Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Коваленко Светлана (Мариуполь) L. Прокопова Алена (Стаханов) M. Литвинова Мария (Славянск) Всего пар: 38 Городов: 1 Клубов: 0 | Место | № | Партнер |...полностью>>
'Документ'
Развитие техники и информационных технологий, современная организация труда, способность работать в команде, принимать решения требуют от работников б...полностью>>
'Доклад'
В докладе обсуждаются работы по корпускулярной диагностике термоядерной плазмы, выполненные в ФТИ им. А.Ф.Иоффе РАН в последние годы. Работы велись по...полностью>>
'Конкурс'
Б., МельникН.М. 14. 0, лекц. зал Литературная викторина о творчестве М.В.Ломоносова (7 классы) Комарова Е.В. Игра – путешествие «В гостях у сказки» (1...полностью>>

Методическое обеспечение специальность: Специализация

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Специальность:

Специализация:

Дисциплина:

Концепции современного естествознания

Авторы:

Тимофеев И.С.

Тип материалов:

программа курса

Форма обучения:

дневная

Наименование:

Учебный год:

2008/2009

Институт или центр:

Факультет:

Кафедра: Кафедра Истории науки

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Программа курса

Автор-составитель: Доктор философских наук,

профессор кафедры История науки РГГУ И.С.Тимофеев

Утверждено

протокол заседания

кафедры истории науки

27 августа 2008 г. № 8

(С) Российский государственный гуманитарный университет, 2004

Пояснительная записка

“Концепции современного естествознания” ( КСЕ) как отдельный курс имеет статус общепрофессиональной учебной дисциплины для студентов гуманитарных специальностей.

Предметом курса являются наиболее крупные достижения естествознания, повлиявшие на процесс формирования современного научного мировоззрения .

Главной целью курса КСЕ является изучение основ современного научного мировоззрения.

Задача курса : в итоге изучения КСЕ студент должен знать основы современного научного мировоззрения, определяемые концепциями классического, неклассического и постнеклассического естествознания, должен знать о существенных изменениях в ХХ веке в понимании самой науки и иметь представление о современных (постпозитивистских) концепциях науки.

По своему содержанию КСЕ наиболее тесно связана с другими дисциплинами, изучающими науку, и прежде всего с общей историей науки и общей историей философии науки.

Но что нужно относить к КСЕ из общей истории науки и философии науки.? Есть ли критерии отбора ? В данной учебной программе использованы ответы на эти вопросы В.И. Вернадского, согласно которым общая история науки в отличии от истории отдельных научных дисциплин есть история современного научного мировоззрения. Вопрос о том, что нужно выбрать из истории отдельных наук по В.И. Вернадскому имеет точный ответ. “Область, доступная такому исследованию, определяется строго и ясно. Ибо ему подлежат только такого рода проблемы и явления, которые влияли на постепенный рост и на выяснение научного мировоззрения. Все же явления, обобщения или проблемы, которые не отразились на процессе выработки научного мировоззрения, могут быть оставлены в стороне. Они имеют значение в истории развития отдельных научных дисциплин, отдельных наук.” (В.И. Вернадский. Очерки по истории современного научного мировоззрения. Избр. труды по истории науки. Часть первая. “Наука”. М. 1981. Стр.36. Курсив В.И. Вернадского). Общая история науки как история научного мировоззрения не частное случайное утверждение В.И. Вернадского, а продуманный тщательно обоснованный принцип.

Вернадским детально рассмотрен сложный состав научного мировоззрения и трудный многовековой путь его формирования. “Чем дальше .-пишет Вернадский, - мы вдумываемся в научное мировоззрение, чем глубже мы его анализируем, тем более сложным, тем более разнообразным по своему значению и составу оно нам представляется” (Там же. Стр. 64). Критерии отбора типа “то, что содействовало становлению современного научного мировоззрения” В.И. Вернадский широко применял к истории философии науки и к истории других элементов духовной культуры, например, к истории религиозных и метафизических идей, в той степени в какой они участвовали в процессе становления современного научного мировоззрения.

В сложном составе научного мировоззрения имеются две взаимосвязанные, но качественно различные стороны, которые можно выделить как более существенные для изучения мировоззрения и которые определяют два разных смысла понятия “КСЕ” : (1) КСЕ как концепции о природе и (2) КСЕ как концепции о естествознании, о самой науке.

