Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Так называемые “вечные истории любви” в их кинематографическом воплощении, воплощают всякий раз иную форму чувствительности, характерную только для э...полностью>>
'Документ'
Про стан вивчення зарубіжної літератури XVII століття у сучасному літературознавстві . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...полностью>>
'Документ'
Відповідно до статті 43 Конституції України кожен громадянин має право на працю, що включає можливість заробляти собі на життя працею, яку він вільно...полностью>>
'Документ'
Вестник Оргкомитета по созданию Союза изобретателей России выходит со 2 июля 1987 года. В 1987 – 1990 годах он назывался «ВЕСТНИК Оргкомитета по созда...полностью>>

Контртерроризм: базовые концепты, механизмы, технологии

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Данный орган, во-первых, будет изучать историю финансовой поддержки терроризма. Во-вторых, он изучит происхождение финансовой поддержки терроризму. Необходимо в рамках этого вопроса сделать транспарентной деятельность общественных и религиозных организаций, так как известно из многих источников, что террористические группы еще с восьмидесятых годов двадцатого века полагались на финансовые пожертвования, которые поступали от родственных общественных и религиозных организаций. В-третьих, в работе указанного центра необходимо сосредоточиться на перемещении финансовых и денежных средств на поддержку террористов. Следует отслеживать движение денежных средств в сфере кредитно-фи­нансовых учреждений, так как международный характер большинства иностранных террористических групп вынуждает их обращаться в банки и другие кредитно-финансовые учреждения. В-четвертых, центр должен иметь такие полномочия, как: устанавливать, отслеживать и оценивать активы, подлежащие конфискации; выполнять предварительные меры, типа замораживания и ареста, предотвращения любых сделок с такой собственностью, ее передачу или распоряжения ею; принимать любые надлежащие следственные меры. В дополнение к конфискации, страны также должны предусматривать денежные и гражданские штрафы и/или судебные разбирательства, включая слушания по гражданским делам по аннулированию контрактов, заключенных сторонами, где стороны знали или должны были знать, что в результате контракта государству будет нанесен ущерб в способности удовлетворять свои финансовые претензии, например, через конфискацию или штрафные санкции.

Вопрос финансирования терроризма играет значительную роль в жизни государств. Во-первых, вследствие того, что финансирование терроризма – самое уязвимое его место, и, следовательно, борьба с финансированием терроризма – это один из немногих способов противодействия ему на практике. Во-вторых, в свете современной кризисной ситуации в экономике возможно использование борьбы с финансированием терроризма в качестве внеэкономического инструмента контроля над международной финансовой системой.

Глава 4 «Организационные аспекты предупреждения терроризма. Средства массовой информации в профилактике преступлений террористического характера» поднимает вопросы структурно-организационного плана, а также функционирования СМИ.

В параграфе 4.1. обсуждается проблема профилактического воздействия на терроризм и террористические организации.

Проблема организации эффективного предупреждения терроризма со стороны правоохранительных органов и специальных служб в современных российских условиях постоянно нарастает. Сложившаяся в начале XXI века в России ситуация в сфере борьбы терроризмом, с одной стороны, постоянно повышает роль правоохранительных органов и специальных служб в анти- и контртеррористической деятельности, а с другой стороны, требует безотлагательного создания целостной, общегосударственной, гибкой, эффективной и всеохватывающей системы мер по противодействию нарастающей террористической угрозе. Такая система, как представляется, должна обладать свойством рефлексивно и адекватно реагировать на все изменения обстановки в сфере борьбы с терроризмом. "Порог чувствительности" данной системы на угрозы террористического характера и острота реагирования на них должны учитывать широкий спектр обстоятельств. Например, если речь идет о конфликте малой интенсивности или ином силовом конфликте, где ведутся военные действия или вспыхнули широкомасштабные акции социального протеста, массовые беспорядки и, где экстремистские процессы захватили значительные слои населения, чувствительность системы анти и контртеррористических мер "загрубляется", ее порог повышается, ответные меры противодействия государственных структур остро направлены, массированны, осуществляются в основном жесткими методами и реализуются преимущественно спецслужбами, правоохранительными органами и иными "силовыми" структурами.

В то же время в спокойной, стабильной социально-политической обстановке порог чувствительности системы антитеррористических мер понижается и одновременно значительно расширяется поле предупредительных, профилактических мероприятий, нацеленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и развитию экстремистских и криминогенных процессов. В такой ситуации относительной стабильности значительно расширяется и спектр участников противодействия террористической угрозе. Роль спецслужб и правоохранительных органов становится здесь менее заметной. Влияние просветительских учреждений, общественных организаций, церкви, средств массовой информации возрастает.

Диссертант выстраивает систему государственных учреждений РФ, отвечающих за выработку и осуществление контртеррористической политики. Эту систему он считает достаточно успешной при условии, что она будет гибкой и способной видоизменяться при изменении условий враждебного террористического окружения.

На наш взгляд, предупреждение терроризма можно рассматривать как минимум в двух аспектах. Во-первых, предупреждение терроризма и повышение эффективности борьбы с ним – одна из первостепенных задач любого современного государства. Во-вторых, предупреждение терроризма – есть комплексная система мер социально-экономического, политического и юридического характера, направленная на предупреждение возникновения террористических организаций (группировок), недопущение совершения террористических актов, предотвращение последствий актов терроризма.

