Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Цели. Закреплять умения определять падежи имен существительных. Развивать орфографическую зоркость, речь и память учащихся Рассмотреть особенности я...полностью>>
'Программа'
Главный кардиолог Минздравсоцразвития РФ, Генеральный директор Российского кардиологического научно-производственного комплекса Росмедтехнологий, акад...полностью>>
'Документ'
Сегодня заметно активизировалась деятельность государства, частного бизнеса, политических партий, общественных организаций и других институтов гражда...полностью>>
'Документ'
В настоящее время на территории Российской Федерации, в частности, на территории Иркутской области отсутствует цивилизованный рынок найма жилья. Пред...полностью>>

Непрерывное профессиональное образование на базе региональных образовательных холдингов

Главная > Анализ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Непрерывное профессиональное образование

на базе региональных образовательных холдингов1

А.Н. Царьков, Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, генеральный директор МОУ «ИИФ», Президент НОУ ВПО «ИИТУ»

И.А. Бугаков, Заслуженный изобретатель РФ, доктор технических наук, профессор, заместитель генерального директора МОУ «ИИФ» по инновационным проектам, ректор НОУ ВПО «ИИТУ»

О. Н. Андрух, руководитель учебного подразделения МГТУ «МАМИ» при МОУ «ИИФ», заместитель генерального директора МОУ «ИИФ» по учебно-методической работе, кандидат технических наук, доцент

Ю.Н. Долгин, кандидат технических наук, доцент

Анализ состояния системы профессионального образования в современной России и перспектив ее развития в соответствии с рядом принятых в последние годы законодательных актов свидетельствует о необходимости поиска новых форм организации образовательной деятельности, адекватных мировым тенденциям в области образования и, в целом, тенденциям современного мирового развития. К наиболее важным из последних следует отнести, прежде всего, интеграцию, дополняемую и во многом обусловленную информатизацией. Интегративные процессы в какой-либо области человеческой деятельности приводят к повышению ее целостности и, как правило, возрастанию эффективности. Интеграция, осуществляемая одновременно в различных областях человеческой деятельности и на различных иерархических уровнях, ведет к глобализации.

Очевидно, что мировые интегративные процессы должны найти свое отражение и в национальных системах образования, приводя к интегративным изменениям их структур. Это тем более важно на фоне непрерывного и все более ускоряющегося возрастания объема знаний человечества о мироустройстве. Такое возрастание приводит, во-первых, к необходимости периодического объединения и обобщения знаний (обобщение – сущность познания), что имеет следствием появление интегральных специальностей. Во-вторых, к необходимости сдвига начала подготовки будущих специалистов на школьные годы. В-третьих, к появлению задачи постоянного обновления знаний и умений специалистов после окончания ими учебного заведения. Исходя из этого, в современном мире одной из основополагающих идей образования является идея непрерывности профессионального образования. При этом диплом, полученный по окончании учебного заведения, подтверждает принадлежность обладателя этого диплома к специалистам соответствующего уровня подготовки и направления профессиональных интересов. В процессе же трудовой деятельности специалист должен иметь возможность развить свои профессиональные качества посредством получения дополнительного профессионального образования различного уровня в соответствии с потребностями личности и общества. Очевидно, что традиционные курсы повышения квалификации в полной мере эту задачу развития выполнить не могут.

В современных условиях одним из наиболее важных уровней системы российского образования является региональный уровень. Именно в регионах сосредоточено большое количество высокотехнологичных градообразующих предприятий, функционирование которых невозможно без высокопрофессионального, постоянно обновляемого кадрового потенциала. Между тем статистические данные только по Московской области показывают, что средний возраст рабочих на этих предприятиях достигает 50 лет, инженерно-технических работников – на 2-3 года больше, а средний возраст научных сотрудников приближается к 60 годам. Доля же молодых специалистов в высокотехнологичных отраслях производства (в частности, в отраслях оборонно-промышленного комплекса) не превышает 6%.

Анализ состояния региональных рынков образовательных услуг с учетом потребностей предприятий и организаций в различных категориях специалистов приводит к необходимости управляемого совершенствования региональных систем непрерывного профессионального образования с использованием перспективных методов и технологий обучения и новых организационных форм взаимодействия образовательных учреждений различного профиля, учитывающих специфику регионального рынка труда. Однако до сих пор региональная сеть образовательных учреждений формируется, как правило, стихийно и бессистемно (особенно в сфере высшего и дополнительного профессионального образования). В результате в небольших районных городах создается множество различных «филиалов» и «представительств» столичных или областных вузов. По причине их разобщенности происходит дублирование специальностей, причем учебные планы и учебные программы слабо ориентированы на реальные потребности регионального рынка труда. Отсутствуют договорные отношения с предприятиями и учреждениями о трудоустройстве выпускников. Вследствие ограниченного финансирования материально-техническая база и учебно-методическое обеспечение таких образовательных заведений оставляет желать лучшего, учебные подразделения (факультеты, кафедры, лаборатории) не укомплектованы штатными сотрудниками, профессорско-преподавательский состав разобщен и привлекается к учебному процессу, как правило, на условиях почасовой оплаты труда, что не способствует повышению качества обучения. Поэтому наиболее подготовленные выпускники средних школ предпочитают получать образование (даже платное) в столичных или областных вузах с последующим трудоустройством в столице или областном центре, что приводит к нежелательному для регионов оттоку молодых специалистов и неблагоприятному усилению миграционных процессов. При этом все средства, получаемые от предоставляемых образовательных услуг, уходят в столицу или областные центры, а не идут на пополнение местного бюджета. Следовательно, слабые «мощности» образовательных учреждений и отсутствие возможности регулирования регионального рынка образовательных услуг с учетом специфики местного рынка труда (как одной из важных составляющих федеральной программы регулирования рыночной экономики в целом) препятствуют созданию в регионах эффективной системы непрерывного образования.

