Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Маркетинговый бриф предназначен для постановки задачи перед отделом стратегического планирования компании «Реклама продакшн». Заполняются те графы мар...полностью>>
'Решение'
Земское собрание РЕШИЛО: Информацию о работе отдела внутренних дел Тоншаевского района за 011 год в условиях реформирования принять к сведению. Глава...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речиРу» федерального компонента цикла ОПД (СД, ДС, ГСЭ) составлена в соответствии с Государствен...полностью>>
'Документ'
Сучасний розвиток міжнародних відносин характеризується новими підходами до вирішення глобальних проблем у світі, а міжнародне співтовариство стає бі...полностью>>

Субъекты аудиторской деятельности 12. 00. 03 гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (2)

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Марьина Анастасия Александровна

Субъекты аудиторской деятельности

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва

2009

Диссертация выполнена на кафедре гражданского права и гражданского процесса Московского государственного индустриального университета.

Научный руководитель

доктор юридических наук, профессор

Гущин Василий Васильевич

Официальные оппоненты

доктор юридических наук, профессор

Власов Анатолий Александрович

кандидат юридических наук

Казьмина Мария Александровна

Ведущая организация

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Защита диссертации состоится 23 сентября 2009 г. в 15 час. 00 мин. на заседании Диссертационного совета ДМ 521.003.03 по юридическим наукам при Современной гуманитарной академии, по адресу: 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 3, зал заседаний совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Современной гуманитарной академии.

Автореферат разослан « 21 » августа 2009 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

Доктор юридических наук, профессор Синельникова В.Н.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования обусловлена рядом следующих факторов. Во-первых, несовершенством правовых норм, регламентирующих статус субъектов аудиторской деятельности, которые обусловливают трудности применения правил (стандартов) аудиторской деятельности. Во-вторых, ролью и значимостью института аудита как формы независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В-третьих, изменением законодательства, а именно вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».1

Изложенные обстоятельства предопределили совершенствование правовой регламентации аудиторской деятельности посредством существенного снижения административного вмешательства, освобождения государства от выполнения избыточных функций контроля над субъектами аудиторской деятельности, создания механизмов профессионального и общественного надзора в этой сфере экономики.

В связи с этим возникла необходимость научного обоснования сущности аудита и аудиторской деятельности, уточнения понятия «субъектов аудиторской деятельности», определение перечня их прав, обязанностей и пределов ответственности. В особом исследовании нуждается унификация норм отечественного законодательства к международным стандартам, в частности, нормам МФСО и МСА.

Актуальность темы исследования обусловлена еще и тем, что институт саморегулирования деятельности аудиторов в России, пользующийся государственной поддержкой, находится на стадии формирования, тогда как за рубежом профессиональное регулирование деятельности в этой области достаточно широко представлено и накоплен определенный опыт. Между тем, законодательство Российской Федерации даже с принятием Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»2 не содержит специальных норм, обеспечивающих эффективность саморегулирования деятельности аудиторов. Поэтому исследование проблем саморегулирования деятельности аудиторов с учетом нового ФЗ в целях устранения пробелов в праве и дальнейшего совершенствования нормативной базы является актуальным не только с точки зрения теории, но и правоприменения.

Степень теоретической разработанности темы. Анализ современного состояния разработанности особенностей правового положения субъектов аудиторской деятельности показал, что в правовой науке осуществлению аудиторской деятельности уделяется достаточно большое внимание. Например, общие вопросы осуществления аудиторской деятельности рассматривались в работах отечественных правоведов С.С. Алексеева, В.К. Андреева, В.С. Белых, С.Н. Братуся, Л. И. Булгаковой, С.И. Виниченко, А.А. Власова, Г.А. Гаджиева, А.И. Гапоника, В.В. Гущина, И.В. Ершовой, М. Ивлевой, О.С. Иоффе, В.В. Лаптева, Л.А. Лунца, В.В. Нитецкого, И.В. Перегудова, В.В. Скобары, Е.А. Суханова, Н.И. Химичевой, Е.Д. Шешенина и др.

