Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В целях создания единой системы взаимодействия структурных единиц, входящих в состав туристско-рекреационного кластера в Самарской области, усиления ...полностью>>
'Документ'
Белоусова Г.А. Письмо Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма» в редакцию журнала «Пролетарская революция» (октябрь 1931 г.) и его отрицател...полностью>>
'Курсовая'
Карпатский регион (Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская и Черновицкая области) занимает площадь в 56,6 тыс. км2 (или 9,4 % территории Украины),...полностью>>
'Документ'
Родился 25 января 1925 года, в деревне Бархатово, Исетского района. После 7 класса работал в колхозе. В 9 января 1943 призван в ряды Советской армии....полностью>>

«О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (8)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДОКЛАД

Астраханской области «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010 год»

Часть 1.

Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы

«Наша новая школа» в 2010 году

Общие показатели региональной системы образования

    1. Общие показатели региональной системы образования

Сеть общеобразовательных учреждений Астраханской области представляет собой сложившуюся и успешно действующую систему. В 2010 году на территории Астраханской области общеобразовательные услуги предоставляли 298 государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений с охватом более 95 тысяч обучающихся, т.е., практически каждый десятый житель области получал образовательные услуги в учреждениях, реализующих программы общего образования. В этих учреждениях работало 16 тыс. человек, из них педагогических работников (включая руководителей) около 8 тысяч человек.

С принятием национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» министерство образования и науки Астраханской области поставило перед собой задачу ответить на вопросы:

- кому и в каком виде нужна современная модернизированная система общего образования?

- чего нового такая система образования может дать потребителям её услуг?

- почему такая система образования может быть успешной?

Для ответа на поставленные вопросы была разработана региональная стратегия реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», учитывающая все положения плана первоочередных действий по модернизации образования на 2010 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 246-р от 27.02.2010.

Целью разработки плана явилась необходимость:

- удовле­творения образовательных потребностей населения;

- повышения качества образовательных услуг при рациональном использовании всех ресурсов;

- обеспечения эффективной управляемости образовательной системы.

Означенная цель опосредовала следующие направления деятельности как министерства образования и науки Астраханской области – в качестве государственного органа исполнительной власти, так и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования:

- изменение содержания образования путем поэтапного перехода на новые государственные образовательные стандарты;

- создание системы социализации детей и подростков, предусматривающей в качестве одной из составляющих выявление, поддержку и дальнейшее сопровождение талантливых детей;

- повышение эффективности кадрового обеспечения системы общего образования путем совершенствования учительского корпуса;

- дальнейшее развитие и модернизация школьной инфраструктуры;

- создание системы обеспечения психофизической безопасности школьников;

- реализация внедренных финансово-хозяйственных механизмов, обеспечивающих дальнейшее развитие самостоятельности школ.

По итогам реализации в 2007-2009 гг. комплексного проекта модернизации образования возникла необходимость проведения корректировки стратегических направлений развития региональной системы общего образования. В связи с этим на основе общественных обсуждений и многочисленных консультаций с представителями потребителей образовательных услуг, бизнес-сообщества, общественных профессиональных организаций, социальных партнеров, с учетом результатов социологических опросов были разработана стратегия развития системы образования Астраханской области на 2011-2015 годы и приняты соответствующие концепция и программа (постановление Правительства Астраханской области от 05.07.2010 № 276-П «О концепции отраслевой целевой программы «Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011-2015 годы», постановление Правительства Астраханской области от 27.07.2010 № 324-П «Об отраслевой целевой программе «Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011-2015 годы»).

Также были разработаны и утверждены Правительством региона отраслевые целевые программы:

- «Развитие системы организации школьного питания в Астраханской области на 2011-2013 годы» (постановление Правительства Астраханской области от 11.06.2009 № 237-П);

- «Дети Астраханской области на 2011-2012 годы» (постановление Правительства Астраханской области от 05.07.2010 № 273-П).

