Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
Характеристика имеющихся особо охраняемых природных территорий и объектов, планов по их организации, развитию экологических сетей, сохранению биоразно...полностью>>
'Программа'
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специально­сти "Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география" вклю­...полностью>>
'Документ'
Проанализированы эпидемиология и клинические проявления псориаза у больных с сопутствующей эссенциальной артериальной гипертензией. При обследовании ...полностью>>
'Конкурс'
Заседания комиссии по экспертной оценке показателей качества образцов товаров, представленных на Международный конкурс, проведенный ЗАО «Экспоцентр», ...полностью>>

Школа профессора Г. Б. Вершининой

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ

К ИЗУЧЕНИЮ ЖАНРА СВЕТСКОЙ ХРОНИКИ

Приступая к обучению тому или иному речевому жанру, очень важно понять, какая информация должна лечь в его основу. Это понимание является следствием анализа готовности аудитории к обучению.

Исходя из этого, мы предварили знакомство студентов с жанром светской хроники проведением констатирующего среза.

Срез был проведен в группах второго курса Новокузнецкого педагогического колледжа № 1. Данная база не была выбрана нами случайно: студенты коллежа – будущие педагоги, от которых во многом зависит, что составит круг чтения их подопечных (учащихся начального и среднего звена общеобразовательной школы), и то, по каким критериям они будут оценивать всю поступающую информацию, - здесь мы исходим из воспитательной стороны образовательного процесса. Также мы учитываем и то обстоятельство, что некоторым выпускникам педагогического колледжа предстоит в дальнейшем стать редакторами стенных газет и школьных «малотиражек», а для этого им необходимо не только разбираться в различных жанрах публицистики, уметь их оценивать с различных позиций, но и, конечно же, создавать тексты. В ходе эксперимента были охвачены 89 человек. Эксперимент проводился в 2005 - 2006 гг. В качестве методики были выбраны анкетирование и задание творческого характера по созданию текста светской хроники. Результаты психолого-педагогического исследования первокурсников (это исследование ежегодно проводится в колледже) помогли представить общую характеристику обучаемых: студенты примерно одного уровня обученности, имеют приблизительно одинаковую подготовку, уровень культуры выше среднего, развитие коммуникативных способностей и творческая активность студентов средние, риторическими знаниями (это было выяснено нами в ходе предварительной беседы с аудиторией) второкурсники не владеют. Уровень знания публицистики в объеме школьной программы: ребята знакомы с некоторыми публицистическими жанрами также на школьном уровне (имеют представление о заметке и ее разновидностях, очерке, репортаже).

Цель данного эксперимента - определить, каково общее понимание студентами содержания понятия светская хроника, ее отличительных черт, назначения, а также выявить заинтересованность опрашиваемых в данном жанре и источники информации, к которым чаще всего прибегают студенты. Эта информация в дальнейшем поможет нам отобрать необходимый материал для опытного обучения, на чем-то сэкономить время, а на что-то обратить более пристальное внимание.

Проведенная анкета включала в себя 11 вопросов, позволяющих, на наш взгляд, более детально подойти к общей характеристике жанра светской хроники. Ниже приводится текст используемой анкеты.

А нкета

1. Современный человек не может существовать в информационном вакууме. Какой источник массовой информации вы используете чаще всего? Почему?

  • Пресса

  • Радио

  • Телевидение

  • Интернет

  • Что-то еще…

2. Какая именно информация Вас там интересует?

  • О событиях, произошедших в мире

  • О событиях, произошедших в стране

  • О спорте

  • О политике

  • О чем-то еще...

3. Знаете ли Вы, что такое светская хроника? Продолжите определение: светская хроника - это

4. В каких источниках информации чаще всего можно встретить светскую хронику?

5. Какой характер, по-вашему, носит светская хроника?

  • Информативный

  • Развлекательный

  • Рекламный

  • Какой-то еще

6. Являетесь ли Вы читателем (зрителем, слушателем) светской хроники? Если «да», то, что Вас в ней привлекает? Если «нет», то, почему?

