Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На современном этапе развития цивилизации роль государства в социально – экономических аспектах жизни общества представляется значительной. Масштабно...полностью>>
'Документ'
использование информационных технологий при проектировании и разработке в составе коллектива исполнителей новых видов транспорта и транспортного обор...полностью>>
'Анализ'
Усиление профилактической работы в борьбе с вредными привычками и сквернословием, повышение уровня этической культуры и социальной ответственности уч...полностью>>
'Документ'
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходяще...полностью>>

А. И. Герцена социально-реабилитационные технологии учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Санкт-Петербург

2008

Печатается по решению редакционно-

издательского совета РГПУ им. А.И. Герцена

Публикуется за счет средств инновационной образовательной программы РГПУ им. А.И. Герцена на 2007 – 2008 г.г. «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере»

Авторы: д-р пед. наук, профессор В.З. Кантор, д-р мед. наук, профессор В.А. Калягин, д-р мед. наук, профессор Г.А. Корчагина, д-р пед. наук, профессор Л.В. Лопатина, д-р психол. наук, профессор Ю.Т. Матасов, д-р пед. наук, профессор Г.В. Никулина, д-р пед. наук, профессор Г.Н. Пеннин, д-р мед. наук, профессор Л.П. Хорошинина, канд. пед. наук, доцент Л.В. Андреева, канд. психол. наук, доцент Д.И. Бойков, канд. пед. наук, доцент А.Л. Лихтарников, канд. мед. наук, доцент Б.А. Марат, канд. юр. наук Э.В. Маслова, канд. пед. наук, доцент Е.П. Микшина, канд. пед. наук, доцент А.Б. Чистова.

Под общей редакцией д-ра пед. наук, профессора В.З. Кантора

Рецензенты-эксперты: д-р пед. наук, ст. научн. сотр. С.С. Лебедева (Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы; д-р пед. наук, профессор А.З. Свердлов (РГПУ им. А.И. Герцена)

Работа посвящена вопросам технологического обеспечения социальной реабилитации различных категорий лиц со специфическими социальными проблемами и потребностями. Предлагаемый учебно-методический комплекс может служить базой формирования профессиональной компетентности в области проектирования и реализации – в разных институциональных условиях - технологий социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, лиц с расстройствами поведения и лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Содержание и структура настоящей работы отражают логику построения соответствующего образовательного модуля, который в структурном плане представляет собой единство четырех взаимосвязанных и взаимодополняющих учебных дисциплин, состоящих, в свою очередь, из нескольких учебных элементов, также соотносящихся друг с другом по комплементарному принципу. В итоге в представленном учебно-методическом комплексе раскрываются методологические основы социально-реабилитационных технологий, технологии (ре)абилитации лиц с нарушениями сенсорной, интеллектуальной, речевой или двигательной сферы, технологии социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной и наркозависимостью и лиц с личностными расстройствами, а также технологии социальной реабилитации детей-сирот, несовершеннолетних правонарушителей, лиц, вышедших из мест лишения свободы, и лиц пожилого и преклонного возраста.

Издание адресовано магистрантам, осваивающим образовательные программы в области коррекционной и социальной педагогики, социальной работы.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………..

Дисциплина 1. Методологические основы социально-реабилитационных технологий (А.Л. Лихтарников, Э.В. Маслова, А.Б. Чистова) ………………………………………………………………………..

Дисциплина 2. Технологии социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (Л.В. Андреева, Д.И. Бойков, В.З. Кантор, В.А. Калягин, Л.В. Лопатина, Б.А. Марат, Ю.Т. Матасов, Е.П. Микшина, Г.В. Никулина, Г.Н. Пенин) ………………………………………..

Дисциплина 3. Технологии социальной реабилитации лиц с расстройствами поведения (Г.А. Корчагина, А.Л. Лихтарников, А.Б. Чистова) ……………………………………………………………………..……………

Дисциплина 4. Технологии социальной реабилитации лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию (А.Л. Лихтарников, Л.П. Хорошинина, А.Б. Чистова) ………………………………………………………………………..

