Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Загальна чисельність радянських військ складала в грудні 1917 р. - січні 1918 р. близько 60 тис. чоловік. Це були частини регулярної російської арм...полностью>>
'Документ'
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных про...полностью>>
'Регламент'
Обсуждение мер по реализации наиболее актуальных проектов повышения эффективности работы транспорта и транспортной безопасности в России и в рамках С...полностью>>
'Конкурс'
Департамент образования города Москвы и ГБОУ Московский детский эколого-биологический центр (ГБОУ МДЭБЦ) приглашают принять участие в III Московском ...полностью>>

Башкортостан уфа 2006 Авторы: Файзуллин Ф. С. (рук авторского коллектива), Елисеев С. Ф., НегановФ. М.; Обухов В. Е.; Моисеева Т. П.; Шафиков М. Т.; Зарипов А. Я., Ли С. А

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уфимский государственный авиационный технический университет

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Рекомендовано Министерством образования
Республики Башкортостан

УФА 2006

Авторы: Файзуллин Ф. С. (рук. авторского коллектива), Елисеев С. Ф.,
НегановФ. М.; Обухов В.Е.; Моисеева Т. П.; Шафиков М.Т.; Зарипов А. Я.,
Ли С. А.

УДК 1(07)

ББК 87(я7)

О-75

Рецензенты:

кафедра философии и социологии Башкирского государственного
педагогического университета;
д-р филос. наук А. В. Лукьянов

О-75 Основы философии: учеб. пособие / под ред. акад. Файзуллина Ф. С.; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2006. – 300с.

ISBN 5–86911–549–3

Определяется круг проблем и роль философии в обществе, анализируются основные исторические этапы развития этой науки. Раскрывается содержание исходных философских категорий. Большое место уделено анализу сущности диалектического метода и его альтернатив, изложению различных концепций процесса познания и общих закономерностей развития общества и личности.

Предназначено для студентов, аспирантов, всех, кого интересуют философские проблемы.

Научный редактор акад. АЕН РФ и АН РБ Файзуллин Ф. С.

УДК 1(07)

ББК 87(я7)

ISBN 5–86911–549–3 © Уфимский государственный
авиационный технический университет, 2006

© Коллектив авторов, 2006

П Р Е Д И С Л О В И Е

Философия с момента своего возникновения – а она стояла у истоков науки – всегда занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии, независимо от той или иной позиции философа, составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека в нем. Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения. Именно поэтому философия во все времена помогала ориентации человека в различных жизненных обстоятельствах, способствовала его самоопределению в жизни. Этим и объясняется непреходящая жизненность философии, необходимость овладения ею для обретения человеком надежной ориентации в непрерывно изменяющемся мире, а в современных условиях – и для разумного подхода к решению сложнейших задач выживания человечества перед лицом обостряющихся глобальных проблем.

Сегодня, как никогда, от каждого человека требуется выработка разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное отношение не дано человеку от рождения. Разумное отношение к миру, к жизни предполагает овладение философией, приобретение того, что называют философской культурой.

Выработка навыков разумного мышления, овладение философской культурой требуют серьезных усилий, интеллектуального напряжения, так как философия проникает в глубины человеческого бытия, открывает путь в сущность, в недра мироздания, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо и недоступно обыденному здравому смыслу.

Помочь в овладении началами философской культуры – таково назначение предлагаемого учебного пособия. Пособие не претендует на раскрытие и освещение всего богатства и многообразия философских течений, направлений и проблем, о чем свидетельствует и само его название "Основы философии". Однако оно несомненно поможет начинающим изучать философию получить первоначальное представление о предмете философии и ее истории, о ее основной проблематике, о философском языке, о методах и категориях философии
и т.д.

В пособии определяется круг проблем и роль философии в обществе, анализируются основные исторические этапы ее развития.

Отдельный раздел посвящен диалектике и теории познания. В нем на основе анализа и интерпретации достижений современного естествознания представлена диалектико-материалистическая картина мира и изложена та гносеологическая концепция, которой отдано предпочтение.

