Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Собственные доходы консолидированного Лузского района исполнены в сумме 82749,2 тыс.руб., или на 102% к уточненному годовому плану, сверх плана посту...полностью>>
'Урок'
Причины Февральской революции. Революци­онные события 1917 г. в г. Петрограде. Образо­вание новых органов власти. Отречение Ни­колая II. Падение мо­н...полностью>>
'Конспект'
Расширяя прикладное значение биологии, поставить учащихся перед вопросом: «Какие блага получил человек, изучив особенности млекопи­тающих?». Системат...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Настоящий учебно-методический комплекс разработан в соответствии с программой специального курса «Правовое регулирование процедуры банкротства в Росс...полностью>>

Атегий региональной конкурентоспособности, направленных на комплексное решение задач регионального развития, повышение уровня национальной конкурентоспособности

Главная > Решение
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Тараненко И.В.

Днепропетровский университет экономики и права

ivtar@ukr.net

Введение

В современных условиях одной из ключевых проблем является наличие серьезных диспропорций социально - экономического развития регионов. Возникает задача разработки стратегий региональной конкурентоспособности, направленных на комплексное решение задач регионального развития, повышение уровня национальной конкурентоспособности.

В современной литературе не достаточно четко определено соотношения показателей социально - экономического развития, социально-экономического потенциала и показателей конкурентоспособности региона, нуждаются в дальнейшем обосновании принципы разработки региональной стратегии формирования конкурентоспособности с учетом влияния циклических процессов на экономику регионов с различной отраслевой структурой.

Одной из проблем, требующих решения, является определение предпосылок для разработки стратегии конкурентоспособности региона. Необходим комплексный анализ показателей социально - экономического развития региона для выявления реальных и потенциальных конкурентных преимуществ, составляющих фундамент конкурентного потенциала региона, и основу для разработки стратегии конкурентоспособности.

Постановка проблемы

Целью исследования являются определение сущности и оценка социально - экономического потенциала региона, для дальнейшей разработки стратегии конкурентоспособности. Поставленная цель обуславливает следующие задачи: уточнение понятия конкурентоспособности региона; определение места показателей социально - экономического развития в системе оценивания конкурентоспособности региона; расчет и анализ рейтинга социально-экономического потенциала регионов Украины. Использованы методы рейтинговых оценок и сравнительного анализа.

Результаты исследования

Методология оценки социально-экономического потенциала региона

Разработка региональной стратегии конкурентоспособности предусматривает выбор приоритетов, на которые будут направлены ресурсы региона и государства [Серебрякова, 2007]. Такой выбор требует определения реальных и потенциальных конкурентных преимуществ, благодаря которым регион может быть конкурентным во внутренней (национальной) или международной среде, и должен осуществляться по результатам оценки показателей социально-экономического развития, диагностики эффективности организационно - экономического механизма [Беленький, 2007].

Формирование конкурентоспособности региона предусматривает определение и реализацию его конкурентного потенциала. Конкурентный потенциал региона обеспечивается тремя основными компонентами (рис.1):

- уровнем социально - экономического развития региона, который обеспечивает достигнутый (исходный) уровень конкурентоспособности;

- конкурентными преимуществами, которые представляют собой факторы дифференциации по сравнению с другими субъектами конкурентных отношений, и создают основу для дальнейшего формирования конкурентоспособности;

- социально - экономическим потенциалом региона, который лежит в основе преобразования потенциальных конкурентных преимуществ в реальные (а также создания новых конкурентных преимуществ), и формирования более высокого уровня конкурентоспособности.


Рис.1. Компоненты базиса формирования конкурентоспособности

Абсолютные социально - экономические показатели отображают, в первую очередь, достигнутый уровень социально - экономического развития региона (в статике), относительные показатели - социально-экономический потенциал региона, в контексте динамики его развития.

