Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» организован Постановлением Совета Министров РСФСР на территории Качугского и Ольхонского районо...полностью>>
'Документ'
Головне фінансове управлянні Вінницької обласної державної адміністрації, Управління економіки Вінницької обласної державної адміністрації, Уманський ...полностью>>
'Документ'
1. Учебный кабинет - это учебно-воспитательное подразделение МОУ «СОШ п. Учебный», являющееся средством осуществления Государственной программы образ...полностью>>
'Реферат'
Банківська система України. Державний валютний фонд. Фінансово-правові норми та фінансово-правові відносини. Аудиторська діяльність в Україні....полностью>>

Учебное пособие Уфа 2005 удк 338 (075. 8) Ббк

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Уфимский государственный институт сервиса

Связи с общественностью

Учебное пособие

Уфа 2005

УДК 338 (075.8)

ББК

Шаймиев В.А., Шайхисламов Р.Б. Связи с общественностью/ Учебное пособие. Уфа, 2005.

В учебном пособии рассмотрены ключевые вопросы дисциплины «Связи с общественностью»: цель, функции, принципы, классификация и направления PR, PR как вид управленческой деятельности, формирование имиджа организации средствами PR, массовая коммуникация и СМИ в деятельности PR и другие. Особое внимание уделено регулированию деятельности в сфере связей с общественностью. Пособие составлено на основе действующей рабочей программы учебного предмета по специальности 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит.

Учебное пособие предназначено для дистанционной формы обучения (форма обучения заочная на базе среднего профессионального образования)

Печатается по решению учебно-методического совета УГИС

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор УГНТУ Ю.Н.Дорожкин

Кандидат философских наук, доцент кафедры СиСКТ УГИС Р.У.Такиуллин

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«Связи с общественностью» является одной из функций стратегического менеджмента. «Связи с общественностью» аккумулирует в себе общегуманитарные и социально-экономические знания (социология, политология, история, экономическая теория, философия, логика и др.). Эта дисциплина также базируется на общепрофессиональных и специальных знаниях (теория организации, теория управления, исследование социально-экономических и политических процессов и др., система государственного и муниципального управления, социология управления, управление персоналом и др.).

Значение изучения данной дисциплины «Связи с общественностью» («Public Relations») заключается в том, что она вооружает специалиста современными знаниями и навыками деятельности, общепринятыми в странах с устойчивыми демократическими традициями.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Основные цели курса «Связи с общественностью»:

- формирование личности современного специалиста, обладающего глубокими социально-коммуникативными знаниями и навыками и способного эффективно их применять в своей профессиональной деятельности;

- формирование знаний основ информационной политики государства и способов ее реализации.

Основные задачи курса:

- обеспечить наиболее полную реализацию знаний, полученных в процессе изучения общегуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин, в процессе изучения теории и практики связей с общественностью.

- формировать знания о способах и формах установления контактов с СМИ, вышестоящими органами власти и управления, гражданами, общественными организациями.

Перечень знаний и умений студента

Студент, изучивший данную дисциплину, должен знать:

- основные проблемы информационной политики, национальной безопасности Российской Федерации, владеть методами и приемами их анализа;

- знать основные проблемы массовой коммуникации и современных СМИ, механизмы и закономерности их формирования и развития, основные теории и концепции, относящиеся к сфере информации, коммуникации и формирования общественного мнения.

Уметь:

- применять их выводы, методы и приемы исследования для анализа проблем, возникающих в ходе его профессиональной деятельности.

- устанавливать и постоянно поддерживать необходимые связи со средствами массовой информации, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами, агентствами по связям с общественностью, издательствами, заинтересованными фирмами, государственными и общественными структурами, партиями и движениями;

- устанавливать связи с людьми и организациями, располагающими важными сведениями, источниками информации;

- постоянно изучать аудиторию, учитывать ее настроение;

- владеть культурой мышления и публичного выступления, правильно и логично оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Определения ПР. Цель, функции, принципы, классификация и направления ПР. PR как вид управленческой деятельности. PR и смежные виды коммуникационной деятельности.

Основы коммуникации в ПР. Модель ПР-коммуникации и ее структурные компоненты. Понятие о коммуникации. Модели коммуникации. Структурные компоненты (элементы) коммуникации. Основные виды коммуникации.

