Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
приказ министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 4 июля 2011 г. № 136 «Об утверждении ведомственной целевой программы «...полностью>>
'Реферат'
Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосуда...полностью>>
'Документ'
Редакция – Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Педиатрия» (далее «Лицензиат»), являющееся Издателем (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77...полностью>>
'Документ'
Автоматизація виробничих процесів - один з найбільш важливих напрямків технічного прогресу. Ефект автоматизації значною мірою залежить від того, як ф...полностью>>

Законы, функции, методы и принципы социологии

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

закономерности общественной жизни он раскрывает через понятие общего духа нации. Согласно его уче­нию на общий дух, нравы и законы нации воздейству­ют причины двух групп, физической и моральной:

физические причины: климат, состояние почвы, раз­меры и положение страны, численность населения и т.п. Они определяют общественную жизнь на первых порах, когда народы выходят из состояния дикости;

моральные причины воздействуют на законодательство, вступают в действие позднее с развитием цивилиза­ции. Это принципы политического строя: религиоз­ные верования, нравственные убеждения, обычаи.

  • Монтескье утверждал, что свобода есть право делать все, что дозволено законом, он проводит мысль о за­кономерном развитии всех явлений. Законы суть необ­ходимые отношения, вытекающие из природы вещей,
    и все, что существует, имеет свои законы;

  • учение Монтескье о законах имеет социально-политический характер, далеко от научного понимания зако­нов общественного развития;

  • ученый детально определяет виды власти, их организацию, соотношение, выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Его учение о разде­лении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями.

4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК САМОСТО­ЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ (О.КОНТ, Г. СПЕНСЕР, А. ДЕ ТОКВИЛЬ)

а) ступенью в развитии социологических знаний XIX в. послужило социальное познание XVII-XVIII вв. Важ­нейшей стала идея возможности предвидения разви­тия социальных событий и социальных прогнозов. Наука подходит к пониманию специфики общества как особого предмета и объекта познания;

б) Огюст Конт ввел в употребление понятие социоло­гии, имея в виду научное изучение явлений обществен­ной жизни. Контовская позитивная философия - это пе­реходная система между метафизикой XVIII в. и методологией науки XIX в.:

  • по форме социология близка к философии истории.

Социология — наука о человеке и обществе;

  • спецификой социологического подхода к общественной жизни является теоретическое исследование законов соци­альных явлений с помощью общенаучного метода, а не философской рефлексии, т.е. отражение, исследование познавательною акта, взаимное отражение единого;

  • согласно Конту, общественные явления в совокупности составляют общественный организм. На передний план он выдвигает понятие «система», которое и сей­ час является одним из центральных в социологии;

  • Конт говорил, что он открыл теоретический закон дей­ственности эволюции, социальной и интеллектуаль­ной. По Конту, социальный закон — это закон трех ста­дий исторического развития: теологического, метафизического, позитивного;

  • закон трех стадий исторического развития одновременно есть и законом развития всего человечества;

  • социологический позитивизм стал доминирующим названием социологии XIX в. Его основные концепции разрабатывались также Гербертом Спенсером и Анри де Токвилем.

в) произведения Токвиля это социография раннебуржуазного общества. Он был одним из первых ученых, ис­пользующих метод сравнения различных политических систем (США и Франции):

он сформировал мысль о том, что революция происхо­дит тогда, когда начинающиеся улучшения их положения пробуждают их стремления и надежды, степень удовлетворения которых явно не достаточна.

г) идеи либерализма обосновал с позиций социологии Гер­берт Спенсер. Он выдвинул идею о том, что государство по своей сути есть акционерное сообщество для защиты интересов его членов, что человеческое сообщество —
уникальная форма порядка (организация), высшая по сравнению с органической в биофизическом мире.

  • он различает три основных типа институтов:

  • продолжающие род (брак й семью);

  • экономические;

  • регулирующие (религия, политические системы, мораль, социальная структура общества).

