Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Самостоятельная работа'
В целях повышения интереса школьников к инженерным специальностям предлагаю организовать при Морской Государственной Академии имени адмирала Ф.Ф.Ушак...полностью>>
'Реферат'
Банки є одними з найстаріших і найбільших за активами фінансових посередників. Вважають, що перші банки виросли з контор міняйлі з'явилися в епоху Ві...полностью>>
'Документ'
При оформлении организационно-распорядительных документов (приказов, протоколов, актов и др.) выполняются типовые управленческие действия, связанные ...полностью>>
'Документ'
Внутри «экономики преступности» одной из наиболее популярных тем является «экономика наркотиков» (economics of drugs). Причины этой популярности мног...полностью>>

А. И. Герцена социально-реабилитационные технологии учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ ПОДРОСТКОВ – ПОДГОТОВКА К ОСВОБОЖДЕНИЮ ИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ»

Часть 1: «Работа в воспитательной колонии»

Цели:

  1. Установление отношений сотрудничества общественной организации с воспитательным отделом ГУИН и руководством и персоналом воспитательной колонии (имеющим отношение к подготовке воспитанников к освобождению).

  2. Работа с социальной беспомощностью воспитанников.

Задачи:

1. выработать общие взгляды на процесс и методы социальной реабилитации и адаптации осужденных подростков;

2.1. развивать правосознание осужденных подростков в качестве основы их социальных навыков;

2.2. создать условия для реализации практических шагов (элементарных социальных навыков) воспитанниками по своей подготовке к освобождению: восстановлению/получению документов, определению целей и договору об учебе или работе и т.д.

Принципы проведения реабилитационной программы:

  • соблюдение прав осужденных подростков (быть гарантом прав осужденных подростков)

  • добровольность

  • сотрудничество

  • ценность опыта каждого

Методы: основным методом реабилитационной программы является развивающий диалог.

Этап 1 – заключение договора о сотрудничестве (общая продолжительность 4-5 недель)

Ч ТО

КТО:

Сроки

1

Заключение договора с ГУИН о сотрудничестве общественной организации и воспитательной колонии на 1 год (по мере истечения срока действия договора перезаключается с учетом возникновения новых потребностей реабилитационной программы)

  1. Общественная организация,

  2. ГУИН и

  3. воспитательная колония

2 –3 недели

Этап 2 – подготовительный (общая продолжительность: 2-3 недели)

ЧТО

КТО

Время

Сроки

1

Ознакомление с документами воспитанников

Инспектор по трудовому и бытовому устройству

30 мин.

(на просмотр одного личного дела)

2

Отбор тех воспитанников, которые освободятся через 4-6 месяцев

3

Проведение индивидуальных собеседований с воспитанниками для принятия ими решения об их участии в реабилитационном курсе

Сотрудники, или волонтеры общественной организации

и

психологи ВК в качестве ассистентов

40-60 мин.

7-10 дней

4

Заключение соглашений с воспитанниками об их участии в реабилитационном курсе -

см. Форма 2

5

Формирование групп (от 1 до 5) по 5-6 человек для реабилитационного курса

6

Техническое обеспечение проведения реабилитационного курса (отдельные помещения для занятий каждой группы и большое общее помещение для собраний всех групп)

1)Руководство колонии

3-7 дней

2) Психолог колонии

В тече-

ние всего срока курса

7

Проведение супервизорских групп для сотрудников

Самый опытный сотрудник (волонтер) ОО, имеющий опыт проведения супервизорской группы

1,5 – 2 час.

Этап 3 – реабилитационный (общая продолжительность 4-6 месяцев)

Раздел 1: работа с подростками

ЧТО

КТО

Время

Как часто

1

Общее собрание, открывающее работу

Сотрудники или волонтеры общественной организации

и психологи воспитательной колонии в качестве ассистентов

30-40 мин.

1 раз в неделю

2

Работа в группах

60-80 мин.

1 раз в неделю

3

Общее собрание, завершающее работу

10-15 мин

1 раз в неделю

4

Индивидуальное консультирование воспитанников по их конкретным проблемам реабилитационной программы

45-60 мин.

