Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Педагогическая профессия, как уже отмечалось, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития лично...полностью>>
'Документ'
1.1. Положение об архиве Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 14 Пролетарского района г. Ростова-на-Дону ( далее- гимн...полностью>>
'Документ'
Великая Отечественная война 1941-1945 годов оставила глубокий след в душе каждого человека, принимавшего участие в ней. Она принесла страшное горе в ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Алтайский государственный медицинский униве...полностью>>

А. И. Герцена социально-реабилитационные технологии учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

В целях оптимизации образовательного процесса в рамках изучения дисциплины «Методологические основы социально-реабилитационных технологий» студентам предлагается следующая тактика:

  • внимательно изучите программу и технологическую карту дисциплины;

  • оцените степень полезности освоения данной учебной дисциплины для своего профессионального роста;

  • изучите материалы для аудиторной работы по дисциплине (тематическое содержание лекций, планы семинарских занятий, мультимедийное сопровождение занятий) и составьте индивидуальный план выполнения различных видов работы по каждому учебному элементу (примите во внимание тот факт, что каждый учебный элемент оценивается отдельно в ходе промежуточной аттестации);

  • изучите материалы для самостоятельной работы и сопоставьте предложенные задания с имеющимися у вас ресурсами (выполненные ранее работы по близкой теме, знакомство с конкретной технологией во время практики, наличие литературы по проблеме, предложенной в качестве предмета исследования, и т. д.);

  • заведите электронную папку для Интернет-ресурсов, найденных Вами при подготовке к занятиям, соотнесите темы электронных материалов с вопросами контрольных работ и экзамена (это поможет вам подготовиться к промежуточной и итоговой аттестации);

  • выберите из проблемного поля курса интересующую вас тему для углубленного изучения (она может быть связана с вашей исследовательской деятельностью);

  • найдите партнеров из числа сокурсников для выполнения групповых учебных заданий (организуйте малую референтную группу);

  • в конце изучения каждого учебного элемента курса постарайтесь оценить результаты своей деятельности и сформулировать пожелания преподавателю (тьютору) по совершенствованию образовательного процесса.

При подготовке к тестовой контрольной работе по первому учебному элементу дисциплины желательно придерживаться следующих рекомендаций:

    1. Когда анализируешь русский текст международного документа, встречаешь много трудностей, противоречий, непривычен язык, не всегда сразу понятен смысл статьи. Необходимо вычленить те ценности и смыслы, которые позволяют видеть нормы жизни цивилизованного общества.

    2. Читая статью того или иного закона, надо соотнести ее содержание с реальной действительностью, подумать о путях ее реализации, о системе контроля за выполнением, об актуальности, значимости тех или иных сведений для конкретных лиц, возрастных групп.

    3. Важно не только знать, в каком нормативном документе дано разъяснение по тому или иному вопросу, но и как использовать эти знания при проектировании реабилитационных технологий разного уровня.

Разработка глоссария по каждому из пяти разделов учебной дисциплины предполагает использование разнообразных источников информации, однако следует учесть, что некоторые понятия раскрыты в законах (например, понятие «реабилитация инвалидов» - в ст. 9 гл. III Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») и их формулировки в глоссарии не должны противоречить формулировкам, данным в нормативно-правовых документах.

Анализ Интернет-источников может быть проведен по следующей схеме:

  • название Интернет-ресурса;

  • уровень источника (ИР – информационный ресурс, ЭОРЭ- электронный информационный ресурс, ЭИУН- электронное издание учебного назначения или ЭСУН – электронное средство учебного назначения);

  • с какой целью может быть использован;

  • краткая аннотация источника;

  • связь с другими источниками (есть ли ссылки).

Составление конспектов-схем как один из вариантов учебной деятельности предполагает графическое отражение взаимосвязей понятий (например, понятий «реабилитационное пространство» и «реабилитационная среда»), а также выделение разных уровней того или иного процесса или явления (например, в конспекте по первому разделу курса необходимо выделить 3 уровня нормативно-правовых основ реабилитации: международный, федеральный, региональный). Конспект-схема должен быть кратким и отражать суть обозначенной темы.

