Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Наряду с реализацией долгосрочных федеральных целевых программ с 2005 года стали внедряться приоритетные национальные проекты. Результатом концентрац...полностью>>
'Документ'
Римская история делится на три основных периода – царский (середина VIII до н.э. – 510 до н.э.), республиканский (510–30 до н.э.) и императорский (30...полностью>>
'Документ'
Начало двадцатого столетия стало невиданным ранее единством Европы как национального, политического, культурного целого, подчинившего себе практическ...полностью>>
'Методические указания'
Курсовая работа по маркетингу является неотъемлемой частью учебного процесса Ее цель состоит в закреплении теоретических знаний и развитии навыков их...полностью>>

Программа для абитуриентов составители : Боркова Е. В. Коньков Н. Л.,Скачкова Г. К

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ПРОГРАММА ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ

Составители: Боркова Е.В. Коньков Н.Л.,Скачкова Г.К.,

Останина Л.В., Цыганова И.В., Захарова Е.И.

Компьютерная верстка: Переверзева Г.А.

Уважаемый абитуриент !

Рекомендуемое пособие предназначено для желающих поступить на исторический факультет Тобольского государственного педагогического института имени Д.И. Менделеева. Данное пособие включает информацию о факультете, условия приема, рекомендации и программу по курсу истории России с примерными вопросами к вступительному экзамену и рекомендации по подготовке к письменному экзамену по русскому языку и литературе.

Надеемся, что наши советы помогут Вам получить высокий балл на вступительных экзаменах. Желаем удачи!

В настоящее время

истфак ЭТО:

250 студентов дневного отделения

247 студентов заочного отделения

18 преподавателей

из них 2 доктора исторических наук,

8 кандидатов исторических наук

2 кафедры:

  • Истории России и методики преподавания истории

  • Всеобщей истории

  • Лаборатория изучения древней истории Сибири

Первый набор на истфак как на отделение филологического факультета был сделан в 1979 г., а в 1981 г. он приобрел статус самостоятельного факультета. Сначала он готовил учителей истории, обществоведения и английского языка. После появления в 1992 г. факультета иностранных языков выпускники стали получать дипломы учителей истории. С 1995 г. на факультете введена специализация «Историческое краеведение и музееведение».

За 5 лет студенты изучают множество исторических дисциплин. Только по собственно истории приходится сдавать более десятка экзаменов (шесть периодов отечественной, а также зарубежную историю: древних - Востока, Греции, Рима, средневековых - Европы и Востока, новой и новейшей. Кроме того, на истфаке проходят археологию, этнологию, вспомогательные и интегративные исторические дисциплины, историографию и источниковедение. С третьего курса начинается специализация по историческому краеведению, что подразумевает углубленное изучение древней и современной истории родного края, т.е Тюменской области. Обучение завершается дипломной работой, которая представляет собой самостоятельное исследование по одной из выбранной студентом тем.

Исторический факультет занимает одно из первых мест по научной работе. Традиционно ведущим направлением научных исследований является историческое краеведение, включая археологию Сибири и этнологию народов Тюменской области. Большинство преподавателей специализируется именно на этих проблемах. Они регулярно участвуют в различного рода конференциях, симпозиумах, семинарах, как регионального, так и международного рангов. Студенты также не остаются от научного поиска. Их можно встретить в библиотеках, архиве, а самые целеустремленные ездят на межвузовские конференции в другие города, имеют научные публикации. Ежегодно на истфаке проводится региональная конференция студентов- историков Сибири и Урала, ставшая весьма популярной среди молодых исследователей

Специальность 032600 « ИСТОРИЯ»

Квалификация : учитель истории со специализацией

« историческое краеведение и музееведение»

Условия приема :

на дневную форму обучения:

Вступительные экзамены:

История России ( устно)

Русский язык и литература (письменно,

сочинение –изложение с элементами

литературоведческого анализа)

Срок обучения 5 лет

Прием документов с 24 июня по 15 июля

Вступительные испытания с 16 июля

К заявлению о приеме поступающие прилагают:

  • документ об образовании.

