Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита состоится «17» февраля 2012 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.162.08 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный ар...полностью>>
'Документ'
Мы с Вами прогуляемся по необычному челябинскому «Арбату»: у «Нищего» попросим благополучия и удачи, сфотографируемся с «Модницей», поздороваемся с «...полностью>>
'Документ'
6. Количество действительных положительных корней алгебраи­ческого уравнения с действительными коэффициентами (подсчитываемыми каждый столько раз, ка...полностью>>
'Документ'
Неудачно выступив на чемпионате Европы-1984, сборная ФРГ рассчитывала взять реванш на следующем турнире, впервые получив право на его проведение. Одна...полностью>>

Ледовских Ирина Анатольевна 5 программа

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

99

Элективные курсы «Информатика для учащихся 10-11 классов»

СОДЕРЖАНИЕ

ОПИСАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 3 (информатика) 4

Ледовских Ирина Анатольевна 5

Программа и материалы элективного курса для учащихся 10-11 классов «Теория и практика построения информационных систем и баз данных» 5

Пояснительная записка 5

Тематическое планирование 5

Текст пособия 6

Вступление 6

Базы данных 8

Классификация БД 8

Системы управления базами данных (СУБД) 10

Клиент - серверная система 17

Примеры тем для разработки информационных систем и баз данных 25

Пивкин Владимир Васильевич 29

Программа и материалы элективного курса для учащихся 10-11 классов «Введение в WWW-Интернет технологии» 29

Пояснительная записка 29

Тематическое планирование 29

Текст пособия 29

Введение 29

Структура HTML-документа 31

Динамический HTML 34

Коровко Анна Валентиновна, Пивкина Ольга Алексеевна 43

Программа и материалы элективного курса для учащихся 10-11 классов «Основы создания web-страниц» 43

Пояснительная записка 43

Тематическое планирование 43

Текст пособия 44

I.Подготовительный этап 44

II.Настройка пути к сайту и создание структуры 44

III.Задание параметров страниц 45

IV.Создание панели навигации 45

V.Оформление страниц сайта с помощью созданного шаблона 47

VI.Оформление содержания страниц 47

1. Работа с текстом 48

2. Вставка изображений 48

3.Таблицы 49

4.Гиперссылки 51

5. Интерактивные изображения 52

6. Навигационная панель 54

7. Меню переходов 55

VII.Просмотр структуры сайта и завершение работы 56

VIII.Рекомендуемые ресурсы 56

57

Богоутдинов Дмитрий Гилманович 57

Программа и материалы элективного курса для учащихся 10-11 классов «Язык программирования Pascal в примерах» 57

Пояснительная записка 57

Тематическое планирование 57

Текст пособия 58

Основы объектно-ориентированного программирования 58

Составляющие класса 59

Структура программ Delphi 61

Визуальное программирование 63

Ледовских Ирина Анатольевна 68

Программа и материалы элективного курса для учащихся 10-11 классов «Delphi: работа с базами данных в примерах» 68

Пояснительная записка 68

Тематическое планирование 68

Текст пособия 69

Введение 69

Назначение и функциональные возможности системы программирования Delphi 69

Интегрированная система Delphi 71

Проектирование баз данных в Delphi. Создание таблицы 72

Богоутдинова Юлия Геннадьевна 86

Программа и материалы элективного курса по информатике для учащихся 10-11 классов «Язык программирования Pascal в примерах» 86

Пояснительная записка 86

Тематическое планирование 86

Текст пособия 87

Введение. Основные термины и понятия 87

Циклы 89

Массивы 90

Записи 92

Множества 94

Процедуры и функции в Pascal 95

Модульное программирование 96

Файлы 99

ОПИСАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 3 (информатика)

В данном приложении помещены оцифрованные материалы элективных курсов по информатике, которые созданы на основе пособий для слушателей Хабаровских краевых летних физико-математических школ 2004 и 2005 годов.

Материалы представляют из себя:

  1. Общую пояснительную записку к сборнику;

  2. Краткие пояснительные записки и тематическое планирование к каждому разделу;

  3. Учебные материалы для учащихся (текст учебного пособия).

Ледовских Ирина Анатольевна

Программа и материалы элективного курса для учащихся 10-11 классов «Теория и практика построения информационных систем и баз данных»

Пояснительная записка

В настоящее время использование информационных систем и баз данных становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования организаций.