Написание реферата-резюме предполагает:

  • обоснование выбора темы,

  • анализ не менее 5 источников по выбранной теме,

  • обнаружение противоречий или различий в трактовке тех или иных понятий,

  • выявление их сущности на основе проведенного анализа,

  • предложение (вывод, резюме) об использовании различных подходов к исследованию выбранного процесса или явления.

Для получения консультации при выполнении того или иного задания студент может лично обратиться к преподавателю во время проведения практического (семинарского) занятия или принять участие в отсроченной телеконференции. Выбор этого пути предполагает использование письменной речи, а значит, требует от студента повышенного внимания к стилю речи, ее грамотности и т. п. Именно в связи с этим участие студента в телеконференции рассматривается как особый вид учебной деятельности.

Методические рекомендации по составлению тезисов сводятся к следующим действиям:

  • ознакомьтесь с содержанием материала (статьи, параграфа учебника и пр.);

  • обратите внимание на шрифтовые выделения (если таковые имеются в тексте материала);

  • составьте план текста (разбив его на смысловые части);

  • сформулируйте суть (главную мысль) каждого пункта плана (смысловой части);

  • проследите за тем, чтобы логика авторских рассуждений была соблюдена.

В связи с ограниченным количеством часов и фундаментальным значением данного курса существенная нагрузка выпадает на самостоятельную работу студента. Эта работа выполняется в произвольном временном режиме без непосредственного участия преподавателя.

Задания для самостоятельной работы студентов

Задание 1. Проанализируйте материалы, подготовленные к парламентским слушаниям «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (о специальном образовании), состоявшимся 24 апреля 2006 г. в Москве (проект Рекомендаций парламентских слушаний и Справка о состоянии профессионального образования для инвалидов и перспективах его развития в Российской Федерации – см. Приложение 1; выявите актуальные направления политики в области институционально-правового обеспечения реабилитационно-образовательной деятельности в отношении инвалидов в нашей стране.

Задание 2. Познакомьтесь с извлечениями из областного закона №28-ОЗ от 23 июля 2002 г. «О специальном (коррекционном) образовании в Ленинградской области» (см. Приложение 2). Проанализируйте в социально-реабилитационном аспекте, какие права – на уровне субъекта Федерации – закрепляются применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья данным законодательным актом.

Задание 3. Изучите на сайте Секретариата межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭс () материалы состоявшихся 9 июня 2006 г. в Санкт-Петербурге Межпарламентских слушаний «Основные направления и особенности правового регулирования системы образования в странах – членах ЕврАзЭс» (международный Круглый стол «Нормативно-правовое и информационно-ресурсное обеспечение образования и обучения людей с ограниченными возможностями»); выявите и проанализируйте общие и специфические проблемы нормативно-правового регулирования реабилитационно-образовательной деятельности в отношении инвалидов в странах постсоветского пространства.

Темы для самостоятельной работы студентов:

  1. Место технологий социальной реабилитации в системе современных гуманитарных технологий.

  2. Общая характеристика и классификация социальных технологий.

  3. Основные подходы к изучению социальных технологий.

  4. Сущностные характеристики и компоненты технологического процесса социальной реабилитации.

  5. Мониторинг и оценка эффективности реабилитационных технологий.

  6. Факторы, определяющие содержание, формы и методы социальной реабилитации.

  7. Оценка права на получение реабилитационных услуг.

  8. Функциональные и структурные стандарты предоставления услуг реабилитации различным категориям нуждающихся.

  9. Методы изучения микроуровня реабилитационного пространства и оценки реабилитационного потенциала семьи.

  10. Использование компетентностного подхода при анализе утраченных и сохранных возможностей личности.

Форма выполнения самостоятельной работы может быть разной: от доклада на семинарском занятии до написания реферата. Балльная оценка работы зависит от степени сложности (проблемности) темы (темы №№ 1-4 относятся к репродуктивным, темы №№ 5-8 выходят на репродуктивно-исследовательский уровень, темы №9 и №10 предполагают выход на творческий уровень), от формы ее разработки и презентации, от степени самостоятельности и активности студента в процессе выполнения и защиты работы. Максимальное количество баллов при оценке качества самостоятельной работы студента в ходе изучения учебного курса -20 (при условии выбора реферативной формы выполнения работы).