Итоговая аттестация по освоению модуля ………………………………

Приложения ………………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Изменения, произошедшие в последние десятилетия в гуманитарной сфере жизни российского общества, в числе прочего выразились в усилении внимания к тем категориям и группам населения, специфические социальные проблемы которых прежде либо неоправданно рассматривались как незначимые, либо не замечались и игнорировались, либо и вовсе намеренно замалчивались и скрывались. Речь идет, в частности, о детях и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (инвалидах), о лицах с расстройствами поведения (наркозависимых, лицах с алкогольной зависимостью, с поведенческими формами зависимости и с личностными расстройствами), а также о лицах, попавших в трудную жизненную ситуацию (детях-сиротах, лицах пожилого и преклонного возраста, лицах без определенного места жительства и лицах, вышедших из мест заключения).

Ныне же государство, - и свидетельством тому служит принятие целого ряда мер нормативно-правового характера, осуществление целевых программ и т.п., - осознало социальную реабилитацию граждан, находящихся в специфической ситуации социального развития, в качестве своей неотъемлемой функции и важнейшей задачи социальной политики.

Между тем, принципиальное значение для успешной реализации данной функции и задачи приобретает кадровое обеспечение соответствующей практической деятельности, т.е. насыщение ее инфраструктуры специалистами, владеющими современными эффективными социально-реабилитационными технологиями. Однако целенаправленный профессионально-образовательный процесс в области социально-реабилитационных технологий до настоящего времени в вузах не осуществляется, что указывает на наличие очевидного противоречия между актуальными кадровыми потребностями социально-реабилитационной практики и способностью высшей школы их удовлетворить в русле традиционных структурно-содержательных подходов.

На преодоление данного противоречия и направлены разработка и внедрение инновационного образовательного модуля «Социально-реабилитационные технологии».

Цель модуля формирование основ профессиональной компетентности в области проектирования и реализации – в разных институциональных условиях – технологий социальной реабилитации различных категорий лиц со специфическими социальными потребностями и проблемами.

Когнитивные требования в рамках изучения модуля характеризуются следующими компетенциями:

  • использование теоретических и практических знаний для проектирования реабилитационной среды, для анализа различных социально-реабилитационных технологий, для организации социального партнерства, для построения системы оценки собственной деятельности;

  • пополнение профессиональных знаний на основе использования современных источников информации и участия в инновационных исследованиях;

  • выбор той или иной концепции, подхода, технологии на основе ее критического осмысления.

Технологические компетенции формируются на протяжении изучения всех дисциплин модуля, причем основные умения, характеризующие этот вид квалификационных требований, уже могут быть оценены на этапе завершения изучения конкретной дисциплины.

Личностно-профессиональные компетенции (социальные, коммуникативные и информационные) могут стать ориентиром для преподавателя при организации самостоятельной работы студентов.

Задачи модуля:

- содействие освоению методологической базы профессиональной социально-реабилитационной деятельности;

- подготовка к решению профессиональных задач по разработке и применению технологий социальной реабилитации лиц разного возраста с нарушениями сенсорной, интеллектуальной, речевой и двигательной сферы;

- формирование профессиональной компетентности в части проектирования и реализации социально-реабилитационных технологий применительно к лицам с различными поведенческими расстройствами;

- содействие овладению технологическими основами профессиональной социально-реабилитационной деятельности в отношении лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Принципы организации и структура модуля

Организация модуля опирается на принцип междисциплинарного подхода, что обеспечивает комплексную реализацию его целевых установок. В структурном плане модуль представляет собой единство четырех взаимосвязанных и взаимодополняющих учебных дисциплин, каждая из которых, в свою очередь, состоит из нескольких учебных элементов (курсов), также соотносящихся друг с другом по комплементарному принципу.

Общая трудоемкость модуля составляет 15 к.е. (540 часов).

В итоге модуль «Социально-реабилитационные технологии» имеет следующую структуру:

Дисциплина 1. Методологические основы социально-реабилитационных технологий (4 к.е.)

1.1. Нормативно-правовое обеспечение социальной реабилитации.

1.2. Целевые группы социально-реабилитационной деятельности.

1.3. Социально-реабилитационное пространство.

