Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Впервые термин нечеткая логика (fuzzy logic) был введен амерканским профессором не то иранского, не то азербайджанского происхождения (в разных источ...полностью>>
'Программа'
Цели обучения биологии: овладение учащимися зна­ниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями; формирование на базе знаний и ...полностью>>
'Библиографический указатель'
Рекомендательный библиографический указатель «Анивский район» - первое библиографическое пособие о районе. Оно знакомит читателей с литературой по ис...полностью>>
'Программа'
торона и продуктов их распада 1 Радиоактивные загрязнения, защитные уровни и методы дезактивации 1 Радиационные аварии Радиационные аварии. Характери...полностью>>

Учебные вопросы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТЕМА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЩИТЕ И ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОТ ОПАСНОСТЕЙ ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПОЖАРОВ

Учебные вопросы:

1. Законодательство РФ в области ГО, защиты населения от ЧС природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.

2. Права и обязанности граждан в области ГО, защиты от ЧС и пожарной безопасности.

3. Структура, задачи, состав сил и средств ГО и РСЧС организации, а также ведомственной пожарной охраны.

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В ОБЛАСТИ ГО, ЗАЩИТЫ

НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО

ХАРАКТЕРА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Задачи в области ГО и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства ГО определяет Федеральный закон «О гражданской обороне», принятый в 1998 году.

Правовое регулирование в области ГО осуществляется в соответствии с вышеназванным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные в законе «О гражданской обороне», то применяются правила международного договора.

Полномочия организаций в области ГО:

  • планировать и организовывать проведение мероприятий по ГО;

  • проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

  • осуществлять обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий;

  • создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

  • создавать и содержать в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

На федеральном уровне законодательную и нормативную правовую основу построения и функционирования РСЧС составляют Конституция РФ, более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений Правительства РФ, 300 ведомственных приказов, положений и инструкций, регулирующих деятельность органов государственной власти в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Основными из них являются следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О государственном материальном резерве», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.

Непосредственно правовую основу защиты населения страны от ЧС регулируется законом «О защите населения и территорий от ЧС прир. и техн. характера», принятым в 1994 г. и постановлением Правительства РФ № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30 декабря 2003 г. Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан, находящихся на территории РФ, а также полномочия органов власти, права и обязанности организаций, населения в области защиты их от ЧС.

Обязанности организаций в области защиты от ЧС:

  • планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников, а также по повышению устойчивости функционирования организаций в ЧС;

  • обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС, осуществлять обучение работников способам защиты и действиям в ЧС;

  • обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и ДНР на подведомственных объектах;

  • финансировать мероприятия по защите работников, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

  • предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты от ЧС, а также оповещать работников об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.

Нормативные требования по пожарной безопасности содержатся в различных нормативных актах: законах, указах Президента, постановлениях Правительства РФ, решениях органов власти субъектов РФ, стандартах, нормах, правилах, инструкциях, которые можно разделить на группы.

К первой группе нормативных актов, затрагивающих вопросы пожарной безопасности, относятся законы, принятые высшим органом законодательной власти — Государственной Думой и имеющие высшую юридическую силу.

Основным юридическим актом, определяющим общие правовые, экономические основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, является Закон «О пожарной безопасности», регулирующий отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, иными юридическим лицами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами в области обеспечения пожарной безопасности.

К группе законов, регулирующих вопросы пожарной безопасности, также относятся:

• Трудовой кодекс РФ от 30.12.01 г. № 197-ФЗ, раздел «Охрана труда».

• Гражданский кодекс РФ — глава 59 «Обязательства вследствие причинения вреда», а также § 3 «Строительный подряд» главы 37, в части приемки в эксплуатацию законченных строительных объектов.

• Уголовный кодекс РФ - определяющий случаи, когда пожар является или связан с преступлением.

• Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП), определяющий нарушение правил пожарной безопасности, как административный проступок.

  Ко второй группе нормативных актов по пожарной безопасности относятся постановления Правительства РФ. Например. Постановление Правительства № 849 от 1993 г. «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в РФ и организации Государственной противопожарной службы МВД РФ; Постановление № 585 от 1993 г. «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства»;

К третьей группе нормативных актов по пожарной безопасности относятся нормативные акты субъектов Федерации. Это могут быть законы республик в составе России, принятые на основании ст. 76 Конституции России, относящей обеспечение общественной безопасности к совместному ведению России и субъекта Федерации.

К четвертой группе нормативных актов можно отнести нормативы, объединенные одним названием, - «стандарты». Стандарты подразделяются на:

- государственные стандарты (ГОСТы);

- республиканские стандарты (РСТы);

- отраслевые стандарты (ОСТы);

- стандарты предприятий.

