Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Оценка качества образовательных достижений обучающихся в школе обеспечивается через проведение независимой оценки качества академических знаний на вс...полностью>>
'Реферат'
Коррекционно-развивающее обучение (Сборник нормативных документов и методических рекомендаций) /Составители Смолянская Т.В., Савельева И.Г. /-Томск, ...полностью>>
'Методические указания'
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 280201.65 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природ...полностью>>
'Документ'
Еволюція внутрішньогосподарського контролю Дефініції сутності внутрішньогосподарського контролю Правова регламентація внутрішньогосподарського контро...полностью>>

Т. О. Пленкина Глава начало деятельности, государственная регистрация впериод плановой экономики существовало только два вида собственности государственная и кооперативно-колхозная. Понятие частная собственнос

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

"Горячая линия бухгалтера", 2008, N 10

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ:

ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Автор номера

Т.О.Пленкина

Глава 1. НАЧАЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

В период плановой экономики существовало только два вида собственности - государственная и кооперативно-колхозная. Понятие "частная собственность" заменяло понятие "личная собственность", которая отличалась от частной тем, что ее нельзя было использовать для получения дохода. Более того, в то время уголовным законодательством было предусмотрено наказание за осуществление предпринимательской деятельности.

В связи с переходом к рыночным условиям государственная политика в отношении частного предпринимательства изменилась. В Конституции РФ (ст. 34) закреплено право каждого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Существенно проработаны вопросы предпринимательской деятельности физических лиц и в Гражданском кодексе РФ.

Введение института частного предпринимательства потребовало разработки особого порядка налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей и, соответственно, регулирования результатов предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете и отчетности.

Необходимо отметить, что законодательная база, регулирующая правовое положение индивидуальных предпринимателей, разработана достаточно детально и позволяет организовать такую деятельность без каких-либо конфликтов с органами государственного управления или налоговой инспекции.

В наше время осуществление коммерческой деятельности индивидуальными предпринимателями приобретает все большее распространение. Это связано с более простой и дешевой процедурой государственной регистрации, упрощенной схемой учета и отчетности, отсутствием необходимости распределения полученной прибыли между участниками производственного или торгового процесса.

Итак, дадим определение понятию "индивидуальный предприниматель".

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Также индивидуальными предпринимателями могут являться частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Предпринимательство - это не запрещенная законом самостоятельная деятельность физического или юридического лица, осуществляемая на свой риск, с использованием своих способностей и своего имущества, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

1.1. Чем отличается предприниматель от юридического лица

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и обязательно вести бухгалтерский учет. В отличие от них индивидуальные предприниматели ведут только учет доходов и расходов для подсчета налогов, которые следует уплатить в бюджет.

При регистрации юридического лица учредители вносят от своего имени вклады в имущество организации. Это могут быть деньги, товарно-материальные ценности или внеоборотные активы. Имущество юридического лица с этого момента учитывается отдельно от имущества учредителей. Учредители могут получить от юридического лица денежные средства, но только в виде дивидендов, которые выплачиваются из чистой прибыли организации.

Предположим, что организация понесла убытки. Кредиторы требуют возврата долгов. Юридическое лицо может рассчитаться с кредиторами только в пределах своего имущества: отдать основные средства, ценные бумаги, товары, готовую продукцию и т.д. Учредитель же при этом может спать спокойно: забирать за долги личное имущество учредителей нельзя, так как организация отвечает по долгам только своим обособленным имуществом (ст. 48 ГК РФ).

Если же индивидуальный предприниматель окажется в убытке и не сможет отдать долги своим кредиторам, по решению суда он может быть признан банкротом. С момента вынесения такого решения предприниматель лишается своего статуса.

Чтобы удовлетворить требования кредиторов, индивидуальному предпринимателю придется отдать за долги не только имущество, которое он использовал в предпринимательской деятельности. Взыскание за долги может быть наложено и на дачу, и на квартиру, и на машину, и на гараж гражданина. Индивидуальному предпринимателю по своим долгам приходится отвечать всем своим имуществом.

