Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
1. Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Страхование» необходима для качественной подготовки бакалавров экономики, умеющих управлять, минимизировать ...полностью>>
'Документ'
Гендерные исследования глобализации – весьма заметное явление в современной социальной науке и политической практике. По идейной и методологической н...полностью>>
'Документ'
АГУ был образован в 1979 году на базе Сухумского педагогического института известным абхазским ученым-историком Анчабадзе Зурабом Виановичем (1979-19...полностью>>

Школа профессора Г. Б. Вершининой

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Библиографический список

1. Брушлинский, А.В. Психология индивидуального и группового субъекта / А.В. Брушлинский / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. – М.: ПЭР СЭ, 2002. – 368 с.

2.Вайль, П. «Босфорское время. Стамбул. Байрон – Бродский». Гений места / П. Вайль. – М.: Независимая газета, 1999. – 483с.

3. Грачева, И.В. Поэт и художник. Пушкин и Брюллов / И.В. Грачева // Литература в школе. – 1999. – № 2. – С.11-18.

4. Лихачев, Д.С. Писатели и книжники Древней Руси / Д.С. Лихачев // Русские писатели 17 века. – М.: Молодая гвардия, 1972. – С. 5-8.

5. Михайлов, О.Н. Поэты русского зарубежья старшего поколения / О. Н. Михайлов // Литература русского Зарубежья. – М.: Просвещение, 1995. – С. 343-351.

6. Рассадин, С. Должность – советский писатель / С. Рассадин // Первое сентября. – 1999. – № 13. – С. 5-12.

7. Ходасевич, В. Московский литературно – художественный кружок / В. Ходасевич // Воспоминание о серебряном веке.– М.: Республика, 1993.– С. 389-396.

ЕФИМОВА О.Ю.,

к.п.н., преподаватель Кяхтинского филиала

Восточно-Сибирского государственного

технологического университета

МОЛЧАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

В настоящее время молчание как речевое явление все больше и больше привлекает к себе внимание исследователей из самых разных областей науки и культуры. В различных теоретических источниках предлагаются разные подходы к рассмотрению этого явления (прагматический, стилистический, культурологический, литературоведческий, эстетический и др.), описываются многочисленные свойства и особенности молчания. Однако в научном сознании еще не сложилось единого представления о молчании как сложной коммуникативной единице, не систематизированы уже имеющиеся сведения, и поэтому не достаточно, на наш взгляд, исследуются возможности молчания как приема речевого воздействия в конкретных областях профессиональной речевой деятельности, в том числе и в педагогической деятельности учителя.

Как же может молчание помочь учителю? На первый взгляд кажется, что молчание и деятельность учителя не совместимы, однако это не так. Нельзя забывать, что в основе педагогического труда лежит общение. Именно в процессе общения происходит воздействие учителя на учеников. Характер оказываемого воздействия может быть разным. Одним из приемов, осуществляющих косвенное речевое воздействие, является молчание.

Под педагогическим молчанием мы понимаем такой коммуникативно-речевой прием, который состоит в намеренном отказе от речевых действий, говорения на фоне продолжения коммуникации. Молчание при этом передает определенную информацию (например, выражение согласия / несогласия, одобрения / неодобрения, нежелания продолжать общение и др.), которая успешно воспринимается и расшифровывается адресатом.

На основе анализа лингвистических исследований [2,5,6], текстов с образцами педагогического общения из художественной и педагогической литературы, реальной речевой практики учителей мы выделили несколько функциональных разновидностей молчания учителя.

В контексте диалога и межличностного общения коммуникативно значимое молчание, прежде всего, ассоциируется с «не-ответом», отсутствием ожидаемой вербальной реакции на диалогический стимул. Такое молчание мы называем реактивным (или молчание адресата). По нашим наблюдениям, это наиболее распространенный тип молчания учителя. Молчание говорящего, инициатора, адресанта общения, занимающее начальную позицию в общении (с которого начинается общение) мы называем инициирующим, инициальным молчанием. Данные типы молчания могут иметь различные возможности проявления. Условно отметим следующие типы инициирующего молчания учителя.