Основными целями программ стали:

- повышение доступности качественного общего образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина;

- создание условий для проведения на территории Астраханской области единой государственной политики, обеспечивающей успешную реализацию основных положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Для комплексного подхода к достижению поставленных целей программ предполагается сосредоточение усилий по решению следующих задач:

- совершенствование и модернизация внедренных организационно-финансовых механизмов в системе общего образования;

- обеспечение качественного изменения профессиональной квалификации педагогических и руководящих работников в соответствии с задачами внедрения новых федеральных государственных стандартов общего образования;

- обеспечение современных требований к условиям, содержанию и результатам обучения путем их модернизации, материального обеспечения образовательного процесса, дальнейшее внедрение в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий;

- разработка и задействование механизмов, обеспечивающих гражданам равную доступность к ресурсам общего образования;

Аналогично оправдавшей себя практике, наработанной в ходе реализации стратегии развития региональной системы образования и регионального комплексного проекта модернизации образования, для успешного достижения заданных параметров программ модернизации используется методика проектного управления, позволяющая решать поставленные задачи в комплексе.

В качестве ожидаемого конечного результата был определен следующий ориентир – создание в Астраханской области системы общего образования, обеспечивающей равный доступ к современным образовательным ресурсам для полного удовлетворения образовательных нужд государства, общества и граждан, проживающих на территории Астраханской области.

Основные пути решения программных задач для успешной реализации проектов предусмотрены системой программных мероприятий, которая включает в себя:

- создание нового правового пространства для обеспечения функционирования всех необходимых организационно-хозяйственных механизмов;

- приоритет государственной поддержки развития общеобразователь-ных учреждений, обеспечивающий их наполнение современным учебным, учебно-наглядным и интерактивным учебным оборудованием;

- разработку и задействование механизмов, обеспечивающих здоровьесбережение, выявление, развитие и сопровождение талантливых обучающихся;

- разработку и внедрение новых механизмов подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений;

- завершение создания и полное внедрение механизмов контроля качества образовательных результатов.

Поскольку программы рассчитаны на долгосрочный период реализации, 2010 год явился промежуточным этапом – для определения степени достижения заданных параметров, анализа причин недостижения отдельных заданных параметров, а также корректировки сроков реализации планов в 2011 году с учетом достигнутых результатов.

Всего на систему общего образования из консолидированного бюджета Астраханской области в 2010 году было выделено 4138,7 млн. рублей. Это позволило привести в соответствие с современными требованиями безопасности 29 зданий общеобразовательных учреждений, приобрести современное учебное оборудование, дооснастить пищеблоки школьных столовых, организовать повышение квалификации около 3000 педагогических работников.

    1. Переход на новые образовательные стандарты

Для успешного поэтапного внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в 2010 году был реализован комплекс мероприятий, направленных на организацию разработки основных образовательных программ начального общего образования и апробацию их в образовательных учреждениях.

Основным исполнителем в части указанного направления стало областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки» (АИПКП).

Для руководителей общеобразовательных учреждений и учителей начальных классов был проведен обучающий семинар «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательное учреждение Астраханской области».

С сентября 2010 года в регионе действует постоянный семинар и проводятся групповые консультации по проблемам разработки основных образовательных программ начального общего образования и апробации их в образовательных учреждениях.

В конце 2010 года были организованы курсы «Особенности реализации ФГОС начального общего образования» для тьюторов, где основной объем часов был ориентирован на рассмотрение особенностей проектирования образовательной программы начального общего образования общеобразовательных учреждений с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к ее структуре. Кроме того, были проведены вариативные модули, где центральной темой также стало рассмотрение проблем методологии и алгоритма проектирования образовательной программы образовательных учреждений с учетом требований ФГОС: «Вариативное образование и ФГОС», «Проектирование воспитательных систем», «Методология и проектирование образовательной программы» и др.

В целях разработки рекомендаций по обновлению содержания повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы образования с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования также был проведен ряд мероприятий.