1 раз в неделю

5

Индивидуальное консультирование воспитанников по трудностям их работы в группах (например, отношения с другими ребятами, т.д.)

45-90 мин.

по мере возникновения запроса

6

Супервизорские группы для сотрудников реабилитационного курса

Самый опытный сотрудник (волонтер) ОО, имеющий опыт проведения супервизорской группы

2-2,5 час.

2 – 4 раза в месяц

ЧТО ПОМОГАЕТ ПРОВЕДЕНИЮ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

ЧТО ЗАТРУДНЯЕТ ПРОВЕДЕНИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

h Постоянное возвращение к целям реабилитационного курса всех сотрудников проекта.

· Связывание всего, что мы делаем в группах, с целями нашей работы и объяснение этого воспитанникам.

· Принцип добровольности (эта программа для тех, кто хочет выйти из колонии и больше сюда никогда не возвращаться).

· Индивидуальные консультации с воспитанниками делают более эффективным процесс работы в реабилитационной программе.

· Осознание целей работы помогают отделять личные отношения от рабочих. Например, два подростка просили у ведущей группы ее фотографию. Она описала свою позицию им через разъяснения целей своей работы.

h Неосознавание осужденными подростками целей работы в реабилитационной программе.

h Неосознавание своей роли и ответственности в программе, как ассистентами, так и сотрудниками проекта.

h Невозможность для воспитанника на практике спрогнозировать сроки освобождения.

hСнятие ребят с занятий в программе на различные работы, спортивные мероприятия и т.д.

hОтсутствие официального поощрения воспитанников за участие в реабилитационном курсе (так же, как, например, за то, что они ходят в ПТУ)

h Слишком длительные сроки цензуры писем (2-4 недели) накладываются на медленную работу государственной почты.

h Слабая информированность персонала воспитательной колонии (например, никто точно не знал – ставится или не ставится отметка освобождающимся в паспорт о судимости; об условиях призыва в армию уже освободившихся воспитанников).

h Реабилитационная программа начинает сильно страдать в достижении своих целей, если другой персонал колонии отказывается помогать воспитанникам совершать такие действия по подготовке к освобождению, которые они не могут сделать сами. Например, послать запрос в суд по поводу документов, т.к. «в суде еще были все документы, в личном деле их уже не оказалось» и т.д.

Раздел 2: Работа с социальной структурой (внутренние службы воспитательной колонии, органы соцзащиты, отделы ЗАГС, архивы, прокуратура и т.д. )

ЧТО

КТО

Время

Как часто

1

Организация оформления паспорта воспитанника ВК: поиск и оформление запросов недостающих документов в различные организации

1) Инспектор по трудовому и бытовому устройству

2) Сотрудник, или волонтер общественной организации

до 2-3 месяцев и более (на 1 воспи-танни-ка)

по мере возникнове-ния необходимо-сти поиска недостаю-щих отдельных документов

2

Организация оформления пенсии воспитанника ВК: поиск и оформление запросов недостающих документов в различные организации

до 2-3 месяцев и более (на 1 воспи-танни-ка)

по мере возникнове-ния необходимо-сти поиска недостаю-щих отдельных документов

3

Участие в общей супервизорской группе для сотрудников реабилитационного курса

Самый опытный сотрудник (волонтер) ОО, имеющий опыт проведения супервизорской группы

2 – 2,5 час.

2 – 4 раза в месяц

Часть 2: «Работа после освобождения»

Цели:

  1. Работа с социальной беспомощностью подростков и их родителей.

  2. Психологическая поддержка подростков и их родителей.

Задачи:

1.1 установить с родителями контакт по телефону;

1.2 помочь родителям увидеть позитивные ресурсы их ребенка;

1.3 поддерживать еженедельно телефонный контакт (в случае невозможности личных встреч) с подростками;

1.4 консультировать подростков по возникающим трудностям в том, чтобы продолжать делать шаги к самостоятельной жизни после освобождения;

1.5 отслеживать выпадающие (намеченные, но не реализующиеся) шаги;

1.6 отслеживать наличие жизненной постоянной перспективы у подростка: какая цель на сегодня в жизни. Какой следующий шаг.