Имеются так же работы, в которых с точки зрения экономической науки3 исследована аудиторская деятельность и представлена классификация ее субъектов. Поэтому в диссертации использовались труды отечественных ученых-экономистов Ю.А. Данилевского, П.И. Камышанова, В.И. Подольского, А.А. Терехова, а также зарубежных специалистов Дж. Робертсона, Дж. Лоббека и А. Аренса.

Вместе с тем, многие вопросы, связанные с определением статуса субъектов аудиторской деятельности, имеют дискуссионный характер и еще не получили должного научного обоснования и развития. Так, несмотря на исследования А.А. Чиркова,4 В.В. Нитецкого5 до настоящего времени не выработан единый подход к определению понятий «аудиторская деятельность», «субъект аудиторской деятельности».

При этом, следует отметить, что некоторые аспекты правового положения субъектов аудиторской деятельности, а именно, их права, обязанности, ответственность в той или иной степени анализировались в диссертационных работах Д.Е. Качановского, 6 И.В. Тордии,7 Л.Л. Арзумановой,8 А.А. Обухова9 и ряда других ученых.

Однако последним существенным изменениям законодательства, обусловленным вступлением в законную силу Федерального закона от 30.12.2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», не дана соответствующая научная оценка, поэтому, несмотря на имеющиеся научные труды, многие из этих исследований в силу обновления законодательной базы утратили свою теоретическую и практическую ценность. Более того, в настоящее время нет диссертационных работ, посвященных анализу и характеристике правового положения рассматриваемых субъектов, выполненных с учетом требований этого Федерального закона.

Научная и практическая значимость дальнейшей разработки вопросов, связанных с осуществлением аудиторской деятельности, их недостаточная изученность, а также современные проблемы правового регулирования положения субъектов аудиторской деятельности предопределили выбор темы, цели, задач настоящего диссертационного исследования, а так же предмет, объект и структуру работы.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования статуса субъектов аудиторской деятельности.

Предметом исследования являются правовые основы осуществления аудиторской деятельности, а также содержание конкретных правовых норм, регулирующих отношения в данной сфере, труды ученых, посвященные правовым вопросам аудиторской деятельности, материалы практики.

Цель исследования – системно исследовать правовое положение субъектов аудиторской деятельности, критически проанализировать имеющиеся современные юридические концепции, дать их научную оценку и разработать рекомендации для совершенствования российского законодательства в рассматриваемой сфере.

Научная задача - исследовать проблемы правового статуса субъектов аудиторской деятельности и практику его реализации, по результатам чего обосновать понятийный аппарат этого института предпринимательского права и выявить составляющие его элементы; уточнить теоретические положения, касающиеся аудиторской деятельности.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть правовую природу аудиторской деятельности, сформулировать и обосновать авторское определение понятия «аудиторская деятельность»;

  2. Провести доктринальное толкование понятия «субъекты аудиторской деятельности», на его основе сформулировать авторское понятие субъектов аудиторской деятельности и обосновать их классификацию;

  3. Проанализировать систему правовых нормативных актов и других источников, регулирующих правовое положение субъектов аудиторской деятельности, и уточнить сущность договоров, заключаемых при проведении аудита и оказании услуг, ему сопутствующих;

  4. Сформулировать и обосновывать предложения по совершенствованию законодательства, устанавливающего требования к легитимности аудиторов и аудиторских организаций;

  5. Обосновать авторское понятие саморегулируемой организации аудиторов и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего правовое положение этого субъекта;

  6. Установить особенности правового положения аудируемых лиц, Министерства финансов РФ, Совета по аудиторской деятельности как субъектов аудиторской деятельности.

Методологическую основу исследования составляют исторический и диалектический методы; общенаучные методы: системный метод, логический метод, которые применялись, в частности, при классификации субъектов аудиторской деятельности, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия; а также частно-научные методы, такие как: метод сравнительного правоведения (применялся, например, при сопоставлении принципов объединения аудиторов), системно-функциональный метод (использовался, в основном, при рассмотрении прав и обязанностей субъектов аудиторской деятельности), формально-юридический метод (применялся при изучении правовых норм, регулирующих правовое положение субъектов аудиторской деятельности).