Параграф 4.2. изучает роль СМИ в сфере контртерроризма. Учитывая медиакратический смысл осуществления теракта, СМИ не могут быть посторонними и отстраненными наблюдателями дуэли террористической системы и контртеррористической структуры. Будучи по определению на стороне большинства, общества, СМИ должны позиционироваться однозначно на стороне контртеррористического фронта, а значит и государственных властей. В то же время это и не означает выполнения служебных функций у спецслужб или иных организаций, профессионально занятых профилактикой терроризма и борьбой с ним, т.к. в информационном обществе роль и функции СМИ слишком серьезны, чтобы быть простым транслятором той или иной позиции. Только в случае сознательной вовлеченности СМИ смогут сочетать свое естественное стремление к удовлетворению интереса общества относительно основных событий и социальную ответственность перед этим же обществом за его безопасность и защиту от насилия и актов террора. Иными словами, СМИ должны постоянно помнить о своих педагогических задачах. Зрители не только пассивно поглощают информацию, они формируются на ее основании. В этом аспекте СМИ в новой ситуации должны уделять особое внимание психологическому, идейному и геополитическому просвещению людей. В свободном демократичном обществе речь, естественно, не идет о навязывании какой-то одной точки зрения. Задача СМИ проинформировать о существовании различных версий и вариантов идеологий и иных социально-политических моделей.

Одна из возможных мер со стороны государства – создание постоянного Центра информационного реагирования на террористические действия. В таком Центре по договоренности со СМИ можно создать пул быстрого реагирования на террористические акты, состоящий из руководителей телевизионных компаний, телеграфных агентств и представителей прессы. В этом случае представитель телекомпании в Центре будет координировать освещение террористических инцидентов. Во главе такого Центра может стоять представитель правительства (координатор информации по терроризму), который сможет перехватить инициативу в освещении события у той или иной террористической группы. Когда происходят такие инциденты, в США нередко случается, что информационный вакуум приводит к тому, что к моменту, когда государственные учреждения наконец договорятся и полностью согласуют стратегию освещения, правительство уже полностью упускает из своих рук инициативу. При освещении событий, связанных со взятием заложников, можно создать пул СМИ, который одновременно будет выпускать информацию.

Смысл террористической акции в том, что ее политический эффект, а также влияние на общественное сознание значительно превосходят непосредственный урон от самого деяния. Таким образом, не вызывает никаких сомнений, что взаимодействие властных структур (правоохранительных органов и специальных служб) с общественностью и СМИ в деле борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма на сегодняшний день является важной, очень значимой проблемой, требующей постоянного внимания. Тем более, что сфера средств массовой информации охватывает весь спектр воздействия на аудиторию: от информирования и обучения до убеждения и внушения. Сочетание знаний, духовных ценностей и социальных норм, которые тиражируются в процессах массовой информации, в систематизированном виде отражают господствующее в обществе мировоззрение. Будучи мощным орудием социального управления, регулирования отношений социальных групп и распространения культуры, массовая информация призвана стать важным элементом общественных отношений, оказывающих существенное влияние на их содержание и формы, на своеобразие идеологической, политической и иной пропаганды.

В главе 5 «Политико-организационные, международные и практические вопросы анти- и контртеррористической деятельности в глобальном пространстве и России» обобщен зарубежный и российский опыт контртерроризма.

В параграфе 5.1. анализируется ценность опыта контртеррористической политики США, стран Западной Европы и Израиля. Политическое руководство большинства государств мира рассматривает противодействие терроризму в качестве одной из важнейших общегосударственных задач. Основными направлениями деятельности в этой области являются: совершенствование правовой базы, усиление взаимодействия между соответствующими федеральными органами, формирование специальных подразделений и увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, улучшение их технической оснащенности. Таким образом, во-первых, осуществляются специальные и военно-технические мероприятия, направленные на снижение эффективности террористической деятельности. Во-вторых, проводятся идеологические и социально-психологические мероприятия, направленные на то, чтобы заручиться поддержкой большинства своих граждан в борьбе с террористами, изолировав их от населения. Реальные шаги по этому вопросу базируются на следующих принципах: отказ от каких-либо уступок террористам; оказание максимального давления на страны, поддерживающие терроризм; использование в полной мере имеющихся сил и средств, в том числе и военных, для наказания террористов; предоставление помощи другим государствам и взаимодействие с ними при противодействии терроризму.

Предпринимаемые правительствами разных стран меры по борьбе с терроризмом также носят разносторонний характер, диктуемый различными формами и методами выполнения террористических актов. Государства заключают соглашения о выдаче захваченных или сдавшихся им террористов, об отказе в приеме угнанных транспортных средств, и прежде всего самолетов, создают специальные подразделения для борьбы с террористами и охраны правительственных и посольских зданий, государственных деятелей и иностранных граждан, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, от террористических актов или их последствий. Научно-техническая мысль также вносит заметный вклад в борьбу с терроризмом, изобретая различные технические средства борьбы с террористами. Диссертант оценивает структуру и функции главных ведомств правительств США, стран Европы, Израиля, отвечающих за политику по борьбе с терроризмом, отмечая возросшую степень сотрудничества российских контртеррористических учреждений с аналогичными организациями за рубежом.

В параграфе 5.2. автор обозревает роль и место отечественных спецслужб и правоохранительных органов в борьбе с терроризмом. Дается исторический очерк развития советских спецслужб, тех подразделений разведки и контрразведки, которые вели операции на контртеррористическом фронте. Рассматривая уровень эффективности российской системы антитерроризма и контртерроризма, диссертант делает неутешительный вывод: к 1 сентября 2004 г. (теракт в Беслане) Россия пришла без координирующего центра, без эффективной системы сбора информации, а также без налаженного обмена информацией, как между российскими силовыми ведомствами, так и со спецслужбами других государств. Очевидно, что реформы 1990-х годов и начала 2000-х гг. не дали должного результата.

