Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
1) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пред...полностью>>
'Программа'
Основная цель: воспитание патриотизма и гражданской ответственности, высоких нравственных ценностей учащихся, развитие их интеллектуальных способносте...полностью>>
'Программа курса'
С переходом старшей школы на профильное обучение считаю, что данная программа поможет сориентировать учащихся на ранний выбор профиля, даст возможнос...полностью>>
'Конкурс'
Конкурс проводится в виде написания участником письменной аналитической творческой работы по заранее определенной теме: «Стратегические национальные ...полностью>>

Пояснительная записка 3 Содержание курса 6 Список литературы 7 III. Рабочая программа 8 Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины 8

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУВПО «ЧГПУ»)

Профессионально-педагогический институт

Кафедра экономики и управления

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«__» _______ 2008 г.

Зав. кафедрой, к.п.н.

_________ А.А. Саламатов

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

(учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)

по специальности 050501.18 – Профессиональное обучение

(экономика и управление)

Челябинск

2008

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3

ii. Учебная программа 3

2.1. Пояснительная записка 3

2.2. Содержание курса 6

2.3. Список литературы 7

III. Рабочая программа 8

3.1. Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины 8

3.2. Тематический план 9

3.3. Планы лекционных занятий 10

3.4. Планы практических занятий 15

3.5. Самостоятельная работа студентов 19

iv. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. 26

4.1. Организация контрольных мероприятий 26

4.2. Вопросы к зачету 26

4.3. Критерии оценивания знаний 27

4.4. Терминологический минимум 29

Приложения. 34

Приложение 1 Обобщённая характеристика основных направлений развития экономической теории. 34

Приложение 2. История экономической мысли: имена и даты 35

Приложение 3 Экономические теории и школы 37

Приложение 4 Образец оформления титульного листа контрольной работы 38

I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по специальности 030500.18 - Профессиональное обучение

(экономика и управление)

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

ДО.Ф.02

Основные этапы развития экономической науки: развитие экономических учений Древнего Востока, античного мира и средневековья; эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства (меркантилисты, физиократы, английская экономическая школа, ранние представители социализма и т.д.). Формирование основных направлений современной экономической мысли (маржинализм, неоклассические школы: австрийская, лозаннская, кембриджская, американская, институционализм, кейнсианство, марксизм, социал-демократизм). История современных (послевоенных) экономических теорий (господство кейнсианства, доминирование неоконсерватизма, «государственный социализм»), экономическая мысль в России.

80

ii. Учебная программа

2.1. Пояснительная записка

Курс истории экономических наук – один из первых, которые изучают будущие экономисты и менеджеры. Он закладывает основы экономического образования, профессионального взгляда на явления и процессы, протекающие в реальной жизни. Особенность курса – огромный фактический материал. Необходимо разобраться в море экономической литературы, запомнить ключевые имена, теории, концепции, а так же понять логику их возникновения и развития, их взаимосвязь.

История экономической мысли – это история развития понятий и концепций экономической науки. Очередное понятие или категория появлялась тогда, когда для этого назревала необходимость. И сами понятия – в их числе такие ключевые, как капитал, ценность процент прибыли, конкуренция… - эволюционировали со временем. Рассмотрение этих категорий в их движении и в ограниченных контекстах, по-видимому, лучше всего служит их раскрытию и усвоению.

Цель и задачи курса

Целью изучения истории экономических учений является:

1. углубление и расширение знания по экономической теории, понимание внутренней логики, взаимосвязи экономических категорий, законов, концепций;

2. повышение и общей культуры, расширение кругозора в области общих, специальных и отраслевых экономических наук, понимание причин эволюции научных положений, идей, уяснение их связи с происходящими изменениями в экономической практике;

3. знакомство с выдающимися экономистами мира и изучение сформулированных ими концепций.

Задачи курса «История экономических учений»: научное обоснование необходимости регулирования и управления экономическими процессами государством и компанией; научный анализ финансовых проблем, поставленных учеными разных экономических школ; сегодняшнее звучание анализируемых проблем, их значение для России.

История экономических наук помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию её генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных решений.