Проблемы социальной философии нашли свое отражение в третьем разделе. В результате происходящих в нашей стране перемен стал возможен более открытый философский анализ социальной действительности, ее серьезных проблем и противоречий. Одновременно возникла необходимость философского осмысления осуществляемых в различных сферах общества преобразований. Этим обусловлено включение в учебное пособие некоторых новых тем, а также новые повороты в освещении традиционных проблем.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений. Его издание связано с отсутствием учебных пособий, соответствующих динамично изменяющимся программам. Учебник подготовлен профессорско-преподавательским коллективом кафедры философии Уфимского государственного авиационного технического университета под руководством академика Ф.С. Файзуллина в составе: Елисеев С.Ф. – д-р филос. наук, профессор;
Неганов Ф.М. – профессор, д-р филос. наук; Обухов В.Е. – канд. филос. наук, доцент; Шафиков М.Т. – канд. филос. наук, доцент; Моисеева Т.П. – д-р социолог. наук, профессор; Зарипов А. Я. – д-р филос. наук, профессор; Ли C.А. – ст. преподаватель.

Авторский коллектив предполагает в последующем продолжать работу по совершенствованию учебного пособия и ждет от читателей замечаний и конструктивных предложений, которые способствовали бы решению этой задачи.

РАЗДЕЛ I

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ

И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Философия – это самая древняя область знаний. Она возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры практически одновременно в трех районах мира – в Китае, Индии и Греции. Уже это свидетельствует о том, что рождение философии было вызвано настоятельными общественными потребностями.

Сам термин "философия" древнегреческого происхождения: "фило" – люблю, "софия" – мудрость. Характерно, что триста лет тому назад философию на Руси так и называли – "любомудрием". Однако сам термин мало что говорит о содержании этой науки. Можно сказать, что философия – это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи, ее квинтэссенция. В этом ее смысл и значение. Философия выступает как особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру.

1.1. Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы

Современное общество существует в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле.

Можно, конечно, попытаться укрыться от этих мучительных проблем по принципу, «моя хата с краю»... Но достойно ли это человека?

А поиск ответов на все новые масштабные вопросы, выдвигаемые жизнью, – проблемы человека и природы, человека и общества, техносферы и биосферы, многие вопросы взаимоотношений между социальными системами и государствами и т.д. – требует умения самоопределяться, выяснять пути решения этих и многих других вопросов, а главное – находить свое место и роль в этих сложных процессах. Но для этого нужна такая предпосылка, как умение мыслить, достаточно широкий взгляд на вещи в качестве условия осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.

Однако способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому – усвоение достижений философской культуры. Философия вовсе не является чем-то витающим в облаках чистой мысли. Напротив, ее главное назначение связано с решением коренных вопросов самой жизни. Ведь в конечном счете в центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И главное назначение философии – помочь человеку ориентироваться в бесконечных сложностях жизни, в решении тех уравнений с множеством неизвестных, которые постоянно возникают на жизненном пути.

Изучение философии – это школа, которая помогает воспитывать культуру разумного мышления, умение свободно руководить движением мысли, доказывать и опровергать. Понятно, что наука мыслить не может быть взята напрокат, овладение ею требует усилий, напряжения интеллектуальных способностей. Конечно, это совсем непросто и предполагает, в частности, знакомство с историей философии, чтобы шаг за шагом проследить, как решались "вечные проблемы" на протяжении многих столетий, а главное, чтобы подготовить себя к пониманию путей их решения в современной философии, в том числе и в философии диалектико-материалистической.

Роль философии в наши дни велика и в реализации гуманистических идеалов, ибо только через призму гуманизма может обрести нужную ориентацию научно-технический прогресс, могут быть решены в интересах человека и человечества глобальные проблемы – от снятия угрозы термоядерной войны до ликвидации угрозы генетическим основам и психике человека. При этом философия не должна искусственно отгораживаться от философского процесса в других странах, ибо никто не является обладателем истины в последней инстанции по любому вопросу. Здесь необходимы обмен и систематическое знакомство с достижениями современной мировой философской мысли. Центральной задачей философии является решение целого комплекса мировоззренческих проблем, выработка с позиций разума системы обобщенных взглядов на мир в целом. Что это за проблемы, которые с полным правом можно назвать вечными?