Научная новизна состоит в том, что в диссертации проведено с учетом нового ФЗ «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ системное изучение результатов теоретических исследований в области осуществления аудиторской деятельности, разработано понятие субъектов аудиторской деятельности и дополнена их классификация, обоснованно понятие саморегулируемой организации аудиторов, исследованы нормы действующего законодательства, регулирующего осуществление аудиторской деятельности. По итогам исследования внесены предложения теоретического и практического значения, направленные на совершенствование статуса субъектов аудиторской деятельности, отражающие авторскую позицию в данной проблематике. Научная новизна исследования определяется также основными положениями, выносимыми на защиту.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Автор предлагает в целях полноты и всесторонности рассмотрения отношений, возникающих при осуществлении аудиторской деятельности, определять аудиторскую деятельность в широком и узком смыслах этого понятия.

Аудиторская деятельность в широком смысле представляет собой деятельность юридических лиц (аудиторских организаций, аудируемых лиц), индивидуальных предпринимателей (аудиторов, аудируемых лиц), общественных организаций и уполномоченного государственного органа, осуществляемая как собственно при проведении аудита и оказании услуг, ему сопутствующих, так и деятельность, связанная с регулированием и контролем над деятельностью аудиторов и аудиторских организаций.

Аудиторская деятельность в узком смысле этого понятия - это профессиональная, предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности аудируемых лиц (организаций и индивидуальных предпринимателей), проводимая в установленных законом случаях с целью выражения мнения в аудиторском заключении о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации (аудиту), а так же оказанию сопутствующих аудиту услуг, то есть услуг, оказываемых аудитором (аудиторской организацией) наряду с проведением аудита и связанных с устранением причин ошибок в ведении бухгалтерского учета и установлением законного и целесообразного режима его составления.

2. Предлагается в широком смысле под субъектами аудиторской деятельности понимать физические и юридические лица, их объединения, уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве участников правоотношений в области аудиторской деятельности, а именно отношений, возникающих при проведении аудита и оказании услуг, сопутствующих аудиту и других отношений, тесно с ними связанных и урегулированных нормами права в сфере аудиторской деятельности, то есть возникающих при регулировании данного вида деятельности, а именно получении статуса аудитора, аттестации аудиторов, осуществлении контроля в области аудиторской деятельности, договорных отношений.

Под субъектами аудиторской деятельности в узком смысле предлагается понимать лица, вступающие в правоотношения при непосредственном проведении аудита и оказании услуг, сопутствующих аудиту, то есть аудиторов (аудиторские организации) и аудируемых лиц или лиц, которым оказываются услуги, сопутствующие аудиту.

Автор предлагает классификацию субъектов аудиторской деятельности в зависимости от функций, ими осуществляемых:

- государство, в лице исполнительного органа (Министерство финансов РФ),

- Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе,

- саморегулируемые организации аудиторов,

- аудиторы и аудиторские организации,

- аудируемые лица, лица, которым оказываются услуги, сопутствующие аудиту.

Кроме того, в работе представлены и обоснованы классификации субъектов аудиторской деятельности в зависимости от цели вступления в правоотношения, по объему оказываемых услуг.

3. Автором обоснован вывод, что аудиторская деятельность в узком смысле осуществляется путем заключения двух видов договоров (на проведение аудита и на оказание услуг, сопутствующих аудиту), сущность которых отраженна в сформулированных определениях:

- Договор на проведение аудита – есть соглашение, по которому одна сторона - исполнитель (индивидуальный аудитор или аудиторская организация) обязуется по заказу другой стороны – заказчика, провести проверку бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц), по результатам которой выразить свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, и составить аудиторское заключение, форма, содержание и порядок представления которого определяются законодательством, в основном, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а заказчик обязуется оплатить как непосредственно проверку, так и составление заключения.

