Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Материалы, публикуемые в настоящей серии, имеют рабочий характер и могут быть включены в будущие издания. Авторы высказывают свои собственные мнения ...полностью>>
'Документ'
Редколегія залишає за собою право на незначне редагування тексту публікації, а також не розглядати ті, за які не буде сплачено вартості публікації або...полностью>>
'Документ'
– На Земле с давних пор любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говорить правду, но если человек хотя бы раз с...полностью>>
'Конкурс'
Международный молодёжный конкурс «Мистер Этно-2012» проводится 28 апреля 2012 в г. Ульяновске во Дворце культуры «Губернаторский» (Областное государс...полностью>>

Программа подготовки яхтенного рулевого 1 класса краткие сведения по истории парусного спорта

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА

подготовки яхтенного рулевого 1 класса

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ПАРУСНОГО СПОРТА.

УСТРОЙСТВО И ВООРУЖЕНИЕ ЯХТ.

Общая классификация парусных яхт: по назначению и району плавания, по форме корпуса, по

конструкции корпуса, по материалу изготовления. Гоночная классификация :яхты олимпийских классов, классы международные, национальные, свободные ,монотипы и пр .Типы парусного вооружения и формы.

Устройство корпуса яхты. Основные части корпуса яхты: нос, корма, днище, борта (подводная и надводная части) ,свесы, подзор, палуба, бак, ют, люки ,кокпит , трюм, рубки, иллюминаторы, руль, транец. Подпалубное пространство: фор- и ахтерпики, салон, каюты, камбуз, гальюн. Кокпит открытый, глухой ,самоотливной. Конструкция корпуса килевой яхты, швертбота .Набор корпуса. Основные детали набора :

- закладка: киль, штевни, дейдвуд, контртимберс, транец и крепления (кноп, старкница, транцкница), фальшкиль

-продольные связи: киль, кильсон, штевни, стрингеры ,карленгсы, привальные брусья и их крепление, брештук, гакабортная доска

. -поперечные связи: шпангоуты (гнутые, усиленные, натесные ), флоры, бимсы, полубимсы

-крепления: кницы висячие и горизонтальные

-детали крепления мачты в корпусе: пяртнерс, устройство степса

Типы обшивок: вгладь, кромка на кромку, шпоновая, их преимущества и недостатки. Шпунтовый пояс, ширстрек .Крепление поясов обшивки. Палубный набор. Бимсы ,полубимсы, усиленные бимсы. Устройство пяртнерса. Пиллерсы, струны, обвязка люков, кокпита, рубок.

Типы палубного настила : деревянный под лак ,обшивка под равентух, буртики, фальшборты, волнорезы, планширь. Ватервейс, мидельвейс. Крепление палубного настила. Заливка пазов палубы пеком, морским клеем, шпатлевка, покрытие палубы парусиной. Крепление дельных вещей на палубе.

Швертовое устройство: швертколодец, конструкция и детали-основание, стенки, поворотный болт, кницы .планширь. Крепление швертколодца к днищу и палубе. Шверт: типы швертов (кинжальные, мечевидные ,секторные), шверт-тали.

Рулевые устройства. Типы рулей: руль обыкновенный, балансирный и полубалансирный, постоянный и навесной. Части постоянного и навесного руля: перо руля, баллер, пятка, подпятник ,гельмпорт, головка руля ,румпель, удлинитель, штурвал, рулевая коробка, подьемное перо, сорлинь, петли, шкворень. Механические приводы для перекладки руля на крупных яхтах, проводка штуртросов.

Особенности конструкции и производства современных пластиковых яхт. Оборудование: болваны, матрицы, плазы. Материалы: стеклоткани, стекломаты, смолы. Укладка гелькоута, стекломатов, заделка швертового колодца, соединение корпуса и палубы.

Якорные устройства. Адмиралтейский якорь и его части: веретено, рога, лапы, чека, рым. Работа якоря. Типы якорей. Держащая сила якорей. Требования к подбору веса якорей. Якорный канат. Клюзы , полуклюзы, палубные стопора, шпили, брашпили .

Вооружение.

-типы вооружения: одномачтовые –кет, шлюп ;двухмачтовые- кеч, иол, тендер, шхуна.

-по рангоуту: гафельное , рейковое, бермудское. Мачта , ее части и устройство: топ, клотик, пяртнерс, шпор, ликпаз, краспицы, контркраспицы, оковки. Гик: нок и пятка гика ,оковки. Гафель, шпрюйт (реек), спинакер-гик. Традиционные и современные конструкции рангоута и материалы изготовления: деревянные, металлические, углепластиковые; сплошные, пустотелые, клееные, составные.

-стоячий такелаж и его назначение. Проводка стоячего такелажа бермудских и гафельных яхт. Ванты основные, топовые, ромбованты. Штаг: основной, топштаг, контрштаг. Бакштаги, ахтерштаги. Традиционные и современные материалы изготовления, определение нужного сечения материала. Детали для крепления стоячего такелажа на мачте и корпусе яхты.

-бегучий такелаж. Средства подьема парусов. Фалы: грота-фал, спинакер-фал, топенанты, стаксель-фал.

Средства управления и настройки. Шкоты: гика-шкоты, стаксель-шкоты, оттяжка шкотового угла грота (грота-шкоты), брасы (спинакер-брас и спинакер-шкот ).Оттяжки : галсового угла, гика, стаксель-шкота. Тали и их назначение, расчет выигрыша при подборе талей. Лопари, гордень, гинцы, гини. Завал-тали. Проводка бегучего такелажа основных, дополнительных и штормовых парусов. Материалы для бегучего такелажа .Выбор сечения тросов для бегучего такелажа. Комбинация проводки бегучего такелажа на одношкивных и двушкивных блоках с расчетом на заданный выигрыш в силе.

-дельные вещи: рым, коуш, такелажные скобы (мочки), блоки, утки. Стопора и их типы: клиновые,

2

стопорные, щелевые, кулачковые. Погоны: типы, устройство. Кипы, ползуны. Штаг- и вант-путенсы ,талреп и его устройство. Устройства, применяемые на современных яхтах :лебедки фаловые и шкотовые, машинки для регулировки стоячего такелажа и перемещения мачты, рычажное устройство для бакштагов.

