Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Одним из способов модернизации процесса подготовки будущих специалистов в ВУЗе многие исследователи видят в организации творческой среды - совокупнос...полностью>>
'Документ'
Место нахождения: 362008, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Генерала Плиева, 17Почтовый адрес: 362008, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Генерала Плиева,...полностью>>
'Реферат'
Цель исследования состоит в выявлении содержания, методов и средств реализации развивающего обучения физике в курсе 8 класса средней школы, направлен...полностью>>
'Исследование'
Цель предлагаемой работы – сделать общедоступными содержащиеся в материалах 7-й, 8-й и 9-й народных переписей (ревизий) сведения о евреях местечка Же...полностью>>

Контртерроризм: базовые концепты, механизмы, технологии

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

7. Тезис тесной связи терроризма с реализацией внешней политики государств. Международный терроризм превратился в удобный инструмент реализации внешнеполитических интересов благодаря таким своим характеристикам, как: малозатратность, эффективность, анонимность, уход от возможных санкций мирового сообщества или ответных действий потерпевшей стороны.

8. Измерение степени опасности международного терроризма. Нарастание опасности терроризма заключается в небывалом росте политического экстремизма в мире; в увеличении групп населения, вовлекаемых в различные экстремистские организации; в широком применении террористами особо опасных форм и методов насилия; в изменении тактики деятельности террористических организаций.

9. Обоснование тезиса о сращивании криминального терроризма с политическим, национальным и религиозным. В результате процесса сращивания происходит значительное расширение финансовых, материальных и оперативных возможностей терроризма, усиление его инфраструктуры.

10. Предложения по совершенствованию правотворческой деятельности в сфере борьбы с международным терроризмом. Эта деятельность должна носить упреждающий, а не реактивный, характер и противодействовать наиболее опасным тенденциям терроризма.

11. Критика идеологии современной контртеррористической политики. До сих пор в России не выработана универсальная идеология контртерроризма, которая бы указывала на конечную цель борьбы с терроризмом. Диссертант формулирует конечную цель и критерий победы в войне – уничтожение, ликвидация терроризма как социального явления, угрожающего национальной безопасности России, самому существованию российского государства.

12. Необходимость постоянного мониторинг организационных аспектов предупреждения терроризма, позволяющего выделить наиболее эффективную стратегию и тактику борьбы с терроризмом. Это возможно в результате постоянного изучения и анализа вопросов, связанных с проведением превентивных мероприятий, тайных и полувоенных операций, акций возмездия, с координацией дипломатических усилий, а также принятием мер в отношении спонсоров терроризма независимо от того, являются ли ими государства, организации или отдельные лица.

13. Определение роли СМИ в контртеррористической политике. СМИ призваны создавать модель правосознательного поведения граждан, регулировать поведение людей в соответствии с конкретными задачами контртерроризма, создавать духовную атмосферу, препятствующую совершению правонарушения. Там, где СМИ монополизированы, терроризма быть не может.

14. Выявление опасной деятельности незаконных вооруженных формирований (НВФ) для общества, государства и граждан России. НВФ сочетают идеолгию и практику политического и криминального терроризма. В целях эффективной борьбы с ними требуется наступательная поливариантная политика, включающая меры непосредственного и прямого воздействия, а также профилактические меры предупреждения насилия.

15. Оценка возможностей международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом. Проблема взаимодействия спецслужб и правоохранительных органов на национальном, региональном и международном уровнях должны решаться постепенно. В сфере контртерроризма государства не испытывают «эрозии суверенитета» и отстаивают, прежде всего, свои национальные интересы. адекватно реагируя на все изменения обстановки в сфере борьбы с терроризмом.

Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть применимы в следующих отраслях гуманитарных знаний:

  1. Политология, в процессе подготовки и чтения лекций и курсов по выбору, посвященных генезису, эволюции и современным тенденциям международного терроризма и контртерроризма; имеющих отношение к процессу выработки и принятия решений в области внешней политики и национальной безопасности, особенностям функционирования государственных институтов, призванных обеспечить безопасность государства, общества и личности; обращенных к элитологии и теории элит.

  2. Международные отношения, в процессе подготовки и чтения лекционных курсов, специальных курсов, семинарских и практических занятий по проблемам истории и теории международных отношений, дипломатической и консульской службы, процесса формирования внешней политики Российской Федерации и зарубежных стран, истории развития феномена «международный терроризм» и «контртерроризм», радикальных исламских организаций.

