Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Иконы постоянно жили рядом с русским человеком, участвовали в важнейших событиях истории. Поэтому знакомство с иконографией это одновременно знакомств...полностью>>
'Урок'
развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его пози...полностью>>
'Документ'
Понятие «региональная политика» обычно ассоциируется в политологии с современностью. Однако внимательный анализ исторических материалов показывает, чт...полностью>>
'Экзаменационные билеты'
Своеобразие романтической поэзии В. А. Жуковского (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Лирический сюжет и симво­лика стихотворения...полностью>>

А. Г. Воржецов основы социального прогнозирования учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

А.Г. ВОРЖЕЦОВ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО

ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Учебное пособие

Казань 2004

УДК 316.43

Основы социального прогнозирования: Учебное пособие/ А.Г. Воржецов; Казан. гос. технол. ун-т. Казань, 2004. 116 с.

Учебное пособие составлено в соответствии с разделом дисциплины «Разработка управленческого решения». Содержит анализ теории и практики социального прогнозирования, технологии прогнозных разработок.

Пособие адресовано студентам специальности 061000 и аспирантам, а также тем, кто занимается практическим прогнозированием социальных процессов. Подготовлено на кафедре государственного, муниципального управления, истории и социологии.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского Государственного Технологического Университета.

Рецензенты:

Р.В. Волков – профессор кафедры социологии и политологии Казанского государственного технического университета им. Туполева.

А.А. Мавлюдов – доцент, ведущий научный сотрудник отдела правоведения и политологии Института социально-экономических и правовых наук АН РТ.

Предисловие

Данное пособие предназначено для оказания помощи студентам и аспирантам в овладении научными знаниями о социальном прогнозировании. Социальное прогнозирование есть процесс разработки социальных прогнозов, который включает в себя такие основные этапы прогнозного исследования, как поисковое и нормативное социальное прогнозирование. Поисковый прогноз – это прогноз, содержанием которого является определение возможных состояний объекта социального прогнозирования в будущем, а нормативный прогноз – это прогноз, содержанием которого является определение путей и сроков достижения объекта социального прогнозирования в будущем. Завершает прогнозное исследование этап разработки рекомендаций для социального проектирования и социального планирования.

Результаты социального прогнозирования используются для разработки и принятия управленческих решений. Они имеют важное значение для повышения эффективности управленческой деятельности в целом, так как под управленческой деятельностью следует понимать процесс выбора наилучшего, т.е. оптимального варианта действий из многих возможных. Социальное прогнозирование способствует научному выбору оптимального варианта развития социальных процессов, что имеет важное значение в подготовке будущих управленцев.

Пособие содержит программу курса «Основы социального прогнозирования», составленную в соответствии с учебным планом и с учетом требований Государственного образовательного стандарта по данной дисциплине, тематику и основное содержание лекций, методические указания по изучению ключевых понятий и принципов социального прогнозирования. В пособие включены также планы семинарских занятий, сопровождаемыми библиографическими списками и вопросами для самоконтроля, темы рефератов.

Программа общепрофессиональной дисциплины «Основы социального прогнозирования»

Основной целью дисциплины «Основы социального прогнозирования» является изучение в целостном виде теории и практики социального прогнозирования.

Задачи изучения социального прогнозирования состоят в следующем:

  • знать теоретико-методологические основы социального прогнозирования;

  • уметь объяснить категории, методы и технологии социального прогнозирования;

  • практически освоить методы, технологии и методики социального прогнозирования;

  • способствовать приобретению студентами навыков и умений находить на основе результатов социального прогнозирования оптимальные решения социальных проблем.

Раздел I. Концепция «технологического прогнозирования»: история и современность

Тема 1. История возникновения и развития концепции «технологического прогнозирования» в России

Социальное прогнозирование как процесс разработки социальных прогнозов. Объект и субъект социального прогнозирования.

«Технологическое прогнозирование» как особый способ разработки социальных прогнозов. Вклад отечественных ученых в разработку концепции «технологического прогнозирования».

