично участвовать в этой работе;

  • рассчитывать экономическую эффективность внедряемых результатов научных и экспериментальных исследований при автоматизации управления в различных отраслях народного хозяйства;

в организационно-управленческой:

  • организовывать собственный труд и работу других исполнителей в соответствии с поставленными задачами, условиями и сроками их выполнения, планировать фонды оплаты труда;

  • контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;

  • эффективно взаимодействовать со специалистами других подразделений и предприятий, разрабатывать и оформлять соответствующую документацию;

  • оценивать затраты труда, результаты и качество работы исполнителей;

  • анализировать работу по установленному заданию, оформлять отчеты, готовить материалы и информацию для руководства;

  • пользоваться глобальными информационными ресурсами;

  • владеть современными средствами телекоммуникаций.

  • работать с юридической литературой и трудовым законодательством;

в инновационной:

    • разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий в области информатики и радиоэлектроники;

    • оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;

    • проводить опытно-технологические работы при освоении новых информационных технологий, опытно-промышленную проверку и испытания программных средств;

    • составлять договора на выполнение научно-исследовательских работ, а также договора о совместной деятельности по освоению новых технологий;

    • готовить проекты лицензионных договоров о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности.

7 Требования к образовательной программе и ее реализации



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательный стандарт республики беларусь (4)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа,
  2. Образовательный стандарт республики беларусь (5)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная
  3. Образовательный стандарт республики беларусь (2)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, издательско-полиграфический комплекс, инженер-программист-системотехник, информационная система, информационная технология, итоговая государственная аттестация, зачетная единица, знания, качество
  4. Образовательный стандарт республики беларусь (1)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, зачетная единица, здравоохранение, знания, итоговая государственная аттестация, качество высшего образования, квалификационная характеристика, компетенции, медицинская сестра с высшим образованием,
  5. Образовательный стандарт республики беларусь высшее образование первая ступень специальность 1-79 01 08 Фармация Квалификация Провизор

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, специальность, квалификация, квалификационная характеристика, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, обеспечение качества, итоговая

Другие похожие документы..