Была создана лаборатория методической поддержки внедрения ФГОС общего образования для решения организационных вопросов и обеспечения научно-методического сопровождения введения ФГОС на территории Астраханской области.

В июне 2010 года приказом министра образования и науки Астраханской области от 29.06.2010 № 232 «О подготовке к введению в Астраханской области ФГОС начального общего образования» были утверждены: состав рабочей группы по подготовке и реализации эксперимента по внедрению ФГОС; план-график введения ФГОС в Астраханской области (июнь-август 2011 года); перечень образовательных учреждений-участников эксперимента в 2010-2011 учебном году.

Участниками регионального эксперимента по введению ФГОС с 01.09.2010 стали 9 образовательных учреждений различных типов и видов из 5 муниципальных образований региона (г. Астрахани, Ахтубинского, Лиманского, Наримановского и Приволжского районов):

- 1 гимназия (МОУ «Гимназия № 1» г. Астрахани);

- 1 начальная школа полного дня (МОУ «СОШ № 19» г. Астрахани);

- 1 начальная школа-детский сад (МОУ «НШДС» с. Началово Приволжского района);

- 6 средних общеобразовательных школ (МОУ «СОШ № 28», МОУ «СОШ № 45», МОУ «СОШ № 57» г. Астрахани, МОУ «СОШ № 4» Ахтубинского района, МОУ «Лиманская СОШ № 1», МОУ «СОШ № 2» г. Нариманова).

Региональный эксперимент по введению ФГОС в 2010-2011 учебном году проводится в 24 классах вышеуказанных образовательных учреждений.

Для участников регионального эксперимента (руководителей образовательных учреждений, заместителей руководителей образовательных учреждений, курирующих начальную ступень обучения, педагогов начальных классов) в течение 2010 г. был проведен ряд информационных и методических мероприятий:

- информационный семинар «Содержание условий реализации ФГОС начального общего образования»;

- обучающий семинар «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Астраханской области».

На сайте АИПКП (www.astripk.ru) организована работа специальной рубрики по вопросам введения ФГОС (./index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=122&Itemid=153).

Информация обо всех мероприятиях по проблемам введения ФГОС начального общего образования в образовательных учреждениях Астраханской области также публикуется на сайте министерства образования и науки Астраханской области ().

С целью обеспечения готовности региона с 2011-2012 учебного года начать повсеместное введение ФГОС начального общего образования лабораторией методической поддержки внедрения ФГОС была разработана смешанная модель подготовки учителей и руководителей образовательных учреждений для обеспечения готовности педагогов и руководителей к введению ФГОС во всех образовательных учреждениях региона, имеющих начальную ступень обучения, с 01.09.2011 г.

Были организованы проблемные курсы для директоров и заместителей директоров-муниципальных тьюторов по вопросам внедрения ФГОС «ФГОС и пути его реализации в начальной школе», повышение квалификации руководителей образовательных учреждений, учителей начальных классов и тьюторов по проблеме введения ФГОС в образовательных учреждениях Астраханской области, в т. ч.:

- вариативный модуль «ФГОС начального общего образования» в рамках длительных курсов повышения квалификации;

- проблемные курсы для учителей начальных классов, руководителей образовательных учреждений и их заместителей по теме «Особенности реализации ФГОС начального общего образования»;

- семинары по отдельным аспектам проблемы перехода на ФГОС для руководителей образовательных учреждений, их заместителей, учителей начальных классов по темам: «ФГОС начального общего образования и его реализация в образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте»; «Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС начального образования II поколения» и др.;

- консультации для руководителей образовательных учреждений, их заместителей, учителей начальных классов, учителей-предметников по темам: «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального образования – стратегическая задача школы», «Реализация ФГОС по УМК «Forward» – 2 кл.», «ФГОС и примерные образовательные программы», «Содержание и пути реализации ФГОС».