Оценка социально - экономического потенциала проведена по данным Госкомстата Украины о темпах изменения основных показателей социально - экономического развития регионов Украины за 2007 - 2009 гг.

Состав и содержание основных показателей социально-экономического развития регионов Украины приведены в табл. 1.

Таблица 1

Содержание показателей социально-экономического развития регионов Украины

п/п

Наименование показателей

Содержание показателей

Реальный сектор

1.

Темпы изменения объема валового регионального продукта

Темп роста (уменьшения) валового регионального продукта в сопоставимых ценах, % к предыдущему году

2.

Индексы промышленного производства

Индексы промышленного производства к соответствующему периоду предыдущего года, %

3.

Темпы изменения объема валовой продукции сельского хозяйства

Темп роста (уменьшения) валовой продукции сельского хозяйства, к соответствующему периоду предыдущего года, %

4.

Удельный вес инновационно активных промышленных предприятий

Удельный вес инновационно активных промышленных предприятий в общем количестве промышленных предприятий, %

Инвестиционная и внешнеэкономическая деятельность

5.

Темпы изменения объема инвестиций в основной капитал

Темп роста (уменьшения) объема инвестиций в основной капитал, к соответствующему периоду предыдущего года, % (январь – сентябрь)

6.

Темпы изменения объема прямых иностранных инвестиций

Темп роста (уменьшения) объема прямых иностранных инвестиций, к объему начала года, %

7.

Темпы изменения объема инвестиций в жилищное строительство

Темп роста (уменьшения) объема инвестиций в жилищное строительство, к соответствующему периоду предыдущего года, % (январь – сентябрь)

8.

Темпы изменения объема введения в эксплуатацию жилья

Темп роста (уменьшения) объема введения в эксплуатацию жилья, к соответствующему периоду предыдущего года, %

9.

Темпы изменения объема экспорта товаров

Темп роста (уменьшения) объема экспорта товаров, к соответствующему периоду предыдущего года, %

10.

Темпы изменения объема импорта товаров

Темп роста (уменьшение) объема импорта товаров, к соответствующему периоду предыдущего года, %

11.

Коэффициент покрытия экспортом импорта

Коэффициент покрытия экспортом импорта

Финансовые результаты деятельности предприятий

12.

Темпы изменения прибыли прибыльных предприятий

Темп изменения прибыли прибыльных предприятий от обычной деятельности до налогообложения, к соответствующему периоду предыдущего года, %

13.

Темпы изменения убытков убыточных предприятий

Темп изменения убытков убыточных предприятий от обычной деятельности до налогообложения, к соответствующему периоду предыдущего года, %

14.

Удельный вес убыточных предприятий

Удельный вес убыточных предприятий, в общем количестве предприятий, %

15.

Уровень рентабельности операционной деятельности предприятий

Уровень рентабельности операционной деятельности предприятий за период январь – сентябрь

Социальный сектор

16.

Уровень безработицы населения

Уровень безработицы населения (по методологии МОТ) в возрасте 15-55 лет, в % к экономически активному населению (январь – сентябрь)

17.

Темпы изменения реальной заработной платы

Темпы роста (уменьшения) реальной заработной платы, к соответствующему периоду предыдущего года, %

18.

Удельный вес работников, которым насчитана заработная плата ниже прожиточного минимума

Удельный вес работников, которым насчитана заработная плата ниже прожиточного минимума, к количеству штатных работников, %

Потребительский рынок

19.

Темпы изменения оборота розничной торговли

Темпы роста (уменьшения) оборота розничной торговли, к соответствующему периоду предыдущего года, %

20.

Индекс потребительских цен

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю предыдущего года

21.

Уровень оплаты населением жилищно – коммунальных услуг

Уровень оплаты населением жилищно – коммунальных услуг, в % к начисленным суммам

Составлено по данным Государственного комитета статистики Украины

По приведенным показателям рассчитаны рейтинговые оценки социально-экономического потенциала регионов по следующей методике.