  • шесть фотокарточек 3х4 см.

  • рекомендуется представить медицинскую справку по форме 086/у

на заочную форму обучения.

Вступительные экзамены:

История России ( устно)

Русский язык и литература (письменно,

сочинение –изложение с элементами

литературоведческого анализа)

Срок обучения 5 лет

Прием документов с 1 июня

Вступительные испытания с 1 июля

К заявлению о приеме поступающие прилагают:

  • документ об образовании.

  • шесть фотокарточек 3х4 см.

  • копию свидетельства, удостоверяющего смену фамилию ( для лиц, сменивших фамилию после получения документа об образовании )

При подаче заявления необходимо предъявить лично паспорт.

Работают центр дополнительного образования, подготовительное отделение и курсы.

Медалисты, профессионально ориентированные абитуриенты, учащиеся, проявившие выдающие способности на олимпиадах, лица, работающие в сфере образования, пользуются при поступлении рядом льгот, которые определяются Правилами приема в ТГПИ им. Д.И.Менделеева.

За справками обращаться в приемную комиссию:

626150. Г. Тобольск, ул.Знаменского, 58

( тел. 8- 34511- 5-31-76, 5-02-82, 5-31-94)

Подготовка к экзамену по истории России.

При подготовке к экзамену важно самого начала правильно распределить время и силы.

Все экзаменационные вопросы можно условно разделить на две большие группы, хронологическим рубежом между которыми будут либо события 1917 г., либо начала ХХ века.

Начинать повторение следует с тех вопросов, которые хуже запомнились или менее для Вас интересны. Как показывает опыт прошлых лет хуже всего абитуриенты знают вопрос, связанные с социально-экономическим развитием страны на разных этапах, а также внешнюю политику (войны) и культуру. Большие затруднения вызывают вопросы по истории России ХХ века. Следует учесть, что многие проблемы этого периода продолжают оставаться дискуссионными, поэтому при подготовке необходимо обратить внимание на различные точки зрения историков, которые можно почерпнуть из пособий или учебников, не увлкаясь публицистикой.

В процессе подготовке к экзаменам лучше всего не тратить время и силы на знакомство с работами историков (как прошлого, так и современности). Чтение книг Н.Н.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, С.Ф.Платонова никогда не повредит (для студентов же историков оно просто необходимо), но отвлечет от интенсивных занятий. Сдача вступительного экзамена и глубокое изучение истории два различных процесса, смешивать которые не рекомендуется. Знакомство с оригинальными трудами ученых весьма обременительно. То же самое относится и к текстам исторических источников: хрестоматии и сборники документов не должны являться настольными книгами абитуриента. С содержанием важнейших исторических памятников лучше всего ознакомиться в пересказе авторов пособий и учебников.

Подготовка к экзамену должна заключаться не в простом прочтении пособий или учебников, а в составлении готовых текстов устных ответов на каждый вопрос билета или программы.

Подготовку по каждому вопросу следует начать с ознакомительного (просмотрового) чтения соответствующей главы или параграфа пособия, учебника. По справочной литературе уточнить определение терминов, на отдельный лист выписать обязательные для запоминания даты. Затем необходимо переходить к тщательной проработке содержания пособия: карандашом подчеркнуть отдельные мысли и фрагменты, различными значками выделить самое главное. Если какой-либо вопрос освещен в пособии недостаточно или запутанно, то следует обратиться к другим источникам информации.

После такого глубокого знакомства с темой лучше всего набросать простой план будущего ответа. В соответствии с ним необходимо переходить к следующему этапу - составления конспекта прочитанного. Это может и полный письменный аналог устного ответа, и предельно сжатый тезисный план (с указанием основных дат, имен, терминов, фактов, причинно-следственных связей, формулировками выводов и обобщений и т.п.). В любом случае Ваши записи должны представлять собой последовательное развитие мыслей, а не хаотическое нагромождение выписок. Их лучше всего вести на отдельных листах бумаги с большими полями (на них помещаются замечания, дополнения, материал для ответа на дополнительные вопросы экзаменаторов, не вошедший в основной текст). По такому конспекту можно быстро восстановить содержание ответа накануне экзамена. К тому же письменное оформление конспекта ответа оттачивает логику его построения, отдельные формулировки, приучает к четкости мысли, высвечивает пробелы. Да и запоминается материал гораздо лучше.

