Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
  На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательс...полностью>>
'Доклад'
Изменение медицинских воззрений в ходе развития человечества. Болезнь и здоровье. Витализм Шталя и его преодоление. Возникновение и значение патологи...полностью>>
'Документ'
Цель: воспитать у учащихся чувство патриотизма и глубокой любви к своей Отчизне, к родным местам, ознакомить с историей образования ст.Натухаевской, с...полностью>>
'Доклад'
Одной из острых и часто озвучиваемых населением перед властью задач на территории большинства муниципальных образований Архангельской области, особен...полностью>>

Требования к результатам освоения основных образовательных программ общекультурные компетенции, формируемые дисциплиной «Социология»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНОЙ «Социология»

Изучение курса «Социология» обеспечивает овладение следующими 1) общекультурными компетенциями:

- способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);

- способностью к достиженю цели и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2);

- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы (ОК-3);

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целеи и выбору путей ее достижения, уметь логически грамотно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- готовность соблюдать этические и правовые нормы,регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой (ОК-5);

- способностью работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-6);

- готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям в туристической индустрии (ОК-7).

- способностью к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; критически оценивать свои достоинства и недостатки,намечать пути и выбирать средства их развития или устранения, бесконфликтности профессиональной деятельности в туристской индустрии (ОК-8);

- способностью к пониманию социальной значимости своей будущей профессии, обладанию мотивации к выполнению профессиональной деятельности в туристской индустрии (ОК-9);

- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе (ОК-11).

2) профессиональными компетенциями:

- способностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3);

-способностью к работе в трудовых коллективах предприятий туристской индустрии (ПК-7);

- способностью организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в организации туристичесской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-8).

ПРОЕКТИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Социология» (ГОС)

В результате изучения дисциплины, обучающийся должен

- знать: особенности структуры общества, основные характеристики существования общества, основные социальные институты; мировая система общественных отношений и процессы глобализации, социальные группы, особенности проявления культура как фактора социальных изменений,взаимовлияния личности и общества;

- уметь: выделять основные тенденции развития общества в различных его сферах; сопоставлять с мировыми, групповыми и личностными процессами; применять в профессиональной деятельности некоторые социологические метода

- владеть: навыками логического мышления, критического восприятия информации, объективной оценки происходящих событий, приемами и методами анализа проблем общества.

Требования ГОС к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы по дисциплине «Социология»

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования

Тематическая структура АПИМ

N ДЕ

Наименование
дидактической единицы ГОС

N за-
да-
ния

Тема задания

1

История социологии. Методы социологических исследований

1

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социология О. Конта, Г. Спенсера История развития социологической мысли в России

2

Классические социологические теории. Современная западная социология

3

Неопросные методы социологических исследований: наблюдение, эксперимент, анализ документов

4

Опросные методы социологического исследования. Виды опросов и понятие выборки

2

Социальные взаимодействия, социальный контроль и массовое сознание

5

Понятие и структура социального действия. Социальные взаимодействия

6

Формы социального взаимодействия

7

Социальный контроль и девиация

8

Массовое сознание и массовые действия

3

Общество: типология обществ и социальные институты

9

Понятие общества и его основные характеристики

10

Типология обществ

11

Социальный институт. Социальная организация

12

Семья как социальный институт

4

Мировая система и процессы глобализации

13

Мировое сообщество. Формирование мировой системы

14

Процессы глобализации

15

Понятие и критерии классификации социальных движений. Современные социальные движения

16

Место России в мировом сообществе

5

Социальные группы и общности

17

Понятие и виды социальных групп

18

Малые группы и коллективы

19

Виды общностей

20

Социальные нормы и социальные санкции

6

Социальная стратификация и мобильность

21

Социальное неравенство и социальная стратификация. Исторические типы стратификации

22

Критерии стратификации. Системы стратификации современных обществ

23

Понятие социального статуса. Виды статусов

24

Социальная мобильность

7

Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений

25

Концепции и факторы социальных изменений

26

Концепция социального прогресса. Критерии общественного прогресса

27

Понятие и формы существования культуры

28

Культура как фактор социальных изменений

8

Личность и общество

29

Личность как социальный тип

30

Общность и личность

31

Личность как деятельный субъект

32

Общественное мнение как институт гражданского общества

.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Уральский государственный лесотехнический университет

Кафедра Истории и социально-политических дисциплин.