6 марта 2006 года был принят новый закон – «О противодействии терроризму». Согласно закону и сопровождающему его Указу президента «О мерах по противодействию терроризму» главной ответственной структурой за борьбу с терроризмом была определена Федеральная служба безопасности. Кроме того, была создана координационная межведомственная структура – Национальный антитеррористический комитет (НАК). НАК – это не спецслужба, а структура, которая должна координировать действия по борьбе с терроризмом разных ведомств, причем как на федеральном, так и региональном уровне. Для этого внутри Комитета создан федеральный оперативный штаб, в состав которого входят руководители спецслужб, а в регионах – местные оперативные штабы, которые и отвечают за борьбу с террористами.

Параграф 5.3. выделяет роль и место вооруженных сил России в общей системе анти- и контртерроризма.

Вооруженные силы располагают навыками и техническими средствами противодействия актам ядерного, химического и биологического терроризма. Кроме того, они все чаще сами становятся объектами террористических устремлений. И опасность таких действий со стороны террористов особенно возрастает в период участия ВС в урегулировании региональных и иного рода военных конфликтов.

Компетентные правоохранительные органы и специальные службы практически всех стран мира все же не умеют вести поиск, обезвреживать и в случае необходимости ликвидировать оружие массового уничтожения. Указанной квалификацией владеют (за редким исключением) лишь специалисты из числа военнослужащих. И, кроме того, масштабы террористических угроз в настоящее время таковы, что противодействие им перестало быть монополией спецслужб и правоохранительных органов, потребовалось привлечение всех ресурсов государств. Принятые за последние годы в большинстве стран мира (в России и странах СНГ в том числе) законы о борьбе с терроризмом вполне обоснованно ставят национальные министерства обороны в число субъектов, осуществляющих эту борьбу. Основная сфера применения вооруженных сил относится к области силового противодействия терроризму. Вполне очевидно, что самыми решительными и жесткими силовыми мерами можно бороться только с проявлениями терроризма, но не с причинами, терроризм порождающими. Этому убедительное свидетельство – многолетний опыт Северной Ирландии, палестино-израильского противостояния, Центрально-Азиат­ского региона, российского Северного Кавказа.

Анализ материалов отечественной и зарубежной печати показывает, что контртеррористические операции могут иметь разведывательный, спасательный, психологический, силовой и другие аспекты. Контртеррористическая операция, как правило, включает два этапа. На первом ликвидируются террористические формирования, контролирующие отдельный район. На втором осуществляется ликвидация террористических формирований, ведущих партизанские действия в населенных пунктах и сельской местности. При этом процесс управления контртеррористической операцией включает в себя два комплекса функций: подготовку и принятие решения; организацию его исполнения.

Характер боевых действий армии в ходе контртеррористической операции зависит от многих обстоятельств. В одних случаях войска содействуют местным административным и правоохранительным органам в обеспечении охраны общественного порядка, в других – на них ложится основная тяжесть нормализации обстановки в районе боевых действий. Тогда регулярные войска берут развитие событий под свой контроль, с тем чтобы вовремя пресечь террористические акции (подрывы, обстрелы, нападения на государственные учреждения, население, военные городки, воинские колонны, железнодорожные эшелоны и т. д).

В параграфе 5.4. изучаются политико-организационные и криминологические аспекты противодействия незаконным вооруженным формированиям как наиболее опасной разновидности боевых террористических группирований, покушающихся на национальное начало и целостность государства.

В некоторых регионах земного шара постоянно то утихают, но чаще активизируются националистические, сепаратистские, религиозные движения, которые применяют насилие в качестве средства завоевания власти, оказания политического давления на существующие органы власти и государственного управления. Этими движениями создаются незаконные вооруженные формирования (НВФ), которые могут оказывать существенное влияние на политическую, социальную и криминальную обстановку в регионе. В организационном отношении они являются либо составной частью определенных экстремистских (террористических) организаций и движений, либо действуют самостоятельно, находясь в той или иной взаимозависимости от различных течений политического экстремизма (терроризма). Именно эти НВФ, действия которых носят политический характер, представляют потенциальную опасность и используются в вооруженных мятежах.

Террористическая преступность может реально существовать и развиваться, только имея организационно-управляемые образования. Это является одной из специфических и главных закономерностей исследуемого вида преступности. Террористические организации, как показывают данные криминологических и политологических исследований, а также практика международной борьбы с терроризмом, могут быть различными по названию, численности, уровню организации, характеру, структуре, формам и видам преступной направленности. В этой связи их понимание, классификация, выделение черт имеют важное научное и практическое значение. В связи с этим представляется необходимым выделить несколько уровней и типов незаконных вооруженных формирований. При этом следует сразу заметить, что подобного рода градация в основном характерна и для всех террористических формирований.

Первый уровень – устойчивые террористические группы, имеющие иерархическую структуру, располагающиеся в местах, например, сепаратистских, межнациональных конфликтов, имеющие политическую и финансовую поддержку, обладающие материально-финансовой базой. Эти группы могут обладать широкими связями в различных государственных службах, иногда во властных структурах. Рассматриваемая характеристика присуща национальному и сепаратистскому терроризму.

Второй уровень – преступные террористические формирования, осуществляющие криминальный терроризм, имеющие свою организованную структуру, устойчивые организованные группы, коррумпированные связи с должностными лицами. Эти группы занимаются преступным промыслом (наркобизнес, проституция, игорный бизнес, торговля оружием).

Третий уровень – международный терроризм криминальной и политической направленности. Соответствующие группы отличаются хорошей организацией и конспирацией. Международный криминальный терроризм может объединять ряд террористических групп в разных регионах мира.