Подготовку конспектов ответов надо завершить задолго до экзаменов, когда бы они не сдавались. Непосредственно же перед ними нужно мобилизовать все свои силы не на поиск информации а на повторение по сделанным записям основного содержания каждого из вопросов. Изнурять себя ночными бдениями не следует. Накануне экзамена нужно еще раз бегло рассмотреть все записи, отдельно проштудировать даты, вспомнить определения обязательных терминов.

Ответ на экзамене

Для сдачи устного экзамена по истории России каждый абитуриент должен знать следующее:

- на экзамен необходимо явиться вовремя, иметь при себе паспорт и экзаменационный лист;

- каждый экзаменационный билет содержит два вопроса. например:

  1. Русь в период феодальной раздробленности

( ХII - ХIV вв.).

2. Буржуазные реформы 60 - 70-х гг. ХIХ века

- на подготовку к ответу дается 45-60 мин.;

- во время подготовки абитуриент может пользоваться программой для поступающих в ВУЗ по истории России и историческими атласами;

- опрос одного поступающего продолжается, как правило, 0,25 часа, оценка по экзамену объявляется сразу после завершения ответа;

- ответ оценивается по одиннадцатибальной системе;

Взяв билет, вначале нужно хорошо вникнуть в содержание поставленных в нем вопросов. Обратите внимание на уточняющие и расшифровывающие формулировки, хронологические рамки, имена. Во время, отведенное на подготовку ответу, обязательно оформляйте его подробный конспект. Это не только способствует к систематизации знаний и более четкому оформлению мыслей, но может помочь при ответе, если какой-то факт вылетит из головы. Помните: доказательством Вашей правоты на заседании апелляционной комиссии будут служить только записи в листе устного ответа, а не устные заверения. К тому же структурно правильно оформленный конспект производит хорошее впечатление на преподавателей. Готовя конспект, не стремитесь записать свой будущий ответ слово в слово. Обязательно отметьте пункты плана, даты, термины и их определения, имена исторических деятелей. В конспекте уместны также схемы и таблицы. Отшлифуйте и зафиксируйте первую фразу своего ответа. Она должна быть содержательна и стилистически безупречна. Оформленный в таком виде конспект предпочтительнее сплошного « слепого» текста.

При подготовке к ответу в Вашем распоряжении будут школьные атласы пользоваться которыми разрешено. Содержащаяся в них информация может очень серьезно облегчить положение совсем ничего не знающего абитуриента. На картах обозначены даты важнейших исторических событий (в том числе правлений некоторых царей, войн, мирных договоров, восстаний и т.п.), направления военных ударов, схемы сражений, региональное размещение промышленности и масса других сведений. Конечно, их нужно уметь извлекать из карты. К тому же в процессе подготовке к экзаменам не надо пытаться запомнить информацию, содержащуюся на картах, сэкономив время и память.

При подготовке к ответу абитуриенту следует использовать программу для поступающих по истории России. Это большое подпспорье: с помощью программы легче не только структурно организовать свое устное выступление, но и вспомнить ряд забывшихся имен, фактов и т.п.

Дополнительных вопросов опасаться не следует: они должны не выходить за рамки программы и обязательно быть по теме билета. Дополнительные вопросы вызваны, как правило, грубыми ошибками в Вашем ответе или его существенной неполнотой. Иногда их задают с целью уточнить оценку (в случае колебания).

Критерии оценок по устному экзамену по истории России

«11» - дан полный глубокий и правильный ответ; материал изложен в логической форме, литературным языком; дано понимание непрерывности и закономерности исторического процесса; ответ полностью самостоятельный.