Что образует основу мира? Как устроен мир, как соотнесены в нем духовное и материальное? Имел ли мир начало во времени или он существует вечно? Есть ли в мире известная упорядоченность или все в нем хаотично? Развивается ли мир или он постоянно вращается в одном неизменном круге? Можно ли познать мир?

Случайно ли встают перед человеком и человечеством эти вопросы? Нет, не случайно. Они возникают из потребности в общей ориентации в мире.

Решая их так или иначе, человек как бы набрасывает координатную сетку, в рамках которой будет развертываться и его деятельность, и работа его мысли. В теоретически обоснованном решении этих и иных мировоззренческих проблем и состоит назначение философии, а вместе с тем и значение ее освоения.

Мировоззрение – это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма различны. Следует отметить, во-первых, что мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлениям и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов. К тому же мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего, это знания, имеющие своей опорой истину, а наряду с этим и ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой добро и красоту.

В выработке мировоззрения участвуют не только разум, но и чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза – интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная – миропониманием.

Естественно, что соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей. Больше того, разной может быть и сама эмоциональная окраска мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т.п., – от радостных, оптимистических тонов до тонов мрачных, пессимистических.

Второй уровень мировоззрения – миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое. Сила убеждений – в доверии человека их сути и смыслу. А это значит, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная вера, и вера в привидения и чудеса, и вера в науку и т.д.). Разумная вера не исключает сомнения, но чужда как догматизма, так и безбрежного скептицизма, полностью лишающего человека опорных пунктов и в познании, и в деятельности.

Следует выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения важен, его нужно учитывать, хотя он и отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой.

Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне миропонимания и мировоззрения. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.

Если подходить исторически, то философии как особому типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения. Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства.

Переплетение в мифе элементов знаний о мире с религиозной и художественной фантазией находит свое выражение в том, что в рамках мифа мысль еще не обрела полной самостоятельности и чаще всего облекалась в художественно-поэтические формы, что отчетливо просматривается в "Мифах Древней Греции", "Илиаде", "Одиссее", национальном фольклоре и т.д. И в то же время в мифах уже рисовалась картина мира в целом в виде теософии, шел поиск путей утверждения единства природы и общества, мира и человека, прошлого и настоящего, решались в своеобразной форме мировоззренческие проблемы.

Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям – по линии религии и по линии философии.

Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. К тому же сама религиозная вера – это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах; в религии же вера реализуется в культе и через культ.

Причина религии – зависимость людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она выступает как иллюзорное восполнение слабости человека перед ними. Долгая эволюция религии привела к идее бога как распорядителя дел земных и небесных. Религия в свое время играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей.

Общее, что роднит религию и философию – это решение мировоззренческих проблем. Но характер подхода к этим проблемам в их рамках, равно как и само их решение, глубоко различно. В противовес религии с ее ставкой на веру философия всегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом.

1.2. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы:

мир и человек, бытие и сознание

Со времени рождения философии прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально философия выступала в качестве синтеза всех знаний. В дальнейшем в процессе обособления частных наук сфера философского знания постепенно сужалась, хотя при этом его главное содержание, стержень, сохранялся.

Что постоянно оставалось в центре внимания философов? Во-первых, природа; во-вторых, общественная жизнь; в-третьих (и это главное), человек. Эти три центральных момента – природный и общественный мир, а также человек в их взаимосвязи – были и остаются главными предметами философских размышлений.

Философия – это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение – его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. К этому следует добавить, что в центре философии стоит человек, что, с одной стороны, обусловливает формирование картины мира и исследование его воздействия на человека, а с другой – рассмотрение человека в его отношении к миру, определение его места, его предназначения в мире и обществе. Отношение человека и мира пронизывает всю философию, начиная с вопроса о том, что есть наше знание? Задана ли истина вещами, объектами или она продукт произвола субъекта? Что есть ценность? "Сидит" ли она в вещи, или мы приписываем ей ценность? Отсюда следует, что вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть "стержневой", основной вопрос философии. Ни одно философское учение не может обойти этот вопрос, и все иные проблемы, в конечном счете, рассматриваются через призму соотношения материи и сознания.