Обобщение опыта расследования преступлений, совершенных незаконными вооруженными террористическими группами, позволило выработать ряд общих методических требований, которыми должен руководствоваться контртеррористический орган России:

1. Необходимо как можно быстрее выявить базовую (стержневую) преступную направленность террористического формирования, деятельность которого вскрыта и расследуется. Установление базовой направленности террористического формирования имеет важное значение, ибо помогает точнее определить сферу, регион и степень общественной опасности преступной деятельности данной организации, ее примерную численность и структуру, другие преступные деяния, совершенные данной группой.

2. Методика выявления преступлений террористического формирования должна быть наступательной, т.е. следует выработать такую систему действий и оперативно-розыскных мероприятий, которая бы обеспечивала стратегическое и тактическое превосходство правоохранительных органов, упреждала возможные меры противодействия расследованию. Для этого важно быстрее выяснить численность, структуру формирования, роли, которые исполняют в нем отдельные преступники, их типологические черты, лидеров (с учетом вида базовой преступной направленности), предполагаемые политические и коррумпированные связи и т.д.

3. Используемая сотрудниками методика должна быть творчески привязана к типовым следственным ситуациям, характерным для расследования преступлений, совершаемых террористическими формированиями. Такой подход обеспечит перспективу расследования не только типичных, но и нетипичных следственных ситуаций. Последние часто возникают в связи с ответными акциями преступных террористических формирований по оказанию противодействия расследованию.

4. При планировании оперативно-следственных действий по расследованию террористических преступлений и предупреждению новых следует учитывать, наряду с относительной стабильностью зоны (территории, сферы деятельности и т.д.) и временными факторами активности террористических групп, территориальную разбросанность и временную цикличность активности отдельных преступных формирований. Последние вытекают из самой природы некоторых видов терроризма. Так, активность незаконных вооруженных формирований, базовой деятельностью которых является терроризм идейно-политической направленности, в частности национальной, проведение террористических акций могут осуществляться не в месте нахождения ее руководящих органов, а далеко от них и в определенное время, в зависимости от факторов политического и иного характера, что необходимо учитывать. В то же время, если этого требует обстановка, преступная деятельность террористических формирований может на некоторое время прекращаться, перемещаться в другие регионы, потом снова возобновиться и даже меняться в своей направленности.

5. Оперативно-розыскная и следственная работа не могут быть успешными без взаимодействия следователей с оперативно-розыскными органами. Необходимость коллективных усилий обусловливается самой природой террористической преступности, большой численностью преступников.

В Заключении работы содержатся основные выводы рекомендации диссертанта по решению проблем предупреждения и борьбы с международным терроризмом.

Современный терроризм превратился в опасный и долговременный фактор развития современного общества, он сопровождает достижения, падения и проблемы человечества двадцать первого века. Оказывая серьезное дестабилизирующее воздействие, международный терроризм выступает реальной экзистенциальной угрозой обществу, государству и личности в большинстве стран мира. Терроризм продолжает оставаться самой непреодолимой угрозой Российской Федерации.

Террологи многих стран прилагают усилия к тому, чтобы теоретически осмыслить феномен терроризма и выработать гибко действующие механизмы и технологии предупреждения, выявления и пресечения террористических актов. В колоссальных по объему и затрачиваемых ресурсов усилиях ученых и экспертов на первое место встает вопрос об определении того, что есть современный терроризм. От того, насколько точно и насколько согласованно ответят террологи (теоретики и практики) на этот вопрос, зависит преодоление ситуации двойных стандартов в отношении терактов, зависит успешность совместных усилий группы государств и международного сообщества по достижению победы над этим вселенским злом нынешнего века.

Многолетнее изучение документальной и научно-аналитической базы России и зарубежных стран, знакомство с практикой контртерроризма позволили автору выработать собственное определение международного терроризма. Под этим явлением диссертант понимает посягающее на международный правопорядок применение (или угрозу применения) организованного насилия, направленное на устранение политического противника либо на достижение иных международно-правовых целей путем устрашения лиц, не являющихся непосредственными объектами нападения. Сложность выработки четкой дефинициальной характеристики усиливается тем обстоятельством, что в современном мире мы сталкиваемся с различными видами насилия, прежде всего, с организованной преступностью. Где проходит та черта, за которой кончается обычная преступность и начинается терроризм? Автор убежден в том, что терроризм существенно отличается двумя ключевыми компонентами. Во-первых, у терроризма всегда наличествует политическая цель. Во-вторых, террористы двойственным образом воздействуют на объект – непосредственным воздействием и опосредованным воздействием на тех (учреждения, коммуникации и физические лица), кто прямо не является объектом террористического устрашения и воздействия. При этом цели субъектов террористической деятельности в зависимости от сферы реализации могут быть разделены на экономические и политические.

Международный терроризм, который изучает автор, является особенной частью терроризма как некоего общего начала. Международному терроризму присущи признаки той самой «международности», которая постоянно, с небывалой динамикой, безжалостно задевает и поражает интересы миллионов людей на различных континентах глобализирующегося мира.

Дефинициальные характеристики неизбежно вызывают последующий анализ терроризма. Принципиально важным видится различение двух разновидностей международного терроризма – государственного терроризма и транснационального терроризма. Представители СМИ или непрофессиональные международные комментаторы нередко смешивают государственный терроризм с внутренним (репрессивным) терроризмом. Признавая многоплановость этих явлений, должны отметить, что терроризм со стороны государства тогда приобретает черты международного, когда направлен на поддержку террористических действий на территории иностранных государств. Действительно, устрашение осуществляется, как правило, по отношению к физическим лицам других государств, и ответные действия на подобные акты насилия также ожидаются и предпринимаются от представителей зарубежных государств. Государственный терроризм организуется спецслужбами конкретного государства и осуществляется непосредственно или опосредованно для достижения международно-противоправных целей. Государство предоставляет территорию (военные базы), обучает, поддерживает и финансирует террористические организации, стремится использовать террористов для борьбы с внешнеполитическими противниками (конкурентами).