Общественность в сфере ПР. Общественное мнение и ПР. Понятие общественности. Типология групп общественности. Сущность общественного мнения.

ПР и создание имиджа организации. Имидж и его природа. Понятие о корпоративном имидже. Кодексы профессионального поведения работников ПР: Кодекс профессионального поведения и этики ИПРА (IPRA), Афинский кодекс, Кодекс профессионального поведения института ПР (ИПР) (Англия), Европейский кодекс профессионального поведения в области ПР (Лиссабонский кодекс), Кодекс профессиональной этики российского журналиста, Кодекс профессиональной этики Союза профессиональных журналистов США.

Массовая коммуникация и СМИ в деятельности ПР. Понятие о массовой коммуникации и СМИ. Основные принципы работы организации с СМИ.

Основные разновидности ПР-материалов.

Регулирование деятельности в сфере связей с общественностью. Правовое обеспечение связей с общественностью. Правовое обеспечение связей с общественностью. Связи с общественностью и закон РФ «О средствах массовой информации». Связи с общественностью и закон РФ «О рекламе». Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). Государственная и общественная защита прав потребителей. Неформальные способы регулирования в области связей с общественностью: традиции, нормы, мораль, общественное мнение.

Список литературы

  1. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров: Учебник / И.В.Алешина. – М., 2002.

  2. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое / С.Блэк / Пер. с англ. – М., 1990.

  3. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие для вузов / Б.Л.Борисов. – М., 2004.

  4. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и PR / И.Л.Викентьев. – СПб., 2002.

  5. Зверинцев А.Б. Комуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера ПР / А.Б.Зверинцев. – СПб, 1995.

  6. Иванова К.А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR-текстов / К.А.Иванова. – СПб., 2005.

  7. Катлиб С. и др. PR: теория и практика / С.Катлиб и др.. – М., 2001.

  8. Корольков В.Г. Основы паблик рилейшнз / В.Г.Корольков. – М., 2000.

  9. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А.Д.Кривоносов. – СПб., 2001.

  10. Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов / Х.Леммерман. – М., 2002.

  11. Ньюсом Д., Терк Д. Кругеберг. Все о PR. Теория и практика PR / Д.Ньюсом, Т.Д.Кругеберг. – М., 2001.

  12. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г.Г.Почепцов. – М., 2000.

  13. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии 20 века / Г.Г.Почепцов. – М., 2001.

  14. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности / И.М.Синяева. – М., 1998.

  15. Тимофеев М.И. Связи с общественностью (паблик рилейшнз): Учебное пособие / М.И.Тимофеев. – М., 2005.

  16. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие / А.Н.Чумиков, М.П.Бочаров / 2-е изд., испр. и доп. – М., 2004.

Интернет-ресурсы:

www.raso.ru

www.pressclub.host.ru

www.pr-dialod.com

www.rwr.ru

www.prnews.ru

www.creatiff.ru

www.public.ru

www.advertology.ru

www.sovetnik.ru

www.black.pr-online.ru

www.7st.ru

www.soob.ru

www.iabc.com

www.akos-icco.ru

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

К главе 1.

  1. Какие определения PR вы можете назвать?

  2. Какую цель выполняет PR?

  3. Каковы функции PR?

  4. Какова классификация PR с учетом разных подходов к этой сфере деятельности?

  5. Как вы понимаете выражение «PR – это вид управленческой деятельности»?

  6. В чем различие между PR и такими смежными видами коммуникационной деятельности, как реклама, пропаганда, маркетинг?

К главе 2.

  1. Что такое коммуникация?

  2. Какие модели коммуникации вы знаете?

  3. Перечислите, пожалуйста, структурные компоненты (элементы) коммуникации.

  4. Какие основные виды коммуникации вы можете охарактеризовать?

К главе 3.

  1. Какое смысловое содержание в PR вкладывают в понятие «общественность»?

  2. Какие типы общественности вы можете назвать?

  3. Что означает термин «общественное мнение»? В чем сущность общественного мнения?

  4. Перечислите, пожалуйста, 15 законов общественного мнения (Хадли Кентрил).

К главе 4.

  1. Как вы понимаете слово «имидж»?

  2. Является ли создание имиджа сверхзадачей PR?