.Качественное различие (1) и (2) может быть уяснено при раскрытии следующих оппозиций : (1) относятся к объектным теориям описываемым объектным языком (языком физики , химии, биологии, и др. наук о природе) — (2) относятся к метатеориям, в которых создан специальный язык (метаязык), описывающий не природу, а сами науки, естествознание как науку.

Описания природы с применением объектного языка в философских обобщения создают онтологический аспект мировоззрения, а именно многоуровневую картину мира, физическая картина мира как правило в новое время составляла основу развивающегося научного мировоззрения на природу в целом.

Описания развития наук с применением метаязыка связаны с развитием теории познания, гносеологии, эпистемологии и логики. Создавались общие представления о познании природы, существенная часть которых в новое время и особенно в ХХ в. стала элементом научного мировоззрения, гносеологии и эпистемологии.

Основные революции во взглядах на природу и в представлениях о знаниях хотя и связаны друг с другом, но существенно различаются.

В аспекте (1) — “о природе”— основные этапы исторического развития удобно связать с четырьмя “глобальными естественно-научными революциями” в том расширенном смысле, кокой им придал Г.М. Идлис ( 4 с 58-73) . !-я революция — от антропоцентризма к созданию “последовательного учения о геоцентрической системе мира” (аристотелевская). 2-я революция — “переход от геоцентризма к гелиоцентризму, а от него — к полицентризму”, создание классической механики ( ньютоновская). 3-я революция — “принципиальный отказ от всякого центризма”, создание теории относительности (эйнштейновская). 4-я революция – осуществляемые ныне попытки синтеза идей общей теории относительности и квантовых представлений о строении материи, поиски единой физической теории всех фундаментальных взаимодействий — гравитационного, электромагнитного, слабого и сильного (постэйнштейновская).

Для изучения исторической динамики представлений о знании и концепций о науке более удобны те периодизации, в которых критериями революций и сответственно периодов развития между ними, избраны качественные изменения в понимании науки. В аспекте (2) — “о знании”— наиболее важные этапы и революции как переходы между ними учитывается аспект “о природе”, но не эта сторона здесь главная. В данном курсе принимаются в основном в связи с понятиями, предложенными В.С. Степиным (25 с 152-166) . Здесь критериями выступают качественные изменения в понимании науки, а именно : изменение оснований и ценностных ориентаций в науке, особое внимание уделено смене идеалов, норм описания и обоснования научного знания. Согласно этой периодизации начиная с ХY11 столетия можно выделить три крупных этапа :1) классическая наука (додисциплинарная и дисциплинарно организованная); 2) неклассическая наука; 3) постнеклассическая наука.

В развитии научного мировоззрения важно уяснить единство представлений о природе и понимания принципов, идеалов и норм, соблюдение которых и дало научное знание о природе на том или ином этапе. Именно раскрытие этого единства позволяет более полно осветить исторический характер содержания знания о природе и относительность, историчность самой научной рациональности.

Данная программа предполагает изучение КСЕ после изучения общей истории науки или общей истории науки и техники. Именно последнее и определяет особенности данной учебной программы, которые состоят в следующем: (а) вопросы “о природе” в аспекте (1) в лекциях излагаются с учетом состоявшегося курса общей истории науки и (б) главное внимание сосредотачивается на аспекте (2) , на проблемах единства знаний о природе и знаний о науке, на проблемах и тенденциях современного (в самом узком смысле) естествознания , современной науки Особенности наиболее четко выражены в тематике семинарских занятий.

Особенности данной учебной программы — “акцент” на аспекте (2), на формировании современных концепций о науке ( а они в основном физикалистские, построены на стыке истории современной физики и современной философии науки) — должны рассматриваться в отношении дополнительности, а не противопоствления тем учебным программам по КСЕ, в которых принят к рассмотрению в основном онтологический аспект (1) и КСЕ трактуется в смысле “о природе”. Особенность курса КСЕ – “акцент” на аспекте (2) -- послужит более углубленному осмыслению основ современного научного мировоззрения и предостережет от ненужных повторений истории науки и техники.

Методы изучения КСЕ : анализ литературы, обсуждение на семинарских занятиях, коллоквиумах .

Учебные формы : лекции, семинарские занятия, коллоквиумы, письменные работы, рефераты.

Формы контроля : проверка письменных работ, консультации, собеседование по курсу в целом.