После изучения курса студенты должны знать основные концепции курса, к которым относятся:

1. Эволюция предмета и метода экономической теории;

2. Отражение мира хозяйства в общественном сознании докапиталистических эпох;

3. Исторические корни основных направлений современной экономической мысли: классическая, историческая школы, маржинализм;

4. Формирование неоклассического направления и его современные тенденции;

5. Кейнсианство и становление современной макроэкономики;

6. Альтернативные течения современной экономической мысли: институционализм и неолиберализм;

7. Особенности развития российской экономической мысли.

Студенты должны уметь:

1. Излагать основные факты истории экономической мысли в пределах программы курса;

2. Показать общую логику становления и развития основных научных школ;

3. Определить их вклад в прогресс экономической теории;

4. Выявлять исторические корни основных направлений современной экономической мысли;

5. Ориентироваться в структуре современного экономического знания.

Нормативно-методические материалы:

Содержание курса соответствует стандарту, утвержденному Министерством образования и науки РФ, а также программе курса «История экономических учений», принятой на кафедре экономики и управления Профессионально-педагогического института Челябинского государственного педагогического университета и реализуемой на экономических специальностях в последние годы. В учебном курсе «История экономических учений» реализуется и авторский подход, учитывающий особенности студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение: экономика и управление».

Формы и особенности организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов:

Организация учебного процесса построена на чтении лекций и проведении семинарских занятий. С учетом того, что по итогам семестра студенты сдают зачет, то при проведении семинаров ставится задача добиться интересных выступлений студентов по обсуждаемой теме и максимальном усвоении материала. При этом практикуются не только устные выступления, но и письменное (графическое, табличное, схематическое) изложение основных параметров затронутых вопросов, а также дополнения, добавления, доклады на основе знаний, полученных из дополнительных источников.

Требования к уровню освоения содержания курса:

Важнейшим требованием к усвоению курса является умение самостоятельно и логически последовательно объяснять во время собеседования, выступления на семинарах основные положения изучаемых тем.

В качестве самостоятельной работы ставится задача поиска дополнительной информации в сети Интернет с последующими сообщениями на семинарских занятиях.

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Предметом истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также исторического процесса возникновения , развития и смены экономических концепций идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества. Обобщёная характеристика основных направлений развития экономической теории представлены в приложении 1.

Методами исследования экономической науки являются :

  • экспериментальный метод - изучение поведения экономической системы в целом и ее составных частей путем постановки экспериментов; нужно отметить сложность использования этого метода из-за частой невозможности постановки экспериментов в экономике;

  • ипотетико - дедуктивный метод - основан на выдвижении и проверке различных гипотез в сочетании с анализом отдельных экономических процессов и явлений в микро - и макроэкономике;

  • статистико-временной анализ - изучение совокупности массовых экономических явлений и объектов, однородных в некотором существенном положении, во временном периоде;

  • историко - модельный подход - представление экономических процессов в виде моделей, которые функционально повторяют изучаемый процесс, в историческом контексте;

  • математический метод - описание изучаемых экономических явлений при помощи математических знаков и символов;

  • метод абстрагирования - исключение явлений, носящих случайный характер, при исследовании процессов экономики.

К современным направлениям экономической мысли относят :

  • неоклассицизм - направление, сформированное в 90-х годах XIX века, основанное на идеях экономического либерализма и принципах системного анализа маржинальных (предельных) величин в исследованиях микроэкономики; в настоящее время в задачи этого направления входят решение макроэкономических вопросов и проблем государственного регулирования экономики;

  • неокейнсианизм - направление, возникшее в 50-60 годы XX века, взяло за основу теорию Дж. М. Кейнса, дополнив ее учением о влиянии роста дохода на процесс воспроизводства (принципом акселерации);

  • неоинституционализм - течение, возникшее в 60 - 70 -е. годы XX века, которое ставило экономические процессы в зависимость от технократии (глубокого знания современной техники) и разъяснило значение экономических процессов в социальной жизни общества;

  • неолиберализм - экономическое учение о государственном регулировании хозяйственных процессов при достижении свободной конкуренции предпринимателей и других элементов экономического либерализма;

  • марксизм - направление экономической мысли, возникшее в 40-х годах XIX века в Германии, которое выступает в защиту интересов рабочего класса; в основе этого направления лежат представления о стоимости и прибавочной стоимости для обоснования неизбежности победы социализма

Но ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает и преувеличениями, так как выступает с позиции определённой социальной группы и определённого периода. Следовательно общество не должно оказаться в плену отдельных теорий Его развитие направляется общенациональными интересами, которые складываются в трудном поиске общественных компромиссов

2.2. Содержание курса

Структуру курса истории экономических наук правомерно подразделить на следующие 3 раздела:

  1. Экономические учения дорыночной экономики.

