Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 10 «Теремо...полностью>>
'Доклад'
В этот период усилия коллектива Академии были сконцентрированы на более конкретной и активной реализации задач, сформулированных в концепции развития...полностью>>
'Документ'
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправлен...полностью>>
'Инструкция'
2. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная ФНС России, или нотариально заверенная копия такой выписки (для юридических ...полностью>>

Ноу сош “Росинка”

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НОУ СОШ “Росинка”

____________________________________________________

« Происхождение жизни на Земле. Две теории зарождения жизни»

Проектная работа

Авторы проекта:

Егорычева Катя, Юрьева Полина, Горовая Анна, Фокичева Полина,

учащиеся 5 класса

Руководитель проекта: Кондакова Н.В.,
воспитатель класса

Москва

2009

Оглавление

Введение

3-5

Глава 1 Происхождение жизни на Земле. Две теории происхождения жизни.

5-18

1.1 Философские мысли о возникновении жизни.

5-8

1.2Религиозные взгляды на возникновение жизни на Земле.

9-13

1.3Научный взгляд на зарождение жизни.

13-14

1.4Эволюция растительного и животного мира.

15-18

Глава 2 Экспериментальное исследование посвящённое Происхождению жизни на Земле.

19-27

2.1Организация и описание методов исследования.

20-21

2.2Анализ исследования.

21-24

2.3 Описание продукта проекта. Сценарий классного часа.

24-25

Заключение

25-28

Список источников информации

29-30

Приложения

Приложение 1 Анкета

30-31

Приложение 2 Разработка классного часа

31-32

Введение.

Данная работа посвящена теме «Происхождение жизни на Земле. Две теории зарождения жизни». Возникновение жизни на Земле – эта тема является предметом обсуждения. С давних времён людей интересовал вопрос: кто были первые жители Земли, какие гипотезы зарождения Земли существуют и какая из гипотез научная или религиозная более достоверна.

С научной точки зрения, актуальность данной работы заключается в том, что в разные времена вопрос о возникновение жизни на Земле рассматривался с разных сторон. Существуют несколько точек зрения. Сейчас у нас появилась возможность исследовать и понять, как это происходило.

С социальной точки зрения, работа актуальна, так как, познакомившись с нашим проектом многих людей, заинтересует этот вопрос, расширит их представления о происхождении жизни на Земле и существующих гипотез о зарождении жизни.

Для нас работа актуальна тем, что при получении интересной информации, у нас появилась возможность исследовать различные гипотезы о происхождении жизни на Земле.

Учебное исследование реализуется в предметных рамках истории и природоведения.

Исследование может быть квалифицировано как информационный (с элементами исследования), групповой внутришкольный, долгосрочный.

Объектом исследования является «Происхождение жизни на Земле».

Предметом исследования является две теории зарождения жизни на Земле.

Гипотеза исследования заключается в том, что жизнь на Земле произошла от каких-то живых организмов или жизнь зародилась с помощью религии.

На основании вышеизложенного мы ставим перед собой следующую

цель: Выяснить какая из теорий более правдоподобно и достоверно описывает Происхождение жизни.

Для реализации поставленной цели, нами были выдвинуты следующие задачи:

Теоретические задачи

1.Изучить литературу по данной теме

Практические задачи

1.Создать статью в школьной газете

2.Написать сценарий классного часа

3.Создать мультимедийную презентацию

4. Провести анкетирование с целью узнать мнения других людей о происхождении жизни на Земле.

В исследование были использованы следующие методы:

Теоретические методы

  1. Анализ и синтез

  2. Сравнение

  3. Обобщение

Эмпирические методы

  1. Анкетирование

  2. Моделирование

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования мультимедийной презентации для классного часа «Происхождение жизни на Земле».

Глава 1

Происхождение жизни на Земле. Две теории происхождения жизни

1.1.Филосовские мысли о возникновении жизни

В нашей современной суете мы слишком заняты своими повседневными делами, но стоит вырваться куда-нибудь в лес, в горы, к реке, оглядеться и сразу в голове возникает множество вопросов: как это все появилось, какое место в природе занимает человек.

       С незапамятных времен происхожде­ние жизни было загадкой для человече­ства. С мо­мента своего появления благо­даря труду человек начинает выделяться среди осталь­ных жи­вых су­ществ. Но спо­собность задать себе вопрос «откуда мы?» человек получает сравни­тельно не­давно-7-8 тыс. лет назад, в начале но­вого каменного века (неолита). Весьма при­мечательно, что именно в начале нео­лита люди выходят из пещер и начинают строить по­стоянные жи­лища на откры­тых местах. Перед взором человека рас­крывается мир, который до того был ему известен лишь частично по охотничьим вылазкам. Кар­тина окружающего мира непре­рывно обогащается, так как челове­ческий разум откры­вает все новые гори­зонты. Этому способствует зарождение земледелия и ремесел. До этого времени человек с трудом отделял себя от других животных (человек был и охот­ником, и своеобразной дичью), но по­степенно он стал отграничивать себя от природы и своим внутренним духовным миром. Вместе с этим появляется вера в то, что окружаю­щая природа - животные и рас­тения, реки и моря, горы и равнины-то же одушевлена.

