Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-Кола", "...полностью>>
'Программа курса'
В свете задач перехода к профильному обучению проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и решений, к...полностью>>
'Диссертация'
Объектом исследования выступает местное сообщество, представленное государственными и партийными органами власти различных уровней, общественно-полит...полностью>>
'Диссертация'
Социально-экономические изменения, происходившие в Казахстане в 90-е годы, ощутимо затронули и демографические процессы. Одним из их проявлений стало...полностью>>

Социальных стандартов. Закон

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:


Матвейчик Т.В., Иванова В.И., Соколов А.Ю.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МИНИМАЛЬНЫХ

СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.

Законодательное определение и реализация прав граждан на бесплатную общедоступную медицинскую помощь является высшей социальной ценностью государства. Организация медицинской помощи населению страны осуществляется на основе действующего законодательства Республики Беларусь, признания государством и обществом здоровья граждан как высшей ценности, современных достижений медицинской науки и практики, приоритета профилактического направления в охране здоровья населения.

Доступность медицинской помощи, как один из основных атрибутов социального государства, в Республике Беларусь гарантируется законодательством и осуществляется посредством конкретных организационно-экономических механизмов функционирования системы здравоохранения. Категория доступности медицинской помощи населению является главнейшей в здравоохранении Республики Беларусь. Она осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) и реализуется населению конкретных территорий системой медицинских мероприятий, определенных в территориальных программах, предоставляющих государственные гарантии оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Доступность медицинской помощи следует определять как категорию многоаспектную и рассматривать прежде всего с позиции действующего законодательства, стратегии развития системы здравоохранения и организационно-экономических моделей функционирования организации здравоохранения на основе государственных стандартов и нормативов в области здравоохранения.

С целью оптимизации понимания понятий основных нормативно-правовых документов в этой сфере важно определить основные термины данного раздела.

I.Основные термины и понятия закрепленные в законодательных актах Республики Беларусь

1.1. В ст.ст.1,21 Закона Республики Беларусь от 11 января 2002 г. "О здравоохранении»:

здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия людей, а не только отсутствие болезней и физических дефектов;

охрана здоровья населения - совокупность политических, экономических, правовых, социальных, культурных, научных, экологических, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья настоящего и будущих поколений людей;

здравоохранение - система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний;

медицинская помощь - комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья людей, включающий профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию, протезирование;

пациент - лицо, обратившееся за медицинской помощью, либо получающее медицинскую помощь, либо находящееся под медицинским наблюдением;

больной - лицо, у которого установлено наличие заболевания;

скорая медицинская помощь - вид медицинской помощи, оказываемой пациентам по жизненным показаниям.

2. В ст.1 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 1999 г. "О государственных минимальных социальных стандартах":

государственный минимальный социальный стандарт - минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат;

система государственных минимальных социальных стандартов -комплекс взаимосвязанных государственных минимальных социальных стандартов;

бесплатные и общедоступные социальные услуги - услуги, предоставление которых гарантируется государством за счет финансирования из республиканского и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных страховых фондов и которые доступны для всех по возможности приобретения и пользования;

трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность гражданина и сложная для его самостоятельного разрешения.

3. В ст.1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. "О нормативных правовых актах Республики Беларусь":

законодательство - система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения;

законодательные акты - Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь ; коллизия нормативных правовых актов - противоречие (несоответствие) норм действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения;

локальный нормативный правовой акт - нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций;

нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

II.Права граждан на бесплатную общедоступную медицинскую помощь по действующему законодательству Республики Беларусь

В соответствии со ст.45 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания . В ст.2 и 21 Конституции обеспечение прав граждан определено как высшая цель государства. Приоритет прав граждан и гарантии их реализации закреплены также в ст. ст. 22, 60, 62, 79 Конституции Республики Беларусь. Таким образом, Основной закон Республики Беларусь закрепляет основополагающий принцип здравоохранения - доступность медицинской помощи и предопределяет нормы правового регулирования в области охраны здоровья населения по его реализации.