Эволюция статуса футурологии в истории страны. Позитивные изменения в отечественной прогностике на рубеже ХХ-ХХI веков.

Тема 2. Римский клуб и его роль в исследовании

проблематики будущего

Цели и задачи деятельности Римского клуба. Научное исследование проблем роста мирового народонаселения, роста промышленного производства и производства продовольствия, уменьшения минеральных ресурсов и роста загрязнения природной среды.

Негативные и позитивные прогнозы тенденций мирового социально-экономического развития.

Тема 3. Содержание и методология «технологического прогнозирования»

Прогностика и прогнозирование. Предвидение и предуказание.

Основные принципы и методы социального прогнозирования. Параметры прогнозов. Типология прогнозов.

Инструментарий прогнозирования. Основные этапы разработки прогнозов.

Раздел II. Технология прогнозных разработок

социальных процессов

Тема 4. Составление программы прогностического

исследования

Этапы и процедуры разработки программы прогностического исследования. Проблема социального прогноза. Предмет прогнозной разработки.

Цель и задачи прогностического исследования. Методологический инструмент прогностического исследования.

Организация прогностического исследования. Примерный перечень рабочих документов исследования.

Тема 5. Построение исходной модели социального

объекта

Этапы построения исходной модели социального объекта. Разработка концептуальной модели объекта. Построение тезауруса показателей. Экспертные оценки значимости показателей.

Последовательность операций при построении исходной модели. Построение модели прогнозного фона. Последовательность операций при построении модели прогнозного фона.

Тема 6. Поисковый прогноз

Методика прогнозного поиска. Выявление перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления. Принцип экстраполяции в будущее динамических данных, тенденции которых в прошлом известны. Дополнительные приемы минимизации недочетов прямой экстраполяции.

Проблемная ситуация и перспективы её развития. Этапы развития проблемной ситуации. Проблемная, критическая и катастрофическая ситуации.

Тема 7. Социальные проблемы и их систематизация

Сущность и особенности социальных проблем. Типы социальных проблем. Проблема, проблемное состояние, проблемная ситуация.

Построение «дерева социальных проблем». Последовательность операций при разработке поискового прогноза.

Тема 8. Нормативный прогноз

Характерные особенности нормативных разработок. Основные операции процедуры нормативного прогноза.

Особенности социальной цели. Виды и классификация социальной цели. Построение «дерева социальных целей».

Тема 9. Целевые ситуации и их прогнозирование

Сущность целевой ситуации. Основные виды целевых ситуаций. Идеальная, оптимальная и нормативная ситуации.

Прогнозирование идеальных ситуаций. Оптимизация и прогнозирование оптимальных ситуаций. Прогнозирование нормативных ситуаций. Последовательность операций нормативного прогноза. Выработка рекомендаций для управления.

Библиографический список

Основная литература

1. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование: Курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

2. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование нововведений. – М.: Наука, 1993.

3. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. – М.: Наука, 1984.

4. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. – М.: Наука, 1987.

5. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А Технология прогнозных разработок социальных процессов. – М.: Поиск, 1992.

6. Впереди ХХI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики (1952-1999 гг.) /Редактор-составитель И.В. Бестужев-Лада. – М.: Academia, 2000.

7. Грищенко В.Н., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. Часть 1. – СПб.: Петрополис, 1995.

8. Грищенко В.Н., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. Часть 2. – СПб.: Петрополис, 1996.

9. Прогностика: терминология /Отв. ред. В.И. Сидоров. – М.: Наука, 1990.

10. Рабочая книга по прогнозированию /Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. – М.: Мысль, 1982.

11. Социальное прогнозирование и моделирование /Под ред. В.М. Сафроновой. – М.: МГСУ, 1999.

12. Социальное управление: Словарь /Под ред. В.И. Добренького, И.М. Слепенкова. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

13. Энциклопедический социологический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. – М.: ИСПИ РАН, 1995.