Контрольные вопросы для подготовки к экзамену:

  1. Понятие социальной реабилитации в российском законодательстве.

  2. Социально опасная ситуация с позиции современного законодательства.

  3. Нормативно-правовые основы организации и деятельности государственных реабилитационных служб.

  4. Функции и задачи межведомственных комиссий по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов и других категорий граждан.

  5. Основы государственной политики в области реабилитации инвалидов и других категорий граждан.

  6. Реформа социальной системы помощи детям и подросткам.

  7. Структурные и функциональные стандарты предоставления реабилитационных услуг.

  8. Понятие «социально-реабилитационная деятельность».

  9. Основные качественные характеристики реабилитационной деятельности.

  10. Сравнение социально-реабилитационной и педагогической деятельности.

  11. Понятия «целевая группа» и «объект реабилитации».

  12. Подходы к классификации объектов реабилитации и формированию целевых групп.

  13. Общие и сравнительные характеристики целевых групп реабилитационной деятельности.

  14. Сущность понятия «реабилитационное пространство». Обоснование необходимости использования системного подхода к его исследованию.

  15. Уровни организации реабилитационного пространства.

  16. Характеристики реабилитационного пространства на разных уровнях его организации.

  17. Связь понятий «реабилитационное пространство» и «реабилитационная среда».

  18. Проектирование в области социальной реабилитации. Целевые проекты.

  19. Необходимость учета качества и доступности услуг реабилитационных учреждений при проектировании реабилитационной среды.

  20. Роль общественных организаций в формировании реабилитационного пространства.

  21. Влияние СМИ на формирование аттитюдов к нетипичным людям.

  22. Роль системы социального обеспечения в формировании реабилитационного пространства.

  23. Учет этнических и конфессиональных ценностей при организации реабилитационной среды.

  24. Воздействие политической атмосферы региона и страны в целом на формирование реабилитационного пространства.

  25. Социально-экономические факторы и их роль в создании новых реабилитационных технологий и развитии реабилитационной индустрии.

  26. Основные этапы формирования теоретических основ социальной реабилитации.

  27. Опыт практической деятельности по социальной реабилитации «трудных» детей и подростков в 20-30-х годах XX века.

  28. Роль общественных организаций в распространении опыта социальной реабилитации.

  29. Особенности организации реабилитационных учреждений в 50-хх гг. XX века.

  30. Характеристика социально-педагогических форм организации помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в 60-70 гг. XX века.

  31. Сущность системного подхода к реабилитации инвалидов и других категорий граждан.

  32. Развитие идей о социальном воспитании представителями современных научных школ.

  33. Понятие «метод» в социальной реабилитации.

  34. Классификация методов, используемых в реабилитационной практике.

  35. Методы определения уровня травмирующей (социально опасной) ситуации и степени необходимости реабилитационной деятельности по ее преобразованию.

  36. Методы оценки факторов риска в ситуации.

  37. Методы диагностики реабилитационного потенциала.

  38. Характеристика основных современных методов организации социально-реабилитационного процесса

  39. Основные методы стимулирования мотивации и активности реабилитантов, их сравнительная характеристика.

  40. Методы контроля эффективности социально-реабилитационного процесса; показатели эффективности для минимальных стандартов.

Дисциплина 2.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины: количество часов на курс144 (4 к.е.), в том числе аудиторных - 36, самостоятельная работа - 108.

Цель дисциплины: формирование профессиональной компетенции в области проектирования и реализации технологий социальной (ре)абилитации лиц с нарушениями в развитии.

Результаты освоения дисциплины:

- формирование представления о сущности и системе социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- овладение интегрированными знаниями в области социогуманитарных и психолого-педагогических наук, служащими основой проектирования реабилитационной деятельности в отношении инвалидов различных категорий;

- формирование практико-ориентированных представлений о раннем вмешательстве как технологии абилитации детей раннего возраста с нарушениями в развитии и сопровождения их семей.

