Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Бюллетень'
Н. И. Вавилова Ветеринария Ветеринария сельскохозяйственных животных Власть Вопросы статистики Вопросы управления предприятием Вопросы философии Вопр...полностью>>
'Программа дисциплины'
Целью курса является изучение принципов, форм и методов взаимодействия хозяйствующих субъектов различных стран, деятельности международных экономичес...полностью>>
'Публичный отчет'
Институтом прикладной информатики Киевской городской госу­дарственной администрации; Украинским институтом научно-техни­ческой и экономической информ...полностью>>
'Урок'
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет», 664025, г. Иркутск, ул. Ленина 8 ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистичес...полностью>>

Учебно-методический комплекс для специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) Москва 2007

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.4. Прочие классификации информационных систем

В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические, автоматизированные (рис. 3.4).

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера на ОЭ, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.

Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин “информационная система” вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.

Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения.

Например, роль бухгалтера в информационной системе по расчету заработной платы заключается в задании исходных данных. Информационная система обрабатывает их по заранее известному алгоритму с выдачей результатной информации в виде ведомости, напечатанной на принтере.

Рис. 3.4. Классификация информационных систем по разным признакам

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах продажи билетов.

Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

Например, существуют медицинские информационные системы для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач при работе с подобной системой может принять к сведению полученную информацию, но предложить, иное по сравнению с рекомендуемым решение.

Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто любые информационные системы понимают именно в данном толковании. К этому классу относятся информационные системы управления как промышленными ОЭми, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми ОЭми и др.

Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи.

ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функции производственного персонала. Они широко используются при организации поточных линий, изготовлении микросхем, на сборке, для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.

ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций ОЭ и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре ОЭ, на что может решиться не каждый управляющий.

Информационно-поисковые ИС (ИПИС) в зависимости от вида информации можно условно разделить на документальные и фактографические ИС, а в зависимости от процедуры информационного поиска на ИС простого информационного поиска, ИС селективного отбора и ИС аналитико-синтетической обработки информации. К таким ИПС относятся:

• автоматизированная информационная система (АИС);

• автоматизированная информационно -логическая система (АИЛС);

• система динамического обеспечения;

• документальна (библиографическая, библиотечная информационная система (ДИБС);

• документально-фактографическая информационная система;

• система запроса страниц;

• запросно-ответная система;

• интегрированная система;

• интегрированная система обработки данных;

• система информационного обслуживания;

• информационно-поисковая система;

• информационно-справочная система;

• система манипулирования данными.

Классификация логико-аналитических ИС. Классификация ЛАИС может осуществляться в зависимости от уровня сложности логико-аналитической обработки информации по следующим показателям:

• по сложности вычислительной процедуры;

• по объему обрабатываемых данных.

Наиболее хорошо разработанным и изученным вариантом логико-аналитической информационной системы является автоматизированная система обработки данных (информации) (АСОД, АСОИ).

Определение. Автоматизированная система обработки данных (информации) [automatized data processing system] – комплекс программных и технических средств, предназначенных для решения широкого круга вычислительных задач.

АСОИ обеспечивает ввод данных, обработку их по заданным алгоритмам (программам) и вывод результатов решения в требуемой форме.

К данному классу ЛАИС относится:

• информационно вычислительная (информационно-расчетная система (ИВС, ИРС);

• информационно-логическая система и др.

Классификация поисково-оптимизационных ИС. Построение поисково-информационных систем осуществляется с учетом выполнения требований по организации процедуры и метода поиска оптимальных решений информационных задач и влияния следующих факторов:

• степени (полноты) информированности о структуре управляемой системе, целях и правилах ее функционирования, а также о влиянии внешней среды;

• уровня (вида) представленной информации (степень ее определенности);

• размерности задач (количество переменных и накладываемых на них ограничений;

• числа показателей оптимизации решения.

Первые три фактора определяют степень (уровень) структурированности задачи, последний – простоту (ординарность) процедуры оптимизации. С учетом этого классификацию ПОИС можно осуществить по степени структурированности задач на следующие классы:

• хорошо структурированные (ХС) (формализованные) ИС;

• слабо (частично) структурированные (ЧС) ИС;

• неструктурированные (НС) ИС.