«10»- дан полный и правильный ответ; материал изложен логично и представлен четким литературным языком; знания, представленные в ответе соответствуют программе средней школы.

«9»- дан полный и правильный ответ; материал излагается логично и последовательно; допустима одна несущественная ошибка, исправленная с помощью наводящих вопросов экзаменатора.

«8»- ответ достаточно полный и в основном правильный; в ответе присутствует логика и умение размышлять; возможны 2 несущественные ошибки, которые могут быть исправлены с помощью экзаменатора.

«7»- ответ дан в основном правильный; 1-2 несущественные ошибки, которые абитуриент не может исправить с помощью наводящих вопросов экзаменатора.

«6»- ответ дан в основном правильный, но недостаточно полный; при ответе нарушена логика подачи материала; допущена существенная ошибка, которая не исправляется.

«5»- ответ дан в основном правильный, но неполный, построен несвязно; отсутствует логика в ответе; допущены 2 существенные ошибки, которые не исправляются даже при наводящих вопросах экзаменатора.

«4»- ответ дан правильный, но очень неполный и поверхностный; допущен ряд серьезных ошибок фактических и понятийных; ответ несамостоятельный, нужна постоянная помощь в виде наводящих вопросов.

«3»ответ дан в основном неверный, отсутствует понимание закономерности исторического процесса; допущен ряд существенных фактических ошибок, которые не исправляются; ответ излагается несвязно.

«2»- ответ обнаруживает незнание или непонимание существенной части учебного материала; допущены серьезные ошибки; нет понятия о закономерности исторического процесса.

«1»- нет ответа вообще.

ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ РОССИИ

для поступающих в ТГПИ им.Д.И.Менделеева

Утверждена на заседании кафедры истории

России и МПИ 17 октября 2000 г.

Восточные славяне в VI - VIII вв.

Территория расселения восточных славян. Восточнославянские племена. Их соседи. Занятия. Путь “из варяг в греки”. Ремесла и торговля. Города.

Общественный строй. Соседская община. Распад первобытнообщинных отношений. Язычество восточных славян.

Внутренние и внешние факторы, подготовившие возникновение государственности у восточных славян.

Киевская Русь в IX - начале XII в.

Образование государства Русь. Раннефеодальная монархия Рюриковичей. “Норманская теория”, ее политический смысл. Организация управления. Политический строй: князья, дружина, бояре, вече. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Русь и Византия, дипломатия и торговля.

Киевская Русь при Владимире I. Завершение объединения восточнославянских племен. Оборона границ. Первая религиозная реформа. Принятие христианства на Руси. Легенды о распространении христианства. Русская церковь и ее роль в государстве. Христианство и язычество.

Ярослав Мудрый. “Русская правда” - древнейший свод законов. Социальные отношения на Руси. Утверждение феодальных отношений. Организация власти. Княжеская и боярская вотчина. Феодально-зависимое население, его категории. Холопы. Крестьянская община. Город. Народные выступления. “Правда Ярославичей”.

Борьба между потомками Ярослава Мудрого за великокняжескую власть. Тенденции к раздробленности. Съезд князей в Любече. Борьба с кочевниками-степняками.

Владимир Мономах. Его объединительная политика. Окончательный распад Киевской Руси в начале XVII в .

Культура Киевской Руси. Ремесла: деревообработка, металлообработка, оружейное, ювелирное, гончарное и др. Устное народное творчество. Былины. Славянская письменность. Кирилл и Мефодий. Начало летописания. “Повесть временных лет”. Литература.

Образование в Киевской Руси. Берестяные грамоты. Архитектура. Храмовое строительство. Живопись: фрески, мозаики, иконописание.

Русские земли и княжества в XII- первой половине XIII в.

Экономические и политические причины феодальной раздробленности Руси. Сущность раздробленности. Феодальное землевладение. Развитие городов. Княжеская власть и боярство. Ослабление власти великого князя.

Политический строй в различных русских землях. Крупнейшие политические образования на территории Руси.