1. Медитативное молчание помогает педагогу сконцентрироваться, настроиться на общении, успокоиться, собраться с мыслями в ситуации волнения, пассивного конфликта; совладать с сильными проявлениями эмоций, которые в данном случае будут неуместны (чрезмерное раздражение, злость). Например:

Фаина Васильевна привела в класс незнакомого, очень плотного, очень коренастого лохматого парня.

- Прошу любить и жаловать. Иван Васильевич Соколов будет преподавать у вас литературу.

Иван Васильевич остался один на один с девятым «В», заметно волновался, на щеках проступили бледные розовые пятна. Он открыл журнал, молча стал читать фамилии учеников, стараясь угадать их владельцев. Чтобы успокоиться надо заняться каким-нибудь конкретным делом, молча сосредоточиться на чем-нибудь, как учил Станиславский (В. Туричин. Закон тридцатого).

2. Молчание-размышление представляет собой своеобразный перерыв в общении, который берется учителем в сложной коммуникативной ситуации, требующей размышления. Такое молчание является активной формой мысле-деятельности при нулевом ее выражении. Довольно часто оно возникает в случае затруднительного решения, «когда нужно время, чтобы понять, придумать или отгадать что-либо» [1, с. 424]. Приведем пример.

- Давид Осипович! Что же это такое??! – прервал разговор <директора с новым преподавателем Владимиром Ивановичем> маленький учитель в валенках.

- Что-что? – переспросил директор, поправляя очки.

- «Что» да «что»… Да я отказываюсь заниматься в этом классе, - сказал мужичок, налегая на «о»: - От-ка-за-ва-юсь. Совсем… Больше не могу. Сил моих нету. Как хотите – освобождайте меня… Выговор кладите, а избавьте меня хотя бы от классного руководства.

- Кому же его дать?

- А это уже ваше дело, вы директор.

- Все-таки?

Мужичок приостановившись, вдруг поглядел на меня пристально, как будто только что заметил.

- А вот молодому-то человеку и дайте. Он справиться. У меня уж сил нету… У меня склероз.

Директор, как бы прислушиваясь к чему-то, помолчал.

- Владимир Иванович, как вы смотрите? Классное руководство в школе обязательно. Я бы его вам все равно дал Впрочем, могу в другом Вот шестой Он еще хуже, - улыбнулся директор. – Нет-нет В шестом у вас не будет часов. Что вы за классный руководитель без уроков в своем классе?.. Итак, решено(Н.Никонов. Лунный копр).

В данном примере молчание директора вызвано необходимостью обдумать, оценить сложившуюся ситуацию и выбрать способ ее разрешения. Последующая речь директора также прерывается паузами, которые, вероятно, вызваны сомнениями, желанием еще раз продумать правильность своего решения и, к тому же, как бы предоставляют возможность молодому учителю самому сделать выбор.

3. Молчание – выражение конкретного интенционального значения в конкретной ситуации общения (молчание-перформатив в координатах «я-ты-здесь-сейчас»). Этот тип охватывает обширную группу молчаний, так как «трудно найти коммуникативное намерение, которое в принципе не может быть выражено молчанием» [4, с. 49].

(Из-за шалости учеников заболел и ушел из школы учитель)

Сделав перекличку, учитель поднял голову и проговорил:

- Я принес вам, дети, прекрасный экземпляр чучела очковой змеи. <…>

Когда осмотр кончился, и класс снова пришел в порядок, Томылин (учитель) заговорил:

- Дети, сегодня эта дверь затворилась и, может быть, навсегда, за вашим учителем, потому что Борис Борисович страдает тяжелой, неизлечимой болезнью. Там за этой дверью, ждут его пять бедных, неспособных зарабатывать себе хлеб, женщины, которые без него останутся без куска хлеба

Учитель замолчал, прошелся по классу и проговорил:

- Ну, начнем. Тема, отвечай! (Н. Гарин-Михайловский. Детство Темы).

В данной ситуации учитель выражает свою досаду по поводу случившегося, подчеркивает серьезность произошедшего. Молчание звучит как упрек, осуждение поступка учеников.