Государственные стандарты, затрагивающие вопросы безопасности, объединены в систему стандартов безопасности труда (ССБТ). Основным стандартом ССБТ, определяющим вопросы пожарной безопасности, является ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования». Кроме него, существуют стандарты: ГОСТ 12.1.044-84 «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения»; ГОСТ 12.1.114-82 «Техника пожарная, обозначения условные графические»; ГОСТ 12.1.033-8 ССБТ «Пожарная безопасность. Термины и определения».

К пятой группе нормативных актов относятся строительные нормы и правила (СНиП). Строительные нормы и правила распространяются на вновь строящиеся и реконструируемые здания, сооружения и регламентируют вопросы пожарной безопасности

К шестой группе нормативных актов относятся нормы и правила пожарной безопасности. Действующие в настоящее время " Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-03" утверждены приказом МЧС России от 18.06.03 г. № 313.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ГО,

ЗАЩИТЫ ОТ ЧС И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области ГО имеют право и обязаны:

  • проходить обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий:

  • принимать участие в проведении других мероприятий по ГО:

  • оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.

ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определено, что граждане РФ в области защиты от ЧС имеют право:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

  • в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;

  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определённых местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

  • обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

  • участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

  • на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие ЧС;

  • на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;

  • на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;

  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

  • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, перечисленных выше, устанавливаются законодательством РФ и субъектов РФ.

Граждане РФ обязаны:

  • соблюдать законы и иные правовые нормативные акты РФ, субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;

  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности; не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;

  • изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приёмы оказания первой мед.помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты. Постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;

  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Неисполнение должностными лицами и гражданами РФ обязанностей в области ГО, защиты населения от ЧС и обеспечения пожарной безопасности влечёт ответственность в соответствии с законодательством.

3. СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ, СОСТАВ СИЛ И СРЕДСТВ ГО И РСЧС

ОРГАНИЗАЦИИ, А ТАКЖЕ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Организация и ведение ГО является одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.

К опасностям, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий, относятся опасности, которые могут привести к массовой гибели людей, потере ими здоровья и средств к существованию, нарушению среды обитания, значительному материальному ущербу.

Ведение ГО на территории РФ или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения.

В военное время ГО имеет главную цель – защиту тыла страны. ГО применяет в целях снижения людских и материальных потерь, присущие ей одной, большей частью пассивные методы и средства. Необходимо отметить, что ГО нацелена на защиту в тылу ВС в первую очередь мобилизационных ресурсов и производственных мощностей.

Исходя из этого своего предназначения, роли и места в обеспечении безопасности государства перечень решаемых ГО задач чрезвычайно широк. Основными из них являются:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий;

  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий;

  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий, в том числе медицинское обслуживание, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

  • борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий;

  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий, а также вследствие ЧС;

  • срочное восстановление функционирования коммунальных служб в военное время;

  • срочное захоронение трупов в военное время;

  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Структура ГО соответствует принятой в РФ системе организации хозяйственного и военного управления. Руководство ГО осуществляет Правительство РФ. Важнейшей особенностью является централизованное руководство ГО на основе использования принципа единоначалия при осуществлении её мероприятий.

Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство ГО на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.

Повседневное управление ГО осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области ГО.

  • на федеральном уровне – МЧС России;

  • на региональном и территориальном уровнях – региональные центры и управления МЧС по субъектам РФ;

  • на территориальном и местном уровнях – структурные подразделения органов исполнительной власти (департамент, управление, штаб);

  • на уровне объектов – структурные подразделения (работники).

Силы ГО включают воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в войска ГО, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Для решения задач в области ГО привлекаются, в соответствии с законодательством РФ, Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования, а также аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования.

Войска гражданской обороны организационно сведены в спасательные центры, спасательные и учебные бригады, отдельные механизированные полки, вертолётные отряды и другие виды частей и подразделений. Управление войсками осуществляет министр МЧС России.

Гражданская оборона создается на всех объектах экономики для заблаговременной подготовки к защите людей от ядерного, химического и биологического оружия, обеспечения снижения потерь при применении оружия массового поражения, создания условий, повышающих устойчивую работу предприятий в военное время, и своевременное проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Основными задачами ГО на объектах являются:

  • осуществление мероприятий по защите персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий;

  • проведение мероприятий по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

  • обеспечение непрерывного управления службами и формированиями, подготовка надежно действующей системы оповещения и связи;

  • создание, оснащение, подготовка сил ГО объекта и поддержание их в постоянной готовности к использованию;

  • обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий;

  • создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

  • проведение аварийно-спасательных работ в очагах поражения на территории своего объекта.