  3. Регионоведение, в процессе разработки и чтения курсов лекций, курсов по выбору, практических и семинарских занятий, связанных с изучением истории, внешней политики, религии регионов Ближний Восток, Европа и Северная Америка, с изучением явления «исламский фундаментализм» и «мусульманский радикализм», а также с вопросами выработки и осуществления внешнеполитического курса великих держав.


Результаты исследования могут найти применение в сфере практической политики Российской Федерации, а именно: 1) в сфере политики национальной безопасности для учреждений Совет безопасности РФ, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Главное разведывательное управление Генерального штаба, Федеральная пограничная служба РФ, Министерство по чрезвычайным ситуациям; 2) в сфере дипломатии для Министерства иностранных дел РФ, Министерства внешнеэкономических связей РФ; 3) в сфере военной политики как части политики национальной безопасности для Министерства обороны РФ, Генерального штаба Вооруженных сил РФ; 4) в сфере охраны общественного правопорядка и безопасности граждан для всей вертикали учреждений Министерства внутренних дел РФ и Внутренних войск МВД РФ.

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследования были представлены, обоснованы, апробированы на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях и семинарах. Автор участвовал и выступал с докладами по теме исследования в различных российских учебно-научных центрах:

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (1991 – 2008 гг.);

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова (1994 г.);

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (1995 г.);

Санкт-Петербургский педагогический университет (1995 г.);

Владимирский государственный университет (1999 г.);

Арзамасский государственный педагогический университет (2006 – 2007 гг.);

Академия ФСБ Российской Федерации (1993 г., 1999 г.);

Институт ФСБ России, г. Нижний Новгород (1991- 2008 гг.);

Управление ФСБ РФ по Нижегородской области (1983-2001 г.);

Управление ФСБ РФ по Республике Башкортостан (1998 г.);

Управление ФСБ РФ по Республике Мари-Эл (2001 г.);

Нижегородская академия МВД России (1998 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, примечаний, списка использованных источников и литературы. Каждая глава разбита на параграфы.

В первой главе изучаются политико-правовые и международные проблемы терроризма в современном мире. Автор ретроспективным обзором выявляет характеристики терроризма, детерминирующую основу современного терроризма, дает варианты классификации терроризма на базе признаков и оснований.

Во второй главе рассматриваются вопросы организации и содержания терроризма в условиях постоянной эволюции его видов и форм. В частности, автор уделяет большое внимание проблеме градации международного терроризма по видам, характеризует наиболее распространенные формы терроризма и оценивает последствия их проявления в мире, показывает основные тенденции терроризма конца ХХ – начала XXI столетия.

Третья глава посвящена международно-правовым и политико-финансовым вопросам применительно к функционированию системы антитерроризма и контртерроризма в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира. Автор выясняет, в каком виде существует и развивается международно-правовая основа борьбы с терроризмом, обозначает актуальные проблемы в системе организации антитеррористической и контртеррористической деятельности, обсуждает возможности ликвидации источников финансирования террористической деятельности в глобальном пространстве.

Глава четвертая изучает организационные аспекты предупреждения терроризма. Эта глава важная для раскрытия темы потому, что критически рассматривает структурно-функциональные аспекты профилактического воздействия на террористические организации и террористов. Значительную роль в предупреждении террористических актов могут играть и играют средства массовой информации, и диссертант подробно характеризует позитивный и негативный опыт деятельности СМИ в сфере упреждения и профилактики терроризма.

Пятая глава является наиболее приближенной к политическим процессам и политическим институтам. В ней обсуждаются политико-организационные, международные и практические вопросы анти- и контртеррористической деятельности в глобальном пространстве и России. Автор показывает достижения, поражения и неудачные элементы системы контртеррористической политики США, стран Западной Европы и Израиля. Зарубежный опыт изучается на историческом фоне и в условиях глобализации с особым акцентом на анализ противодействия технологическому терроризму. Затем, в параграфах 5.2., 5.3. и 5.4. диссертант исследует опыт деятельности отечественных спецслужб, правоохранительных органов и вооруженных сил в системе антитерроризма и контртерроризма. Особое место в главе отведено практическим (политико-организационным и криминологическим) вопросам противодействия незаконным вооруженным формирования как наиболее опасной разновидности боевых террористических группировок.