Среди многообразных форм реактивного молчания особо выделяются следующие типы.

1. Молчание-размышление. Сходный с инициирующим молчанием тип реактивного молчания учителя, который появляется в случае речевого общения, когда адресат не может дать однозначный ответ на заданный ему вопрос, либо не уверен в необходимости вообще давать ответ, или хочет скрыть первую реакцию на речь собеседника. Часто такое молчание появляется как реакция на неожиданный или болезненный вопрос. Взяв тайм-аут, коммуникант обдумывает ответ максимально целесообразный для себя, либо уходит в молчание-игнорирование. Например:

Случай с Юрой Ярцевым неожиданно потряс директора школы. Не столько даже само происшествие, сколько последующее понимание того, как легко можно было допустить ошибку.

Юра <…> ничем особенно не выделялся. Тихий, незаметный. И вдруг из инспекции по делам несовершеннолетних в школу поступает акт. Юра Ярцев побил своего сверстника, соседа по дому.

Ирина Алексеевна (директор) вместе с завучем и классным руководителем отправились для серьезной и нелицеприятной беседы в 7 класс. Но при первых же произнесенных словах почувствовала: дети полностью на стороне Юры. Почему? «Он прав, он хороший!» - они так и сказали чуть ли не хором.

«Но он совершил хулиганский поступок, он заслуживает строго наказания». – Эти внушительные слова так и не прозвучали, директор сумела промолчать. Трое педагого,в испытывая недоумение, удалились в учительскую. Им предстояло думать. Кто же прав?

Ситуация была тщательно изучена. Оказалось, что Юра жил в очень трудной семье, где родители пили. Можно только предполагать, как мальчик страдал, сознавая это. И однажды во дворе нашелся тот, кто решил, что он может попрекнуть Юру его родителями, оскорбить. Вот тогда Юра и не сдержался. <…>

Приготовленные было меры воздействия (обсуждение на совете дружины) пришлось отложить. Разговор с Юрой был другой – без свидетелей, по душам (Г. Чумакова, Открытый урок).

2. Молчание-реакция на реплику в диалоге. В этом случае молчание может означать непринятие учителем вызова, приглашения к спору, прекращение нежелательного или бесполезного разговора во избежание нежелательных последствий или изменение его направленности. Например:

Уже стемнело, когда он (учитель) подошел к дому. На углу, как всегда, торчал трудный подросток Шамин с гитарой и сигаретой.

- Заработались, - глумливо сказал Шамин. – Поздненько возвращаетесь.

Саня (учитель) не счел нужным ответить. (Н. Соломко. Белая лошадь – горе не мое).

3. Молчание-реакция на действие. С помощью молчания можно выражать одобрение или порицание какого-либо действия собеседника или отношение к нему (равнодушие, безразличие, страх, смущение и др.). Этот тип молчания имеет богатейшие проявления в педагогической деятельности. Например:

Ой, что началось на перемене! Мальчишки здесь были какие-то бешеные: они носились друг за другом прямо по партам, кидались в проходе на пол, на живот и, поймав приятеля за ноги, дергали так, что человек хлопался навзничь и голова стукала об пол, как деревянная. Перемена кончилась, а жертв не оказалось. Только воздух в классе был теперь как на току в пору молотьбы: просвеченная солнцем пыль стояла волнистыми слоями.

Вошла учительница. Мы встали и сели, а она нахмурилась и молчит. Даже я почувствовала себя виноватой за ужасную пыльную бурю в классе. Стало очень тихо. (Т. Поликарпова. Две березы на холме)

4. Молчание-невмешательство. Молчанием учитель может дать понять, что не будет препятствовать действиям говорящего, но не хочет нести за них ответственность. Это знак самоустранения, особенно характерный для социальной коммуникации.

Надина Семеновна сначала заглянула в класс, потом поманила пальцем дочь и только после этого посмотрела на учительницу.

- Марина Яночка (сокращенное отчество Яновна), извините?

Та хмуро покосилась на дверь, но ничего не сказала, только склонила голову к журналу, что могло означать и разрешение, и отказ. (Е.Криштоф. Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой).

