Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В целях воспитания экологической культуры обучающихся средствами искусства, привлечения внимания населения к проблемам сохранения и восстановления ок...полностью>>
'Инструкция'
в лечебно-профилактических учреждениях, в инфекционных очагах, на предприятиях фармацевтической и биотехнологической промышленности по производству н...полностью>>
'Документ'
кандидат с-.г. наук, 06.02.04 – технологія виробництва та переробки продукції тваринництва, ст. наук. співробітник, «Удосконалення технології машинног...полностью>>
'Доклад'
ГОУ НПО ТО «Профессиональное училище № 34» основано 16 мая 1973 года на основании приказа Госкомитета Совета Министров РСФСР № 198 для подготовки эле...полностью>>

Программа курса «Социальная психология» Ростов-на-Дону 2006 Печатается по решению методической комиссии кафедры социальной психологии ргу, протокол №3 от 2 марта 2006г.

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПРОГРАММА КУРСА

«Социальная психология»

Ростов-на-Дону

2006

Печатается по решению методической комиссии кафедры социальной психологии РГУ, протокол № 3 от 2 марта 2006г.

Автор– Лабунская Вера Александровна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии РГУ.

Рецензенты: Скрипкина Татьяна Петровна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития РГУ.

Воронцов Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии РГУ.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цели и задачи курса

Курс “Социальная психология” представляет собой самостоятельный, фундаментальный курс. Он является обязательным для студентов всех психологических специальностей и специализаций.

Основная цель данного курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов представление о предмете социальной психологии, о его составляющих, о феноменах и закономерностях социального поведения личности и различных групп.

Задачи курса:

1.Раскрыть специфику и особенности социально - психологического знания, сложность его строения, рассмотреть взаимосвязи между различными предметными областями социальной психологи.

2.Обратить внимание студентов на историю развития социально - психологических знаний, на их связь с развитием различных гуманитарных дисциплин и самой психологической науки.

3.Ознакомить студентов с разными теоретическими подходами к исследованию социально - психологических феноменов, сформировавшихся в зарубежной и отечественной науке, с новыми тенденциями развития социальной психологии.

4.Научить студентов осмысливать различные социально - психологические явления, опираясь на принципы естественно – научной и гуманитарной психологии.

5.Продемонстрировать значимость выявленных социально - психологических закономерностей для понимания современного состояния общества.

6. Показать направления прикладной социальной психологии и отметить особенности практической социальной психологии.

Курс “Социальная психология” строится с опорой на предшествующие курсы: философия, история, антропология, введение в психологию, общая психология и т.д. Курс «социальная психология», в свою очередь, служит основой для многих спецкурсов, рассматривающих отдельные предметные области социальной психологии, прикладную и практическую социальную психологию.

Данная программа предназначена как для студентов дневного отделения, так и для студентов заочного отделения, специализирующихся в области психологии. В расчете на студентов заочного отделения, которым труднее доставать необходимую литературу для подготовки по данному курсу, в литературе к семинарским занятиям часто указывается несколько разных источников получения одной и той же информации. Учитывая изменения в соотношении количества часов, выделенных для аудиторных занятий и для самостоятельного изучения студентами социальной психологии, кроме планов семинарских занятий приводятся темы, изучаемые студентами самостоятельно. Данные темы, вопросы к ним и литература могу быть предложены студентам заочного отделения в качестве тем контрольных работ.

На основе предлагаемой программы курса «социальная психология» разработан тест, который включает 100 заданий. Во время экзамена студентам предлагаются 10 вариантов тестов, включающих по 10 заданий, соответствующих всем разделам изучаемого курса. Для подготовки к экзамену студентам предлагается список контрольных вопросов, с ними проводится собеседование по тем темам, которые предназначены для самостоятельного изучения. Студенты также в рамках курса «социальная психология» проводят небольшое эмпирическое исследование одного из социально-психологических феноменов. Список тем эмпирических исследований, литература, описывающая методику исследования, прилагается.

Количество часов аудиторных занятий распределяется следующим образом: 32 часа лекций и 16 часов семинарских занятий. Для самостоятельного изучения студентами социальной психологии отводится 70 часов.