Различное решение этого вопроса, который Ф. Энгельс характеризовал как великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, определяет водораздел между главными направлениями философии. Сам основной вопрос имеет две стороны. Первая – что первично: материя или сознание; вторая – как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

Различные решения первой стороны основного вопроса определяют деление философов на материалистов, опирающихся на науку и практику, и идеалистов, чьи взгляды перекликаются с религиозными. В свою очередь, решая вторую сторону основного вопроса, философы делятся на стоящих на точке зрения познаваемости мира и агностиков, отрицающих возможность познания действительности.

Если же идти дальше, то в свою очередь отношение человека к миру троякое – познавательное, практическое, ценностное. Каждое из них решает свой вопрос – что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться?

Вопрос, который изначально решала философия, – это вопрос о том, что есть мир, что знает о нем человек, поскольку без этого не решить и вопрос об отношении человека к миру.

Но познание мира было делом не только философии. Особенность философии состоит в том, что она изначально выступала как универсальное теоретическое познание, как познание всеобщего, всеобщих принципов бытия. Именно это отграничивало и отграничивает философию от конкретных наук.

Наряду с этим философия призвана решать вопросы, связанные с познаваемостью мира: не только познаваем ли мир, но и каковы средства проверки истинности знаний и т.д.

Но философствовать – значит решать и проблемы ценности практического разума, как сказал бы Кант, прежде всего проблемы нравственности и среди них тот самый важнейший вопрос, который впервые поставил Сократ: "Что есть добро?"

Суть философствования, таким образом, не просто и не только в обретении знаний о мире в целом, но и в том, чтобы воспитывать человека, указывать ему высшие цели в соответствии с иерархией нравственных ценностей, учить умению подчинять свои поступки этим высшим нравственным целям. Без этого сама жизнь человеческая лишается смысла, а человек перестает быть человеком. Это тем вернее, если учесть, что человек есть высшая ценность, что он и его счастье есть высшая цель. Определение путей достижения этой цели есть одна из центральных задач философии.

Развивая дальше понимание философии, распространив принципы материализма на понимание истории, К. Маркс обратил внимание на тот факт, что философия есть и форма исторического знания, раскрыл связь философии с практикой, установил, что отношение человека к природе опосредуется общественным бытием, трудом, практикой. В итоге философия выступила не только в виде обобщенного взгляда на природу, но и в качестве обобщенного взгляда на общество и его подсистемы.

Поле деятельности философии определяется тем, что она есть квинтэссенция культуры. Поэтому содержание философской науки представляло достаточно сложную систему.

Сложность и многогранность философского знания показал уже Гегель. Задача целостного осмысления с философских позиций как природной, так и социальной реальности через оппозицию человека и мира остается важнейшей и сегодня, особенно в связи с коренными переменами во всех сферах жизни и потребностями осмысления этих перемен.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Публичный доклад Муниципального автономного общеобразовательного учреждения (3)

    Доклад
    Деятельность МАОУ «СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов» осуществляется в соответствии с законодательством РФ и РБ в сфере образования.
  2. Мониторинг сми год учителя 12 марта 19 марта 2010 >

    Краткое содержание
    Год учителя, как заявил президент России Дмитрий Медведев, положит начало серьезной модернизации отечественного образования. Главная цель - создать школу, развивающую способности детей, а не подавляющую их.
  3. Итоги и перспективы энциклопедических исследований сборник статей итоговой научно-практической конференции 24-25 марта 2011 г

    Сборник статей
    История России и Татарстана: итоги и перспективы энциклопедических исследований: сборник статей итоговой научно-практической конференции (г. Казань, 24–25 марта 2011 г.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 032700 Филология (2)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки Отечественной филологии (Башкирский язык и литература).
  5. Фисинин Владимир Иванович Доктора наук Габитов Ильдар Исмагилович Зыкин Владимир Александрович Сиразетдинов Фарит Хамитович Шириев Вакиль Миргалеевич введение вотчет

    Публичный отчет
    В отчетном году исследования по сельскохозяйственным наукам велись по Государственной научно-технической программе 5. «Развитие научной и инновационной деятельности в сельском хозяйстве, биологии и медицине» (рук.

Другие похожие документы..