Такое расположение глав, по мнению автора, позволяет адекватно решать намеченные исследовательские задачи и достичь поставленной цели диссертационной работы.

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность, объект и предмет исследования, обозначаются цель и задачи исследования, раскрываются степень научной разработанности проблемы, научная новизна, методология и методы исследования, характеризуется эмпирическая база диссертации, основные положения работы, выносимые на защиту, аргументируется практическая значимость исследования, указываются апробация и структура диссертационного сочинения.

В первой главе «Политико-правовые и международные проблемы терроризма в современном мире» изучаются различные характеристики современного терроризма с учетом оценок предшествующего периода (периода холодной войны), рассматриваются детерминирующая основа терроризма и его проявлений, варианты классификации терроризма.

Параграф 1.1. исследует дефинициальные, правовые и международные характеристики терроризма в ретроспективе. Определение терроризма относится к тем государственным и международным проблемам, решение которых имеет исключительное практическое значение. Это в достаточной мере осознается общественностью, политическими деятелями, учеными и, конечно же, сотрудниками специальных служб и правоохранительных органов различных государств независимо от их политического, общественного и экономического устройства.

Большой разброс мнений ученых и практиков, занимающихся проблемами терроризма, свидетельствует о необходимости привлечения к выработке определения «терроризм» исследователей разных специальностей – правоведов, криминалистов, политологов, социологов, экономистов, конфликтологов, что само по себе представляет исключительную сложность. Помимо этого, реальная политико-правовая практика различных государств, отличающихся в своих подходах к пониманию терроризма, также затрудняет этот процесс, привнося в него субъективный фактор государственных интересов на внутриполитическом, региональном (межгосударственном) и геополитическом уровне. Это обстоятельство вынуждает на данном этапе идти по пути формулирования определения терроризма в рамках национального законодательства при последующем согласовании с понятийным аппаратом международного права.

В сфере борьбы с терроризмом позиции отдельных государств постепенно сближаются. Нетрудно в этой связи спрогнозировать перспективу сближения национальных антитеррористических законодательств вплоть до выработки единых и обязательных для всех государств международных правовых антитеррористических актов. Однако было бы нецелесообразно форсировать этот сложный, а потому требующий значительных усилий и времени процесс. Следует учитывать, что терроризм многообразен по своей природе, целям, формам. Разные страны по-разному ощущают угрозу терроризма, а сам терроризм имеет характерные именно для данной страны объекты посягательства. Нельзя не учитывать и то, что, проводя в жизнь внешнюю политику, государства руководствуются национальными интересами, которые могут не совпадать.

В результате неудачных попыток разработать приемлемое для всех государств определение международного терроризма среди политологов и правоведов наметилась некоторая поляризация мнений. Отдельные специалисты-террологи считают, что ввиду отсутствия перспектив выработки общепринятого определения международного терроризма нецелесообразно стремиться к решению этой задачи. Они предлагают ограничиться договоренностью о совместной борьбе с конкретными видами преступных деяний, например с захватом заложников. В то же время основное большинство исследователей признают, что эффективное и всестороннее сотрудничество государств в этой области возможно только при условии договоренности в отношении развернутого определения терроризма. Данная точка зрения разделяется Генеральной Ассамблеей ООН.

Анализ определений международного терроризма, предлагаемых отечественными и зарубежными учеными, а также отдельными государственными и международными ведомствами и организациями, указывает на абсолютно несущественные расхождения во взглядах и мнениях по поводу этого понятия и его содержания. Существует ряд точек зрения о том, что необходимость принятия конкретного определения международного терроризма имеет сомнительное значение для предотвращения его проявлений и борьбы с ним. Предпочтительный подход заключается в том, чтобы дать определение поведению, которое, с точки зрения международного сообщества, является неприемлемым, и в том, чтобы принять решение о его предотвращении и борьбе с ним путем разработки эффективных средств осуществления и обеспечения мер в соответствии с установленными принципами международного права. То есть вместо того, чтобы пытаться дать абстрактное определение этому явлению, необходимо разработать перечень конкретных видов деятельности или действий, которые международное сообщество считает неприемлемыми и которые рассматриваются как поведение террористического характера.