Принципы проведения реабилитационной программы:

  • соблюдение прав подростков (быть гарантом прав осужденных подростков)

  • добровольность

  • сотрудничество

  • ценность опыта каждого

Методы: основным методом реабилитационной программы является развивающий диалог.

Этап 4 – индивидуальное сопровождение подростков после их освобождения (первые 6 месяцев)

ЧТО

КТО

Время

Как часто

1

Телефонные звонки (индивидуальное консультирование подростков по их конкретным проблемам адаптации по освобождении и психологическая поддержка)

Сотрудники, или волонтеры общественной организации

15-40

мин.

1 раз в неделю

2

Письма подросткам (иногда, по необходимости, - и родителям)

По необходимо-сти, например, при отсут-ствии телефонной связи)

3

Личные встречи (индивидуальное консультирование подростков по их конкретным проблемам адаптации по освобождении и психологическая поддержка)

45-60 мин.

1 раз в неделю (желатель-но)

4

Телефонные звонки родителям освободившихся подростков (индивидуальное консультирование родителей по проблемам адаптации их ребенка по освобождении и психологическая поддержка)

10-20 мин.

20-40 мин.

По необходи-мости

5

Супервизорские группы для сотрудников, ведущих сопровождение подростков по их освобождении

Самый опытный сотрудник (волонтер) ОО, имеющий опыт проведения супервизорской группы

2-2,5 час.

2 – 4 раза в месяц

ЧТО ПОМОГАЕТ ПРОВЕДЕНИЮ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ

ЧТО ЗАТРУДНЯЕТ ПРОВЕДЕНИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ

h Прохождение подростком полного реабилитационного курса (минимум 15-16 занятий).

· Преобладание у подростка успешных шагов и ситуаций (~75% или более) над неуспешными (~25% или менее) в процессе работы по программе.

· Психологическая поддержка родителей и помощь родителям в том, чтобы увидеть позитивные ресурсы их детей.

· Передача ответственности подросткам за их жизнь после освобождения.

· Восстановление и поддержание личного контакта с подростком и его семьей после освобождения.

h Отсутствие поддержки семьей подростка после его возвращения домой.

hСложность в оперативном установлении контактов с подростками: большинство освобождающихся подростков проживают в области.

h Отвержение освободившихся подростков обществом: отказ районной администрации предоставить помещение, ранее обещанное ими, или выделить новое помещение для реабилитационной программы.

h Предвзятое отношение жителей к перспективам организации в их микрорайоне работы с подростками, освободившимися из ВК.

Часть 3: «Передача и сопровождение реабилитационной программы»

Цели:

1. Обучение как минимум одного психолога и инспектора по трудовому и бытовому устройству воспитательной колонии целям, принципам, методам и структуре реабилитационной программы.

2. Организация общественной сопровождения реабилитационной программы в воспитательной колонии.

Задачи:

1. Самостоятельное проведение психологом ВК общих собраний и группы с помощью волонтеров в качестве ассистентов (передача программы через смену ролей);

2. Участие в групповой работе с психологом ВК в качестве ассистентов 3 волонтеров по очереди и работа 1 волонтера с социальной структурой в контакте с инспектором по трудовому и бытовому устройству;

3. Проведение рабочих и супервизорских групп по работе в процессе передаче программы.

Принципы передачи реабилитационной программы:

  • добровольность

  • сотрудничество

  • ценность опыта каждого

  • поддержка

  • обратная связь

Методы: основным методом реабилитационной программы и ее передачи является диалог.

Приложение 9

О методике устранения наркотического поведения,
разработанной АНО «Институт Поведения»

Официальная медицина рассматривает наркоманию как болезнь головного мозга. Заболевание переходит в хроническую стадию, когда меняется биохимия организма и болезнь становится неизлечимой.

