Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
 636036, г. Северск Томской области, пр. Коммунистический 65, СГТА, один экз. машинописного текста и электронный вариант (на дискете 3,5). В оргко...полностью>>
'Автореферат'
доктор медицинских наук, профессор главный научный сотрудник отделения врожденных пороков сердца Научного Центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н...полностью>>
'Конкурс'
УКРАИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ ФОНД, стремясь помочь организациям гражданского общества, в частности женским, играть активную роль в процессах построения демокра...полностью>>
'Документ'
Обсуждение и публикация научных достижений ведущих ученых, аспирантов и студентов, определение возможностей решения актуальных проблем развития общес...полностью>>

Законы, функции, методы и принципы социологии

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ПРО ОБЩЕСТВО

  1. Объект и предмет социологии

  2. Структура социологического знания, макро- и микросоциологические уровни изучения общества, фундаментальная и прикладная.

  3. Законы, функции, методы и принципы социологии

  1. Объект и предмет социологии.

ОБЪЕТ СОЦИОЛОГИИ.

Определение. Во всех науках объект познания — это то, на что направлена деятельность исследователя. Социо­логия изучает социальную систему. Следовательно, объект социологии - это социальная система.

2. Место социальной системы в структуре общественного организма.

а) сравнение био- и социоорганизмов:

  • биологический организм имеет ряд функциональных систем: нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную и т.д. Функциональные сбои в любой из систем ведут к сбоям но всем биоорганизме, и даже к
    летальному исходу;

  • общественный организм также имеет ряд функциональных систем: экономическую, социальную, политическую, правовую, идеологическую, экологическую, куль­турную, нравственную, духовную и др. Сбои и любой системе также сказываются на жизнедеятельности все­го общественного организма, срабатывает цепная реак­ция от системы к системе: неполадки в экономичес­кой сфере сразу же сказываются на социальной сфере (т.е. жизни людей), на правовом сознании граждан (рост преступлений), на общественной и индивидуальной нравственности, уничтожается экологическая среда обитания и т.д. Это приводит к гибели государств.

б) определение социальной системы:

  • социальная система — это место, роль и условия суще­ствования людей. Сбои в любых общественных систе­мах сразу же сказываются на социальной системе, т.е. изменяют место, роль и условия существования чело­века в обществе;

  • социологи предлагают не путать понятия «социальный» и «общественный». Понятие «общественный» употреб­ляется тогда, когда говорят об обществе в целом, в единстве всех его систем, т.е. имеют в виду общестненный организм. Понятие «социальный» — это отношения людей, их место и роль в обществе, а такжс условия их жизни. Понятие «социальный» ближе к понятию «гражданский» и часто отождествляется с ним.

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

1. Определения предмета науки только по объекту исследования недостаточно, т.к. объектов исследования любой науки множество, а ее предмет всегда однозначен и специфичен.

  1. Предмет науки не может быть тождествен объекту, т.к. объект науки — это эмпирическая реальность, а пред­мет науки — это результат теоретического абстрагиро­вания, определяющего закономерности развития и функционирования изучаемого объекта.

  2. При определении предмета социологии выделяются ключевые социальные явления или процессы: «социальные связи», «социальное взаимодействие», «со­циальные отношения», «социальные институты», «со­циальные организации», «социальный порядок и бес­порядок», «социальные группы» и т.п.

СОЦИОЛОГИЯ — НАУКА О СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И МЕХАНИЗМАХ, ЕЁ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ.

  1. Структура социологического знания, макро- и микросоциологические уровни изучения общества, фундаментальная и прикладная социология.

СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЗНАНИЯ

1 уровень-общая социологическая теория — представление об общ. как о целостном организме, месте и роли соц. связей, законов (з-н целостного общ., взаимосвязи, подструктур и т.д.), системе соц. механизмов, принципы соц. познания, осн. методологические подходы. Принципы общесоц.теории — 1. Анализ явлений и процессов во взаимосвязи с другими явл. и процессами. Выявление определяющего фактора (у Парсонса-нормы, у Маркса-экон, у Сорокина-культура). 2.Принцип генетического анализа (как возникло, происходило, как будет дальше?) 3.Системный подход.

2 уровень — ССТ (специальные социологические теории), либо теории среднего уровня — конкретизируют,уточняют 1 уров. применительно к отдельным видам соц. взаимодействия. 3 вида: 1-ССТ отдельных общностей(города, села, этносоциология), 2-ССТ жизнедеятельности отдельных общностей в отдельн.сферах — отраслевые (соц.-я быта, труда, образования и т.д) 3-ССТ отдельных элементов соц. механизма(соц.-я активности, организации, соц.контроля)

3 уровень — конкретный социологический анализ — измерение конкретных соц. процессов на основе показателей общей теории и ССТ (теория, методика, техника). Виды конкр.анализапо масштабу: международные, региональные, местные, по вр-ни действия: длительные, оперативные, по целям : фундаментальные и прикладные. Теоретические- большая абстрактность, чем эмпирические.