Парус и его части. Полотнища, шкаторины, углы, боуты, фаловая дощечка, ликтросы. Латы и их назначение. Наименование парусов (основные и штормовые):грот, стаксель ( классический, топовый, генуэзский, геннакер, балун, штормстаксель, трисель ). Спинакер. Основные, добавочные и штормовые паруса.

Конструкция паруса. Наименование частей паруса. Углы: фаловый, галсовый, шкотовый. Шкаторины: передняя, нижняя, задняя, верхняя (при рейковом, гафельном вооружении). Лат-карманы. Основные способы укладки полотнищ при изготовлении парусов, швы. Усиления на парусе : боуты, фальшшвы, фаловые дощечки ,люверсы, кренгельсы, ликтросы. Рифовое устройство: риф-банты, риф-штерты, риф-сезни, риф-шкентель, риф-кренгельсы. Средства крепления паруса к рангоуту и штагам: ликтросы, ползуны, раксы, карабины , шнуровка, слаблинь, ликпаз. Булинь и его назначение. Гроташкот, бензель, галсы.

Материалы, применяемые для изготовления парусов: натуральные, синтетические : лавсан, дакрон, капрон, кевлар, углеволокна. Особенности структуры и требования к парусным тканям. .

Уход за парусами и их хранение.

Снабжение и оборудование яхт: спасательные приборы, водоотливные средства, водоотсосы, помпы, ведро, черпак, весла, футшток, отпорный крюк. Средства сигнализации: зрительные, звуковые. Флаги, ракеты, туманный горн. Средства связи (общее описание ): радиосвязь, телефонная мобильная связь, Интернет. Штурманское оборудование.

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ПАРУСНОЙ ЯХТЫ.

Характеристика формы корпуса парусной яхты. Главные размерения яхты: длина, ширина, высота борта, осадка. Длина наибольшая (L), длина по КВЛ (L квл). Ширина наибольшая (B), ширина по КВЛ (Bквл) . Высота надводного борта (F) . Осадка средняя (Т ср). Отношение длины по ватерлинии к ширине, ходкость и остойчивость яхты. Отношение ширины по КВЛ к осадке, ходкость, остойчивость и мореходность .Отношение наибольшей длины к высоте борта, прочность и жесткость корпуса.

Теоретический чертеж яхты. Диаметральная плоскость (ДП), основная плоскость (ОП), плоскость мидель-шпангоута. Проекции теоретического чертежа: бок, полуширота, корпус. Кривые линий сечений: батоксы, ватерлинии, шпангоуты, рыбины (диагонали). Объемное водоизмещение, коэффициенты общей полноты, полноты площадей ватерлинии и мидель-шпангоута, продольной полноты и их влияние на мореходные качества.

Мореходные качества. Плавучесть. Центр величины (ЦВ), центр тяжести (ЦТ) .Водоизмещение объемное и весовое. Запас плавучести. Непотопляемость.

Остойчивость поперечная и продольная , статическая и динамическая. Метацентр, метацентрическая высота, метацентрический радиус. Момент статической остойчивости. Диаграмма остойчивости килевых яхт, шверботов и многокорпусников. Остойчивость формы. Остойчивость веса. Остойчивость под парусами. Дифферент и его влияние на ходовые качества яхты.

Центровка яхты. Центр парусности (ЦП) и центр бокового сопротивления (ЦБС) . Их взаимное расположение. Практическое определение положения ЦП и ЦБС .Влияние центровки на управляемость, поворотливость и устойчивость на курсе. Перемещение ЦП в зависимости от направления ветра и положения паруса.

Управляемость. Устойчивость на курсе. Поворотливость, руль и силы при его перекладке. Циркуляция. Влияние площади руля , расстояния его от ЦБС и угла перекладки руля на поворотливость.

Ходкость яхты. Элементы гидродинамики. Баланс сил тяги и сопротивления. Силы ,действующие на корпус и паруса яхты. Сопротивление трения, волновое сопротивление, индуктивное сопротивление, сопротивление крена. Влияние формы корпуса на величину сопротивления трения. Волновое сопротивление, его образование и влияние на скоростные качества яхты. Основы движения яхты. Дрейф. Крен. Гоночные качества яхты, ходовые качества яхты на лавировке. Эффект глиссирования. Качка.

ОСНОВЫ АЭРОДИНАМИКИ ПАРУСОВ,

Аэродинамическая сила. Особенности работы паруса как крыла. Силы, действующие на паруса. Вымпельный ветер. Роль составляющих аэродинамической силы на различных курсах относительно вымпельного ветра. Аэродинамическое сопротивление парусного вооружения. Индуктивное сопротивление, сопротивление трения. Сопротивление формы. Сравнительные характеристики прямых и косых парусов. Угол атаки паруса и его влияние на силу тяги .Критический угол

3

атаки. Зависимость угла атаки от силы ветра и курса относительно ветра. График изменения подъемной силы в зависимости от лобового сопротивления и угла атаки (поляра паруса). Скручивание паруса. Профиль паруса. Центр парусности и его вычисление . Полнота, «стрелка» профиля, «пузо» паруса, горб задней шкаторины. Связь профиля и силы тяги паруса ,зависимость от силы ветра. Взаимодействие парусов. Влияние передних парусов на грот. Настройка парусов. Работа паруса на полных курсах. Спинакер. Раскрой, уход, устранение дефектов парусов. Физические свойства парусных тканей. Устранение дефектов парусов с помощью такелажа и рангоута.

ТЕХНИКА УПРАВЛЕНИЯ ЯХТОЙ.

Основные термины: курс яхты, угол ветра. Острые и полные курсы. Курсы яхты относительно ветра : левентик, бейдевинд (крутой, полный) , галфвинд, бакштаг (крутой, полный), фордевинд. Понятия: «лечь в

дрейф», «стать в левентик», наветренный, подветренный, правый, левый галс. Маневры: идти круче- полнее, выше-ниже, привестись – увалиться, поворот оверштаг, поворот фордевинд, лавировка.