Получается, что у индивидуального предпринимателя нет четкого разграничения имущества, которое относится к его предпринимательской деятельности, от его личного имущества как физического лица. Это в полной мере относится и к денежным средствам.

1.2. Государственная регистрация

индивидуальных предпринимателей

Обязательным условием для получения статуса индивидуального предпринимателя является его государственная регистрация.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г., 5 февраля, 19 июля 2007 г.) государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующим органом), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

В Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам. Следует, что государственную регистрацию осуществляют налоговые органы.

Документы необходимые для представления в регистрирующий

орган индивидуальным предпринимателем

Документами, необходимыми для представления в регистрирующий орган, являются:

1) заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

2) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином РФ). Для граждан РФ таким документом является паспорт;

3) либо копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

4) либо копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);

5) если представленная копия документа, удостоверяющего личность регистрируемого физического лица, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица, дополнительно представляется копия свидетельства о рождении или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица;

6) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

7) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в РФ (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ, не содержит сведений о таком адресе);

8) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

9) документ об уплате государственной пошлины.

Следовательно, для дееспособных граждан РФ для государственной регистрации необходимо представить три документа: паспорт, заявление по установленной форме и квитанцию об уплате государственной пошлины.

Необходимо отметить, что верность копии документа, представляемой при указанной государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, когда заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике.

Если представленные гражданином документы оформлены правильно, государственная регистрация должна быть осуществлена не позднее чем через пять рабочих дней. Неправильно оформленные документы не принимаются к рассмотрению.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не может быть осуществлена в некоторых случаях, если:

1) не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве. То есть дважды одно и то же физическое лицо не может быть зарегистрировано. Заметим, что при регистрации юридических лиц подобный запрет не действует, что, вероятно, можно объяснить защитой интересов потенциальных кредиторов - в случае с юридическим лицом их интересы гарантируются хотя бы в размере уставного фонда, а индивидуальный предприниматель уставный фонд не формирует и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом (включая то, которое не используется для целей осуществления предпринимательской деятельности);

2) не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

3) не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

В ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен исчерпывающий перечень основания для отказа в государственной регистрации:

1) непредставление необходимых для государственной регистрации документов;

2) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее пяти дней. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано физическим лицом в судебном порядке.

Порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе регулируется отдельной ст. 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в регистрирующий орган представляются подписанное заявление по утвержденной форме и копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений об индивидуальном предпринимателе. Представляемые копии документов должны быть нотариально заверены.

Срок внесения изменений законодательством ограничен пятью рабочими днями.

Если индивидуальный предприниматель меняет место жительства, регистрирующий орган обязан внести в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и переслать регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя. Таким образом, обязанность по передаче регистрационного дела по новому месту жительства не может быть возложена на самого предпринимателя и, соответственно, несвоевременная передача дела не может быть расценена как нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности.

Также отдельной ст. 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регулируется порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В этом случае в регистрирующий орган представляются только заявление по установленной форме и квитанция об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган вправе провести самостоятельно регистрацию факта прекращения предпринимательской деятельности. Это осуществляется в следующих случаях:

1) в связи со смертью физического лица, осуществлявшего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, - на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица;

2) в связи с принятием судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) - на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке;

3) при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке по решению суда - на основании поступившей в регистрирующий орган копии решения суда;

4) при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, - на основании поступившей в регистрирующий орган информации о вступлении в силу указанного приговора суда.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется также в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления или поступления в регистрирующий орган других документов, являющихся основанием для такой регистрации.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев смерти физического лица, признания его судом несостоятельным (банкротом), прекращения в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок. В таких случаях государственная регистрация утрачивает силу с момента его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу указанного приговора суда.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством РФ.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

Также несет ответственность регистрирующий орган за нарушение порядка государственной регистрации:

1) за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям отказ в представлении или за несвоевременное представление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных документов, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством РФ.

2) регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

Государственная пошлина

В Налоговом кодексе РФ от 5 августа 2000 г. ст. 333.33 (гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ) указаны размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий. Государственная пошлина уплачивается за:

1) государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - 400 руб.;

2) выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о государственной регистрации юридического лица - 20 процентов размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию.

Также необходимо указать, что Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отмечено, что при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплачивается государственная пошлина, документ об уплате которой представляется в регистрирующий (налоговый) орган. Но в гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса РФ не существует положений, определяющих размер государственной пошлины при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Для этого Письмом ФНС России от 13 января 2005 г. N ШС-6-09/5 разъяснено, что при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя государственная пошлина не уплачивается.

В этом же Письме разъясняется порядок уплаты государственной пошлины за выдачу дубликатов свидетельств о государственной регистрации. Регистрирующие (налоговые) органы не изготавливают дубликатов свидетельств о государственной регистрации, также ими не производится выдача копий выданного свидетельства с проставлением штампа "дубликат". Пунктом 31 Правил ведения единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей установлено, что по запросу физического или юридического лица в регистрирующий (налоговый) орган ему может быть повторно выдан документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Следует, что под выдачей дубликатов свидетельств понимается повторная выдача свидетельств, аналогичных по содержанию, но отличающихся от ранее выданных серией и номером бланка свидетельства.

Размер пошлины за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя составляет 20 процентов размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию, то есть 80 руб. для физического лица.

Льготы по уплате государственной пошлины в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей ст. 333.35 Налогового кодекса РФ (льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций) не предусмотрены.

Получение лицензии

Получение лицензии необходимо только для занятия индивидуальными предпринимателями определенными видами деятельности.

Перечень лицензируемых работ указан в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (последние изменения внесены Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ), некоторые из них:

1) производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

2) производство маркшейдерских работ;

3) деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

4) геодезическая деятельность;

5) изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан;

6) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

7) оценочная деятельность;

8) негосударственная (частная) охранная деятельность;

9) негосударственная (частная) сыскная деятельность;

10) заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;

11) деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

12) воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей;

13) аудиторская деятельность;

14) медицинская деятельность;

15) турагентская деятельность.

Следует отметить, что указанный перечень регулярно пересматривается, и в последнее время наметилась очевидная тенденция к сокращению количества позиций в перечне. То есть индивидуальный предприниматель при выборе вида деятельности, которую он предполагает осуществлять, должен уточнить, не является ли она лицензируемой.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 128-ФЗ для получения лицензии, если она необходима, индивидуальный предприниматель направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

1) фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей; идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

2) лицензируемый вид деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

1) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

2) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у индивидуального предпринимателя возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Требовать от индивидуального предпринимателя представления иных документов лицензирующий орган не вправе.

Затем лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Лицензия выдается на срок не менее чем пять лет.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственно-церковные отношения в 1958-1964 гг. (по материалам Кировской области)

    Диссертация
    Объектом исследования выступает местное сообщество, представленное государственными и партийными органами власти различных уровней, общественно-политическими организациями, трудовыми коллективами, правоохранительными органами, отдельными
  2. По кемеровской области на 2012 год 430 лет назад (1582 г.)

    Документ
    390 лет назад (1622 г.) Кузнецкий острог преобразован в город Кузнецк. Первый воевода – Астафий Харламов-Михалевский. Звание города острог получил в 1622 году и непосредственно подчинялся Москве.
  3. Н. Н. Карнаухов Редакционная коллегия (1)

    Документ
    Рассматривается проблема формирования правовой культуры личности на современном этапе развития России. Приводятся результаты авторского исследования современного состояния правовой культуры в России.
  4. В. А. Рогожин уголовно-исполнительное право курс лекций

    Курс лекций
    В курсе лекций с учетом последних существенных изменений нормативной базы раскрываются положения, предлагаются источники, знание которых необходимо не только практическим работникам правоохранительных органов и судов общей юрисдикции,
  5. Москва Центр «Панорама» (4)

    Книга
    Книга содержит биографии 60 заслуженных и только восходящих на политический небосклон деятелей парламентских и непарламентских оппозиционных организаций России.

Другие похожие документы..