Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
МОСКВА, 11 октября - РИА "Новости". Председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Геннадий Кулик констатирует быстрое становление земе...полностью>>
'Документ'
Глобальный кризис и изменение расстановки сил на мирохозяйственной арене (по материалам "UNCTAD. World Investmant Report 2010") Российски...полностью>>
'Учебное пособие'
Учебное пособие составлено в целях оказания помощи студентам филологического отделения (стационара и ОЗО) и отделения славянской и западноевропейской...полностью>>
'Реферат'
Один из приоритетов современного мира – признание детства лучшей порой в жизни человека, огромным миром, где живут дети – другие, непохожие на взросл...полностью>>

Учебно-методический комплекс для специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) Москва 2007

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра информационных технологий

Одобрено

учебно-методическим советом

экономического факультета

ИНФОРМАЦИОННЫЕ
СИСТЕМЫ

Учебно-методический комплекс

для специальности

080801 Прикладная информатика (в экономике)

Москва 2007

Автор составитель: канд. техн. наук, доцент, профессор Д.Ю. Нечаев

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные системы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике).

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель, задачи и предмет дисциплины ....................................................................4

2. Требования к уровню освоения дисциплины ......................................................5

2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса .........6

3. Объем дисциплины .................................................................................................7

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ...............................................7

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ...........................8

4. Содержание курса ...................................................................................................8

5. Практические и семинарские занятия ................................................................38

6. Задания для самостоятельной работы студентов ..............................................39

7. Вопросы для подготовки к зачету .......................................................................41

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ..............................................43

8.1. Литература ....................................................................................................43

Основная литература ...........................................................................................43

Дополнительная литература ...............................................................................43

8.2. Методическое обеспечение дисциплины ...................................................44

8.3. Материально-техническое и/или информационное
обеспечение дисциплины ...................................................................................44

Приложение 1

Изменение подхода к использованию информационных систем ...................45

Приложение 2

Функции информационных систем ...................................................................46

Приложение 3

Пример выполнения расчетной части контрольной работы ...........................47

Приложение 4

Пример выполнения расчетной части контрольной работы ...........................47

Приложение 5

Пример выполнения расчетной части контрольной работы ...........................48

1. Цель, задачи и предмет дисциплины

Разработка, реализация и развитие информационных систем (ИС) – одно из основных направлений по совершенствованию деятельности объекта экономики. Этот процесс начинается с полномасштабного анализа деятельности предприятия, но не заканчивается внедрением разработанной прикладной информационной системы, а требует своего логического продолжения на всех дальнейших этапах ее жизненного цикла. Основная цель внедрения ИС на объектах экономики – обеспечить каждому лицу, принимающему управленческие решения соответствующего иерархического уровня (ЛПР), возможность доступа к информации и данным, связанным с выполнением его функций в любое время и в любой точке пространства объекта (или при необходимости за его границами) для проведения ее анализа, дальнейшей выработки управленческого решения, его реализации в виде приказа, передачи приказа на низшие уровни и контроля за их исполнением. При этом важно чтобы ЛПР самостоятельно, не прибегая к услугам специалистов в областях аппаратного, программного и др. обеспечения ИС, могли получать необходимую им информацию про помощи простого, интуитивно понятного интерфейса.

Курс предназначен для студентов, желающих познакомиться с теорией и практикой развития информационных систем объектов экономики в комплексе. Задача курса не сводится к описанию подхода к автоматизации какой-либо отдельной функции предприятия (например, бухгалтерии или управления складом). Основная направленность курса – дать представление о том, как следует подходить к решению задачи автоматизации предприятия в целом, как выделять приоритеты автоматизации, как принимать долгосрочные решения, касающиеся информационных систем. Сфера возможного применения полученных знаний: руководители предприятий и информационных подразделений современных объектов экономики.

Цель: получение новых знаний в области применения экономических информационных систем, приобретение навыков работы с основными объектами, явлениями и процессами, связанными с информационными системами, и использования методов их научного исследования.

Основные задачи курса:

• дать студенту теоретические знания о методах анализа деятельности предприятий;

• ознакомить его с современными методиками планирования информационных систем;

• дать студенту общее представление о структуре и результатах проекта по стратегическому планированию ИС.

Итоговой формой контроля является зачет в конце семестра.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен:

иметь целостное представление об информационных системах, возможностях технических и программных средств автоматизации деятельности специалиста, о способах использования информационных систем и технологий в сфере экономики и их роли в деятельности современного объекта экономики.

знать:

• особенности системного подхода к решению задач информационного обеспечения деятельности;

• этапы реструктуризации бизнеса с применением современных информационных систем;

• принципы исследования объекта экономики и оптимизации его деятельности на основе автоматизации;

• особенности исследования социально-экономических систем;

• системный анализ ситуации выбора

уметь:

• осуществлять оптимизацию организационной структуры предприятия с применением средств автоматизации;

• осуществлять оптимизацию функциональной структуры объекта экономики с применением средств автоматизации;

• осуществлять оптимизацию информационной структуры объекта экономики с применением средств автоматизации.

приобрести навыки:

по анализу больших систем, планированию управленческих воздействий на функциональные блоки объекта экономики с целью повышения эффективности его функционирования на основе новых информационных технологий и автоматизированных систем и комплексов в том числе и с использованием компьютерной техники и специализированного программного обеспечения.

владеть, иметь опыт:

• решения проблем согласования целей;

• решения проблем оценки связей в системе;

• решение проблем повышения надежности, оперативности, эффективности функционирования информационной системы объектов экономики;

• решения проблем технико-экономического обоснования автоматизации деятельности функционального блока и предприятия в целом.

2.1. Инновационные технологии, используемые
в преподавании курса

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентом эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике. (Данная технология наиболее эффективна при проведении занятий по темам №№ 1, 4 являющимся основополагающими в постановочной части для исследований в двух последующих разделах контрольной работы).

Круглый стол один из наиболее эффективных способов обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент времени вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. (Данная технология наиболее эффективна при проведении занятий по темам №№ 4,6,7 при подведении итогов оптимизации и обсуждении промежуточных и итоговых результатов).

Метод кейс стадии – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. При данном методе студент вынужден самостоятельно принимать решение и обосновать его. (Данная технология наиболее эффективна при проведении занятий по темам №№ 5, 6 когда принимаются оперативные решения по выбору направлений развития системы).