- овладение технологическими основами социально-реабилитационной работы с различными категориями лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта и опорно-двигательного аппарата

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Отбор содержания учебного материала определяется местом учебной дисциплины в системе подготовки магистра как будущего субъекта социально-реабилитационной деятельности в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, системностью и многомерностью реабилитации инвалидов как социально-политического феномена, направленностью на формирование интердисциплинарных практикоориентированных знаний в области социально-реабилитационной помощи детям и взрослым с нарушениями в развитии.

В плане организации учебного материала дисциплина представляет собой единство 6 взаимодополняющих учебных элементов.

Первый учебный элемент (М1) предполагает освоение технологий абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, второй (М2) и третий (М3) - посвящены соответственно технологиям социальной реабилитации лиц с нарушениями зрения и лиц с нарушениями слуха. В свою очередь, четвертый учебный элемент (М4) содержит материал, касающийся технологий социальной реабилитации лиц с нарушениями речи, а пятый (М5) - технологий социальной реабилитации лиц с нарушениями интеллектуального развития. Наконец, содержание шестого учебного элемента (М6) связано с технологиями социальной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Место и назначение дисциплины в образовательной программе

Учебная дисциплина «Технологии социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» адресована студентам, осваивающим магистерские образовательные программы в сфере коррекционной и социальной педагогики, социальной работы, и призвана способствовать их профессиональному становлению в части овладения ими гуманитарными технологиями особого рода - технологиями социальной реабилитации лиц разного возраста с нарушением сенсорной, интеллектуальной, речевой и двигательной сферы (инвалидов). Курс востребует и актуализирует учебный материал дисциплины «Методологические основы социально-реабилитационных технологий» и носит практико-ориентированный характер, предполагая раскрытие прикладных аспектов социально-реабилитационной помощи различным категориям детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.

Формы занятий

Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная учебно-исследовательская работа.

Аттестация

Текущая и итоговая аттестация по дисциплине осуществляется в опоре на балльно-рейтинговую систему оценки.

Текущая аттестация. Проверка качества усвоения знаний при изучении данной дисциплины осуществляется в письменной форме в виде выполнения контрольных заданий для самопроверки усвоения учебного материала, заданий для самостоятельной работы и тестовых контрольных заданий для проверки усвоения знаний по каждому их шести разделов учебной дисциплины. Промежуточная аттестация по каждому разделу предполагает учет всех видов деятельности студента, отраженных в технологической карте дисциплины. Максимальная сумма баллов для одного учебного элемента (раздела) - 15, минимальная - 5.

Итоговая аттестация. Изучение дисциплины завершается зачетом, который проходит в устной вопросно-ответной форме. Предполагается аттестация по двум темам, относящимся к разным разделам дисциплины. Максимальная оценка за ответ на один вопрос – 5 баллов. Тем самым, отвечая на два вопроса, студент может получить максимум 10 баллов.

Баллы, полученные студентом по результатам сдачи экзамена, суммируются с баллами, набранными им за все виды деятельности, обозначенные в технологической карте дисциплины. Таким образом, максимальное количество баллов, которое может получить студент за весь период изучения дисциплины – 100 (10 – во время зачета, 90 – в ходе промежуточной аттестации по шести разделам курса), минимальное –30 .

Основное содержание учебной дисциплины

М1. Технологии абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Раннее вмешательство как технология абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Организационно-институциональные основы, принципы и условия раннего вмешательства в России и за рубежом.

Этапы обслуживания ребенка и семьи в системе раннего вмешательства.

Технологии абилитации и коррекции психического и физического развития детей раннего возраста с нарушениями сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной, речевой и двигательной сферы.

М2. Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями зрения.

Лица с нарушением зрения как целевая группа социально-реабилитационной работы. Технологии социально-трудовой реабилитации лиц с нарушением зрения. Технологии социально-бытовой реабилитации лиц с нарушением зрения. Технологии социально-культурной реабилитации лиц с нарушением зрения. Инфраструктурное обеспечение технологий социальной реабилитации инвалидов по зрению.

М3. Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха.

