Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
Козлов Н.Д. К вопросу об исторических истоках политической и православной культуры России и Запада. Научные доклады «Эволюция политической и правосла...полностью>>
'Документ'
С июля 2009 года наблюдается медленное восстановление банковского рынка после довольно значительного спада. В первом квартале 2010 года сохранилась по...полностью>>
'Конкурс'
1. Настоящее Положение о Конкурсе «Экологическая сказка» определяет порядок организации и проведения Конкурса, его организационное, методическое и фи...полностью>>
'Документ'
ДЕПАРТАМЕНТ МІСЬКОГО ГОСПОДАРСТВА ОДЕСЬКОЇ МІСЬКОЇ РАДИ (далі – «Департамент») є виконавчим органом Одеської міської ради і правонаступником управлін...полностью>>

М. К. Аммосова Педагогический институт рабочая программа (9)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Якутский Государственный университет им. М.К. Аммосова

Педагогический институт

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по курсу

Теория и методика музыкального воспитания”

Специальность 031200.00 – педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью

Якутск – 2002 г.

Составитель:

доцент Ларионова А. Г.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры ПНО

“___” __________________ 2002 г.

Протокол № _______

Зав. кафедрой : Н.Д.Неустроев

Рабочая программа утверждена на заседании научно - методического совета Педагогического института ЯГУ

“___” __________________ 2002 г.

Протокол № _______

Председатель научно - методического совета ПИ ЯГУ: А.А. Потапова..

Рабочая программа утверждена на заседании научно - методического совета ЯГУ

“___” __________________ 2002 г.

Протокол № _______

Председатель научно – методического совета ЯГУ: А.Н.Яковлева

Образовательный минимум содержания госстандарта

История детского музыкального воспитания.Теория детского музыкального воспитания. Урок музыки, его виды. Методика преподавания музыки в начальных классах.

Методологические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе. Основные виды музыкальной деятельности младших школьников. Музыкальное воспитание во внеклассное время. Формы массовой и кружковой работы при организации музыкального досуга. Основные тенденции детского музыкального воспитания в современном мире. Музыкально - просветительская деятельность в начальной школе.

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Выписка из учебного плана

2. Требование стандарта

3. Принципы построения и цели курса

4. Структура и содержание курса

5. Структура деятельности студента

6. Формы контроля

7. Рекомендуемая литература

1. ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Специальность – учитель начальных классов

Факультет – педагогика начального образования

Кафедра – педагогика начального обучения

Курсы – 3, 4.

Семестры – 6, 7

Форма контроля – зачет (6 семестр)

- экзамен (7 семестр)

Вид работы

Семестр

6 сем.

7 сем.

6 - лет.8,9,10

3-л. 5,6.

очная

очная

заочная

Лекций

18

18

20

12

Практических

8

8

22

12

Лабораторных

8

8

Зачеты

6 сем.

-

8,9сем.

5 сем.

Экзамен

-

7 сем

10 сем.

6 сем.

Курсовой проект

8 сем.

10 сем.

6 сем

СРС

32

35

37

22

Индивидуальная работа

2

2

ИТОГО

68

71

46

26

I. ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

I. 1.1. Выпускник должен уметь решать задачи,соответствующие его квалификации:

- осуществлять процесс обучения учащихся начальной школы с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности младших школьников;

- стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого - педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;

- анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования;

- повышать профессиональную квалификацию;

- выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений;

- поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания.

II. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ

II.1. Принципы построения курса

II. 1.1. Данный курс разработан для студентов 1 - 3 курсов в соответствии с Государственным Образовательным стандартом.

II. 1.2. Базовый курс методики музыкального воспитания предполагает условное выделение трех внутренне связанных между собой разделов :

- теоретического

- практического

- аналитического

II. 1.3. Теоретический раздел представляет характеристику (структурных категорий) музыкального искусства, методики музыкального воспитания ( феномен музыкальной культуры; музыки как вид искусства; эстетические, воспитательные и образовательные возможности музыкального искусства; цели, содержание и методы музыкального искусства).

II. 1.4. Практический раздел предполагает развитие музыкальных умений и навыков на основе полученных теоретических знаний по курсу методики музыкального воспитания в начальной школе ( певческие навыки, игра на музыкальных инструментах, дирижирование, музыкальная ритмика).