Институт Поведения рассматривает наркоманию как поведенческий феномен. Процесс рассматривается не с момента самого приема наркотика, а с предшествующего ему момента, когда человек только принимает решение употребить наркотик, то есть рассматривается мыслительный процесс. Общим для всех будущих наркоманов является то, что первый прием наркотика был связан с неким внутренним стрессом. Природа этого стресса не имеет значения: обида, вина, депрессия, скука, сексуальные переживания, страх, в том числе страх показаться слабым перед друзьями, - вид дискомфорта может быть любым. Человек надеется, или его в этом убеждают, что наркотик поможет снять стресс. Но ведь сам стресс никуда не ушел, он остался в человеке. Вторым объединяющим моментом является жизненная установка на получение удовольствия любой ценой, лозунг «бери от жизни все». На это сейчас нацеливают все средства массовой информации.

Наркотик действительно на время позволяет переключиться. Постепенно после нескольких приемов вырабатывается условный рефлекс, то есть уже на подсознательном уровне закрепляется связь: мне плохо - наркотик - и будет хорошо. А поскольку жизнь полна стрессов, и внутренние обиды и комплексы остались, потребность употреблять наркотики становится хронической. Желание «уколоться» усиливает все, с чем ассоциируется прежний опыт приема наркотика: вид шприца, обстановка, конкретный человек — все, что вызывает воспоминание об избавлении от стресса. И так же как в опыте академика И.П. Павлова лампочка «включает» выделение слюны у собаки, эти «условные раздражители» усиливают желание наркозависимого принять наркотик. При этом возникает дискомфорт неудовлетворенного желания, новый стресс, депрессия, агрессия. Возможно, что биохимия организма меняется как следствие этих процессов и эмоций, наподобие того, как выделяется адреналин у испуганного человека. Но испуг проходит, и уровень адреналина снижается. Возможно, что после снятия наркозависимости так же должно происходить нечто подобное. Это нужно проверить.

Методика избавления от наркозависимости, разработанная Институтом Поведения, в целом сводится к трем этапам работы.

  1. Снятие «тяги» - угашение условного рефлекса, подобно тому, как И.П. Павлов угашал условные рефлексы у собак. Человек мысленно воспроизводит процесс приема наркотика, но, естественно, положительного подкрепления не получает. Как правило, двух часов таких мысленных упражнений достаточно, чтобы «тягу» снять. Проходит агрессия, депрессия, восстанавливается сон.

  2. Обучение человека самостоятельно справляться со стрессами по методу «саногенного мышления», разработанного профессором Орловым. Метод универсален, включает элементы аутотренинга и очень эффективен.

  3. Формирование здоровых жизненных установок и целей. Человек должен ответить себе сам, что должно произойти, чтобы он почувствовал себя счастливым. Что он может и должен сделать для этого. Как правило, это самый трудный этап. Мало кто занимается целеполаганием. Хочется чего-то неконкретного «то ли кислых щей, то ли мировой революции».

То есть, людей учат здраво мыслить. Учить здравомыслию. Учить этому нужно не только наркоманов. По большому счету этому нужно учить всех и еще в школе, например в рамках предмета «Основы безопасности жизни». Это главный вывод, сделанный участниками проекта по итогам его реализации в Костроме.

Приложение 10

Итоги выполнения в 2007 году

«Плана мероприятий на 2007-2008 гг. по реализации концепции демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года»

(в сокращении)

ПРИОРИТЕТ 1.8 «Сокращение масштабов маргинализации населения, создание мотивации к конструктивному, здоровому образу жизни во всех слоях общества»

ИСПОЛНИТЕЛИ: КМПиВОО, КО, КТСЗН, КВЗПиБ, КВС, администрации районов Санкт-Петербурга

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Реализация целевой программы Санкт-Петербурга «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге на период с 2006 по 2008 год»;

  • Обеспечение функционирования:

  • 830 постоянных специализированных рабочих мест для социальной адаптации и реабилитации склонных к совершению правонарушений и не учащихся и не работающих несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 14 до 19 лет;

  • 113 мест в специальных кружках ручного труда для склонных к совершению правонарушений несовершеннолетних в возрасте от 9 до 14 лет;

  • службы молодежных работников, осуществляющей социальное сопровождение 1680 несовершеннолетних в 7 районах города;

  • территориальных служб социального сопровождения семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

  • Создание и организация деятельности:

  • пунктов экстренной помощи для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (Невский, Петроградский, Кронштадтский районы Санкт-Петербурга);