Тематический план и примерный расчет часов

по дисциплине “Концепции современного естествознания.

Предварительное замечание: указанные ниже общее количество занятий и часов, а так же их распределение по темам лекций и семинаров условно и будет уточнено в соответствии с учебными планами для различных специальностей и факультетов, а затраты времени на консультации, на зачеты, на проверку письменных работ будут определены исходя из количества изучающих данный курс

.

Общий примерный расчет количества занятий и часов :

Количество лекций 16 (32 часа).

Количество семинарских занятий 8 (16 часов)

Всего занятий 24 (48 часов)

Содержание основных разделов курса

Концепции современного естествознания”

(для гуманитарных специальностей).

1. Введение.

1.“Концепции современного естествознания” (КСЕ) в комплексе дисциплин, изучающих науки. КСЕ и история науки. КСЕ и философия науки. КСЕ и социология науки. КСЕ и науковедение.

2. КСЕ как концепции природы. Современное научное мировоззрение. КСЕ как итог основных революций во взглядах на природу. Общая история естествознания как история научного мировоззрения (В.И. Вернадский)

3. КСЕ как концепции самой науки. Преодоление позитивистской концепции научного знания и формирование современных концепций естествознания.

4.Современная философия науки о науке как специфическом знании и своеобразной социальной деятельности. Естествознание в системе наук. Естествознание как историческая реальность. . (1. С.70-78). Проблемы единства естествознания ( 4 с 3-33). Редукция и синтез. Комплексность и системность подходов. Математические и философские обобщения и проблема единства науки.

5. Современные математика и естествознание в свете общепринятых периодизаций в истории наук. . (1. С.79-91). Методы различения современного и прошлого в развитии науки. Относительность демаркации “современное – прошлое” в историографии науки ХХ века (27).

.

2. Ранние этапы формирования исторического взгляда на природу и на знания.

6. Проблема возникновения науки. Зарождение элементов научного знания в древних цивилизациях (9 с 38-56).

7. Религиозно-мифологические представления о природе и о знании.

8. Античная наука. Аристотель (384-322 д.н.э.). Физика и метафизика. Архимед (287-212 д.н.э.). Евклид ( 3 в. д.н.э.). Аристотелевская наука и геоцентрическая система мира Птоломея (примерно 90-160). ( 4 с 58-60).

9. Доксаграфический этап описания науки. Возникновение истории науки ( 1. С.107-114)

10. Средневековая наука. Открытие книгопечатания ( ХY в.). Открытие формы и размеров Земли. Колумб Х. (1451-1506). Магелан Ф. (1480-1521). Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника (1473-1543).

11. Наука и религия. Провиденциалистская концепция знания (1. С.104-129). “Новый органон” (1620) Ф. Бэкона (1561-1626). Идеи опытного происхождения знаний и индуктивистской интерпретации научных обобщений.

3. Классическое естествознание..

12. Ньютоновская революция в естествознании – создание классической механики, обоснование гелиоцентризма, переход к полицентризму. Кеплер (1571-1630). Галилей (1564-1642). Ньютон (1643-1727. Механика Ньютона как образец классической науки. Механистическая картина мира.

13. Естествознание в трактовке Просвещения (1. С. 130-176).

14. Успехи математики и естествознания в ХУ111 — Х!Х веках. Возникновение и развитие современной математики —математики переменных величин (Колмогоров А.Н.). Переход от средневековых представлений об элементах-качествах типа “теплород” к научным представлениям о химических элементах на основе атомизма Дальтона ( (1766-1844) — возникновение современной химии (Кедров Б.М.). Возникновение и развитие современной биологии — от классификаций Линнея (1707-1778) и открытия клеточного строения к теории эволюции видов Дарвина (1809-1882). Корпускулярная и волновая теории света. Неевклидова геометрия Н.И. Лобачевского (1792-1856). Классическая электродинамика Максвелла (1831-1879). Статистическая физика. Открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов Д.И. Менделеевым. (1834-1907).

15. Создание позитивистской концепции науки. О. Конт (1798-1857) и Д.С. Милль.(1806-1873) (1. С.177-198; 13 статьи "Конт" и "позитивизм").

16. Позитивистские концепции науки в конце Х!Х начале ХХ века (махизм, эмпириокритицизм, эмпириомонизм).

4.Неклассическое естествознание.