Рассматриваемые классы ИС образуются с учетом качественных значений таких показателей как размерность задачи, степень информированности, уровень представления информации.

От степени формализации во многом зависят эффективность работы ИС, а также уровень ее автоматизации. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

Структурированная ИС решающая формализованные задачи в которых:

• известны все элементы и взаимосвязи между ними;

• размерность задачи не выше средней;

• степень информированность – высокая;

• уровень представления информации – количественный.

Слабо (частично) структурированная – ИС в которой:

• возможно частичное выделение элементов и связей между ними;

• размерность задачи – большая;

• степень информированности – не ниже частичной;

• уровень представления информации – количественно-качественный.

Неструктурированная (неформализуемая) – ИС в которой:

• невозможно выделить элементы и установить между ними связи;

• размерность задачи – большая;

• степень информированности – отрывочная;

• уровень представления информации – качественный.

Тема 4. Информационные системы на объекте экономики

4.1. Принципы организации информационных систем
на объекте экономики

На любом объекте экономике (ОЭ) желательно иметь несколько локальных ИС разного назначения, которые взаимодействуют между собой и поддерживают управленческие решения на всех уровнях. На рис. 4.1 показан один из таких вариантов. Между локальными ИС организуются связи различного характера и назначения. Одни локальные ИС могут быть связаны с большим количеством работающих на ОЭ систем и иметь выход во внешнюю среду, другие связаны только с одной или несколькими родственными. Современный подход к организации связи основан на применении локальных внутрифирменных компьютерных сетей с выходом на аналогичную ИС другого ОЭ или подразделение корпорации. При этом пользуются ресурсами региональных и глобальных сетей.

На основе интеграции ИС разного назначения с помощью компьютерных сетей на ОЭ создаются корпоративные ИС. Подобные ИС предоставляют пользователю возможность работать как с общеобъектовой базой данных, так и с локальными базами данных.

Рассмотрим роль корпоративной ИС на ОЭ относительно формирования стоимости выпускаемой продукции.

Информационные системы на ОЭ, поддерживая все стадии выпуска продукции, могут предоставлять информацию разной степени подробности для анализа, в результате которого выявляются этапы, где происходит сверхнормативное увеличение стоимости продукции. В этом случае может быть выбрана стратегия по уменьшению стоимости продукции. Результаты принимаемых мер, в свою очередь, отразятся в информационной системе. Снова можно будет использовать полученную информацию для анализа. И так до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель. Например, ОЭ может резко сократить издержки, связанные с хранением сырья и полуфабрикатов, договорившись с поставщиками о ежедневных поставках. Сведения о произведенных поставках будут учтены информационной системой, из которой будет получена информация для принятия решений на соответствующем уровне управления.

Информационная система может иметь наибольший эффект, если ОЭ рассматривать как цепь действий, в результате которых происходит постепенное формирование стоимости производимых продуктов или услуг. Тогда с помощью информационных систем различного функционального назначения, включенных в эту цепь, можно оказывать влияние на стратегию принятия управленческих решений, направленных на увеличение доходов ОЭ.

Рис. 4.1. Примеры информационных систем, поддерживающих
деятельность ОЭ

4.2. Примеры информационных систем

Информационная система по отысканию рыночных ниш. При покупке товаров в некоторых ОЭ информационная система регистрирует данные о покупателе, что позволяет:

• определять группы покупателей, их состав и запросы, а затем ориентироваться в своей стратегии на наиболее многочисленную группу;

• посылать потенциальным покупателям различные предложения, рекламу, напоминания;

• предоставлять постоянным покупателям товары и услуги в кредит, со скидкой, с отсрочкой платежей.

Информационные системы, ускоряющие потоки товаров. Предположим, ОЭ специализируется на поставках продуктов в определенное учреждение, например в больницу. Как известно, иметь большие запасы продуктов на складах ОЭ очень невыгодно, а не иметь их невозможно. Для того чтобы найти оптимальное решение этой проблемы, ОЭ устанавливает терминалы в обслуживаемом учреждении и подключает их к информационной системе. Заказчик прямо с терминала вводит свои пожелания по предоставляемому ему каталогу. Эти данные поступают в информационную систему по учету заказов.

