Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Алматинский областной суд и республиканская общественная ор­ганизация «Международный правозащитный центр» провели сов­местный «круглый стол» на тему: ...полностью>>
'Документ'
Методичні вказівки до самостійного вивчення з курсу «Економіка і організація інноваційної діяльності» (для студентів 4 курсу заочної форми навчання с...полностью>>
'Курс лекций'
Центральная проблема современного бизнеса заключается не в дефиците товаров, а в дефиците потребителей. Мировые производители в основной своей массе ...полностью>>
'Документ'
Шли то медленно, то быстро, Что-то пели без конца И стучали чисто-чисто, Близко-близко их сердца. Так зачем худое слово? Для чего нападок гром? Разв...полностью>>

Законы, функции, методы и принципы социологии

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

она должна быть методически отработанной;

  • объясняя факты в одной области знания, она не должна противоречить другим теориям или уже известным или проверенным фактам;

  • она должна быть доступна проверке в ходе КСИ;

  • она должна быть истинной, а не мнимой.

    NB: необходимо избегать мнимых проблем (тех, кото­рые либо уже решены, либо не отражают реальной ситу­ации, либо слишком широкие)

    в) Если почти все выведенные из гипотезы следствия ис­тинны, то гипотеза истинна и может быть принята к исследованию; в противном случае она либо отвергается, либо переформулируется.

    Вывод: образцом КСИ является такая работа, в которой ясно сформулирована проблема, четко интерпретированы поня­тия, имеется одна или несколько гипотез, допускающих выведение частных гипотез и их проверку.

    Вопрос 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЛАН КСИ

    Существует три этапа стратегического плана КСИ — по­исковый, аналитический и экспериментальный;

    1. Поисковый этап КСИ:

    а) Применяется тогда, когда нет четкой гипотезы, пред­ставления о проблеме или объекте КСИ;

    б) Цель этого этапа — формулировка проблемы, определение основного набора исследовательских средств — методик и техник исследований, порядок их измене­ния, очередность задач;

    в) Поисковый план предполагает три основных этапа работы: изучение документов, проведение собеседований (интервью) и осуществление наблюдений:

    необходимо просмотреть всю литературу по данной теме, не забывая смежные области исследования; при этом составляется библиография и перерабатываются лите­ратурные источники;

    • цель собеседования (интервью) — получить дополнительные знания об объекте и попытаться сформулиро­вать несколько первичных гипотез; необходимо соста­вить список лиц и учреждений, к которым необходимо обратиться за консультацией;

    • наблюдение завершающий момент поискового этапа, когда имеется некоторая информация, формулируется проблема, выдвигаются гипотезы.

    2. Аналитический этап КСИ:

    а) Применяется тогда, когда возможна уже описательная гипотеза, т.е. представление о структурно-функциональ­ных связях и классификационных характеристиках изу­чаемого объекта;

    б) Цель этого этапа — проверить основную гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта;

    в) На этом этапе недостаточно изучения литературы, наблюдений и интервью. Применяется другой набор ис­следовательских средств: выборочное или монографи­ческое обследование, анкетирование, группировка,
    корреляционный анализ полученных данных;

    г) Аналитический этап позволяет упорядочить известные факты или данные, обеспечивает довольно полное и строгое описание изучаемого объекта.

    3. Экспериментальный этап КСИ:

    а) Применяется тогда, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу;

    б) Цель этого этапа установить причинно-следствен­ные связи в объекте, раскрыть его структуру, причины его функционирования и развития;

    в) Открывается возможность осуществить эксперимент, т.е. не только зафиксировать наличие связей, но и оп­ределить их направленность;

    г) В одном исследовании обычно встречаются все три этапа.

    Завершение работы над планом КСИ служит формаль­ным основанием для начала научно-исследовательской работы на объекте.