Подобное молчание получает негативную этическую оценку в ситуации, когда необходимо речевое вмешательство (защитить словом, внести справедливость) и, безусловно, недопустимо в поведении педагога.

Рассмотренные типы коммуникативно значимого молчания представляют молчание как речевой, рече-поведенческий акт. Отдельно можно рассматривать молчание, выступающее в качестве коммуникативного акта.

1. Так называемый молчаливый разговор. Данный тип возникает в ситуации молчания обоих собеседников, но при этом каждый знает, о чем молчит другой. В этом случае, не получая звукового, словесного выражения, общение не прерывается, а продолжается на невербальном уровне.

Вера Сергеевна робко заглянула в учительскую и спросила:

- Можно?

- А, да, проходите, - сказал директор. – Кто не знает, это наш новый преподаватель английского языка Вера Сергеевна.

- Что? – возмущенно произнесла Апраксина и посмотрела на директора. Ее взгляд был настолько выразительным, что директор без труда прочитал в нем вопрос: «А как же моя протеже?».

«Опоздала ваша опытная англичанка», - не менее красноречиво ответил взгляд директора.

«Вы еще пожалеете об этом поступке», - внушала ему Нина Андреевна. «Поживем - увидим», - отвечали ей добрые глаза Бориса Ивановича (Простые истины: школьный роман).

2. Взаимное молчание возникает в ситуации полного отсутствия речи в момент совместных переживаний, размышлений собеседников, а также в случае, когда говорение не прекращается (т.н. словесное молчание), но за разговором вслух скрывается другой – молчаливый диалог. Использование данного типа молчания, возможно только при наличии между собеседниками близких взаимоотношений, когда люди понимают друг друга без слов.

(Ученик пришел в гости к учителю, чтобы поделиться своими проблемами)

Эфэф (учитель) закрыл толстую потрепанную тетрадь. Видно, он до моего прихода ее читал, и я ему помешал. Чем он был хорош, так это тем, что никогда не произносил любимой фразы взрослых, которые всегда заняты и желают отделаться от нашего брата: «С чем пожаловали, дорогой мой или милый мой?» По-моему, эта фраза никак не годится для начала разговора, она сразу отбивает всякую охоту вообще разговаривать. А у Эфэф не так. Раз пожаловали, значит, пожаловали. Значит, надо.

Мы помолчали.

- Сейчас читал письма отца к маме. – Эфэф кивнул на тетрадь, что лежала на столе. – И убедился, к своему стыду, что ничего толком не помню. Понимаешь? Ни-чего… Даже обидно стало. Стоит мне закрыть глаза, и я вспоминаю отца, маму, нашу комнату. Обои у нас были почти белые, и мама разрешала мне на них рисовать… Из всех учителей почему-то запомнил одного географа, - снова начал свои воспоминания Эфэф. (Я не стал его перебивать и отвлекать, пусть выговорится, раз ему это надо) (В. Железников. Каждый мечтает о собаке).

В данном примере в первом случае используется так называемое взаимное фоновое молчание, которое служит установлению контакта между собеседниками, настраивает на общение. Во втором случае – нормативное молчание ученика как выражение речевого этикета.

Таким образом, молчание как средство речевого общения и воздействия может помочь учителю выйти из затруднительной речевой ситуации, избежать нежелательного общения, навязчивых, некорректных советов, вопросов, сгладить излишнюю категоричность в высказываниях, конфликтность речевого поведения, выразить свое отношение, оценку, передать определенную информацию собеседнику при присутствии третьих лиц и др.

Анализируя проблему молчания в педагогическом общении, стоит обратить внимание не только на воздействующую силу молчания учителя, но и на значение молчания ученика/-ов. Для педагога важно уметь понимать, что скрывается за молчанием ученика. Скорее всего, молчание в речи учащихся имеет симптоматические причины, т.е. непроизвольно характеризует их психологическое самоощущение. Если учитель сумеет точно определить его значение, то в результате сможет выбрать наиболее эффективный способ воздействия в сложившейся ситуации, скорректировать свое поведение по отношению к этому ученику.

