Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Основной целью работы МУ «Центр поддержки малого предпринимательства» является создание и дальнейшее улучшение условий для развития малого предпринима...полностью>>
'Документ'
Неотъемлемый атрибут развитого футбольного фанатизма во все времена и в любой стране… Соответственно и данная рубрика – такой же неотъемлемый атрибут...полностью>>
'Документ'
Орган выдающий лицензию: Отдел лицензирования игорного бизнеса и лотерей Московской Лицензионной Палаты. Лицензия выдается сроком на три года. Срок ис...полностью>>
'Документ'
В редакции постановлений от 22.04.2010 , от 15.07.2010 , от 15.10.2010 , от 31.12.2010 , от 20.06.2011 , от 12.09.2011 , от 01.12.2011 № 182, от 20.1...полностью>>

Кабанова Наталья Васильевна учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» включает в себя 36 аудиторных занятий (18 лекционных и 18 практических), до 84 часов отводится на самостоятельную работу студента (СРС), в т.ч. по специальностям 030401. 65 – История – 64 часа СРС , 030501. 65 – Юриспруденция – 44 часа СРС, 080105. 65 - Финансы и кредит – 84 часа СРС, 080507. 65 - Менеджмент организации – 54 часа СРС.

Раздел 1. Содержание учебной дисциплины

темы

Наименование темы лекции

Кол-во часов на лекцию

Лаб.

раб.

Практ. занят.

Метод. указ.

Форма контр.

1

2

3

4

5

6

7

1.

Структурные и коммуникативные свойства языка

(Система и структура языка. Знаковые свойства языка. Язык и речь.)

2

-

-

-

ЭК, МКР,

З (Э)

2.

Современная теоретическая концепция культуры речи

(Характеристика понятия «культура речи».

История становления культуры речи

как научной

и учебной дисциплины.)

2

-

8

-

ЭК, МКР,

З (Э)

3.

Литературный язык

и другие разновидности общенародного языка

(Литературный язык

как разновидность общенародного языка. Свойства

литературного языка. Нелитературные разновидности общенародного языка.)

2

-

-

-

ЭК, МКР,

З (Э)

4.

Речевое общение

(Основные единицы

речевого общения. Организация

вербального взаимодействия.

Невербальные

средства общения.)

2

-

-

-

ЭК, МКР,

З (Э)

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

5.

Текстовые

и языковые нормы делового стиля

(Типы документов.

Требования к оформлению реквизитов документов.

Унификация

языка деловых бумаг.)

2

-

2

-

ЭК, МКР,

З (Э)

6.

Культура

ораторской речи

(Роды и виды

ораторской речи.

Структура ораторской речи. Взаимодействие

оратора и его аудитории.)

2

-

-

-

ЭК, МКР,

З (Э)

7.

Культура

письменной речи

(Русская орфография: нормы и варианты,

правила и исключения, принципы и тенденции. Пунктуация как показатель

речевой культуры.

Научные основы разработки и применения алгоритма

в орфографии и пунктуации)

4

-

2

-

ЭК, МКР,

З (Э)

8.

Этико-социальные аспекты культуры речи

(Культура поведения

и этические нормы общения.

О социальных аспектах культуры речи.)

2

-

-

-

ЭК, МКР,

З (Э)

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 2. Учебно-методические материалы дисциплины

2. 1. Практические занятия

№ занятия

Тема практического занятия

Объём, час

1

2

3

1.

Модульная контрольная работа (МКР) № 1

2

2.

Правильность речи: нормы произношения и ударения

2

3.

Трудные случаи в системе морфологических норм

2

4.

Нормы составления официальных документов

2

5.

Нормы словоупотребления

2

6.

Модульная контрольная работа (МКР) № 2

2

7.

Русская орфография и пунктуация как показатель речевой культуры

2

8.

Синтаксические нормы

2

9.