Расчет относительных показателей социально - экономического потенциала региона проведен с использованием формул:

qi = Pрегi/Pукрi (1)

qi = Pукрi/ Pрегi (2)

где Pрегi – значение и -го показателя социально – экономического потенциала для региона (области), что оценивается;

Pукрi – значение и -го показателя социально – экономического потенциала для Украины;

qi – относительный и – и показатель социально – экономического потенциала региона.

Если увеличение показателя свидетельствует о повышении уровня социально - экономического потенциала, применяется формула (1). Если увеличение показателя отвечает снижению уровня социально - экономического потенциала, расчет осуществляется по формуле (2).

Расчет рейтинговой оценки социально - экономического потенциала региона, как произведение значений относительных показателей социально - экономического потенциала, рассчитывается по формуле:

n

Rрег = Пqi (3)

i=1

Rрег - рейтинговая оценка социально - экономического потенциала региона, n - количество относительных показателей социально - экономического потенциала, которые задействованы в расчете рейтинговой оценки.

Результаты оценки социально - экономического потенциала регионов

Результаты расчета рейтинговых оценок социально - экономического потенциала регионов Украины приведены в таблице 2.

Таблица 2

Рейтинги регионов Украины по уровню социально - экономического потенциала, 2007 -2009 гг.

2007 г.

2008 г.

2009г.*

Регион

Рейтинго-вая оценка

Место в рейтинге

Рейтинго- вая оценка

Место в рейтинге

Рейтинго- вая оценка

Место в рейтинге

АР Крым

1,8103

7

0,1164

25

15,0199

4

Винницкая обл.

0,1762

20

0,4181

17

8,9398

5

Волынская обл.

0,0061

26

0,0355

26

0,1421

21

Днепропетровская обл.

3,1058

3

2,7013

3

0,0218

24

Донецкая обл.

6,3464

1

2,1948

6

0,1079

22

Житомирская обл.

0,7262

11

0,4503

14

1,5637

13

Закарпатская обл.

1,2379

8

0,7985

12

1,0394

16

Запорожская обл.

3,0662

4

0,4431

15

0,2666

20

Ивано-Франковская обл.

0,4239

16

0,1981

23

4,2813

8

Киевская обл.

0,2992

17

0,4066

19

16,6303

3

Кировоградская обл.

0,1405

21

2,3735

5

0,3716

19

Луганская обл.

2,0075

6

2,3871

4

0,0155

25

Львовская обл.

0,2203

19

0,1187

24

2,9139

11

Николаевская обл.

0,6357

12

4,0484

2

6,0315

6

Одесская обл.

0,0821

24

1,5411

8

5,4056

7

Полтавская обл.

2,5494

5

1,1751

10

1,2830

14

Ровенская обл.

0,1178

22

0,4277

16

0,0134

26

Сумская обл.

0,5629

14

0,9101

11

26,7883

1

Тернопольская

0,1090

23

0,2131

22

0,4957

18

Харьковская обл.

0,5215

15

0,2233

21

0,8355

17

Херсонская обл.

0,0452

25

1,6569

7

17,4507

2

Хмельницкая обл.

0,2425

18

0,2866

20

3,5508

10

Черкасская обл.

1,0343

9

1,4406

9

2,5636

12

Черновицкая обл.

0,9969

10

0,4076

18

1,1221

15

Черниговская обл.

0,5652

13

0,4638

13

0,0849

23

г. Киев

3,8452

2

4,9203

1

4,0417

9

*Январь – июль

Рассчитано по данным Государственного комитета статистики Украины

По значению рейтингового показателя социально - экономического потенциала, регионы Украины можно условно разделить на три группы.

