Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Кафедра Транспортное строительство и профессиональное обучение находится в корпусе «В» (ул. Академический городок,19), аудитория В-207,контактный тел...полностью>>
'Кодекс'
Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-I (с изменениями от 19 июня, 27 декабря 1995 г., 21 июля, 16 ноября 1997 г., 10 февр...полностью>>
'Исследование'
Физику взаимодействия света с веществом можно кратко представить таким образом: свет, падая на вещество, увеличивает колебания электронов в атомах. О...полностью>>
'Закон'
Пропозиції до проекту Закону України “Про ринок земель”, подані під час проведення широкомасштабної інформаційно-роз’яснювальної кампанії, будуть вра...полностью>>

Методы изучения языка

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА

Общие и частные методы научного познания. Методы науч­ного познания природы и общества делятся на общие и част­ные. Общие методы обусловлены возможностями человечес­кого мозга, законами его познавательной деятельности. Ана­лиз и синтез, индукция и дедукция, заключение по аналогии, сопоставление и противопоставление и некоторые другие ис­пользуются и в повседневной практике мышления, и в позна­нии предмета любой науки.

Частные методы создаются для собственно научного ис­следования какого-либо конкретного объекта природы и об­щества, для лучшего изучения какой-то небольшой части это­го объекта, каких-то его деталей. Частные методы в языкознании начали создаваться только в XIX в., это были мето­ды сравнительно-исторического изучения языка. Серию ме­тодов в XX в. предложили структуралисты. Несколько позд­нее были созданы математические методы изучения языка.

По мере появления новых методов между их создателями нередко вспыхивала острая полемика. Одни методы культивировались как единственно верные, единственно на­учные, другие ниспровергались как ложные, ненаучные, «бур­жуазные» и т. п. В ходе полемики конкретные частные мето­ды познания той или иной стороны языковой деятельности человека смешивались с мировоззренческой методологией, ко­торую исповедовал лингвист. Так родилась проблема мето­дов изучения языка: как оценить пригодность или непригод­ность того или иного метода, его эффективность или неэф­фективность в решении поставленной лингвистической за­дачи.

Прежде всего необходимо выяснить соотношение фило­софской методологии и частных методов научного исследова­ния.

Философская методология вырастает из философской теории, мировоззрения, она является совокупностью устано­вок о том, с какой целью, что и как изучать, и рекомендует конкретные методы изучения мира. У каждой философской системы складывается своя методология, поскольку именно теория определяет, что, зачем и как изучать - материю или дух, покой или движение.

В конкретной науке также различаются научная теория, учение о предмете данной науки; методология - учение о методах, целях, предмете исследования и сами конкретные методы изучения предмета данной науки.

От философии через ее методологию проходит линия свя­зи с теорией, а затем и с методологией конкретной науки, по­этому связь между философской методологией и конкретны­ми методами изучения предмета данной науки не прямая и не жесткая, но вполне очевидная. Лингвистическая теория — чрезвычайно важное звено между философской и конкретно научной методологией. Она может как скорректировать по­роки философской методологии, так и свести на нет ее досто­инства.

В период становления советского языкознания бытовало мнение академика Н. Я. Марра, что сравнительно-историчес­кий метод, созданный учеными XIX в. в буржуазном общест­ве на основе идеалистической и метафизической философии, является ненаучным. Зато «палеонтологический метод» Мар­ра, требовавший анализа по фантастическим четырем элемен­там сал, ион, бер, рош каждого слова всех языков мира, объ­являлся истинно научным, марксистским только потому, что в годы Советской власти Марр изучил и часто цитировал тру­ды классиков марксизма-ленинизма.

Рассмотрение научных достижений, полученных тем и другим методом, показало, что сравнительно-исторический метод дал огромный фактический материал, позволил полу­чить представление о семьях родственных языков, о языко­вых контактах, о характере сходств и различий в системах разных языков мира. Это стало возможным потому, что в на­учной теории лингвистов XIX в. наряду с идеалистической идеей души, метафизической изоляцией «души» от жизни че­ловеческого общества присутствовала диалектическая идея системной организации языковых представлений в «душе» ин­дивидуума и постоянного движения и развития «представле­ний» в «организме» языка.