Метод проектов – это комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого либо продукта или явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения (самостоятельная работа студентов, работа в рамках научного кружка). (Данная технология положена в основу контрольной работы и применяется на всех практических занятиях, которые по сути представляют сквозной проект реструктуризации деятельности предприятия на основе автоматизации ИС).

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов). (Данная технология применяется в начале каждого практического занятия для подготовки студентов к выполнению поставленного задания).

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. (Данная технология используется при самостоятельной работе студентов с курсом в системе дистанционного обучения РГТЭУ).

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Форма обучения – очная

Форма обучения – очно-заочная

№№ семестров

2

2

Аудиторные занятия:

34

18

лекции

14

6

практические и семинарские занятия

20

12

тематические дискуссии и деловые игры

лабораторные работы (лабораторный практикум)

Самостоятельная работа

31

47

Всего часов на дисциплину

65

65

Лабораторные работы (лабораторный практикум)

(количество, №№ семестров)

2

2

Виды итогового контроля

Зачет – 2

Зачет – 2

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них

Самосто-ятельная работа

лекции

Практ. занятия, семинары

Темат. дискус., делов. игры

Лабор. работы

1. Основные понятия об информационных системах

7

2

2

3

2. Структура информационной системы

16

4

4

8

3. Классификация информационных систем

20

4

6

10

4 Информационные системы на объекте экономики

22

4

8

10

ИТОГО:

65

14

20

31

Форма обучения очно-заочная

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них

Самосто-ятельная работа

лекции

Практ. занятия, семинары

Темат. дискус., делов. игры

Лабор. работы

1. Основные понятия об информационных системах

7

2

5

2. Структура информационной системы

14

2

2

10

3. Классификация информационных систем

22

2

4

16

4. Информационные системы на объекте экономики

22

2

4

16

ИТОГО:

65

6

12

47

4. Содержание курса

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения разделов дисциплины.

Тема 1. Основные понятия об информационных системах

1.1. Понятие информационной системы (ИС)

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.

Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Система

Элементы системы

Главная цель системы

ОЭ

Люди, оборудование, материалы, здания и др.

Производство товаров

Компьютер

Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др.

Обработка данных

Телекоммуникационная система

Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др.

Передача информации

Информационная система

Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение

Производство профессиональной информации

В информатике понятие “система” широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.

Добавление к понятию “система” слова “информационная” отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрейм или суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Под организацией будем понимать сообщество людей, объединенных общими целями и использующих общие материальные и финансовые средства для производства материальных и информационных продуктов и услуг. В тексте на равноправных началах будут употребляться два слова: “организация” и “ОЭ”.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем.

Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

1.2. Этапы развития информационных систем

История развития информационных систем и цели их использования на разных периодах представлены в прил. 1.

Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.

В 70-х – начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

1.3. Процессы, обеспечивающие работу информационной системы

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы (рис. 1.1), состоящей из блоков:

• ввод информации из внешних или внутренних источников;

• обработка входной информации и представление ее в удобном виде;

• вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;

• обратная связь – это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.

Рис. 1.1. Процессы в информационной системе

1.4. Основные свойства информационных систем

Информационная система определяется следующими свойствами:

• любая информационная система может быть подвергнута анализу,

• построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

• информационная система является динамичной и развивающейся;

• при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;

• выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;

• информационную систему следует воспринимать как человеко-машинную систему обработки информации.

В настоящее время сложилось мнение об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Хотя в общем случае информационную систему можно понимать и в некомпьютерном варианте.

Чтобы разобраться в работе информационной системы, необходимо понять суть проблем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена. Так, например, при определении возможности компьютерной информационной системы для поддержки принятия решений следует учитывать:

• структурированность решаемых управленческих задач;

• уровень иерархии управления фирмой, на котором решение должно быть принято;

• принадлежность решаемой задачи к той или иной функциональной сфере бизнеса;

• вид используемой информационной технологии.

Технология работы в компьютерной информационной системе доступна для понимания специалистом некомпьютерной области и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.

1.5. Преимущества внедрения информационных
систем в сферу управления и бизнеса

Внедрение информационных систем может способствовать:

• получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;

• освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;

• обеспечению достоверности информации;

• замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;

• совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота на ОЭ;

• уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;

• предоставлению потребителям уникальных услуг;

• отысканию новых рыночных ниш;

• привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.

Создание и использование информационной системы для любой организации нацелены на решение следующих задач.

1. Структура информационной системы, ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией. Например, в коммерческой фирме – эффективный бизнес; в государственном предприятии – решение социальных и экономических задач.

2. Информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами.

3. Производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации.

Построение информационной системы можно сравнить с постройкой дома. Кирпичи, гвозди, цемент и прочие материалы, сложенные вместе, не дают дома. Нужны проект, землеустройство, строительство и др., чтобы появился дом.

Аналогично для создания и использования информационной системы необходимо сначала понять структуру, функции и политику организации, цели управления и принимаемых решений, возможности компьютерной технологии. Информационная система является частью организации, а ключевые элементы любой организации – структура и органы управления, стандартные процедуры, персонал, субкультура.

Существует взаимозависимость между стратегией, правилами, процедурами организации и аппаратной, программной, телекоммуникационной частями информационной системы. Поэтому очень важно на этапе внедрения и проектирования информационных систем активное участие менеджеров, определяющих круг предполагаемых для решения проблем, задач и функций по своей предметной области.

Следует заметить также, что информационные системы сами по себе дохода не приносят, но могут способствовать его получению. Они могут оказаться дорогими и, если их структура и стратегия использования не были тщательно продуманы, даже бесполезными. Внедрение информационных систем связано с необходимостью автоматизации функций работников, а значит, способствует их высвобождению. Могут также последовать большие организационные изменения в структуре ОЭ, которые, если не учтен человеческий фактор и не выбрана правильная социальная и психологическая политика, часто проходят очень трудно и болезненно.

Тема 2. Структура информационной системы

2.1. Понятие о структурном признаке классификации информационных систем

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Структура информационной системы
как совокупность обеспечивающих подсистем

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

2.2. Характеристика информационного обеспечения

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель – это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:

• к унифицированным системам документации;

• к унифицированным формам документов различных уровней управления;

• к составу и структуре реквизитов и показателей;

• к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

Однако, несмотря на существование унифицированной системы документации, при обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков:

• чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;

• одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;

• работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;

• имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.

Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

В качестве примера простейшей схемы потоков данных можно привести схему, где отражены все этапы прохождения служебной записки или записи в базе данных о приеме на работу сотрудника – от момента се создания до выхода приказа о его зачислении на работу.

Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает:

• исключение дублирующей и неиспользуемой информации;

• классификацию и рациональное представление информации.

При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления (см. тему 3, рис. 3.2). Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.

Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования. Для понимания концепции методологии приведем основные ее идеи в виде двух последовательно реализуемых на практике этапов:

1-й этап – обследование всех функциональных подразделении ОЭ с целью:

• понять специфику и структуру ее деятельности;

• построить схему информационных потоков;

• проанализировать существующую систему документооборота;

• определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение.

2-й этап – построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной на 1-м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.

Для создания информационного обеспечения необходимо:

• ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;

• выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;

• совершенствование системы документооборота;

• наличие и использование системы классификации и кодирования;

• владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;

• создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

2.3. Характеристика технического обеспечения

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

• компьютеры любых моделей;

• устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

• устройства передачи данных и линий связи;

• оргтехника и устройства автоматического съема информации;

• эксплуатационные материалы и др.

Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы:

• общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;

• специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

• нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децентрализованный подход – организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

2.4. Характеристика математического
и программного обеспечения

Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относятся:

• средства моделирования процессов управления;

• типовые задачи управления;

• методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.

К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

2.5. Характеристика организационного обеспечения

Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

• анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

• подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

• разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования на 1-м этапе построения баз данных, с целями которого вы познакомились при рассмотрении информационного обеспечения.

2.6. Характеристика правового обеспечения

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает:

• статус информационной системы;

• права, обязанности и ответственность персонала;

• правовые положения отдельных видов процесса управления;

• порядок создания и использования информации и др.

Тема 3. Классификация информационных систем

3.1. Классификация информационных систем по признаку
структурированности задач

При создании или при классификации информационных систем неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным – математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.

Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.

Структурированная (формализуемая) задача – задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.

Неструктурированная (неформализуемая) задача – задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.

В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, то есть сведение роли человека к нулю.

Например, в информационной системе необходимо реализовать задачу расчета заработной платы. Это структурированная задача, где полностью известен алгоритм решения. Рутинный характер этой задачи определяется тем, что расчеты всех начислений и отчислений весьма просты, но объем их очень велик, так как они должны многократно повторяться ежемесячно для всех категорий работающих.

Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников.

Заметим, что в практике работы любой организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать информационную систему. Получаемая в ней информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль. Такие информационные системы являются автоматизированными, так как в их функционировании принимает участие человек.

Например, требуется принять решение по устранению ситуации, когда потребность в трудовых ресурсах для выполнения в срок одной из работ комплекса превышает их наличие. Пути решения этой задачи могут быть разными, например:

• выделение дополнительного финансирования на увеличение численности работающих;

• отнесение срока окончания работы на более позднюю дату и т.д.

Как видно, в данной ситуации информационная система может помочь человеку принять то или иное решение, если снабдит его информацией о ходе выполнения работ по всем необходимым параметрам.

Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида (рис. 3.1):

• создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение;

• разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.

Рис. 3.1. Классификация информационных систем по признаку структурированности решаемых задач

Информационные системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности:

• составление комбинаций данных, получаемых из различных источников;

• быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;

• управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;

• логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;

• автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.

Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными.

Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.

Основными функциями модельной информационной системы являются:

• возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа "как сделать, чтобы?", "что будет, если?", анализ чувствительности и др.;

• достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;

• оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;

• возможность графического отображения динамики модели;

• возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний. Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.

Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции “типовых управленческих решений”, в соответствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.

Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.

3.2. Классификация информационных систем
по функциональному признаку

Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован при классификации информационных систем. Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции.

В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.

Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.

Маркетинговая деятельность включает в себя:

• анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж;

• организацию рекламной кампании по продвижению продукции;

• рациональную организацию материально-технического снабжения.

Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов ОЭ на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.

Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.

Указанные направления деятельности определили типовой набор информационных систем:

• производственные системы;

• системы маркетинга;

• финансовые не учетные системы;

• системы кадров (человеческих ресурсов);

• прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности ОЭ.

На крупных ОЭ основная информационная система функционального назначения может состоять из нескольких подсистем для выполнения подфункций. Например, производственная информационная система имеет следующие подсистемы: управления запасами, управления производственным процессом, компьютерного инжиниринга и т.д.

Для лучшего понимания функционального назначения информационных систем ниже приведены типовые задачи по каждому рассмотренному виду решаемых ИС задач (см. прил. 2).

3.3. Классификация информационных систем
по уровням управления

Тип информационной системы зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления.

На рис. 3.2 показан один из возможных вариантов классификации информационных систем по функциональному признаку с учетом уровней управления и уровней квалификации персонала.

Из рис.3.2 видно, что чем выше по значимости уровень управления, тем меньше объем работ, выполняемых специалистом и менеджером с помощью информационной системы. Однако при этом возрастают сложность и интеллектуальные возможности информационной системы и ее роль в принятии менеджером решений. Любой уровень управления нуждается в информации из всех функциональных систем, но в разных объемах и с разной степенью обобщения.

Основание пирамиды составляют информационные системы, с помощью которых coтрудники-исполнители занимаются операционной обработкой данных, а менеджеры низшего звена оперативным управлением. Наверху пирамиды на уровне стратегического управления информационные системы изменяют свою роль и становятся стратегическими, поддерживающими деятельность менеджеров высшего звена по принятию решений в условиях плохой структурированности поставленных задач.

Рис. 3.2. Типы информационных систем в зависимости от функционального
признака с учетом уровней управления и квалификации персонала

Информационные системы оперативного (операционного) уровня

Информационная система оперативного уровня поддерживает специалистов-исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение ИС на этом уровне – отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок на ОЭ, что соответствует оперативному управлению. Чтобы с этим справляться, информационная система должна быть легкодоступной, непрерывно действующей и предоставлять точную информацию.

Задачи, цели и источники информации на операционном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы. Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом.

Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Если система работает плохо, то организация либо не получает информации извне, либо не выдает информацию. Кроме того, система – это основной поставщик информации для остальных типов информационных систем в организации, так как содержит и оперативную, и архивную информацию.

Отключение этой ИС привело бы к необратимым негативным последствиям.

К информационным системам оперативного уровня относятся:

• бухгалтерская ИС;

• банковских депозитов;

• обработки заказов;

• регистрации авиабилетов;

• выплаты зарплаты и т.д.

Информационные системы специалистов

Информационные системы этого уровня помогают специалистам, работающим с данными, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных информационных систем – интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.

По мере того как индустриальное общество трансформируется в информационное, производительность экономики все больше будет зависеть от уровня развития этих систем. Такие системы, особенно в виде рабочих станций и офисных систем, наиболее быстро развиваются сегодня в бизнесе.

В этом классе информационных систем можно выделить две группы:

• информационные системы офисной автоматизации;

• информационные системы обработки знаний.

Информационные системы офисной автоматизации вследствие своей простоты и многопрофильности активно используются работниками любого организационного уровня. Наиболее часто их применяют работники средней квалификации: бухгалтеры, секретари, клерки. Основная цель – обработка данных, повышение эффективности их работы и упрощение канцелярского труда.

ИС офисной автоматизации связывают воедино работников информационной сферы в разных регионах и помогают поддерживать связь с покупателями, заказчиками и другими организациями. Их деятельность в основном охватывает управление документацией, коммуникации, составление расписаний и т.д. Эти системы выполняют следующие функции:

• обработка текстов на компьютерах с помощью различных текстовых процессоров;

• производство высококачественной печатной продукции;

• архивация документов;

• электронные календари и записные книжки для ведения деловой информации;

• электронная и аудиопочта;

• видео- и телеконференции.

Информационные системы обработки знаний, в том числе и экспертные системы, вбирают в себя знания, необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта. Их работа заключается в создании новой информации и нового знания. Так, например, существующие специализированные рабочие станции по инженерному и научному проектированию позволяют обеспечить высокий уровень технических разработок.

Информационные системы для менеджеров среднего звена

Информационные системы данного уровня менеджмента используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих информационных систем:

• сравнение текущих показателей с прошлыми;

• составление периодических отчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне;

• обеспечение доступа к архивной информации и т.д.

Некоторые ИС обеспечивают принятие нетривиальных решений. В случае, когда требования к информационному обеспечению определены не строго, они способны отвечать на вопрос: “что будет, если ...?”

На этом уровне можно выделить два типа информационных систем: управленческие (для менеджмента) и системы поддержки принятия решений.

Управленческие ИС имеют крайне небольшие аналитические возможности. Они обслуживают управленцев, которые нуждаются в ежедневной, еженедельной информации о состоянии дел. Основное их назначение состоит в отслеживании ежедневных операций на ОЭ и периодическом формировании строго структурированных сводных типовых отчетов. Информация поступает из информационной системы операционного уровня.

Характеристики управленческих информационных систем:

• используются для поддержки принятия решений структурированных и частично структурированных задач на уровне контроля за операциями;

• ориентированы на контроль, отчетность и принятие решений по оперативной обстановке;

• опираются на существующие данные и их потоки внутри организации;

• имеют малые аналитические возможности и негибкую структуру.

Системы поддержки принятия решений обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Они имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями. Информацию получают из управленческих и операционных информационных систем. Используют эти системы все, кому необходимо принимать решение: менеджеры, специалисты, аналитики и пр. Например, их рекомендации могут пригодиться при принятии решения покупать или взять оборудование в аренду и пр.

Характеристики систем поддержки принятия решений:

• обеспечивают решение проблем, развитие которых трудно прогнозировать;

• оснащены сложными инструментальными средствами моделирования и анализа;

• позволяют легко менять постановки решаемых задач и входные данные;

• отличаются гибкостью и легко адаптируются к изменению условий по несколько раз в день;

• имеют технологию, максимально ориентированную на пользователя.

Стратегические информационные системы

Развитие и успех любой организации (ОЭ) во многом определяются принятой в ней стратегией. Под стратегией понимается набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач.

В этом контексте можно воспринимать и понятия “стратегический метод”, “стратегическое средство”, “стратегическая система” и т.п. В настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям вопросу стратегии развития и поведения ОЭ стали уделять большое внимание, что способствовало коренному изменению во взглядах на информационные системы. Они стали расцениваться как стратегически важные системы, которые влияют на изменение выбора целей ОЭ, ее задач, методов, продуктов, услуг, позволяя опередить конкурентов, а также наладить более тесное взаимодействие с потребителями и поставщиками. Появился новый тип информационных систем – стратегический.

Стратегическая информационная система – компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации.

Известны ситуации, когда новое качество информационных систем заставляло изменять не только структуру, но и профиль фирм, содействуя их процветанию. Однако при этом возможно возникновение нежелательной психологической обстановки, связанное с автоматизацией некоторых функций и видов работ, так как это может поставить некоторую часть сотрудников и рабочих под угрозу сокращения.

Рис. 3.3. Внешние факторы, воздействующие на деятельность ОЭ

Рассмотрим качество информационной системы как стратегического средства деятельности любой организации на примере ОЭ, выпускающей продукцию, аналогичную уже имеющейся на потребительском рынке. В этих условиях необходимо выдержать конкуренцию с другими ОЭми. Что может принести использование информационной системы в этой ситуации?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять взаимосвязь ОЭ с ее внешним окружением. На рис. 3.3. показано воздействие на ОЭ внешних факторов:

• конкурентов, проводящих на рынке свою политику;

• покупателей, обладающих разными возможностями по приобретению товаров и услуг;

• поставщиков, которые проводят свою ценовую политику.

ОЭ может обеспечить себе конкурентное преимущество, если будет учитывать эти факторы и придерживаться следующих стратегий:

• создание новых товаров и услуг, которые выгодно отличаются от аналогичных;

• отыскание рынков, где товары и услуги ОЭ обладают рядом отличительных признаков по сравнению с уже имеющимися там аналогами;

• создание таких связей, которые закрепляют покупателей и поставщиков за данной фирмой и делают невыгодным обращение к другой;

• снижение стоимости продукции без ущерба качества.

Информационные системы стратегического уровня помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, подобные описанным выше, осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача – сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом ОЭ. Они призваны создать общую среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой момент предоставить информацию из многих источников. Для некоторых стратегических систем характерны ограниченные аналитические возможности.