- Договор на оказание услуг, сопутствующих аудиту – есть соглашение, по которому одна сторона - исполнитель (индивидуальный аудитор или аудиторская организация) обязуется по заказу другой стороны – заказчика оказать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской отчетности, налоговому консультированию и другие услуги, связанные с устранением причин ошибок в ведении бухгалтерского учета и установлением законного и целесообразного режима его составления, а заказчик обязуется принять и оплатить их.

4. Проанализировав действующее законодательство, регламентирующее правовое положение аудиторов, и перспективы его развития, автор приходит к выводу о целесообразности в целях обеспечения высокого профессионального уровня аудиторов изложить статью 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ в следующей редакции:

«1. Аудитор – физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора и осуществляющее аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, и являющееся членом одной саморегулируемой организации аудиторов.

2. Квалификационный аттестат аудитора выдается после успешной сдачи квалификационных экзаменов при условии удовлетворения претендентом обязательным требованиям на получение квалификационного аттестата.

3. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:

- Наличие высшего экономического и (или) юридического образования полученного в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в образовательном учреждении иностранного государства, и эквивалентного высшему экономическому и (или) юридическому образованию, полученному в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию;

- Наличие стажа непосредственной аудиторской работы под руководством индивидуального аудитора или (и) в аудиторской организации не менее трех лет непосредственно перед сдачей квалификационного экзамена;

- Отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или умышленные преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления».

Изложение рассматриваемой статьи в указанной редакции позволит избежать излишнего бюрократизма при получении претендентами статуса аудитора и гарантировать высокую профессиональную квалификацию последних.

Предлагается под аудиторской организацией понимать субъекта аудиторской деятельности, представляющего собой коммерческую организацию, созданную в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, унитарного предприятия, обладающую исключительной правоспособностью, осуществляющую аудиторские проверки, а так же оказывающую сопутствующие аудиту услуги и являющуюся членом одной саморегулируемой организации аудиторов.

В целях практического внедрения этой дефиниции предлагается изложить статью 3 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ в следующей редакции:

«1. Аудиторская организация - коммерческая организация, наделенная правом осуществлять аудиторские проверки и оказывать сопутствующие аудиту услуги, созданная в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, унитарного предприятия.

2. Лицо, исполняющее обязанности единоличного исполнительного органа аудиторской организации, или глава исполнительного органа должны иметь статус аудитора.

3. Аудиторская организация должна иметь в штате не менее 2 аудиторов.

4. Аудиторская организация должна состоять членом в одном саморегулируемом аудиторском объединении.

5. Доля уставного (складочного) капитала аудиторской организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента.

6. Аудиторская организация должна иметь правила осуществления внутреннего контроля качества работы».

Изложение рассматриваемой статьи в указанной редакции позволит установить жесткие, вместе с тем, достаточные законодательные требования, которые как не ущемляют права аудиторских организаций, так и гарантируют интересы их контрагентов.

5. В связи с тем, что в законодательстве нет определения понятия саморегулируемой организации аудиторов, которое давало бы полное представление об этом явлении, а именно о целях и задачах создания такой организации, об основных ее функциях, автором предлагается определение саморегулируемой организацией аудиторов (СРО аудиторов):

«Саморегулируемая организация аудиторов - это аккредитованная Минфином РФ, основанная на членстве некоммерческая организация, которая учреждается аудиторами и аудиторскими организациями для обеспечения достойных условий профессиональной деятельности своих членов, защиты интересов как участников саморегулируемой организации, так и их клиентов, в том числе, посредством формирования компенсационного фонда, установления правил и стандартов поведения участников саморегулируемой организации, обеспечивающих их профессиональную эффективную деятельность и соблюдение стандартов профессиональной этики, а так же осуществления внешнего контроля качества работы своих членов».

В целях устранения пробелов, содержащихся в законодательстве, а так же обеспечения создания, функционирования и развития саморегулирования аудиторов в России автор полагает целесообразным изложить пункт 3 статьи 17 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ в следующей редакции:

«На территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна саморегулируемая организация аудиторов, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации.

