Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сборник научных работ'
Сборник материалов конференции по перинатальной психологии, Санкт-Петербург, 3 – 5 октября 2003года. /Институт акушерства и гинекологии РАМН им. Д.О....полностью>>
'Руководство'
15 лет в ДонНТУ существует команда по американскому футболу «Варяг – Политехник» (до 2003 г. – «Скифы»). За время своего существования под руководств...полностью>>
'Рабочая программа'
Объем работы студента из учебного плана специальности 013800 – радиофизика и электроника, утвержденного 28 февраля 2001 г. Ученым Советом ЯГУ, состав...полностью>>
'Закон'
Заключение по проекту решения Собрания Балаковского муниципального района «О районном бюджете Балаковского муниципального района на 2012 год» (далее ...полностью>>

Разработчики рабочей программы: мо учителей русского языка и литературы

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОГЛАСОВАНО

с Методическим Советом

руководитель МС

УТВЕРЖДЕНО

_________________Ф.И.О.

приказом по МОУ СОШ № 4от

07.09.2011 г. № 56-1/0

Протокол № ______________

от «_____» ________________ 2011г


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Апатиты Мурманской области

Общеобразовательная адаптированная рабочая программа

учебного курса «Литература»

Уровень образования: 5-9 класс

Нормативный срок освоения: 5 лет

Разработчики рабочей программы: МО учителей русского языка и литературы

Год составления рабочей программы: 2011 год.



Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (V-IX классы) разработана на основе авторской программы под редакцией В. Я. Коровиной //Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Авторы:В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П.Полухина. Под редакцией В.Я. Коровиной М.: Просвещение 2007 //, примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и в соответствии с

требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования//МО РФ Сборник нормативных документов. Литература 5-9 классы. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Примерные программы по литературе. -М.: ДРОФА 2007// и национально-регионального компонента государственного стандарта (НРК ГОС)

При составлении рабочей программы использованы рекомендации по усовершенствованию учебного процесса, изложенные в таких документах, как «Методическое письмо о преподавании литературы в общеобразовательных учреждениях Мурманской области в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004г.», методическое письмо « Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании литературы в средней школе».

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпуск-

ников.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей

формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Рабочая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и

теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Программа распределяет учебный материал по классам, выделяя три этапа литературного образования на ступени основного общего образования:

V-VI классы

На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

VII-VIII классы

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

IX класс

Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Для изучения литературы 5-9 классах отводится 408 часов учебного времени:

5класс-102ч. 6-8 классы-по 68 часов, 9класс-102часа

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение и сопоставление;

умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; составление плана, тезиса, конспекта; подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного

здоровья.

Рубрика «Знать/понимать»

включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь»

включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения

Тематическое планирование по разделам программы 5-9классы

Тема

5-6класс

7-8класс

9класс

Всего

1

Литература как искусство слова

2

2

1

5

2

Устное народное творчество

11

6

-

17

3

Древнерусская литература

3

4

6

13

4

Русская литература 18 века

2

7

5

14

5

Литература 19 века

76

63

65

204

6

Литература 20 века

57

44

15

116

7

Из зарубежной литературы

16

8

8

32

8

Заключительные уроки.

3

2

2

7

Всего часов:

170 (102—68)

136

102

408

1.В каждом классе выделяется от 6—10% на НРК (исключая 9 класс)

2.Внеклассное чтение, развитие речи (сочинения, подготовка к сочинениям), национально-региональный компонент входят в тематические разделы.

3.Зарубежная литература выделена в таблицах в отдельный тематический раздел (по количеству часов)

Тематическое планирование 5класс

Тема

Всего кол-во часов по программе

Развитие речи

Количество сочинений

НРК

1

Введение

1

-

-

-

3

Устное народное творчество

9

2

1 (дом.)

2

4

Древнерусская литература

2

-

-

-

5

Русская литература 18 века

1

-

-

-

6

Литература 19 века

46

4

3 (2кл., 1дом.)

4

7

Литература 20 века

33

3

1 (кл.)

2

8

Из зарубежной литературы

8

-

-

-

9

Заключительные уроки. Подведение итогов.

2

1

1(кл.)

Всего:

102

10

6

8

Тематическое планирование 6класс

Тема

Всего кол-во часов по программе

Развитие речи

Количество сочинений

НРК

1

Введение

1

-

-

3

Устное народное творчество

2

1

2

4

Древнерусская литература

1

-

-

5

Русская литература 18 века

1

-

-

6

Литература 19 века

30

4

3 (2кл., 1дом.)

2

7

Литература 20 века

24

4

2 классные

2

8

Из зарубежной литературы

8

1

-

-

9

Заключительные уроки. Подведение итогов.

1

1 дом.

Всего:

68

10

6

6



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Голубничая Наталия Петровна, Дубикова Светлана Васильевна, учителя русского языка и литературы Сочи 2011 пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории Олимпийских и Паралимпийских игр современности и античности).
  2. Пампушко Наталья Сергеевна учитель русского языка и литературы программа (3)

    Программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень) и Программы по литературе для 5 – 11 классов для общеобразовательной школы.
  3. Пампушко Наталья Сергеевна учитель русского языка и литературы программа (1)

    Программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень) и Программы по литературе для 5 – 11 классов для общеобразовательной школы.
  4. Пампушко Наталья Сергеевна учитель русского языка и литературы программа (2)

    Программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.
  5. Рабочая программа по литертуре (учебный предмет) (1)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и программы по литературе для 10-11 классов (авторы: В.

Другие похожие документы..