Ростово (Владимиро) -Суздальское княжество. Географическое положение. Природные условия. Развитие земледелия, ремесел, торговли. Рост городов. Юрий Долгорукий, его политика. Андрей Боголюбский. Борьба за титул великого князя. Борьба с боярством. Всеволод Большое Гнездо. Утверждение главенства Владимирского князя.

Галицко-Волынское княжество. Географическое положение и природные условия. Развитие хозяйства. Торговые пути. Ярослав Осмомысл. Усобицы. Роман Мстиславович. Даниил Романович.

Новгородская боярская республика. Территория. Административное устройство. Ремесло. Торговля. Боярское землевладение. Республиканский строй. Вече. Организация управления. Боярство. Феодальная “демократия”.

Подъем культуры в русских землях в XII - XIII вв. Местные особенности в архитектуре, живописи, литературе. Каменное строительство, резьба по камню. Идея единства русской земли в произведениях культуры. “Слово о полку Игореве”.

Борьба русских земель и княжеств с внешней опасностью

в XIII в.

Образование Монгольской державы. Чингисхан. Военная организация монголов. Начало завоевательных походов. Завоевание Китая, Средней Азии. Вторжение в Закавказье и южнорусские степи. Битва на Калке.

Походы хана Батыя. Разгром Волжской Болгарии. Покорение половецких земель.

Вторжение в русские земли. Разорение Рязанской земли. Вторжение во Владимирские земли. Нашествие на северо-восточную Русь. Сражение на р. Сити. Разграбление южных русских земель. Походы Батыя в Центральную Европу.

Последствия монгольского завоевания. Образование Золотой Орды. Система управления завоеванными землями. Сбор дани. Великое княжение владимирское и Золотая Орда. Сохранение Русью государственности и церкви.

Последствия золотоордынского ига для дальнейшего развития страны.

Агрессия крестоносцев. Рыцарские ордена. Ливонский орден. Разгром шведских войск на Неве и немецких рыцарей в Ледовом побоище. Александр Невский.

Русские земли и княжества во второй половине XIII - начале XVI вв.

Восстановление экономики в русских землях после разорения монголами. Приток населения во Владимиро-Суздальские земли. Боярская и монастырская вотчины. Поместное землевладение. Черные земли. Тенденции к объединению русских земель.

Социально-экономические и политические предпосылки объединительного процесса в русских землях. Развитие земледелия, ремесла, торговли. Роль внешнего фактора в объединительном процессе. Этапы объединения русских земель.

Первый этап объединения русских земель (конец XIII - 80-е годы XIV в.). Хозяйственный подъем в русских землях. Складывание крупных политических центров на Руси и борьба между ними за великое княжение Владимирское. Образование Тверского и Московского княжеств. Возвышение Московского княжества. Московские князья Даниил Александрович и Юрий Данилович. Иван Данилович Калита. Строительство белокаменного Кремля. Расширение московских владений. Отношения московских князей с Ордой.

Дмитрий Иванович Донской. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Постройка каменного кремля. Отношения с Тверью и Литвой. Отражение ордынских набегов. Куликовская битва, ее историческое значение.

Второй этап объединительного процесса в русских землях (80-е годы XIV в. - 1462 г.). Территориальный рост Московского княжества. Усиление власти московских князей. Василий I. Василий II. Борьба с удельными князьями. Феодальная война, ее значение для процесса объединения. Отношения московских князей и церкви. Флорентийская уния 1439 г.

Завершение объединения русских земель в конце XV- в начале XVI в. Третий этап объединения русских земель (1462 - 1533 гг.). Правление Ивана III и Василия III. Присоединение к Москве Нижнего Новгорода, Новгорода Великого, Твери, Вятской земли. Свержение ордынского ига. “Стояние на Угре”. Отношения с Литвой. Присоединение Пскова, Смоленска, Рязани.

Принятие государственного герба.

Политический строй Российского государства. Усиление власти московских великих князей. Судебник 1497 г. Начало оформления крепостного права. Начало складывания органов центральной и местной власти. Сокращение числа уделов. Боярская дума. Местничество. Приказы. Административно-территориальное деление страны. Система “кормлений”.

