Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Во исполнение Федерального закона от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и внесени...полностью>>
'Документ'
Глобализация экономических процессов диктует экономическим субъектам условия, к которым они вынуждены приспосабливаться, нередко адаптируя масштабы и...полностью>>
'Книга'
1.МК-05-18-205 ГУЗИК М.А. И ДР. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. изд-во ГОЛОС-ПРЕСС 2004 г. ISBN:5-93675-04...полностью>>
'Задача'
Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соотве...полностью>>

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889).

(писатель-сатирик)

Основные события жизни:

Дата

События

Характер,

мировоззрение

Творчество

15.01.1826

Родился в Тверской губернии, селе Спас-Угол в семье помещика.

Не любил вспоминать о детстве, ненависть к насилию и крепостничеству

«Господа Головлевы», «Пошехонская старина» - автобиографизм

1836

Дворянский институт в Москве

Любил читать, в том числе журналы

1838-1844

Царскосельский лицей

Первые литературные опыты

1845-1847

Государственная служба - чиновник в Военном ведомстве. Кружок Петрашевцев.

Увлекся социалистическими идеями - разочарование

Повести в «Отечественных записках»

1848 21-22.04

Арест за антигосударственные идеи в произведениях, ссылка в Вятку, служба в канцелярии вице-губернатора

Увидел жизнь в провинции, служил честно, неподкупно

Сюжеты брал из жизни

1855, 56

Освобождение из ссылки, возвращение в Петербург, служба в Министерстве внутренних дел

«Губернские очерки»

1858-1861

Губернатор в Рязани, Твери

Борьба со взяточниками

1862-1864

Творческое сотрудничество с «Современником»

1864-1868

Председатель казенной палаты в Пензе, Туле, Рязани

Сатирические очерки и рассказы

1868-1869

Член редколлегии «Отечественных записок», увольнение со службы

Разочарование в возможности что-то изменить и служить честно

1875-80-е гг.

Лечение за границей, путешествие по Европе

Очерки «за рубежом»

80- гг.

Редактор «Отечественных запиок», запрет произведений и журнала

Сказки, «Пошехонская старина»

28.04.1889

Умер в Петербурге

«История одного города» (1870).

Сатирическое произведение, в котором в форме гротеска были показаны все проблемы современной писателю России (1731-1825). В центре повествования город Глупов, его жители головотяпы и его градоначальники.

Автор хотел показать в форме сатирического преувеличения (гротекста) те глубокие противоречия жизни чиновничьей России, которые губят страну. Салтыкова-Щедрина часто упрекали в ненависти к родине, в злобности, но он говорил так: «Истинная любовь к человеку, народу - это не слепое сюсюканье, а указание на достоинства и недостатки», стремление избавить Родину от пороков - была его высокая цель. Поэтому его герои - глуповцы и головотяпы - покорны, пассивны, смиренны, политически не развиты. Это сатирический, собирательный образ людских пороков, темных, невежественных людей.

Тема: Произвол власти и положения народа.

Жанр - (пародия на летопись), цикл сатирических очерков об истории города (всей России), где каждая глава посвящена истории правления отдельного градоначальника (императора и его приближенных губернаторов, правителей в реальной России). Персонажи с одной стороны фантастические, карикатурные, а с другой легко узнаваемы современниками писателя - типичные:

- Градоначальник с фаршированной головой (пустоголовый);

- Градоначальник Органчик, у которого вместо головы опять же механизм, способный выговаривать отдельные фразы, типа «Не потерплю!»;

- Градоначальник очень высокого роста, гордившийся своим происхождением от колокольни Ивана Великого (Грозного) в Москве;

- Градоначальник Угрюм-Бурчеев, разрушавший полностью старый город, чтобы заложить новый по четким прямым линиям, ввел казарменный режим (современники узнали Аракчеева - военного министра Александра 1, который был очень жесток и хотел превратить Россию в казарму + общий смысл - власть военных, вооруженных фанатиков недопустима;

- Князь Микаладзе, который «был очень хорош до женского пола, да так, что увеличил за время своего правления численность населения в городе более чем в два раза»;

- Градоначальник Перехват-Залихватский, который «въехал в город на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки»;

Финал произведении я печален - на Глупов обрушивается «НЕЧТО», «ОНО», все вокруг затрясло, солнце померкло, ужас обуял жителей, градоначальник исчез и история города завершилась. ??? Может быть это была революция.

«Сказки» (32 сказки, написанные в 80-е гг. 19 века).

История создания и жанр: В 80-е гг. 19 века творчество писателя было практически запрещено цензурой, его произведения не печатали. В 1880 году писатель побывал за границей, посмотрел на европейскую демократию и жизнь в целом. Он принял решение не бросать творчество, а в скрытой, завуалированной форме иносказания продолжать клеймить людские и государственные пороки.

«Сказки для детей изрядного возраста» цензура пропустила, не заметив в них угрозы. Кроме того, героями сказок были животные, крестьяне, низшие чиновники (городовой, квартальный, надзиратель), но за этими образами внимательный читатель видел правителей и Россию. Автор использовал «эзопов язык» - иносказание, имеющее скрытый смысл.

Сказки Салтыкова-Щедрина - это сатирические, политические произведения, небольшие по объему, но очень содержательные, имеющие общественный смысл. В сказках сочетаются фантастика и реальность, есть мораль, как в басне, сохраняются фольклорные элементы структуры (зачин, концовка, противопоставление добра и зла и т.п.).

Темы:

- недостатки и пороки самодержавия

- жизнь помещиков

- НЕДОСТАТКИ ЛИБЕРАЛИЗМА И ПОПУСТИТЕЛЬСТВА

- недостатки народа

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (на необитаемом острове, где в пригоршне уху варил и т.п., а потом сделал лодку и доставил их в Петербург);

«Дикий помещик», который мечтал избавиться от своих крестьян и вскоре один одичал;

«Премудрый пескарь», живший «глядя в оба» в норе, жил-дрожал и умер, никем не замеченный;

«Коняга» - труженик, готовый до изнеможения и смерти работать на своего хозяина, не требуя наград.

Вопросы и задания:

  1. Анализ одной из сказок.

  2. Анализ одной из глав «Истории одного города».

  3. Докажите, что М.Е.Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик.

  4. Почему писатель обращается к жанру сказки? Чем сказки Салтыкова-Щедрина отличаются от народных?

  5. Актуально ли сегодня творчество писателя? Доказать.

  6. Как жизнь писателя отразилась на его творчестве?

  7. Прокомментируйте задачу писателя: «Разбудить в человеке совесть». Выполнил ли он свою задачу?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826–1889)

    Документ
    Салтыков – настоящая фамилия писателя. Н. Щедрин – псевдоним (вымышленное имя). Родился писатель в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной и богатой дворянской семье.
  2. Класс: 11 Зачёт №1 «Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)

    Документ
    1) М.Е.Салтыкова-Щедрин. Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя. «История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства (обзор содержания).
  3. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 год 1889 год) известный писатель сатирик

    Документ
    Известный писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков (псевд. Н. Щедрин) родился 15 (27) января 1826 г. в с. Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии.
  4. Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина кратко описан в ваших учебник

    Учебник
    Задание на дом. Прочитать краткую биографическую справку о М.Е.Салтыкова-Щедрина: и его сказки «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Коняга».
  5. Урок 1 Тема урока. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сведения о писателе

    Урок
    Цель урока. Дать понимание основных этапов жизненного и творческого пути писателя; раскрыть своеобразие его личности; развивать логическое мышление; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Другие похожие документы..