Формой отчетности является экзамен в виде выполнения одного из вариантов тестового задания.

II.Содержание курса

Введение. Актуальность изучения социальной психологии в период трансформации российского общества и перехода к новым социально-экономическим условиям развития. Значение социальной психологии для развития практической психологии. Прикладные области социальной психологии.

Раздел I. Становление предмета социальной психологии, этапы и кризисы развития.

Тема 1. Предмет и виды социальной психологии

Причины отсутствия единого понимания предмета социальной психологии. Пограничный характер социально - психологического знания: зависимость понимания предмета социальной психологии от понимания предмета общей психологии и социологии. Специфика трактовки границ между социальной психологией и социологией, между социальной психологией и общей психологией. Противопоставление социологического и психологического способов познания мира и человека. Проблема теоретической самостоятельности социальной психологии (теории, предмет, категории, принципы, закономерности, методы). "Двойной" статус социальной психологии, "две социальные психологии" - естественно - научная и гуманитарная.

Пути решения проблемы "личность и общество" как история становления предмета социальной психологии. Три группы принципов изучения социально - психологических явлений - три предмета социальной психологии.

1. Приоритет изучения малых групп и индивида в группе (основные принципы изучения: 1) общество необходимо исследовать, изучая индивида; 2) социальные явления должны объясняться в терминах индивидуального поведения; 3) гипотезы о закономерностях функционирования и развития общества проверяются в исследовании поведения индивида; 4) объектом социальной психологии выступают зависимости и взаимозависимости между индивидуальными поведениями).

2. Приоритет изучения больших и малых групп, на основе следующих принципов: 1) общество необходимо исследовать, изучая его общие свойства и изменения; 2) индивидуальное поведение можно понять, учитывая одновременно интенции индивида и воздействия на него общества; 3) гипотезы о закономерностях развития общества проверяются на основе исторических и социологических данных; 4) объектом исследования должны стать социально - психологические процессы.

3. "Синтетическая" социальная психология, базирующаяся на принципах: 1) общество воздействует на своих членов посредством социальных групп; 2) социальные факторы следует объяснять в терминах индивидуального и группового поведения, взаимодействия индивидов и групп; 3) объектом социально - психологического исследования должны стать взаимодействия групп и индивидов.

Лидирующая роль американской социальной психологии в первой половине двадцатого столетия. Определение социальной психологии как дисциплины, стремящейся понять и объяснить, какое влияние оказывают на мысли, чувства и поведение индивидов действительное или воображаемое, предполагаемое присутствие других (Г. Оллпорт)

Таксономический подход (объектный), как объяснение поведения свойствами социальных и несоциальных стимулов (40 - 50 годы). Изучение влияния социальных стимулов на процессы мышления, формирования установок, социальной перцепции (Йэльская школа, К. Ховлэнд). Дифференциальная социальная психология (конец 50-60х годов) - изучение категорий людей в соответствии с их особенностями реагирования на объект или другого человека ( Макклелэнд -мотивация к достижению; малые группы, лидерство, А. Стоунер - сдвиг в риске и т.д.). Системная социальная психология - изучение отношений субъекта и объекта, опосредованного вмешательством еще одного субъекта - агента действия (исследования К.Левина по динамике групповых процессов, М. Шерифа - развитие межгрупповых отношений, Л.Фестингера - социальное сравнение и др.)

Формирование теоретической, экспериментальной (эмпирической) и прикладной (практической) социальной психологии. Диспропорции между эмпирическим и теоретическим знанием. Противоречие между ростом общественной заинтересованности в социальной психологии и слабостью ее как науки, претендующей на решение сложных практических задач. Кризис американской социальной психологии.

Тема 2. Принципы рассмотрения предмета социальной психологии во второй половине XX столетия.