Саморегулируемая организация аудиторов субъекта РФ имеет правила осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов и кодекс профессиональной этики аудиторов, осуществляет внешний контроль качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов и формирует компенсационный фонд саморегулируемой организации аудиторов.

Саморегулируемые организации аудиторов субъекта РФ объединяются в Федеральное саморегулируемое объединение аудиторов, основными функциями которого является защита интересов аудиторов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и координация деятельности саморегулируемых организаций аудиторов субъектов РФ».

6. Автором делается вывод о том, что правовое положение аудируемых лиц должно быть более конкретизировано в Стандартах аудиторской деятельности, а так же договоре на проведение аудита или договоре на оказание услуг, сопутствующих аудиту.

Отмечается, что деятельность таких субъектов аудиторской деятельности как аудируемые лица, Минфин РФ, Совет по аудиторской деятельности, оказывая определенное влияние на рынок аудиторской деятельности, все-таки подчинена выполнениям целей и задач, достигаемых аудиторами и аудиторскими организациями, а потому их функции со временем должны быть ограниченны выработкой государственной политики в этой области и надзором за деятельностью СРО аудиторов.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что диссертантом уточнены теоретические положения о правовом статусе субъектов аудиторской деятельности; разработаны авторские определения таких понятий, как: аудиторская деятельность, субъект аудиторской деятельности, договор на проведение аудита, саморегулируемая организация аудиторов; дополнена классификация субъектов аудиторской деятельности, которая позволяет детально систематизировать их права и обязанности.

Основные положения диссертационной работы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, посвященных правовым вопросам аудиторской деятельности и саморегулируемым организациям в сфере аудита.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что содержащиеся в работе предложения по уточнению статей 3, 4, 17 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ и их аргументация могут быть использованы органами законодательной власти в процессе совершенствования правового регулирования прав, обязанностей и ответственности аудиторов, аудиторских организаций и других субъектов аудиторской деятельности. Кроме того, с практической точки зрения важность исследования заключается в возможности применения полученных результатов конкретными лицами при получении статуса аудитора, субъектами аудиторской деятельности при заключении договоров на проведение аудита и разработке правил (стандартов) аудиторской деятельности, а так же при создании саморегулируемых организаций аудиторов.

Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации при подготовке профессиональных юристов, а также могут быть применены в качестве комментария к ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.

Материалы и основные результаты исследования могут найти практическое применение в учебном процессе, при разработке учебных программ, специальных методических, учебных пособий, а также при проведении учебных занятий по предпринимательскому праву, гражданскому праву в высших учебных заведениях страны.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Субъекты аудиторской деятельности 12. 00. 03 гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (1)

    Диссертация
    Актуальность темы исследования. В современный период формирования правового государства и становления рыночной экономики в Российской Федерации, как никогда важно соблюдение конституционного принципа свободы в использовании способностей
  2. Методические указания для подготовки аспирантов по специальности научных работников 12. 00. 03 Гражданское право

    Методические указания
    Содержанием специальности 12.00.03 – "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право" является исследование системы имущественных и личных неимущественных отношений, складывающихся
  3. Правовой статус компании в гражданском праве Монголии: проблемы совершенствованиЯ правового регулированиЯ управлениЯ компаниями

    Диссертация
    До 1950 годов монгольские граждане занимались частным предпринимательством и имели право создавать кооперативы. Но в 1958 году законом было запрещено частное предпринимательство.
  4. Рабочая программа «Аудиторская деятельность в Российской Федерации» од. А. 07. 2; цикл од. А. 00 «Дисциплина по выбору аспиранта»

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 12.00.03 – Гражданское право, предпринимательское право, семейного права; международное частное право, в соответствии с Программой- минимум кандидатского экзамена
  5. Программа утверждена на заседании кафедры гражданского права и процесса 2007г. Зав кафедрой

    Программа
    Составители программы вступительных испытаний (экзамена) в магистратуру по направлению 030500 - Юриспруденция программы магистерской подготовки 521403 «Гражданское право,

Другие похожие документы..