Категория доступности медицинской помощи находит свое развитие в системе действующего законодательства Республики Беларусь «О нормативных правовых актах (законах, постановлениях, приказах, инструкциях, решениях органов местного управления и самоуправления)". Так, в Законе Республики Беларусь "О здравоохранении" доступность медицинской помощи определяется как важнейшая составляющая государственной политики в области охраны здоровья населения (ст.З) и как один из механизмов реализации права граждан на охрану здоровья (ст.5).

В указанном законе утверждаются территориальный и производственный (при наличии ведомственных организаций здравоохранения) принципы оказания медицинской помощи, а также основной механизм реализации социальных прав граждан в области здравоохранения: "Организация медицинской помощи в Республике Беларусь осуществляется на основании устанавливаемых законодательством государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения" (ст.19).

Правовые основы установления, формирования и применения ГМСС определены Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1999 г. "О государственных минимальных социальных стандартах".

В систему ГМСС в Республике Беларусь включены ГМСС в области: оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания (ст.5 Закона Республики Беларусь "О государственных минимальных социальных стандартах").

В соответствии со ст.2 указанного закона целями установления ГМСС являются реализация конституционных прав граждан в области социальных гарантий, повышение уровня жизни и обеспечение устойчивого развития общества. ГМСС применяются для решения следующих задач:

  • удовлетворения основных потребностей граждан в материальных благах и услугах;

  • нормативного обеспечения формирования и использования средств республиканского и местных бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды;

  • обеспечения государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан;

  • оказания необходимой социальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам.

В ст.З данного закона определяются следующие принципы формирования и применения ГМСС:

  • соблюдения конституционных прав граждан в области социальных гарантий на основе обеспечения государственных минимальных социальных стандартов;

  • всесторонней обоснованности установления и применения государственных минимальных социальных стандартов, исходя из экономических возможностей государства;

  • общедоступности обеспечения социальной защиты и социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями;

  • целевого и адресного финансирования государственных минимальных социальных стандартов;

  • широкой информированности граждан через средства массовой информации о государственных минимальных социальных стандартах;

  • социального партнёрства.

В области здравоохранения определены следующие ГМСС:

- нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение на одного жителя;

  • услуги по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи, за исключением платных видов медицинской помощи и услуг, оказываемых в государственных учреждениях здравоохранения, определяемых Правительством Республики Беларусь;

  • нормы и нормативы материально-технического, медикаментозного, кадрового обеспечения в государственных учреждениях здравоохранения различных типов и видов;

  • нормы питания, обмундирования, мягкого инвентаря в государственных учреждениях здравоохранения;

  • нормы и нормативы льготного обеспечения лекарственными препа­ратами, перевязочными средствами и предметами медицинского назначения, слуховыми аппаратами, глазными протезами и зубопротезированием (ст.9 Закона Республики Беларусь "О государственных минимальных социальных стандартах").

Таким образом, сохраняя определенный уровень бесплатности и доступности медицинской помощи населению в качестве вынужденной меры на современном этапе развития здравоохранения, оговорены нормативно-правовые аспекты платных медицинских услуг.

Указанный закон определяет также ответственность должностных лиц и руководителей за нарушение ГМСС (ст.14), а также контроль за их соблюдением и правовой механизм юридической защиты прав граждан (ст.15) на бесплатную общедоступную медицинскую помощь.

За несоблюдение норм и нормативов, а также за ухудшение установленного уровня ГМСС и нецелевое использование выделенных бюджетных и внебюджетных средств на их обеспечение должностные лица и руководители республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, а также учреждений, предоставляющих бесплатные и общедоступные социальные услуги, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Несоблюдение ГМСС должностными лицами и руководителями государственных учреждений, оказывающих бесплатные и общедоступные социальные услуги, является основанием для обращения граждан в соответствующие республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы и в суд.

Обеспечение доступности медицинской помощи (вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства) определено в "Концепции развития здравоохранении Республики Беларусь на 2003-2007 годы" как важнейший принцип развития системы здравоохранения. В качестве основной цели "Концепция…" определяет защиту социальных интересов граждан в оказании им бесплатной медицинской помощи на основе системы финансирования здравоохранения по нормативам бюджетной обеспеченности в работе на одного жителя и разработки территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

Одной из Задач развития "Концепцией" предлагается сближение нормативных и правовых основ функционирования систем здравоохранения Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства.

