Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Обзор'
обобщающий доклад  Доклад, посвящённый частным вопросам  Стендовый доклад  Заочное участие Название доклада (статьи) предварительное На русском На...полностью>>
'Публичный отчет'
Мнения, изложенные в данном исследовательском отчете, не обязательно представляют официальную точку зрения Швейцарского офиса по сотрудничеству в Тадж...полностью>>
'Документ'
7. Выбери синонимы для выделенных слов: Пасмурная погода (знойная, дождливая, ненастная) Смышленый ученик (аккуратный, сообразительный, умный) Неуклю...полностью>>
'Документ'
Выездной семинар директора Открытого института развивающего обучения А.Б.Воронцова для руководителей общеобразовательных учреждений «Стандарты второго...полностью>>

  общие вопросы  

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

  ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

 

   Положение о модульной системе обучения разработано на основании целей и задач высшей школы и предназначе­но для оказания существенного влияния на повышение качества подготовки специалистов, воспитания кадров нового типа, способных успешно работать в условиях рыночной экономики, развития современных производственных отношений на селе.

Цели:

  • непрерывное и ритмичное изучение учебного материала в течение семестра и усиление контроля за глубиной и качеством его усвоения;

  • активизация работы кафедр и всех преподавателей по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения;

  • выработка у студентов навыков систематической самостоятельной работы, воспитание у них ответственности за качество собственной подготовки.

Основная задача, которую призвана решить МСО

   Переход от информационно-сообщающего обучения на обучение моделирующее и формирующее будущую профессиональную деятельность, перехода на активные формы, позволяющие готовить специалиста, способного быстро адаптироваться к изменяющимся производственно-экономическим условиям, видеть проблемы и направления развития отрасли, разрабатывать и профессионально принимать оптимальные альтернативные решения.

  В нашем вузе МСО реализуется в сочетании с рейтинговой системой оценки качества подготовки, что позволяет, полнее учитывать требования научно-технического прогресса, демократизировать учебный процесс, исключить элементы случайности и необъективности в оценке знаний студента.

Алгоритм внедрения МСО в учебный процесс СГАУ

  • включение в учебные планы по всем циклам дисциплин трех типов учебных курсов: обязательных, элективных (курсы обязательного выбора) и факультативных;

  • разработка модульных программ обучения;

  • модульное построение учебных курсов на основе модульных программ; учет индивидуальных способностей студентов, работа по индивидуальным учебным планам, свободный выбор большой части изучаемых курсов;

  • высокий уровень учебно-методического обеспечения по каждому курсу, оснащенности ПЭВМ и другими техническими средствами обучения и контроля;

  • рейтинговая система оценки качества подготовки;

  • введение единых критериев и параметров оценки подготовленности студентов, условий отчисления, переводов и т.п.;

  • введение МСО и рейтингов одновременно в рамках всего вуза (факультета).

Особые единицы процесса обучения: модуль, модульная единица и учебный элемент. Их соотношение при традиционном и модульном обучении выглядит следующим образом: 

 Характеристика модульной системы обучения

  МСО - дидактическая система обучения, которая представляет собой совокупность различных форм и способов совместной деятельности преподавателей и студентов, организованной в особых единицах процесса обучения с целью максимального овладения программным материалом и повышения качества подготовки специалистов.

Традиционное обучение

Дисциплина или раздел дисциплин

Учебная тема

Учебное занятие

Модульное обучение

Модуль - основная организационно-содержательная еди­ница МСО, охватывающая учебный материал, имеющий отно­сительно самостоятельное значение и включающий в себя, как правило, несколько близких по содержанию тем или разделов курса. Для модуля характерны такие признаки, как целост­ность, относительная независимость и логическая завершен­ность его содержания, гибкость структуры, оперативность контроля и оценки результатов обучения. Модуль имеет кон­кретную цель и определяет оптимальные способы ее достиже­ния. Обобщенная схема модуля и всей структуры при модуль­ном построении изучения дисциплин представлена в прило­жении.

Модуль

Модульная единица - это целостная, самостоятельная часть в содержании модуля, которая охватывает знания и умения, необходимые для выполнения профессиональной или другой задачи.

Модульная единица

Учебный элемент - это часть учебного материала, отра­жающая какой-либо аспект профессиональной или другой за­дачи. Он является основным носителем учебной информации и по назначению может быть основным, дополнительным или справочным; по содержанию - теоретическим, практическим или смешанным.

Учебный элемент

Уровни освоения МСО

  Низший уровень - модульная система применяется лишь для контроля успеваемости студентов. Здесь отдельные дисциплины разделяются на части, после изучения каждой из них проводится контроль знаний студентов. Содержание дисциплин остается почти без изменений. Такой вариант получил название поэтапной системы контроля и его расценивают лишь как первый шаг в направлении МСО.

