Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сценарий'
Ведущий 1: С именем Ивана Сергеевича в нашем сознании связано представление о великом мастере слова, в совершенстве владеющим богатствами русского яз...полностью>>
'Образовательный стандарт'
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки...полностью>>
'Программа'
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский унив...полностью>>

Кабанова Наталья Васильевна учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Контрольные вопросы

  1. Каково значение орфоэпии для формирования правильной речи?

  2. В чем заключается практическое значение орфоэпии?

  3. Какие существуют причины отступлений от литературного произношения?

  4. Надо ли стремиться в разговорных условиях общения говорить, как пишешь? К каким казусам может привести такое стремление?

  5. Каковы особенности ударения в русском языке?

  6. Какие существуют закономерности постановки ударения в кратких формах прилагательных?

  7. С чем связаны трудности глагольного ударения?

Контрольные задания

Задание 1. Определите, в каких словах двойной согласный не произносится, в каких сохраняется и в каких допускается вариантное произношение.

Ассамблея, ассорти, терраса, касса, корректура, масса, ассимиляция, массивный, аллея, тоннель, иррегулярный, суббота, балласт, грамматика, гамма, группировать, миллион, диффузия, беллетристика, аккуратный, аттестат, аккомпанемент, аккумулятор, аппарат, апперцепция, аппликата, аппликатура, аннулировать, аннексировать.

Задание 2. В каких словах иноязычного происхождения сохраняется безударный [о]?

Бокал, бордовый, вето, конкретный, концерт, коттедж, оазис, портфель, поэзия, поэтесса, роман, сомбреро, соната, трио, хаос.

Задание 3. В каких именах собственных сохраняется безударный [о]:

Боккаччо, Вольтер, Мольер, Роллан, Роман, Роден, Флобер, Шопен, Мопассан, Проспер.

Задание 4. Определите, мягко или твердо произносятся согласные перед [э] в следующих словах? В каких словах допускаются варианты (выписать отдельно).

Айсберг, бактерия, безе, деликатес, декан, депрессия, агрессия, профессия, интеллект, интервью, кофе, кодекс, кредо, крейсер, критерий, модель, музей, неологизм, нетто, одесский, орхидея, патент, пантера, сессия, свитер, синтез, терапевт, термин, термос, тест, фланель, фанера, штемпель, энергия, эффект, артерия, бутерброд, бассейн, генезис, генератор, декадент, декольте, дирекция, детектив, кратер, крепдешин, плиссе, гофре, полонез, сессия, сейф, сонет, стенд, тезис, тенор, темп, террор, термин, теннис, тет-а-тет, фонема, фонетика, шинель, шоссейный, эдем, экстерн, эссенция, этногенез.

Задание 5. Распределите приведенные ниже слова на группы в зависимости от звука, произносимого на месте буквы Г.

Легкие, бухгалтер, мягкий, пугливый, смягчить, Господи!, ради Бога!, ага, ого, когти, богатый, берег, облегчить, утюг, берегся.

Задание 6. Произнесите следующие слова. Возможны ли варианты произношения?

Булочная, конечно, подсвечник, будничный, молочный, скучно, сливочный, будничный, яичница, клубничный, коричневый, ячневый, скворечник, беспорядочный, войлочный, селедочница, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница, спичечный, к шапочному разбору, бесконечный, безграничный.

Задание 7. Расставьте ударения в следующих словах.

Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, ходатайство, щавель, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, генезис, диспансер, догмат, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, нефтепровод, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, премирование, пурпур, ракурс, столяр, христианин, экслибрис.

Задание 8. От существительных образуйте родительный падеж и поставьте ударение.

Бант, бинт, герб, дверь, гуляш, гусь, жезл, клок, ксендз, торт, ясли.

Задание 9. Расставьте ударение в следующих глагольных формах.

Плыл – плыла – плыло – плыли, понял – поняла – поняло – поняли, пролил – пролила – пролило – пролили, принял – приняла – приняло – приняли, врал – врала – врало – врали.

Тема 3 (2 часа)

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ В СИСТЕМЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ

Цель – усвоить основные морфологические нормы существительных в русском языке.

План

  1. Категория рода имен существительных.

  2. Категория числа имен существительных.

  3. Варианты падежных окончаний имен существительных.

  4. Трудные случаи в системе склонения имен.

Литература

Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1980. С. 85 - 109.

Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1978. С. 161 – 192.

Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.