ОДОБРЕНА: УТВЕРЖДАЮ:

Кафедрой_ _____________________________ Декан

факультета__________________

Протокол от _________________ 200____г. № ____________________________

Зав. кафедрой____________________________ «____»______________200__г.

Методической комиссией

Факультета_____________________________

Протокол от__________________200__г. №

Председатель___________________________

ПРОГРАММА

учебной дисциплины СОЦИОЛОГИЯ

Направление:100400 туризм

Факультеты:Гуманитарный

Курс_________II_______семестры__IV____

Трудоемкость дисциплины по стандарту

учебному плану. ч. …………………108 (44) ч.

В том числе:

Лекции………………..………………..20 ч.

Лабораторные занятия…………………

Практические занятия…………………24ч.

Курсовые проекты работы………………..

Самостоятельная работа студентов…..64.

Контрольные мероприятия:

Зачет

Разработчики программы: Старший преподаватель Мерзлякова Анна Владимировна

Екатеринбург 2011г.

Пояснительная записка

Программа, темы семинарских занятий, методические указания дисциплины «Социология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Курс дисциплины «Социология» в вузе частично базируется на знаниях, полученных в общеобразовательной школе. Он призван расширить, обобщить и систематизировать имеющиеся знания, приобщить студентов к имеющимуся социальному опыту, духовным, нравственным ценностям и идеалам предшествующих поколений. Изучение курса направлен на формирование объективной оценки процессов общественной, груповой личностной жизнедеятельности, а также мирового сообщества; формирование национального самосознания, уважения к многовековой истории развития российского общества и накопленному им социальному опыту, оказание помощи студентам в понимании проблем современного общественного развития, основных тенденций в мировом сообществе и их взаимовлиянии на общество, личность. Курс дает возможность развивать аналитические способности студентов и, следовательно, формирует у молодых людей навыки и умения оперировать полученными знаниями, анализировать и оценивать факты, явления, события, происходящие в современном обществе, раскрывать их причинно-следственные связи и прогнозировать их последствия.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Затраты времени обучающегося на изучение дисциплины

2. Введение

3. Цели и задачи дисциплины

4. Требования к знаниям, умениям и навыкам

5. Место дисциплины в структуре подготовки выпускников

6. Тематический план курса

7. Программа курса

8. Примерный план семинарских занятий: темы и вопросы семинаров, библиографические списки, контрольные задания и методические указания по их выполнению

9. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине

  1. Затраты времени обучающегося на изучение дисциплины

Виды учебных занятий

Затраты времени при форме учебных занятий

Очная

Заочная

Аудиторные занятия всего,

В том числе:

Лекций

Практических занятий

Самостоятельные занятия всего,

в том числе:

подготовка к практическим занятиям;

подготовка рефератов, докладов;

подготовка к контрольным мероприятиям по проверке текущих и итоговых знаний;

подготовка контрольной работы.

44

20

24

64

30

20

14

-

Всего по учебному плану 108

  1. Введение.

Действующим образовательным стандартом, Социология отнесена к числу обязательных дисциплин. На очной заочной формах обучения она изучается на втором курсе в течение четвертого семестра. В процессе изучения дисциплины студенты дневного отделения должны прослушать курс лекций, принять активное участие в семинарских занятиях. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета в виде тестирования или в вопросно-ответной форме.

При заочном обучении студенты должны прослушать обзорный курс лекции. Студентам заочной формы обучения выделяются специальные дни для консультаций. Изучение курса завершается сдачей зачета.