Дополнительная литература

1. Альтернативная цивилизация. – М.: Владос, 1998.

2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.

3. Бауер А., Эхгорн В., Кребер Г. Философия и прогностика. Мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования /Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1971.

4. Бестужев-Лада И.В. К школе ХХI века: Размышления социолога. – М.: Педагогика, 1988.

5. Воржецов А.Г. Правовое социальное государство: Запад и Россия; КГТУ. – Казань: 1999.

6. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. - г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2000.

7. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991.

8. Загладин В., Фролов И. Глобальное прогнозирование современности: научный и социальный аспекты. – М.: Наука, 1981.

9. Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики /Под общ. ред. Т.И. Заславской. – М.: МВ ШСЭН, 2002.

10. Куда пришла Россия? Итоги социетальной трансформации /Под общ. ред. Т.И. Заславской. – М.: МВ ШСЭН, 2003.

11. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. гуманит.-социал. академии, 2003.

12 Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология /Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999.

13. Общая и прикладная политология: Учебное пособие /Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: Изд-во «Союз», 1997.

14. Основы социального управления: Учебное пособие /Под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высшая школа, 2001.

15. Основы экономического и социального прогнозирования /Под ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. – М.: Высшая школа, 1985.

16. Парсаданов Г.А., Егоров В.В. Прогнозирование национальной экономики: Учебник. – М.: Высш. шк., 2002.

17. Перспективы трансформации России. – М.: ЦОН МГУ, 1998.

18. Перспективы развития культуры в проблематике социального прогнозирования. – СПб.: ГУП, 1997.

19. Прогнозирование в социологических исследованиях /Под ред. И.В. Бестужева-Лады. – М.: Мысль, 1978.

20. Прогнозирование социальных потребностей молодежи /Под ред. И.В. Бестужева-Лады. – М.: Наука, 1978.

21. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. – 2003. – 17 мая.

22. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. – 2004. – 27 мая.

23. Социальные показатели образа жизни советского общества /Под ред. И.В. Бестужева-Лады. – М.: Наука, 1980.

24. Стратегическое планирование /Под ред. Э.А. Уткина. – М.: Изд-во ЭК МОС, 1999.

25. Теория прогнозирования и принятия решений /Под ред. С.А. Саркисяна. – М.: Высшая школа, 1977.

26. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1994.

27. Штомпка П. Социология социальных изменений /Пер. с анг. под ред. В.А. Ядова. – М.: Аспект Пресс, 1996.

28. Цыгичко В.Н. Прогнозирование социально-экономических процессов. – М.: Финансы и статистика, 1986.

29. Ясин Е.Г. Как поднять экономику России. – М.: Вита-Пресс, 1996.

Раздел I. Концепция «технологического прогнозирования»: история и современность

Лекция 1. История возникновения и развития концепции «технологического прогнозирования» в России

  1. Вклад отечественных ученых в разработку концепции «технологического прогнозирования».

  2. Эволюция статуса футурологии в истории страны.

  3. Позитивные изменения в отечественной прогностике на рубеже ХХ-ХХI веков.

В начале перестройки № 1, известной под названием НЭП – Новой экономической политики (1921-1929 годы), группе советских экономистов во главе с В.А. Базаровым была поручена разработка прогноза перспектив развития СССР на годы первой пятилетки (1928-1932 годы) и далее. В процессе работы ученые пришли к выводу, достойному самих высоких научных премий мира: невозможно предсказывать будущее состояние процессов или явлений, поддающихся изменению средствами управления, в том числе планирования – получается как бы саморазрушение или, напротив, самоосуществление предсказаний, причем, с учётом предсказанного. Вместо тщетных в данном случае попыток безусловных предсказаний учёные рекомендовали две качественно новые исследовательские технологии: «генетическую» (экстраполяция в будущее наметившихся тенденций с целью выявления или уточнения проблем, подлежащих решению средствами управления) и «телеологическую» (оптимизация трендов по заданным критериям и целям для выявления наилучших решений указанных проблем). По сути, речь шла о способах «взвешивания» возможных – ожидаемых и желательных – последствий намечаемых плановых и иных решений. Было сделано выдающееся научное открытие.