     Это примитивное, но практичное отождествление  окружающей   природы с одушев­лен­ностью человека имело серьезные последствия. Первые примитивные формы веры в нере­альные, сверхъестественные или божественные силы, существовавшие уже 35-40 тыс. лет назад, расширяются и укрепляются. Человек понимает, что он смертен, что одни рож­даются, а другие умирают, что он создает орудия труда, обрабатывает земли и полу­чает ее плоды. А что же лежит в основе всего, кто первосоздатель, кто создал землю и небо, животных и рас­тения, воздух и воду, день и ночь и, наконец, самого человека?

     Так возникло представление о сотво­рении мира как о «творческом акте» бо­га, и этот миф лежит в основе всех рели­гий. В Библии говорится: «В начале Бог создал небо и землю»; на четвертый день Бог распоряжается: «Да произведет вода обильное множество одушевлен­ных га­дов, и птицы да летают над землей в не­бесном просторе». Вторая часть творе­ния: «И создал Бог человека по своему образу и подобию». И, наконец: «Гос­подь Бог создал жен­щину из ребра, кото­рое взял от человека, и привел ее к чело­веку».

     Как сборник различных по времени написания и по содержанию произведе­ний древ­неев­рейской культуры Библия (ее древнейшая часть известна с IX в. до н .э.) заимство­вала пред­ставления о со­творении мира из древневавилонских и древнеегипетских мифов. Эти  мифы -продукт чистой фантастики и мистициз­ма, но они показывают нам, какими бы­ли древние представления о происхожде­нии мира. Впрочем, они властвовали умами людей на протяже­нии тысячеле­тий; многие верят в них даже и сегодня; известно, что простого человека ле­генды и мифы всегда волновали больше, чем научная истина.

     Одна счастливая находка - алебастро­вая ваза, найденная при археологических раскоп­ках древнешумерского города Урука, который существовал в Южной Месопотамии 4000 лет назад - позволила познакомиться с древними представле­ниями о возникновении жи­вых су­ществ. Ваза украшена в несколько ярусов. В самом низу изображены морские волны. Из них поднимаются растения, далее сле­дуют животные, а на самом верху - лю­ди. Над всем этим - скульптурная компо­зиция с богиней жизни и плодородия Иштар. Примечательно, что еще с древ­них времен идет стремление человека по­ставить себя на верхней ступени лест­ницы жизни как существо, «стоящее бли­же всех к ангелам».

     Идея самозарождения жизни из воды, ила или гниющей материи также идет от древ­них мифов. В различных вариантах эта идея дожила до начала нашего века.      

     Древнегреческие философы Милетской школы (VIII-VI вв. до н. э.) принимали идею воз­никновения живых существ из воды либо из различных влажных или гниющих мате­риалов, что было результатом непосредственного влияния вавилонской культуры. Но еще Фалес (624-547 гг. до н. э.) оспаривал  ми­фологические представления и создал сти­хийно-материа­листическое мировоз­зрение с элементами диалектики.

     Соглас­но Фалесу и его последовате­лям, возник­новение живых существ из воды про­изошло без какого-либо вмешательств ду­ховных сил; жизнь есть свойство материи. А. И. Опарин обоснованно отме­чает, что фило­софские взгляды Милетской школы «содержат зачатки всех кон­цепций по вопросу проис­хождения жиз­ни, которые впоследствии будут развиты более детально».

     Яркое материалистическое развитие идеи самозарождения живых существ осуществ­ля­ется позже в трудах Демокри­та (460-370 гг. до н. э.) и Эпикура (341-270 гг. до н. э.). По мне­нию этих фи­лософов, возникновение живых существ -естественный процесс, резуль­тат при­родных сил, а не «акта творения» внеш­них сил.

     Идеи Платона (427-347 гг. до н. э.) о двойственности мира - первичном мире идей и вто­ричном, материальном, мире -сыграли отрицательную роль в развитии взглядов на возник­новение жизни. Даже такой разносторонний и самобытный фи­лософ, как Аристо­тель (384—322 гг. до н. э.), который колебался между идеализ­мом и материализмом, признавал бога за высшую форму и  перводвигатель.

     Со­гласно Аристотелю, организмы могут происходить от организмов, но вместе с тем могут возникать и от неживой мате­рии. Он считает, что мате­рия лишь пас­сивное начало, возможность, которая может осуществиться только через опре­деленную форму. Бытие содержит вну­треннюю цель развития (энтелехию). По Аристотелю, именно энтелехия как це­леустремленная внутренняя сущность вдыхает жизнь в материю. Взгляды Ари­сто­теля почти на 2000 лет определяют судьбу идеи о самозарождении жизни, которая стано­вится предметом ряда идеалистических и мистических тракта­тов.

1.2. Религиозные взгляды на жизнь

     По вопросу о происхождении жизни было широко развито учение о самозарождении ор­ганизмов, сущность ко­торого христианские богословы видели в оду­шевлении безжиз­ненной материи «вечным божественным ду­хом».