Особенности обретения социальной психологией своей идентичности во второй половине двадцатого столетия. Результаты теоретического самоанализа современной западной социальной психологии (60-90 г.) - превращение "спора о методах" в дискуссию о парадигмах к концу 90 годов; обсуждение междисциплинарных принципов изучения социопсихологической реальности. Первый этап. Кризис американской социальной психологии (социологической и психологической). Кризис теоретической и экспериментальной социальной психологии ("кризис доверия", "ограниченность экспериментирования", "нравственная уязвимость" и т.д.). Проблема социальной релевантности науки. Неадекватность американской модели общества, человека и их взаимодействия для объяснения социально - экономических процессов в Европе. Констатация теоретического неблагополучия, попытки изменения сложившегося положения за счет совершенствования способов контролируемого эксперимента, широкой практики полевых исследований, эксперимента в естественных условиях, наблюдения, запрета на субъективизм и ценности исследователя.

Создание альтернативных американской социальной психологии моделей западной Европейской социальной психологии - второй этап. Осознание новой ситуации в социальной психологии как попытка "смены парадигмы", дискуссии - 1) соотношение теоретического и прикладного знания; 2) социальная релевантность и репрезентативность полученных результатов; 3) возможность практического использования; 4) вероятность социально - психологических прогнозов; 5) роль субъективных установок экспериментатора и ценностных аспектов поведения субъектов экспериментальных ситуаций. Обсуждение метода исследования социальных явлений, специфики методов исследования в социальной психологии по сравнению с методами естественных наук. Возникновение Западно - Европейских центров социальной психологии (Женева, Париж, Бристоль и др). "Европоцентризм" в социальной психологии, его становление в 70 годы (Р. Харре, С.Московичи, Г. Тажфел).

Многоликость западно-европейской социальной психологии. Социальная психология как психология групп и индивидов, которые создают свою реальность и управляют друг другом, как наука о специфическом типе поведения - символическом. Социологическая социальная психология или психологическая ветвь "понимающей" социологии (С.Московичи). Социальная психология как дисциплина, изучающая взаимодействие между социальным изменением и выбором, как наука, рассматривающая установки и ценности, опосредствующие взаимодействие между социальными процессами и социальными действиями (Г. Тажфел).

Третий этап: признание кризиса парадигмы и разработка несциентистских познавательных моделей. Посткризисное развитие социальной психологии. Усиление контактов между Европейскими и Американскими социальными психологами. Сосуществование нескольких теоретических ориентаций (традиционный сциентизм; неопозитивизм; герменевтические установки социального конструктицизма). Сосуществование двух образов социальной психологии: "традиционной" (таксономический подход и дифференциальная социальная психология) и "нетрадиционной" (гуманитарный подход, отстаивание принципов: 1) ход исследования определяют не методы, а теория; 2) социальная психология изучает человека в социальной среде, имеет своим предметом смысловой знаковый аспект общения; 3)социальная психология как наука зависит от мировоззренческих посылок самих социальных психологов, которые должны осознавать общественную значимость своей деятельности.

Особенности теоретической дискуссии в социологической социальной психологии. "Распыление" социальной психологии, превращение ее в разделы собственно социологии; проблема адекватности социально - психологического знания задачам социологии; необходимость анализа макроструктур (класс, раса, пол, этнос), социальных институтов (Дж. Хаус, М.Кон, Р. Гернер и др.), анализ воздействия личности на социальную структуру и культуру (Р.Тернер).

Обсуждение междисциплинарных принципов изучения социопсихологической реальности. Стремление к комплексному многоаспектному осмыслению социально - психологических явлений, "конвергенция" поисков социологов и психологов.

Сравнение представлений основателей социальной психологии о предмете, объекте социальной психологии и ее предназначении (Лебон, Олпорт, Дюркгейм, Мид, Кули, Гофман и др.) с современными трактовками предмета и объекта социальной психологии.

Тема 3. Особенности становления предмета социальной психологии в России. Позиция Г.И. Челпанова, А.Н. Нечаева, Б.В. Беляева, А.С. Залужного относительно проблем социальной психологии и ее предмета (дискуссия 20 годов) Перерыв в развитии советской социальной психологии. Дискуссия конца 50-х - начала 60-х о предмете социальной психологии. Три точки зрения на предмет социальной психологии. Формирование на рубеже 60-70 годов представления о социальной психологии как науке, направленной на изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп (Г.М. Андреева, Б.Ф.Ломов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, Е.А. Шорохова). Причины кризиса отечественной социально - психологической теории (80-90 годы): неразвитая методология; заидеологизированность теории; монополизм деятельностного подхода; отсутствие научного плюрализма; исключение из научного анализа большой группы социально - психологических явлений (слабое изучение феноменологии больших групп, неразвитые социально - психологические концепции личности, редукционизм в области изучения малых групп).