В первую группу вошли регионы с высоким уровнем социально -экономического потенциала, для которых значение рейтингового показателя составляет 2,0000 и больше. Вторую группу составляют регионы со средним уровнем социально -экономического потенциала. Критерием отнесения регионов ко второй группе являются значения рейтингового показателя в диапазоне от 0,2000 до 1,9999. В этой группе выделим две подгруппы:

- регионы с уровнем социально - экономического потенциала незначительно выше среднего и значением рейтингового показателя от 0,5000 до 1,9999;

- регионы с уровнем социально - экономического потенциала незначительно ниже среднего и значением рейтингового показателя от 0,2000 до 0,4999.

Третью группу составляют регионы с низким уровнем социально - экономического потенциала и значением рейтингового показателя от 0,0001 до 0,1999.

Распределение регионов по группам приведено в табл. 3.

Таблица 3

Распределение регионов по уровню социально - экономического потенциала,

2007 -2008 гг.

Группы регионов по уровню социально – экономического потенциала

Значение рейтингового показателя

Регионы, входящие в состав групп, 2007 г.

Регионы, входящие в состав групп, 2008 г.

Регионы с высоким уровнем социально – экономического потенциала

2,0000 и более

Донецкая обл., г. Киев, Днепропетровская, Запорожская, Полтавская, Луганская области

г. Киев, Николаевская, Днепропетровская, Кировоградская, Луганская. Донецкая области

Регионы со средним уровнем социально – экономического потенциала

0,2000 - 1,9999

АР Крым, Закарпатская, Житомирская, Николаевская, Сумская, Харьковская, Черкасская, Черновицкая, Черниговская, Ивано – Франковская, Киевская, Львовская, Хмельницкая области

Херсонская, Одесская, Черкасская, Полтавская, Сумская, Закарпатская, Черниговская, Житомирская, Запорожская, Ровенская, Винницкая, Черновицкая, Киевская, Хмельницкая, Харьковская, Тернопольская обл.асти

в том числе:

Регионы с уровнем социально – экономического потенциала незначительно выше среднего

0,5000 - 1,9999

АР Крым, Закарпатская, Житомирская, Николаевская, Сумская, Харьковская, Черкасская, Черновицкая, Черниговская области

Херсонская, Одесская, Черкасская, Полтавская, Сумская, Закарпатская области

Регионы с уровнем социально – экономического потенциала незначительно ниже среднего

0,2000 - 0,4999

Ивано – Франковская, Киевская, Львовская, Хмельницкая.

Черниговская, Житомирская, Запорожская, Ровенская, Винницкая, Черновицкая, Киевская, Хмельницкая, Харьковская, Тернопольская области

Регионы с низким уровнем социально – экономического потенциала

0,0001 - 0,1999

Одесская обл., Херсонская обл., Тернопольская обл., Ровенская обл., Кировоградская обл., Волынская обл., Винницкая обл.

Ивано – Франковская, Львовская, АР Крым, Волынская области

Изменения, произошедшие в составе выделенных групп, могут быть объяснены с позиций влияния кризиса на экономику регионов.

Влияние циклических процессов на социально-экономический потенциал и конкурентоспособность регионов

В 2008 г. динамика показателей социально - экономического развития регионов формировалась в условиях первой волны кризиса, симптомы которой появились в июле - сентябре. Влияние кризиса затронуло, в первую очередь, области с развитой промышленностью. Темпы роста ВРП для регионов - лидеров 2007 года сократились: для Донецкой области - с 108,0% до 97,3%, для Запорожской области - с 111,3% до 101,2%, для Полтавской области - с 109,8% до 94,3% по сравнению с предыдущим годом [Госкомстат, 2009].

В первом полугодии 2009 г. под влиянием экономического кризиса тенденция к сокращению социально - экономического потенциала регионов с развитой промышленностью значительно усилилась. Кризис в наибольшей степени затронул Днепропетровскую, Луганскую, Донецкую, Запорожскую области.