Менеджеры, делая выборки по поступившим заказам, принимают оперативные управленческие решения по доставке заказчику нужного товара за короткий промежуток времени. Таким образом экономятся огромные деньги на хранение товаров, ускоряется и упрощается поток товаров, отслеживаются потребности покупателей.

Информационные системы по снижению издержек производства. Эти информационные системы, отслеживая все фазы производственного процесса, способствуют улучшению управления и контроля, более рациональному планированию и использованию персонала и, как следствие, снижению себестоимости производимой продукции и услуг.

Например, информационная система, установленная на ОЭ по сдаче автомашин внаем, отслеживает местонахождение, стоимость и техническое состояние парка прокатных машин. Это позволяет минимизировать потери от простоя и пустого прогона для каждой автомашины, перераспределяя предложения согласно спросу.

Информационные системы автоматизации технологии (“менеджмент уступок”). Суть этой технологии состоит в том, что, если доход ОЭ остается в рамках рентабельности, потребителю делаются разные скидки в зависимости от количества и длительности контрактов. В этом случае потребитель становится заинтересован во взаимодействии с фирмой, а ОЭ тем самым привлекает дополнительное число клиентов. Если же клиент не желает взаимодействовать с данной фирмой и переходит на обслуживание к другой, то его затраты могут возрасти из-за потери предоставляемых ему ранее скидок.

Например, информационная система но продаже авиабилетов позволяет проанализировать архивные данные за многие годы, оценить перспективы наполнения салона, назначить разумную цену на каждое место, снизить количество непроданных билетов и пр. Она резервирует каждое место на самолет в США за три месяца до полета 1,5 раза, т.е. два места резервируются за тремя пассажирами.

Другой пример. Информационная система банка обеспечивает все виды оплат по счетам его клиентов. Она умышленно сделана несовместимой с информационными системами других банков. Таким образом, клиент попадает в круг услуг банка, из которого ему трудно выйти. В обмен банк предлагает ему различные скидки и бесплатные услуги.

5. Практические и семинарские занятия

Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. На практических занятиях проводится постановка и решение прикладных технико-экономических задач по управлению социально-экономическими системами на уровне предприятия, ОЭ, региона, оптимизация технологических процессов, выбор оптимальных вариантов развития объекта экономики на основе изученных методов. Здесь же проводится текущая аттестация с использованием тестов и контрольных вопросов (см. п.8.2 №№1-3).

Курсом «ИС» предусмотрено выполнение расчетно-графической работы (РГР) по теме «Технико-экономическое обоснование целесообразности внедрения автоматизированной системы объекта экономики». Пример выполнения расчетной части с использованием табличного процессора приведен в прил. 3–5. Объект экономики студент выбирает самостоятельно, или совместно с преподавателем. При этом рекомендуется следующая последовательность практических занятий, отражающая примерную структуру РГР:

Тема 1: «Основные понятия об информационных системах»

ПЗ №1. Исследование организационно-функциональной структуры предприятия.

Вопросы к изучению:

Понятие «информация» (аттрибутивистская и функционально-кибернетическая концепции). Информационные ресурсы. Варианты классификации управленческой информации. Критерии и условия качества информационных ресурсов. Законы функционирования информационных ресурсов. Информационная система организации и ее компоненты. Внутрифирменная система информации: задачи, функции, организационная структура. Технология информационной деятельности и ее компоненты. Литер: 7.

Тема 2: Структура информационной систем

ПЗ №2-3. Исследование информационной структуры предприятия; Исследование и определение основных параметров информационных потоков на предприятии.

Вопросы к изучению:

Литер: 1, 2, 3, 4, 5.

Тема 3: Классификация информационных систем

ПЗ №№ 4–6 Оптимизация организационно-функциональной структуры по действующему варианту; Выводы. Предлагаемые организационно-технические мероприятия. Литер: 9.

Тема 4: Информационные системы на объекте экономики

ПЗ №№ 7–10 Технико-экономическое обоснование целесообразности внедрения автоматизированной ИС на предприятии. Литер: 9.

ПЗ № 7 Обоснование состава и количества технических средств связи и управления в рамках автоматизации ИС предприятия. Расчет обобщенных затрат на построение и эксплуатацию системы. ПЗ № 6 Оптимизация организационно-функциональной структуры по предлагаемому варианту. Литер: 7,10.