Литература к I разделу

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. Гл.1,2.

  2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальна психология XX столетия. М.:Аспект-Пресс, 2001, С. 9-47

  3. Аронсон Эллиот Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998. Гл.1,9.

  4. Герген К. Дж. Социальная психология как история //Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 1999, С.22-30

  5. Майерс Д. Социальная психология. Санкт-Петербург, 1997. Гл.1

  6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Санкт-Петербург, 2003, С.39-50.

  7. Поршнев Б.Д. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979

  8. Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999. Гл. 9.

  9. Ярошевский М.Г. Социальная и культурно-историческая психология //Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 1999. С.30-37.

Раздел II. История формирования социально - психологических идей.

Тема 4. Философские, социологические, психологические предпосылки становления социальной психологии как самостоятельной науки.

Этапы становления социальной психологии: философско- социологический этап, описательный и экспериментальный этапы.

Античная философия и социально - философская мысль нового времени как истоки формирования современной социальной психологии. Развитие социально - психологических идей в русле социально - философских и социологических учений. Социально - психологическая проблематика в историко - эволюционной социологии 19 века. Теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Издание в 1859 г Г.Штейенталь и М.Лацарусом журнала по этнической психологии и языкознанию.

Проблема общества и личности в социологических и психологических концепциях конца 19 - начала 20 века. Первые попытки осмысления структурных особенностей социума, вычленение стадий социальной динамики, создание самостоятельного методического инструментария изучения социальной и социально - психологической реальности. Формирования представлений о возможных механизмах регуляции социального поведения человека. Формирование концепции интериоризации социальных норм как основе поведения индивида. Феноменология "коллективности" в анализе индивидуального сознания и поведения. Проблема соотношения индивидуального и социального в работах Э. Дюркгейма. "Факты коллективного сознания" как исторический аналог понятия социальных представлений в современной когнитивной социальной психологии. В. Парето как представитель направления психологизма в социологии. Смена двух типов "элит" - основной закон социальной динамики

Социально - психологические вопросы в работах К.Маркса. Понятия коллектива, совместной деятельности, отчуждения.

Постановка вопроса об иррациональных аспектах социального поведения индивида. Культура как предмет социально - психологического анализа, архетипическое в социальной жизни.

Э. Гуссерль о роли субъективной представленности целей социального поведения. Феноменологический метод в анализе взаимосвязей личности и общества. Основные идеи концепции М.Вебера. Понятия социального действия, социального отношения, статуса и авторитета. Появление "понимающей психологии" В. Дильтея и Э. Шпрангера. Проблема обыденного сознания в феноменологическом направлении социологии и психологии. Антипозитивистская направленность "понимающей" традиции. Смена методологических оснований в социальном познании. "Понимание" как основной метод исследования социальности.

Формирование французской социологической школы (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, М.Блондель, А.Фулье, П.Жане и др). Оформление психологического направления в социологии, идеи позитивизма О. Конта.

Первые социально - психологические теории.

Изучение "народного духа", "психология народов", формирование ее программы М.Лацарусом, Г.Штейнталем, В. Вундтом. Концепция подражания Г.Тарда. Полемика Тарда с Дюркгеймом о соотношении личности и общества. Понимание социальных процессов как процессов психологического взаимодействия индивидов. Психологические характеристики толпы, механизмы заражения, внушения в большой группе. "Психология масс" - концепция Г.Лебона об иррациональности поведения как важнейшей психологической характеристике поведения человека в толпе. Полемика З.Фрейда с Г.Либоном по проблемам механизмов человеческого поведения. Работа З.Фрейда "Массовая психология и анализ человеческого "Я". Теория "инстинктов социального поведения" Мак - Дауголла. Первые учебники по социальной психологии Э.Росса и У. Мак-Даугала.