7. Кто чаще всего является героем светской хроники?

  • Политики

  • Спортсмены

  • Ученые

  • Кто-то еще

8. Как Вы думаете, с какой целью создается светская хроника?

9.От каких факторов зависит успех светской хроники? Обоснуйте свой ответ.

  • Яркости, незаурядности факта

  • Актуальность и своевременность информации

  • Заинтересованность в данной информации читателя, зрителя, слушателя, пользователя

  • От качества подачи материала

  • От чего-то еще

10.Какими качествами должен обладать журналист, создающий светскую хронику?

  • Коммуникабельностью

  • Креативностью

  • Обаятельностью

  • Честностью

  • Обладать чувством юмора

  • Соблюдать профессиональную этику

  • Каким-то еще

11.Какой из предложенных текстов-образцов является светской хроникой? Отметьте правильный ответ. Обоснуйте свой выбор.

А) Свершилось! Джулианна Мур наконец-то вышла замуж за спутника жизни последних лет режиссера Барта Фройндлиха. 42-летняя актриса, которая в прошлом году была выдвинута на «Оскар», соединила свою судьбу с судьбой 33-летнего Фройндлиха во время частной церемонии, на которой присутствовали только самые близкие. Двое детей пары – пятилетний Калеб и Лив, которой всего один год, также были на торжестве.

Б) В нашей группе произошла забавная история. Шел урок биологии. Кто-то слушал лекцию, кто-то играл в «Морской бой», как вдруг раздался пронзительный крик. Перегорела лампочка, плафон почернел и стал раскачиваться… Девчонки повскакивали, боясь сесть под качающийся объект. Успокоить нас было трудно… Урок продолжился, когда девочки пересели на другие места. Только плафон падать и не собирался и висит по сей день, только…очищенный.

В) На Алтае похищен памятник Владимиру Ленину. Монумент, установленный около школы в совхозе «Барнаульский», изображал юного Владимира Ульянова за чтением книги. Ночью памятник сбросили с постамента и увезли. По словам работников школы, грабителей скорее всего привлек цветной металл, из которого изготовлена статуя.

12.Представьте, что Вы журналист, который знаком со «звездой». Напишите светскую хронику о мероприятии, на котором Вы и «звезда» присутствовали

В ходе анализа полученных результатов мы смогли выявить то, что в дальнейшем отразится на отборе материала для опытного обучения. Представляем анализ проведенной анкеты.

Отвечая на первый вопрос, студенты в 100% случаев называют телевидение и прессу, и только 4% процента из них указывает наряду с выше названными источниками информации еще и Интернет. Выборы ребята объясняют доступностью им этих источников и тем, что еще не все имеют возможность выхода в Интернет с целью удовлетворения своих информационных потребностей.

Анализ ответов на второй вопрос анкеты показал, что большинство участников опроса интересуют события, произошедшие в мире и стране, как правило, не связанные с политикой, в их число ребята включают информацию из сферы культурной жизни планеты, а также сведения о личной жизни знаменитостей.

Анализируя ответы на третий вопрос, мы узнали, что 59% опрашиваемых имеет достаточно правильное представление о светской хронике как явлении, но точной, четкой формулировки его не дают. В целом же, под данным жанром студентами понимается «любая информация, связанная с популярными личностями». Сопоставив это понимание с определением светской хроники (СХ), которое было сформулировано нами и используется в качестве рабочего: «Светская хроника – разновидность информационно-развлекательной хроники, цель которой усилить интерес к популярной личности с помощью неизвестных широкой публике интимных подробностей быта, взаимоотношений, биографии» [1; 28], видим, что понимание студентами данного жанра не является полным.

Среди источников массовой информации, в которых анкетируемые, чаще всего, сталкиваются с этим жанром, 97% ребят называются как традиционные (телевидение, пресса), так и только входящие в жизнь человека информационные источники (к каким ими был отнесен Интернет), – так ответили 22 %.