Концепция социального развития Союзного государства до 2005 года, утвержденная Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 20 января 2003 г. № 3 провозгласила стратегическую цель единой политики Союзного государства в сфере здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения. Главным компонентом этой цели является повышение реальной доступности медицинской помощи для населения. В соответствии с этим доступность медицинской помощи должна быть обеспечена путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане. При этом права граждан на предоставление им бесплатной медицинской помощи реализуются, прежде всего, на основе Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Особое внимание при обеспечении доступности и бесплатности медицинской помощи необходимо уделять сельскому населению, женщинам, детям, пожилым и инвалидам. Для них необходимо сохранять максимально возможный объем бесплатной медицинской помощи. Платные услуги в здравоохранении рассматриваются в данном документе в качестве вынужденной меры на современном этапе развития отрасли.

III Организационно-экономический механизм оказания медицинской помощи гражданам на основе государственных минимальных социальных стандартов.

Виды, объемы, а так же механизмы организации медицинской помощи на основе ГМСС конкретизируются в постановлениях Совета Министров, постановлениях и приказах Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.07.2002 г. N 963 "О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения" установлено, что:

- нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя отражают размеры средств, необходимых для компенсации затрат государственных организаций здравоохранения на предоставление бесплатной медицинской помощи;

- минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя по республике и по бюджетам областей и г.Минска определяется ежегодно в установленном порядке Министерством финансов совместно с Министерством здравоохранения и включается в проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год;

  • на основе ГМСС в области здравоохранения в административно-территориальных единицах Республики Беларусь разрабатываются и утверждаются территориальные программы государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием граждан в порядке, определяемом Министерством здравоохранения;

  • государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения пересматриваются не реже одного раза в пять лет.

Правительством Республики Беларусь установлены следующие ос­новные виды услуг по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлини­ческой и скорой медицинской помощи, осуществляемых государственны­ми организациями здравоохранения бесплатно (Приложение к постанов­лению Совета Министров Республики Беларусь 18.07.2002 № 963) :

1. Первичная медико-санитарная помощь:

1.1.диагностика и назначение лечения, проводимые участковыми врачами (терапевты, педиатры, акушер-гинекологи и т.д.) и врачами общей практики в амбулаторных условиях, а также на дому в случаях невозможности явки больного на прием либо представления угрозы здоровью и жизни самого больного или окружающих;

  1. услуги врачей-специалистов, оказываемые в установленном порядке по направлению участковых врачей или врачей общей практики в учреждениях здравоохранения, в том числе областного и республи­канского уровней;

  1. диагностические услуги - клинические, инструментальные и лабораторные методы исследований, методы лучевой диагностики по направлениям участковых врачей, врачей общей практики и вра­чей-специалистов;

  1. профилактика, диагностика и лечение стоматологических заболеваний, за исключением видов стоматологических услуг, относя­щихся к платным услугам в соответствии с законодательством;

  2. профилактические меры в отношении онкологических заболеваний, врожденных пороков развития, ВИЧ/СПИД-инфекций, заболеваний молочных и щитовидной железы, туберкулеза, заболеваний сердеч­но-сосудистой системы, а также формирование здорового образа жиз­ни;

  3. противоэпидемические мероприятия;

  1. вакцинопрофилактика, проводимая в соответствии с Наци­ональным календарем профилактических прививок и по эпидемическим показаниям, а также выявление, регистрация и лечение поствакцинальных реакций и осложнений;

  2. выявление больных инфекционными заболеваниями и извещение органов и учреждений государственного санитарного надзора;

  3. профилактические меры в очаге инфекции;

  4. клиническое и лабораторное обследование лиц, находившихся в контакте с больным инфекционным заболеванием или прибывших
    из стран, неблагополучных по эпидемически опасным заболеваниям;

1.7. профилактические мероприятия по обеспечению санитар­но-эпидемиологического благополучия населения, в том числе госу­дарственный санитарный надзор за исполнением санитарного законодательства физическими и юридическими лицами;