    Вопрос 3. МЕТОДЫ

    1. Наблюдение и измерение, их статистическая обработка:

    а) Понятие наблюдения:

    наблюдение в КСИ — это метод сбора первичной социальной информации об объекте путем непосредствен­ного восприятия и прямой регистрации всех факторов;

    черты наблюдения — систематичность, планомерность
    и целеустремленность;

    • особенности наблюдения: связь наблюдателя с объектом наблюдения (наличие субъективизма в исследовании); наличие у наблюдателя эмоциональности восприятия; сложность повторного наблюдения (отсутствие идентичности наблюдаемых факторов);

    • применение наблюдения в КСИ: наблюдение редко бывает основным методом сбора социологической инфор­мации и применяется наряду с другими методами, когда информация не может быть получена иным способом;

    • наблюдение в КСИ используется: как источник информации об объекте; для построения гипотез; для про­верки данных, полученных другими методами;

    б) Этапы наблюдения:

    • установление объекта и предмета наблюдения, определение цели, постановка задач;

    • обеспечение доступа к среде;

    • выбор способа (вида) наблюдения и разработка процедуры на основе предварительно собранных материалов;

    • подготовка технических документов;

    • проведение наблюдений, сбор данных, накапливание
      информации;

    • запись результатов наблюдения, выполняемая в виде:

    • краткой записи;

    • карточек, регистрирующих информацию;

    • протокола наблюдения (как расширенный вариант карточки);

    • дневника наблюдений;

    • фотозапись;

    контроль наблюдения осуществляется разными способами:

    • проведением разговора с участниками ситуации;

    • обращение к документам, связанным с данным событием;

    — верификация результатов;

    отчет о наблюдении должен содержать: тщательную до­кументацию о времени, месте и обстоятельствах про­изведенного наблюдения; информацию о роли наблю­дателя в коллективе, способе наблюдения; характери­стику наблюдаемых лиц; подробное описание наблю­даемых фактов; собственные заметки и интерпретации наблюдателя;

    2. Опрос как метод сбора первичной социальной информации:

    а) Определение: опрос — это метод сбора первичной вер­бальной информации, основанной на непосредствен­ном (интервью) или опосредованном (анкете) соци­ально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемом (респондентом);

    б) Основные фазы опроса:

    • адаптация с целью создания у респондента мотивации ответить на вопросы и подготовки его к исследованию;

    • собственно опрос;

    в) Типы и виды вопросов:

    • функционально-психологические вопросы используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия нежелательных установок, возникающих у респондента;

    • вопросы-фильтры — это выяснение того, относится ли респондент к той группе людей, для которых предназ­начен вопрос;

    • контрольные вопросы используются с целью проверки данных;

    г) Последовательность вопросов:

    • первый - это фильтр, чтобы выяснить — осведомлен ли опрашиваемый о проблеме вообще и думал ли он о ней;

    • второй выясняет, как опрашиваемый в общем относится к данной проблеме;

    • третий — предназначен для получения ответов по конкретным моментам проблемы;

    • четвертый помогает выявить причины взглядов оп­рашиваемого;

    • пятый направлен на выявление силы этих взглядов, их интенсивности;

    д) Виды и разновидности опроса —анкета и интервью:

    факторы, влияющие на эффективность анкеты — это:

    I группа — установка респондента относительно целей исследования (их значимость в глазах респондента); установка к организации, проводящей исследова­ние; общие социальные установки и ценностные ориентации респондента, связанные с его статусом, уровнем его развития, степенью социализации;

    II группа — мотивация (готовность) респондента дать интересующую исследователя информацию; общее развитие респондента; информированность респондента относительно обсуждаемых в исследовании явлений и тем;

    для эффективности анкеты учитывают следующие тре­бования:

    • все вопросы и высказывания в анкете должны интерпретироваться всеми респондентами одинаково;

    • формулировка вопросов должна поддерживать в респонденте мотивацию дать интересующую исследо­вателя информацию;

    • формулировка вопросов должна учитывать возможную неосведомленность респондентов об интересу­ющем исследователя объекте, а также возможное отсутствие у респондента интересующих исследова­теля мнений и установок;

    • формулировка вопросов анкеты должна учитывать то возможное обстоятельство, что часть респонден­тов относительно плохо обладает речевыми умени­ями (в том числе способностью адекватно формулировать свои мысли);

    возможные ошибки формулирования вопросов анкеты: ошибки неоднозначной интерпретации вопросов; ошибки мотивации, формулировки вопросов; ошибки в информированности респондентов; ошибки структу­рированности вопросов.