«Палеонтологический» метод Марра был основан на априорно составленной гипотезе происхождения всех языков мира из одних и тех же четырех элементов. Несмотря на изу­чение марксистской философии и методологии, Марр не смог построить научно обоснованной лингвистической теории. При­думанный им метод оказался способным порождать только фантастические этимологии и теоретические мифы.

Другими словами, лингвистическая теория младограм­матиков скорректировала пороки их философской методоло­гии и позволила создать ряд ценных методов лингвистическо­го исследования, а лингвистическая теория Марра свела на нет ценность созданных им конкретных научных методов, по­скольку он не смог использовать в своей работе методологию диалектического материализма, широко им упоминаемую.

И все-таки в той мере, в какой философская методоло­гия определяет лингвистическую теорию, она не может не отразиться на выборе методов изучения языка, на ценности получаемых с их помощью результатов.

Так, метафизическое видение мира неминуемо ведет к огрубленным приемам анализа, изучаемые элементы выруба­ются из тех систем, в которых они существуют и развивают­ся. Например, исключение Соссюром из языкознания изуче­ния речи привело к многочисленным и бесплодным поискам границ между ЯЗЫКОМ и речью. Исключение структура­листами значения из круга интересов лингвистов привело к появлению потока работ, в которых строились разнообраз­ные схемы из формальных средств языка, не имеющие в боль­шинстве случаев никакого практического применения.

Напротив, диалектическое осмысление развития и свя­зей в системе языка позволяет анализировать языковую дея­тельность человека наиболее эффективно. На основе диалек­тического подхода Потебня, пользуясь сравнительно-истори­ческим методом, раскрыл глубокие взаимосвязи мышления, семантики и языковой формы.

Правильная философская методология определяет ра­зумную, лингвистическую теорию и ведет исследователя к правильному выбору частных методов и приемов исследова­ния, а следовательно, и к раскрытию объективных законо­мерностей развития и функционирования языка. Ложная фи­лософская методология не позволяет правильно понять ре­альные связи между объектами, порождает надуманные ме­тоды, ведет к расточительным затратам научных сил на по­иски мифических постулатов, неизбежно опровергаемых даль­нейшим развитием науки.

Все частные методы изучения языка специализированы на познании отдельных аспектов языковой деятельности че­ловека и позволяют решать определенные классы лингвисти­ческих задач. Рассмотрим важнейшие группы методов изу­чения языка.

Методы сравнительно-исторического и типологического изу­чения языков.

Методы сравнительно-исторического и типологического изучения языков складываются из следующих приемов.

1. Сопоставление лексем родственных языков, близких по звучанию, с учетом выражаемых ими значений.

Лат. nebula — нем. Nebel - рус. небо (значения: обла­ко -- туман -- небо).

2. Сопоставление лексем одного языка, взятых на разных исторических отрезках его развития, изменивших состав фо­нем или семем.

Древнерусское мАсо — современное мясо, говАдо (бык) — говядина, гыбель — гибель, зьрно — зерно, гърдыни - - гордость и др.

3. Сопоставление взаимодействующих языков, выявляю­щее источники заимствований, роль каждого из языков в по­лученном новом языке.

4. Картографирование диалектных явлений, показываю­щее распределение их по территории, занятой носителями данного языка. Полученные карты наглядно показывают пути расселения носителей языка, соотношение архаичных и новых лексем и словоформ, центр и периферию распространения но­вообразований. Для картографирования разработана серия приемов сбора диалектного материала, его изображения на картах и правила чтения и интерпретации карт.

5. Сопоставление систем разных языков, независимо от их родства и наличия или отсутствия территориальных кон­тактов. Этот прием позволяет выявлять общечеловеческие принципы устройства языковых систем разных народов и од­новременно устанавливать типы языков по особенностям их формальной организации. Разработана серия приемов по­строения типологии языков мира.