Данные выводы вытекают, как из многолетних тщетных усилий международного сообщества выработать общепризнанное определение понятия «международный терроризм», так и из стремления, уйдя от теоретизирований на эту тему, перейти к борьбе с преступлениями. Однако определение международного терроризма, на наш взгляд, необходимо как ориентир для решения международных, политических и правовых проблем, а также создания целостной системы противодействия терроризму.

Тщательное изучение проблемы позволяет нам предложить свой вариант определения. Международным терроризмом является посягающее на международный правопорядок применение (или угроза применения) организованного насилия, направленное на устранение политического противника либо на достижение иных международно-противоправных целей путем устрашения лиц, не являющихся непосредственными объектами нападения.

Анализ материалов проблемы определения терроризма и международного терроризма дает нам полную уверенность в том, чтобы говорить о значительной схожести подходов и определению, особенно в последнее время, данного рода преступного деяния как терроризма (международного терроризма). Это обстоятельство вселяет надежду (хотелось бы в это верить), что удовлетворяющее все стороны определение все же может быть найдено и узаконено. При этом, как справедливо отмечают специалисты, было бы абсурдно утверждать, что изучение как такового преступного явления невозможно до появления соответствующего определения. В конце концов, взрывы в людных местах, захваты заложников, убийства государственных деятелей и политических лидеров не могут быть оправданы и повсеместно квалифицируются как терроризм. Нельзя называть «борцами за свободу» тех людей, которые «делают» шахидов из детей, женщин и направляют их взрывать ни в чем не повинных мирных жителей, убивать гражданское население независимо от рас, наций и вероисповедания.

В параграфе 1.2. изучается детерминирующая основа современного терроризма. Рассмотрение причин терроризма необходимо начинать в первую очередь с социально-экономических факторов. Экономические кризисы (ухудшение экономического положения населения, падение производства, постоянное падение уровня жизни и т.д.) в большей степени ущемляют интересы средних слоев населения, дополнительно выливаются в массовую безработицу среди потенциально активных в политическом отношении и организованных на профессиональной основе слоев населения (промышленных рабочих, строителей, транспортников и т.д.), которые при этом создают своим поведением политическую нестабильность в виде забастовок, пикетов, перекрытий транспортных магистралей. Безработица молодежи, в силу ее низкой квалификации, в комплексе с другими факторами объединяет ее в группы, а наличие большого количества свободного времени приводит к тому, что участие в делах группы становится основной формой деятельности. А в зависимости от личных качеств человека (отсутствие трудолюбия, желание быстро разбогатеть, привлечь к себе внимание хоть на некоторое время, стать популярным в своей среде) может побудить его, а также и других членов группы к активной террористической деятельности. Кроме того, к экономическим причинам, угрожающим мировому сообществу в форме терроризма, относят и следующие факторы: формирование в государствах «второго» и «третьего» мира корпоративно-плановых структур, монополистических объединений, зависимых от ТНК; нищета, традиции бюрократизма и докапиталистической эксплуатации; гегемония мирового корпоративного капитала, давящего экономику стран «второго» и «третьего» мира, разрушающего их природу, развращающего местную элиту.

Значительную роль в детерминации терроризма занимают политические причины. Так, в современной России действует целый ряд политических факторов, которые активно способствуют созданию условий для распространения терроризма в России. Среди них назовем:

  • деятельность партий, движений, фронтов и организаций, прибегающих к методам насилия;

  • преступная деятельность криминальных сообществ, направленная на дестабилизацию общества;

  • утрата государством контроля над экономическими и финансовыми ресурсами страны, оборотом оружия;

  • распространение правового нигилизма; появление и развитие институтов наемничества и профессиональных убийц;

  • переход в криминальные структуры профессионалов из МО, МВД, ФСБ;

  • проникновение в Россию и деятельность на ее территории зарубежных экстремистских террористических организаций и религиозных сект;

  • негативное влияние средств массовой информации, культивирующих насилие и создающих рекламу террористам и другие факторы.

Особое место в детерминации терроризма занимают социально-психологические факторы, организационно-управленческие причины. К правовому фактору следует отнести: уязвимости, недостатки действующего национального и международного уголовного законодательства об ответственности за терроризм.

Исследуя феномен детерминизма террористических явлений, диссертант подробно останавливается на вариативных целях террористических организаций. В зависимости от сферы реализации цели субъектов террористической деятельности могут быть разделены на экономические и политические.