  2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики.

  1. Экономические учения эпохи регулируемой (социально — ориентированной) рыночной экономики.

1. Экономическая мысль дорыночной экономики включает в себя периоды Древнего мира и Средневековья, когда преобладающим было натуральное хозяйство, и имело место по преимуществу экстенсивное воспроизводство. В эту эпоху обозначились первые попытки систематизации экономических взглядов и воззрений в экономическую теорию. О существовании экономической науки как сложившейся и обособленной дисциплины в тот период говорить не приходиться. Выразителями экономической мысли являлись, как правило, философы, лидеры религиозных идеологий, высказывания и труды которых отличали неприятие расширения масштабов товарно-денежных отношений, мистика и схоластика в суждениях.

Меркантилизм - это особый тип в эволюции экономической мысли и в тоже время первая теоретическая концепция рыночной экономики, зародившейся в недрах натурального хозяйства.

Этот этап стал началом апробации протекционистских мер в сфере промышленного производства и внешней торговли, содействовавших ускорению перехода к рыночному механизму хозяйствования.

Следовательно, экономическая теория обособилась в самостоятельную отрасль исследования относительно недавно - в XVI - XVII вв., т. е. когда обозначился переход от воздействия экономических мотивов и экономических сделок в масштабах отдельных (преимущественно военно-политических) аспектов общественных отношений к масштабам общенациональным и государственным. Этот переход обусловил интенсивное развитие "новых" отношений, которые в экономике обычно характеризуются как рыночные, или (также нередко) как капиталистические.

Расцвет меркантилистской системы рыночной организации обеспечивался неизменно регулированием, т. е. "благодаря контролю центральной администрации, которая навязывала свою волю как рядовым крестьянским хозяйствам, так и нации в целом", ибо на этом этапе "...само возникновение идеи саморегулирования в корне противоречило основным тенденциям развития общества".

2. Второй раздел истории экономической мысли охватывает весь период так называемой экономики свободной конкуренции, развивающейся вплоть до 30-х годов XX в. "под флагом" экономического либерализма. Состоявшиеся в тот период промышленный переворот и интенсификация производства сопровождаются анархией и хаосом в предпринимательской деятельности, а также кризисными явлениями, несмотря на считавшийся неоспоримым "закон рынков" Ж.Б. Сэя, основанный на принципах "невидимой руки" А. Смита.

В данную эпоху почти 200 лет господствует классическая политическая экономика, настаивавшая на приоритетной роли сферы производства в создании национального богатства и не допускавшая государственного (протекционистского) вмешательства в экономические процессы. Ей не могли сколь - нибудь серьезно противостоять ни альтернативные и антирыночные по сути экономические идеи социалистов-утопистов (начало XIX в.), ни концепции реформ по свертыванию рыночной экономики в трудах сторонников абсолютизации мелкотоварного производства (первая половина XIX в.), ни серьезные попытки выяснения влияния на экономический рост факторов социальной среды и национально-исторических особенностей в трудах немецких авторов (вторая половина XIX в.).

Создатели современной экономической науки Адам Смит, Давида Рикардо и Джон Стюарт Милль создали теорию, в основе которой лежало понятие национальной экономики как саморегулирующейся системы, состоящей из большого числа весьма различных, но взаимосвязанных между собой видов деятельности (системы общественного разделения труда).

Завершает экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики формирование в конце XIX в. неоклассического направления экономической мысли, базирующегося на маржинальных (предельных) принципах. Последние содействовали переоценке "ценностей классической школы", превращению экономической теории в точную науку. Возникновение "неоклассической школы" обозначило также появление микроэкономики как самостоятельного раздела экономической науки.