Мы полагаем, что если ввести в программу вузовской подготовки студентов педагогических специальностей сведения о молчании как приеме речевого воздействия и разработать систему практических заданий и упражнений, направленных на формирование умений необходимых для экологичного использования данного приема, то это позволит сделать деятельность учителя более эффективной, разнообразной, отвечающей принципам толерантности и гуманизма.

Библиографический список

  1. Арутюнова, Н.Д. Феномен молчания. / Н.Д. Арутюнова // Язык о языке / под ред. Н.Д.Арутюновой. - М.: 2000.

  2. Богданов, В.В. Речевое общение. Прагматический и семантический аспекты : учеб. пособие / В.В. Богданов. – Ленинград. – 1990. – 88 с.

  3. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. – М.: Дело, 1999. – 480с.

  4. Кибрик, А.А. Молчание как коммуникативный акт / А.А. Кибрик // Действие: лингвистические и логические модели. Тезисы докладов. - М.: Институт языкознания АН СССР. – 1991. – 149 с. – С.49-50.

  5. Почепцов, Г.Г. Молчание как знак / Г.Г. Почепцов // Анализ языковых систем. История логики и методологии науки: Тезисы докл. IX Всесоюз. совещ. – Киев: Наук. думка, 1986. – 148 с. – С.90.

  6. Формановская, Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход / Н.И. Формановская. – М.: 2002. – 216 с.

ЖУРАВЛЕВА И.В.,

к.п.н., доцент

кафедры теории и методики

обучения русскому языку КузГПА

О РОЛИ ЗАГЛАВИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ПЕРСОНАЛИИ

Заглавие (название, заголовок) любого текста представляет в сжатом виде тему и замысел автора, поэтому, выбирая название, адресат стремится найти конструкцию, которая отражала бы фактическую информацию и способствовала реализации интенции жанра.

Творческий портрет персоналии9 как жанр педагогической риторики выполняет две функции: информирования и воздействия. Они проявляются в соответствующих интенциях. Ведущей является цель посредством сообщения яркой, запоминающейся информации заинтересовать личностью творца ученическую аудиторию, неподготовленную, не обладающую достаточным объемом знаний (или же имеющую их минимальный объем), вызвать у нее желание познакомиться с его произведениями. Комплекс дополнительных интенций включает следующие речевые задачи: а) внушить чувства восхищения, удивления личностью писателя, поэта, ритора и т.д.; б) способствовать восприятию изучаемого произведения; в) обобщив полученные учениками сведения о писателе, обозначить новые черты личности, творчества; г) дать нравственный урок; д) популяризировать произведения творца и др. Таким образом, полиинтенциальность как жанровоопределяющий фактор творческого портрета персоналии определяет особенности его содержания и структуры.

Каким образом она проявляет себя в названии данного речевого произведения? Заглавие высказывания о творческой личности может быть простым и составным. Простое состоит из одной конструкции, выполняющей функции информативности и воздействия. Составное включает в себя конструкцию–заголовок, ей отводится воздействующая роль, и конструкцию-подзаголовок, в которой заключена интенция информативности.

Простыми чаще всего выступают заголовки-темы (т.е. отражающие тему высказывания). Они могут называть: а) имя творца («Фридрих Шиллер», «Алексей Александрович Шахматов»); б) жанр речи + имя творца («Творческий портрет Марины Цветаевой»); в) тему творчества писателя, поэта («Тема русского национального характера в творчестве Н.С. Лескова»); г) имя творца и название его произведения («Произведение И.А. Бунина «Чистый понедельник», «И.А. Бунин: «Детство», «Сказка»).

Частота использования тематических заголовков значительно меньше, чем смысловых (заголовки-ремы, т.е. «выражающие идею, основную мысль произведения»), или ассоциативных (заголовки-ассоциации [3, с. 58-59]. Автор прибегает к названию-реме или названию-ассоциации, т.к. оно многозначно, небесспорно, способствует большему влиянию на чувства учеников, а необходимость декодирования СКИ требует активной мыслительной деятельности учеников.

В составных заголовках в качестве основной части выступают смысловые, ассоциативные названия, а роль подзаголовка отводится тематическому названию. Синтаксическая модель заглавия творческого портрета персоналии представлена в схеме 1.