На данном организационном уровне ИС играют вспомогательную роль и используются как средство оперативного предоставления менеджеру необходимой информации для принятия решений.

В настоящее время еще не выработана общая концепция построения стратегических информационных систем вследствие многоплановости их использования не только по целям, но и по функциям. Существуют две точки зрения: одна базируется на мнении, что сначала необходимо сформулировать свои цели и стратегии их достижения, а только затем приспосабливать информационную систему к имеющейся стратегии; вторая – на том, что организация использует стратегическую ИС при формулировании целей и стратегическом планировании. По-видимому, рациональным подходом к разработке стратегических информационных систем будет методология синтеза этих двух точек зрения.

3.4. Прочие классификации информационных систем

В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические, автоматизированные (рис. 3.4).

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера на ОЭ, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.

Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин “информационная система” вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.

Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения.

Например, роль бухгалтера в информационной системе по расчету заработной платы заключается в задании исходных данных. Информационная система обрабатывает их по заранее известному алгоритму с выдачей результатной информации в виде ведомости, напечатанной на принтере.

Рис. 3.4. Классификация информационных систем по разным признакам

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах продажи билетов.

Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

Например, существуют медицинские информационные системы для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач при работе с подобной системой может принять к сведению полученную информацию, но предложить, иное по сравнению с рекомендуемым решение.

Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто любые информационные системы понимают именно в данном толковании. К этому классу относятся информационные системы управления как промышленными ОЭми, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми ОЭми и др.

Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи.

ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функции производственного персонала. Они широко используются при организации поточных линий, изготовлении микросхем, на сборке, для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.

ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций ОЭ и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре ОЭ, на что может решиться не каждый управляющий.

Информационно-поисковые ИС (ИПИС) в зависимости от вида информации можно условно разделить на документальные и фактографические ИС, а в зависимости от процедуры информационного поиска на ИС простого информационного поиска, ИС селективного отбора и ИС аналитико-синтетической обработки информации. К таким ИПС относятся:

• автоматизированная информационная система (АИС);

• автоматизированная информационно -логическая система (АИЛС);

• система динамического обеспечения;

• документальна (библиографическая, библиотечная информационная система (ДИБС);

• документально-фактографическая информационная система;

• система запроса страниц;

• запросно-ответная система;

• интегрированная система;

• интегрированная система обработки данных;

• система информационного обслуживания;

• информационно-поисковая система;

• информационно-справочная система;

• система манипулирования данными.

Классификация логико-аналитических ИС. Классификация ЛАИС может осуществляться в зависимости от уровня сложности логико-аналитической обработки информации по следующим показателям:

• по сложности вычислительной процедуры;

• по объему обрабатываемых данных.

Наиболее хорошо разработанным и изученным вариантом логико-аналитической информационной системы является автоматизированная система обработки данных (информации) (АСОД, АСОИ).

Определение. Автоматизированная система обработки данных (информации) [automatized data processing system] – комплекс программных и технических средств, предназначенных для решения широкого круга вычислительных задач.

АСОИ обеспечивает ввод данных, обработку их по заданным алгоритмам (программам) и вывод результатов решения в требуемой форме.

К данному классу ЛАИС относится:

• информационно вычислительная (информационно-расчетная система (ИВС, ИРС);

• информационно-логическая система и др.

Классификация поисково-оптимизационных ИС. Построение поисково-информационных систем осуществляется с учетом выполнения требований по организации процедуры и метода поиска оптимальных решений информационных задач и влияния следующих факторов:

• степени (полноты) информированности о структуре управляемой системе, целях и правилах ее функционирования, а также о влиянии внешней среды;

• уровня (вида) представленной информации (степень ее определенности);

• размерности задач (количество переменных и накладываемых на них ограничений;

• числа показателей оптимизации решения.

Первые три фактора определяют степень (уровень) структурированности задачи, последний – простоту (ординарность) процедуры оптимизации. С учетом этого классификацию ПОИС можно осуществить по степени структурированности задач на следующие классы:

• хорошо структурированные (ХС) (формализованные) ИС;

• слабо (частично) структурированные (ЧС) ИС;

• неструктурированные (НС) ИС.

Рассматриваемые классы ИС образуются с учетом качественных значений таких показателей как размерность задачи, степень информированности, уровень представления информации.

От степени формализации во многом зависят эффективность работы ИС, а также уровень ее автоматизации. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

Структурированная ИС решающая формализованные задачи в которых:

• известны все элементы и взаимосвязи между ними;

• размерность задачи не выше средней;

• степень информированность – высокая;

• уровень представления информации – количественный.

Слабо (частично) структурированная – ИС в которой:

• возможно частичное выделение элементов и связей между ними;

• размерность задачи – большая;

• степень информированности – не ниже частичной;

• уровень представления информации – количественно-качественный.

Неструктурированная (неформализуемая) – ИС в которой:

• невозможно выделить элементы и установить между ними связи;

• размерность задачи – большая;

• степень информированности – отрывочная;

• уровень представления информации – качественный.

Тема 4. Информационные системы на объекте экономики

4.1. Принципы организации информационных систем
на объекте экономики

На любом объекте экономике (ОЭ) желательно иметь несколько локальных ИС разного назначения, которые взаимодействуют между собой и поддерживают управленческие решения на всех уровнях. На рис. 4.1 показан один из таких вариантов. Между локальными ИС организуются связи различного характера и назначения. Одни локальные ИС могут быть связаны с большим количеством работающих на ОЭ систем и иметь выход во внешнюю среду, другие связаны только с одной или несколькими родственными. Современный подход к организации связи основан на применении локальных внутрифирменных компьютерных сетей с выходом на аналогичную ИС другого ОЭ или подразделение корпорации. При этом пользуются ресурсами региональных и глобальных сетей.

На основе интеграции ИС разного назначения с помощью компьютерных сетей на ОЭ создаются корпоративные ИС. Подобные ИС предоставляют пользователю возможность работать как с общеобъектовой базой данных, так и с локальными базами данных.

Рассмотрим роль корпоративной ИС на ОЭ относительно формирования стоимости выпускаемой продукции.