В качестве примера здесь можно сослаться на одного из наиболее известных богословов средних веков, Фому Аквинского, учение которого и по сей день признается ка­толиче­ской церковью единственной истинной философией. В своих сочинениях Фома Аквин­ский учил, что живые су­щества возникают путем одухотворения безжизненной ма­терии. Так, в частно­сти, образуются лягушки, змеи, рыбы при гниении морской тины и уна­во­женной земли. Даже те черви, которые в аду мучают грешников, по мнению Фомы Ак­винского, возникают там в результате гниения грехов. Фома вообще всячески поддержи­вал и пропагандировал воинствующую демо­нологию. Он считал, что дьявол ре­ально су­ществует как глава целого полчища демонов. На этом основании он утверждал, что воз­никновение парази­тов, вредя­щих человеку, может происходить не только по повелению божьему, но и в результате коз­ней дьявола и подчиненных ему духов зла. Практическим выводом из этого по­ложения яви­лись многочисленные в средние века процессы над «ведьмами», которых обвиняли в том, что они напускали мышей и других вредителей на поля и та­ким образом губили посевы.

В реакционном учении Фомы Аквинского западная христианская церковь возвела в догму принцип внезап­ного самозарождения организмов, согласно которому жи­вые су­щества воз­никают из безжизненной материи вслед­ствие ее одушевления духовным нача­лом.

Раннее христианство в вопросе о происхождении жизни основывалось на библии, кото­рая в свою очередь заим­ствовала данные из мистических сказаний Египта и Ва­ви­лона. Бого­словские авторитеты конца четвертого и на­чала пятого века, так называемые отцы христи­анской церкви, сочетали эти сказания с учением неоплатони­ков и разрабо­тали на этой ос­нове свою мистическую концеп­цию происхождения жизни, которая пол­ностью со­хранена и до настоящего времени всеми христианскими вероуче­ниями.

Живший в середине четвертого века нашей эры епи­скоп Кесарийский Василий (которому церковь при­своила звание святого и великого) в своих проповедях о сотво­рении мира в шесть дней учил, что Земля по пове­лению бога сама из себя произвела раз­личные травы, ко­ренья и деревья, а также саранчу, насекомых, лягушек и змей, мышей, птиц и угрей. «Это повеление бога, — писал Василий, — действует и до сих пор с неос­лабеваю­щей  силой».

 Как известно, в основе так называемых монотеистиче­ских религий (иудаизма, хри­стиан­ства, ислама) лежит теизм, т. е. вера в существование вне мирового существа — бога, соз­давшего мир и управляющего им. Это ми­ровоззрение имеет метафизический характер, так как оно учит, что природа создана богом в законченном, со­вер­шенном виде и поэтому все в ней якобы постоянно, не­изменно. Виднейший средневековый богослов Фома Аквинский говорил, что идея развития, беспрерывного обно­вления мира колеблет креационизм (от «креацио» — творение) — догмат божественного творческого акта, так как «делает менее очевидным бытие бога». Даже многие ученые прошлого под влиянием господствовавшей религиозной идеологии отрицали взгляд о преемст­венной связи орга­нических видов, т. е. считали, что эти виды по­явились в результате отдельных и незави­симых друг от друга актов творения, так что «видов столько, сколько различных форм было создано в самом начале».

 Дарвин в своей гениальной книге «Происхождение видов» нанес сокрушительный удар креационно- мета­физическому учению о живой природе, дав непревзойденное по своей убе­дительности доказательство факта органиче­ской эволюции, — факта не только «текучести» органиче­ских видов, но и их неразрывной преемствен­ной связи. Благодаря этому стало ясно, что органические формы по­явились не сразу чудесным образом, в го­то­вом виде, а ес­тественным путем одни от других в процессе длительного развития. А это означает, что жи­вая природа не находится в стабильном, неизмененном состоянии: она имeeт свою долгую историю — свое про­шлое, настоящее и будущее.

        Когда капитан корабля «Бигль» Р. Фиц-Рой, с которым Дарвин совершил свое зна­менитое кругосветное путе­шествие, рьяно выступил против основного вывода эволюци­он­ной тео­рии, отстаивая несомненность библей­ского сказания о сотворении мира, Дар­вин сказал: «Жаль, что он не предложил своей теории, по которой мас­тодонт и прочие крупные живот­ные вымерли по той причине, что дверь в ковчеге Ноя была сделана слишком узкой, чтобы они могли пролезть туда».

        Повседневно мы наблюдаем, что все живые существа возникают путем рождения от себе подобных: человек родится от человека, теленок — от коровы, цыпленок вы­лупля­ется из того яйца, которое снесла курица, рыбы раз­виваются из отложенной такими же рыбами икры, рас­тения вырастают из семян, которые созрели на таких же растениях. Но так не могло быть всегда, извечно. Наша планета Земля имеет свое начало, она когда-то воз­никла. Откуда же появились на ней прародители .всех животных и растений?