МАКРО- И МИКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ уровни изучения общества.

Социологи исследуют общество на двух уровнях: микро - и макроуровне.

1. Микросоциология изучает общение людей в повседневной жизни - интеракцию, их взаимодействие. Исследователи, работающие в этом ключе считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований - поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

2. Макросоциология основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые мы иначе называем структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй. Люди, с самого рождения вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают их глубокое влияние. Макросоциологи уделяют основное внимание изучению взаимосвязей между различными частями общества, они стремятся выявить также, как изменяются эти взаимосвязи.

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

1. Фундаментальная социология решает научные пробле­мы, связанные с обществом, с преобразованием со­циальной действительности, анализом путей и средств воздействия на социальные процессы.

2. Прикладная социология разрабатывает средства достижения намеченных обществом практических задач, изучает практические отрасли человеческой деятельности и отвечает на вопрос «для чего?»: для социаль­ного развития, для совершенствования социальных отношений и т.п. Прикладной характер социологии определяется её вкладом в решение социальных задач.

  1. Теоретическая и прикладная социология отличаются не по объекту или предмету исследования, а но цели и ре­шаемым научным или практическим задачам.

3. Законы, функции, методы и принципы социологии

ЗАКОНЫ СОЦИОЛОГИИ.

1. Определение. Социальный закон — это выражение существенной необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их действий.

2 Функциональная роль социального закона:

а) Социальные законы определяют отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности;

б) в соответствии с социальными законами люди создают условия своей жизнедеятельности;

в) как и законы природы социальные законы складываются в естественном ходе событий и являются резуль­татом целенаправленной политической деятельности людей.

3. Классификация социальных законов:

а) социальные законы различаются по времени их действия:

  • общие законы (сквозные) действуют во всех общественных системах (закон стоимости, закон товарно-денеж­ных отношений);

  • специфические законы ограничены одной или несколькими общественными системами (законы перехода от одного типа общества к другому);

б) социальные законы различаются но степени общности
(общности, группы, нации и т.п.);

в) социальные законы выделяются по способу их проявления:

  • динамические законы определяют направление, факторы и формы социальных изменений, строго фиксиру­ют связь в последовательности событий, относятся ко всем явлениям данного класса;

  • статические (стохастические) законы не строго (вероятностно) детерминируют социальные явления и в большей мере отражают основные направления соци­альных изменений, их тенденции, фиксируют лишь индивидуальные отклонения от заданной динамическим законом линии движения и характеризуют не по­ведение каждого объекта, а некоторое свойство (при­знак), присущее данному классу объектов в целом;

г) социальные законы различаются но формам связей

(5 ка­тегорий социальных законов):

законы, отражающие инвариантное (неизменяющееся) сосуществование социальных или смежных с ними явлений;

Пример: если есть тоталитарное управление, то существует и латентная оппозиция.

  • законы, отражающие тенденции развития, обуславливающие динамику социального явления. Изменение во времени, в качестве и структуре;

  • законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Обеспечивают со­хранение социальной системы и характеризуют подвижность элементов системы без изменения ее струк­туры. Законы этого типа обеспечивают вариабельность системы, возможность принимать различные состояния;

  • законы, фиксирующие причинную связь между соци­альными явлениями;

  • законы, устанавливающие вероятность связи между социальными явлениями.

Пример: рост экономический независимости жен­щины повышает вероятность разводов; миграция сельской молодежи в город повышает вероятность правонарушений и т.п.

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

  1. Познавательная — связана с изучением закономерностей социального развития, тенденций изменения раз­личных социальных явлений и процессов.

2. Практическая — определяется степенью участия социо­логии в разработке практических рекомендаций и пред­ложений по управлению социальными процессами

3. Прогностическая - выдвигает научно обоснованные

прогнозы социального развития.

4. Аксиологическая (ценностная) — исследует системы социальных ценностей.

  1. Идеологическая указывает на участие социологии в
    духовном производстве общества.

  2. Методологическая формирует систему методов исследования социальных процессов, научный и теорети­ческий инструментарий.

  3. Теоретическая - создание теорий, концепций и моделей социального развития.­

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ

  1. Определение метода. Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического
    знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания со­циальной реальности.

  1. Система методов:

а) анализ и классификация документов;

б) наблюдение;

в) опрос (анкетирование и интервьюирование)

г) эксперимент и т.д.