Цель предлагаемой программы: познакомить слушателей летней физико-математической школы с основными понятиями, связанными с проектированием и технологией создания информационных систем на примере учебной задачи; дать общие сведения о методах, навыках, аппарате и программных средствах, которые необходимы для создания информационных систем и баз данных.

Программа рассчитана на слушателей, которые работают на компьютере в той или иной области и хотят получить общее представление о теории и практическом использовании информационных систем и баз данных.

Учащиеся, освоившие программу в полном объеме, должны:

  • знать модели и методы организации данных в информационных системах;

  • знать программные средства реализации информационных систем;

  • знать принципы проектирования баз данных и разработки систем управления базами данных;

  • уметь использовать стандартные приемы проектирования баз данных при решении учебной задачи;

  • уметь применять полученные теоретические знания к решению модельных задач.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Лекции

Лабора-торные

Информационные системы: основные понятия и определения. Общие принципы построения информационных систем. Примеры информационных систем (библиотечно-информационные системы, справочная служба железных дорог, подразделения управленческой структуры предприятия (бухгалтерия, отдел кадров и пр.)).

2

Базы данных: назначение и основные возможности. Модели организации данных. Требования к организации данных. Реляционная модель данных. Проектирование реляционных баз данных методом «сущность-связь».

2

2

Системы управления базами данных: функции и компоненты. Обзор возможностей и особенностей различных систем баз данных. Web-технологии и СУБД.

2

2

Введение в SQL. Использование SQL для выборки данных из таблицы, создание SQL-запросов. SQL-сервер.

2

2

Разработка пользовательских программ в среде баз данных. Проектирование и разработка программных приложений баз данных. Решение модельных задач.

2

4

ИТОГО

10

10

Текст пособия

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И БАЗ ДАННЫХ

Вступление

В настоящее время информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы людей.

Информационные системы и базы данных стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни: покупка в супермаркете, расчеты с использованием кредитной карты, заказ путевки в туристическом агентстве, заказ книг в местной библиотеке, оформление страхового полиса, работа в Internet, обучение в университете и пр. Наиболее широко информационные системы используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.

В широком смысле информационной системой можно назвать любую организационно-упорядоченную совокупность документов.

Информационную систему можно рассматривать как компьютеризированную систему, обеспечивающую автоматизированный сбор, хранение, поиск, обработку и передачу значительных объемов информации.

Информационная система - совокупность тем или иным образом структурированных данных и комплекса аппаратно-программных средств для хранения данных и манипулирования ими.

Составляющие информационной системы

  • Вычислительная система - аппаратное обеспечение;

  • Система управления базами данных (СУБД) - программное обеспечение;

  • Одна или несколько баз данных (БД) - данные;

  • Набор прикладных программ - приложения БД (служат для обработки данных, содержащихся в БД);

  • Пользователи (что наиболее важно).

Классификация ИС

  • Используемая техническая база

  • ИС на одном компьютере - вся информация сосредоточена в памяти одной машины и на ней же функционирует все программное обеспечение;

  • ИС на базе локальной сети - ИС, обслуживающие учреждение, предприятие, фирму. Информация может передаваться по сети между разными пользователями; разные части общедоступных данных могут храниться на разных компьютерах сети;

  • ИС на базе глобальных компьютерных сетей - все известные службы Internet. Наиболее масштабная - World Wide Web. (пример, транспортная ИС, работающая на базе специализированной глобальной сети.)

  • По назначению (по выполняемым функциям)

  • Информационно-справочные или информационно-поисковые системы (ИПС) - ИПС библиотеки, поисковые серверы Internet - это ИСС сетевых ресурсов;

  • Автоматизированные системы управления (АСУ) - человеко-машинные системы, основная задача - оперативное предоставление человеку необходимой информации для принятия решения (управление предприятиями, энергосистемами, отраслями производства;

  • Системы автоматизированного управления (САУ) - без участия человека, управление в режиме реального времени (системы управления техническими устройствами, производственными установками, технологическими процессами);

  • Обучающие системы на базе ЭВМ - системы дистанционного обучения (обучение в режиме реального времени on line) ;

  • Экспертные системы - имитируют поведение эксперта (специалиста)в какой-либо предметной области, используется для консультаций, помощи в принятии сложных решений, для решения сложно формализуемых задач ( примеры: установление диагноза болезни, выдача рекомендаций по ликвидации неисправностей, часто входят в состав АСУ в качестве подсистем ;

  • Автоматизированные системы научных исследований (АСНИ), системы автоматизированного проектирования (САПР), геоинформационные системы (ГИС) и др.