1.4. История социальной реабилитологии.

1.5. Современные методы социально-реабилитационной работы.

Дисциплина 2. Технологии социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (4 к.е.)

2.1. Технологии абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.2. Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями зрения.

2.3. Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха.

2.4. Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями речи.

2.5. Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями интеллектуального развития.

2.6. Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Дисциплина 3. Технологии социальной реабилитации лиц с расстройствами поведения (4 к.е.)

3.1. Технологии социальной реабилитации наркозависимых.

3.2. Технологии социальной реабилитации лиц с алкогольной зависимостью.

3.3. Технологии социальной реабилитации лиц с поведенческими (нехимическими) формами зависимости.

3.4. Технологии социальной реабилитации лиц с личностными расстройствами.

Дисциплина 4. Технологии социальной реабилитации лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию (3 к.е.)

4.1. Технологии социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей.

4.2. Технологии социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей и лиц, вышедших из мест лишения свободы

4.3. Технологии социальной реабилитации лиц пожилого и преклонного возраста.

Взаимосвязи модуля и его апробация

По своему типу модуль выступает как встраиваемый в существующие магистерские программы.

Модуль прошел апробацию в 2007/2008 учебном году в рамках реализации магистерской программы «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья» (факультет коррекционной педагогики).

Модуль «Социально-реабилитационные технологии» может сочетаться с такими образовательными модулями, как «Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере», «Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии», «Технологии проектирования социальной среды» и др.

Дисциплина 1.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины: количество часов на курс144 (4 к.е.), в том числе аудиторных – 36, самостоятельная работа – 108.

Цель дисциплины: формирование компетенции научного анализа реабилитационных технологий через овладение нормативно-правовыми основами социальной реабилитации, знаниями об особенностях проектирования реабилитационной среды и организации реабилитационной деятельности.

Результаты освоения дисциплины:

- формирование целостной системы представлений о сущности социальной реабилитации на основе изучения нормативно-правовых документов (законов, распоряжений, инструкций и т.д.);

- овладение междисциплинарными знаниями в области социальной педагогики, психологии, социологии, позволяющими анализировать ситуации социального развития представителей основных целевых групп реабилитационной деятельности;

- усвоение категориального аппарата социальной реабилитологии, базового для разработки социально-реабилитационных технологий (реабилитационное пространство, реабилитационная среда и т.д.);

- умение анализировать реабилитационные технологии (классифицировать, оценивать эффективность, функциональность, востребованность и т.д.);

- формирование целостного представления о становлении и развитии социальной реабилитологии как отрасли научного знания.

Место и назначение дисциплины в образовательной программе

Учебная дисциплина «Методологические основы социально-реабилитационных технологий» призвана сыграть фундаментальную роль в профессиональном становлении субъектов социально-реабилитационной деятельности в аспекте овладения ими гуманитарными технологиями, обеспечивающими восстановление и оптимизацию социального статуса лиц с особыми потребностями. Курс носит в основном теоретический характер и предваряет цикл учебных дисциплин, ориентированных на практическое освоение магистрантами технологий социальной и психолого-педагогической реабилитации различных проблемных категорий детей и взрослых.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Отбор содержания учебного материала обусловлен положением учебной дисциплины в системе подготовки магистра, интегративным характером социальной реабилитологии, направленностью на формирование знаний в области моделирования реабилитационного пространства, базирующихся на принципах интеграции различных областей знания, системности и целостности.

Организация учебного материала предполагает деление дисциплины на 5 взаимодополняющих учебных элементов.

Первый из них (М1) направлен на освоение нормативно-правовых основ социально-реабилитационных технологий, второй учебный элемент (М2) посвящен анализу целевых групп реабилитационной деятельности, третий учебный элемент (М3) включает вопросы, связанные с проектированием реабилитационных технологий. Четвертый учебный элемент (М4) содержит учебный материал, позволяющий изучить предпосылки возникновения социально-реабилитационных технологий и закономерности реабилитологии как научного направления. Наконец, пятый учебный элемент (М5) носит практико-ориентированный характер и посвящен изучению современных методов социально-реабилитационной деятельности. В рамках его освоения студенты должны научиться выявлять и анализировать основные факторы, влияющие на эффективность социально-реабилитационных технологий, а также ознакомиться с основными тенденциями в области их проектирования.