На вопрос о характере текстов светской хроники большинство отвечающих (67%) отмечают прежде всего их информативность и развлекательность, 29% называют рекламность, как признак, характеризующий тексты данного вида, и 4% второкурсников вообще затруднились что-либо указать.

Анкета позволила выявить нам и то, что всего лишь 62% студентов постоянно читают соответствующую жанру рубрику в газетах, журналах, по мнению остальных, данная информация не является для них значимой. Ведущим мотивом, влекущим зрительскую, читательскую аудиторию к этим материалам, анкетируемыми называется интерес к популярной личности и просто человеческое любопытство.

Отвечая на 7 вопрос, ребята довольно правильно перечисляют героев светских хроник, по их мнению, это политики, спортсмены, актеры, звезды модельного и шоу-бизнеса. Лишь 5% опрошенных к данной когорте отнесли и известных ученых (здесь, вероятно, отражается одностороннее понимание студентами элиты).

По мнению участников опроса, светская хроника призвана, прежде всего, информировать о случившемся в жизни звезд событии, развлекать аудиторию и только потом ее назначение - пиар (то есть повышение или понижение рейтинга популярности героя), в качестве еще одной коммуникативной задачи несколько человек выделило удовлетворение читательского любопытства.

Успех светской хроники, если исходить из студенческих ответов, зависит от яркости, скандальности, незаурядности (сенсационности) представляемых фактов – так считает 70%; степень популярности персонажа также является одним из критериев успешности речевого произведения – считают 13% анкетируемых; многое зависит от журналиста, то есть от качества подачи материала (от профессионального мастерства светского хроникера: то есть умения ярко, развернуто (полно), правдоподобно, легко для восприятия показать факт) – отмечают 11%; успешность может быть определена и степенью заинтересованности читателя, зрителя, слушателя, пользователя в подобной информации, то есть от того, насколько содержание светской хроники для них актуально и своевременно, – так ответили 6,5%; на последнее (2% ответов) место ставится критерий достоверности информации (к сожалению, мы не можем пока однозначно сказать, считают ли студенты данную информацию достоверной изначально, или же, наоборот, они понимают всю условность ее достоверности и просто не считают необходимым заявлять об этом критерии).

Журналист, судя по ответам ребят, не только должен быть профессионалом (в это понятие опрошенными включаются: коммуникабельность, образованность, креативность, внимательность к факту, умение сделать сенсацию из ничего и в то же время умение объективно подавать информацию); также светский хроникер должен обладать и рядом таких личностных качеств, как смелость, терпение, выносливость, целеустремленность, обаятельность, честность, обладать чувством юмора, быть тактичным и соблюдать профессиональную этику (выделенные ответы не многочисленны, и данное обстоятельство нас серьезно настораживает); 9% вообще затруднились назвать какое-либо из качеств журналиста - светского хроникера.

Выполняя 11 задание, 83% анкетируемых верно соотнесли первый текст «А» с жанром светской хроники, опираясь на внешний, весьма яркий, жанрово-определяющий признак – особый персонаж. 13% указали текст «В», так как под светской хроникой они понимают информацию о «любом происшествии». Критерий, который мы использовали при подборе текстов, – наличие ярких формальных признаков: «звездного» персонажа, события из его личной жизни, позволяющих сразу выделить светскую хронику из ряда других текстов.