Информационные системы на ОЭ, поддерживая все стадии выпуска продукции, могут предоставлять информацию разной степени подробности для анализа, в результате которого выявляются этапы, где происходит сверхнормативное увеличение стоимости продукции. В этом случае может быть выбрана стратегия по уменьшению стоимости продукции. Результаты принимаемых мер, в свою очередь, отразятся в информационной системе. Снова можно будет использовать полученную информацию для анализа. И так до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель. Например, ОЭ может резко сократить издержки, связанные с хранением сырья и полуфабрикатов, договорившись с поставщиками о ежедневных поставках. Сведения о произведенных поставках будут учтены информационной системой, из которой будет получена информация для принятия решений на соответствующем уровне управления.

Информационная система может иметь наибольший эффект, если ОЭ рассматривать как цепь действий, в результате которых происходит постепенное формирование стоимости производимых продуктов или услуг. Тогда с помощью информационных систем различного функционального назначения, включенных в эту цепь, можно оказывать влияние на стратегию принятия управленческих решений, направленных на увеличение доходов ОЭ.

Рис. 4.1. Примеры информационных систем, поддерживающих
деятельность ОЭ

4.2. Примеры информационных систем

Информационная система по отысканию рыночных ниш. При покупке товаров в некоторых ОЭ информационная система регистрирует данные о покупателе, что позволяет:

• определять группы покупателей, их состав и запросы, а затем ориентироваться в своей стратегии на наиболее многочисленную группу;

• посылать потенциальным покупателям различные предложения, рекламу, напоминания;

• предоставлять постоянным покупателям товары и услуги в кредит, со скидкой, с отсрочкой платежей.

Информационные системы, ускоряющие потоки товаров. Предположим, ОЭ специализируется на поставках продуктов в определенное учреждение, например в больницу. Как известно, иметь большие запасы продуктов на складах ОЭ очень невыгодно, а не иметь их невозможно. Для того чтобы найти оптимальное решение этой проблемы, ОЭ устанавливает терминалы в обслуживаемом учреждении и подключает их к информационной системе. Заказчик прямо с терминала вводит свои пожелания по предоставляемому ему каталогу. Эти данные поступают в информационную систему по учету заказов.

Менеджеры, делая выборки по поступившим заказам, принимают оперативные управленческие решения по доставке заказчику нужного товара за короткий промежуток времени. Таким образом экономятся огромные деньги на хранение товаров, ускоряется и упрощается поток товаров, отслеживаются потребности покупателей.

Информационные системы по снижению издержек производства. Эти информационные системы, отслеживая все фазы производственного процесса, способствуют улучшению управления и контроля, более рациональному планированию и использованию персонала и, как следствие, снижению себестоимости производимой продукции и услуг.

Например, информационная система, установленная на ОЭ по сдаче автомашин внаем, отслеживает местонахождение, стоимость и техническое состояние парка прокатных машин. Это позволяет минимизировать потери от простоя и пустого прогона для каждой автомашины, перераспределяя предложения согласно спросу.

Информационные системы автоматизации технологии (“менеджмент уступок”). Суть этой технологии состоит в том, что, если доход ОЭ остается в рамках рентабельности, потребителю делаются разные скидки в зависимости от количества и длительности контрактов. В этом случае потребитель становится заинтересован во взаимодействии с фирмой, а ОЭ тем самым привлекает дополнительное число клиентов. Если же клиент не желает взаимодействовать с данной фирмой и переходит на обслуживание к другой, то его затраты могут возрасти из-за потери предоставляемых ему ранее скидок.

Например, информационная система но продаже авиабилетов позволяет проанализировать архивные данные за многие годы, оценить перспективы наполнения салона, назначить разумную цену на каждое место, снизить количество непроданных билетов и пр. Она резервирует каждое место на самолет в США за три месяца до полета 1,5 раза, т.е. два места резервируются за тремя пассажирами.

Другой пример. Информационная система банка обеспечивает все виды оплат по счетам его клиентов. Она умышленно сделана несовместимой с информационными системами других банков. Таким образом, клиент попадает в круг услуг банка, из которого ему трудно выйти. В обмен банк предлагает ему различные скидки и бесплатные услуги.

5. Практические и семинарские занятия

Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. На практических занятиях проводится постановка и решение прикладных технико-экономических задач по управлению социально-экономическими системами на уровне предприятия, ОЭ, региона, оптимизация технологических процессов, выбор оптимальных вариантов развития объекта экономики на основе изученных методов. Здесь же проводится текущая аттестация с использованием тестов и контрольных вопросов (см. п.8.2 №№1-3).

Курсом «ИС» предусмотрено выполнение расчетно-графической работы (РГР) по теме «Технико-экономическое обоснование целесообразности внедрения автоматизированной системы объекта экономики». Пример выполнения расчетной части с использованием табличного процессора приведен в прил. 3–5. Объект экономики студент выбирает самостоятельно, или совместно с преподавателем. При этом рекомендуется следующая последовательность практических занятий, отражающая примерную структуру РГР:

Тема 1: «Основные понятия об информационных системах»

ПЗ №1. Исследование организационно-функциональной структуры предприятия.

Вопросы к изучению:

Понятие «информация» (аттрибутивистская и функционально-кибернетическая концепции). Информационные ресурсы. Варианты классификации управленческой информации. Критерии и условия качества информационных ресурсов. Законы функционирования информационных ресурсов. Информационная система организации и ее компоненты. Внутрифирменная система информации: задачи, функции, организационная структура. Технология информационной деятельности и ее компоненты. Литер: 7.

Тема 2: Структура информационной систем

ПЗ №2-3. Исследование информационной структуры предприятия; Исследование и определение основных параметров информационных потоков на предприятии.

Вопросы к изучению:

Литер: 1, 2, 3, 4, 5.

Тема 3: Классификация информационных систем

ПЗ №№ 4–6 Оптимизация организационно-функциональной структуры по действующему варианту; Выводы. Предлагаемые организационно-технические мероприятия. Литер: 9.

Тема 4: Информационные системы на объекте экономики

ПЗ №№ 7–10 Технико-экономическое обоснование целесообразности внедрения автоматизированной ИС на предприятии. Литер: 9.

ПЗ № 7 Обоснование состава и количества технических средств связи и управления в рамках автоматизации ИС предприятия. Расчет обобщенных затрат на построение и эксплуатацию системы. ПЗ № 6 Оптимизация организационно-функциональной структуры по предлагаемому варианту. Литер: 7,10.