Формы занятий

Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная учебно-исследовательская работа.

Аттестация

Текущая и итоговая аттестация по дисциплине осуществляется в опоре на балльно-рейтинговую систему оценки.

Текущая аттестация. Проверка качества усвоения знаний при изучении данной дисциплины осуществляется в письменной форме в виде выполнения контрольных заданий для самопроверки усвоения учебного материала, заданий для самостоятельной работы и тестовых контрольных заданий для проверки усвоения знаний по каждому их пяти элементов учебной дисциплины. Промежуточная аттестация по каждому учебному элементу предполагает учет всех видов деятельности студента, отраженных в технологической карте дисциплины. Максимальная сумма баллов для одного элемента – 16, минимальная – 7. При получении меньшей суммы студент не допускается к промежуточной аттестации.

Итоговая аттестация. Изучение дисциплины завершается экзаменом, который проходит в устной вопросно-ответной форме. Предполагается аттестация по двум темам, относящимся к разным учебным элементам. Максимальная оценка за ответ на один вопрос – 10 баллов. Отвечая на два вопроса билета, студент может получить максимум 20 баллов. К баллам, полученным по результатам сдачи экзамена, суммируются баллы за все виды деятельности, обозначенные в технологической карте дисциплины. Максимальное количество баллов, которое может получить студент за весь период изучения дисциплины – 100 (80 баллов в ходе промежуточной аттестации и 20 – по результатам экзамена). После перевода в традиционную 5-балльную систему выставляется оценка с учетом общих требований к аттестации студентов, обучающихся по модульной системе.

Основное содержание учебной дисциплины

М1. Нормативно-правовые основы социально-реабилитационных технологий.

История формирования современных правовых основ реабилитационной деятельности. Источники права социальной реабилитации. Организационно-правовые формы социальной реабилитации. Основы государственной политики в области реабилитации инвалидов и других категорий граждан. Правоотношения в сфере социальной реабилитации. Пенсионная система Российской Федерации. Социальное страхование в РФ. Государственные пособия гражданам, имеющим детей. Социальное обслуживание населения в РФ. Льготы в праве социальной защиты РФ.

М2. Целевые группы социально-реабилитационной деятельности.

Понятие «социально-реабилитационная деятельность». Основные качественные характеристики реабилитационной деятельности. Понятия «целевая группа» и «объект реабилитации». Подходы к классификации объектов реабилитации и формированию целевых групп.

Общие и сравнительные характеристики целевых групп реабилитационной деятельности.

М3. Реабилитационное пространство.

Сущность понятия «реабилитационное пространство». Уровни организации реабилитационного пространства. Проектирование в области социальной реабилитации. Роль различных социальных институтов в формировании реабилитационного пространства.

М4. История социальной реабилитологии.

Основные этапы формирования теоретических основ социальной реабилитации. Значение идей классиков отечественной педагогики и психологии для становления теории и практики социальной реабилитации. Развитие идей о социальном воспитании представителями современных научных школ. Создание реабилитационных учреждений нового типа.

М5. Современные методы социально-реабилитационной деятельности.

Понятие «метод» в социальной реабилитации. Классификация методов, используемых в реабилитационной практике. Характеристика основных современных методов организации социально-реабилитационного процесса (метода моделирования ситуаций, метода инструктажа, метода упражнения, метода примера). Обоснование выбора методов и средств реабилитации при проектировании реабилитационных технологий.

Ключевые понятия: метод социальной реабилитации; объект реабилитации; программа реабилитации; реабилитационное пространство; реабилитационная среда; социальная реабилитация; социальная технология; социально-реабилитационная деятельность; средство реабилитационного воздействия; субъект реабилитации; целевая группа.

Список рекомендуемой литературы

Основной:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.- М.: ВЛАДОС, 2003.

  2. Дети группы риска / под ред. С. В. Титовой.- СПб.: Питер, 2008.