        Согласно религиозным представлениям все разнооб­разные живые существа были первона­чально созданы бо­гом. Вследствие этого творческого акта божества на Земле сразу, в гото­вом виде, возникли все прародители (тех животных и растений, которые сейчас населяют нашу планету. Особым творческим актом был якобы соз­дан и первый человек, от которого пошли все люди на Земле.

      В частности, согласно священной книге евреев и хри­стиан — библии — бог создал весь мир в шесть дней, при­чем на третий день им были сотворены растения, на пя­тый — рыбы и птицы, а на шестой — звери и, нако­нец, — люди: сперва мужчина, а потом жен­щина. Пер­вого чело­века, Адама, бог слепил из безжизненного мате­риала, глины  и затем вдунул в него душу , от чего он и стал живым.

Изучение истории религии показывает, что эти наив­ные сказки о внезапном возник­новении животных и рас­тений во вполне готовом, организованном виде покоятся на не­вежествен­ном, некритическом истолковании по­верх­ностных наблюдений окружающей нас природы.

На этой основе в течение многих веков существовало убеждение, что Земля является пло­ской и неподвижной и что Солнце обращается вокруг нее, подымаясь на востоке и скрыва­ясь в море или за горами на западе. Такого же рода поверхностные наблюдения нередко внушали чело­веку мысль, что различные живые существа, как, напри­мер, насе­комые, черви, а иной раз даже рыбы, птицы и мыши, могут не только рождаться от себе подоб­ных, но и непосредственно возникать сами собой, самозарождаться из ила, навоза, земли и других безжизнен­ных материа­лов. Всюду, где человек сталкивался с внезапным и мас­совым появ­лением живых существ, он рас­сматривал его как самозарождение жизни. Ведь и сейчас ино­гда неве­жественный человек убежден в том, что черви зарожда­ются в навозе и гниющем мясе, а различные паразиты в домашнем быту возникают сами собой из отбросов, грязи и нечистот. От его поверхностного наблюдения усколь­зает то обстоятельство, что грязь и от­бросы являются лишь тем местом, гнездом, куда паразиты откладывают свои яички, из ко­торых затем и раз­вивается новое поко­ление живых су­ществ.

Древние учения Индии, Вавилона и Египта рассказы­вают о таком внезапном зарожде­нии червей, мух и жу­ков из навоза и грязи, вшей из человеческого пота, лягушек, змей, мышей и крокодилов из грязи Нила, светля­ков из искр догорающих костров. Эти сказа­ния о самоза­рожде­нии связывались в указанных учениях с религи­озными легендами и преданиями. Вне­запное возникновение жи­вых существ объяснялось лишь как частный случай про­явления творческой воли богов или демонов.

1.3. Научный взгляд на жизнь.

     Только в середине XVII в. тосканский врач Франческо Реди (1626-1698) пред­при­нимает первые опыты по самозаро­ждению. В 1668 г. он доказал, что белые черви, кото­рые встре­чаются в мясе, являются личинками мух; если мясо или рыбу закрыть, пока они свежие, и предот­вратить доступ мух, то они, хотя и сгниют, но не произведут червей.

     Сегодня опыты Реди выглядят на­ивными, но они представляли собой первый про­рыв фронта мистических представлений о формировании живых существ.

Опыты по самозарождению жизни проводит и шотландский ученый Т. Ниидам (1713-1781), но их опровергает итальянец Л. Спалланцани (1729-1799) как совершенно нечисто постав­ленные. Сам Спалланцани проводит опыты, ко­торые подтверждают выводы Реди о ро­ли стерильности при подобных экспери­ментах.

     Почти  через двести лет после Реди в 1862 г. великий французский ученый Луи Пастер (1822-1895) публикует свои на­блюдения по проблеме произвольного самозарож­дения.

Он доказывает, что вне­запное возникновение («спонтанное самозарождение» ) мик­робов в различных ви­дах гниющих настоек или экстрактов не есть возникновение жизни. Гниение и брожение-это результат жизнедея­тельности микроорганизмов, чьи заро­дыши внесены из­вне. Микробы—слож­но устроенные организмы и могут производить себе по­добные суще­ства, т. е. живое происходит от живого. Как уче­ный, который доверяет только результа­там научных опытов, Пастер не делает глубоких выводов о происхожде­нии жиз­ни. Однако его исследования окончатель­но разрушили вековые предрассудки о спонтанном самозарожде­нии.

     Независимо от этого после опытов Пастера решение проблемы происхожде­ния жизни стало чуть ли не невоз­можным. Приверженцы религии с облег­чением вздохнули. Разуме­ется, сам Па­стер никогда не утверждал, что жизнь не может возникнуть первично. Но боль­шинство его современников именно так истолковали его опыты, принимая их за доказатель­ство того, что жизнь не может возникнуть из неживой материи. В связи с этим известный английский ученый Дж. Холдейн отмечает: «По целому ряду историче­ских причин христи­анская цер­ковь приняла именно эту последнюю точку зрения, потому что она, по мнению церкви, подчеркивала контраст между духом и материей».