Отчет об этих выводах был опубликован в журнале «Плановое хозяйство» (1928), но был не понят и забыт. Заказчикам он не потребовался: первая пятилетка должна была явиться большим скачком от патриархализма к социализму. Тут требовалась не наука, а идеология, не анализ, а пропаганда, научного открытия как и не бывало. Названная статья была обнаружена только в 1980 г., частично опубликована в ряде научных работ, полностью воспроизведена в сборнике «Каким быть плану: дискуссии 20-х годов» только в 1989 г.

По иронии судьбы, американцы столкнулись с той же проблемой при попытке прогноза реализации программы «Аполлон». Ровно 30 лет спустя, ничего не зная о выводах своих русских коллег, они пришли к точно такому же заключению, только «генетический» подход назвали «эксплораторным» (в обратном переводе на русский – «поисковый»), а «телеологический» – «нормативным» (так и переведенным на русский язык). Оба подхода составили «технологическое прогнозирование», неточно переведённое у нас поначалу как «научно-техническое», хотя речь шла не об отрасли прогнозирования, а об особом, так сказать, алгоритмическом способе разработки прогнозов. Начался знаменитый «бум прогнозов» – триумфальное шествие «технологического прогнозирования» по всему миру в виде сотен институтов, тысяч секторов и отделов, специально занятых разработкой поисковых и нормативных прогнозов.

Во второй половине 60-х гг. этот «бум» докатился и до Советского Союза. Но ему предшествовала более чем 35-летняя «мёртвая зона», когда говорить и тем более писать о будущем можно было только в виде прямых (отнюдь не критических!) комментариев тех или иных высказываний «основоположников», либо «программных документов КПСС». Как известно из истории, тоталитаризм и прогнозирование – вещи взаимоисключающие, в чем нетрудно убедиться на примере любой страны мира, не исключая и нашу собственную.

Базарову и его коллегам было легко совершать эпохальные открытия: они работали в атмосфере научной мысли, хотя отравленной уже ядом идеологии тоталитаризма, но еще живой, бившейся не над цитатами, а над реальными научными проблемами, опиравшейся на все богатство мировой общественной мысли. Статья из «Планового хозяйства», о которой мы упоминали, была не одиноким оазисом в пустыне, а деревом в роще из сотен других статей о «будущем», над которыми возвышались гиганты – более двух десятков книг и брошюр на ту же тему, правда, большей частью, по понятным причинам, пропагандистско-утопического характера, но не потерявшие научного значения и сейчас. Среди последних «Будущее Земли и человечества» и другие брошюры из так называемой «калужской серии» К.Э.Циолковского, часть которых не решаемся переиздавать до сих пор, а также фундаментальная «Жизнь и техника будущего» под редакцией А.Анекштейна и Э.Кольмана, не уступавшая лучшим мировым стандартам тех лет. Кроме того, каждому прогнозисту того времени были хорошо известны произведения «ранней футурологии» второй половины XIX – начала XX века. Советскому исследователю будущего в середине 50-х гг. могла даже придти в голову мысль о том, что раз возможна наука о прошлом, история, так сказать, «пастология», то, по той же логике должна быть и наука о будущем – футурология. Откуда было знать, что тринадцатью годами раньше, в 1943 году, этот термин уже пустил в научный оборот на Западе О.Флехтгейм? Правда, в ином значении, в смысле «надидеологической философии будущего», противостоящей мангеймовской дихотомии «идеология, как оправдывание сущего – утопия, как отрицание сущего». Разве можно было догадаться, что вопрос правомерности «науки о будущем» станет во второй половине 60-х годов, на волне «бума прогнозов», предметом специального исследования двух научных коллективов – советского и американского («Комиссия 2000 года» под председательством Д. Белла) и что оба коллектива практически одновременно, не сговариваясь, придут к выводу о принципиальной невозможности подобной науки, ибо все науки изучают либо прошлое (исторические), либо будущее (все прочие), а «настоящее», с этой точки зрения, – не более как условная разделительная черта, через которую «будущее» ежесекундно перетекает в «прошлое». К тому же суть каждой науки – триединая функция описания (анализа), объяснения (диагноза) и предсказания (прогноза), так что заниматься прогнозированием должны все без исключения науки, заслуживающие этого названия, даже исторические (по-своему, разумеется).