Все методы сравнительно-исторического и типологичес­кого изучения языков направлены на выяснение родственных и неродственных отношений между языками, наличия или отсутствия территориальных и культурных контактов между ними, общечеловеческих и национальных особенностей язы­ковых систем. Все эти методы служат изучению проблем исторического развития языка в его связях с историей обще­ства.

Структурные методы изучения языка. Структурные методы изучения языка создавались в XX в. для изучения системы языка, находящейся в мозгу человека, для познания ее эле­ментов и структуры. Среди этих методов можно указать сле­дующие.

1. Методы выделения фонемы как элемента системы фо­нем и выявления типов оппозиций между фонемами для по­строения системы фонем.

2. Дистрибутивный анализ той или иной единицы языка в ее окружении, в ее сочетаемости с соседними единицами. По своим окружениям единицы могут быть распределены на классы для определения их места в системе языка.

3. Анализ по непосредственно составляющим путем по­следовательного разбиения предложения на пары составля­ющих; предназначается для машинного анализа и синтеза языковых текстов.

4. Трансформационный анализ, с помощью которого вы­ясняются классы синтаксических конструкций, выражающих одну и ту же пропозицию или денотативную ситуацию, на­пример сестра читает книгу, книга читается сестрой, чтение книги сестрой.

5. Группировка лексем в лексико-семантическое поле с помощью серии приемов, которыми определяется состав по­ля, его ядро, периферия и выявляются оппозиции между эле­ментами поля.

6. Компонентный анализ семем, разлагающий их на семы.

Конкретное содержание этих методов было изложено вы­ше при рассмотрении проблем системного описания языка. Зна­чение этих методов для выявления системного устройства язы­ка вполне очевидно. Разработка структурных методов ана­лиза системы языка продолжается.

Математические методы изучения языка. Математические методы изучения языка получили развитие в середине наше­го века и были стимулированы перспективами машинного пе­ревода с помощью электронно-вычислительных машин, ко­торые тогда стали входить в широкое употребление.

В процессе обработки текстов для их ввода в машину были получены разнообразные количественные оценки от­дельных сторон языка, которые оказались важными и полез­ными не только для практического использования при состав­лении математических моделей языка, но и для лингвистической теории. Среди математических методов наиболее ин­формативными для лингвистов оказались методы математи­ческой статистики, теории информации и математической логики.

1. Методы математической статистики. С помощью пра­вил обработки наблюдаемых фактов по определенным фор­мулам, разработанным математиками, устанавливается час­тотность употребления слов и других единиц языка в речи. Выяснилось, что частотных слов и словоформ сравнительно немного. Знание одной тысячи слов позволяет понимать 75% текста на данном языке. Знание двух тысяч слов повышает этот процент до 85. На все прочие тысячи слов языка прихо­дится всего 15% текста. Статистика полностью подтверж­дает полевую модель системы языка.

Статистическими методами пользуются при изучении рас­пределения языковых средств по функциональным стилям, при определении индивидуальных стилистических особеннос­тей писателей и в некоторых других случаях.

2. Методы теории информации. Математический аппарат теории информации используется для улучшения передачи информации по техническим системам связи. Предметом мате­матической обработки с помощью теории информации слу­жат последовательности букв в письменных текстах. Теория информации позволяет уменьшить количество передаваемых букв без ущерба для понимания смысла. Все знают, что при передаче телеграммы исключаются предлоги, союзы, некото­рые другие лексемы, пропуск которых не помешает правиль­ному пониманию смысла телеграммы. Это происходит потому, что любой язык обладает достаточной долей избыточности: одна и та же информация в высказывании кодируется не­сколько раз. Например в высказывании Эта шляпа синяя род существительного обозначен три раза: окончаниями сущест­вительного, местоимения и глагола. Подсчитано, что избыточ­ность в русской письменной речи достигает 39,8%, в англий­ской - - 30,7%. Это значит, что в русской письменной речи можно опустить 39,8% знаков, а смысл сообщаемого все-та­ки можно будет воспринять. Выяснено, что наибольшей из­быточностью обладает деловой стиль, ниже избыточность пуб­лицистического и художественно-беллетристического стиля. Самую низкую избыточность и соответственно самую высо­кую неопределенность (энтропию) имеет устная неподготов­ленная речь.