Транснациональный терроризм проявляется независимо от каких-либо государств и государственных структур, включая спецслужбы. Как разновидность международного терроризма он также посягает на международный правопорядок. Насилие применяется лицами или группами лиц, объединенными в организации. Транснациональный терроризм используется для устранения политических, идеологических (идейных), религиозных противников, так называемых «изменников» движения (идеи).

Опасные тенденции характеризуют современный международный терроризм. С одной стороны, происходит общий рост политического экстремизма в мире, увеличивается число групп населения, вовлеченных в организации политического экстремизма, террористы широко применяют особо угрожающие формы и методы насилия и постоянно меняют тактику своей деятельности. Террористические организации откровенно стремятся завладеть оружием массового поражения, и эксперты всерьез предупреждают о будущих нападениях с использованием химического и бактериологического оружия. С другой стороны, наблюдается тесное сращивание криминального терроризма с политическим, национальным и религиозным. Несомненно, возрастают оперативные возможности терроризма, когда речь идет о получении колоссальных финансовых средств, доступе к власти для перераспределения материальных и государственных ценностей, доступе к СМИ для оказания негативного, устрашающего влияния на сознание миллионов людей.

В связи с этим возникает вопрос: существует ли всемирная террористическая сеть, о которой столь упоительно писали некоторые западные и израильские эксперты, обвиняя СССР в поддержке терроризма? Диссертант убежден, что террористический интернационал не существует. Международный терроризм как всемирное явление исключительно противоречив, многополюсен, по своей природе не поддается какому-либо управлению из единого центра. Вместе с тем международный терроризм может использоваться как впечатляющий и удобный инструмент для реализации внешнеполитических интересов государства. Данный инструмент не требует очень больших затрат, эффективен, сохраняет анонимность заказчика, позволяет уходить от возможных санкций мирового сообщества или пострадавшей от терроризма стороны.

Тем не менее, государство, использовавшее терроризм, само может стать жертвой террористического нападения. В этом и состоит моногополюсность и опасная изменчивость терроризма. Двойные стандарты в оценке терактов, губительное деление террористов на «своих» и «чужих», на «хороших», «не очень плохих» и «плохих» привели к тому, что международный терроризм приобрел самостоятельное значение. В связи с последним обстоятельством суверенные государства все чаще и настойчивее предпринимают поиск надежных партнеров в контртеррористической борьбе.

В сфере борьбы с террористической угрозой позиции и политика суверенных государств постепенно сближаются. Речь идет не только о совместных заявлениях по поводу опасности терроризма и необходимости совместного противостояния террористам. По нашему мнению, существует достаточно реальная перспектива сближения национальных антитеррористических законодательств, вплоть до выработки единых, согласованных и обязательных для всех государств международных правовых антитеррористических актов. В таком случае отмирает практика двойных стандартов. Однако мы не уверены, что в ближайшем будущем произойдет форсирование этого процесса сближения законодательства, так как государства продолжают реализовывать, в первую очередь, свои национальные интересы. Не приветствуя искусственное форсирование данного процесса, мы, тем не менее, полагаем крайне востребованным процесс достижения межгосударственных соглашений о совместной борьбе с конкретными видами террористических деяний, например, с захватом заложников. Целесообразно и уже вполне реально для государств согласовать и утвердить перечень тех видов деятельности, которые международное сообщество рассматривает как проявление террористической деятельности.

Однако и на этом направлении выросла большая проблема: до настоящего времени формирование новых антитеррористических правовых актов, в том числе и в Российской Федерации, происходит во многом в порядке реакции на уже совершенные преступления. Правотворческой деятельности в сфере контртерроризма очевидно не достает упреждения, не хватает нацеленности на противодействие наиболее опасным тенденциям международного терроризма.

Благие пожелания теоретиков и практиков контртерроризма сталкиваются с целым рядом препятствий. При анализе уже принятых многочисленных международных соглашений, конвенций и заявлений обозначаются следующие проблемные ситуации:

1. Обилие конвенций и соглашений, их бессистемность (разноуровневость, несоответствие).

2. Разобщенность отдельных положений международных договоров друг с другом.

3. Зависимость исполнения международных договоров от полноты и своевременности имплементации положений этих договоров в национальное уголовное законодательство. 4. Возникновение в ряде случаев коллизий между международными правовыми обязательствами России и положениями Конституции РФ.

5. Неподготовленность работников правоохранительных органов России к непосредственному применению положений международных договоров.

Путь к разрешению вышеназванных проблемных ситуаций лежит в политической воле и многоуровневом подходе. Мы предлагаем главам государств принять стратегический план совместной борьбы с терроризмом, создать единый центр по сбору и анализу информации о террористических организациях, их планах и действиях. Следует применять практику широкомасштабных оперативных и следственных мероприятий с участием спецслужб нескольких стран. Требуется установить жесточайший контроль за производством, хранением и распределением оружия и взрывчатых веществ, принять Федеральный закон «О защите и возмещении вреда жертвам насильственных преступлений и террористических актов», ратифицировать Европейскую конвенцию «О защите жертв насильственных преступлений.