  3. Что такое корпоративный имидж?

  4. Охарактеризуйте, пожалуйста, вкратце, такие кодексы профессионального поведения работников PR, как

  • Кодекс профессионального поведения и этики Международной ассоциации паблик рилейшнз (ИПРА);

  • Афинский кодекс IPRA;

  • Лиссабонский кодекс IPRA;

  • Декларация этических принципов РАСО.

К главе 5.

  1. Что такое массовая коммуникация?

  2. Какие виды средств массовой информации вы знаете. Опишите их.

  3. Охарактеризуйте, пожалуйста, основные принципы работы организации с СМИ.

  4. Перечислите основные разновидности PR-материалов.

  5. В чем отличие PR-текстов от текстов рекламных и журналистских?

К главе 6.

  1. Как вы понимаете выражение «правовое обеспечение связей с общественностью»?

  2. Охарактеризуйте вкратце соотношение PR с Законом РФ «О средствах массовой информации».

  3. Охарактеризуйте вкратце соотношение PR с Законом РФ «О рекламе».

  4. Охарактеризуйте вкратце соотношение PR с Законом РФ «О защите прав потребителей».

  5. Как вы понимаете выражение «неформальные способы регулирования в области связей с общественностью»?

ТРЕНИНГ-ТЕСТЫ

Выбрать правильный вариант ответа для каждого вопроса:

1. Кто и когда впервые использовал термин «public felations»:

А)Эдгар Бернайз в 1876 г.;

Б) Томас Джефферсон в 1803 г;

В) Сэм Блэк в 1933 г.;

Г) Алексей Ситников в 2000 г.

2.Назовите имя нынешнего президента PACO:

А) Г. Почепцов;

Б) В. Королько;

Б) А.Кривоносов;

Г) М. Шишкина.

3.Целью PR- является:

А) противодействие конкурентам;

Б) захват рынка;

В) создание благоприятной атмосферы между организацией и обществом;

Г) продвижение товара.

4. Что из нижеперечисленного относится к некоммерческой сфере деятельности PR:

А) взаимодействие с инвесторами;

Б) организация PR-рекламы предприятий малого бизнеса;

В) охрана окружающей среды;

Г) фандрайзинг.

5. Что из нижеперечисленного Сэм Блэк относит к смертным грехам PR:

А) использование “нечестной” конкуренции;

Б) “Черный PR”;

В) самореклама;

Г) отстройку от конкурентов.

6. Чем характеризуется развитие сферы связей с общественностью на современном этапе?

А) преобладанием “политического PR” над экономическим;

Б) бурным развитием PR – деятельности в бывших социалистических странах и странах “третьего мира”;

В) монополизацией PR- деятельности в большинстве стран мира;

Г) резким упадком PR- деятельности.

7.Какого из перечисленных кодексов профессионального поведения и этики не существует?

А) Берлинский кодекс;

Б) Афинский кодекс;

В) Лиссабонский кодекс;

Г) Венецианский (кодекс ИПРА).

8.В какое время недели нежелательно проведение пресс- конференций является нежелательной:

А) в начале рабочей недели;

Б) в конце рабочей недели;

В) в середине рабочей недели;

Г) в метеорологически неблагоприятные дни недели.

9. Какая из нижеперечисленных организаций объединяет российских специалистов по связям с общественностью?

А) PRSA;

Б) PACO;
В) ACOРФ;

Г) IPRA.

10. В каком из случаев организации, имеющей собственный PR-отдел,

имеет смысл обратиться за консультацией в специализированную PR-фирму:

А) в случае, если одновременно необходимо осуществить большое количество PR-контактов;

Б) в случае реструктуризации ряда отделов организации;

В) в случае давления со стороны прямых конкурентов;

Г) в случае, если в специализированной PR-фирме работают хорошие знакомые.

11. Что традиционно считается первым серьезным успехом “PR”:

А) информационное освещение событий второй мировой войны;

Б) реконструкция центра Нью-Йорка Дж. Роккфеллера в начале 1930-х г.;

В) PR-компания, проведенная Айви Ли в начале 20 века;

Г) работа Комитета Д.Криля в годы первой мировой войны.

12.Наибольшее количество средств, расходуемых на PR в России, тратятся на:

А) политический PR;

Б) PR для бизнеса;

В) кризисный PR;

Г) равномерно на все виды PR.