II. 1.5. Аналитический раздел посвящен характеристике современной социокультурной ситуации и состоянию музыкального воспитания в современных общеобразовательных школах (кризис культуры, недопустимо низкий уровень музыкальной культуры личности, пути выхода из создавшейся ситуации).

II. 2. Цели курса

После изучения курса по методике музыкального воспитания студент будет:

II.2.1. Иметь представление:

II.2.1.1. представление об искусстве как форме общественного сознания, ее характеристике, музыкальной культуре личности, о воспитательных, образовательных и эстетических возможностях музыкального искусства.

II.2.1.2. представление о роли музыкального воспитания в обществе в различные исторические периоды; характеристике курса методики музыкального обучения и воспитания, его задачи и содержание.

II.2.1.3. представление о цели, содержании и методах музыкального обучения; об опыте прогрессивных педагогов - музыкантов, о содержании их музыкально - педагогических концепций, уметь ориентироваться в них.

II.2.1.4. представление о музыкальных знаниях, умениях, навыках.

II.2.2. Знать :

II.2.2.1. Теорию музыки и музыкальной культуры как специфическую форму общественного сознания, опосредованную связь с жизнью.

II.2.2.2. Виды музыкальной деятельности, их характеристика .

II.2.2.3. Методы музыкального воспитания и обучения, их характеристика и классификация.

II.2.2.4. Анализ опыта прогрессивных педагогов - музыкантов.

II.2.3. Уметь:

II.2.3.1. Использовать в педагогической практике различные виды музыкальной деятельности (пение, дирижирование, игра на музыкальных инструментах, музыкальная ритмика).

II.2.3.2. Воспринимать музыку адекватно, уметь анализировать, опираясь на полученные знания в области теории музыки.

II.2.3.3. Использовать различные методы музыкального обучения и воспитания в педагогической практике.

II.2.3.4. Владеть культурой музыкального мышления, базирующейся на знании истории и теории музыкального искусства.

III. 2.3 Содержание стандарта

ДПП. Ф.11. Теория и методика музыкального воспитания.

История теского музыкального воспитания. Теоия детского музыкального воспитания. Урок музыки, его виды. Методика преподавания музыки в начальных классах.

Методологические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе. Основные виды музыкальной деятельности младших школьников. Музыкальное воспитание во внеклассное время . Формы массовой и кружковой работы при организации музыкального досуга. Основные тенденции детского музыкального воспитания в современном мире. Музыкально-просветительская деятельность в начальной школе.

Вопросы к зачету:

1.В чем состоит специфика предмета “музыка” ?

2. Какова цель предмета “музыка”, его основные задачи?

3. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны в развитии методики музыкального воспитания дореволюционного периода.

4. В чем проявлялась музыкально – просветительская деятельность передовой русской интеллигенции в дореволюционный период?

5. Дайте оценку становления музыкального воспитания в послереволюционные годы.

6. Раскройте значение работы Б.М. Теплова “Психология музыкальных способностей” для развития методики музыкального воспитания.

7. Сравните научно – методические взгляды Б.В.Асафьева, Б.Л. Яворского, В.Н.Шацкой, Н.Л. Гродзенской и покажите, чем каждый из них обогатил методику музыкального воспитания.

8. Раскройте основные требования, предъявляемые к личности учителя начальных классов в музыкально – эстетическом воспитании младших школьников.

9. В чем проявляется творческий подход учителя в музыкально – эстетическом воспитании младшего школьника?

10. Каковы требования к использованию на уроке музыки наглядных и технических средств?

11. Охарактеризуйте основные методы музыкального воспитания.

12. Охарактеризуйте комплекс музыкальности. При какиъх условиях он может развиваться наиболее успешно?

13. В чем проявляется сущность принципа музыкального воспитания о единстве развития ладового, ритмического чувства и чувства музыкальной формы?

14. Раскройте значение слушания музыки на школьном уроке.

15. Приведите примеры активизации эмоционального отношения младших школьников к музыкальному произведению.

16. Составьте развернутый план работы по развитию восприятия музыкального произведения у младших школьников.

17. Раскройте последовательность развития у школьников музыкального восприятия.

18. Продумайте музыкальный материал урока и методы ознакомления с современными направлениями в музыке.

19. Какие задачи музыкального воспитания решаются в певческой деятельности школьников?

20. В чем проявляются особенности певческого голоса младших школьников?