     В эти тяжелые для естествознания времена  появляются трезвые  умы (Т. Гексли, Дж. Тиндал и др.), которые во второй половине XIX в. высказывают предположение, что жизнь возникла в первичном океане из неорганического ве­щества в результате природ­ного процес­са.

1.4 Эволюция растительного и животного мира

Гигантский шаг на пути эволюции жизни был связан с воз­никновением основных биохими­ческих процессов обмена — фото­синтеза и дыхания и с образованием клеточ­ной организа­ции, содержащей ядерный аппарат (эукариоты). Эти «изобретения», сделан­ные еще на ран­них стадиях биологической эволюции, в основных чертах сохранились у современных орга­низмов. Ме­тодами молекулярной биологии установлено поразитель­ное едино­образие био­химических основ жизни при огромном различии ор­ганизмов по другим признакам. Белки почти всех живых су­ществ состоят из 20 аминокислот. Нук­леиновые кислоты, коди­рующие белки, монтируются из четырех нуклеотидов. Биосинтез белка осуществляется по единооб­разной схеме, местом их синтеза являются рибосомы, в нем участвуют и-РНК и т-РНК. По­дав­ляющая часть организмов использует энергию окисления, ды­хания и гликолиза, которая запасается в АТФ.

Рассмотрим подробнее особенности эволюции на клеточном уровне организации жизни. Наибольшее различие существует не между растениями, грибами и животными, а между ор­ганизмами, обладающими ядром (эукариоты) и не имеющими его (прокариоты). Последние пред­ставлены низшими организмами — бактериями и сине-зелеными водорослями (цианобактерии, или цианеи), все остальные ор­ганизмы — эука­риоты, которые сходны ме­жду собой по внутриклеточной организации, генетике, био­химии и метаболизму.

Различие между прокариотами и эукариотами заключается еще и в том, что первые могут жить как в бескислородной (облигатные анаэробы), так и в среде с разным содер­жанием ки­слорода (факультативные анаэробы и аэробы), в то время как для эукариотов, за немногим исключением, обязателен кислород. Все эти различия имели существенное значение для по­нимания ранних стадий биологической эволюции.

Сравнение прокариот и эукариот по потребности в кислороде приводит к заключе­нию, что прокариоты возникли в период, когда содержание кислорода в среде измени­лось. Ко вре­мени же появления эукариот концентрация кислорода была высокой и отно­сительно посто­янной.

Первые фотосинтезирующие организмы появились около 3 млрд. лет назад. Это были ана­эробные бактерии, предшест­венники современных фотосинтезирующих бакте­рий. Предпо­ла­гается, что именно они образовали самые древние среди извест­ных стро­матолитов. Обед­нение среды азотистыми органическими соединениями вызывало появ­ление живых су­ществ, спо­собных использовать атмосферный азот. Такими организмами, способными су­ществовать в среде, полностью лишенной органи­ческих углеродистых и азотистых соедине­ний, являются фото­синтезирующие азотфиксирующие сине-зеленые водоросли. Эти орга­низмы осуществляли аэробный фотосинтез. Они устойчивы к про­дуцируемому ими кисло­роду и могут использовать его для собственного метаболизма. Поскольку сине-зеленые во­до­росли возникли в период, когда концентрация кислорода в ат­мосфере колебалась, вполне допустимо, что они — промежуточ­ные организмы между анаэробами и аэробами.

С уверенностью предполагается, что фотосинтез, в котором источником атомов водорода для восстановления углекислого газа является сероводород (такой фотосинтез осуществ­ляют современные зеленые и пурпурные серные бактерии), предшест­вовал бо­лее сложному двустадийному фотосинтезу, при котором атомы водорода извлекаются из молекул воды. Второй тип фото­синтеза характерен для цианей и зеленых растений.

Фотосинтезирующая деятельность первичных одноклеточных имела три последст­вия, ока­завшие решающее влияние на всю дальнейшую эволюцию живого. Во-первых, фотосинтез освободил организмы от конкуренции за природные запасы абиогенных ор­ганических со­единений, количество которых в среде значитель­но сократилось. Развив­шееся посредством фотосинтеза автотрофное питание и запасание питательных готовых веществ в раститель­ных тканях создали затем условия для появления громадного разно­образия автотрофных и гетеротрофных организ­мов. Во-вторых, фотосинтез обеспечивал насыщение атмосферы достаточным количеством кислорода для возникновения и раз­вития организмов, энергети­ческий обмен которых основан на процессах дыхания. В-третьих, в результате фотосинтеза в верх­ней части атмосферы образовался озоновый эк­ран, защищаю­щий земную жизнь от губительного ультрафиолетового излуче­ния кос­моса,

Еще одно существенное отличие прокариот и эукариот заклю­чается в том, что у вторых центральным механизмом обмена является дыхание, у большинства же прока­риот энергети­ческий обмен осуществляется в процессах брожения. Сравнение мета­бо­лизма прокариот и эукариот приводит к выводу об эволюцион­ной связи между ними. Вероятно, анаэробное брожение возникло на более ранних стадиях эволюции. После по­явления в атмос­фере доста­точного количества свободного кислорода аэробный метабо­лизм оказался намного выгод­нее, так как при окислении углеводов в 18 раз увеличива­ется выход биологически полез­ной энергии в сравнении с брожением. Таким образом, к анаэроб­ному метаболизму присоеди­нился аэробный способ извлечения энергии однокле­точными организмами.