Общие сведения об управлении парусной яхтой и постановке парусов. Определение наиболее правильной комбинации парусов при различных курсах и силе ветра для обеспечения безопасности, лучшей управляемости и оптимальной скорости яхты. Порядок постановки, уборки парусов на одномачтовых и многомачтовых спортивных судах. Взятие рифов.

Техника управления: общие правила согласованной работы рулем и шкотами, взаимодействие членов экипажа. Техника выполнения основных приемов и маневров. Особенности техники управления в зависимости от силы ветра и состояния акватории; управление яхтой в условиях штормовых и слабых ветров. Работа со спинакером. Различные варианты отхода от бона и подхода к бону. Выбор места для якорной стоянки (грунт, защищенность, возможность сообщения с берегом и т.п.). Постановка на якорь. Буйреп, его назначение и использование. Подготовка якоря к отдаче. Выбор момента для отдачи якоря. Порядок уборки парусов при постановке на якорь. Меневры в случае неудачной постановки на якоря (напр. якорь не забрал).Определение необходимой длины вытравленного якорного каната в различных условиях якорной стоянки. Определение возможного дрейфа во время стоянки на якоре и меры его предотвращения. Стоянка на двух якорях, гуськом, постановка на шпринг. Съемка с якоря при различных условиях. Порядок постановки парусов, выбирания якорного каната. Положения: «панер», «якорь», «якорь чист». Выбор момента для уваливания на нужный галс. Уборка якоря. Маневры при уваливании на опасный галс. Постановка на бочку, съемка с бочки под парусами. Повороты оверштаг и фордевинд.

Особые случаи управления парусными яхтами. Действия экипажа в ситуациях резкого ухудшения погоды (шквал, туман).Нахождение в дрейфе. Взятие рифов и смена парусов на ходу. Управление яхтой при свежем ветре и в шторм. Посадка на мель и снятие с мели. Закренивание яхты при снятии с мели. Завоз якоря, верпа. Снятие с мели с помощью буксира. Маневрирование по команде «Человек за бортом!». Оказание помощи судну, терпящему бедствие. Спасание людей. Буксировка. Постановка на буксир. Прием буксира. Способы буксировки: в несколько колонн, на общем уровне. Способы крепления буксира на яхте. Отдача буксира. Меры на случай немедленной отдачи буксира. Управление яхтой, идущей на буксире (повороты, предупреждение рывков). Правила поведения членов экипажа яхты , идущей на буксире. Выбор длины буксирного конца. Действия экипажа в случае обрыва буксира. Буксировки тузика или шлюпки на большой волне. Крепление буксирного конца на тузике или шлюпке. Опрокидывание швертбота и действия экипажа по постановке яхты на ровный киль. Временные рули, их применение. Управление яхтой без руля при помощи парусов. Поломка мачты, гика, гафеля, штагпирса и устранение этих аварий судовыми средствами. Действия рулевого при обрыве штага, ванты, бакштага, ахтерштага. Меры предупреждения аварий.

НАВИГАЦИЯ.

Предмет навигации. Форма Земли. Основные точки и круги на земном шаре. Меры длины, применяемые в судовождении, их происхождение. Широта и долгота места. Разность широт и долгот. Истинный меридиан, истинный горизонт, истинные курсы и пеленги. Деление горизонта на румбы и градусы. Видимый горизонт и его дальность. Дальность видимости предмета.

Земной магнетизм. Склонение. Магнетизм судового железа.. Основные явления и свойства магнетизма. Девиация компаса. Аномалия. Магнитные и компасные курсы и пеленги. Магнитный компас. Общие сведения о компасе. Классификация магнитных компасов по устройству и назначению. Устройство 127- миллиметрового компаса. Шлюпочный компас. Использование компаса. Уход за компасом.

Лаги и лоты. Устройство простого лага. Простейшие способы определения скорости яхты («голландский

4

лаг»). Механические лаги. Ручной лот, его устройство и пользование им.

Морские карты. Картографические проекции. Масштаб карты. Краткие сведения о построении меркаторских карт. Рамка карты. Меркаторская сетка. Навигационная прокладка. Инструменты для

прокладки. Выверка навигационно-прокладочных инструментов.

Перевод и исправление курсов. Перевод истинных курсов в компасные и наоборот. Дрейф. Учет дрейфа при исправлении курсов. Исправление компасных курсов общей поправкой компаса. Таблица девиации. Перевод и исправление курсов яхты с попутным нахождением девиации из таблиц и склонения с карты. Исправление пеленгов. Перевод истинных пеленгов в компасные. Исправление курсов алгебраическим способом. Способы определения места судна . Предметы, служащие для определения места. Определение места яхты по одному (крюйс-пеленг), двум, трем пеленгам, по двум горизонтальным углам. Плавание в тумане. Опознание места яхты в тумане по курсу и глубинам.

Прокладка пути яхты на карте. Выбор пути .Предварительная и исполнительная прокладка. Задачи с учетом дрейфа и течения. Правила ведения судового журнала.

ЛОЦИЯ.

Общая лоция морей. Мероприятия по обеспечению безопасности судовождения. Морские опасности и их ограждение. Лоция разрешенного района плавания. Рельеф дна, фарватеры, мели, опасные и запретные зоны. Терминология. Средства навигационного ограждения: маяки, огни, знаки, вехи, бакены, створы. Береговые предостерегающие знаки. Общее понятие об устройстве маяков. Деление маяков по назначению.

Характер освещения маяков. Дальность видимости, сектор освещения , цвет огня и период. Башни,знаки, створы. Плавучие средства ограждения опасности. Плавучие маяки.

Местная лоция. Знание на память лоции разрешенного района плавания. Изучение лоции предполагаемого района плавания.

Морские карты и их классификация. Чтение карт. Корректура карт, лоций, книги «Огни и знаки» , Извещения мореплавателям. Дополнения к книге «Огни и знаки» , другим навигационным пособиям. Сборные листы. Подбор пособий , необходимых для предстоящего перехода. Каталог карт и книг.

МЕТЕОРОЛОГИЯ.