  • на основе изучения развития органического мира Спен­сер приходит к идее существования эволюции в био­логическом мире и формулирует принципы естествен­ного отбора и борьбы за выживание в мире природы
    раньше Дарвина на семь лет;

  • в системе социологии он рассматривает эволюцию как един­ство двух взаимосвязанных процессов — интеграции.

  • Спенсер выделяет два типа эволюции:

  • простая. Сущность ее состоит в количественной интеграции элементов;

  • сложная — когда происходят разнообразные изме­нения, возникают новые качества, свойства, про­исходит переход от однородности к разнородности;

  • он отмечал, что обществу - продукту эволюции, свойственны разнородность массы и координация взаимо­действия между составными элементами.

Вопрос II . КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (II ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)

В XIX в науке происходит резкий переход к социальной про­блематике. В социально-политической мысли появляются раз­личные направления: натурализм, социальный дарвинизм, гео­графическая школа, органистская школа, рассово-антрополо­гическая школа:

а) Натурализмсоциально-политические концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естествознания:

  • большинству натуралистических концепций свойственно отрицание сознательного и целенаправленного харак­тера человеческой деятельности;

  • позитивной стороной натурализма выступает стремление выработать объективную и стройную систему зна­ний, аналогичную теориям развития естественных наук.

б) Географическая школав центре этой концепции ле­жит идея общественного прогресса истории человече­ства. Социальный прогресс связан с развитием промышленного производства и техники, свидетельствующих о гигантском росте власти человека над силами природы.

  • представителями этой школы в России выступали Лев Мечников, Сергей Соловьев, Василий Ключевский. В их трудах прослеживается влияние концепции георгафического детерминизма;

  • концепции географического определения есть своеобразным вариантом отголосков древних мифологичес­ких и натурфилософских представлений о торжестве природы и общества, гармонии космоса и общества.

в) Органическая школанаправление в западной социологии конца XIX — начала XX вв., рассматривавшее общество как аналог природного организма, а соци­альную жизнь объясняет через непосредственную про­екцию биологических закономерностей.

  • сторонники этой школы (Павел Лиминфельд в Рос­сии, Альберт Шеффле в Германии, Рене Бормс во Франции) утверждали, что общество и есть организм; занимались поиском новых аналогий между обществом и организмом;

  • общество исследовалось не только в динамике, но и в статике — как система состояния равновесия;

  • согласно Павлу Лиминфелъду, торговля выполняет в обществе те же функции, что кровообращение в орга­низме, а функции правительства — головной мозг;

  • Альберт Шеффле анализировал экономическую жизнь в обществе как прямую проекцию обмена веществ в организме, используя понятие «социальное тело»;

  • Эсменас считал, что социальная наука изучает не столько аналогии между «клеточками» биологического и соци­ального организма, сколько объединения между суще­ствами животного мира, которые напоминают объе­динения людей в обществе. Любые объединения живых существ в природе называются обществом;

  • Рене Бормс в труде «Организм и общество» стоит на позициях вульгарного организма, вводит понятие «со­циальная патология» и «социальная гигиена».

г) Социальный дарвинизмстремится использовать зако­ны биологии. Учение Дарвина о естественном отборе стимулировало распространение биологических зако­нов на понимание общества.

  • дарвинизм использовался для защиты принципов индивидуализма и конкуренции, стихийности в обществен­ном развитии и рыночного капитализма;

  • либеральное течение в рамках социального дарвинизма — это есть эволюционная этика;

социал-дарвинистская школа — явление многоплановое и разнородное, не ограничивается социологией, а на­шло распространение в антропологии, психологии, политологии, искусстве.

д) Рассово-антропологическая школа выделяет два направ­ления: первое — связанное с попытками раскрыть глобальные движущие силы развития всемирной истории и второе — ограничивается анализом более локальных процессов, и основном в пределах Европы, и исходит из понимания естественного отбора и борь­бы за выживание.