17. Открытие электрона, дальнейшие открытия мира микрочастиц и атомного строения вещества. Создание квантовой механики. Ограниченность принципов классического естествознания при подходе к микрочастицам. Создание новых принципов. Планк (1858-1947) и идея квантов. Принцип дополнительности Бора (1885-1962). Принцип неопределенности Гейзенберга (1901-1976).

18. Эйнштейновская революция в естествознании – принципиальный отказ от абсолютности пространства и времени, отказ от всякого центризма. Существенные изменения представлений о микро-, макро- и мегамирах..

19. Начало пересмотра принципов индуктивистской стандартной концепции науки. Тезис Дюгема ( 1861-1916) – Куайна (р. 1908) о невозможности эмпирической проверки отдельно взятой теории.

20. Кризис позитивизма. Неопозитивизм и логический эмпиризм о науке. (1. С.230-243; 10 статьи "неопозитивизм", "логический эмпиризм").

21. Концепция науки А.В. Койре (1892-1964). Принцип единства мысли. Интеллектуальные революции.

22. Концепция развития науки В.И. Вернадского (1863-1945). Общая история естествознания как развитие научного мировоззрения (1.С.331-341. Развитие науки и техники как становление ноосферы

23. Конец господства позитивистской концепции науки. Критический рационализм. Концепция науки Карла Поппера (1902-1994). От анализа готового знания к проблемам роста научного знания. Проблема демаркации науки. Верификация и фальсификация научного знания.

24. Концепция развития науки Имре Лакатоса (1922-1974). Исследовательская программа. ее ядро и защитный пояс. Конкуренция исследовательских программ. Положительная и отрицательная эвристики.

25. Методологический анархизм П. Фейерабенда.

26. Концепция развития науки Томаса Куна. Парадигма. Дисциплинарная матрица. Нормальная наука и научные революции. Научное сообщество и его структура. Проблема соизмеримости теорий.

27. Исторические тенденции в историографии науки.

5. Постнеклассическая наука.

28 Постэйнштейновская революция в естествознании. Синтез теории относительности и квантовой механики, поиски единой теории всех фундаментальных взаимодействий – гравитационного, электромагнитного, слабого и сильного.

29. Усиление интеграции как внутри естествознания так и в целом в науке. Комплексные и системные исследования с целью овладения атомной энергией и космосом как образцы современного естествознания и науки в целом.

30. Углубление и расширение математизации наук, особенно на основе новых достижений в связи с появлением теории алгоритмов, теории информации, исследования операций, кибернетики, теории кодирования, дискретной и конечной математики, теории оптимального управления и др. Математическое моделирование выдвинулось на передний план, приобрело черты универсального общенаучного метода ,который наряду с системным , информационным и смнергетическим подходами, определяет специфические черты общенаучной методологии ХХ века.

.

6. Социальные аспекты современной науки.

31. Наука как деятельность. Научное сообщество и его социологические характеристики. Многообразие социальных аспектов анализа науки. Возникновение новых дисциплин, изучающих науку – науковедения, социологии науки, наукометрии, психологии научного творчества.

32. Наука и научная политика. Наука и право. Финансово-экономические проблемы

современной науки.

33. Этические проблемы науки. Научный этос Р. Мертона ( р.1910). Универсализм, коллективизм, бескорыстие и организованный скептицизм как принципы научной этики.

34..Наука, техника и образование. Новые компьютерные формы образования.

35 . Наука и ценности. Аксиологический аспект анализа науки.

7. Общие тенденции и проблемы современной науки.

36. Генеральный сдвиг проблем в науке и культуре ХХ века — от овладения веществом и энергией к овладению информацией. Естествознание и кибернетика.

37. Кризис просветительской стратегии господства над природой.. Наука и экологические проблемы. Поиски путей выхода из кризиса —идеи коэволюции природы и общества.

38. Наука и глобальные проблемы человечества. Римский клуб и его программы.

39. Глобальный эволюционизм как черта современного естествознания. Историзация естествознания.

40. Интернализм и экстернализм как тенденции в понимании науки ХХ века

41. Кумулятивистские и некумулятивистские тенденции в развития науки.

42. Новые формы исследований науки. — исторический подход, принцип единства когнитивного и социального в анализе развития науки ( “наука в социокультурном контексте”), антропологический подход, “кейс стадис”.