Атмосферное давление. Суточный ход давления. Приборы для измерения и записи хода изменения давления. Погода. Общая циркуляция атмосферы. Атмосферные фронты. Циклон, антициклон, ложбина гребень, седловина. Температура воздуха. Влажность, облачность , осадки. Природа и типы облаков. Облачная динамика. Характеристика облаков (нижнего яруса, вертикального развития, среднего яруса, верхнего яруса ) .Штормовые облака :признаки приближения шквалов и ураганов. Ветер при прохождении шквала. Бризы: природа, суточный ход. Наблюдение и прогнозирование погоды по местным признакам.

Понятие о ветре. Общая циркуляция атмосферы. Ветры барические и местные. Структура воздушного потока. Сила ветра. Шкала Бофорта. Устройства для замера силы ветра. Влияние рельефа местности, времени суток на направление и силу ветра. Бризы: природа, суточный ход.

Течения. Течения на реке. Морские течения, приливы и отливы. Влияние береговой черты, глубины воды, естественных и искусственных препятствий на скорость и направление течений. Простейшие практические способы замеров скорости течений. Использование течений в гонках.

Волна. Элементы волны: гребень, вершина, ложбина, подошва. Характеристика волны: высота, длина, крутизна, период, скорость распространения, направление распространения. Волны ветровые, мертвая зыбь, влияние глубины воды и формы дна на волну. Отличия волн на закрытых водоемах (реки, водохранилища) и открытых водных пространствах (большие озера, моря).

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ НА ЯХТАХ

Основные положения «Правил предупреждения столкновения судов в море». Знание ППСС в части несения огней, знаков, подачи звуковых сигналов и применение правил управления судами. Правила плавания по внутренним водным путям ( все, что касается правил расхождения, несения огней, знаков на берегу, гидротехнических сооружений, подачи звуковых сигналов). Права и обязанности командиров-рулевых и членов экипажа на борту яхты. Дисциплина как основа безопасного плавания. Меры предупреждения несчастных случаев на воде. Оказание первой помощи: травмы, спасение утопающих. Местные правила плавания парусных яхт. Инструкция по обеспечению правил безопасности плавания на яхтах. Этика поведения яхтсмена на борту своей и чужой яхты, при заходе в чужие порты.

Спасательные приборы (спасательный жилет, спасательный круг, страховочный пояс). Проверка их на пригодность и пользование ими. Яхтенная одежда. Меры безопасности при работе на палубе. Выживание

5

при длительном нахождении в воде. Меры безопасности при работе на камбузе. Противопожарные мероприятия на борту яхты. Тушение пожара. Судовая аптечка и пользования ею.

СУДОВЫЕ И РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ.

Освидетельствование технического состояния деревянных корпусов яхт и швертботов., рангоута и вооружения. Составление дефектной ведомости. Просушка и проветривание корпуса перед зимним хранением. Способы удаления старых покрытий. Шпатлевка корпуса. Состав шпатлевок. Приготовление

красок. Растворители. Приготовление клеев. Ремонт палубы. Удаление негодной заливки пазов палубы. Приготовление пека и морского клея. Ремонт деревянного корпуса. Уход за деревянным корпусом.

Ремонт стеклопластикового корпуса. Заделка пробоин. Уход за стеклопластиковым корпусом.

Ремонт металлического корпуса. Заделка пробоин при помощи сварки, на заклепках, временная заделка при помощи «цементного ящика». Предохранение корпуса от коррозии. Окраска металлического корпуса.

Спуск судов на воду. Техника безопасности при работах по спуску судов. Течь. Меры по устранению течи ниже и выше ватерлинии, в районе шпунтового пояса, под степсом. Яхта во время навигации. Малые и большие приборки. Просушивание яхты, парусов, парусных изделий. Стоянка судов. Обеспечение надежности стоянок и сохранности технического состояния корпуса и рангоута. Профилактический ремонт.

Работа с парусами. Ремонт хлопчатобумажных и синтетических парусов. Раскрой паруса. Чертеж, плаз, подкройка парусов. Работа на швейной машине, техника безопасности. Ремонт парусов вручную, прошивка ликтросов, установка люверсов.

ТАКЕЛАЖНОЕ ДЕЛО.

Тросы, употребляемые на спортивных парусных судах: растительные, синтетические, стальные. Тросы растительные: пеньковые, манильские, сизальские, хлопчатобумажные. Материалы для их изготовления и область применения с учетом их прочности. Сравнительные качества растительных тросов, их недостатки. Сравнительные качества смольных и бельных тросов .Различие растительных тросов по способу их изготовления. Элементы растительного троса, порядок свивки . Тросы прямого и обратного спуска. Сравнительные качества тросов тросовой и кабельной работы, область применения. Различие растительных тросов по количеству прядей: трехпрядные, четырехпрядные. Сердечник и его назначение. Стальные тросы: оцинкованные, не оцинкованные. Материалы для изготовления стальных тросов и сердечников. Влияние оцинковки на прочность и долговечность стального троса. Элементы стального троса: проволока, прядь, стрендь, сердечник. Различие стальных тросов: мягкие, полужесткие, жесткие. Область применения различных стальных тросов на спортивных парусных судах. Синтетические тросы. Материалы для их изготовления. Сравнительные качества синтетических и растительных тросов. Область применения.

Прием тросов. Маркировка тросов. Определение качества тросов по внешним признакам. Понятие о разрывной и рабочей крепости стальных и растительных тросов. Практическое определение разрывной крепости различных тросов. Практические расчеты толщины растительных и стальных тросов одинаковой прочности. Порядок роспуска и разделки бухт стальных и растительных тросов. Хранение тросов. Способы предохранения тросов от влияния атмосферных осадков. Воды, кислот, копоти. Огоны и сплесни на стальном , растительном и синтетическом тросах. Простой огон, бензели , марки.. Кнопы: простой и стопорный.

Такелажный инструмент: свайка, нож, парусная игла, гардаман (платан), мушкель, драек, зубило.