  • де Гoбuнo (один из основоположников этой школы) видел главные причины развития общества в расовых особенностях народов, потому что социальные инсти­туты, культура вытекают из расовых, биологических
    источников. Смешение рас — противоречивый процесс.
    Чистота расы — источник развития цивилизации;

  • одной из разновидностей этой школы является антропо-социология. Антропология социальная (этнология) — это раз­дел социологии, объектом изучения которою являются при­митивные и традиционные общественные системы;

основоположником современной социальной антропологии является Франц Боасамериканский этнограф. Концепция школы состояла в выдвижении на первый план этнологических исследований культуры, в пред­почтении индуктивных методов исследования, в идее уникальности культур и отрицании идеи прогресса.

е) В социологии XIX — нач. XX вв. существовали две главные формы: натурализм — социал-биологизм и соци­альный механицизм. Господствующее положение занимал социал-биологизм, представленный концепциями социального организма и дарвинизма социального.

1. СОЦИОЛОГИЯ К. МАРКСА

  • у Маркса категория абсолютного духа уступает поня­тию человеческой предметной деятельности, она по­стоянно идентифицируется с понятием материально­го производства. Здесь место диалектики абсолютного духа занимает диалектика материального производства;

  • для Маркса принципиально важным есть вопрос о материалистическом или идеалистическом мировоззре­нии исследователя экономической проблематики;

  • результаты теоретических решений К. Маркса в социологии можно искать в 3-х когнитивно-метафизичес­ких моделях:

  • базиса-надстройки;

  • органической целостности общества;

  • диалектики рачнития общества.

  • в экономическом понимании истории считает, что система производственных отношений составляет первооснову — базис, на котором формируются все иные отношения людей - правовые, политические, идеологические и др.;

  • К. Маркс уделяет внимание проблеме функциональной интеграции современного ему общества, где все эле­менты подчинены одной цели;

  • одной из главных основ научного социализма выступает теория классовой борьбы между буржуазией и пролета­риатом как движущей силой общественного развития;

  • концепция социальной структуры Маркса связана с анализом антагонистических, непримиримых отношений между владельцами предприятий и пролетариатом как главным классом;

  • рациональное зерно исторического материализма К. Маркса состоит в изучении влияния системы мате­риально-производственных отношений и интересов на функционирование иных социальных субсистем — прежде всего правовой и политической, понимания
    влияния материальных интересов классов и социальных общностей на их менталитет, психологию и уяснение конкретных особенностей классовых конфликтов;

  • К. Маркс и Ф. Энгельс связывали все надежды с социальной революцией, коммунистическим обществом, считая, что в отличие от всех предшествующих, спра­ведливое, гуманное общество должно функциониро­вать не стихийно, а сознательно. И необходимое средство такой «разумной организации» общества — учет.

2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МАРКСИЗМУ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ

а) В начале XX в. популярной стала концепция психологии толпы. Творцом этой концепции выступал Гюстав Лебон — французский социолог, антрополог, социальный психолог. Он отстаивал концепцию расового определения (детерминизма), признавал иерархический ха­рактер расового деления и особую значимость расовой принадлежности и развитии цивилизации;

Лебон считает, что решающую роль в социальных про­цессах играет не разум, а эмоции. Важную роль в развитии общества он приписывал идеям, навязываемым массам многими лидерами.

б) Многие проблемы, связанные с анализом психологии толпы оказались плодотворными и продолжены в ис­следованиях Габриэля Тарда - французского социоло­га. Его основной труд «Законы подражания», в которых в центре стоит индивид, а общество рассматривается как продукт взаимодействия индивидов;

  • согласно Тарду, в основе социологии лежит коллективная психология, которая изучает отношении «Я» с дру­гими «Я» и их взаимоотношения;

  • подражание – это процесс повторения различных форм бытия.

в) Автором теории малых групп «Зеркального Я» был американский социолог Чарльз Хортен Кули. Он рассмат­ривал общество как психологический организм, который существует как целостность благодаря тесному взаимодействию между индивидами, социальными общно­стями, слоями, группами и обществом, где социаль­ное и индивидуальное едины;

основу взаимодействия обуславливает психическая при­рода человека, потому что общество не может суще­ствовать без психических реакций, чувств, взаимных оценок человека человеком.