1.8.лабораторное обеспечение проводимой надзорной и противоэ­пидемической деятельности;

1.9. первичное медицинское освидетельствование наркологом, проведение наркологического контроля, наркологический учет и наб­людение ;

1.10.первичное психиатрическое освидетельствование, диспан­серное наблюдение, диагностика и лечение психотических форм психи­ческих расстройств, военно-психиатрическая экспертиза, врачебнотрудовая экспертиза;

1.11.направление на госпитализацию при наличии медицинских показаний в соответствии со стандартами, критериями и порядком госпитализации, определяемыми Министерством здравоохранения.

2. Скорая медицинская помощь, оказываемая по следующим пока­заниям:

2.1.внутренние и наружные кровотечения, угрожающие жизни;

2.2.неотложные состояния в кардиологии - инфаркт миокарда, нестабильная стенокардия, сердечная астма, отек легких, кардиогенный шок, аритмия сердца (мерцание и трепетание предсердий, впервые возникшие или тахисистолической формы; пароксизмальная тахикардия; фибрилляция желудочков, блокада сердца с редким сердечным ритмом или синкопальными состояниями), острая сосудистая недостаточность, тромбоэмболия легочной артерии, инфекционный эндокардит, ревмати­ческие заболевания (интенсивная терапия), гипертонические кризы, подозрение на расслаивающую аневризму аорты;

2.3.пульмонологические заболевания - приступы бронхиальной астмы, спонтанный пневмоторакс, другие заболевания и состояния, сопровождающиеся явлениями острой дыхательной недостаточности;

2.4.острые заболевания желудочно-кишечного тракта - острый аппендицит, острый холецистит, острый панкреатит, перфоративная язва желудка, другие перфорации полых органов желудочно-кишечного тракта, острый перитонит, острая непроходимость кишечника, ущем­ленная грыжа, неотложные состояния при патологии печени, желчных путей, поджелудочной железы, острые отравления, острые заболевания желудочно-кишечного тракта инфекционной и паразитарной этиологии;

2.5.острые заболевания органов мочеполовой системы - острый пиелонефрит, острый гломерулонефрит, острый паранефрит, парафимоз, приапизм, заворот яичка, острые заболевания яичка и его придатков инфекционной этиологии, острая почечная недостаточность, хроническая почечная недостаточность в стадии декомпенсации, по­чечная колика, острая задержка мочи;

  1. неотложные состояния, обусловленные эндокринной патологией - гипогликемическая и гипергликемическая комы, аддиссонический криз, тиреотоксический криз, гипотиреоидная кома;

  2. поражение нервной системы - острые гемо-и ликвородинамические церебральные нарушения, геморрагический инсульт, ишемический инсульт, субаранхноидальное кровоизлияние, приступы миастении,
    судорожные состояния;

2.8.заболевания крови (лейкозы, апластические анемии, миепо-диспластические синдромы, гемофилия и другие наследственные гемостазиопатии, идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура, гемолитические анемии);

2.9. психические расстройства гражданина, которые обусловливают:

  • непосредственную опасность для него и (или) окружающих;

  • его беспомощность, то есть неспособность удовлетворять основные жизненные потребности;

  • существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если он будет оставлен без психиатрической помощи;

2.10.травмы - острые черепно-мозговые и спинно-мозговые, поз­воночника, вывихи и подвывихи, переломы костей, суставов, травмы мышц, травматический шок, ожоговая болезнь, синдром сдавленния, электрическая травма, механическая асфиксия, тепловой удар, солнечный удар, состояние гипотермии с нарушением витальных функций, утопление, травмы и разрывы паренхиматозных и полых органов брюшной и грудной полости, забрюшинного пространства, таза, сосудисто-нервных пучков; раны, экстренная профилактика раневой инфекции;

  1. стоматологические заболевания - острые состояния (абсцесс, флегмона, острая зубная боль);

  2. острые заболевания и травмы глаз, в том числе попадание инородных тел;

2.13.острые заболевания уха, горла, носа, опасные для жизни, в том числе попадание инородных тел;

  1. острые отравления;