Лица с нарушением слуха как целевая группа социально-реабилитационной работы. Научно-практические основы осуществления социальной реабилитации инвалидов по слуху. Технологии социально-трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха. Технологии социально-бытовой реабилитации лиц с нарушениями слуха. Технологии социально-культурной реабилитации лиц с нарушениями слуха.

М4. Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями речи.

Лица с нарушением речи как целевая группа социально-реабилитационной работы. Социальный статус лиц с нарушениями речи.

Технологии оценки и прогнозирования потребности в социальной реабилитации лиц с нарушением речи и их трудоустройства. Технологии социально-коммуникативной реабилитации лиц с нарушениями речи. Технологии социально-культурной реабилитации лиц с нарушениями речи.

М5. Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями интеллектуального развития.

Лица с нарушениями интеллектуального развития как целевая группа социальной реабилитации. Социальные институты реабилитации лиц с нарушениями интеллектуального развития. Принципы социальной реабилитации лиц с интеллектуальной недостаточностью. Социально-психологические аспекты реализации технологий реабилитации лиц с нарушениями интеллектуального развития. Специфика реализации методов социальной реабилитации в зависимости от возраста и степени интеллектуальной недостаточности.

М6. Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата как целевая группа социальной реабилитации. Неврологические и нейропсихологические основы реализации технологий социальной реабилитации лиц с двигательными расстройствами.

Эрготерапевтические основы технологий социальной реабилитации лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Психолого-педагогические основы технологий социальной реабилитации лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Компьютерные технологии и невербальные средства коммуникации в социальной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Ключевые понятия: система социальной реабилитации; лица с ограниченными возможностями здоровья; лица с нарушениями в развитии; инвалид; социально-трудовая реабилитация; социально-бытовая реабилитация; социально-культурная реабилитация; абилитация; раннее вмешательство; социальная установка к инвалиду; социальная недостаточность.

Список рекомендуемой литературы

Основной:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Владос, 2004.

2. Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., Чешихина В.В. Комплексная реабилитация инвалидов: Учебное пособие для вузов. – М., 2005

3. Калягин В.А. Психотерапия и психокоррекция лиц с речевыми расстройствами // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Часть 2. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003.

4. Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. СПб. – Каро, 2004.

5. Кантор В.З., Гостев А.Ю. Социально-геронтологические проблемы реабилитационной тифлопедагогики. СПб. – Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

6. Кантор В.З., Волкова И.П. Удовлетворенность трудом в системе производственной адаптации и реабилитации инвалидов по зрению. СПб. – Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.

7. Нет «необучаемых» детей: книга о раннем вмешательстве / Под ред. Кожевниковой Е.В., Клочковой Е.В. СПб., КАРО, 2007.

8. Никулина Г.В. Оценка коммуникативного потенциала инвалидов по зрению в условиях реабилитационного процесса. СПб. – Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

9. Новые технологии социально-трудовой адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии в период новых экономических отношений // Интеграционные модели специального образования, М. - Эврика, 2003.

10. Обучение письму и чтению по рельефно-точечной системе Л. Брайля / Под. ред. Г.В. Никулиной. СПб. – Каро, 2006.

11. Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Материалы конференции / Под ред. Ю.А. Разенковой, Е.Б. Айвазян. М. - Полиграфсервис, 2003.

12. Региональная система реабилитационной работы в общественной организации инвалидов по зрению / Под. ред. В.З. Кантора. СПб. – СТИЛ, 2005.

13. Храпылина Л.П. Реабилитация инвалидов: Социальная поддержка инвалидов в России. Актуальные проблемы реабилитации инвалидов и технологии их решения. – М., 2006.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. И. Герцена Инновационная образовательная программа

    Образовательная программа
    Составители: ведущий специалист по информации дирекции инновационной образовательной программы Н. О. Верещагина, менеджер дирекции инновационной образовательной программы И.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «обучение и воспитание дошкольников с ффн и онр» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    ДПП.Ф.02 Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (36)

    Учебно-методический комплекс
    Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.Н. Левина; Бийский пед. гос. ун-т им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «формирование готовности к обучение грамоте» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Формирование готовности к овладению грамотой является одним из приоритетных направлений коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией, что диктует необходимость в подготовке специалистов, владеющих необходимыми знаниями

Другие похожие документы..