Теоретические и методологические особенности первых западных социально - психологических теорий: поиск единственного «определяющего» фактора социального поведения (жажда удовольствия, эгоизм, симпатия, подражание, внушение); обращение к наблюдению, отсутствие эксперимента, анализ различных источников, продуктов культурной деятельности и т.д.

Тема 5. Становление объяснительной экспериментальной социальной психологии в XX столетии.

Формулирование программы экспериментальной социальной психологии в работах Меде и Олпорта. Возникновение прикладной социальной психологии, внедрение социальной психологии в систему производства, пропаганды, образования, здравоохранения (20-30 годы).

Оформление основных теоретических концепций социальной психологии на Западе. Дж. Мид о человеческой социальности как единстве объективного и субъективного. Эволюция моделей человека, моделей взаимодействия человека и общества в Западной социальной психологии.

Модель - "человек механический, реагирующий" - бихевиористская модель взаимодействия человека и общества ("антиментализм", "мотивационная стерильность", трактовка отношений между людьми на основе гедонистического принципа наибольшей личной выгоды). Конвенциальный бихевиоризм (обычный)- Халл, Милер, Доллард, Харлоу и др. Радикальный бихевиоризм, представленный Б.Скиннером и его последователями. Социальный (социальное научение) бихевиоризм (Бандура, Стаатс). Основные понятия теории научения и их применение в социальной психологии. Развитие течений необихевиоризма. Исследование научения Миллером, Бандурой и др. Анализ теории фрустрации - агрессии. Проблема моделирования поведения. "Теории обмена" (Хоумэнс, Тибо, Келли) как теории межличностных отношений. Основные понятия и принципы. Матрица взаимозависимости, ее основные функции. Когнитивные аспекты поведенческого подхода. Определение ведущих факторов в поведении человека: оценка возможных последствий своих действий, самооценка, возможная оценка другими; разработка методов самоконтроля, саморегуляции и самопрограммирования.

Слияние "модели механического человека" с моделью "экономического человека", появление модели "пластичного человека".

"Человек когнитивный". Рост идей когнитивизма в общей психологии XX века и их влияние на социальную психологию. Теоретические источники когнитивистской ориентации: гештальтпсихология и теория поля К.Левина. Основная проблематика исследований: анализ когнитивных структур, механизмов социальной перцепции, атрибутивных процессов, формирования и изменения социальных установок. Принцип "психологики" (Р.Абельсон, М.Розенберг) как общий принцип построения теорий когнитивного соответствия. Основные теории: 1) теория когнитивного соответствия, структурного баланса (Ф.Хайдер), 2) коммуникативных актов (Т.Ньюком), 3) когнитивного диссонанса (Л. Фестингер), 4) конгруэнтности (Ч.Осгуд, П. Танненбаум). Попытка Э.Стотлэнда и Л. Кэнона интегрировать на основе когнитивной ориентации данные и факты других направлений. Интеграция необихевиоризма и когнитивной ориентации. Причины успеха социально - психологического когнитивизма в 70 -годы и его популярности в настоящее время.

"Человек психодинамический" - динамическая система субъект - объектных отношений с окружающей средой. Идеи К. Левина и его последователей - Ф.Хайдера, Г.Келли. Переход от идей субъект - объектных отношений к идее субъект - субъектных отношений, построение К. Левиным модели групповой динамики. Теория поля и групповая динамика. Анализ проблемы «индивид в группе». Принцип "бесконфликтного отношения с другими людьми в обществе и группе". Приближение модели "психодинамического человека" к модели "человека - локатора", ориентированного на других.

"Психоэнергетический человек". З.Фрейд у истоков массовой психологии и психологии групп. Психоаналитические теории функционирования и развития малых групп Представление о группе как аналоге индивида (Байон, В.Беннис, Х.Шепард). Трехмерная теория межличностного поведения В. Шутца. Тенденции интеграции психоаналитического подхода с другими теоретическими ориентациями социальной психологии. Гуманистический психоанализ Э.Фромма.