Интенсификация усилий государственных учреждений и общественных организаций России в области борьбы с терроризмом ставит во всей полноте вопрос о конечной цели борьбы. До сих пор в российских нормативных актах, где пространно говорится о выявлении, предупреждении и пресечении терроризма, не сформулирована четко и ясно конечная цель борьбы с терроризмом. На наш взгляд, эта конечная цель должна быть зафиксирована в правовых документах и должна состоять в следующем: уничтожение, ликвидация терроризма как социального явления, угрожающего национальной безопасности России, самому существованию российского государства и народов РФ. Достижение поставленной цели возможно, если российское общество изменится. Мы имеем в виду, что религиозным фанатикам, практикующим самый жестокий терроризм, успешнее будет противостоять общество, построенное на крепких, базовых ценностях. Ведущее место в сфере устойчивых ценностей призваны занимать религиозные принципы, этнические и исторические традиции в сочетании с идеями гражданского общества.

Отсутствие четко сформулированной конечной цели объясняет и отсутствие универсальной идеологии российского контртерроризма. До тех пор мы вынуждены и должны следовать очень конкретным принципам контртеррористической политики для того, чтобы постоянно защищать личность, общество и государство.

В результате изучения и анализа тактики успешных анти- и контртеррористических действий прошлых лет мы полагаем наиболее эффективными следующие принципы:

1. Попытка найти долговременные решения проблем, лежащих в основе терроризма. Эти проблемы не сводятся лишь к разделению того или иного общества на очень богатых и очень бедных граждан. Они включают привлекательные идеологические, политические и религиозные идеи и убеждения.

2. Увеличение размеров и полномочий сил безопасности. В таком случае потребуются, вероятно, довольно радикальные решения, касающиеся управления обществом, прав гражданина, пределов демократии и т.д.

3. Введение смертной казни за террористическую деятельность. Важно законодательно утвердить критерии, по которым будет осуществляться принадлежность физических лиц к террористической деятельности. В некоторых зарубежных странах продолжается дискуссия о том, относить боевиков, ведущих партизанскую (диверсионную) войну, к террористам. Может быть, они относятся к нерегулярным вооруженным силам и в случае захвата боевики подпадают под категорию «военнопленные»?

4. Введение законодательного ограничения прав на собрания граждан и усиление мер контроля путем введения идентификационных карточек, регистрации по месту жительства и широкого использования компьютерного учета. Очевидно, что подобные меры существенно сократят сферу демократии и могут привести к изменению типа российского общества и государственного устройства.

5. Создание «третьей силы», или специальных антитеррористических подразделений.

6. Определиться с необходимостью провозглашения политики «отказа от переговоров с террористами». Здесь стоит очень серьезный вопрос: откажется ли правительство вести переговоры с террористами, захватившими ядерное оружие и средства его доставки?

7. Наложение законодательных ограничений на возможности СМИ распространять сведения о террористических преступлениях. Мы приходим к парадоксальному, на первый взгляд, утверждению, что в том обществе, где СМИ монополизированы, не может быть терроризма.

8. Объявление незаконными уплаты выкупа террористам, как отдельным лицам, так и организациям или получения страховки за выкуп; законодательно обязать граждан сообщать в правоохранительные органы о случаях захвата заложников.

9. Предлагать и присоединяться к международным соглашениям, предусматривающим выдачу или суд над захваченными террористами, приостановление авиауслуг странам, предоставляющим убежище угонщикам самолетов и т. д.

Эти и некоторые другие базовые политические технологии способны в случае их применения сделать контртеррористической политику России более эффективной, гибкой, динамичной, наступательной и результативной. Они позволят переломить ход войны, ведущейся без границ и без остановки, в пользу стран и народов. Эти принципы могут стать той опорой, с помощью которой террористы не смогут диктовать время и место совершения терактов. Эти принципы способны повлиять и на ход борьбы российских спецслужб, правоохранительных органов и армии против незаконных вооруженных формирований (НВФ). В войне против НВФ требуется поливариантная политика, включающая меры непосредственного и прямого воздействия, а также профилактические меры предупреждения насилия.

Подводя итог, следует вновь подчеркнуть, что значительной остается проблема взаимодействия спецслужб, правоохранительных органов и вооруженных сил на национальном, региональном и международном уровнях. Проблема не может быть решена очень быстро, а должна решаться постепенно. В сфере контртерроризма государства не испытывают «эрозии суверенитета» и, как уже говорилось, отстаивают, прежде всего, свои национальные интересы. Не следует преувеличивать полезность зарубежного опыта использования контртеррористических технологий. В США, странах Западной Европы и Израиле, безусловно, накоплен богатый опыт борьбы с терроризмом. Этот опыт заслуживает самого пристального изучения, в особенности, в плоскости концепций, идей, институциональной основы контртеррористической политики. Тем не менее, российская «почва» терроризма и контртерроризма имеет свою специфику. Поэтому, хотя террорист не имеет национальности в смысле невиновности народа, из которого он вышел, контртеррористические институты и технологии разных стран имеют свою идентичность и узнаваемость. Россия в этом смысле также отрабатывает свой «почерк» преодоления угрозы терроризма. Этот процесс происходит в мучительных поисках, с большими потерями и ошибками, с удачными технологическими находками. Однако, как и во всякой войне, победа приходит лишь после тяжелого совместного труда власти, общества и всего народа.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Монографии:

1. Грачев, С.И. Соединенные Штаты Америки и международный терроризм/ С.И. Грачев, О.А. Колобов, А.А. Корнилов. – Нижний Новгород, 1999. - 15,2 п.л. (авт. вклад – 14,1 п.л.).

2. Грачев, С.И. Терроризм: вопросы теории/ С.И. Грачев. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. – 15, 7 п.л.

3. Грачев, С.И. Терроризм и контртерроризм в условиях глобализма/ С.И. Грачев. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. – 20, 66 п.л.