Когда же появились эукариотические клетки? На этот вопрос нет точного ответа, но значи­тельное количество данных об иско­паемых эукариотах позволяет сказать, что их возраст со­став­ляет около 1,5 млрд. лет. Относительно того, каким образом возникли эу­кариоты, суще­ствуют две гипотезы.

Одна из них (аутогенная гипотеза) предполагает, что эукарио-тическая клетка воз­никла пу­тем дифференциации исходной прокариотической клетки. Вначале развился мембранный комплекс: образовалась наружная клеточная мембрана с впячиваниями внутрь клетки, из которой сформировались отдельные струк­туры, давшие начало кле­точным органоидам. От какой именно группы прокариот возникли эукариоты, сказать невозможно.

Другую гипотезу (симбиотическую) предложила недавно аме­риканский ученый Маргулис. В ее обоснование она положила новые открытия, в частности обнаружение у пластид и мито-хондрий внеядерной ДНК и способности этих органелл к само­стоятель­ному делению. Л. Маргулис предполагает, что эукарио-тическая клетка возникла вслед­ствие нескольких актов симбиогенеза. Вначале произошло объединение крупной амебо­видной прокариотной клетки с мелкими аэробными бактериями, кото­рые превратились в митохондрии. Затем эта сим­биотическая прокариотная клетка включила в себя спиро­хетоподобные бак­терии, из кото­рых сформировались кинетосомы, центросомы и жгу­тики. После обособления ядра в цито­плазме (признак эука­риот) клетка с этим набором органелл оказалась исходной для образо­вания царств грибов и животных. Объединение прокариотной клетки с цианеями привело к образованию пластидной клетки, что дало начало формированию царства растений. Ги­по­теза Маргулис разделяется не всеми и подвергается критике. Большинство авторов придер­живается аутогенной гипотезы, бо­лее соответствующей дарвиновским принципам монофи­лии, диф­ференциации и услож­нения организации в ходе прогрессивной эволюции.

В эволюции одноклеточной организации выделяются проме­жуточные ступени, свя­занные с усложнением строения орга­низма, совершенствованием генетического аппарата и способов размножения.

Выводы:

  • Люди в разные времена исследовали разные гипотезы о зарождении жизни на Земле. Более правдоподобные из них эта научная и религиозная. Эти гипотезы изучаются до сих пор.

  • С научной точки зрения есть предположения, что жизнь произошла в океане, из неорганического вещества, в результате природного процесса.

  • Согласно религиозным представлениям все разнообразные живые существа были первоначально созданы богом. В следствии этого творческого акта на Земле, сразу, в готовом виде, возникли все прародители животных и растений. Особым творческом актом был якобы создан и первый человек от которого пошли все люди на Земле.

Кто же прав? Наука или религия?

До сих пор люди пытаются понять и разобраться в этих вопросах. До сих пор не подтверждена ни одна из теорий. Но большинство людей склоняются к научной точке зрения.

Глава 2

Экспериментальное исследование осведомленности уч-ся о

Возникновении жизни на Земле

2.1 Организация, методы исследования и их описание

В соответствии с предметом исследования данного проекта были поставлены следующие задачи экспериментального исследования;

-изучить знания учащихся и учителей нашей школы о теориях зарождения жизни на Земле

-составить вопросы для анкеты согласно теме исследования

- разработать классный час и мультимидийную презентацию.

4. Провести анкетирование с целью узнать мнения других людей о происхождении жизни на Земле.

Исследование проведено на базе образовательного учреждения – НОУ СОШ «Росинка». В исследовании приняли участие 30 человек –учащиеся 3- 7классов.

Для сбора первичной информации нами была разработана анкета (см Приложение 4.), с целью определения знания теорий о происхождении жизни на Земле.

Описание методов и методик

Анкетирование – одно из средств конкретного исследования. В процессе анкетирования каждому лицу из выбранной группы предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа – анкеты.

Разработанная анкета включает в себя 7 вопросов открытого и закрытого типа, а именно:

1).Как вы думаете, где и как произошло зарождение жизни.?,

2)Кто по вашему мнению были первые жители Земли?

, 3). Знаете ли вы о научной точки зрения зарождения жизни на Земле?

,4) Знаете ли вы о религиозной теории зарождения жизни на Земле?

5) Какая по вашему мнению точка зрения более правдоподобна?

6) Ваш пол

7)Ваш возраст

2.2 Описание результатов

В результате проведённого анкетирования уч-ся 2-7 классов были получены следующие результаты:

вопросы

ответы

Кол-во опрашиваемых

%

Как вы думаете , где

И как произошло зарождение жизни?

А) В воде ?

Б)В воздухе?

17

90%

10%

Кто по вашему мнению были первые жители Земли?