  3. Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., Чешихина В.В. Комплексная реабилитация инвалидов: Учебное пособие для вузов. – М., 2005

  4. Никитина Н. И., Глухова М. Ф. Методика и технология работы социального педагога.- М.: Владос, 2007.

  5. Технологии социальной реабилитации инвалидов: Методич. рекомендации/ сост. Андреева О. С., Лаврова Д. И. и др.- CПб, издат-во ГАООРДИ, 2003.

  6. Технология социальной работы / под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2005.

  7. Храпылина Л.П. Реабилитация инвалидов: Социальная поддержка инвалидов в России. Актуальные проблемы реабилитации инвалидов и технологии их решения. – М., 2006.

Дополнительный:

  1. Алферова Т. С., Потехина О. А. Основы реабилитологии.- Тольятти, 1995.

  2. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.- М., 1998.

  3. Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования/ Под ред. В. И. Слободчикова.- М., 1995.

  4. Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика в образовательном процессе.- М.,1995.

  5. Городская система учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних: Науч.-метод. Сб./Под ред. М. А. Галагузовой.- Екатеринбург, 1995.

  6. Как защитить права ребенка: Справочно-рекомендательное пособие для педагогов, родителей и социальных работников.- Ростов н/Д, 1998.

  7. Реабилитационная педагогика: История и современность/ Под ред. Горшковой Е. А.- М.,1992.

  8. Социальная работа и социальные технологии: Материалы методологич. семинара.- М.,1998.

  9. Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. – М.: «Дашков и К», 2002.

  10. Шипицына Л. М., Иванов Е. С. и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии.- СПб: Образование, 1995

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

На подготовительном этапе преподавателю может быть рекомендовано ознакомиться с общей структурой модуля и программами других дисциплин, входящих в его состав. Особое внимание следует обратить на целевые ориентиры (задачи) модуля, их соотнесение с квалификационными требованиями.

На следующем этапе (этапе целеполагания) необходимо согласовать цели обучения и цели преподавания. Это особенно важно в условиях перехода к инновационным формам обучения. Во-первых, необходимо помочь студенту оценить возможности конкретной учебной дисциплины, входящей в модуль, степень полезности ее освоения для профессионального роста студента. Во-вторых, через целеполагание должны быть созданы условия для развития креативных возможностей студентов. Индивидуально-ориентированный способ формирования компетенций изначально может быть предложен преподавателем в виде технологической карты дисциплины.

В процессе изучения курса необходимо различными приемами и методами стимулировать исследовательскую активность обучающихся, знакомить их с современными научными разработками в области социальной реабилитации, предлагать для анализа проблемные технологии, апробация которых на данный момент не является успешной в связи с негативными проявлениями или избыточными рисками.

При проектировании студентами реабилитационной среды важно сориентировать их на определенный уровень реабилитационного пространства и типологию конкретной целевой группы. Без знаний психологических особенностей отдельных целевых групп реабилитации невозможно даже грамотно осуществить анализ существующих реабилитационных технологий, не говоря уже о проектировании новых.

На последнем, рефлексивном, этапе студентам можно предложить самим оценить результаты, которых они достигли в процессе изучения курса. Поскольку курс состоит из пяти самостоятельных учебных элементов, возможным является проведение промежуточной самоаттестации в конце изучения каждого элемента.

Выполнение целевых установок учебной дисциплины, связанных с ее методологически-ориентирующей функцией, требует при реализации основных учебных элементов акцентирования внимания на следующих содержательных аспектах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. И. Герцена Инновационная образовательная программа

    Образовательная программа
    Составители: ведущий специалист по информации дирекции инновационной образовательной программы Н. О. Верещагина, менеджер дирекции инновационной образовательной программы И.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «обучение и воспитание дошкольников с ффн и онр» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    ДПП.Ф.02 Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (36)

    Учебно-методический комплекс
    Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.Н. Левина; Бийский пед. гос. ун-т им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «формирование готовности к обучение грамоте» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Формирование готовности к овладению грамотой является одним из приоритетных направлений коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией, что диктует необходимость в подготовке специалистов, владеющих необходимыми знаниями

Другие похожие документы..