21. Назовите вокально – хоровые навыки, раскройте их значение для выразительного исполнения песен.

22. Назовите причины фальшивого пения детей и расскажите о методах их устранения.

23. Раскройте этапы работы над песней – игрой.

24. Раскройте пути реализации принципов единства эмоционального и сознательного, художественного и технического при разучивании песни.

25. В чем заключается воспитательное значение музыкально – ритмической деятельности младших школьников на уроке музыки?

26. Продумайте занятие для ритмики с первоклассниками.

27. Приведите примеры вариантов драматизации фольклорно – песенного материала. Расскажите, какие навыки движений вы будете формировать у младших школьников.

28. В чем заключается развивающее значение игры на простейших музыкальных инструментах?

29. Каким образом вводятся детские музыкальные инструменты в урок музыки?

30. В чем выражается специфика музыкально – дидактического материала, предназначенного для формирования инструментальных умений, ладовых и ритмических представлений?

31.В чем заключается преимущество создания игровых ситуаций на начальном этапе творческого развития?

32. Какова роль творческих заданий на уроках с использованием музыкального материала?

Экзаменационные вопросы:

1. Основные виды музыкальной деятельности

2. Музыкальное воспитание в российской школе второй половины 19 - нач.20 века.

3. Восприятие музыки, как основа формирования музыкальной культуры младшего школьника

Становление музыкального воспитания в советской школе

4. Воспитательное значение музыкально- ритмической деятельности младших школьников на уроках музыки.

5. Концепция музыкального образования в современной школе

6.Инструментальное музицирование на уроках музыки

7. Методологические основы методики музыкального воспитания

8. Музыкальное творчество младших школьников

9. Характеристика программ по музыке 1970 - 2000 гг.

10. Развитие вокально- хоровых навыков младших школьников

11.Содержание музыкального образования

12. Основные задачи музыкального воспитания в первом классе

13. Характеристика методов музыкального воспитания

14. Игра как средство музыкального воспитания младшего школьника

15. Научно - методические взгляды Б.В. Асафьева, Б.Л.Яворского,В.Н. Шацкой, Н.Л.Гродзенской и др.

16. Основные задачи музыкального воспитания во втором классе

17. Психолого - педагогические доминанты в музыкальном развитии младшего школьника.

18. Основные задачи музыкального воспитания в третьем,четвертом классах.

19. Общедидактические и специфические цели музыкального обучения и воспитания

20. Роль и место нотной грамоты в процессе музыкального обучения

21. Урок музыки как школьный предмет и урок искусства

22. Программа Кабалевского, основные принципы.

23. Музыкальный материал, критерий его отбора

24. “Шульверк” К.Орфа

25.Принципы тематического построения программы

26. Система З.Кодая, релятивная сольмизация

27. Раскройте значение работы Б.Теплова “Психология музыкальных способностей” для развития методики музыкального воспитания

28. Жанровые основы музыкального искусства (по программе Кабалевского)

29. Характеристика вокально- хоровых навыков, их значение для выразительного исполнения песен.

30. Соотношение выразительности и изобразительности в музыке (по программе Кабалевского)

31. Концепция музыкального образования в программе Д.Б.Кабалевского

32. Музыкальные жанры (по программе Кабалевского)

33. Внеклассная работа по музыкально - эстетической деятельности младших школьников

34. Средства музыкальной выразительности (по программе Кабалевского)

35. Методика проблемно - творческого приобщения учащихся к музыке

36. Песенность, танцевальность, маршевость (по программе Кабалевского)

37. Музыкальные кружки, их роль во внеклассной работе

38. Ингонация (по программе Кабалевского)

39. Зарубежные системы музыкального воспитания

40. Развитие музыки (по программе Кабалевского)

41. Проблемы формирования музыкальной культуры младших школьников

42. Музыкальная форма (по программе Кабалевского)

43. Музыкально-просветительская деятельность в начальной школе

44. Народная и профессиональная музыка (по программе Кабалевского)

45. Элементы музыкального образования и их взаимосвязь

46. Композитор - Исполнитель - Слушатель

1. Задачи и содержание музыкального воспитания в школе.

2. Музыкальное воспитание в российской школе второй половины 19 – начала 20 века.

3. Становление музыкального воспитания в советской школе.

4. Концепция музыкального образования в современной школе.

5. Цели и задачи музыкального образования младших школьников.

6. Урок музыки как школьный предмет и урок искусства.