  1. гнойно-воспалительные заболевания всех локализаций, требующие срочного вмешательства;

2.16.острые состояния, связанные с беременностью, роды;

2.17.неотложные состояния в гинекологии - внематочная беременность, пельвеоперитонит, перитонит, маточные кровотечения, острые состояния, связанные с ишемией и некрозом фиброматозных узлов, апоплексия яичников, разрыв и перекрут кист яичника;

2.18.другие неотложные состояния - тромбозы и эмболии магистральных и периферических артерий, нарушения водно-элекролитного обмена и кислотно-щелочного состояния, угрожающие жизни больного, анафилактический шок, обморожение, острые аллергические реакции, состояния асфиксии, прекома и кома различной этиологии, острая и хроническая надпочечниковая недостаточность, острая печеночная недостаточность, гипертермические реакции различной этиологии с угрозой нарушения витальных функций, острые инфекционные заболевания, связанные с угрозой жизни больного и (или) угрозой здоровья и жизни окружающих.

3. Стационарная помощь:

3.1.роженицам, родильницам, женщинам с патологией беременности;

3.2.детям до 18 лет при заболеваниях;

3.3.больным при острых и обострениях хронических заболева­ний, если имеются показания для госпитализации (круглосуточной, дневного пребывания), по направлениям в соответствии с критериями и порядком госпитализации;

3.4.туберкулезным, онкологическим больным, больным с доброкачественными опухолями, пациентам, страдающим психическими заболеваниями, алкоголизмом, токсикоманией и наркоманией, в случаях, представляющих угрозу жизни больного и (или) угрозу здоровью и жизни окружающих, больным инфекционными и венерическими заболеваниями;

3.5.больным, подлежащим плановым хирургическим вмешательствам, при наличии показаний для госпитализации.

Виды и объемы медицинской помощи, оказываемой населению конкретной территории республики за счет государственного и местного бюджетов, закрепляются в соответствующих нормативно-правовых актах различных уровней (республиканском, областном, городском, районном). Они расцениваются как минимальные государственные уровни и могут быть изменены только в сторону увеличения в зависимости от конкретных условий: уровня заболеваемости и других факторов, влияющих на потребность в медицинской помощи, и финансовых возможностей конкретных территориальных образований.

В соответствии с инструкцией, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27.05.2002 г. N 28 территориальные Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (далее Территориальные Программы) разрабатываются в целях:

  • создания единого механизма реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь по получению бесплатного лечения в государственных организациях здравоохранения за счет бюджета соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь;

  • обеспечения сбалансированности обязательств государства по предоставлению гражданам гарантированного объема и качества бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого бюджетных средств;

  • повышения эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.

Территориальная Программа представляет собой документ, определяющий перечень видов и объемов медицинской помощи, а также условий их предоставления гражданам за счет средств бюджета соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь. Территориальная Программа содержит территориальные нормативы по конкретным объемам медицинской помощи и плановые показатели их финансового обеспечения.

Основой Территориальной Программы является гарантированный государством объем медицинской и лекарственной помощи, предусматривающий оказание количественно регламентированной медицинской помощи по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, определяемый ежегодно Министерством здравоохранения Республики Беларусь в виде ГМСС в области здравоохранения.

Помимо конкретных видов услуг по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи разработаны и утверждены Территориальные Программы, которые должны учитывать другие факторы, влияющие на здоровье населения конкретных территорий.

Территориальные Программы представляют собой систему мероприятий по профилактике и лечению заболеваний и других мер, в том числе санитарно-гигиенического, противоэпидемического, экологического характера населению конкретной территории Республики Беларусь (района, города, области и республики в целом). Соответственно этому происходит и дифференцирование территориальных программ по приведенным уровням.

Главным требованием при этом является обязательное соответствие выделяемых ресурсов тем задачам, которые реализует программа.

На основе ГМСС в области здравоохранения в областях, городах и районах разрабатываются областные городские и районные Территориальные Программы, которые утверждаются местными исполнительными и распорядительными органами в недельный срок после утверждения местных бюджетов. Контроль за качеством, объемами и соблюдением условий оказания медицинской помощи в рамках Территориальной Программы осуществляется соответствующим органом управления здравоохранением.