4. Безопасность личности, общества, государства. Монография. В 2 т. Под общей редакцией академика О.А. Колобова.- Нижний Новгород: ФМО/ИСИ ННГУ, 2008. - 89 п.л. (авт. вклад – 18,54 п.л.)


Статьи в периодических изданиях, включенных в

«Перечень периодических научных изданий, рекомендуемых для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание докторских диссертаций»

ВАК Министерства образования и науки РФ:

5. Грачев, С.И. Взгляд на градацию терроризма по его видам / С.И. Грачев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Международные отношения. Политология. Регионоведение». – 2006.- № 1 (4). – 0,44 п.л.

6. Грачев, С.И. Поиски универсального определения феномена международной жизни «терроризм»: государственный подход и научная парадигма / С.И. Грачев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Международные отношения. Политология. Регионоведение». 2006. - № 2 (5). – 0,45 п.л.

7. Грачев, С.И. Финансовая детерминанта современного терроризма / С.И. Грачев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Международные отношения. Политология. Регионоведение». 2006. - № 2 (5). – 0,35 п.л.

8. Грачев, С. И., Голубин, Р.В. Причины и условия, цели и задачи терроризма / С.И. Грачев, Р.В. Голубин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Международные отношения. Политология. Регионоведение». 2006. - № 2 (5). – 0,4 п.л. (авт. вклад – 0,3 п.л.).

9. Грачев, С.И. Характеристика транснационального терроризма как одного из видов международного терроризма / С.И. Грачев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. - № 1. – 0,3 п.л.

10. Грачев С.И. Политико-правовая характеристика государственного терроризма / С.И. Грачев // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 7.- 0,5 п.л.

11. Грачев, С.И. Актуальные вопросы организации контртеррористической деятельности/ С.И. Грачев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. - № 4. – 0,6 п.л.

12. Грачев С.И. Ретроспективно-правовой обзор понятия государственный терроризм / С.И. Грачев // Юридический мир. 2007. № 10.- 0,4 п.л.

13. Грачев, С.И. Терроризм и его активная интеграция с организованной преступностью в условиях глобализма / С.И. Грачев // Российский следователь. 2007. № 18. - 0,4 п.л.

Статьи в других научных изданиях:

14. Грачев, С.И. Из опыта проведения практического заня­тия с использованием технических средств обучения по теме «Специфика и тактика ведения переговоров с террористами, зах­ватившими заложников» /С.И. Грачев// Материалы региональной научно-практической кон­ференции. - Н.Новгород: ВК ФСК РФ, 1994.- 0,2 п.л.

15. Грачев, С.И. О классификации насилия /С.И. Грачев// Сборник ВК ФСК РФ. Вып.9.- Н.Новгород, 1994, - 0,5 п.л.

16. Грачев, С.И., Туркенич, Е.И. Динамика создания и разви­тия государственной системы борьбы с терроризмом в США (1972-1985 гг.). Организационные аспекты /С.И. Грачев, Е.И. Туркенич// Нижегородский журнал международных исследований.- Н.Новгород, 1994. - 0,5 п.л. (авт. вклад – 0,4 п.л.)

17. Грачев, С.И., Международный терроризм - угроза Востоку и Западу /С.И. Грачев // Культура и мир: Восток - Запад: Тезисы докладов международной научной конференции (19-22 сентября 1995 г.). - Н.Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова, 1995.- 0,1 п.л.

18. Грачев, С.И. Проблема определения международного тер­роризма в трудах отечественных ученых /С.И. Грачев// История России ХIХ - ХХ веков: Историография, источниковедение. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. 21-22 ноября 1995 г.-Н.Новгород: Нижегородская архитектурно-строительная академия, 1995.- 0,2 п.л.

19. Грачев, С.И. Насилие и нравственность /С.И. Грачев // История и гражданственность. Материалы международной научно-практичес­кой конференции 29-30 марта 1996 года.- Санкт-Петербург.- 1996.- 0,2 п.л.

20. Грачев, С.И. Проблемы миграционного процесса и прес­тупность /С.И. Грачев// Судьбы разделенных народов: Материалы международ­ной научной конференции.- Н.Новгород: Факультет истории, социальных наук и международных отношений ННГУ, 1996.- 0.3 п.л.

21. Грачев, С.И., Агаджанов, В.В. Социально-психологические особенности проведения переговоров с лицами, захвативши­ми заложников: Научно-практическое пособие.- Н.Новгород: ИППКС, 1997.- 2,1 п.л. (авт. вклад – 1,5 п.л.)

22. Грачев, С.И., Комлев, Н.Г. Афера "удальца" не удалась /С.И. Грачев, Н.Г. Комлев// Вестник контрразведки. - 1997. -N 67. - 0,3 п.л. (авт. вклад – 0,2 п.л.)

23. Грачев, С.И. Терроризм как социально-политическое явление: состояние и тенденции /С.И. Грачев// Армия и общество в услови­ях перемен. Материалы международной научной конференции.- Н.Новгород: Издательство ННГУ, 1997.- 0,3 п.л.

24. Грачев, С.И. Технологический терроризм - угроза меж­дународной безопасности /С.И. Грачев// Актуальные проблемы американисти­ки. Материалы международного научного семинара "Россия, США после выборов: перспективы сотрудничества". - Н.Новгород: ИФ ННГУ, 1997.- 0.3 п.л.

25. Грачев, С.И. К вопросу о классификации актов между­народного терроризма /С.И. Грачев// Нижегородский журнал международных исследований. - Н.Новгород, 1997.- N 6. - 0,9 п.л.