Педагоги и руководители образовательных учреждений региона участвовали в межрегиональных конференциях, организованных издательством «Просвещение».

С октября 2010 года в регионе действует сетевое сообщество учителей по проблемам реализации ФГОС начального общего образования на портале «Открытый класс» (www.openclass.ru).

Организован ряд публикаций по вопросам внедрения ФГОС, электронные версии которых размещены на официальных сайтах министерства и АИПКП.

Разработка и апробация моделей оценки качества результатов обучения, в том числе в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов на начальной ступени общего образования, в Астраханской области осуществляется в рамках процедур государственной аккредитации образовательных учреждений и контроля качества образования. Для осуществления вышеуказанных процедур на региональном уровне разработаны и приняты следующие нормативные правовые документы:

- постановление Губернатора Астраханской области от 02.04.2010 № 110 «Об административном регламенте министерства образования и науки Астраханской области по исполнению государственной функции «Осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями в образовательных учреждениях, расположенных на территории Астраханской области, по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением полномочий федеральных органов государственной власти по осуществлению контроля качества образования)»;

- постановление Губернатора Астраханской области от 17.11.2010 № 496 «Об административном регламенте министерства образования и науки Астраханской области по предоставлению государственной услуги «Государственная аккредитация образовательных учреждений (за исключением образовательных учреждений, государственная аккредитация которых отнесена к компетенции Российской Федерации»);

- постановление министерства образования и науки Астраханской области от 18.05.2010 № 28 «Об утверждении Временного положения об организации контроля качества образования в образовательных учреждениях Астраханской области»;

- постановление министерства образования и науки Астраханской от 12.01.2009 № 03 «Об утверждении Временного положения об организации государственной аккредитации образовательных учреждений Астраханской области»;

- постановление министерства образования и науки Астраханской области от 16.11.2010 № 59 «Об утверждении технологии проведения экспертизы содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников и временного показателя качества образования, применяемого при осуществлении контроля качества образования в образовательных учреждениях Астраханской области, реализующих программы общего образования»;

- постановление министерства образования и науки Астраханской области от 17.12.2009 № 5652 «Об утверждении технологии и временных критериальных значений показателей, применяемых на территории Астраханской области для проведения аккредитационной экспертизы учреждений, реализующих программы общего образования».

В соответствии с постановлением министерства образования и науки Астраханской области от 06.04.2010 № 19 «Об утверждении Положения о порядке формирования и пополнения банка контрольно-измерительных материалов в Астраханской области» группой специалистов-тестологов, прошедших специальное обучение, на региональном уровне разрабатываются контрольно-измерительные материалы (КИМы). После прохождения процедур апробации и независимой экспертизы КИМы используются в ходе оценочных процедур, проводимых в рамках государственной аккредитации образовательных учреждений и контроля качества образования.

Кроме того, с декабря 2009 г. на территории Астраханской области реализуется проект по введению комплексной оценки качества общего образования. Было принято постановление министерства образования и науки Астраханской области от 03.12.2009 № 5520 «Об утверждении Положения о комплексной оценке качества общего образования Астраханской области», устанавливающее единые подходы к осуществлению комплексной оценки качества общего образования в регионе. Работа над проектом позволила выработать механизм осуществления оценки, индикаторы и критерии, применимые во всех образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, подготовить группу специалистов, прошедших обучение по методике внедрения комплексной оценки, разработать модель ежегодного аналитического обобщения оценки качества общего образования в регионе. В настоящее время завершен подготовительный этап реализации проекта, и с января 2011 года в Астраханской области комплексная оценка качества общего образования осуществляется в штатном режиме.

В результате внедрения комплексной оценки качества общего образования в Астраханской области сформирована информационная основа принятия эффективных управленческих решений по результатам деятельности образовательных учреждений (по единым для всех правилам и основаниям), получила распространение практика использования оценочных технологий (что позволит в дальнейшем оказывать влияние на результаты деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом). Кроме того, появилась возможность использования полной, постоянно обновляемой информационной базы, отражающей состояние системы общего образования региона, не только структурными подразделениями министерства, но и образовательными учреждениями, а также широкой педагогической и родительской общественностью.