Ефремова Т. Е., Костомаров В. Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1993.

Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. М., 2003. С. 164 – 187.

Литература для обсуждения в аудитории

Батурина Л. А. Имена собственные в газете // Русская речь. 2006. № 6.

Алиева Г. Н. Окказиональные неологизмы последнего десятилетия // Русская речь. 2006. № 3.

Брусенская Л. А. Служит ли категория числа для создания точности речи? // Русский язык в школе. 1995. № 4.

Еськова Н. А. Склонение фамилий и личных имен в русском языке // Русский язык в школе. 1995. № 4.

Коваленко Я. В. Видовые пары русского глагола // Русская речь. 2005. № 6.

Крысин Л. П. О некоторых иноязычно-русских лексических соответствиях // Русская речь. 2007. № 1.

Романов Д. А. Части речи «на службе» у эмоций // Русская речь. 2004. № 5.

Контрольные вопросы

  1. В чем заключается причина родовой вариантности слов-неологизмов?

  2. По какому критерию определяется грамматический род аббревиатур?

  3. Каковы закономерности в склонении аббревиатур?

  4. Каковы нормы употребления сложносоставных слов?

  5. Каковы закономерности в склоняемости / несклоняемости географических названий?

  6. Существуют ли нормы в употреблении собственных имен?

  7. Что Вы знаете об истории и конкуренции форм родительного падежа на -а (-я) и на  у (  ю)?

Контрольные задания

Задание 1. Определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.

Авеню, бигуди, галифе, Гоби, Дели, Замбези, кенгуру, конферансье, кофе, купе, леди, меню, Миссисипи, Онтарио, реле, сабо, салями, сулугуни, танго, фойе, фрау, хинди, цеце, шимпанзе.

Задание 2. Определите род аббревиатур:

ЗАГС, ТЮЗ, ВГИК, ГЭС, ЖЭК, ВАК, НАТО, СНГ, НИИ, МИД, МГУ, ТАСС, РИА, ООН.

Задание 3. Объясните, почему слова из приведенных ниже групп употребляются только в форме множественного числа:

а) подмостки, хоромы, носилки, весы, ножницы, кандалы, кавычки, пожитки, чаевые, полусапожки;

б) дрова, щи, отходы, обои, брызги, потроха, биточки, соты;

в) поборы, проводы, дебаты, хлопоты, аплодисменты, выкрутасы, козни, сумерки, враки, устои, россказни, каникулы, прятки, крестины;

г) Альпы, Плеяды, Дарданеллы, Филиппины, Близнецы, Курилы, Карпаты.

Задание 4. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа.

Доктор, выбор, контейнер, орден, адрес, герб, холод, промысел, шофер, парус, хутор, клевер, торт, вечер, жемчуг, погреб, автор, лектор, край, токарь, инженер, договор, тополь, волос, отпуск, сектор, хлеб, якорь, прожектор, трактор, месяц, редактор, инспектор, кузов, писарь, стог.

Задание 5. Составьте таблицу, разделив приведенные ниже слова на четыре подгруппы: 1) со склоняемыми обеими частями; 2) со склоняемой второй частью; 3) со склоняемой первой частью; 4) несклоняемые.

Диван-кровать, кока-кола, министр-президент, национал-социалист, идея-фикс, плащ-палатка, генерал-майор, вагон-лавка, смотр-конкурс, конференц-зал, кафе-магазин.

Задание 6. просклоняйте числительные:

5679, 665, три студента, полтора килограмма, одна целая двадцать четыре сотых, трое студентов.

Тема 4 (2 часа)

НОРМЫ СОСТАВЛЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Цель – научить студентов грамотно составлять официальные документы.

План

  1. Официально-деловой стиль и его особенности.

  2. Служебные документы.

  3. Особенности юридических документов.

  4. Место личных документов в системе юридических.

  5. Деловое письмо.

Литература

Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1988. С. 270 – 286.

Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 1983. С. 175 – 183.

Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. М., 2003. С. 435 – 466.

Стенюков М. В. Документы. Делопроизводство: Практическое пособие по документационному обеспечению деятельности предприятия. М., 1996.

Холопова Т. И., Лебедева М. М. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1994.

Литература для обсуждения в аудитории

Геккина Е. Н. Если вам предстоит подписать договор // Русская речь. 2006. № 3.

Кошлякова М. О. О речевом аспекте имиджа // Русская речь. 2007. № 2.