"Человек ролевой". Формирование интеракционистского подхода в социальной психологии. Социально - психологические концепции Дж.Мида - теоретическая основа социального интеракционизма. Конструкция Дж. Мида, включающая "самость - self", "социальное Я", (Ме), генерализованный другой или оценка меня другим, образ меня, мой образ в сознании других. Понятие символического взаимодействия, факторы языка и общения.

Два направления развития идей Дж.Мида. 1. Гуманистическое направление в интеракционистской ориентации (Чикагская школа Г. Блумера) и его основные принципы (социальная психология должна отличаться от точных наук; основа изучения человека - принцип проникновения в опыт действующего и наблюдаемого человека; интуитивный, понимающий подход; разработка способов интерпретации отчетов испытуемых о причинах их поведения. 2. Айовская школа символического интеракционизма (М.Кун). Стремление к операционализации и проведению эмпирических исследований. Тест "Кто я такой" - изучение установок, аттитюдов человека относительно самого себя.

Абсолютизация общения и межличностных отношений в интеракционистских концепциях как единственной "социальной реальности". Формирование этнометодологии - науки о способах объяснения человеком своих повседневных действий, поступков, способов интерпретации действительности, опосредующих действия человека (Г.Гарфинкель). "Анализ эпизодов" и "дискурсивные" концепции Р.Харре.

Ролевые теории (Р.Линтон, Т.Сарбин и др). Проблема межролевого и внутриролевого конфликта (Р.Мертон). Основные идеи "социальной драматургии" И.Гоффмана. Идея ролевого развития личности в психодраме Дж.Морено.

Теории референтной группы (Г.Хайман, Т.Ньюком) Разработка теории референтной группы в работах М.Шерифа, Р.Мертона.

"Человек развивающийся, самоактуализирующийся"- гуманистическое направление в социальной психологии. Роль социального психоанализа, символического интеракционизма в становлении гуманистической социальной психологии. Основные методологические положения. Образ психологии как науки о человеке и образ человека в гуманистической ориентации. Концепции К. Роджерса, Маслоу, Мэй, Сэпир, Фэрис о взамосвязи личности и общества. Понимающая интерпретация как метод гуманистической психологии. Характеристика межличностных отношений, способствующих "росту личности" (К. Роджерс, С. Джурард). Представление об иерархии потребностей, личные и социальные потребности. Формирование подходов к понятиям "Я _ концепция", межличностные отношения, к структуре личности. Идеи "вершинного" развития человека.

Социометрическое и транзактное направление в социальной психологии. Дж.Морено - основатель социометрического направления. Особенности микросреды как детерминанты социального поведения. Создание теоретических и методических основ психодрамы и социодрамы. Разработка социометрической процедуры как базы для моделирования и прогнозирования развития отношений в группе.

Э.Кентрил о роли восприятия, иллюзий и ожиданий в возникновении конфликтов. Стремление к сохранению и надежности мира положений, своих оценочных суждений и одновременно стремление к их изменению - один из главных принципов в объяснении социального поведения человека в транзактном направлении.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Скрипкина Татьяна Петровна, доктор психологических наук, профессор, зав кафедрой психологии развития ргу. Воронцов Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии ргу методические указания

    Методические указания
    В процессе самостоятельного изучения первой темы: «Становление объяснительной экспериментальной социальной психологии на Западе в XX столетии» необходимо, прежде всего, обратить внимание на историю становления предмета социальной
  2. Отчет о работе базовых кафедр за 2007 год

    Публичный отчет
    Кафедра гидробиологии и экотоксикологии. Ставропольского государственного университета при Южном научном центре РАН за 2007 год .….…66 Кафедра технологии перспективных химических и биологических материалов.
  3. 1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Реферат
    4.4.2 Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов
  4. А. С. Данилов отчет

    Публичный отчет
    В связи с проведением в ноябре 2008 года очередного лицензирования и аккредитации Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовская государственная консерватория (академия) им.
  5. Д. С. Береговцова кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Полоцкого государственного университета

    Документ
    Региональная политика государств Восточной Европы : сб. материалов V респ. Афанасьевских чтений, Брест, 4 февраля 2011 г. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина; [редкол.

Другие похожие документы..