ПЗ № 8 Оптимизация информационной структуры по предлагаемому варианту; Оценка экономической эффективности предложений. Литер: 9.

ПЗ № 9. Оценка экономической эффективности предложений. Формирование итоговых предложений. Литер: 7, 9.

ПЗ № 10. Защита проектов и коллективное обсуждение. Литер: 11.

Работа предполагает наличие отчета в текстовом виде и готовой табличной модели оптимизации деятельности предприятия на основе автоматизированной информационной системы.

6. Задания для самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами дисциплины по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по дисциплине.

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание
самостоятельной работы

Тема 1. Основные понятия об информационных системах

1.1. Понятие информационной системы (ИС);

1.2. Этапы развития информационных систем;

1.3. Процессы, обеспечивающие работу информационной системы; 1.4. Основные свойства информационных систем;

1.5. Преимущества внедрения информационных систем в сферу управления и бизнеса;

проработка материала по конспектам лекций и учебной литературе [7], ответы на контрольные вопросы по теме №1:

1. Дайте определение и раскройте понятие информационной системы (ИС).

2. Каковы основные элементы ИС?

3. Какова главная цель ИС?

4. Какие основные этапы прошли в своём развитии ИС?

5. Как менялась концепция использования информации на различных этапах развития ИС?

6. Как изменялись цели использования ИС на различных этапах их развития?

7. Как изменялись виды ИС на различных этапах их развития?

8. Каковы основные процессы, обеспечивающие работу ИС?

9. Перечислите основные свойства ИС.

10. Перечислите основные задачи, решаемые с помощью ИС.

11. В чём преимущества внедрения ИС в сферу управления и бизнеса?

Тема 2. Структура информационной системы

2.1. Понятие о структурном признаке классификации информационных систем;

2.2. Характеристика информационного обеспечения;

2.3. Характеристика технического обеспечения;

2.4. Характеристика математического и программного обеспечения;

2.5. Характеристика организационного обеспечения;

2.6. Характеристика правового обеспечения;

изучение учебной литературы [1,2,3,4,5], проработка лекционного материала, работа с вопросами для самопроверки, ответы на контрольные вопросы по теме №2:

1. Какова структура информационной системы (ИС)?

2. Раскройте содержание информационного обеспечения ИС.

3. Дайте характеристику унифицированным системам

4. Документации как части информационного обеспечения ИС.

5. Дайте характеристику схемам информационных потоков как части информационного обеспечения ИС.

6. В чём суть методологии построения баз данных в процессе разработки информационного обеспечения ИС?

7. Раскройте содержание технического обеспечения ИС.

8. Раскройте содержание математического обеспечения ИС.

9. Раскройте содержание программного обеспечения ИС.

10. Раскройте содержание организационного обеспечения ИС.

11. Раскройте содержание правового обеспечения ИС.

Тема 3. Классификация информационных систем

3.1. Классификация информационных систем по признаку структурированности задач;

3.2. Классификация информационных систем по функциональному признаку;

3.3. Классификация информационных систем по уровням управления;

3.4. Прочие классификации информационных систем

проработка материала по конспектам лекций, работа с учебной литературой [9], ответы на контрольные вопросы по теме №3:

1. Приведите классификацию информационных систем (ИС) по признаку структурированности решаемых задач.

2. Приведите классификацию ИС, используемых для решения частично структурированных или неструктурированных задач.

3. В чём отличие модельных ИС от экспертных ИС?

4. Перечислите типовые виды деятельности, реализуемые с помощью ИС.

5. Каковы типовые функции ИС в зависимости от вида деятельности производственного или коммерческого объекта?

6. Приведите классификацию ИС в зависимости от функционального признака с учётом уровней управления и квалификации персонала.

7. Дайте характеристику ИС оперативного (операционного) уровня управления.

8. Дайте характеристику ИС специалистов.

9. Дайте характеристику ИС для менеджеров среднего звена управления.

10. В чём отличие управленческих ИС от систем поддержки принятия решений?

11. Дайте характеристику стратегическим ИС.

12. Приведите классификацию ИС по степени автоматизации.

13. Приведите классификацию ИС по характеру использования информации.

14. Приведите классификацию ИС по сфере применения.

Тема 4. Информационные системы на объекте экономики
4.1. Принципы организации информационных систем на объекте экономики;

4.2. Примеры информационных систем

работа с конспектами лекций, учебной и дополнительной литературой [7,9,10,11], моделирование и анализ проблемных ситуаций, ответы на контрольные вопросы по теме №4:

1. Дайте характеристику информационным системам, поддерживающим деятельность ОЭ.

2. Приведите примеры ИС

7. Вопросы для подготовки к зачету

1. Особенности (основы) управлениями сложными проектами программно-технических средств.

2. Системный анализ и идентификация требований заказчика при проектировании ИС.

3. Анализ осуществимости и целесообразности создания сложных ИС.

4. Основные виды деятельности при управлении проектированием ИС

5. Базовая линия при проектировании ИС.

6. Методы оценки трудозатрат при разработке и эксплуатации ИС.

7. Реальные характеристики процесса разработки ИС и особенности сбора данных.

8. Особенности оценивания трудозатрат при разработке ИС. Факторы, определяющие риски.

9. Оценка трудоемкости разработки ИС на основе предварительной функциональной декомпозиции.

10. Оценка трудоемкости разработки ИС на основе исследования информационной области (метод функциональной точки).

11. Эмпирические модели для оценки требуемых ресурсов разработки ИС. Классификация моделей, особенности и назначение.

12. Конфигурационное управление проектом ИС. Основные понятия и цели.

13. Идентификация объектов конфигурации при разработке ИС.

14. Сопровождение ИС. Виды деятельности, распределение усилий.

15. Пригодность ИС к сопровождению. Качественные и количественные меры.

16. Организация сопровождения ИС, Поток событий и его обработка.

17. Цели и особенности превентивного сопровождения.

18. Стандартизация процессов жизненного цикла ИС.

19. Модели надежности ИС и их особенности.

20. Документирование ИС. Назначение и требования к документации.

21. Обеспечение качества ИС. Виды деятельности.

22. Практические пути обеспечения качества ИС.

23. Технико-экономический анализ разработки ИС. Цели, методология проведения.

24. Основные понятия, характеризующие эффективность разработки и применения ИС.