Руководителем ГО объекта является руководитель организации. Он несёт ответственность за организацию и состояние ГО, за постоянную готовность её сил и средств к проведению аварийно-спасательных работ и имеет право:

  • вводить в действие соответствующие планы ГО;

  • принимать решения об эвакуации персонала, материальных и культурных ценностей;

  • издавать приказы по ГО.

Руководитель ГО подчиняется соответствующим должностным лицам министерства, в ведении которого находится объект, а в оперативном отношении – вышестоящему начальнику и штабу ГО по месту расположения объекта.

Приказом руководителя ГО назначаются заместители по эвакуации, по инженерно-техническим вопросам, по материально-техническому обеспечению. На объектах создаются штабы по делам ГОЧС в порядке, установленном Правительством РФ (постановление № 782 от 10 июля 1999 г.). Количество работников штаба организаций, отнесенных к категориям по ГО, зависит от численности персонала и составляет при его численности: до 500 чел. – 1 освобожденный работник; от 500 до 2000 чел. – 2-3; от 2000 до 5000 чел.-3-4; свыше 5000 чел. – 5-6 работников. В организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством сотрудников свыше 200 чел. назначается 1 освобожденный работник, а в организациях с количеством сотрудников менее 200 чел. работа по ГО выполняется одним из работников по совместительству.

В организациях, имеющих и эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения ЧС, создаются нештатные АСФ в соответствии с приказом МЧС № 999-05 г. «Об утверждении Порядка создания нештатных АСФ». НАСФ – это формирования, созданные на базе организаций и владеющие специальной техникой, имуществом и подготовленные для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие ЧС. Они предназначаются для выполнения основного объёма аварийно-спасательных работ и других мероприятий ГО в тех организациях, на базе которых они созданы. Личный состав формирований комплектуется за счёт численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

Комплектование формирований личным составом производится за счёт работников организаций из числа мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, женщин – от 18 до 55 лет, за исключением инвалидов, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а женщин со средним или высшим медицинским образованием - имеющих детей в возрасте до 3 лет. Основной состав руководителей и специалистов НАСФ комплектуется аттестованными спасателями, остальной л/с проходит аттестацию по мере его подготовки.

Формирования оснащаются специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, не предназначенными при объявлении мобилизации для поставки в ВС за счёт техники и имущества, имеющегося в организациях для обеспечения их деятельности.

В соответствии с законом «О защите населения и территорий от ЧС…» в стране функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), которая располагает органами управления, силами, техническими средствами и другими материальными ресурсами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия аварий, катастроф, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.

Основной целью создания этой системы является объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты от них населения и территорий в мирное время.

Основными задачами созданной системы является:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, участвующих в ликвидации;

  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Организационная структура РСЧС строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах для организации работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности.

Говоря об уровнях РСЧС, необходимо отметить, что к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения. Региональный уровень образован за счёт районирования территории России по семи регионам: Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов РФ. К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства субъекта РФ с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территории. Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый – территорию предприятия, организации.

Каждый уровень РСЧС имеет:

  • координационные органы,

  • постоянно действующие органы управления,

  • органы повседневного управления,

  • силы и средства,

  • резервы финансовых и материальных ресурсов,

  • системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях создаются координационные органы:

  • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по ПЛЧСиОПБ федеральных органов исполнительной власти;

  • на территориальном уровне – комиссия по ПЛЧСиОПБ органа исполнительной власти субъекта РФ;

  • на местном уровне – комиссия по ПЛЧСиОПБ органа местного самоуправления;

  • на объектовом уровне (в организациях) – комиссия по ПЛЧСиОПБ.

Основными задачами комиссии по ПЛЧСиОПБ являются:

+ разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

+ координация действий органов управления и сил;

+ обеспечение согласованности действий при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

  • на федеральном уровне – Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС;

  • на региональном – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

  • на территориальном и местном – соответствующие органы (департаменты, управления, отделы, штабы), специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС на территориях субъектов РФ и территориальных муниципальных образований;

  • на объектовом уровне (в организациях) – структурные подразделения (отделы, штабы, секторы, отдельные работники), специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, обработки и передачи информации создаются органы повседневного управления, включающие в себя:

центры управления в кризисных ситуациях;

дежурно-диспетчерские службы.

К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные для предупреждения и ликвидации ЧС.

Для ликвидации ЧС создаются и используются:

  • резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС;

  • запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС в составе государств. материального резерва;

  • резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

  • резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Номенклатура и объём резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.

Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил. средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения. Непосредственное оповещение населения об угрозе или возникновении ЧС осуществляется комбинированным путём, для чего используются электросирены, проводные средства связи и оповещения, местные сети проводного и эфирного радиовещания, телевидение.

При отсутствии угрозы возникновения ЧС органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности. В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС решением руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;

режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.