Морские узлы, их особенности, названия и пратика применения. Связывающие узлы: прямой, рифовый, плоский, шкотовый, брамшкотовый. Петли: беседочный, двойной беседочный,. Удавки: удавка, удавка со шлагом. Штыки: простой штык, рыбацкий штык, штык с двумя шлагами, задвижной штык. Стопорные узлы :стопорный узел, восьмерка. Специальные узлы: сваечный, гачный, шлюпочный, выбленочный, буйрепный, буксирный. Наложение марки простой и прошивной.

ПРАВИЛА ПАРУСНЫХ ГОНОК.

Назначение правил парусных гонок, что относится к понятию «правила»;действующие правила парусных гонок- международные и национальные, положения о соревнованиях, гоночные инструкции, национальные правила пользования водными путями, предписания местных властей и руководства яхт-клуба.

Основные типы дистанций парусных гонок: олимпийские, свободные. Типы олимпийских дистанций; старты, знаки дистанции, порядок их огибания, финиш. Гоночный комитет: состав и функции. Права

6

гоночного комитета. Права и обязанности гонщиков: участники соревнований, мандатная комиссия, документы спортивные, квалификационные, прочие. Запрещенные соревнования, запрещенные средства

(допинги); экологические требования к организаторам и участникам соревнований.

Сигналы. Виды сигналов: зрительные, звуковые. Их назначение на старте и в течение гонки. Порядок стартов, фальстарты : индивидуальные и общие. Действие фальстартовавшей яхты.

Основные двухфлажные сигналы: старт открыт, гонка отложена, гонка прекращена, гонка отменена, дистанция сокращена , и пр.

Понятие об одиночной гонке и серии гонок (регате). Типы гонок: гонки флота, матчевые, командные. Гонки на большие расстояния, гонки монотипов, классные гонки и гонки с гандикапом.

Результат соревнований. Система подсчета очков,штрафы за различные нарушения (фальстарт, дисквалификация) , выброс результатов худшей гонки.

Основные правила расхождения и особенности их применения на старте, на лавировке, на полных курсах и при прохождении препятствий. Ограничения яхты, имеющей право дороги и права яхты, уступающей дорогу.

Правила на старте. Действия в случае индивидуального или общего отзыва.

Главные правила на лавировке. Понятие права дороги и как уступать дорогу. Правый галс- левый галс, наветренный- подветренный , поворот оверштаг, поворот оверштаг от препятствия.

Правила на полных курсах. Правила обгона с наветра, с подветра. Права и обязанности обгоняющей и обгоняемой яхт.

Правила огибания знаков. Связанность, чисто сзади- чисто впереди, внутренний- наружный. Понятия «место» и «уступить дорогу».

Протест. Порядок заявления протеста на воде (флаг, окрик). Оформление протеста на берегу. Заполнение протестового бланка, Протестовый комитет (жюри). Стороны протеста. Процедура рассмотрения протеста.

СИГНАЛИЗАЦИЯ И СРЕДСТВА СВЯЗИ.

Важнейшие однофлажные и двухфлажные сигналы по МСС.

Сигнализация на внутренних водных путях :

- визуальная сигнализация

- ночная ходовая сигнализация

- ночная стояночная сигнализация

- дневная сигнализация

- особая сигнализация

- звуковая сигнализация

Радиосвязь на внутренних водных путях:

- особенности радиосвязи на внутренних водных путях

- принципы организации радиосвязи на внутренних водных путях

- возможности радиосвязи

- правила ведения радиосвязи

- средства связи и рекомендации по эксплуатации радиостанций

Радиосвязь в морских районах с применением Глобальной международной системы связи при

Бедствии и для обеспечения безопасности ( ГМССБ ):

- виды связи в ГМССБ

- функции ГМССБ

Литература и источники для подготовки по теме «Сигнализация и средства связи « :

- « Школа яхтенного капитана «

- « Радиосвязь на внутренних водных путях « В.Евстратов. http://www.mys.ru

- Правила плавания на внутренних водных путях ( в редакции приказа Минтранса РФ № 114 от

31.03.2003 г.) http://www.kadis.ru

- Виды связи в ГМССБ, функции ГМССБ ррр

ПРОГРАММА

Подготовки яхтенных рулевых 2-го класса

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ПАРУСНОГО СПОРТА.

УСТРОЙСТВО ЯХТЫ.

Понятие «яхта» -общее описание: назначение, особенности, яхты спортивные и прогулочные.

Классификация яхт – по назначению и району плавания: яхты гоночные, крейсерско-гоночные, крейсерские ( речные, озерные, морские),яхты дневного плавания и яхты для дальних морских плаваний. Гоночная классификация: яхты олимпийских классов, классы международные, «признанные» , национальные; яхты юношеских классов, свободных классов, формульные, монотипы. По форме корпуса: однокорпусные и многокорпусные (катамараны, тримараны). По конструкции корпуса:

Килевые яхты, швертботы, компромиссы. По материалу изготовления: деревянные, металлические, фанерные, шпоновые, пластиковые .

Основные части яхты. Нос , корма, днище, борта правый и левый, скулы, носовой и кормовой свесы, транец, палуба, (бак, ют, кокпит ), надстройки, рубка, палуба рубки. Люки: входные, световые, форлюк, ахтерлюк, иллюминаторы. Подпалубное пространство : форпик, ахтерпик, салон, каюты, камбуз, гальюн. Кокпит- открытый, глухой, самоотливной.

    Основные размерения яхты: длина общая (LOA), длина по ватерлинии (LWL), ширина , осадка,

    высота надводного борта ,мидель, диаметральная плоскость, ватерлиния, шпангоуты, Понятие о теоретическом чертеже яхты. Проекции: бок, корпус, полуширота. Понятие о шпации.

    Устройство корпуса яхты. Основные детали корпуса яхты. Классические конструкции (деревянные, металлические, фанерные):

    -закладка: киль, штевни, дейдвуд, контртимберс, транец и крепления (кноп, кница, транцкница), фальшкиль.