г) Следующей разновидностью в психологической социоло­гии является инстинктивизм. Его стержень — теория инстинктов социального поведения Уильяма Мак-Дугалла, глав­ная идея которой состояла в том, что причиной социального поведения человека признаются врожденные инстинкты, выражающие стремление к цели, как общее качество, объединяющее человека и животных.

д) Зигмунд Фрейд — известный австрийский врач, психо­лог, философ, социолог — уделял большое внимание социологическим проблемам психоанализа;

основная проблема психоаналитической ориентации – проблема конфликта личности и общества;

— по мнению большинства сторонников психоаналити­ческой ориентации цивилизации, социальные и мо­ральные нормы, запреты, санкции, социальный кон­троль и репрессивность, вытесняя исходные влечения
или потребности человека, ведут к прогрессивному отчуждению, развитию неврозов.

3. ОБЩЕСТВО КАК ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ПЕРВИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ (Э. ДЮРКГЕЙМ), ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛО­ГИЯ- (М. ВЕБЕР, Г. ЗИММЕЛЬ), ЭЛИТАРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (ПАРЕТО)

а) Творцом методологии реализма на Западе выступает Эмиль Дюркгейм – патриарх французской социологи­ческой школы:

  • его концепции называют социологическим реализмом. Он разграничил понятия индивидуального и коллективно­го, доказывая безусловный приоритет коллективного над индивидуальным;

  • Дюркгейм дал типологию форм общественной жизни, обратился к понятиям орда, клан;

  • выдвинул вопросы структурной организации, считая, что таксомония (видовая наследственность) и истори­ческие фазы развития — это принципиально различ­ные вещи;

  • отвергая биологический и психологический редукцио­низм, Дюркгейм требовал объяснить социальное с со­циальным, что означало обязательность применения социологического метода для всех общественных наук;

  • главное место в социально-политической программе отводилось реформам. Его концепции легли в основу формирования теоретического фундамента западной социологии.

б) Объектом социологического анализа в трудах Макса Вебера выступают политические и правовые отношения прошлого и современности:

в политической аналогии власти Вебер ищет различия и одновременно взаимосвязи между тремя основными сферами общественной жизни:

  • сфера власти;

  • сфера экономики;

  • сфера ценностей.

  • по его мнению государственная власть опирается не только на насилие, но и на авторитет тех, кто управляет;

  • Вебер выделяет три чистых типа легитимного господства:

  • господство традиционное;

  • харизматическое;

  • легальное.

традиционное господство базируется на вере в обычаи;
харизматическое — построено на безоглядном доверии вождю, слепом подчинении; легальное — базируется на определенной системе введенных правил, которые определяют кто, кому и как подчинен.

в) Формальная социология Георга Зиммеля представи­теля немецкой социологии, различает три этапа духов­ной эволюции:

  • первый — натуралистический, связан с воздействи­ем на него прагматизма, социал-дарвинизма, спенсеровского эволюционизма;

  • второй — неокантианский, связан с возникновени­ем различных миров культуры (религии, философии, науки и др.);

  • третий — определяется разработкой идеи жизни.

Г. Зиммель считал главным тезисом эмпирической со­циологии признание факта относительной социативности человеческого общежития.

г) Концепция политического класса и теории элиты сфор­мированы исследователем Вильфредо Парето:

  • в «Трактате всеобщей социология» он изложил концепцию социального действия, считая, что специфически человеческое достоинство состоит в способности ис­пользовать разум в корыстных целях;

  • он отдавал предпочтение чувствам, считая их истин­ными движущими силами истории;

  • согласно концепции политического класса и теории элит индивиды, наделенные от рождения предрасположенно­стью к манипулированию массами при помощи хитрос­ти и обмана, или способностью применения насилия, создают два различных типа правления, приходящих на смену друг другу, с последующей деградацией элиты;

— если правящая элита не противодействует деградации путем кооптации новых членов из низших классов, в изобилии обладающих соответствующими качествами, то наступает социальная революция, весь смысл кото­рой, по Парсто, состоит в обновлении персонального
состава правящей верхушки — элиты общества.