    Вопрос 4. ЛОГИКА СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА КОЛЛЕКТИВОВ

    1. СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВА

    I. Определение: структура коллектива подразделяется на два видаформальную и неформальную организации, скла­дывающиеся из производственных и внепроизводственных от­ношений. По мнению социологов, внепроизводственные отно­шения более объективны, т.к. основываются на личностном ка­честве людей. В производственной сфере человек показывает себя только с одной стороны профессиональной. Во вне произ­водственной сфере человек может раскрыться с самых неожиданных сторон — проявить свои таланты, способности, энер­гию, чисто человеческие качества, систему ценностей и пр., что не всегда возможно в рамках производства.

    Место, роль и социальная значимость личности в микро- и макроколлективе могут быть различными. Так, студент легче адаптировался на курсе и оказался совершенно неадаптирован­ным в своей группе. Причины могут быть разные. Каждому надо знать пространство и возможности своего адаптирования.

    Изучение любого коллектива следует начинать с анализа его формальной и неформальной структур.

    2. Методы структурного анализа коллективов

    а) Социометрический опрос — это изучение внутриколлективных и межколлективных связей путем выявления отно­шений между членами коллектива. Он предполагает изучение психологических расстояний между членами коллектива, ко­торое выражается тремя типами отношений: — выбор — когда с вами хотят сотрудничать; — отклонение — когда уклоняются от встречи или конфликта с вами; опускание — когда вы не заслуживаете внимания в лице коллектива. Крайней формой опускания является остракизм — полное психологическое не­восприятие (несовместимость) коллективом данной личности. Причины этого явления могут быть разные — как отрицатель­ные, так и положительные. Например: личность по своим низ­ким профессиональным и особенно морально-психологичес­ким качествам оказалась недостойной всего коллектива. Как и наоборот: по тем же качествам она оказалась выше коллектива или некоторых "авторитетов" коллектива. В обоих случаях лич­ность может изгоняться из коллектива.

    Позиция социологов и психологов: если личность попала в ситуацию остракизма по первой причине, ей следует уйти из коллектива. Если она оказалась в этой ситуации по второй причине — можно уйти и показать свои качества в достойном коллективе. Решение остаться в этом коллективе при всех го­нениях принимают только незаурядные личности с сильной волей, смело вступающие в борьбу за свое место и достоин­ство с позиции "один против всех". Как правило, это борьба упорная, долгая. К конечному успеху данную личность ведут два путипостепенное переструктурирование коллектива (с увеличением своих союзников) и постоянный профессио­нальный рост и самоутверждение ее в производственной и внепроизводственной сферах (достижение успеха, социально значимые результаты).

    б) Процедура самоисследования своего места в коллективе имеет несколько этапов:

    — личность должна определиться в той проблеме, по от­ношению к которой она хочет знать мнение (отноше­ние) коллектива;

    — личность входит в прямой контакт с членами коллек­тива, должна вызывать в них доверие к себе, повыша­ет психологическую готовность коллектива в решении своей задачи;

    • индивидуальная работа с членами коллектива;

    • осмысление полученной информации на основе объективного анализа, проверка надежности полученных ре­зультатов;

    • собственные выборы, рекомендации самому себе, вы­работка дальнейшей стратегии и тактики. Желательно всю полученную информацию перенести на социомет­рическую карточку;

    • графический метод — основывается на графическом изоб­ражении связей между членами коллектива выборочно.

    в) Виды коммуникаций между членами коллектива изобра­жаются:

    активная связь (экстраверты)

    пассивная связь (интраверты)


    активная и пассивная связь

    В данном случае рассматриваются энергетические потенции, а не нравственные качества личности. Часто допускается
    психологическая ошибка, когда явление принимается за сущ­ность: "активный — значит умный", "часто внимательный к
    тебе — значит нравственный" и т.п.

    г) Интенсивность связей в коллективе изображается:

    Изолированная личность — Я. Это личность не имеет дру­зей и поддержки в коллективе как в производственной, так и во внепроизводственной сферах.

    Диада Я — ОНА. (ОН). Это связь между двумя членами коллектива. Это самая минимальная связь, когда личность под­держивается всего одним человеком во всем коллективе.

    Триада, тетрада и другие виды связи состоящие из боль­шого числа людей (группировки, круг друзей и т.п.).

    В третьем случае: Ж — надо вывести из коллектива; Е и Д испытывают взаимную неприязнь - одного из них перевести в другой коллектив; А — надо сохранить как ядро коллектива для его эмоционально-психологической целостности, Он — носи­тель норм и традиций, без него коллектив распадается.