ПЗ № 8 Оптимизация информационной структуры по предлагаемому варианту; Оценка экономической эффективности предложений. Литер: 9.

ПЗ № 9. Оценка экономической эффективности предложений. Формирование итоговых предложений. Литер: 7, 9.

ПЗ № 10. Защита проектов и коллективное обсуждение. Литер: 11.

Работа предполагает наличие отчета в текстовом виде и готовой табличной модели оптимизации деятельности предприятия на основе автоматизированной информационной системы.

6. Задания для самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами дисциплины по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по дисциплине.

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание
самостоятельной работы

Тема 1. Основные понятия об информационных системах

1.1. Понятие информационной системы (ИС);

1.2. Этапы развития информационных систем;

1.3. Процессы, обеспечивающие работу информационной системы; 1.4. Основные свойства информационных систем;

1.5. Преимущества внедрения информационных систем в сферу управления и бизнеса;

проработка материала по конспектам лекций и учебной литературе [7], ответы на контрольные вопросы по теме №1:

1. Дайте определение и раскройте понятие информационной системы (ИС).

2. Каковы основные элементы ИС?

3. Какова главная цель ИС?

4. Какие основные этапы прошли в своём развитии ИС?

5. Как менялась концепция использования информации на различных этапах развития ИС?

6. Как изменялись цели использования ИС на различных этапах их развития?

7. Как изменялись виды ИС на различных этапах их развития?

8. Каковы основные процессы, обеспечивающие работу ИС?

9. Перечислите основные свойства ИС.

10. Перечислите основные задачи, решаемые с помощью ИС.

11. В чём преимущества внедрения ИС в сферу управления и бизнеса?

Тема 2. Структура информационной системы

2.1. Понятие о структурном признаке классификации информационных систем;

2.2. Характеристика информационного обеспечения;

2.3. Характеристика технического обеспечения;

2.4. Характеристика математического и программного обеспечения;

2.5. Характеристика организационного обеспечения;

2.6. Характеристика правового обеспечения;

изучение учебной литературы [1,2,3,4,5], проработка лекционного материала, работа с вопросами для самопроверки, ответы на контрольные вопросы по теме №2:

1. Какова структура информационной системы (ИС)?

2. Раскройте содержание информационного обеспечения ИС.

3. Дайте характеристику унифицированным системам

4. Документации как части информационного обеспечения ИС.

5. Дайте характеристику схемам информационных потоков как части информационного обеспечения ИС.

6. В чём суть методологии построения баз данных в процессе разработки информационного обеспечения ИС?

7. Раскройте содержание технического обеспечения ИС.

8. Раскройте содержание математического обеспечения ИС.

9. Раскройте содержание программного обеспечения ИС.

10. Раскройте содержание организационного обеспечения ИС.

11. Раскройте содержание правового обеспечения ИС.

Тема 3. Классификация информационных систем

3.1. Классификация информационных систем по признаку структурированности задач;

3.2. Классификация информационных систем по функциональному признаку;

3.3. Классификация информационных систем по уровням управления;

3.4. Прочие классификации информационных систем

проработка материала по конспектам лекций, работа с учебной литературой [9], ответы на контрольные вопросы по теме №3:

1. Приведите классификацию информационных систем (ИС) по признаку структурированности решаемых задач.

2. Приведите классификацию ИС, используемых для решения частично структурированных или неструктурированных задач.

3. В чём отличие модельных ИС от экспертных ИС?

4. Перечислите типовые виды деятельности, реализуемые с помощью ИС.

5. Каковы типовые функции ИС в зависимости от вида деятельности производственного или коммерческого объекта?

6. Приведите классификацию ИС в зависимости от функционального признака с учётом уровней управления и квалификации персонала.

7. Дайте характеристику ИС оперативного (операционного) уровня управления.

8. Дайте характеристику ИС специалистов.

9. Дайте характеристику ИС для менеджеров среднего звена управления.

10. В чём отличие управленческих ИС от систем поддержки принятия решений?

11. Дайте характеристику стратегическим ИС.

12. Приведите классификацию ИС по степени автоматизации.

13. Приведите классификацию ИС по характеру использования информации.

14. Приведите классификацию ИС по сфере применения.

