Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
только 15% попадают на операционный стол, остальные 85% лечат терапевты. Частота обнаружения камней при вскрытии 2О-25%. Каждый десятый мужчина и каж...полностью>>
'Документ'
Как видим, предпосылки террористической деятельности, коренящиеся в специфических особенностях определённого (экстремистского) образа мышления, снача...полностью>>
'Документ'
Величина прожиточного минимума в соответствии с законом Калужской области №194-ОЗ от 28.10.2011г. «Об установлении величины прожиточного минимума пенс...полностью>>
'Документ'
Успенского -Макиенко Саша Лучшая композиция из Простоквашино — Берг Соня Мягкая игрушка — Малахов Вячеслав Выжигание по дереву — Родичева Алина Лучша...полностью>>

Человек и природа в современной поэзии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Человек и природа в современной поэзии

Проблема взаимоотношений человека и природы традиционна для русской литературы. Достаточно вспомнить произведение Ф.И. Тютчева «Природа – Сфинкс…». Поэтов 20 века эта проблема тоже волновала. Одним из таких поэтов можно считать Бориса Леонидовича Пастернака (1890 – 1960). Наиболее яркие образы природы созданы им в книге «Сестра моя – жизнь», о которой З.Паперный писал: «Грозы, бури, ливни, бушующие в книге «Сестра моя – жизнь», – не просто явления природы. Стихи Пастернака написаны не от первого лица и не в третьем лице, – он стремится найти особую форму, где лица смещены и смешаны».

… Именно в этой книге рождается поэтическая формула.

Мироздание – лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

Природа в стихах Пастернака предстает не бессмысленной стихией, а основой жизни, носительницей её смысла. Она всегда одухотворена и олицетворена и становится действующим лицом, наравне с человеком. Человек лишь выражает действия и поступки природы словами, то есть поэт лишь соучастник жизни, стихи сочиняются природой, а поэт лишь доказывает их подлинность. Природа может не только «очеловечиваться» (например, «ветер лускал семечки, сорил по лопухам»), но и превращаться в животное или в растение (например, «рассвет холодною ехидной вползает в ямы» или «пахнет сырой резедой горизонт»).

Природа всегда отвечает тончайшим душевным движениям человека, то есть человек и природа слиты воедино. Природа для человека – это не чуждое ему пространство. Он чувствует себя здесь своим, поэтому всё, что происходит в природе, рождает в душе человека отклик и вызывает ассоциации. Например, ещё не оттаявшая глина со льдом вызывает у человека сравнение с тестом в квашне:

Я с глиной лед, как тесто, квашу,

Плетусь по жидкой размазне.

Он уже не просто сторонний наблюдатель, а часть природы, он ощущает свое родство с окружающим его миром:

Ты так же сбрасываешь платье,

Как роща сбрасывает листья

Природа «не отчуждает человека от себя, а наоборот, вступает в таинственную связь с человеческой душой, обнимает её, избавляет от тоски одинокости, воссоединяет с бытием». Пастернак считает, что в природе сосредоточены тайны превращения и загадки жизни, над которыми мы бьемся. Поэтому единство мира и человека становится основой мироощущения Пастернака. Именно приобщение человека к жизни, к природе, позволяет человеку стать самим собой, обрести способность участвовать в творчестве жизни:

Природа, мир, тайник вселенной.

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

Особое отношение к природе было у представителей так называемой «тихой лирики». Например, Алексей Прасолов, продолжая традиции Тютчева, показывает встречу человека с «родимым хаосом», ужасным и величественным и символом живой природы у него становится поющее дерево:

Я услышал: корявое дерево пело,

Мчалась туч торопливая темная сила

И закат, отраженный водою несмело,

На воде и не небе могуче гасила.

И оттуда, где меркли и краски, и звуки,

Где коробились дальние крыши селенья,

Где дымки – как простертые в ужасе руки,

Надвигалось непонятное сердцу мгновенье.

И ударило ветром, тяжелою массой,

И меня обдернуло упрямо за плечи,

Словно хаос небес и земли подымался,

Лишь затем, чтоб увидеть лицо человечье.

И у Прасолова, и у Рубцова слиты воедино и земное и небесное, и всё это рождает в душе человека ответные чувства. Например, в стихотворении «Утро», Николай Рубцов описывает преклонение человека перед торжественностью и красотой природы :

Когда заря, светясь по сосняку,

Горит, горит, и лес уже не дремлет,

И тени сосен падают на реку,

И свет бежит на улицы деревни,

Когда смеясь, на дворике глухом,

Встречают солнце взрослые и дети, –

Воспрянув духом, выбегу на холм

И всё увижу в самом лучшем свете.

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг – везде о них тоскую.

И разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую.

Человек у Рубцова связан с природой «самой жгучей и самой смертной связью», его лирическому герою всегда легче там, где поле и цветы, где родная природа принимает его в свои объятья. Причем, создавая картины природы, рубцов почти всегда рисует метафорический образ, который становится центральным в стихотворении. Например, в стихотворении «Звезда полей» звезда выступает как традиционный символ судьбы и вечности. Поле – один из любимых образов поэта, сравнивается с куполом неба и заставляет сердце человека биться сильнее. Звезда полей светит над всем миром, оберегая человека, даря ему свой приветственный луч:

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей.

3



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Человек и природа гор в художественной литературе северного кавказа. Эволюция взглядов и нравственный аспект проблемы >10. 01. 02 литература народов Российской Федерации (кабардино-балкарская и карачаево-черкесская литература)

    Литература
    Защита состоится «29» ноября в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.076.04 в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.
  2. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения Пояснительная записка (7)

    Примерная программа
    Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
  3. Поэзия как состояние

    Документ
    Иван Игоревич Соловьев (1944-1990) - философ, эссеист, теоретик литературы и искусства, не успевший при жизни опубликовать ни одного из своих многочисленных сочинений.
  4. Человек между Царством и Империей: Сб материалов междунар конф. / Ран. Ин-т человека; Под ред. М. С. Киселевой. М., 2003. 527 с.: ил. (Человек в русской культуре). Библиогр в конце ст

    Документ
    Человек между Царством и Империей: Сб. материалов междунар. конф. / РАН. Ин-т человека; Под ред. М.С. Киселевой. - М., 2003. - 527 с.: ил. - (Человек в русской культуре).
  5. Светопольская Татьяна Федоровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Новочебоксарск, 2007 Название курса: Человек и природа в русской лирике Дисциплина: литература (1)

    Литература
    ФИО, должность автора программы: Светопольская Татьяна Федоровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ № 20 имени Васьлея Митты с углубленным изучением отдельных предметов»

Другие похожие документы..