    -продольные связи: киль, кильсон, штевни, стрингеры, карленгсы, привальные брусья

    -поперечные связи: шпангоуты, флоры, бимсы, полубимсы

    -крепления, кницы: висячие и горизонтальные

    -детали крепления мачты в корпусе :пяртнерс, устройство степса

    -обшивка: вгладь, кромка на кромку, шпоновая

    -палубный настил: деревянный под лак, обшивка под равентух, буртики, фальшборты, волнорезы, планширь

    -швертовое устройство: швертколодец ( конструкция и детали: основание, стенки, поворотный болт, кницы, планширь), крепление швертколодца к днищу и палубе; шверт, типы швертов: кинжальные, мечевидные, секторные. Шверт-тали.

    -рулевое устройство: постоянные рули- балансирные, полубалансирные, баллер, перо руля, петли, пятка, подпятник, гельмпорт, головка, румпель, удлинитель руля. Использование штурвалов. Навесные рули: рулевая (баллерная ) коробка, подъемное перо, сорлинь, петли, шкворень.

    Особенности конструкции и производства современных пластиковых яхт:

    -оборудование: болваны, матрицы, плазы. Материалы: стеклоткани, стекломаты, смолы. Укладка гелькоута, стекломатов, заделка швертового колодца. Соединение корпуса и палубы.

    Вооружение. Типы вооружения: одномачтовые –кет, шлюп; двухмачтовые- кеч, иол, тендер, шхуна. Рангоут.Типы вооружения по рангоуту: гафельное, рейковое, бермудское. Рангоутные «дерева». Мачта, ее части, и устройство: топ, клотик, пяртнерс, шпор, ликпаз, краспицы, контр-краспицы, оковки.Гик: нок и пятка гика, оковки. Гафель, шпрюйт, (реек), спинакер-гик. Традиционные и современные конструкции рангоута и материалы изготовления: деревянные, металлические, углепластиковые; сплошные, пустотелые, клееные, составные.

    Стоячий и бегучий такелаж. Понятие о стоячем и бегучем такелаже. Стоячий такелаж: ванты основные, топовые, ромбо-ванты.Штаг: основной, топштаг, контр-штаг. Бакштаги, ахтерштаги. Традиционные и современные материалы изготовления,. Бегучий такелаж. Средства подъема парусов. Фалы: грота-фал, стаксель-фал, спинакер-фал, топенанты. Средства управления и настройки. Шкоты: гика-шкоты, стаксель-шкоты, грота-шкот (оттяжка шкотового угла), брасы ( спинакер-брас и спинакер-шкот). Оттяжки:

    галсового угла, гика, стаксель-шкота. Тали и их назначение, лопари. Завал-тали. Тросы для бегучего такелажа.

    Паруса. Материалы, применяемые для изготовления парусов- натуральные, синтетические: лавсан, дакрон, капрон, нейлон, кевлар, углеволокна. Особенности структуры и требования к парусным тканям. Наименования парусов (основные и штормовые). Грот, стаксель :классический, топовый, генуэзский,

    2

    балун, геннакер, штормстаксель, трисель. Спинакер. Конструкция паруса. Наименование частей паруса. Углы: фаловый, галсовый, шкотовый. Шкаторины: передняя, нижняя, задняя, верхняя (при рейковом\гафельном вооружении). Латы и лат-карманы. Полотнища, основные способы укладки полотнищ при изготовлении парусов, швы. Усиления на парусе: боуты, и фальшшвы, фаловые дощечки. Люверсы, кренгельсы, ликтросы. Рифовое устройство: риф-банты, риф-штерты, рифшкентель, рифкренгельсы. Средства крепления паруса к рангоуту и штагам: ликтросы, ползуны, раксы, карабины. Понятие о профиле. Центр парусности и его вычисление. Полнота, «стрелка» профиля, «пузо» паруса, «горб» задней шкаторины. Современные тенденции в закрое профилей парусов; связь профиля и силы тяги на парусе.

    Дельные вещи. Рым,коуш, такелажные скобы (мочки),блоки ,утки. Стопора и их типы: клиновые, стопорные, щелевые, кулачковые. Погоны: типы, устройство. Кипы, ползуны. Штаг- и вант-путенсы, талреп и его устройство.

    Снабжение и оборудование яхт. Спасательные приборы, водоотливные средства, водоотсосы, помпы, насосы, ведро, черпак, весла. Футшток, отпорный крюк. Средства борьбы с огнем.

    Средства сигнализации и связи: зрительные и звуковые сигналы, флаги, туманный горн, радиосвязь,

    интернет, мобильная связь.

    Якорное устройство. Типы якорей. Устройство адмиралтейского якоря: веретено, рога, лапы, чека, рым. Якорный канат.

    ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ КОРАБЛЯ И ТЕОРИИ ПАРУСА.

    Силы и моменты, действующие на яхту: сила тяги, сила дрейфа. Виды сопротивления :сопротивление трения, сопротивление формы, волновое сопротивление. Плавучесть. Остойчивость продольная и поперечная. Метацентр, метацентрическая высота. Диаграмма остойчивости килевых яхт, швертботов и многокорпусников. Управляемость. Устойчивость на курсе. Поворотливость, циркуляция. Руль и действие сил при его перекладке. Центровка парусника. Центр парусности (ЦП) и центр бокового сопротивления (ЦБС), их взаимное расположение. Ходкость яхты.

    Аэродинамика парусов. Аналогия между работой паруса и работой крыла. Влияние лобового сопротивления корпуса и вооружения яхты на ее ходовые качества. Понятие о профильном и индуктивном сопротивлении паруса. Подъемная сила паруса и средства ее увеличения для улучшения тяговых качеств паруса. Величина прогиба паруса. Форма паруса и подъемная сила в зависимости от формы парусов, курса яхты. Взаимодействие парусов. Работа топовых стакселей типа балун, спинакера

    Дрейф и его величина в зависимости от силы ветра, площади парусности, формы корпуса, наличия и формы киля или шверта.

    Образование волн и скорость яхты. Природа глиссирования и серфинга. Практические методы уменьшения поверхностного сопротивления корпуса.

    Выбор угла лавировки, выбор курса при попутном ветре.

    ТЕХНИКА УПРАВЛЕНИЯ ЯХТОЙ.

    Основные термины: курс, угол ветра, острые , полные курсы. Курсы яхты относительно ветра: левентик, бейдевинд (крутой, полный), галфвинд, бакштаг (крутой, полный), фордевинд .