3. Экономические учения третьего раздела истории экономической мыли охватывают направления и этапы в развитии регулируемой или, как говорят, социально ориентированной рыночной экономики. Начало эпохи обозначили в 20-30-е годы XX в. антимонопольные концепции американского институционализма, представители которого исходили из идеи социального контроля общества над экономикой. Важный этап в эволюции экономической мысли данной эпохи связан с теориями 30-50-х годов XXв. о рынке с несовершенной (монополистической) конкуренцией, включая олигополистическую.

С 30-х годов XX в. начинается еще один значительный этап в развитии экономической науки, связанный с обособлением в ее структуре нового раздела, получившего название "макроэкономика". Именно макроисследование стало затем основой разработок 30-70-х годов XX в. в области поиска концептуальных решений задач по государственному вмешательству в экономические процессы. Начало теориям регулирования экономики государством положили Дж. М. Кейнс и его последователи и так называемые неолибералы, которые впоследствии создали модели "социального рыночного хозяйства" и монетарных экономических доктрин "рейганомики" и "тэтчеризма".

Отдельный этап истории экономических наук эпохи регулируемой рыночной экономики связан с теориями о социально-экономических последствиях современной научно-технической революции. В экономической литературе их подразделяют на теории "индустриального" и "постиндустриального" общества. В первых исходной позицией является необходимость содействия индустриализму на пути к стиранию социальных контрастов в обществе. В теориях же "постиндустриального" общества на первый план выдвигается реализация государственных мер по моральному и культурному обновлению общества в связи с неизбежными издержками индустриального развития и формированием нового образа жизни.

2.3. Список литературы

Основная литература:

    1. Афанасьев В.С. Буржуазная экономическая мысль 30 – 80ых годов XX века:/ Очерк теории /. - М.: Экономика, 1986.

    2. Афанасьев В.С. Этапы развития буржуазной политической экономии: /Очерк теории /. - М.: Экономика, 1985.

    3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. –Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1998.

    4. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. –М.: Юристъ, 1998.

    5. Блауг Марк. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело, 1994.

    6. Ван Дер Вее Г. История мировой экономики. 1945-1990. –М.: Наука, 1994.

    7. Всемирная история экономической мысли. В 6 т./Гл. ред. В.Н. Черковец. - М.: Мысль, 1987 - 1995.

    8. Гусейнов Р.М., Горбачёва Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000.

    9. История русской экономической мысли. Тт. 1 - 3. - М.: Политиздат, 1955 - 1966.

    10. История русской экономической мысли. /Под ред. Пашкова А.И. — М.: Госполитиздат, 1955.

    11. История экономических учений: (современный этап) /Под ред. А.Г. Худокормова. –М.: ИНФРА-М, 1998.

    12. Костюк В.Н. История экономических учений: Курс лекций. - М.: Центр, 1997.

    13. Пушкарёва В.М. История финансовой мысли и политики налогов: учебное пособие. –М.: ИНФРА-М., 1996.

    14. Розенберг Д.И. История политической экономии. - М.: Политиздат, 1940.

    15. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1968.

    16. Современная экономическая мысль. - М.: Прогресс, 1981.

    17. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1997.

    18. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия, в 4-х т. 1972 - 1980.

    19. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: Экономика, 1996.

Дополнительная литература:

  1. Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма. - М.: Политиздат, 1990.

  2. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - М.: Политиздат, 1985.

  3. Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. - М.: Мысль, 1991.

  4. Леонтьев В. Экономическое эссе: Теории, исследования, факты и политика. - М.: Политиздат,1990.

  5. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, 1996.

  6. Журналы «Вопросы экономики». 1992 – 1999 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка 4 Содержание курса 5 Бибилиографический список 6 III. Рабочая программа 8 Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины 8

    Пояснительная записка
    Введение в экономическую теорию. Блага, потребности ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории.
  2. Рабочая программа по умк «Гармония»

    Рабочая программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (ОПП) разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов», работающего
  3. Пояснительная записка Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.

    Пояснительная записка
    Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.
  4. Программа по  русскому  языку  для  10-11  классов общеобразовательных  учреждений пояснительная  записка       Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему

    Программа
    обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
  5. Пояснительная записка. 3 Краткая характеристика используемых умк. 8 2

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального Общеобразовательного Автономного Учреждения «Средняя Общеобразовательная Школа №8 г.

Другие похожие документы..