Костомаров В. Г. Конструктивно-стилевые векторы // Русская речь. 2005. № 1.

Крылова О. А. Приветствия и этикет // Русская речь. 2001. № 4.

Муравьева Н. В. Как устроен деловой текст // Русская речь. 2005. № 6.

Муравьева Н. В. Правила и исключения делового языка // Русская речь. 2005. № 1.

Панова М. Н. Школа для чиновников // Русская речь. 2003. № 3.

Панова М. Н. Язык государственного управления и «словарь времени» // Русская речь. 2006. № 5.

Попова Е. А. Об особенностях речи мужчин и женщин // Русская речь. 2007. № 3.

Хан-Пира Эр. Государственный чиновник и письменное делопроизводство // Русская речь. 1998. № 2.

Шварцкопф Б. С. О культуре деловой речи // Русская речь. 1968. № 3.

Контрольные вопросы

  1. Какие сферы общественной деятельности обслуживают официально-деловой стиль и его подстили?

  2. Чем обусловлено то обстоятельство, что официально-деловые тексты представляют собой документ?

  3. В чем различие между текстовыми и языковыми нормами построения документа?

  4. Каковы реквизиты постоянной и переменной информации в тексте различных документов?

  5. В чем специфика отдельных видов служебных документов (приказ, протокол, договор)?

  6. Какие функции выполняют юридические документы?

  7. Какие типы личных документов Вы знаете?

  8. Что Вы понимаете под этикетом коммерческого письма?

Контрольные задания

Задание 1. Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив к первой группе существительных соответствующие прилагательные, ко второй группе существительных – необходимые глаголы:

а) приговор, срок, лицо, дети, ответственность, действия, оборона, полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособие, органы, порядок, рассмотрение;

б) приказ, контроль, должностные оклады, выговор, порицание, ошибка, содействие, порядок, выполнение, недоделки, дисциплина, совещание, перестройка, обязанности, обследование, меры.

Задание 2. Прочитайте шуточный приказ, составленный К. И. Чуковским. На чем основан его юмористический эффект? Составьте приказ о поощрении, дав оценку выполненной работе и указав факт и меру поощрения.

Приказ

Наши женщины хорошо поработали, да и в общественной жизни себя неплохо показали. Надо их порадовать, скоро ведь 8 Марта наступит! Мы тут посоветовались и решили дать грамоты…

Задание 3. Напишите заявление о предоставлении академического отпуска по болезни.

Задание 4. Прочитайте доверенность, написанную К. И. Чуковским в юмористическом ключе. На чем основан юмористический эффект? Напишите доверенность на получение вашей заработной платы в связи с Вашим отъездом в командировку.

Доверенность

Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.

Задание 5. Для поступления на интересующую Вас работу составьте резюме.

Задание 6. Напишите автобиографию.

Задание 7. Прочитайте языковые обороты, взятые из деловой корреспонденции. Предложите более короткую запись этих оборотов без потери информативности.

Абсолютно новый документ; собранные вместе материалы; продолжающиеся далее инциденты; сотрудничать вместе с Вами; каждый в отдельности считает, что…; приложенное при этом заявление; точно совпадающие данные; повторите снова Ваше предложение; все еще остается не решенным; я прошу вас.

Тема 5 (2 часа)

НОРМЫ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ

Цель – научиться семантически точно и стилистически уместно использовать лексические средства языка в устной и письменной речи.

План

  1. Многозначность слов.

  2. Употребление синонимов.

  3. Плеоназмы, тавтология.

  4. Употребление фразеологизмов.

  5. Стилистически окрашенная лексика.

  6. Экспрессивно окрашенная лексика.

Литература

Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1980. С. 123 – 163.

Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 1997. С. 4 – 71, 113 – 116, 125 – 130.

Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. М., 2003.

Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Правила хорошей речи. М., 1996.

Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. М., 2003. С. 33 – 94.

Литература для обсуждения в аудитории

Вань Сэнь. От поколения к поколению (О фразеологизмах в языке) // Русская речь. 2007. № 3.

Еськова Н. А. На надоевшую тему о глаголах одеть и надеть // Русская речь. 2003. № 2.

Заварзина Г. А. Эвфемизмы как проявление «политической корректности» // Русская речь. 2006. № 2.

Красных В. И. Двойной - двойственныйдвоякий // Русская речь. 2002. № 2.

Красных В. И. Сильный силовой // Русская речь. 2003. № 3.