    "круговая порука" — сильный вид связи, цепь разрывается тяжело.

    Этот вид связи отражает автоматическую форму кооперации в кол­лективе и является каналом информационной связи.


    - - - - - - - - -

    Г и Д — самые слабые звенья в коллективе

    "Звезда" — А - авторитет, лидер, однозначно признанный

    1

    2

    4

    i

    ii

    iii

    iv

    v

    vi

    vii

    viii

    ix

    x

    13. Девиантное поведение.

    5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили "неразлучниками", как только сообщение о побеге появилось в прессе.

    Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но, в конце концов, их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду.

    Очевидно, что описанный случай - яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы.

    Сообщения об этом поистине драматическом событии произвели сенсацию в прессе Калифорнии и всей страны. Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом "девиантном" поступке.

    Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один не назвавший себя сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с "загородным клубом", даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.

    Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был "оправдан".

    Кем же были эти беглецы - девиантами или героями, или, как Робин Гуд, и теми и другими?

    ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДЕВИАЦИЯ?

    Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения. А был ли побег этих двух людей примером девиантного поведения? Скорее всего, да, поскольку существует закон, запрещающий побег из тюрьмы, и их поступок был нарушением закона. Однако некоторые наблюдатели, видимо, считали, что он заслуживает одобрения и вовсе не является девиантным. Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих "загородного клуба" в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие в целесообразности и необходимости такого права. В связи с этими трудностями вполне вероятно, что один и тот же поступок может считаться одновременно девиантным и недевиантным; более того, один и тот же поступок (например, вызов, брошенный Жанной д’Арк католической церкви) мог рассматриваться как серьезное преступление в эпоху, когда он был совершен, и как великий подвиг, вызывающий всеобщее восхищение последующих поколений.

    Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение - например, изнасилование и убийство. Но на этой основе еще труднее дать точное определение девиации. Даже убийство при определенных условиях оправданно: оно не только разрешается, но и вознаграждается во время войны.

    нельзя считать девиацией в абсолютном смысле, еще труднее решить, являются ли девиантными другие типы поведения. Например, в небольшом городе Канзасе проституция считается нелегальной и девиантной, в Рено она узаконена, но не вызывает одобрения, в Париже - легальна и не вызывает осуждения. С помощью табл. 7-1 мы можем убедиться в том, насколько по-разному люди относятся к абортам. (Следует учитывать, что девиацию нельзя отождествлять с преступностью, хотя анализ девиантности часто фокусируется на криминальном поведении. Преступность, или поведение, запрещенное уголовным законодательством, является одной из форм девиации.)

    Более того, ожидания, определяющие девиантное поведение, со временем меняются. Об этом свидетельствуют данные, касающиеся курения. В период гражданской войны сигареты были включены в обычный паек, выдававшийся солдатам. Но в начале XX в. противодействие курению, вызванное нравственными и религиозными мотивами, было настолько сильным, что 14 штатов приняли законы, запрещавшие курение. После второй мировой войны курение не только получило распространение, но и снискало социальное одобрение. Однако к 1957 г., после того как ученые доказали, что курение является причиной множества заболеваний, включая рак легких, возникла новая волна противодействия этой привычке (Ньюэринг, Маркл, 1974). С тех пор руководители здравоохранения, активисты движения по защите окружающей среды и правительственные организации обрушились с резкой критикой на табачную промышленность, и курильщики стали объектами растущего всеобщего осуждения. Фактически в настоящее время курение начали считать девиантным поведением. Курильщиков стали отождествлять с "наркоманами, невротиками, а также загрязнителями воздуха и виновниками пожаров" (Маркл, Троер, 1979. С.622) - так что многие курящие сами считают себя девиантами. Поэтому вместо. "Не желаете ли сигарету?" - теперь спрашивают: "Вы не возражаете, если я закурю?" - а в ответ часто звучит: "Нет, я решительно возражаю!"

    Наконец, даже если ожидания, правила или нормы поведения ясно сформулированы, среди населения могут возникнуть разногласия относительно их законности и правильности. Например, в период с 1919 по 1933 г., когда в Америке была запрещена продажа алкогольных напитков, среди американцев не было единодушия относительно того, насколько это законно. Такие же разногласия существуют в настоящее время по поводу употребления марихуаны. Это подчеркивает важность решения третьей проблемы, с которой мы сталкиваемся, пытаясь дать определение девиации: в плюралистическом обществе, наподобие нашего, девиантное поведение одного человека другим человеком может считаться нормальным (Матца, 1969).