Понимание меры энтропии и избыточности текста имеет важное значение для лингвистики. Оно позволяет дифферен­цировать типы письменных текстов и оценить наиболее эко­номные способы передачи информации средствами языка.

3. Методы математической логики. В математической ло­гике разработан символический язык, которым изображают­ся высказывания и логические отношения между ними, изо­бражаются понятия, классы понятий и логические отношения между ними, такие, например, как вхождение в класс (во­рона — птица), пересечение классов (думать — мысль), тож­дество и различие классов, отношения соединения (конъюнк­ция), выбора (дизъюнкция), условно-следственные отноше­ния (импликация) и др.

Математические методы в основном пригодны для изу­чения количественных характеристик языка. Указанными тре­мя группами методов арсенал математического изучения язы­ка не исчерпывается, но другие методы служат главным об­разом для машинной обработки языка.

В этом небольшом обзоре методов изучения языка сов­сем не упоминается о методах звукозаписи человеческой ре­чи, о методах психолингвистического и нейролингвистического изучения языка, которые требуют применения аппарату­ры, постановки экспериментов и специальных, не только лингвистических знаний. Для каждого нового направления в лингвистике, для решения каждой новой группы задач созда­ются все новые и новые методы. Следует иметь в виду, что частные методы, служащие для изучения разных аспектов языковой деятельности человека, не мешают, не препятству­ют друг другу. Каждая группа методов применяется в своей области и решает свои задачи. Более того, разные методы дополняют друг друга при изучении разных сторон языковой деятельности. Структурные методы позволили глубже понять закономерности исторических изменений языковых систем. Ти­пологические сопоставления раскрыли национальную специ­фику языков. Математические методы выявили многие осо­бенности устройства и функционирования системы языка и т. д. Создание нового метода дает возможность узнать ка­кие-то новые стороны языковой деятельности людей.

Теоретическое языкознание накопило значительный фонд знаний о языковой деятельности человека и уже сейчас спо­собно обеспечивать решение разнообразных практических за­дач, которые ставит перед языкознанием жизнь в области изучения и преподавания иностранных языков, в области пе­реводов, кодифицирования и нормирования литературных языков, языковой политики и др. Но многие аспекты языко­вой деятельности человека еще ждут теоретического осмыс­ления и разъяснения.

Дополнительная литература

Кодухов В. И. Методы лингвистического анализа. Л., 1963.

Распопов И. П. Методология и методика лингвистических ис­следований. Воронеж, 1976.

Попова З. Д., Стернин И. А. Лексическая система языка. Воронеж, 1984.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. I общие основы грамматической стилистики современного испанского языка I. Функциональный подход к изучению языка

    Лекция
    В настоящее время при изучении иностранных язы­ков и в школе, и в высших учебных заведениях в качестве основной цели обучения выдвигается задача активного прак­тического овладения речью.
  2. Методы изучения мотивации и мотивов (1)

    Документ
    Насколько важно знание людьми мотивов друг друга, особенно в совместной деятельности, много объяснять не надо. Приведу лишь один пример. Ю. Г. Мутафова (1970) показала, что информированность игроков спортивной ко­манды о мотивах занятий
  3. Методы изучения первобытного искусства. Формирование знакового поведения (абстрактного мышления)

    Лекция
    Изобразительное искусство появляется примерно 38-37 тысяч лет назад. Появляется в достаточно сложившихся формах (хорошее знание композиции, умение представить изображаемый объект).
  4. «Методы изучения культуры»

    Документ
    Сделать схему «Состав современного культурологического знания», определить предмет исследования философии культуры, социологии культуры, культурной антропологии,
  5. Пояснительная записка Русский язык как предмет инвариантной части учебного плана представлен в школах (классах) с украинским языком обучения с изучением языков национальных меньшинств. Ведущей

    Пояснительная записка
    Русский язык как предмет инвариантной части учебного плана представлен в школах (классах) с украинским языком обучения с изучением языков национальных меньшинств.

Другие похожие документы..