Базы данных

База данных (database) – совместно используемый набор логически связанных данных (и описание этих данных) предназначенный для удовлетворения информационных потребностей организации.

База данных – это единое, большое хранилище данных, которое однократно определяется, а затем используется одновременно многими пользователями – представителями разных подразделений.

Базу данных можно рассматривать как информационную модель некоторой реальной системы (например, книжного фонда библиотеки, кадрового состава предприятия, учебного процесса в школе и т.д.)

Такую систему называют предметной областью БД и ИС, в которую она входит.

Информация в БД должна быть:

  • непротиворечивой;

  • неизбыточной;

  • целостной.

Классификация БД

  • По характеру хранимой информации

  • Фактографические БД - содержат данные, представляемые в краткой форме и строго фиксированных форматах (аналоги бумажных картотек).

  • Документальные БД - совокупность неструктурированных текстовых документов и графических объектов, снабженная формализованным аппаратом поиска ( аналог архива документов - архив судебных дел, исторических документов и пр.)

  • По способу хранения данных
  • централизованные - данные хранятся в памяти одной ЭВМ (автономный компьютер или сервер сети, к которому имеют доступ пользователи-клиенты);

  • распределенные - разные части базы данные хранятся в различных ЭВМ вычислительной сети (используются в локальных и глобальных компьютерных сетях).

  • По способу доступа к данным - в зависимости от взаимного расположения приложения и БД

  • локальный доступ;

  • удаленный доступ.

  • По признаку структуры

  • Иерархические БД

  • данные представляются в виде ориентированного графа (перевернутого дерева);

  • Основные понятия - уровни, узлы (вершины графа), связи.

  • Сетевые БД

  • свободная связь между элементами различных уровней (произвольный граф)

  • Реляционные (табличные) БД

  • БД, которая воспринимается пользователем в виде набора таблиц - table ( и ничего больше кроме таблиц).

  • Для формального определения таблицы используется понятие отношения (relation - отношение).

  • Объектно-ориентированные БД

  • отдельные записи БД представляются в виде объектов;

  • между записями БД и функциями их обработки устанавливаются взаимосвязи с помощью механизмов, подобных соответствующим средствам в объектно-ориентированных языках программирования;

  • сочетают особенности сетевой и реляционной моделей;

  • используются для создания крупных БД со сложными структурами данных.

Системы управления базами данных (СУБД)

Система управления базами данных (Database Management Systems - DBMS) или просто система баз данных (database system) – это базовая структура ИС, в корне изменившей методы работы многих организация.

СУБД – программное обеспечение, с помощью которого пользователи могут определять, создавать и поддерживать базу данных, а также осуществлять к ней контролируемый доступ.

Классификация СУБД

  • По характеру использования

  • персональные СУБД - обеспечивают возможность создания локальных БД, работающих на одном компьютере (примеры: Paradox, dBase, FoxPro, Access и др.);

  • многопользовательские СУБД - позволяют создавать ИС, функционирующие в архитектуре «клиент-сервер» (примеры: Oracle, Informix, Microsoft SQL Server, MySQL, PostgreSQL, InterBase, SyBase и др.).

Замечание: СУБД Access2000 также обеспечивает возможность многопользовательского доступа к данным.

Состав языковых средств современных СУБД

  • Язык определения данных (Data Definition Language - DDL) - предназначен для описания логической структуры данных;

  • Язык манипулирования данными (Data Manipulation Language - DML) - обеспечивает выполнение основных операций над данными - ввод, модификацию, выборку;

  • Язык структурированных запросов (SQL - Structure Query Language) - обеспечивает управление структурой БД и манипулирование данными, а также является стандартным средством доступа к удаленным БД;

  • Язык запросов по образцу (QBE -Query By Example) - обеспечивает визуальное конструирование запросов к БД.

СУБД должна обеспечивать реализацию следующих требований:

  • Позволять пользователям создавать новые базы данных и определять их схемы (schemata) - логические структуры данных с помощью языка определения данных (DDL);

  • предлагать пользователям возможности задания запросов (queries) - вопрос, затрагивающий те или иные аспекты информации, и модификации данных средствами соответствующего языка запросов (query language), или языка управления данными (DML);

  • Поддерживать способность сохранения больших объемов информации - до многих гигабайт и более - на протяжении длительного периода времени, предотвращать опасность несанкционированного доступа к данным и гарантировать эффективность операций их просмотра и изменения;

  • управлять единовременным доступом к данным со стороны многих пользователей, исключая возможность влияния действий одного пользователя на результаты, получаемые другим, и запрещая совместное обращение к данным, чреватое их порчей.