Конечно, принципиальная невозможность конструирования науки о будущем как особой научной дисциплины, противостоящей наукам о прошлом и настоящем, вовсе не исключала возможности междисциплинарного исследования будущего как особой отрасли, особого направления научных исследований, типа исследований операций и т.п. К этой мысли на Западе пришли уже в конце 60-х гг., а мы только в конце 80-х. Вплоть до 1966 г. в русском языке даже не было слова «прогнозирование» (хотя «прогноз» существовал с XIX века). Оно обрело право на жизнь только в жестоких идеологических схватках второй половины 60-х гг. «До того» лишь изредка всплывала «прогностика», да и то в значении всё той же науки о будущем.

И все же идея возможности исследования будущего шаг за шагом пробивала себе дорогу в жизнь. С 1957 года начали появляться статьи академика Н.Н. Семенова – на ту же тему, что и у Бернала – «Наука и общество», да и ряда других ученых тоже. С 1965 года в высших академических кругах стал обсуждаться вопрос о возможности создания специального научного совета или хотя бы постоянно действующего семинара по научно-технической и социально-экономической прогностике. Особенно конструктивно этим вопросом занимались академик Д.И. Щербаков, академик А.Я. Берг, профессор И.А. Ефремов (знаменитый уже тогда писатель-фантаст, автор всемирно известной «Туманности Андромеды» – лучшего произведения советской научно-фантастической литературы), только что избранный в то время вице-президентом АН СССР по общественным наукам академик А.М. Румянцев и другие ведущие ученые страны.

Захлебываясь в противоречиях, подходила к концу перестройка № 2 – хрущевские реформы 1956-64-х гг. Родиться на сей раз прогностике живой или снова стать жертвой аборта – целиком зависело от политической конъюнктуры середины 60-х гг., кануна XXIII съезда КПСС.

На сей раз обстоятельства благоприятствовали становлению марксистско-ленинской футурологии. Очередные препятствия в её развитии появились лишь спустя несколько лет. Свергнувшие Хрущева политические силы во главе с Л.И. Брежневым пришли к власти под знаменем перестройки № 3 (косыгинские реформы 1966-68-х гг.). Одним из существенных ее элементов, помимо «развитого социализма», пришедшего на смену обанкротившемуся «коммунизму к 1980 году», «демократизации» и «хозяйственного самоуправления», а также уймы чисто пропагандистских лозунгов, было положение о необходимости расширения диапазона народно-хозяйственного планирования (не только экономического, но и социального), а также необходимости опоры планов на более солидную научную основу (в пику хрущевскому «волюнтаризму»). А что может быть солиднее такой основы, как прогноз, на который опирается план? Вот тут к месту оказался «бум прогнозов», катившийся с Запада. В русском языке появилось слово «прогнозирование». Почти одновременно с XXIII съездом КПСС в начале 1966 г. заговорили о предплановых прогнозных разработках.

Стали формироваться общественные организации обмена научной информацией между работниками в сфере прогнозирования. В 1967 г. образовалась секция социального прогнозирования советской социалистической ассоциации и научного совета АН СССР по проблемам конкретных социальных исследований, Общественный институт социального прогнозирования при Социологической ассоциации в составе более тридцати межинститутских рабочих групп, занявшихся различными аспектами прогнозирования социальных потребностей общества. Уже в первой половине 1967 г. постоянно действующий семинар по проблемам социального прогнозирования собрал сначала несколько десятков человек, через месяц – несколько сот, еще через месяц – свыше тысячи. Аналогичных масштабов семинары, коллоквиумы, симпозиумы, конференции по проблемам научно-технического и экономического прогнозирования собирались в Москве и Киеве. В 1968 г. была создана Советская ассоциация научного прогнозирования с почти ежемесячными многообразными семинарами, тысячными ежегодными конференциями и даже с собственным «толстым» журналом. Счет статьям и докладам по вопросам прогнозирования пошел ежегодно на сотни, монографиям (не считая популярной литературы) – до десятка и более.