Менее чувствительными к кризису оказались: Сумская область, где ВРП в 2009 г. увеличился на 104,7% по сравнению с предыдущим годом, Херсонская область, для которой рост ВРП составил 110%, Киевская область - рост ВРП составлял 104,8%, АР Крым - рост ВРП 105,7%, Винницкая область - рост ВРП 106,8% по сравнению с 2008 годом [Госкомстат, 2009].

Подобную ситуацию наблюдаем и по другим регионам. Более всего пострадали от кризиса области с преобладающей долей промышленности в структуре экономики, что обусловило их низкие позиции в рейтинге.

Проведенное исследование позволило определить отдельные аспекты зависимости конкурентоспособности Украины и ее регионов от циклических процессов в экономике.

Украина, по классификации Всемирного экономического форума, входит в группу стран, развитие которых определяется факторами, обеспечивающими эффективность [Global Competitiveness Report, 2009]. Эти факторы можно определить, как инвестиционные. Промышленность, прежде всего отрасли, составляющие основу экономики и экспорта: металлургическая, химическая, машиностроительная, пищевая, играют решающую роль в формировании социально - экономического потенциала, и соответственно - конкурентного потенциала и конкурентоспособности Украины и отдельных регионов.

Кризисное падение производства в ведущих отраслях промышленности привело к значительному сокращению социально - экономических показателей регионов (краткосрочный период), социально - экономического потенциала (среднесрочный период), конкурентного потенциала и конкурентоспособности (долгосрочный период).

Влияние кризиса в наибольшей степени отразилось на социально - экономическом потенциале регионов с развитой промышленностью. Это обуславливает большую амплитуду циклических колебаний уровня социально - экономического потенциала для регионов с высоким уровнем социально - экономического потенциала, и меньшую амплитуду для регионов с низким уровнем социально - экономического потенциала.

Экономика стран, которые находятся на инвестиционной стадии, в большей степени находится под влиянием циклических кризисных явлений, по сравнению с экономиками стран, которые находятся на инновационной стадии. По нашему мнению, постепенный переход национальной экономики Украины на инновационную стадию развития будет содействовать сглаживанию циклических колебаний уровня социально - экономического потенциала, и обеспечит условия для устойчивого экономического развития.

Проблемы инновационного развития регионов

Обследование предприятий пяти регионов Украины - г. Киев, АР Крым, Донецкая область, Харьковская область, Черновицкая область по международной методологии CIS [Госкомстат, 2009] выявило факторы, препятствующие инновациям:

  • недостаточность средств внутри организации;

  • высокие инновационные расходы;

  • на рынке преобладают давно закрепившиеся организации;

  • недостаточное государственное финансирование;

  • сложно найти партнеров по сотрудничеству;

  • недостаточность финансирования из внешних источников;

  • отсутствует потребность, так как нет спроса на инновации;

  • отсутствует точная информация в спросе на инновационные товары;

  • нехватка квалифицированного персонала;

  • нехватка информации о технологиях;

  • нехватка информации о рынках;

  • отсутствует потребность, так как недавно были внедрены инновации.

Существенно уменьшить отрицательное влияние названных факторов можно путем создания соответствующего институционального механизма [Сухарев, 2007].

Стратегией экономического и социального развития Украины (2004-2015 гг) «По пути европейской интеграции» предусмотрено, что организационно-институциональной формой реализации национальных конкурентных преимуществ Украины на глобальном уровне должны стать передовые макротехнологии, основанные на инновационном, научно-технологическом, кадровом потенциале и геоэкономических преимуществах, прежде всего – макротехнологии «Украина - высокотехнологичное, авиакосмическое государство» и «Украина – транзитное государство» [3].

На сегодня такая организационно-институциональная форма не разработана. В ее основу должна быть положена кластерная модель инновационного развития, которая только начинает реально создаваться в Украине.