С творческим заданием, это задание № 12, справились 36% опрошенных, 45% затруднились создать светскую хронику, 19% создали речевые произведения, не относящиеся к указанному жанру. Основнойящихся к данному жанру.стьы, света вообще).153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153153 Главный фактор, положенный ребятами в основу речевого произведения – фактор персонажа, стал опорой при создании текста. Фактор заголовка был учтен лишь 13% создателей светской хроники. Вероятно, это произошло оттого, что мы не акцентировали на нем внимания, а в формулировке задания не дали соответствующей установки. Все выполнившие задание довольно верно уловили, что основой (ядром) данного речевого произведения является хроника. Содержание работ не получилось насыщенным (в текстах можно выделить 1, редко 2 микротемы), хотя жанровая (формальная) наполняемость текстов разнообразна (ребята использовали анонс, репортаж, элементы интервью, портретную характеристику, отчет, анекдотическую ситуацию, намек) – на наш взгляд, все это делалось не осознанно, скорее, на уровне подражания, то есть на репродуктивном уровне исполнения. Тексты не были оригинальны, создалось впечатление о том, что ребята просто калькировали ранее прочитанные ими тексты светских хроник, изменяли только имена персонажей, время и пространство, то есть обстоятельства, в которых описываемые события происходили. Причем, образцы для подражания были явно негативные. Стоит отметить, что довольно открыто, прямо давалась ребятами оценка персонажам и описываемым событиям. Наше опасение, высказанное ранее по поводу игнорирования такого критерия как достоверность, сбылось: авторы не заботились о правдивости передаваемой ими информации, а также об этической ее стороне.

Проанализировав полученные ответы второкурсников, мы убеждены в том, что необходимо учить студентов создавать светские хроники. В обучение мы обязательно включим материал о способах создания эффекта достоверности передаваемой информации, рассмотрим этическую сторону творчества журналиста, в частности светского хроникера, а также уделим достаточное внимание заголовку и его видам, роли, которую он играет в тексте светской хроники. Уверены, что материал о языковых средствах выразительности письменной речи также займет свое место в обучении созданию текстов, относящихся к данному жанру.

Библиографический список

1. Бородина Н.В. Разновидности информационных жанров в системе детских высказываний // Речевые жанры в профессиональной риторике: теория и практика использования. Сборник статей. Часть 5/ Отв. ред. Т.А. Федосеева. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2005. – 91с.

Бочарова Т.И.,

к.п.н., доцент кафедры теории и методики

обучения русскому языку КузГПА

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ НЕПРИНУЖДЁННОЙ РЕЧИ В ВУЗЕ

Непринужденное взаимодействие между людьми в новых социально-коммуникативных условиях, ориентированное на «живое слово», становится все более распространенным. Естественное, свободное, нескованное общение, когда говорящий ведет себя без всякой натянутости, а в коммуникативной ситуации нет сдерживающих факторов (посторонний человек, незнакомая тема и пр.), – основа для непринужденного общения в современном обществе. Значительное изменение культурных ценностей и речевых ориентиров сегодня во многом способствует психологическому и лингвистическому раскрепощению личности. Свободное, «нескованное» общение все больше становится нормой в общении современной языковой личности, мышление которой освобождается от устаревших стереотипов и условностей.

Безусловно, данный процесс не избежал крайностей – непринужденность в коммуникации нередко воспринимается как безоговорочная свобода, за которой маскируется речевая вседозволенность, выражающаяся в злоупотреблении внелитературными элементами национального языка (жаргонизмы, инвективы и др.). Конечно, спектр непринужденного общения достаточно разнообразен, начиная бытовой, неподготовленной сферой и заканчивая регламентированной, строго официальной. Степень непринуждённости определяется уровнем коммуникабельности, речевой и психологической подготовленностью говорящего, запасом его фоновых знаний, типом коммуникативной ситуации (официальная/неофициальная) и т. п. В зависимости от уровня непринуждённости происходит достижение или недостижение поставленных целей общения.

Высокий уровень непринуждённости характерен для речи, которая произносится свободно, динамично, без психологической и речевой скованности, с использованием непринуждённых невербальных средств. Люди, умеющие говорить непринуждённо, обладают высоким уровнем коммуникабельности, имеют, как правило, богатый опыт общения, редко пользуются (особенно в неформальной обстановке) подготовленной речью, «домашними заготовками», часто импровизируют, выступая публично, и практически не допускают даже незначительных отступлений от литературных норм. Их высказывания всегда интересны, привлекают своей новизной, тонким изысканным юмором и «гладкостью» речи. Они всегда в центре внимания публики, их готовы слушать и часто предоставляют слово для выступления. Для среднего уровня непринуждённости свойственна меньшая свобода и естественность в общении, внутренняя скованность, некоторые затруднения при создании текста (паузы, сбивы, повторы, поиск нужных слов и т.п.). Низкий уровень непринуждённости характеризуется негибкостью речи, «муками слова», даже подготовленная речь звучит не всегда хорошо в силу боязни говорящего оторваться от листа бумаги, импровизировать. Люди с низким уровнем непринуждённости не умеют мыслить публично, стараются избежать выступления под любым предлогом. Импровизированная речь для них крайне нежелательна, и внутренние психологические барьеры выступают здесь главным тормозом непринужденной коммуникации.