Территориальная Программа включает в себя следующие разделы:

  • перечень видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам за счет средств бюджета административно-территориальной единицы Республики Беларусь;

  • условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам данной административно-территориальной единицы Республики Беларусь;

  • объемы медицинской помощи ;

  • права и обязанности местных исполнительных и распорядительных органов и органов здравоохранения.

Особую актуальность в территориальных Программах представляют условия беспрепятственной реализации права граждан на охрану здоровья, которые должны быть отражены в правилах внутреннего трудового распорядка каждой организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь.

В целях полноты информирования населения о его правах и порядке их реализации в правилах внутреннего распорядка организации здравоохранения для пациентов должны быть указаны:

  • порядок обращения пациента в организацию здравоохранения;

  • порядок госпитализации и выписки пациента;

  • права и обязанности пациента;

  • порядок разрешения конфликтных ситуаций между организацией здравоохранения и пациентом;

  • порядок предоставления информации о состоянии здоровья пациента;

  • порядок выдачи справок, выписок из медицинской документации пациенту или другим лицам;

  • время работы организации здравоохранения и ее должностных лиц;

  • информация о перечне платных медицинских услуг и порядке их оказания;

  • другие сведения, имеющие существенное значение для реализации прав пациента.

Рассмотренные разделы о правах населения на бесплатную общедоступную медицинскую помощь, организационно-экономический механизм по ее реализации, гарантируемый государством, вызывает необходимость освещения понятия о системе государственного нормирования.

IV. Система государственного нормирования - экономическая основа реализации государственных минимальных социальных стандартов

Реализация ГМСС в области здравоохранения осуществляется на основе экономических нормативов, устанавливаемых Национальным Собранием, Советом Министров. Министерством здравоохранения и Министерством финансов Республики Беларусь. Нормативная база здравоохранения в части обеспечения граждан бесплатной общедоступной медицинской помощи состоит из нормативов обеспеченности ресурсами (табл.5) и нормативов объемов медицинской помощи, предоставляемой гражданам государственными организациями здравоохранения за счет средств бюджета (табл.6,7).

Дальнейшее совершенствование системы государственного нормирования в области предоставления платных медицинских услуг связано с улучшением механизма их финансового обеспечения, на основе бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранения в расчете на 1 жителя. Финансово-экономический механизм возмещения затрат организациям здравоохранения, оказывающим бесплатную общедоступную медицинскую помощь, предполагает унифицированную системы ценообразования медицинских услуг, основанную на определении их фактической себестоимости.

Объектами исчисления себестоимости являются:

  • стационарная медицинская помощь – один койко-день (пролеченный больной) по каждому отделению стационара больничной, санаторно-курортной организации;

  • амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь – одно посещение к врачу амбулаторно-поликлинической организации (подразделения) по каждому структурному подразделению, один день лечения в дневных стационарах, стационарах на дому;

  • скорая медицинская помощь – один вызов бригады скорой медицинской помощи;

  • исследования, манипуляции, процедуры, выполняемые вспомогательными структурными подразделениями для основного структурного подразделения, оказывающего вышеперечисленные виды медицинской помощи – одна условная единица.

Система ценообразования в процессе подготовки и реализации Территориальных Программ предполагает исчисления нормативной, плановой и фактической себестоимости медицинских и других услуг.

Нормативная себестоимость определяется на основе государственных действующих норм и нормативов и служит основой для определения плановой себестоимости.

Экономическая составляющая Территориальных Программ по своей сути представляет собой стоимости видов и объемов медицинской помощи на основе конкретных расчетов плановой себестоимости в конкретной организации здравоохранения.

Фактическая себестоимость медицинских услуг формируется на основе фактически оказанной медицинской помощи и фактическими (действительными) затратами на нее.

Нормативы бюджетной обеспеченности в расходах на 1 жителя рассчитываются на основе данных фактической себестоимости.