13.Какая PR-акция является наиболее подходящей для фирмы, желающей впервые заявить о себе:

А) пресс-конференция

Б) презентация.;

В) «день открытых дверей»;

Г) выставка товаров;

14.Что является главным фактором публичного выступления:

А) наличие юмора в выступлении;

Б) внешний вид выступающего;

В) краткость и простота изложения;

Г) хороший костюм.

15.Когда произошло становление PR как профессии:

А) во второй половине XX в.;

Б) в античности;

В) в ХIX веке;

Г) в начале XX в.

16.PR – это функция:

А) менеджмента;

Б) маркетинга;

В) рекламы;

Г) всего перечисленного.

17.PR-отдел организации осуществляет:

А) рекламу выпускаемого товара;

Б) внутренние компании фирмы;

В) внешние компании;

Г) внешние и внутренние компании.

18. При проведении PR- компании необходимо ориентироваться :

А) на целевую аудиторию.

Б) на всех потребителей;

В) на выборочную совокупность;

Г) либо на мужчин, либо на женщин.

Темы контрольных работ

  1. PR и смежные сферы коммуникации (пропаганда, журналистика, маркетинг и др.).

  2. Правовые основы PR.

  3. Миссия организации

  4. PR в социально-экономического кризиса.

  5. PR в условиях ЧП.

  6. PR в условиях трудового конфликта

  7. PR в условиях политического кризиса

  8. Спонсоринг и фанд-рейзинг

  9. Привлечение инвестиций

  10. Пресс-секретарь и его роль в медиа-рилейшнз.

  11. Лоббизм: суть, легитимность, практика. Методы цивилизованного лоббирования.

  12. PR и избирательные технологии. Общие принципы избирательной кампании.

  13. Организационные схемы избирательной кампании.

  14. PR в аспекте национальной политики.

  15. PR в аспекте молодежной политики.

  16. Основные компоненты имиджа делового человека.

  17. Организация презентаций в практике PR.

  18. Выставочная деятельность в практике PR.

  19. Барьеры и стереотипы в практике PR.

  20. Изучение слухов в PR.

  21. Теория мифа и приемы мифологизации, применяемые в PR.

  22. Конфликтология и ее использование в практике PR.

  23. Риторические приемы, используемые в практике PR.

  24. Теории мотивации и их применение в рекламе и PR.

  25. Система маркетинговых коммуникаций и ее основные элементы.

  26. Оценка эффективности PR - кампаний

  27. Методы оценки влияния PR - компаний на поведение людей.

  28. PR - акции как элемент системы маркетинговых коммуникаций

  29. Этапы и уровни оценки PR - кампаний.

  30. Критерии оценки подготовки PR - кампаний

Словарь терминов

Адверториалы (Advertorials)

Косвенная реклама противоречивых явле­ний, продвигающая какой-либо продукт через журнал.

Аудиовизуальные средства (Audiovisual)

Аудио- и визуальные устройства, такие, как синхронизированные презентации с использованием слайдов, аудиокассет и СД. Обычно переносные.

«Без комментариев» (No comment)

Отказ от общения, которого следует избегать. С журналистами не следует так обращаться, и в крайнем случае необходимо ограничиться хотя бы общим ответом.

Бесплатные газеты (Free newspapers)

Большинство местных еженедельников доставляются на дом, обеспечивая огромный охват в городских регионах. Полезное средство для опубликования PR-материалов.

Благоприятный имидж (Favourable image)

Неправильно используемый, но часто применяемый термин, поскольку любой имидж может быть только таким, каким он воспринимается. В основе этого тер­мина лежит предположение, что организация с плохим имиджем может сформировать хороший. Однако хороший имидж должен быть заслужен и зависит от деятельности и ее понимания.

Вводный курс (Induction material)

Материалы для новых сотрудников организации, например видеокассеты, наборы слайдов и литература по истории компании, ее структуре, иерархии управления и другим аспектам ее деятельности.

«Вдова» (Widow)

Стоящее одиноко слово в последней строке абзаца, которое желательно удалить, сократив или изменив предложения.

Верстка (Make-up)

Раскладка и подготовка страницы для печати.

Вертикальные издания (Vertical journals)

Издания для людей разного ста­туса, действующих в одной отрасли или имеющих одну профессию.