Боярское, поместное и церковное землевладение. Положение крестьян. Церковь и великокняжеская власть. Нестяжатели и иосифляне.

Рост международного авторитета Российского государства.

Историческое значение образования Российского централизованного государства. Многоэтнический состав его населения.

Русская культура в XIV - XV вв. Литература. Тема борьбы с игом и единения русских земель. “Повесть о разорении Рязани Батыем”. “Задонщина”. “Сказание о Мамаевом побоище”. Книгописание. Летописание. “Сказание о князьях владимирских”.

“Хождение Афанасия Никитина”.

Архитектура. Строительство Московского кремля. Новгородские храмы.

Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Российское государство в XVI в.

Территория и население. Развитие земледелия, ремесла, торговли. Рост городов. Остатки феодальной раздробленности – тормоз дальнейшего развития страны.

Феодальное землевладение. Рост дворянского землевладения.

Внутренняя политика. Елена Глинская. Укрепление великокняжеской власти. Реформа управления на местах. Губные учреждения.

Борьба феодальных группировок. Иван IV. Реформы середины XVI в. “Избранная Рада”. Иван Пересветов. Приказы. Созыв Земских соборов. Судебники1550 г. Отмена “кормлений”. Ограничение местничества. Создание стрелецкого войска. Дворянское ополчение. Строительство засечной черты и организация станичной службы. Значение реформ.

Стоглавый собор, его решения.

Опричнина Ивана Грозного. Причины ее введения. Усиление личной власти царя. Опричный террор.

Последствия опричнины для дальнейшего развития страны.

Внешняя политика. Присоединение Казанского и Астраханского царств. Освоение Дикого поля и отношения с Крымским ханством.

Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонский орден. Война с Ливонией. Образование Речи Посполитой. Неудачи в войне. Оборона Пскова. Ям-Запольский мир. Плюсское перемирие.

Присоединение Сибири к России. Народы Приуралья и Зауралья. Сибирское ханство. Строгановы. Поход Ермака. Прогрессивный характер присоединения Сибири к России.

Культура России в XVI в. Идея государственного единства. Церковь и культура. Ереси и религиозные споры.

Народное творчество. Песни о Ермаке. Летописание. Воскресенская и Никоновская летописи. Политическая теория Российского государства. Филофей. Теория “Москва - третий Рим”.

Публицистика. Иван Пересветов. Андрей Курбский. Иван Грозный. « Четьи и Минеи» митрополита Макария.

Иван Федоров и начало книгопечатания.

Архитектура. Аристотель Фиорованти. Строительство Успенского, Архангельского собора и Грановитой палаты в Московском кремле. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском. Покровский собор.

Иконопись. Дионисий.

Быт и нравы. “Домострой”.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Юрий Богданов. Это было строго секретно для всех нас. Часть вторая

    Документ
    Основной канвой повествования книги является жизненный и служебный путь генерал-лейтенанта Николая Кузьмича Богданова, в течение 30 лет занимавшего руководящие посты в органах государственной безопасности СССР.
  2. Библиографический указатель трудов преподавателей и научных сотрудников ргтэу 2000-2006 гг

    Библиографический указатель
    Составители: главный библиограф Андрюшкина Р.В., зав. сектором справочно-библиографического обслуживания и научной обработки Климова И.И., ведущий библиограф Бельтюкова Т.
  3. Петро Григоренко «В подполье можно встретить только крыс »

    Документ
    Поверив в юности в идеалы революции, он верой и правдой служил режиму. И служил честно: взлеты и падения в его карьере всегда были следствием внутренних убеждений, а не конъюнктурным движением.
  4. История Российской Церкви

    Документ
    Епархиальные архиереи подчинялись Синоду, как раньше патриарху. Московская епархия, как уже было сказано, до 1742 года оставалась в ве­дении Синода, без собственного архипастыря.

Другие похожие документы..