Таким образом, система государственного нормирования при разработке и реализации Территориальных Программ основывается на государственных стандартных нормах и нормативах, а также унифицированной системе ценообразования, что и должно обеспечить соответствие выделяемых ресурсов задачам обеспечения бесплатности и общедоступности медицинской помощи в рамках ГМСС.

ВОПРОСЫ:

  1. Перечислите государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения

  2. Укажите основные виды нормативов, устанавливаемых для реализации государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения

  3. В чем сущность системы государственного нормирования.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

  1. Законодательство Республики Беларусь о правах граждан на бесплатную общедоступную медицинскую помощь.

  2. Государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения и организационно- экономический механизм их реализации.

  3. Система государственного нормирования как экономическая основа реализации прав граждан на доступную медицинскую помощь.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменением и дополнениями) - Мн."Беларусь", 1997.

  1. Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1999 года N 322-3 "О государственных минимальных социальных стандартах".

  2. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" // Сборник нормативных правовых актов о правовом обеспечении нормотворческой деятельности. - Мн. 2004 .

  3. Закон Республики Беларусь от 11 января 2002 года N 91-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О здравоохранении".

  4. Концепция социального развития Союзного государства до 2005 года: Утверждена Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 20 января 2003 г. № 3.

  1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2003 г. N 1276 "О концепции развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003-2007 годы".

  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. N 963 " О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения".

8.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 марта 2004 г. № 235 " 0 внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. N 724".

9. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 мая 2002 г. N 28 "Об утверждении Инструкции по разработке и реализации территориальных программ государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием граждан".

10.Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 февраля 2003. г. N 12 "Об утверждении среднереспубликанских нормативов объемов медицинской помощи, предоставляемой гражданам государственными организациями системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь за счет средств бюджета на 2003 год."

11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 апреля 2004. г. N 13 "Об утверждении Инструкции о порядке исчисления себестоимости медицинской помощи и других услуг, оказываемых организациями здравоохранения, финансируемыми из бюджета".

12.Приказ Министра здравоохранения Республики Беларусь от 8 апреля 2004 г. N 110 "О среднереспубликанских нормативах объемов медицинской помощи, предоставляемой гражданам государственными организациями здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь за счет средств бюджета на 2004 год."

13. Соколов А.Ю. Организационно-правовые проблемы здоровья и здравоохранения //Общественное здоровье и здравоохранение: Материалы науч.-практ.конф., посвящ.10-лет. БелЦМТ /Ред.совет Л.А.Постоялко (Гл.ред.); М-во здравоохранения Республики Беларусь, Белорус .центр мед.технол., информ., упр.и экон. здравоохранения, Белорус, ассоц.соц-гигиен.и орг.здравоохранения.-Мн.,2002.-С.131-133.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социальные стандарты по трудовому праву и праву социального обеспечения

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 14 марта 2008 года, в 14.00 часов, на заседании Диссертационного совета Д 602.001.04 по присуждению ученой степени доктора и кандидата юридических наук в Академии труда и социальных отношений по адресу: 119454, г.
  2. "Социальные стандарты важнейшие показатели социально-ориентированной внутренней политики государства благосостояние граждан главное условие построения сильной процветающей Беларуси"

    Закон
    Информационные материалы к единому дню информирования 16 июня 2005 года по теме: "Социальные стандарты - важнейшие показатели социально-ориентированной внутренней политики государства (благосостояние граждан - главное условие
  3. Экономические основы обеспечения социальных стандартов населения в россии

    Автореферат
    Актуальность темы исследования. Одной из основных целей экономических реформ, проводимых Правительством Российской Федерации, является повышение уровня жизни населения страны.
  4. Проект Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания "О социальных стандартах Республики Северная Осетия-Алания и о минимальном бюджете муниципального Образования Республики Северная Осетия-Алания". Проект закон

    Закон
    В соответствии с договором, заключенным между Правитель­ством Республики Северная Осетия-Алания и Владикавказским институтом управления о разработке социальных стандартов и минимального бюджетного обеспечения муниципальных образо­ваний
  5. Социальная психология XXI столетия том 2

    Документ
    Члены Оргкомитета Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Лаптев Л.Г., Львов В.М., Мануйлов Г.М.

Другие похожие документы..