С одной стороны, с учетом имеющегося потенциала и региональных инициатив и в соответствии с Постановлением Президиума Национальной Академии наук «О формировании и функционировании инновационных кластеров в Украине». предполагается создание десяти инновационных кластеров: «Энергетика устойчивого развития» с центром в г. Киев, «Новые машины» с центром в г. Днепропетровск, «Новые материалы» с центром в г. Харьков, «Технологии информационного общества» с центром в г. Киев, «Биотехнологии» с центром в г. Львов, «Новые продукты питания» (Киевская область), «Транзитный потенциал Украины» с центром в г. Одесса, «Новые технологии природопользования» с центром в г. Донецк, «Новейшие силовые установки и двигатели» с центром в г. Запорожье, «Инновационная культура общества» с центром в г. Киев.

С другой стороны, не сформирован механизм межрегионального взаимодействия в рамках названных инновационных кластеров. Создание национальной инновационной системы и успешная реализация макротехнологий возможны только на основе многосторонней увязки и координации процессов стратегического планирования на национальном (государственном) и региональном уровнях. Не менее важными являются согласование и взаимная увязка региональных программ и стратегий в рамках межрегиональных кластерных моделей. Такая увязка позволит усилить эффект от иерархически - сетевых взаимодействий между отдельными региональными системами, а также между региональной и национальной социально - экономическими системами.

Выводы.

Необходимость тесной увязки стратегии национальной конкурентоспособности с развитием конкурентного потенциала регионов обусловила необходимость анализа и оценки социально - экономического потенциала регионов Украины. По основным показателям рассчитан рейтинг социально-экономического потенциала регионов. Осуществлена классификация регионов Украины по уровню социально - экономического потенциала.

Результаты расчета рейтинговых показателей социально - экономического потенциала региона дают возможность определить вклад отдельных регионов в национальный конкурентный потенциал. По этому принципу регионы Украины разделены на три группы: оказывающие значительное, среднее и низкое влияние на обеспечение национальной конкурентоспособности.

Необходимым условием усиления эффекта от иерархически - сетевых взаимодействий, которые осуществляются между отдельными региональными системами, а также между региональной и национальной социально - экономическими системами, должна стать многосторонняя координация процессов стратегического планирования на национальном (государственном) и региональном уровнях, увязка национальной стратегии социально-экономического развития со стратегиями инновационного развития регионов, и формирование на этой основе комплексной стратегии повышения конкурентоспособности страны.

Список литературы

1. Беленький П.Ю. Исследование проблем конкурентоспособности / П.Ю. Беленький // Вестник НАН Украины. - 2007. - №5. - С. 9-18.

2. Официальный интернет-портал Государственного комитета статистики Украины // [Электронный ресурс] Режим доступа: /

3. Стратегия экономического и социального развития Украины (2004–2015 годы) «По пути европейской интеграции» / Авт. кол. А.С. Гальчинский, В.М. Геец и др. Нац. Ин-т стратег. исследований. Ин-т экон. прогнозирования НАН Украины, М-во экономики Украины.: К: ИВЦ Госкомстата Украины, 2004. - 416 с.

4. Серебрякова Л.А. Роль стратегического планирования в новой концепции региональной политики / Л.А. Серебрякова // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика» - 2007, №5. – С. 28-35.

5. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика: К новой теории передаточного механизма в макроэкономике. Кн. ІІ / О.С. Сухарев. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 804 с.

6. Global Competitiveness Report 2009-2010. / World Economic Forum, Geneva. 2009. - 492 p.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Л. Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетті

    Документ
    CHAIRMANSHIP OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN ORGANIZATION FOR SECURITY AND COOPERATION IN EUROPE IN THE CONTEXT OF MAINTENANCE OF STABILITY AND SECURITY IN THE EURASIAN REGION
  2. В и добренькова В. Г. Журавлев, Е. В. Добренькова, Е. В. Гурнина Руководство

    Руководство
    Учебное пособие посвящено проблемам управления персоналом пред­приятий с учетом российской специфики и происходящего изменения управленческих стереотипов,

Другие похожие документы..