Основными мероприятиями, проводимыми РСЧС, являются:

а). В режиме повседневной деятельности:

  • изучение состояния окружающей среды, и прогнозирование ЧС;

  • сбор, обработка и обмен информацией в области защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

  • разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

  • планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

  • подготовка населения к действиям в ЧС;

  • пропаганда знаний в области защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

  • руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

  • осуществление необходимых видов страхования;

  • проведение мероприятий по подготовке к эвакуации, а также жизнеобеспечению населения в ЧС.

б). В режиме повышенной готовности:

  • усиление контроля состояния окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;

  • введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на ПУ;

  • непрерывный сбор, обработка и передача данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приёмах и способах защиты от них;

  • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновению, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования в ЧС;

  • уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

  • приведение при необходимости сил и средств в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

  • восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов;

  • проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

в). В режиме чрезвычайной ситуации:

  • непрерывный контроль состояния окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;

  • оповещение руководителей органов власти и организаций, а также населения о возникших ЧС;

  • проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

  • организация работ по ликвидации ЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения;

  • непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по её ликвидации;

  • организация и поддержание непрерывного взаимодействия органов власти и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

  • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

В целях своевременного и организованного проведения мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС в университете приказом ректора создана организационно-функциональная структура по вопросам ГОЧС.

Руководителем по ГОЧС является ректор. У него имеются заместители:

- председатель комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности – первый проректор;

- начальник штаба по делам ГОЧС;

- председатель эвакуационной комиссии – проректор по развитию МТБ;

- по материально-техническому обеспечению и инженерно-техническим вопросам – проректор по АХРиСВ.

Комиссия по ПЛЧСиОПБ включает в себя: заместителей руководителя ГОЧС, проректора по НР, проректора по ИТ, главного бухгалтера, главного механика, главного энергетика, ведущего инженера по противопожарной профилактике, начальника военной кафедры.

Органом управления руководителя ГОЧС является штаб по делам ГОЧС в составе 4-х человек, при этом трое из них нештатные и выделяются при введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

Силы и средства ГОЧС:

- группа охраны общественного порядка в составе 16 человек (на базе ИСФ, ГФ);

- три санитарных поста по 4 чел. в каждом на базе филиалов библиотеки;

- два звена по обслуживанию убежищ и укрытий по 4 человека в каждом (на базе работников АХР);

- пост радиационного и химического наблюдения в составе 3 чел. (на базе ФАС);

- по одному противопожарному звену на каждом объекте университета в составе не менее 4-х чел. (на базе работников АХР);

- эвакуационная комиссия в составе 16 чел.;

- комбинированный сборный эвакуационный пункт в составе 22 чел.;

- пункт выдачи средств индивидуальной защиты в составе 24 чел.;

- оперативная группа в составе 9 чел.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, создании предпосылок к возникновению ЧС, непринятии мер по защите жизни и состоянию здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Таким образом, законами «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определена стройная система правовых отношений в области ГО, защиты от ЧС. Но для обеспечения безопасности населения недостаточно усилий только властных структур. Чрезвычайные ситуации чаще всего возникают внезапно, а для развертывания сил и средств по их ликвидации требуется определённое время, в течение которого население будет находиться как бы один на один с ЧС. Поэтому значительно больше шансов в этих условиях выжить, оказать помощь пострадавшим имеет тот, кто умеет действовать в подобных условиях.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебные вопросы: Краткая характеристика чс мирного времени

    Документ
    Рост техногенного давления цивилизации на биосферу, потребительская хозяйственная деятельность людей, вооруженные столкновения спровоцировали ответную негативную реакцию природы.
  2. Учебные вопросы : Развитие мозга в онтегенезе; > Нейроны: строение и функции

    Лекция
    «Психофизиология» относится к дисциплинам федерального компонента блока общепрофессиональных дисциплин учебного плана подготовки студентов по специальности 020400 «Психология».
  3. План лекции (учебные вопросы по теме) Изложение учебного материала по каждому пункту плана лекции ( в виде тезисов, таблиц, схем, слайдов и т д.)

    Лекции
    - установить определенные нормы брачных отношений, чтобы мужчины имели детей только в возрасте от 30 до 55 лет: " определить число браков мы предоставим правителям, чтобы они по возможности сохраняли постоянное число мужчин,
  4. Вопросы к экзамену по педагогике

    Вопросы к экзамену
    Педагогика культуры. Как воспитать гражданина. Педагогика идеала. Как воспитать профессионала. Элитарная педагогика. Как воспитать элиту. Эгалитарная педагогика.
  5. Рабочей программы обучения Учебные вопросы для самостоятельного изучения Тема реферата

    Реферат
    Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО. Организационные основы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий,

Другие похожие документы..