Пугач С. В. Тавтология как средство выразительности // Русская речь. 1996. № 1.

Самойлова В. Г. Оправданная тавтология // Русская речь. 1971. № 3.

Черникова Н. В. Переориентированная лексика // Русская речь. 2002. № 2.

Чудинов А. П. Новые русские метафоры // Русская речь. 2003. № 1, 2.

Контрольные вопросы

  1. Как Вы понимаете термин «многословие»?

  2. Какие виды многословия Вы можете назвать?

  3. Какие разновидности плеоназмов Вам известны?

  4. Что называется синонимическим рядом?

  5. Как Вы понимаете, что такое «богатство речи»? Каким требованием должна соответствовать эта характеристика?

Контрольные задания

Задание 1. Определите различия в значении слов:

импресарио, меценат, спонсор, продюсер; аннотация, дайджест, конспект, реферат, резюме, тезисы; грант, дотация, пенсия, стипендия, субсидия, субвенция.

Задание 2. Объясните различия между словами, которые являются паронимами:

безответный – безответственный, двойной – двойственный, осудить – обсудить, подпись – роспись, боязливо – боязно, сытный – сытый, поступок – проступок, гордыня – гордость, преемник – приемник.

Задание 3. Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные:

народный фольклор, хронометраж времени, свободная вакансия, автобиография жизни, демобилизация из армии, временный интерьер, временный цейтнот, мемориал памяти.

Задание 4. Назовите причины возникновения двусмысленности в предложениях.

Сегодня мы всем классом ходили в Эрмитаж. – Ну, и что ты оттуда вынес?

Здоровье и уход день за днем (плакат в поликлинике).

Оставьте свои мысли!

Задание 5. Найдите плеоназмы в предложениях, исправьте ошибки:

Он привык беречь каждую минуту времени. Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. На первый взгляд эта работа кажется простой и незамысловатой. Деятельность центра будет способствовать совместному сотрудничеству между народами разных стран. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом. При таком обработке много древесины пропадает зря.

Задание 6. Распределите слова по двум группам (общеупотребительная лексика, стилистически окрашенная лексика):

лес, темный, лгать, смекалка, шагать, синий, поляна, смазливый, воспламениться, дерзание, воспеть, бегать, зачинатель, предначертание, страж, грядущий, кляуза, отчизна, труженик, барахлить, ланиты, нерукотворный, скорбь, чмокнуть, журить, предписание.

Задание 7. Прочитайте примеры употребления жаргонной лексики. Подберите к ним синонимы из литературного языка.

Оттянуться в казино, отмывать черный нал, покручивать деньги, умыть конкурентов.

Задание 8. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

Началась избирательна фиеста. В парке было заложено тридцать два дерева. Он познакомился с плеядой новых компьютеров. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека.

Тема 6 (2 часа)

МОДУЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Задания и материалы см. в разделе «Контрольные материалы» на стр. 72.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебный план общеобразовательного учреждения Кадровое обеспечение образовательного процесса (1)

    Документ
    Школа занимает уникальное место среди всех общественных институтов. При её колоссальном влиянии на формирование будущих поколений, а через них – и на всё общество в целом, она сохраняет свою традиционную закрытость.
  2. Публичный отчёт «О состоянии и результатах деятельности системы образования городского округа Королёва Московской области в 2007-2008 учебном году» Согласован

    Публичный отчет
    Авторы: Абидуллина Р.З., Астапенко Т.С., Алхимова В.Н., Булаева А.М, Ващенко Н.А., Грищенкова С.А., Дмитриенко С.В., Дунаева Т.В., Захарова М.В., Зорина С.
  3. Методические указания по деятельности Отдела по делам молодежи Московской епархии. Приложения

    Методические указания
    Изучение Св. Писания в группе может существенно улучшить катехизацию, его задача – научить правильному чтению Св. Писания и выявить всю полноту заложенных в тексте смыслов.
  4. Публичный доклад об образовательной деятельности моу гимназии №10 за 2010 – 2011 учебный год

    Доклад
    Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 10 реализует обучение по типовым программам, элементам программ Л.В.Занкова и программам углубленного изучения химии и биологии.
  5. Методические рекомендации о совершенствовании преподавания иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города москвы

    Методические рекомендации
    На современном этапе развития система образования в целом, и средняя (полная) общеобразовательная школа, в частности, является приоритетным направлением российской государственной политики.

Другие похожие документы..