    Понятия: лечь в дрейф, стоять в левентике, наветренный, подветренный, правый и левый галсы. Маневры: идти круче- полнее, выше- ниже, привестись- увалить, поворот оверштаг, поворот фордевинд, лавировка.

    Установка (настройка парусов). Оптимальная установка парусов в зависимости от курса яхты, ее центровки, состояния акватории, росто-весовых характеристик экипажа. Другие методы настройки в целях изменить ходовые качества яхты.

    Техника управления: общие правила согласованной работы рулем и шкотами, взаимодействие членов экипажа. Техника выполнения основных приемов и маневров: приведение- уваливание, поворот оверштаг, поворот фордевинд. Особенности техники управления в зависимости от силы ветра и состояния акватории. Управление яхтой в условиях штормовых и слабых ветров. Работа со спинакером.

    Отход от бона, подход к буйку, подход (швартовка )к бону в зависимости от направления ветра.

    Управление яхтой в особых случаях. Действия экипажа в ситуациях резкого ухудшения погоды (шквалы, туман). Опрокидывание швертбота и действия экипажа по постановки судна на ровный киль. Выполнение маневра по команде «Человек за бортом!». Посадка на мель и снятие с мели. Правила буксировки яхт. Прием и крепление буксировочного конца. Управление яхтой при буксировке, отдача буксирного конца. Общие правила поведения на яхте. Техника безопасности. Судовая гигиена.

    ОСНОВЫ СУДОВОЖДЕНИЯ.

    Навигация. Предмет навигации. Форма Земли. Понятие о судовождении. Меры длины, применяемые в судовождении, их происхождение (миля, кабельтов). Видимый горизонт, деление его на

    3

    румбы и градусы. Главные и четвертные румбы, чтение. Величина румба в градусах. Понятие «курс», «румб», «пеленг», «курсовой угол». Общее понятие о магнитных компасах, принцип действия . Современные гоночные компасы, их применение в гонке. Шлюпочный компас и его устройство.

    Определение направления ветра по компасу, определение направления движения судна по компасу. Практика использования компаса на спортивных парусных судах.

    Единицы скорости (узел), их происхождение. Измерение скорости. Мерная линия. Лаг и его применение. Простейший способ измерения скорости (голландский лаг). Измерение глубин. Футшток, ручной лот и пользование ими.

    Лоция. Общее понятие о лоции. Лоция разрешенного района плавания (прибрежные воды, река, озеро, водохранилище). Рельеф дна, фарватеры, мели, опасные и запретные зоны. Навигационные опасности. Средства навигационного ограждения опасностей: маяки, огни, знаки, вехи, бакены, створы, береговые и плавучие, освещаемые и неосвещаемые. Понятие о латеральной и кардинальной системах ограждения опасностей и осевой системе разметки фарватера. Описание навигационной обстановки в разрешенном районе плавания.

    Метеорология. Общее понятие предмета метеорологии. Метеорологические элементы : атмосферное давление, температура и влажность воздуха, облачность, осадки, видимость, ветер. Понятие о ветре. Ветры барические и местные. Структура воздушного потока. Скорость (сила) ветра , приборы для ее измерения. Шкала Бофорта . Ветры устойчивые и неустойчивые. Понятие об усилениях (порывы, шквалы) – ослаблениях, заходах –отходах ветра . Влияние рельефа местности , береговой черты на скорость и направление воздушного потока. Облачная динамика: природа и типы облаков, циркуляция воздушного потока. Штормовые облака: признаки приближения шквала и урагана. Циклоны и антициклоны, их возникновение. Бризы: природа, суточный ход. Бризы дневные и ночные. Взаимодействие барического ветра и бризов. Практические методы определения параметров ветра. Метеорологические приборы: барометр, барограф, анемометр. Метеорологические приборы яхтенного исполнения и пользование ими. Суточный ход барометра. Наблюдение погоды. Предсказание погоды по местным признакам.

    Течения. Понятие о течениях. Течения на реке. Морские течения: приливы – отливы, морские «реки», поверхностные и глубинные течения. Использование течений в гонках. Влияние береговой черты, глубины воды ,естественных и искусственных препятствий на скорость и направление течений. Простейшие практические методы замера течений.

    Волна. Понятие о волне. Типы и формы волн: передний склон, задний склон, подошва. Эффект серфинга. Волны ветровые, мертвая зыбь, влияние глубины воды и формы дна на волну. Отличия волн на закрытых акваториях (реки, водохранилища) и открытых водных пространствах (большие озера, моря).

    ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ НА ЯХТАХ.

    Основные положения «Правил предупреждения столкновений судов в море» и «Правил плавания по внутренним водным путям». Права и обязанности командиров- рулевых и членов экипажа на борту яхты. Дисциплина как основа безопасного плавания. Меры предупреждения несчастных случаев на воде. Оказание первой помощи при травмах, спасение утопающих.

    Этика поведения яхтсмена на борту своей и чужой яхты, при заходе в чужие порты, стоянки.

    Сигнализация и средства связи. Средства оповещения о запрещении выхода и входа в гавань. Сигналы штормового предупреждения. Флаги на яхте: кормовые (государственный, военно-морской, спортивный, клубные вымпелы), правила их подъема, несения и спуска. Флаг на клубной мачте. Правила подъема и спуска :повседневные и в особых случаях. Салюты и приветствия.

    Современные средства связи на яхтах: радиосвязь, электронные средства определения координат.

    СУДОВЫЕ И РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ.

    Эксплуатация яхты. Техника безопасности работы в мастерских. Правила пользования столярным, слесарным, малярным инструментом. Правила работы со смолами , лаками и клеями .Предсезонный осмотр и ремонт яхты, швертбота. Составление дефектных ведомостей и ведомостей расходных материалов. Очистка поверхностей, грунтовка, шпатлевка, шлифовка, покраска, лакировка. Подготовка рангоута к навигации. Правила нанесения марок. Осмотр такелажа и постановка мачты. Повседневный уход за корпусом, бегучим такелажем. Косметический ремонт: обработка поврежденной поверхности , заделка, окраска, полировка. Уход за парусами: правила хранения на берегу, просушка, складывание и хранение парусов. Поддержание порядка на стоянке. Уход за кильблоком (трейлером). Подготовка яхты к зимнему хранению.