26. Грачев, С. И. Технологический терроризм - угроза бе­зопасности человечеству/ С.И. Грачев // Материалы региональной научно-практической конференции, Уфа, 19-20 марта 1998 г.- Уфа, 1998.- 0.4 п.л.

27. Грачев, С.И. Динамика создания и развития государс­твенной системы противодействия технологическому терроризму в США (1979-1997) /С.И. Грачев// Нижегородский журнал международных исс­ледований. - Н.Новгород, 1998. - 0,9 п.л.

28. Грачев, С.И., Балашов, Р.В. Политико-правовые аспекты борьбы с международным терроризмом и проблемы безопасности Российской Федерации/ С.И. Грачев, Р.В. Балашов// Вестник Регионального фонда социаль­но-политических исследований и технологий "СТО". Сборник на­учных трудов.- Владимир: Маркарт, 1999.- 0,2 п.л.

29. Грачев, С.И. Место вооруженных сил в противодействии терроризму на рубеже тысячелетий /С.И. Грачев // Россия и НАТО после Бал­канского кризиса: Материалы Международной научной конферен­ции.- Н.Новгород: ННГУ, 2000.- 0,2 п.л.

30. Грачев, С.И. Терроризм: состояние и тенденции /С.И. Грачев // На­циональная безопасность и геополитика России. Федеральное издание.- М. 2000, N 6-7.- 0,5 п.л.

31. Грачев, С.И. Терроризм – определения, признаки, организация противодействия /С.И. Грачев //Нижегородский журнал международных исследований. - Н.Новгород, 2003 0,6 п.л.

32. Грачев, С.И. Отношение СМИ и власти к международному терроризму: проблемы и перспективы / С.И. Грачев // Нижегородский журнал международных исследований. - Н.Новгород, осень 2006.- 0,55 п.л.

33. Грачев, С.И. Место средств массовой коммуникации в борьбе с терроризмом / С.И. Грачев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. - № 3. – 0,5 п.л. – 0,4 п.л.

34. Грачев, С.И., Корнилов А.А. Экономическая составляющая терроризма / С.И. Грачев, А.А. Корнилов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. - № 5. – 0,4 п.л. (авт. вклад – 0,3 п.л.).

Учебно-методические издания:

35. Грачев С.И. Деятель­ность органов федеральной службы безопасности России по борьбе с террористической деятельностью и противоправными посягательствами на конституционный строй: Учебно-методическое пособие / С.И. Грачев, Е.И. Туркенич, В.Е. Борисенко В.Е.- Н.Новгород: ИППКС ФСБ России, 1996.- 4.3 п.л. (авт. вклад – 1,2 п.л.)

36. Грачев, С.И. Современные подходы к характеристике международного терроризма: Практическое руководство/ С.И. Грачев. - Н.Нов­город: ИППКС ФСБ РФ, 1999.- 1,4 п.л.

37. Грачев, С.И. Захват заложника и похищение человека. Организационные, тактические и поведенческие аспекты проти­водействия: Практическое пособие /С.И. Грачев. - Н.Новгород: ИППКС ФСБ РФ, 2000.- 2,8 п.л.

38. Грачев, С.И. Спаси себя сам: практикум личной безопасности: Учебное пособие /С.И. Грачев. – Н. Новгород: Институт стратегических исследований ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005. – 6,0 п.л.

39. Грачев С.И., Информационное противоборство в международных отношениях: Учебно-методическое пособие / С.И. Грачев, А.Г. Князев.- Н. Новгород: ННГУ, 2006.- 0,6 п.л. (авт. вклад – 0,3 п.л.).

40. Грачев, С.И. Радикальные течения ислама: зарубежный опыт противодействия и его использование в России: Учебное пособие / С.И. Грачев, О.А. Колобов. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. – 10, 2 п.л. (авт. вклад – 7,5 п.л.).

Научно-справочные издания:

41. Грачев, С.И. Международный терроризм: Глоссарий, аналитические материалы, документы: Научно-справочное издание/ Под общ. ред. акад. О.А. Колобова /А.А. Варфоломеев, С.И. Грачев, О.А. Колобов и др./ – Москва - Нижний Новгород: Институт стратегических исследований ННГУ, Академия военных наук России, 2003. - 27,4 п.л. (авт. вклад - 3,14 п.л.)

42. Грачев, С.И. Терроризм и контртерроризм в современном мире: аналитические материалы, документы, глоссарий: Научно-справочное издание / Под общ. ред. акад. О.А. Колобова /А.А. Варфоломеев, С.И. Грачев, О.А. Колобов и др./ - М.: Изд-во «Экслит», 2003.- 480 с. (авт. вклад - 3,20 п.л.)





Скачать документ

Похожие документы:

  1. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегия противодействия

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «12» октября 2009 года в 13 часов 00 мин. на заседании совета Д 212.101.11 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.
  2. Правовой нигилизм России: постановка проблемы

    Документ
    Содержание теории правового нигилизма в российской юридической науке представляет собой крайне опасный для России феномен, в котором основной причиной выставлен менталитет россиян.
  3. Ближневосточный конфликт в системе управления мировыми политическими процессами: генезис, эскалация, технологии кризисного реагирования

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре зарубежного регионоведения факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского – Национального исследовательского университета
  4. Влияние волн террористической деятельности на современную политическую систему

    Диссертация
    Защита состоится «22» декабря 2011 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.008.02 по политическим наукам при Северо-Кавказской академии государственной службы по адресу: 344002, г.
  5. С. В. Кортунов cовременная внешняя политика россии стратегия избирательной вовлеченности Учебное пособие

    Учебное пособие
    56756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756

Другие похожие документы..