  1. Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины: формирование объективной оценки процессов общественной, груповой личностной жизнедеятельности, формирование представления об особенностях развития российского общества и накопленному им социальному опыту; показать закономерности формирования и развития общества, влияние группы, общности, общества на личность, социальные методы изучения личности, группы, социальной общности, общества.

Задачи преподавания дисциплины:

- дать необходимый объем знаний, соответствующий получению высшего образования;

- дать представления об основных этапах развития социологической мысли и современных направлениях социологической теории;

- раскрыть общие закономерности и специфические особенности и тенденции развития современного общества на примере Российского общества;

- дать представления о культурно-историческом развитии обществ, механизмах и формах социальных изменений

- способствовать повышению интеллектуального и культурного уровня будущих специалистов.

Требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должны иметь обучающиеся.

После окончания изучения дисциплины студент должен:

Знать:

основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории;

определение общества как надындивидуальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого;

механизмы и формы социальных изменений

особенности культурно-исторических типов социального неравенства и стратификации;

те изменения в исторических представлениях, которые произошли в последнее время.

Уметь:

анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов,

определять причины бедности и неравенства,

анализировать взаимоотношения социальных групп, общностей, этносов;

анализировать изменения в социальной структуре общества и определять основные направления этих тенденций.

Иметь представление:

о социологическом понимании личности как социально-типического в индивидах,

о понятиях социализации и социального контроля; иметь представление о личности как субъекте социального действия и социальных взаимодействий;

о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности

о групповой динамике и особенностях межличностных отношений в группах;

о процессе и методах эмпирического социологического исследования.

6. Тематический план курса

№ п/п

Тема занятия

Лекции и семинары

Самостоятельная работа студентов

1.

Введение в социологию как науку. Предмет и объект исследования.Структура социологии.

Методы социологических исследований

История социологии. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социология О. Конта, Г. Спенсера. Классические социологические теории. Современная западная социология.

История развития социологической мысли в России

12

16

2.

Социальные взаимодействия, социальный контроль и массовое сознание

Понятие и структура социального действия. Социальные взаимодействия Формы социального взаимодействия. Социальный контроль и девиация. Массовое сознание и массовые действия.

4

6

3.

Общество: типология обществ и социальные институты.

Понятие общества и его основные характеристики.

Типология обществ.

Социальный институт.

Социальная организация.

Семья как социальный институт.

8

10

4.

Мировая система и процессы глобализации.

Мировое сообщество. Формирование мировой системы. Процессы глобализации. Понятие и критерии классификации социальных движений. Современные социальные движения. Место России в мировом сообществе.

4

6

5.

Социальные группы и общности.

Понятие и виды социальных групп. Малые группы и коллективы. Виды общностей. Социальные нормы и социальные санкции

4

6

6.

Социальная стратификация и мобильность Социальное неравенство и социальная стратификация. Исторические типы стратификации. Критерии стратификации. Системы стратификации современных обществ. Понятие социального статуса. Виды статусов. Социальная мобильность

6

8

7.

Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений. Концепции и факторы социальных изменений. Концепция социального прогресса. Критерии общественного прогресса. Понятие и формы существования культуры. Культура как фактор социальных изменений

4

6

8.

Личность и общество. Личность как социальный тип. Общность и личность. Личность как деятельный субъект. Общественное мнение как институт. гражданского общества

4

6

Итого

44

64



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (1)

    Задача
    Бакалавр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности,
  2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (2)

    Задача
    Магистр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО по данному направлению,
  3. М. В. Ломоносова проект примерная основная образовательная программа (3)

    Основная образовательная программа
    - уважительно относится к историческому наследию, владеть культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
  4. Основная образовательная программа по направлению подготовки 080400. 62 «управление персоналом»

    Основная образовательная программа
    владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (50)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая Тамбовским государственным университетом имени Г.Р. Державина по направлению подготовки 080500.

Другие похожие документы..