43. Релятивизация научной рациональности и проблемы научной истины. . “Биологизация” концептуального видения развития науки.

44. От поисков единой концепции к признанию необходимости многообразия различных моделей развития науки.

45. От анализа готового знания к проблемам роста научного знания.

46. Нобходимостьдальнейшей гуманизации и гуманитаризации современного естествознания и науки в целом (6).

Тематика лекций

1. Введение 2-е лекции ( 4 часа ).

2. Ранние этапы формирования взглядов на природу и на знания. 1 лекция (2 часа ).

3. Классическое естествознание 3 лекции ( 6 часов ).

4. Неклассическое естествознание. 3 лекции ( 6 часов).

5. Постнеклассическое естествознание. 2 лекции ( 4 часа ).

6. Социальные аспекты современной науки. 2 лекции ( 4 часа ).

7. Общие тенденции и проблемы современной науки. 3 лекции ( 6 часов ).

Темы семинарских занятий ..

1. Научное знание и его признаки. Современные математика и естествознание.( 2 часа).

2. Позитивистская концепция науки. ( 2 часа).

3. Концепция науки В.И. Вернадского. ( 2 часа).

4. Концепция науки А.В. Койре ( 2 часа).

5. Критический рационализм К. Поппера и его концепция роста научных знаний ( 2 часа).

6. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса ( 2 часа).

7. Парадигмальная концепция науки Т.Куна ( 2 часа)..

8. Социальные аспекты современной науки (2 часа).

Планы семинарских занятий.

1-е эанятие.

Научное знание и его признаки. Современные математика и естествознание.

. 1 . Когнитивный аспект науки. Критерии научности знания .

1.1.Эмпирическая проверяемость как критерий научности . Роль наблюдения, измерения и эксперимента в получении научного факта. Проблема "теоретической нагруженности"

факта. Факт исторический как единство внеисточникового знания и знания, извлекаемого из источника. Эмпиризм и индуктивизм, их ограниченность.(13 — “наука”, “индукция”, а так же выделенные курсивом понятия ; 29, с 139-171).

1.2. Эмпирическое и теоретическое. Обобщенные формы знания. Научные классификации, типология и периодизации. Научные законы, гипотезы, теории как критерии научности знания. Проблемы, темы, исследовательские программы, парадигмы, принципы как формы научного знания. Основные функции теоретического знания: описание, объяснение и предвидение.(13— выделенные понятия ; 29 с 131-143)

1.3. Наличие специализированного языка как критерий научности знания. Естественный язык в научном знании, его вариабельность и ограниченность. Язык математики как универсальный научный язык. Проблемы специализированного языка в исторических науках, в истории естествознания. (13 — “язык” ; 4 с 14-16 ).

1.4. Значение единства основных признаков (эмпирической проверяемости, теоретической обоснованности , специфического языка) для отделения научного знания от других форм сознания (от философии, религии, искусства, морали, права, и др.)

2. Современные математика и естествознание в общепринятых периодизациях историографии науки ХХ века . Метод различения современного и прошлого в развитии науки. Относительность в демаркации “современное-прошлое”.( 1 с 78-92; 27).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое обеспечение дисциплины «планирование на предприятии» Е. Н. Богданчикова, ст преподаватель

    Документ
    Дисциплина «Планирование на предприятии» относится к числу основных профилирующих экономических дисциплин при подготовке специалистов по специальностям:
  2. Методическое обеспечение курса Видеозапись соревнования по академической гребле между Кембриджским и Оксфордским Университетами. (2001-2003гг.) Этапы кубка Мира по гребле на байдарках и каноэ. (2003г.)

    Документ
    Гордон С.М. Классификация тренировочной нагрузки и определение интенсивности и направленности тренировочных упражнений в академической гребле и других циклических видах спорта.
  3. Методическое обеспечение регионального развития и пространственной дифференциации туризма (на примере гомельской области)

    Автореферат
    Защита состоится 14 ноября 2008 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.02 при Российском государственном университете имени И. Канта на факультете географии и геоэкологии по адресу: 236040, г.
  4. Методическое обеспечение практического обучения студентов средних профессиональных образовательных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы

    Документ
    Методическое обеспечение практического обучения студентов средних профессиональных образовательных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы
  5. Методическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания

    Образовательный стандарт
    Методическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

Другие похожие документы..