Тема 4. Информационные системы на объекте экономики
4.1. Принципы организации информационных систем на объекте экономики;

4.2. Примеры информационных систем

работа с конспектами лекций, учебной и дополнительной литературой [7,9,10,11], моделирование и анализ проблемных ситуаций, ответы на контрольные вопросы по теме №4:

1. Дайте характеристику информационным системам, поддерживающим деятельность ОЭ.

2. Приведите примеры ИС

7. Вопросы для подготовки к зачету

1. Особенности (основы) управлениями сложными проектами программно-технических средств.

2. Системный анализ и идентификация требований заказчика при проектировании ИС.

3. Анализ осуществимости и целесообразности создания сложных ИС.

4. Основные виды деятельности при управлении проектированием ИС

5. Базовая линия при проектировании ИС.

6. Методы оценки трудозатрат при разработке и эксплуатации ИС.

7. Реальные характеристики процесса разработки ИС и особенности сбора данных.

8. Особенности оценивания трудозатрат при разработке ИС. Факторы, определяющие риски.

9. Оценка трудоемкости разработки ИС на основе предварительной функциональной декомпозиции.

10. Оценка трудоемкости разработки ИС на основе исследования информационной области (метод функциональной точки).

11. Эмпирические модели для оценки требуемых ресурсов разработки ИС. Классификация моделей, особенности и назначение.

12. Конфигурационное управление проектом ИС. Основные понятия и цели.

13. Идентификация объектов конфигурации при разработке ИС.

14. Сопровождение ИС. Виды деятельности, распределение усилий.

15. Пригодность ИС к сопровождению. Качественные и количественные меры.

16. Организация сопровождения ИС, Поток событий и его обработка.

17. Цели и особенности превентивного сопровождения.

18. Стандартизация процессов жизненного цикла ИС.

19. Модели надежности ИС и их особенности.

20. Документирование ИС. Назначение и требования к документации.

21. Обеспечение качества ИС. Виды деятельности.

22. Практические пути обеспечения качества ИС.

23. Технико-экономический анализ разработки ИС. Цели, методология проведения.

24. Основные понятия, характеризующие эффективность разработки и применения ИС.

25. Задача оптимизации процесса разработки и использования ИС. Критерии оптимальности.

26. Технико-экономические показатели процесса разработки ИС.

27. Обеспечение полного жизненного цикла проекта и изделия.

28. Менеджмент проектирования и сопровождения ИС.

29. Документооборот в процессе сопровождения ИС.

30. Информационно-экологически чистая ликвидация ИС по истечению полного жизненного цикла.

Билеты формируются и обновляются ежегодно на основе приведенных выше вопросов, число и состав которых также ежегодно обновляется. Динамику обновлений наряду с Учебно-методическим комплексом (УМК) по дисциплине «ИС» поддерживает регулярно модернизируемый «Краткий глоссарий – онтология ИС», издаваемый еженедельно на портале кафедры в помощь студентам и аспирантам.

Как правило, экзаменационный билет содержит три вопроса:

1. по обобщающей теоретической части курса;

2. достаточно узкий конкретизирующий прикладной вопрос в сфере технологических решений и\или работы со стандартами, профилями, моделями ИС;

3. по теме итоговой контрольной работы, избранной студентом.

Билеты формируются за 2 – 3 недели до экзаменов с учетом анализа ситуации по итогам зачетных мероприятий, утверждаются заведующим кафедрой и предъявляются студентам только в день экзамена. Приведенные выше базовые вопросы, однако, сообщаются студентам для подготовки и консультаций весьма заблаговременно.

Литературные источники для подготовки приведены в УМК по курсу.

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8.1. Литература

Основная литература

1. Барановская Т.П, Лойко В.И и др. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник. – 2-е изд., доп. И перераб. М.: Финансы и статистика, 2005.

2. Тронин Ю.Н. Информационные системы и технологии в бизнесе. М.: , 2005.

3. Тихомиров М.Ю. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. М.: Высшее образование, 2006.

4. Уткин В.Б. Информационные системы и технологии в экономике. М.: Высшая школа, 2003.

5. Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. М.: Высшая школа, 2006.

Дополнительная литература

6. Петров В.Н. Информационные системы. – СПб.: Питер, 2002.

7. Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов; Под ред. Ю.Ф. Тельнова. Проектирование экономических информационных систем: Учеб./ Г.Н. – М.: Финансы и статистика, 2002.

8. Волков А.К. Информационные технологии (для экономиста): Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.

9. Смородинский С.С., Батин Н.В. Анализ и оптимизация систем на основе аналитических моделей. Учебно-методическое пособие по курсу "Системный анализ и исследование операций" для студентов специальности АСОИ. Мн.: БГУИР, 1997. – 77 с.

10. Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2006.

11. Нечаев Д.Ю. Программа курса «Информационные системы» для специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)». М.: РГТЭУ, 2004.

8.2. Методическое обеспечение дисциплины

1. Сайт дистанционного обучения РГТЭУ переход по ссылке с основного сайта РГТЭУ ().

2. Учебное пособие по дисциплине в электронном виде на кафедре ИТ РГТЭУ.

3. Тренинго-тестирующая система по данному курсу в разделе дистанционного обучения РГТЭУ переход по ссылке с основного сайта ().

4. Российский торгово-экономический словарь. М.: Экономист, 2005.

5. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по курсу (в электронном виде на кафедре ИТ).

8.3. Материально-техническое и/или информационное
обеспечение дисциплины

Перечень технических средств обучения, используемых в учебном процессе:

• сетевой класс на базе IBM, совместимых ПЭВМ типа Pentium II и выше;

• операционная система не ниже MS Windows 98;

• пакет Microsoft Office 97 и выше;

Информационные ресурсы глобальной сети Интернет:

Приложение 1

Изменение подхода к использованию информационных систем

Период времени

Концепции использования информации

Вид информационных систем

Цель использования

1950-1960 гг.

Бумажный поток расчетных документов

Информационные системы обработки Расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах

• Повышение скорости обработки документов

• Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты

1960-1970 гг.

Основная помощь в подготовке отчетов

Управленческие информационные системы для производственной информации

Ускорение процесса подготовки отчетности

1970-1980 гг.

Управленческий контроль реализации (продаж)

• Системы поддержки принятия решений

• Системы для высшего звена управления

Выработка наиболее рационального решения

1980-2000 гг.

Информация – стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество

•Стратегические информационные системы

• Автоматизированные офисы

Выживание и процветание ОЭ

Приложение 2

Функции информационных систем

Система маркетинга

Производственные системы

Финансовые и учетные системы

Система кадров (человеческих ресурсов)

Прочие системы, например ИС руководства

Исследование рынка и прогнозирование продаж

Управление продажами

Рекомендации по производству новой продукции

Анализ и установление цены

Учет заказов

Планирование объемов работ и разработка календарных планов

Оперативный контроль и управление производством

Анализ работы оборудования

Участие в формировании заказов поставщикам

Управление запасами

Управление портфелем заказов

Управление кредитной политикой

Разработка финансового плана

Финансовый анализ и прогнозирование

Контроль бюджета

Бухгалтерский учет и расчет зарплаты

Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах

Веление архивов записей о персонале

Анализ и планирование подготовки кадров

Контроль за деятельностью ОЭ

Выявление оперативных проблем

Анализ управленческих и стратегических ситуаций

Обеспечение процесса выработки стратегических решений

Приложение 3

Пример выполнения расчетной части контрольной работы

Приложение 4

Пример выполнения расчетной части контрольной работы

Приложение 5

Пример выполнения расчетной части контрольной работы

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Учебно-методический комплекс

В авторской редакции

Подписано в печать 21.06.2007 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.

Гарнитура Times New Roman. Объем 6,25 п.л. Тираж 100 экз.

Цена договорная. Изд. зак. № 82. Тип. зак. № 208
Издательство Российского государственного торгово-экономического университета
ул. Смольная, 36, г. Москва, А-445, ГСП-3, 125993



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080801 Прикладная информатика (в экономике) Москва 2007

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  2. Учебно-методическим советом экономического факультета мировые информационные ресурсы учебно-методический комплекс Для специальности: 080801 Прикладная информатика (в экономике) Москва 2008

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  3. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080801 Прикладная информатика (в экономике) Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине Статистические методы оценки и прогнозирования экономической деятельности) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
  4. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  5. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080801 Прикладная информатика (в экономике) Москва

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Другие похожие документы..