    ТАКЕЛАЖНОЕ ДЕЛО.

    Тросы растительные ( пеньковые, сизальские, манильские, хлопчатобумажные), синтетические, металлические (проволочные) ; их сравнительные качества, устройство и крепость, назначение ,измерение. Такелажный инструмент : свайка, нож, парусная игла, гардаман, мушкель. Умение пользоваться

    4

    такелажным инструментом. Узлы, их назначение. Узлы: связывающие ( прямой, рифовый, шкотовый, плоский), штыки (простой штык, рыбацкий штык, штык с двумя шлагами), удавки , петли (беседочный, двойной беседочный), специальные (гачный, выбленочный ,буксирный, шлюпочный), стопорные (стопорный, восьмерка). Огоны и сплесни на растительных, синтетических и металлических тросах. Бензели и марки. Парусные работы. Заплата на парусе из растительной и синтетической ткани. Установка люверсов, пришивка ликтросов. Нашивка (накладка, наклейка) номеров на паруса.

    ПРАВИЛА ПАРУСНЫХ ГОНОК.

    Назначение правил парусных гонок, что относится к понятию «правила». Действующие правила парусных гонок: международные и национальные, положения о соревнованиях, гоночные инструкции, национальные правила пользования водными путями , предписания местных властей и руководства яхт-клуба.

    Основные типы дистанций парусных гонок: олимпийские, свободные. Типы олимпийских дистанций. Старты, знаки дистанции, порядок их огибания, финиш. Гоночный комитет: состав и функции. Права гоночного комитета. Права и обязанности гонщиков: участники соревнований, мандатная комиссия, спортивные, квалификационные и прочие документы, предоставляемые в комиссию; запрещенные соревнования, запрещенные средства (допинги) ; экологические требования к организаторам и участникам соревнований.

    Сигналы. Виды сигналов: зрительные и звуковые. Их назначение на старте и в течение гонок. Порядок стартов, фальстарты: индивидуальные и общие. Действия фальстартовавшей яхты .Действия, запрещенные в гонке: пампинг, рокинг, скалинг, учинг, повторяющиеся повороты, отталкивание от других яхт. Разрешенные действия: глиссирование, серфинг.

    Понятие об одиночной гонке и серии гонок (регате). Типы гонок: гонки флота, матчевые, командные гонки. Гонки на большие расстояния, гонки монотипов, классные гонки, гонки с гандикапом.

    Результат соревнований. Система подсчета очков, очки за различные нарушения (фальстарт, дисквалификация), выброс худшей гонки.

    Основные правила на воде. Основные правила расхождения и особенности их применения на старте, на лавировке, на полных курсах и при прохождении знаков и препятствий. Ограничения яхты , имеющей право дороги и права яхты, уступающей дорогу.

    Правила на старте. Действия в случае индивидуального и общего отзывов. Применение флагов

    I , Z и черного флага.

    Главные правила на лавировке. Понятие права дороги и как уступать дорогу. Правый – левый галсы, наветренный – подветренный, поворот оверштаг, поворот оверштаг от препятствия.

    Правила на полных курсах. Правила обгона с наветра, с подветра. Права и обязанности обгоняющей и обгоняемой яхт.

    Правила огибания знаков, Связанность, «чисто позади – чисто впереди» , внутренний – наружный. Понятия «место» и «уступить дорогу».

    Протест. Порядок заявления протеста на воде (флаг, оклик).Оформление протеста на берегу. Заполнение протестового бланка. Протестовый комитет ( жюри). Стороны протеста. Процедура рассмотрения протеста.

    Элементарная тактика гонок. Определние тактики и ее значение в гонке. Дистанция, понятие «лэйнлайн», ось лавировки, надлежащий курс.Раскладка галсов на лавировке и полных курсах в зависимости от направления и характера ветра: при постоянных, маятниковых ветрах, при крупных заходах, отработка заходов и отходов. Тактика в зависимости от других особенностей дистанции: удаленности от берега, наличия \ отсутствия бризов, течений, характера волны, расстояний между знаками.

    Взаимодействие яхт на ходу. Понятие о ветровой тени и возмущенном воздушном потоке. Виды тактических позиций: верная подветренная позиция, позиция жесткого контроля. Жесткий и свободный контроль, преимущества и недостатки. Техника установления и удержания контрольных позиций. Контрприемы: уход от контроля, переход от защиты к атаке. Типичное распределение флота на различных участках гонки. Выбор оптимальной позиции относительно флота. Выбор тактики в условиях скученности флота на старте, при огибании знаков и на полных курсах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа подготовки яхтенных рулевых 1 класса

    Программа
    Настоящая программа подготовки яхтенных рулевых, по сравнению с ранее существовавшими, содержит более жёсткие требования не только к владению практическими навыками яхтинга, но и к его теоретической части.
  2. Программа подготовки яхтенных рулевых 1 класса. Программа на основе государственной программы комитета по физкультуре и спорту при Совете министров СССР от 2 августа 1977г

    Программа
    Программа на основе государственной программы комитета по физкультуре и спорту при Совете министров СССР от 2 августа 1977г. под редакцией Лукьяновой И.
  3. Школа яхтенного рулевого (1)

    Реферат
    Невозможно точно установить, когда и кем изобретен парус. Но совершенно очевидно, что парус — это целая эпоха в истории человечества, изобретение столь же гениальное, как и изобретение колеса.
  4. Школа яхтенного рулевого (2)

    Реферат
    Невозможно точно установить, когда и кем изобретен парус. Но совершенно очевидно, что парус — это целая эпоха в истории человечества, изобретение столь же гениальное, как и изобретение колеса.
  5. Программа развития парусного спорта москва 2009

    Программа
    Глубокие социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране в 1990-2005 гг. затронули также область физической культуры и спорта. Прошли те времена, когда по всем (двум) каналам телевидения помногу часов подряд транслировали

Другие похожие документы..