NB: более подробно эти вопросы раскрыты в Лекции № 6.

ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИИ

  1. Принцип объективности — изучение объектииных закономерностей социального развития.

  2. Принцип историзма - изучение социальных проблем,
    институтов, процессов в возникновении, становлении
    и развитии, понимание общих тенденций развития и
    своеобразия конкретных обстоятельств.

  3. Системный подход — способ научного познания и практической деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления рассматриваются в неразрывном единстве с целым.

Таком образом, в данной лекции мы рассмотрели ряд воп­росов: объект и предмет социологии, ее задачи и функции, а также методы и принципы этой науки.

ЛЕКЦИЯ № 2

Тема:

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ .УЧЕНИЙ,

РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ

План

  1. Истоки социальной науки.

  1. Донаучный период.

  2. Социальная утопия – идеал подлинно человеческого, коммунистического общества (Т.Кампанелла, Т.Мор, А.де Сен-Симон, Ш.Фурье, Р. Оуэн).

  3. Идеал единства общества и природы (Ш.Л. де Монтескье).

  4. Возникновение социологии как самостоятельной науки (О.Конт, Г.Спенсер, А. Де Токвиль).

  1. Классический период (вторая половина XIX – начало XX вв.).

  1. Социология Карла Маркса.

  2. Альтернативные марксизму направления в социологии.

  3. Общество как духоввая реальность, первичность социального сознания (Э. Дюркгейм), «понимающая социология» (М, Вебер, Г. Зиммель), элитарная социология (В.Парето).

ПI. Современные течения в зарубежной социологии.

  1. Социология стратификации и социальной мобильности (П.Сорокин).

  2. Социальная философия Франкфуртской школы.

  3. Социологические концепции Т. Парсонса и Р. Мертона.

IV. Социологическая мысль в России и на Украине:

славянофильство (Хомяков, Киреевский), западничество (Герцен, Белинский), анархизм (Бакунин, Кропоткин), революционный демократизм и народничество (Чернышевский, Шевченко), религиозная философия истории (Вл. Соловьев, Бердяев), марксизм (Плеханов, Ленин). Монопольное господство исторического материализма в СССР.

V. Развитие социологии медицины

1. Ранний период (зарождение дисциплины) XVII - XIX вв.

2. Период формирования (начало XX века -до I мировой войны)

3. Период становления (20-е - 40-е гг. XX века, период между I и II мировыми войнами)

4. Период развития как самостоятельной дисциплины (50-80-е гг. XX века)

5. Современный период состояния социологии медицины (с 90-х гг. XX века до настоящего времени)

Вопрос I. ИСТОКИ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ

а) любое знание человека о себе, обществе, окружающем мире проходит многие этапы, периоды возникнове­ния, становления и развития. Социология, как и всякая отрасль науки, проходит те же этапы и периоды;

б) каждому этапу, периоду развития присущи специфи­ческие особенности, характеризующие уровень знаний об обществе и способности человека проникнуть в тай­ны общественных явлений, познать их;

в) познавая окружающий мир, человек познавал самого себя, свое бытие, осмысливал явления, определяю­щие сущность общественных отношений, их взаимо­связи и последствия;

г) в истории социологии выделяют несколько этапов:

I этап — возникновение и становление социальных знаний об обществе в Древнем мире.

II этап — развитие социальных знаний в эпоху средневековья.

  1. этап — социальные знания об обществе и человеке в XVII-XVIII вв.

  1. этап — социологические знания в XIX, XX, XXI вв.

Основные этапы и тенденции развития социологической мысли

(IV этап в истории социологии)

В становлении непосредственно социологического знания можно выделить ряд этапов.

  • Первый этап связан с именами Огюста Конта, Герберта Спенсера и Карла Маркса. Это этап глобальных концепций развития общества. Ориентация на переход к позитивной науке сочеталась с созданием общих умозрительных теорий.

  • На рубеже 19 и 20 столетий социология переживает качественно новый этап: осознается ограниченность абстрактно-теоретических методов познания, которые преобладали на первом этапе, ставится вопрос о выделении социологии в качестве самостоятельной целостной науки. Наиболее яркие представители социологии в это время – Макс Вебер, Георг Зиммель, Эмиль Дюркгейм. Их объединяет мысль о принципиальном отличии законов общественного развития от законов природы, о своеобразии социологических методов познания.

  • Затем наступает в первой половине 20 века этап бурного развития эмпирической социологии. На этом этапе получают развитие методы сбора и анализа эмпирической информации.

  • Во второй половине 20 века осознается необходимость синтеза теории и эмпирии, идут поиски общей теории, получает бурное развитие специальные социологические теории.