А) Бактерии

б)водоросли

в) другое

15

66%

30%

4%

Знаете ли вы о научной точки зрения зарождения жизни на Земле?

А)Да

Б)Нет

14

99%

1%

Знаете ли вы о религиозной теории зарождения жизни на Земле?

Да

Нет

16

90%

10%

Какая по вашему мнению точка зрения более правдоподобна:

Научная

Религиозная

17

70%

30%

Ваш пол

Муж

Жен.

. 12 чел

19чел

Ваш возраст

От 8до 10 лет от 10 до 13лет

80%

20%

Выводы:

Итак, результаты нашего исследования показали 90%-считают,что жизнь зародилась в воде,10%- В воздухе, 66%считают, что первыми жителями земли были бактерии,99% считают, что научная точка зрения зарождения жизни более правдоподобна. До сих пор люди пытаются понять и разобраться в этих вопросах. До сих пор не подтверждена ни одна из теорий. Но большинство людей 70% склоняются к научной точке зрения. В настоящее время выдвигаются новые версии, которые изучаются. Статьи об этом печатаются в научных изданиях.

2.3. Разработка классного часа « Происхождение жизни на Земле»

Цели :1.Познакомить учащихся с теориями происхождения жизни на Земле.

2. вызвать интерес учеников к этой теме

Оборудование: мультемидийная презентация, материал из научных статей.

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как возникла жизнь на Земле.

В нашей современной суете мы слишком заняты своими повседневными делами, но стоит вырваться куда-нибудь в лес, в горы, к реке, оглядеться и сразу в голове возникает множество вопросов: как это все появилось, какое место в природе занимает человек.

       С незапамятных времен происхожде­ние жизни было загадкой для человече­ства. С мо­мента своего появления благо­даря труду человек начинает выделяться среди осталь­ных жи­вых су­ществ. Но спо­собность задать себе вопрос «откуда мы?» человек получает сравни­тельно не­давно-7-8 тыс. лет назад, в начале но­вого каменного века

2) Рассказ учащихся о теориях происхождения жизни.(в приложении)

3) Показ мультимедийной презентации ( мультимедийная презентация прилагается).

4) подведение итогов классного часа .Учащиеся делятся впечатлениями.

Заключение

Данная работа посвящена теме « Происхождение жизни на Земле. Две теории происхождения жизни.»Каждый человек хоть раз задавался вопросом о происхождении жизни на нашей планете. Вопрос чрезвычайно интересный и загадочный, существует множество теории, каждая из которых имеет своих приверженцев и противников. О периоде зарождения жизни мы практически ничего не можем сказать наверняка, и хотя учёные приводят множество доказательств в подтверждение правильности именно своего мнения, все эти теории возникли из простой догадки, поэтому этих теорий так много, сколько людей столько и мнений.

Понятие «жизнь» очень трудно целиком и полностью определить, с какой бы стороны мы ни пытались к нему подойти. Можно последовать феноменологическому подходу и составить список свойств живого: живое существо движется, ему присущи функции выделения, питания и метаболизма, оно растет, воспроизводит себе подобных и так далее. Трудность, с которой сталкиваются при использовании этого подхода, состоит в том, что из подобного списка всегда найдутся исключения, ставящие под угрозу само определение. Такое определение – в виде произвольного списка свойств – вряд ли является фундаментальным.

  М. М. Камшилов вы­делил четыре основных этапа эволюции:

1) биохимическая эво­лю­ция, начавшаяся примерно 3 млрд. лет назад и закончившаяся к кембрию;

2) морфо­физиоло­гический прогресс, осу­ществляемый на протяжении 500 млн. лет до настоящего вре­мени:

3) эволюция психики, начавшаяся около 250 млн. лет назад с момента появле­ния насекомых;

4) эволюция сознания, связанная с возникновением и развитием челове­ческого обще­ства на протяжении последних 500 тыс. лет. В этой связи он намечает и выделение этапов эволюции биосферы. Первый этап — возникновение биотического круговорота, означавшего форми­ро­вание биосферы. Второй этап — усложнение жизни на планете, обусловленное появле­нием многоклеточных организмов. Третий этап — формирование человеческого общества, оказывающего своей хозяйственно-экономиче­ской деятельностью все большее влияние на эволюцию биосферы (ноосфера).

Попытки выделить основные этапы эволюции биосферы за­служивают внимания уже тем, что ставят эту проблему в ка­честве одной из важных задач современной эволюционной тео­рии.

       Жизнь представляет собой особую форму существования и движения материи с двумя характерными признаками: самовос­произведением и регулируемым обменом ве­ществ с ок­ружающей средой. Все современные гипотезы происхождения жизни и попыт­ки ее модели­рования «в пробирке» исходят из этих двух фунда­ментальных свойств жи­вой материи. Экс­периментально удалось установить основные этапы, по которым могла возникать жизнь на Земле: синтез простых органических соединений, синтез по­лимеров, близких к нуклеино­вым кислотам и белкам, образо­вание первичных живых организмов (протобионтов). Собст­венно биологическая эволюция начинается с образования клеточ­ной организации и в даль­нейшем идет по пути совершенствования строения и функций клетки, образования много­клеточной органи­зации, разделения живого на царства расте­ний, животных, гри­бов с после­дующей их дифференциацией на виды.