На наш взгляд, повышение эффективности региональной системы непрерывного образования возможно лишь путем использования новых организационных форм интеграции органов управления образованием, местных органов власти, реализующих образовательные программы образовательных учреждений различного уровня и профиля подготовки и трудоустраивающих выпускников предприятий различных форм собственности. Такие нетрадиционные корпоративные объединения, соединяющие материальные возможности и интеллектуальные ресурсы различных организаций и учреждений и усиленные специальными службами информационного обеспечения и сопровождения могут стать основой формирования регионально ориентированной системы подготовки кадров.

Наиболее подходящей структурой такого объединения является образовательный холдинг (в соответствии с федеральным законом «О холдингах» холдинг – «совокупность двух и более юридических лиц, связанных между собой отношениями по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения»). В состав холдинга могут входить организации различных организационно-правовых форм. Специфика образовательной деятельности в холдинговых отношениях выражается прежде всего в том, что образовательные учреждения, входящие в состав холдинга, действуют на основании собственных лицензий на право ведения образовательной деятельности, а не на основании лицензии головной компании. В частном случае головная компания может и не быть образовательным учреждением, её главная функция – профессиональное административное управление холдингом. Поэтому из возможных обстоятельств возникновения холдинговых отношений наиболее предпочтительным является заключение холдингового договора между головной компанией и другими участниками холдинга. Этого условия достаточно, чтобы юридически холдинговые отношения возникли. Причем государственная регистрация договорного холдинга обязательна лишь в том случае, если в договоре о создании холдинга будет принята норма, определяющая холдинг как консолидированную группу налогоплательщиков по федеральным налогам и сборам. Если такая норма не будет определена, то договорной холдинг не подлежит государственной регистрации.

К достоинствам холдинговой формы интеграции можно отнести, прежде всего, возможность сформировать в составе головной компании холдинга объединенную административно-управленческую структуру, включающую объединенную бухгалтерию, общее делопроизводство, службу материально-технического обеспечения, библиотеку, компьютерные классы и специализированные лаборатории, общий аудиторный фонд и т.д.. При этом концентрируются усилия по созданию учебно-методического комплекса, по разработке и изданию методических материалов, использованию передовых информационных технологий обучения. Появляется возможность объединения интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава, организации работы преподавателей и вспомогательного персонала на постоянной штатной основе. И, наконец, главное – объединение в рамках договорных холдинговых отношений образовательных учреждений и других участников, в частности, - потребителей образовательных услуг обеспечит возможность выработки единой политики по выбору направлений, специальностей и специализаций, ориентированных на конкретные потребности регионального рынка труда.

Таким образом, региональные образовательные холдинги позволяют вести целенаправленную подготовку требуемого количества специалистов по необходимым специальностям, минимизировать затраты на весь комплекс образовательных услуг, повысить качество подготовки специалистов, реализовать на практике идею непрерывного образования по схеме: «школа - довузовская подготовка - среднее специальное - высшее – дополнительное профессиональное образование – послевузовское образование (аспирантура, докторантура)». Они могут стать основными элементами региональных систем непрерывного профессионального образования.

1 Статья опубл. в сборнике трудов ХХII Межведомственной НТК, Серпухов, 2003, ч. 3. –329 с., С.10…12.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа "развитие и размещение производительных сил республики татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года" Основные направления

    Программа
    1. Утвердить прилагаемую Программу развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года.
  2. Публичный отчет о результатах деятельности государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Самарский техникум транспорта и коммуникаций 2011 год

    Публичный отчет
    о результатах деятельности государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Самарский техникум транспорта и коммуникаций
  3. Стратегия интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг

    Автореферат
    Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - сфера услуг)
  4. Постановление правительства белгородской области от 25 января 2010 г. N 27-пп Белгород об утверждении стратегии социально-экономического развития белгородской области на период до 2025 года (1)

    Документ
    В целях обеспечения согласованности стратегических приоритетов, консолидации усилий органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований области,
  5. Постановление правительства белгородской области от 25 января 2010 г. N 27-пп Белгород об утверждении стратегии социально-экономического развития белгородской области на период до 2025 года (2)

    Документ
    В целях обеспечения согласованности стратегических приоритетов, консолидации усилий органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований области,

Другие похожие документы..