  • В 70-80 е годы в социологию приходит понимание необходимости сочетания различных методологических подходов, направлений социологического анализа.

  • На рубеже веков осознается эффективность междисциплинарных исследований.

1. ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД

    • миф и эпос — древнейшие формы отражения действительности:

  • миф – возникающее на ранних этапах истории по­вествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и др.) стали попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества;

  • миф – обобщенное отражение определенного явления, событий, фантастическое отображение челове­ческого мира на стадиях родового и раннего классо­вого общества, в котором явления действительности выступают в виде чувственно-образных представлений;

  • эпос это рассказ о прошлом, рисующий картину жизни народа, повествующий о его идеалах морали, стремлениях. Это разновидность художественно-ли­тературного творчества (повествование, сказание).

    • для возникновения науки важным было разделение труда на умственный и физический и появление социального слоя людей, занимающихся духовной деятельностью;

  • история Древней Греции дает богатый материал для со­циологической пауки. Мыслители античности рассмат­ривали историю как компонент космического бытия, но в центре творчества всегда находился человек.

  • история Древнего Рима дает многие факты и данные о развитии социальных эмпирических исследований. Для эмпирических исследований характерно:

  • раскрытие процессов становления и развития общества;

  • осмысление новых форм социальных общностей, различных социальных институтов, учреждений;

  • обогащение системы социальных отношений и взаимодействий;

  • возникновение новых ценностей, идеалов, потребностей, интересов, критериев общественно­го престижа и т.д.

2. СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ - ИДЕАЛ ПОДЛИННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

  • поиски социальных идеалов государственного устройства, способных обеспечить всеобщие блага осуществлялись по-разному. Одни видели решение проблемы на основе ин­дивидуализма, другие — на основе коллективизма;

  • появляются концепции утопического социализма, в основе которых положены коммунистические принципы организации и построения общества;

  • в эпоху Возрождения разработкой гуманистической теории общества занимались Томас Мор, Томазо Кампанелла:

  • Томас Мор в начале XVI в. сумел подняться от коммунистического устройства общества и потребления к коммунистической организации производства. Он поднял вопрос о праве собственности на средства производства. Данная утопия являлась отражением становления капиталистического общества;

  • Томазо Кампанелла итальянский философ, утопический социалист. Написал книгу «Город Солнца», в которой изложил идеи утопического комму­низма. Он детально описал организацию труда, рас­пределение продуктов и управление общественны­ми делами. В отличие от утопии Т.Мора он допуска­ет, что потребности некоторых людей могут ока­заться чрезмерными и власти должны следить, что­бы никто не получал больше, чем ему необходимо;

  • глубокий след в истории социологической мысли оставил Анри де Сен-Симон. Он считал основой про­гресса общества прогресс знаний, человеческого разума, рассматриваемого им как «верховный за­
    кон». Историю общества он раскрывает через «за­кон трех фазисов» — теологического, метафизи­ческого, позитивного;

  • у социалистов-утопистов Шарля Фурье, Роберта Оуэна возникает стремление убедить правящие классы в необходимос­ти социальных реформ и примером собственной дея­тельности указать новый путь к будущему строю. Они
    предлагают меры по предотвращению революции и
    преобразованию общества бескровным образом.

  • утопия — революционный взрыв, в результате которо­го индивидуализму, частной собственности, жесткому государству и лицемерию религии противопоставлялись коллективизм, общность людей, государственная народная собственность, истинная вера и справедливое государство.

3. ИДЕЯ ЕДИНСТВА ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ (МОНТЕСКЬЕ)

  • Шарль Луи де Монтескье — крупнейший теоретик го­сударства во французском Просвещении. Главный его труд — «О духе законов». Монтескье рассматривает воз­никновение политически организованного общества как исторический процесс;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социология как наука

    Документ
    Автор термина «Социология» — Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта — уподобить изучение общества изучению природы.
  2. Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются параллельно с курсом социологии досуга. Поэтому лекции Т. Г

    Лекции
    Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются параллельно с курсом социологии досуга.
  3. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

    Закон
    В настоящее время психология находит все большее применение в практике руководства людьми, в обучении, воспитании, бизнесе, других областях человеческой деятельности.
  4. 1. История как наука: предмет изучения, функции, методы, принципы

    Документ
    1. Понятие. Слово «история» (ίστορία) происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось узнать», «исследование».
  5. Закон и право

    Закон
    А. Буркин — Трансформация концепций национальной безопасности России. Историко-политологический анализ С. Перова — Обеспечивая рост благосостояния сотрудников правоохранительных органов — обеспечиваем качественную защиту прав и свобод

Другие похожие документы..