       И все же, как ни была бы сомнительна любая из теорий о развитии жизни на земле, каждая теория имеет право на существование, раз имеет сторонников. Но человечество не остановится на этом - оно будет искать единственно правильную теорию, даже если нужно будет разрушить то, что есть. Человечество поставило перед собой мучительную и сладкую загадку, теперь появилась проблема на нее ответить.

Список источников информации

    1. Б. А. Воронцов- Вельяминов :«Очерки о Вселенной» М. «Наука» 1976., 267 стр.

    2. П. Г. Куликовский :«Справочник любителя АСТРОНОМИИ» М.1971 г. ,123 стр.

3. И.Д. Новиков: «Эволюция Вселенной», М. 1983 г., 231 стр

4. С.П. Левитан: «Астрономия», М.,: «Просвещение» 1994 г., 45 стр.

5. /newspaper/article. Статья в газете Ведомости

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

Дорогой друг.

Просим вас принять участие в анкетировании, тем самым вы окажите помощь в написании проекта « указать тему проекта ». Просим Вас ответить на все вопросы анкеты, следуя инструкциям к вопросам.

Заполнить анкету несложно и не потребует много времени. Прочтите, пожалуйста, вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него. Номер того ответа, который совпадает с Вашим мнением, обведите кружком. Если готовых ответов нет или ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, свои соображения на специально отведенных строках.

Ценность нашего исследования будет зависеть от того, насколько обстоятельно и полно Вы ответите на все вопросы. Поэтому просим Вас отнестись к заполнению анкеты серьезно и благожелательно. Заранее благодарим за участие в исследовании.

1.Как вы думаете, где и как произошло зарождение жизни.?

В воде ? 90% В воздухе? 10%

2)Кто по вашему мнению были первые жители Земли?

Бактерии 66% водоросли 30% другое 4%

3). Знаете ли вы о научной точки зрения зарождения жизни на Земле?

Да 99% Нет 1%

4) Знаете ли вы о религиозной теории зарождения жизни на Земле?

Да 90% Нет20%

5) Какая по вашему мнению точка зрения более правдоподобна:

Научная 70% Религиозная 30%

6) Ваш пол

Муж. 12 чел Жен.19 чел

7)Ваш возраст

От 8до 10 лет 80% от 10 до 13лет 20%

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Разработка классного часа « Происхождение жизни на Земле»

Цели :1.Познакомить учащихся с теориями происхождения жизни на Земле.

2. вызвать интерес учеников к этой теме

Оборудование: мультемидийная презентация, материал из научных статей.

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как возникла жизнь на Земле.

В нашей современной суете мы слишком заняты своими повседневными делами, но стоит вырваться куда-нибудь в лес, в горы, к реке, оглядеться и сразу в голове возникает множество вопросов: как это все появилось, какое место в природе занимает человек.

       С незапамятных времен происхожде­ние жизни было загадкой для человече­ства. С мо­мента своего появления благо­даря труду человек начинает выделяться среди осталь­ных жи­вых су­ществ. Но спо­собность задать себе вопрос «откуда мы?» человек получает сравни­тельно не­давно-7-8 тыс. лет назад, в начале но­вого каменного века

2) Рассказ учащихся о теориях происхождения жизни.(в приложении)

3) Показ мультимедийной презентации( мультимедийная презентация прилагается).

4) подведение итогов классного часа .Учащиеся делятся впечатлениями.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ноу сош «Росинка»

    Документ
    Хозяйка дома разливает заварку в чашки, а затем доливает крутой кипяток из самовара и передаёт, сидящим за столом. От чашек поднимается прозрачный пар.
  2. Ноу сош «Росинка» Автор проекта Еськова Полина

    Документ
    Исследовательский проект «Москва и москвичи в изображении И.С.Шмелева» адресован тем, кто любит свою страну и ее столицу, кто хочет научиться ее любить, лучше знать и понимать.
  3. Ноу сош «росинка» Конкистадоры. Кто они? Завоеватели или носители европейской цивилизации?!

    Исследовательская работа
    Данная работа посвящена конкистадорам. Конкистадоры – это испанские искатели приключений, авантюристы, отправлявшиеся в Америку после ее открытия Колумбом для завоевания новых земель.
  4. Ноу средняя общеобразовательная школа «Росинка» (1)

    Исследовательская работа
    Каждый Новый год с замиранием сердца ждут ребятишки в России появления Деда Мороза и Снегурочки. И Дед Мороз, и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года.
  5. Ноу средняя общеобразовательная школа «Росинка» (2)

    Исследовательская работа
    Кто из нас не любит или не читал сказки? Они нравятся не только детям, но и взрослым, так как в чудесных сказочных событиях можно увидеть многое из нашей реальной жизни, можно найти ответы на некоторые важные вопросы, можно просто

Другие похожие документы..