С целью привлечь внимание адресата к содержанию текста автор творческого портрета персоналии выносит в качестве названия различные языковые конструкции, представленные в схеме, которые способны создать яркое, образное заглавие. А в роли подзаголовка выступает номинативное предложение.

Подобные заголовки отличаются особой «экспрессивностью и стилистической отмеченностью» [1, с. 56]. «Помещенные в скобки, номинативные предложения получают способность передать дополнительную информацию, изложить ее лаконично, воздействовать на читателя» [1, с. 56]. Таким образом, в заголовке отражается «информативная двуплановость повествования», экономным способом выражения которой является «такой знак препинания, как скобки» [2, с.65].

Схема 1

Языковое оформление составного заглавия

творческого портрета персоналии

словосочетания или предложения, содержащие тропы

эмоционально окрашенные

предложения

цитаты из произведения творца

заголовок

цитаты из текстов «личного архива» творца

+

подзаголовок

номинативное

предложение

цитаты из оценочных высказываний о творце современников или критиков

прецедентные тексты

повествовательное предложение, содержащее незаконченную мысль

Приведем примеры.

  1. «Гражданин своего времени. Лирика К. Симонова военных лет».

  2. «Какая поэзия! Какая чувствительность!..» «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя».

  3. «Я возвращусь когда-нибудь…» Творчество В. В. Набокова».

  4. «А счастье всюду…» Тропа к Бунину».

Проанализируем примеры. Заголовки №1, 2, 3 являются сложными: основная часть – смысловое название, подзаголовок – тематическое, в форме номинативного предложения. В №1 заголовок-рема в виде трансформированного прецедентного текста («герой нашего времени»), в №2 – цитата из оценочного высказывания А.С. Пушкина о произведении, в №3 – цитата из произведения творца. Интересен заголовок №4. Он является составным: основная часть – цитата из произведения И.А. Бунина – передает основную мысль высказывания, а подзаголовок-ассоциация (метафора) обозначает форму работы на уроке (не «дорога» как нечто общеизвестное и многими пройденное, а «тропа» - попытка прикоснуться к великому творчеству, найти что-то новое, сделать открытие).

Таким образом, задачей учителя-создателя творческого портрета персоналии является выбор такого заглавия для своего высказывания, которое способствовало бы решению комплекса интенций, сформированного функциями педагогической речи (информирования и воздействия).

Библиографический список

  1. Папина, А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: учебник для студентов-журналистов и филологов / А.Ф. Папина.– М.: Едиториал УРСС. - 2002.

  2. Парсамов В.С. Язык и стиль «Русской правды» / В.С. Парсамов // Жанры речи-2. - Саратов, 1999.

  3. Педагогическое речеведение: словарь-справочник / под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. – М.: Флинта, Наука. - 1998.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Психолого-педагогические условия самореализации учащихся в образовательной среде детской школы искусств

    Автореферат
    Работа выполнена в государственном образовательном учреждениивысшего профессионального образования«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
  2. Слайд 1 Доклад: «Днем сегодняшним строим школу будущего»

    Доклад
    (Об основных направлениях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на территории Юго – Восточного образовательного округа).
  3. Б. И. Вершинин Л. Е. Попов С. Н. Постников

    Документ
    Состояние души. Беседы о педагогике как науке о путях реализации функциональных возможностей мозга./Б.И. Вершинин, Л.Е. Попов, С.Н. Постников, М.И. Слободской.
  4. Проекты из будущего в настоящий день архангельска

    Документ
    Деревянные малоэтажки вместо многоквартирных домов предложил строить в Архангельске профессор, заведующий кафедрой инженерных конструкций и архитектуры АГТУ Ю.
  5. Валгина Нина Сергеевна профессор, кандидат филологических наук. Светлышева Валентина Николаевна доцент, кандидат филологических наук. Пособие включает описание принципов русского правописания и изложение

    Изложение
    Пособие включает описание принципов русского правописания и изложение правил орфографии и пунктуации с учетом тенденций их развития, отраженных в практике современной печати.

Другие похожие документы..