К числу экономических целей, на достижение которых могут быть направлены террористические акции, относятся вытеснение конкурентов по бизнесу с определенной территории, из определенной сферы деятельности за счет уничтожения их экономического потенциала, запугивания персонала и др. Указанные цели зачастую достигаются путем взрывов, поджогов производственных и иных объектов конкурирующих фирм, влекущих гибель, травмирование многих людей, систематического избиения, похищения работников данных организаций и др.

Политические цели террористов условно могут быть разделены на две группы: внутриполитические и внешнеполитические.

Внутриполитические цели достигаются в сфере внутригосударственных отношений, участниками которых являются государство, его органы, общественные и иные негосударственные организации, население. Внешнеполитические цели реализуются субъектами террористической деятельности в сфере межгосударственных связей. К числу наиболее распространенных из них можно отнести дестабилизацию, изменение отношений конкретной страны с другими государствами, в качестве идеологической основы целеполагания в данном случае могут выступать концепции защиты страны от экспансии «американского империализма», буржуазной «аморальной культуры», от участия в агрессивных внешнеполитических акциях и др.

В процессе реализации вспомогательных задач террористические организации осуществляют материально-техническую, финансовую, кадровую, организационную подготовку террористических акций: например, ограбление банков, торговлю оружием для получения финансовых средств, попытки освобождения из мест лишения свободы единомышленников и др. В последние годы все большее число террористических организаций прибегают для финансирования своей деятельности к участию в наркобизнесе. Важное место в структуре вспомогательных задач занимает обеспечение собственной безопасности.

В параграфе 1.3. изучаются и предлагаются варианты классификации терроризма на базе признаков и оснований.

Сравнительный анализ определений, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами, свидетельствует как о разности, так и о близости точек зрения по ряду признаков, на совокупности которых и происходит непосредственное построение обобщенного определения того или иного понятия, в данном случае терроризма.

Одна из основных особенностей терроризма состоит в том, что он проявляется в широком и неоднородном круге деяний: актах убийства, нанесения телесных повреждений, захвата заложников, действиях, посягающих на безопасность гражданской авиации, и других преступных действиях. Определение же международного терроризма должно включать то общее, что присуще всем указанным выше деяниям, но с позиции международных отношений. Это представляет собой сложную историческую, политологическую, специально-юридическую, логическую, а в отдельных случаях этимологическую проблему.

Анализ зарубежных изданий по рассматриваемой проблеме свидетельствует о совпадении мнений ученых в отношении следующих признаков терроризма: терроризм заключается в использовании крайних форм насилия или угрозы таким насилием; цели террористических акций выходят за пределы причиняемого ими разрушения, причинения телесных повреждений, смерти; цели актов терроризма достигаются путем психологического воздействия на лиц, не являющихся непосредственными жертвами насилия; жертвы терроризма избираются больше по их символическому, чем действительному значению.

Отдавая должное различным и неизбежным этимологическим соображениям и толкованиям, все-таки, по нашему мнению, главное требование к определению терроризма (международного терроризма) должно состоять в отражении основных признаков определяемого явления. Следует отметить, что предложенная зарубежными террологами система признаков терроризма нуждается в дальнейшей доработке. Это исходит в первую очередь из того, что не все из предлагаемых признаков могут быть отнесены к основным. Последний из них, указывающий на критерии, по которым террористы избирают объекты нападений, имеет, по нашему мнению, факультативное значение. В силу того, что он не отражает существенной особенности терроризма, его включение в содержание определения не является необходимым.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегия противодействия

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «12» октября 2009 года в 13 часов 00 мин. на заседании совета Д 212.101.11 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.
  2. Правовой нигилизм России: постановка проблемы

    Документ
    Содержание теории правового нигилизма в российской юридической науке представляет собой крайне опасный для России феномен, в котором основной причиной выставлен менталитет россиян.
  3. Ближневосточный конфликт в системе управления мировыми политическими процессами: генезис, эскалация, технологии кризисного реагирования

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре зарубежного регионоведения факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского – Национального исследовательского университета
  4. Влияние волн террористической деятельности на современную политическую систему

    Диссертация
    Защита состоится «22» декабря 2011 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.008.02 по политическим наукам при Северо-Кавказской академии государственной службы по адресу: 344002, г.
  5. С. В. Кортунов cовременная внешняя политика россии стратегия избирательной вовлеченности Учебное пособие

    Учебное пособие
    56756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756

Другие похожие документы..