  • социальных гостиниц для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации (Калининский, Петродворцовый районы Санкт-Петербурга);

  • социальных гостиниц для несовершеннолетних и молодежи условно осужденных, находящихся под следствием или освободившихся из мест лишения свободы (Василеостровский, Адмиралтейский районы Санкт-Петербурга)

  • Открытие спортивных секций в 15 образовательных учреждениях города с большим количеством подростков, состоящих на учете в Отделах по делам несовершеннолетних и Комиссиях по делам несовершеннолетних (охват привлеченных к занятиям подростков – более 1000 человек ежемесячно)

  • Создание единой городской базы данных «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» (сведения о 12573 несовершеннолетних)

  • Введение должностей школьных инспекторов милиции в подразделения по делам несовершеннолетних и закрепление их за образовательными учреждениями города (86 единиц)

  • Реализация Программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы (Программа «Толерантность»):

  • Разработка учебной программы для учителей по социализации детей мигрантов «Миграционная педагогика в диалоге культур»;

  • Организация социально-психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга;

  • Организация мониторинга СМИ и сети «Интернет» на наличие признаков нарушений законодательства по противодействию экстремизму;

  • Оказание финансовой поддержки социальных программ общественных организаций, работающих с детьми мигрантов: «Организация городского фестиваля «Дети многонационального Санкт-Петербурга» с участием семей беженцев и вынужденных переселенцев стран СНГ, дальнего и ближнего зарубежья» – 150,0 тыс. руб., охват – 400 детей;

  • «Приобретение предметов гигиены и средств для оказания первой помощи для 250 нуждающихся семей мигрантов» и «Организация курсов по обучению работе на компьютере» – 200,0 тыс. руб.

    • Создание 120 постоянных специализированных рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи, совершивших преступление и находящихся в Колпинской исправительной колонии

ПРИОРИТЕТ 2.7 «Развитие системы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, и с замещающими семьями»

ИСПОЛНИТЕЛИ: КТСЗН, администрации районов Санкт-Петербурга

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- Расходы из средств бюджета Санкт-Петербурга на оплату труда 238 приемных родителей составили 14097,4 тыс. руб.

- Расходы из средств бюджета Санкт-Петербурга на единовременную выплату при передаче ребенка на воспитание в семью составили 11175,0 тыс. руб. Количество выплат – 745.

- Расходы на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), и детей, переданных на воспитание в приемные семьи, составили 306769,7 тыс. руб.

- Открытие отделений социального сопровождения приемных семей и семей, взявших детей под опеку (попечительство), в структуре СПб ГУ «Территориальный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Кировского района Санкт-Петербурга.

- Реализации программы «Школа жизни» в ГОУ «Школа-интернат №7» Красносельского района Санкт-Петербурга, направленной на правовое и трудовое воспитание детей-сирот, обучение навыкам бесконфликтного поведения в обществе, умение решать возникающие проблемы.

* Для углубления качественного анализа результатов и с учетом внутренней многоаспектности быта как сферы социальной жизнедеятельности человека таблица построена так, что позволяет осмысливать материалы, касающиеся социально-бытовой реабилитации инвалидов по зрению, не только в целом, но и в аспектах домоводства и самообслуживания, пространственной ориентировки и семейно-бытовых отношений в отдельности.

Примечание для интервьюера. На вопросы, отмеченные значком «*», можно дать несколько вариантов ответа, о чем необходимо предупредить анкетируемого.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. И. Герцена Инновационная образовательная программа

    Образовательная программа
    Составители: ведущий специалист по информации дирекции инновационной образовательной программы Н. О. Верещагина, менеджер дирекции инновационной образовательной программы И.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «обучение и воспитание дошкольников с ффн и онр» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    ДПП.Ф.02 Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (36)

    Учебно-методический комплекс
    Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.Н. Левина; Бийский пед. гос. ун-т им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «формирование готовности к обучение грамоте» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Формирование готовности к овладению грамотой является одним из приоритетных направлений коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией, что диктует необходимость в подготовке специалистов, владеющих необходимыми знаниями

Другие похожие документы..