Нам представляется целесообразным обращение в вузовской практике к непринужденному профессионально ориентированному общению, которое базируется на нормативных постулатах и служит показателем интеллектуально организованной, коммуникативно развитой личности, для которой характерен самый высокий уровень непринужденности.

Изучение непринужденной речи в вузе обусловлено общественной необходимостью развития свободной речи студентов – будущих специалистов – в различных коммуникативных ситуациях. Повышение эффективности непринуждённого (особенно импровизированного) общения актуально в современном вузовском образовании. Многие выпускники (особенно технических вузов) имеют недостаточный уровень владения техникой непринуждённого взаимодействия. Речь многих студентов по-прежнему далека от идеала – бесцветна, невыразительна, косноязычна. Бесспорными требованиями к общению, которые предъявляются сегодня на различных уровнях профессиональной деятельности, является коммуникабельность, общительность, умение эффективно контактировать с людьми. Однако именно этих качеств непринужденности, которые в ближайшем будущем могут обеспечить успешность профессионального роста, и не хватает молодым специалистам. В связи с этим очевидным становится явная необходимость более глубокого и всестороннего изучения данной темы.

С нашей точки зрения, профессиональное непринужденное высказывание – это естественная, свободная, нормированная речь, обеспечивающая необходимый уровень демократического общения, позволяющего максимально эффективно решить производственные задачи.

Безусловно, овладение качественной профессиональной непринужденной речью – достаточно длительный процесс, обусловленный различными (как лингвистическими, так и экстралингвистическими) факторами, в том числе и теми, которые связаны с непосредственным накоплением опыта, усвоением практических знаний в данной сфере. Однако придать должное ускорение этому процессу и в значительной степени активизировать его возможно уже на этапе вузовской учебной деятельности. Для этого требуется специально разработанная методика системного, углубленного изучения непринужденной речи во всем многообразии ее жанрового репертуара.

Вяльшина О.Г.,

ст. преподаватель кафедры гуманитарных

дисциплин и методик преподавания,

аспирант кафедры теории и методики

обучения русскому языку КузГПА



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Психолого-педагогические условия самореализации учащихся в образовательной среде детской школы искусств

    Автореферат
    Работа выполнена в государственном образовательном учреждениивысшего профессионального образования«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
  2. Слайд 1 Доклад: «Днем сегодняшним строим школу будущего»

    Доклад
    (Об основных направлениях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на территории Юго – Восточного образовательного округа).
  3. Б. И. Вершинин Л. Е. Попов С. Н. Постников

    Документ
    Состояние души. Беседы о педагогике как науке о путях реализации функциональных возможностей мозга./Б.И. Вершинин, Л.Е. Попов, С.Н. Постников, М.И. Слободской.
  4. Проекты из будущего в настоящий день архангельска

    Документ
    Деревянные малоэтажки вместо многоквартирных домов предложил строить в Архангельске профессор, заведующий кафедрой инженерных конструкций и архитектуры АГТУ Ю.
  5. Валгина Нина Сергеевна профессор, кандидат филологических наук. Светлышева Валентина Николаевна доцент, кандидат филологических наук. Пособие включает описание принципов русского правописания и изложение

    Изложение
    Пособие включает описание принципов русского правописания и изложение правил орфографии и пунктуации с учетом тенденций их развития, отраженных в практике современной печати.

Другие похожие документы..