    Мы уже отмечали, что различные слои населения могут выражать разные точки зрения по поводу девиантности некоторых типов поведения. Кроме того, непременно придерживаются разного мнения те, чье поведение является сомнительным, и те, кто заинтересован в контроле за поведением, и осуществляет его. Следует ли считать девиацией вождение автомобиля со скоростью 62 мили в час, когда предельная скорость составляет 55 миль? С точки зрения закона это считается девиацией. Но водитель может думать иначе. Некоторые полицейские, регулирующие движение на дорогах, считают, что любое превышение скорости является девиантным и наказуемым, в то время как другие готовы идти на некоторые уступки водителям - например, разрешают им ехать со скоростью до 65 миль в час, - но дальнейшее превышение скорости даже они считают "действительно" девиантным. Иные автомобилисты не придают значения увеличению скорости до тех пор, пока она не представляет для них опасности. Таким образом, всегда важно выяснить реакцию так называемой "публики" на различные виды поведения - речь идет о людях, которые определяют, что является, а что не является девиантным. Понятие "публика" включает широкие слои общества, которым свойственны общепринятые непрямые реакции. Также имеются в виду люди, с которыми тот или иной человек ежедневно общается, они непосредственно оценивают его поведение. Кроме того, подразумеваются организации или органы власти, призванные контролировать поведение (Шур, 1971).

    Все эти факторы (релятивная природа девиации, неопределенность ожиданий, разногласие по вопросу о правилах) свидетельствуют о том, что недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах. Однако, как уже сказано, некоторые виды поведения почти всегда считаются девиантными. Например, почти во всех обществах человек, который отказывается разговаривать с другими людьми в течение длительного времени (если это не связано с религиозным ритуалом), обычно считается девиантом. При исследовании стандартов сексуального поведения было установлено, что в 110 обществах кровосмешение, а также похищение или изнасилование замужней женщины почти в любом случае оценивались как проявления девиантного поведения (Браун, 1952).

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕВИАЦИИ

    Как правило, социологи стараются выработать беспристрастное отношение к тому, что они исследуют. Нейтральная позиция (избегающая морализирования) особенно важна при изучении девиации. Поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться со многими негативными проявлениями (оно является олицетворением "зла" в религиозном мировоззрении, симптомом "болезни" с точки зрения медицины, в частности, психиатрии, и "незаконным", в соответствии с правовыми нормами), возникла тенденция считать его "ненормальным". В действительности же, наверное, более разумно считать девиацию такой же "естественной", или "нормальной" формой поведения, как, например, конформизм. Тот факт, что общество создает стандарты (ожидания) поведения, подразумевает, что оно не всегда им соответствует. Если бы никто не употреблял кокаин и не торговал им, не было бы необходимости в законе, запрещающем это. Даже если бы существовало нечто похожее на идеальное общество, оно не могло бы долго оставаться совершенным. Эмиль Дюркгейм, (1938) один из основоположников социологии, выразил эту мысль следующим образом: "Представьте себе общество святых, напоминающее образцовый монастырь, где живут идеальные люди. В нем и понятия не имеют о том, что мы называем преступлением, но проступки, которые кажутся незначительными рядовому мирянину, могут произвести среди них такой скандал, какой обычно вызывает преступление среди ординарных людей (с.38).

    Таким образом, девиация может создать проблемы для некоторых групп общества или даже всего общества в целом, но она так же естественна, как и ее противоположность - конформизм. Чтобы глубже понять сущность девиации, мы должны попытаться дать ей какое-то определение, даже если оно нуждается в оговорках. Попробуем определить девиацию, как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя.

    На основе данного определения мы можем выделить три основных компонента девиации: человек, которому свойственно определенное поведение; ожидание, или норма, которая является критерием оценки девиантного поведения, и некий другой человек, группа или организация, реагирующая на поведение. В начале этой главы говорилось, что Макинтош и Лопес были арестованы за попытку побега из тюрьмы. В соответствии с законами и институтами, созданными обществом, к которому они принадлежали, было решено, что их поведение неприемлемо. Значит, сотрудники правоохранительных органов имеют право преследовать, арестовывать и наказывать преступников. В результате сочетания многих факторов, а не только самих поступков, поведение этой пары оказалось девиантным.