Ведущий рубрики (Columnist)

Журналист, регулярно пишущий материал очеркового характера, который дается в виде отдельной колонки за его подписью.

Газета для сотрудников (Employee newspaper)

Фирменное издание часто формата таблоид, но может издаваться в формате А4.

Гарнитура шрифта (Face)

Характерный вид печатного шрифта; в на­стоящее время их насчитывается несколько сотен.

Гештальт-психология (Gestalt psychology)

Психологическая школа, свя­занная с Максом Вертхаймером (Max Wertheimer), появившаяся в 1912 г. Исходила из предположения, что люди воспринимают все вещи в виде типовых объектов целостного характера, например, в виде комнаты, а не отдельных предметов мебели в ней. Это проти­воположно подходу, когда люди не знакомы с фотографией и по­этому воспринимают ее не как целое, а как совокупность отдель­ных частей.

Глянцевое издание (Glossy)

Журнал, отпечатанный на первоклассной бумаге, например мелованной. Не следует путать с популярными журналами, напечатанными на бумаге более высокого качества, чем газетная.

Гонорар (Fee)

Вознаграждение PR-консультанта, обычно на основе часовой или дневной ставки, отражает затраченное время, наклад­ные расходы и прибыль, но не учитывает материалы и дополни­тельные расходы. Не следует путать это понятие с предварительным гонораром (см.), который обычно дается эксклюзивно.

Динамика аудитории (Audience flow)

Телевизионная аудитория, оставшаяся смотреть следующую программу после просмотра предыдущей.

Досье (Facts book)

Подшивка отчетов о контактах. Очень полезно при подготовке годового отчета или обобщения услуг, оказанных клиенту.

«Жесткие» новости (Hard news)

Новости общего характера о людях и событиях, в отличие от новостей из мира бизнеса и продукции, ко­торыми могут воспользоваться авторы статей. Новостные агентства (см.) имеют дело в основном именно с «жесткими» новостями.

Горизонтальное издание (Horizontal journal)

Издание, целевой аудитори­ей которого является широкая общественность с общими интере­сами, например, журнал с указанием рейтингов телевизионных пе­редач, по сравнению с так называемыми вертикальными издания­ми, которые привлекательны для читателей, имеющих специальные узкие интересы.

«Горячие» медиа. (Hot media)

Термин, предложенный Маршаллом Мак-люином (Marshal McLuhan), для описания таких медиа, как пресса и радио. См. «Прохладные» медиа.

Журнал для дилеров (Dealer magazine)

Фирменный журнал, адресован­ный дистрибьюторам.

Запрещение (Embargo)

Просьба к редактору не печатать какую-то ин­формацию до указанной даты и времени.

Зеркальный имидж (Mirror image)

Тип имиджа организации, который, как полагают ее сотрудники, особенно ее лидеры, воспринимают люди, находящиеся за пределами этой организации. Это может быть иллюзией, корни которой уходят в желание иметь определен­ный имидж, иллюзией, сформировавшейся в результате отсутствия знания о внешних точках зрения или непонимания их сущности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие «Рекомендовано умо учебных заведений РФ по образованию в области сервиса и туризма Минобрнауки России» Уфа-2006

    Учебное пособие
    д-р экон. наук, профессор кафедры «Управление инновациями и инвестиционным процессом» Башкирской Академии государственной службы и управления Мухамедьяров А.
  2. В. Н. Савченко в. П. Смагин начала современного естествознания концепция и принципы учебное пособие

    Учебное пособие
    С 13 Начала современного естествознания: концепции и принципы: учебное пособие / В.Н. Савченко, В.П. Смагин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 608 с. — (Высшее образование).
  3. Учебно методическое пособие Минск 2006 удк 616. 42-006. 441-053. 2(075. 8)

    Учебно-методическое пособие
    Рекомендовано в качестве учебно – методического пособия учебно – методическим советом ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования» (ректор профессор Хулуп Г.
  4. Учебное пособие по дисциплине комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности часть 2

    Учебное пособие
    Мамателашвили О.В., Кашипова И.Р., Табулдина Э.Ф. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Часть II. Учебное пособие / О.В. Мамателашвили, И.
  5. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).

Другие похожие документы..