Модульная контрольная работа (МКР) № 3

2

1

2

3

2. 2. Организуемая самостоятельная работа студентов

Форма Орг СРС

семестра

Срок

выполнения

Время, затрачиваемое

на выполнение Орг СРС

1

2

3

4

Реферирование научной литературы

1

20. 11. 2009.

сентябрь - ноябрь

Практикум

1

20. 11. 2009.

сентябрь - ноябрь

Контрольная работа (реферат)

1

20. 12. 2009.

октябрь - декабрь

1

2

3

4

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Представленный ниже план практических занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с учебной программой данного курса на основании распределения часов, представленных в рабочей программе данного учебно-методического комплекса.

Подготовка к практическим занятиям осуществляется студентами самостоятельно с привлечением научных источников, представленных в списке литературы к каждой теме. Для более глубокого изучения проблем культуры речи может использоваться дополнительная литература, указанная в разделе «Литература для обсуждения в аудитории».

Знание этих материалов, а также выступление с докладами на практическом занятии (См. «Темы для докладов и сообщений») поощряется дополнительными рейтинговыми баллами.

Тема 1 (2 часа)

МОДУЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Задания и материалы см. в разделе «Контрольные материалы» на стр. 60.

Тема 2 (2 часа)

ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ: НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ

Цель – усвоить основные нормы русского литературного произношения и особенности постановки ударения в акцентных вариантах.

План

  1. Понятие орфоэпии.

  2. Практическое значение орфоэпии.

  3. Источники отступлений от литературного произношения.

  4. Особенности русского ударения.

  5. Нормы русского ударения, их характеристика.

  6. Причины изменения и колебания ударения в русском языке.

Литература

Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1984.

Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1978. С. 85 – 140.

Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М., 2003.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1980. С. 40 – 84.

Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб., 2000.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1989.

Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. М., 2003. С. 137 – 164.

Литература для обсуждения в аудитории

Бархударова Е. Л. Орфоэпическая вариативность как показатель изменений в фонетической системе русского языка конца XX – начала XXI в. // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2004. № . С. 92 – 102.

Борунова С. Н. Покáяние или покая′ние? // Русская речь. 1994. № 5.

Быкова Г. В. К орфограмме – через произносительные нормы // Русская словесность. 1996. № 6.

Еськова Н. А. Об ударении слова гастарбайтер // Русская речь. 2006. № 4.

Крысин Л. П. Йóгурт или йогýрт? // Русская речь. 1998. № 1.

Тимофеева Г. Г. Отражение развития произносительной нормы в орфоэпических словарях русского языка // Русский язык в школе. 1991. №№ 1, 3, 4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебный план общеобразовательного учреждения Кадровое обеспечение образовательного процесса (1)

    Документ
    Школа занимает уникальное место среди всех общественных институтов. При её колоссальном влиянии на формирование будущих поколений, а через них – и на всё общество в целом, она сохраняет свою традиционную закрытость.
  2. Публичный отчёт «О состоянии и результатах деятельности системы образования городского округа Королёва Московской области в 2007-2008 учебном году» Согласован

    Публичный отчет
    Авторы: Абидуллина Р.З., Астапенко Т.С., Алхимова В.Н., Булаева А.М, Ващенко Н.А., Грищенкова С.А., Дмитриенко С.В., Дунаева Т.В., Захарова М.В., Зорина С.
  3. Методические указания по деятельности Отдела по делам молодежи Московской епархии. Приложения

    Методические указания
    Изучение Св. Писания в группе может существенно улучшить катехизацию, его задача – научить правильному чтению Св. Писания и выявить всю полноту заложенных в тексте смыслов.
  4. Публичный доклад об образовательной деятельности моу гимназии №10 за 2010 – 2011 учебный год

    Доклад
    Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 10 реализует обучение по типовым программам, элементам программ Л.В.Занкова и программам углубленного изучения химии и биологии.
  5. Методические рекомендации о совершенствовании преподавания иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города москвы

    Методические рекомендации
    На современном этапе развития система образования в целом, и средняя (полная) общеобразовательная школа, в частности, является приоритетным направлением российской государственной политики.

Другие похожие документы..