Большинство современных СУБД основано на реляционной модели представления данных

Модель данных - это некоторая абстракция, которая позволяет пользователям и разработчикам трактовать данные как информацию, т.е. Сведения, содержащие не только данные, но и взаимосвязи между ними;

Реляционная модель описывает, какие данные могут храниться в реляционных базах данных, а также способы манипулирования такими данными;

Реляционная модель получила свое название от англ. термина relation (отношение); была предложена в 70-х годах сотрудником фирмы IBM Эдгаром Коддом. Ориентирована на организацию данных в виде двумерных таблиц. Каждая реляционная таблица представляет собой двумерный массив и обладает рядом свойств.

Свойства реляционной таблицы

  • каждый элемент таблицы – один элемент данных;

  • все столбцы в таблице однородные, т.е. все элементы в столбце имеют одинаковый тип (числовой, символьный, дата и т.д.) и длину;

  • каждый столбец имеет уникальное имя (в пределах одной таблицы);

  • одинаковые строки в таблице отсутствуют;

  • порядок следования строк и столбцов может быть произвольным.

Структура таблицы

Понятие структуры таблицы включает в себя:

  • описание полей;

  • ключ – поле (совокупность полей), которое однозначно определяет соответствующую запись (простой, составной);

  • индексы – (индексирование – задание порядка записей без изменения физического расположения записей);

  • ограничения: на значения полей, ссылочной целостности между таблицами.

Использование ключей и индексов позволяет

  • Однозначно идентифицировать записи (ключ);

  • избегать дублирования значений в ключевых полях (ключ);

  • выполнять сортировку таблиц (индекс);

  • ускорять операции поиска в таблицах (ключ, индекс);

  • устанавливать связи между отдельными таблицами БД (ключ, индекс);

  • использовать ограничения ссылочной целостности (ключ, индекс).

Пример реляционной таблицы

Слушатели ХЛКФМШ

номер слушателя

Фамилия

Имя

Класс

Учебное заведение

Место жительства

001

Аршинский

Михаил

10

ЛИТ

г. Хабаровск

002

Погорелова

Елена

11

ЛИТ

г. Хабаровск

003

Коровин

Анатолий

10

МОУ СОШ 63

г. Хабаровск

004

Кучеренко

Марина

10

МОУ «СОШ Шереметьевская»

с. Шереметьево

005

Коренева

Светлана

10

МОУ СОШ 20

г. Вяземский

006

Зарубина

Любовь

11

МОУ МУК 1

г. Комсомольск-на-Амуре



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Потопахин Виталий Валерьевич 3 Задачи прикладного характера по информатике 3 миф-2, №2, 2000 8 Потопахин Виталий Валерьевич 8 решение

    Решение
    В этом выпуске журнала мы рассмотрим несколько интересных задач прикладного характера. Фраза "Задачи прикладного характера" означает, что решение задач может иметь практическое применение и для их решения можно использовать
  2. Хабаровская краевая заочная олимпиада школьников по программированию 2003/2004 учебного года 31

    Документ
    ЗАДАЧА: Внутри прямоугольной области на экране компьютера изображен лабиринт. Внутри лабиринта двигаются два шарика. Если шарики ударяются о стенки, или друг о друга, они изменяют направление движения.
  3. Хабаровская краевая заочная олимпиада школьников по программированию 2003/2004 учебного года 13

    Документ
    Компьютерные вирусы были и остаются одной из наиболее распространенных причин потери информации. Известны случаи, когда вирусы блокировали работу организаций и предприятий.
  4. Ковалева Ольга Ивановна Телефон (8-382-3)77-31-97 e-mail проект программы форума 5 апреля 2011 (вторник) программа

    Программа
    Открытие семинара для руководителей исследований, проектов, творческих работ в рамках Молодежного форума: «Инновационные практики сопровождения образовательной инициативы школьников в урочном и внеурочном пространстве»
  5. Программа конференции 21 24 мая 2007 года г. Северск-2007

    Программа
    Титов И.Д. АЭХК, Ангарск Статистический анализ массы, состава и активности нелетучих урансодержащих остатков в транспортных упаковочных комплектах ТУК 46 (1/2),

Другие похожие документы..