Таким образом, установление региональных требований в части оценки качества результатов обучения на всех ступенях общего образования в Астраханской области и контроль за их соблюдением повышают степень ответственности образовательных учреждений за качество предоставляемых образовательных услуг, стимулируют педагогических работников на повышение уровня квалификации, компетентности в соответствующих областях знаний.

С учетом наработанного опыта все вышеперечисленные нормативные документы позволят уже в 2011 году перейти к разработке моделей и механизмов, а также к апробации системы учета внеучебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений.

    1. Система поддержки одаренных детей

С целью разработки моделей взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей и совершенствования правовых условий и механизмов системы поиска и поддержки одаренных детей в общеобразовательных учреждениях в июне 2010 года было проведено заседание коллегии министерства образования и науки Астраханской области, на котором одобрили и утвердили концепцию работы с одаренными детьми в современных социально-экономических условиях, ставшую основой для дальнейшей работы в регионе в данном направлении.

Приказом министерства образования и науки Астраханской области от 04.02.2011 № 20 утвержден сетевой график реализации эксперимента по созданию системы поиска, выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей на базе муниципального образования «Наримановский район».

В соответствии с постановлением регионального Правительства от 16.06.2009 № 291-П «О поощрении талантливых обучающихся общеобразовательных учреждений» по представлению управляющих советов общеобразовательных учреждений продолжается поощрение талантливых школьников Астраханской области в двух номинациях: «Учебно-исследовательская» и «Спортивная, творческая и общественная деятельность». В 2010 году на эти цели из бюджета Астраханской области было выделено более 100 тыс. рублей.

В целях обеспечения максимальной эффективности и координации развития творческих способностей детей и молодежи на общем собрании совета директоров учреждений дополнительного образования был утвержден и согласован с министерством образования и науки Астраханской области план совместной деятельности по выявлению одаренных детей и развитию их творческих способностей. Этот план основан на принципах предоставления образовательных услуг с учетом запроса внешней среды, и его реализация обеспечивает выявление и поддержку лидеров, адресность ресурсной поддержки, гибкость и многообразие форм работы с талантливыми детьми.

Региональными демонстрационными площадками предъявления воспитанниками высоких творческих способностей и достижений в течение 2010 года явились следующие фестивали, конкурсы, выставки:

- всероссийский фестиваль детских и юношеских театральных коллективов «Маска»;

- областной конкурс «Ученик года»;

- международный хореографический фестиваль «Грация»;

- международный фестиваль талантов «Созвездие дружбы»;

- международный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «Хоровод дружбы».

Дальнейшее развитие этого направления деятельности будет закреплено нормативно-правовой основой, к разработке которой приступила специально созданная рабочая группа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (1)

    Доклад
    В 2010/2011 учебном году сеть общеобразовательных учреждений представлена 24 средними общеобразовательными школами, 2 основными общеобразовательными школами, вечерней (сменной) общеобразовательной школой, специальной (коррекционной)
  2. «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2)

    Доклад
    Удельный вес численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с новыми ФГОС
  3. «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (9)

    Доклад
    I. Статистические данные (показатели) реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на территории Приволжского муниципального района в 2010 году
  4. «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (10)

    Доклад
    Северо-Западное управление министерства образования и науки Самарской области в рамках полномочий, определенных Министерством образования и науки Самарской области, обеспечивает реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на
  5. «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (11)

    Доклад
    Информация о выполнении федерального плана первоочередных действий по реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году
  6. «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (3)

    Доклад
    Образование является ведущим фактором в мире, обеспечивающим инновационное развитие национальных экономик. В целом ряде международных документов в качестве векторов развития сферы образования определены:

Другие похожие документы..