Вопрос ІІІ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ

СОЦИОЛОГИИ

Для современной социологии Запада характерна неоднород­ность сферы предмета исследования, многообразие и противоре­чивость теорий, идей, суждений об обществе, политике, поли­тической власти. Утверждаются и приобретают широкое распрост­ранение социологические школы: неопозитивизма, прагматизма и политического реализма, модернизма социальных систем и др.

а) Неопозитивизм в социологии — теоретико-методологическая ориентация в социологии, опирающаяся на философское положение логического позитивизма;

  • основные принципы неопозитивизма:

  • социальные и политические явления подчиняются законам, общим для всей действительности;

  • методы социального исследования должны быть та­кими же точными как методы естествознания;

  • субъективные аспекты человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение;

  • истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процессов;

  • все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно;

  • социология должна быть свободна от ценностных
    суждений и связи с идеологией.

  • неопозитивизм в социологии не представляет единой школы.

б) Школа прагматизма и политического реализма возник­ла и распространилась в США. В современных условиях прагматизм в социологии выступает в форме эксперимен­тального натурализма, соединяющего субъективный идеализм с антимарксизмом (Сидней Хук) или в фор­ме неопрагматизма, объединяющего прагматизм с семантическим идеализмом (Чарльз Моррис);

в) Теория модернизации (модернизм) — совокупность рас­пространенных на Западе в политологии и социологии концепций общественно-экономического и политичес­кого развития. Эти концепции объясняют процесс пере­хода от стабильного традиционного к непрерывно меняющемуся современному индустриальному и постин­дустриальному обществу.

  • суть модернизма состоит в том, что не отвергая в целом
    поведенческий подход к изучению общества, к политике, стремится преодолеть крайности и недостатки;

  • важные для модернизма философско-исторические представления становятся более абстрактными, формально-рациональными по сравнению с очень конкретными отношениями досовременного общества;

  • методологической основой социологических исследований является системный анализ и структурный функционализм.

1. СОЦИОЛОГИЯ СТРАТИФИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ (П. СОРОКИН)

а) одним из видных представителей неопозитивизма есть
Петирим Александрович Сорокин американский социолог русского происхождения. Он критиковал господствующую в США эмпирическую тенденцию и развивал идею «интегральной» социологии, охватывающей все социальные аспекты широко понятой культуры;

б) социальная действительность рассматривалась Сороки­ным в духе социального реализма, обусловившего существование сверхиндивидуальной реальности;

в) в труде «Система социологии» (1920) он формулирует
теоретические основы реализма
— теории «социальной
стратификации» и «социальной мобильности»;

  • основой политического и социологического реализма П.Сорокин считал социальное поведение. Он проанализировал иерархическую структуру организованной социальной группы и сделал вывод, что внутри группы
    существуют слои, выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам;

  • он считал, что для определения социального положения человека необходимо знать его семейное положе­ние, гражданство, национальность, отношение к ре­лигии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение;

П. Сорокиным разработана проблема социальной мобильности, т.е. переход от одной социальной позиции к другой как по вертикали, так и по горизонтали.

2. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ

а) Франкфуртская школа – течение в общественной мыс­ли, обозначенное по месту нахождения Института со­циальных исследований. Основание этой школы при­ходится на 30-е годы XX ст.;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социология как наука

    Документ
    Автор термина «Социология» — Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта — уподобить изучение общества изучению природы.
  2. Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются параллельно с курсом социологии досуга. Поэтому лекции Т. Г

    Лекции
    Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются параллельно с курсом социологии досуга.
  3. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

    Закон
    В настоящее время психология находит все большее применение в практике руководства людьми, в обучении, воспитании, бизнесе, других областях человеческой деятельности.
  4. 1. История как наука: предмет изучения, функции, методы, принципы

    Документ
    1. Понятие. Слово «история» (ίστορία) происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось узнать», «исследование».
  5. Закон и право

    Закон
    А. Буркин — Трансформация концепций национальной безопасности России. Историко-политологический анализ С. Перова — Обеспечивая рост благосостояния сотрудников правоохранительных органов — обеспечиваем качественную защиту прав и свобод

Другие похожие документы..