25. Задача оптимизации процесса разработки и использования ИС. Критерии оптимальности.

26. Технико-экономические показатели процесса разработки ИС.

27. Обеспечение полного жизненного цикла проекта и изделия.

28. Менеджмент проектирования и сопровождения ИС.

29. Документооборот в процессе сопровождения ИС.

30. Информационно-экологически чистая ликвидация ИС по истечению полного жизненного цикла.

Билеты формируются и обновляются ежегодно на основе приведенных выше вопросов, число и состав которых также ежегодно обновляется. Динамику обновлений наряду с Учебно-методическим комплексом (УМК) по дисциплине «ИС» поддерживает регулярно модернизируемый «Краткий глоссарий – онтология ИС», издаваемый еженедельно на портале кафедры в помощь студентам и аспирантам.

Как правило, экзаменационный билет содержит три вопроса:

1. по обобщающей теоретической части курса;

2. достаточно узкий конкретизирующий прикладной вопрос в сфере технологических решений и\или работы со стандартами, профилями, моделями ИС;

3. по теме итоговой контрольной работы, избранной студентом.

Билеты формируются за 2 – 3 недели до экзаменов с учетом анализа ситуации по итогам зачетных мероприятий, утверждаются заведующим кафедрой и предъявляются студентам только в день экзамена. Приведенные выше базовые вопросы, однако, сообщаются студентам для подготовки и консультаций весьма заблаговременно.

Литературные источники для подготовки приведены в УМК по курсу.

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8.1. Литература

Основная литература

1. Барановская Т.П, Лойко В.И и др. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник. – 2-е изд., доп. И перераб. М.: Финансы и статистика, 2005.

2. Тронин Ю.Н. Информационные системы и технологии в бизнесе. М.: , 2005.

3. Тихомиров М.Ю. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. М.: Высшее образование, 2006.

4. Уткин В.Б. Информационные системы и технологии в экономике. М.: Высшая школа, 2003.

5. Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. М.: Высшая школа, 2006.

Дополнительная литература

6. Петров В.Н. Информационные системы. – СПб.: Питер, 2002.

7. Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов; Под ред. Ю.Ф. Тельнова. Проектирование экономических информационных систем: Учеб./ Г.Н. – М.: Финансы и статистика, 2002.

8. Волков А.К. Информационные технологии (для экономиста): Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.

9. Смородинский С.С., Батин Н.В. Анализ и оптимизация систем на основе аналитических моделей. Учебно-методическое пособие по курсу "Системный анализ и исследование операций" для студентов специальности АСОИ. Мн.: БГУИР, 1997. – 77 с.

10. Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2006.

11. Нечаев Д.Ю. Программа курса «Информационные системы» для специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)». М.: РГТЭУ, 2004.

8.2. Методическое обеспечение дисциплины

1. Сайт дистанционного обучения РГТЭУ переход по ссылке с основного сайта РГТЭУ ().

2. Учебное пособие по дисциплине в электронном виде на кафедре ИТ РГТЭУ.

3. Тренинго-тестирующая система по данному курсу в разделе дистанционного обучения РГТЭУ переход по ссылке с основного сайта ().

4. Российский торгово-экономический словарь. М.: Экономист, 2005.

5. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по курсу (в электронном виде на кафедре ИТ).

8.3. Материально-техническое и/или информационное
обеспечение дисциплины

Перечень технических средств обучения, используемых в учебном процессе:

• сетевой класс на базе IBM, совместимых ПЭВМ типа Pentium II и выше;

• операционная система не ниже MS Windows 98;

• пакет Microsoft Office 97 и выше;

Информационные ресурсы глобальной сети Интернет:

Приложение 1

Изменение подхода к использованию информационных систем

Период времени

Концепции использования информации

Вид информационных систем

Цель использования

1950-1960 гг.

Бумажный поток расчетных документов

Информационные системы обработки Расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах

• Повышение скорости обработки документов

• Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты

1960-1970 гг.

Основная помощь в подготовке отчетов

Управленческие информационные системы для производственной информации

Ускорение процесса подготовки отчетности

1970-1980 гг.

Управленческий контроль реализации (продаж)

• Системы поддержки принятия решений

• Системы для высшего звена управления

Выработка наиболее рационального решения

1980-2000 гг.

Информация – стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество

•Стратегические информационные системы

• Автоматизированные офисы

Выживание и процветание ОЭ

Приложение 2

Функции информационных систем

Система маркетинга

Производственные системы

Финансовые и учетные системы

Система кадров (человеческих ресурсов)

Прочие системы, например ИС руководства

Исследование рынка и прогнозирование продаж

Управление продажами

Рекомендации по производству новой продукции

Анализ и установление цены

Учет заказов

Планирование объемов работ и разработка календарных планов

Оперативный контроль и управление производством

Анализ работы оборудования

Участие в формировании заказов поставщикам

Управление запасами

Управление портфелем заказов

Управление кредитной политикой

Разработка финансового плана

Финансовый анализ и прогнозирование

Контроль бюджета

Бухгалтерский учет и расчет зарплаты

Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах

Веление архивов записей о персонале

Анализ и планирование подготовки кадров

Контроль за деятельностью ОЭ

Выявление оперативных проблем

Анализ управленческих и стратегических ситуаций

Обеспечение процесса выработки стратегических решений

Приложение 3

Пример выполнения расчетной части контрольной работы

Приложение 4

Пример выполнения расчетной части контрольной работы

Приложение 5

Пример выполнения расчетной части контрольной работы

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Учебно-методический комплекс

В авторской редакции

Подписано в печать 21.06.2007 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.

Гарнитура Times New Roman. Объем 6,25 п.л. Тираж 100 экз.

Цена договорная. Изд. зак. № 82. Тип. зак. № 208
Издательство Российского государственного торгово-экономического университета
ул. Смольная, 36, г. Москва, А-445, ГСП-3, 125993

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080801 Прикладная информатика (в экономике) Москва 2007

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  2. Учебно-методическим советом экономического факультета мировые информационные ресурсы учебно-методический комплекс Для специальности: 080801 Прикладная информатика (в экономике) Москва 2008

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  3. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080801 Прикладная информатика (в экономике) Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине Статистические методы оценки и прогнозирования экономической деятельности) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
  4. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  5. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080801 Прикладная информатика (в экономике) Москва

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Другие похожие документы..