7. Методологические основы методики музыкального воспитания.

8. Музыкальный материал, критерий его отбора, тематическое построение программы.

9. Значение работы Б.М. Теплова “Психология музыкальных способностей” для развития методики музыкального воспитания.

10. Краткая характеристика программ по музыке 1970 – 2000 – х гг.

11.Содержание музыкального образования.

12. Методы музыкального обучения, их характеристика.

13. Виды музыкальной деятельности.

14. Восприятие музыки, как основа формирования музыкальной культуры младшего школьника.

15. Хоровое пение, развитие вокально – хоровых навыков младших школьников.

16. Музыкально – ритмические движения.

17. Игра на детских музыкальных инструментах.

18. Музыкальное творчество младших школьников.

19. Внеклассная работа по музыкально – эстетической деятельности младших школьников.

20. Младший школьник: физиологические особенности; психолого – педагогические доминанты развития; ведущие направления педагогической деятельности в музыкальном развитии младшего школьника.

21. План и конспект урока музыки.

22. Основные задачи музыкального воспитания в 1 классе.

23. Основные задачи музыкального воспитания во 2 классе.

24. Основные задачи музыкального воспитания в 3 – 4 кл.

25. Игра как средство музыкального воспитания младшего школьника.

26. Научно – методические взгляды Б.В.Асафьева, Б.Л. Яворского, В.Н.Шацкой, Н.Л. Гродзенской и др.

27. Концепция музыкального образования в программе Д.Б. Кабалевского.

28. Методика проблемно – творческого приобщения учащихся к музыке.

29. Развитие певческих навыков по программе Д. Огороднова.

30. Воспитание и развитие музыкальности младших школьников.

31. Интонирование и звучание.

32. Развитие восприятия ритма.

33.  Музыкальный материал, критерий его отбора, тематическое построение программы.

34. Музыкальные кружки, их роль во внеклассной работе.

35.Формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на начальном этапе.

36. Приемы формирования звуковысотного слуха.

37. Приемы активизации ритмического чувства.

38. Выразительность и изобразительность в музыке.

39. Зарубежные системы музыкального воспитания. “Шульверк” К.Орф., Система З. Кодая,

40. Методика музыкального воспитания в 1 классе.

41. Методика музыкального воспитания во 2 классе.

42. Методика музыкального воспитания в 3 классе.

43. Роль детских фольклорных ансамблей в музыкальном развитии младших школьников.

44. Игра как средство развития музыкальных способностей младших школьников.

IV. Структура деятельности студента.

Для успешного изучения курса студенту необходимо:

1. Сдать зачет.

2. Выполнить следующие виды работ:

2.1. анализ первоисточников;

2.2. активное участие в семинарах;

2.3. выполнение тестовых заданий;

2.4. написание реферата и курсовой по методике музыкального воспитания;

2.5. развивать музыкальные умения и навыки в музыкально - практической деятельности ( пение, игра на музыкальных инструментах).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. К. Аммосова Педагогический институт рабочая программа (8)

    Рабочая программа
    В программе раскрываются искусствоведческие и психолого-педагогические основы теории и методики развития детского изобразительного творчества. Даны: общая структура разделов; ориентирующий программный материал; алгоритм деятельности
  2. М. К. Аммосова Педагогический институт Рабочая программа (4)

    Рабочая программа
    В программе раскрываются психолого-педагогические основы теории и методики развития речи. Даны: общая структура разделов, ориентирующий программный материал, формы контроля по темам.
  3. М. К. Аммосова Педагогический институт рабочая программа (7)

    Рабочая программа
    Программа для студентов дошкольного отделения ПИ ЯГУ составлена в соответствии с программой по курсу «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
  4. М к. Аммосова Педагогический институт Рабочая программа

    Рабочая программа
    Курс рассчитан на 20 ч. лекционных занятий, 40 ч. практических занятий, 6 ч. лабораторных занятий, СРС - 63 ч., зачет (6 семестр), экзамен (7 семестр).
  5. М. К. Аммосова Педагогический институт рабочая программа (2)

    Рабочая программа
    История развития трудового обучения в начальной школе. Анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников. Оснащение курса трудового обучения в начальной школе.
  6. М. К. Аммосова Педагогический институт рабочая программа (5)

    Рабочая программа
    История образования и педагогической мысли как область научного знания. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире.

Другие похожие документы..