    Девиантное поведение. Его причины. Развёрнутое объяснение впервые дал Дюркгейм (теория аномии – основной причиной девиации ялвяется отсутствие регуляции, безнормность) Аномия-это состояние дезорганизации о-ва, когда ценности, нормы, соц. связи либо отсутствуют, либо становятся противоречивыми. Все, что нарушает стабильность ( миграция, кризис и т.д.) порождает нарушение общ. порядка, дезорганизует людей, появляются различные виды девиаций. Отклонение от норм несет не только отрицательное, но иположительное начало . Ф-и девиации по Д.- она подтверждает роль норм, ценностей, уточняет границы соц. норь, укрепляет, обеспечивает соц. единство, способствует соц. изменению, ведет к совершенствованию соц. норм.

    Мертон. Главная причина д. - это разрыв между целями о-ва и социально одобряемыми ср-вами их осуществления. Он выделяет типы поведения, типы приспособления к о-ву.

    1. Конформность. Соответствие и целям и ср-вам

    2. Инновация. Согласие с целями, отрицание ср-в достижения, отсюда предрасположенность к незаконным ср-вам осуществления целей.

    3. Ритуализм. Отрицание целей, но принятие о-вом ср-в их достижения. Выражается в снижении уровня притязаний, встречается у представителей низшего слоя среднего класса.

    4. Ретретизм. Отрицание целей и ср-в. Поведение бродяг, наркоманов и т.д.

    5. Мятеж. Формирование новых целей и ср-в.

    Источники девиантного поведения - это соц. дезорганизация о-ва, крушение трад. ценностей и влияние различных субкультур. Марксисты объясняют ее внутренней противоречивостью о-ва. Источник девиации - несправедливое устройство о-ва.Теория “навешивания ярлыков ”.Господствующие соц. группы навязывают свое представление о девиации о-ву. Человек с навешенным ярлыком начинает вести себя как девиант. Исследователи изучают массовые, устойчивые, распространенные нарушения соц. норм ( проституция , суицид.), их динамику и причины . Девиантное поведение-результат действия широкого круга культурных и т.д. факторов.

    Девиация связана с устойчивыми искажениями ценностных ориентаций, типичных для о-ва. Крайне отрицательно сказываются противоречия между ценностной ориентацией и деятельностью, между ценностями декларируемыми и реализуемыми, словом и делом, целями и возможностями их достижения.Воздействие на формирование девиации оказывают состояние институциональных форм о-ва , их противречивость, социально-психологические особенности людей, противоречивость норм, состояние реальных общественных отношений. Аномия возникает в трансформирующихся о-вах, так ках при нарастании кризисных явлений усиливается неудовлетворенность населения своим положением, нарастает тревожность, пессимизм, деморализация, различные виды девиации стимулируют друг друга.

    - Послушайте, - говорит студенту декан, - вчера вас видели в женском общежитии

    университета. Вам придется уплатить штраф в размере пятидесяти рублей. Если

    нарушение повторится, штраф будет вдвое выше. На третий раз он достигнет ста

    тридцати рублей. При четвертом нарушении...

    - Не будем мелочиться, - замечает студент, - скажите сразу, сколько стоит

    абонемент на весь семестр?

    4

    1



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Социология как наука

      Документ
      Автор термина «Социология» — Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта — уподобить изучение общества изучению природы.
    2. Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются параллельно с курсом социологии досуга. Поэтому лекции Т. Г

      Лекции
      Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются параллельно с курсом социологии досуга.
    3. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

      Закон
      В настоящее время психология находит все большее применение в практике руководства людьми, в обучении, воспитании, бизнесе, других областях человеческой деятельности.
    4. 1. История как наука: предмет изучения, функции, методы, принципы

      Документ
      1. Понятие. Слово «история» (ίστορία) происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось узнать», «исследование».
    5. Закон и право

      Закон
      А. Буркин — Трансформация концепций национальной безопасности России. Историко-политологический анализ С. Перова — Обеспечивая рост благосостояния сотрудников правоохранительных органов — обеспечиваем качественную защиту прав и свобод

    Другие похожие документы..