В 1967 г. во время своих поездок в Париж и Москву Р.Юнгк обсуждал вопрос о возможности создания всемирной организации футурологии. Первоначальная идея заключалась в учреждении федерации возникших тогда национальных и интернациональных футурологических ассоциаций, в частности, общества «Мир будущего» (США), «Футурибль» (Франция, Италия, Испания), «Человечество 2000 года» (страны северо-западной Европы), аналогичных организаций, создававшихся в СССР и ряде стран Восточной Европы. Однако эту идею оказалось невозможным реализовать. Всемирная федерация исследований будущего была создана лишь в 1972 году в виде еще одной международной организации, состоящей из нескольких сот индивидуальных и нескольких десятков коллективных членов.

Разумеется, добиться разрешения на вступление в Федерацию советских специалистов и организаций было совершенно невозможно вплоть до 1989 г. Только, когда запретительные структуры стали рассыпаться, удалось настоять на коллективном членстве СССР в Федерации. А в те времена единственное, что практически можно было сделать, это образовать в 1970 г. (в условиях развертывавшегося погрома) в структуре Международной социологической ассоциации секцию футурологии (позднее исследовательский комитет 07 – «Исследования будущего»), где одним из двух сопрезидентов всегда был представитель СССР, а другим – очередной президент Всемирной федерации исследований будущего. Только таким замысловатым путём можно было обеспечить хоть какую-то включенность советских специалистов в международное сообщество футурологов.

Однако все эти огорчения отходили далеко на задний план перед грандиозной целью, которая казалась близкой к осуществлению. В 1967-1971 гг. в «высших сферах» (точнее, в кругах помощников ряда членов Политбюро ЦК КПСС) обсуждался вопрос о возможности создания государственной службы прогнозирования в виде специальной комиссии специалистов, способных «взвешивать» последствия принимаемых решений, при Политбюро ЦК КПСС, аналогичных комиссий при всех ведомствах общесоюзного и регионального уровня, при обкомах партии, во всей структуре плановых органов, на крупных предприятиях и в важнейших учреждениях, с научным подкреплением в виде сети кафедр прогнозирования в важнейших университетах страны и отделов прогнозирования в ведущих исследовательских институтах различного профиля.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. П. А. Корнилов территориальная организация населения учебное пособие

    Учебное пособие
    Данное пособие является одной из первых научно-учебных разработок по сравнительно новой, находящейся еще в стадии становления, дисциплине «Территориальная организация населения».
  2. Учебно-методическое пособие Издательство Казанского государственного технологического университета

    Учебно-методическое пособие
    Государственное и муниципальное управление: выпускная квалификационная работа: учебно-методическое пособие / Казан. гос. технол. ун-т; Бурганова Л.А., Идиатуллина К.
  3. Учебное пособие 2006 удк 65. 01 (075. 8) Разработка управленческого решения

    Учебное пособие
    Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Оно содержит 10 тем, раскрывающих основное содержание курса.
  4. Межэтнических и межрелигиозных отношений

    Документ
    Справочно-методические материалы разработаны в рамках проекта Секции (на правах отделения) Международного общества прав человека в России: «Тренинг для учителей сельских школ Тамбовской области по проблемам межэтнической и межрелигиозной толерантности».
  5. Трансформации политических режимов грузии, киргизии и украины (сравнительное исследование)

    Исследование
    Работа выполнена на кафедре политологии в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им.

Другие похожие документы..