  Средний уровень - по модульной системе связываются отдельные дисциплины. Здесь содержание дисциплины перерабатывается и в нем выделяются относительно самостоятельные части, ориентированные либо на решение определенной проблемы, либо на освоение независимого фрагмента учебной информации. Такой вариант позволяет не только лучше усваивать учебный материал, но и способствует формированию профессионального мышления, умению решать конкретные производственные задачи.

  Высший уровень - модульная система обучения связывает все дисциплины учебного плана, т.е. обучение ведется по модульному учебному плану. Здесь перерабатывается и пересматривается содержание и целевые ориентиры всех основных дисциплин учебного плана. Цели дисциплин согласовываются и ориентируются на конечный результат, зафиксированный в модели специалиста (квалификационной характеристике). Затем уже в них выделяются модули, в которые включаются близкие по логике и целям материалы разных тем, разделов и даже дисциплин. Работа студентов направляется не столько на усвоение знаний, сколько на формирование и развитие профессионального мышления, умении ставить и решать производственные задачи, выбирать оптимальные проектные и конструкторские решения.

Система контроля и оценки результатов обучения

       Виды контроля обучения студентов:

  • входной контроль;

  • текущий контроль;

  •  рубежный (промежуточный) контроль;

  • выходной контроль (экзамен или зачет).

              Рейтинг - индивидуальный кумулятивный индекс студента. Оценка знаний, умений и навыков с помощью рейтинга подразумевает, что повседневная работа студента над предметом отражается в конечной суммарной оценке.

Использование этой системы позволяет достичь:

  • заметного стимулирования регулярной и систематической работы над освоением предмета;

  • повышения состязательности в учебе за счет замены усредненных категорий студентов (отличники, хорошисты, троечники) точной оценкой того места, которое конкретный студент занимает среди своих сокурсников (первый, восьмой, семьдесят шестой и т.д. студент курса, факультета и вуза в це­лом);

  • заинтересованности студента в получении наибольшего количества баллов не только по дисциплинам, заканчивающимся экзаменом, но и по дисциплинам, заканчивающимся зачетом, так как суммарный рейтинг влияет на величину надбавки к стипендии; создания точного и бесспорного критерия при определении кандидатур в аспирантуру, распределении на работу и предоставлений других льгот.

Творческий рейтинг - составная часть общего рейтинга дисциплины, представляет собой результат выполнения сту­дентом индивидуального творческого домашнего задания раз­личных уровней сложности.           Студент сам выбирает уровень сложности задания, его выполнение добавляет к набранному рейтингу определенное, заранее известное число баллов, но не более 15 % от общего рейтинга дисциплины.

Выходной рейтинг - результат аттестации на окончатель­ном этапе изучения дисциплины по итогам сдачи зачета или экзамена, проводимых с целью проверки освоения информаци­онно-теоретического компонента в целом и основ практической деятельности в частности. Оптимальные формы и методы вы­ходного контроля: письменные экзаменационные или кон­трольные работы, индивидуальные собеседования. Максималь­ное число баллов, которое может набрать студент на выходном контроле, составляет до 30 % от общего рейтинга дисциплины.

Рубежный рейтинг - результат рубежного (промежуточ­ного) контроля по каждому модулю дисциплины, проводимого с целью оценки уровня знаний, умений и навыков студента по результатам изучения модуля. Оптимальные формы и методы рубежного контроля: устные собеседования, письменные кон­трольные опросы, в т.ч. с использованием ПЭВМ и ТСО, ре­зультаты выполнения практических заданий. В качестве прак­тических заданий могут выступать крупные части (этапы) кур­совой работы или проекта, расчетно-графические задания, микропроекты и т.п. Максимальное число баллов, которое может набрать студент по итогам рубежных контролей по всем модулям дисциплины, как правило, должно составлять не более 45-50 % от общего рейтинга дисциплины.

 Входной (стартовый) рейтинг - результат входного контроля, проводимого с целью проверки исходного уровня подготовленности студента и оценки его соответствия предъ­являемым требованиям для изучения данной дисциплины. Он проводится на первом занятии при переходе к изучению новой дисциплины (курса, раздела). Оптимальные формы и методы входного контроля: тестирование, программированный опрос, в т.ч. с применением ПЭВМ и ТСО, решение комплексных и расчетно-графических задач и др. Входной контроль должен охватывать все основные стороны базисной подготовки, быть максимально объективным и непродолжительным по времени. Максимальное число баллов, которое может набрать студент на входном контроле, составляет не более 10 % от общего рей­тинга дисциплины.

            Общий (итоговый) рейтинг по дисциплине = входной рейтингрубежный рейтинг +

 выходной {экзамен или зачет) рейтинг  +  творческий рейтинг.

Рейтинг за выполнение курсовой работы или проекта в итоговый рейтинг по дисциплине не включается, так как учебными планами любой специальности этот вид работы оценивается как самостоятельная работа студента с обязательной записью результатов в зачетную книжку и зачетно-экзаменационную ведомость. Рейтинг за выполнение курсовой работы оценивается количеством баллов, составляющим не более 25 %, а курсового проекта - не более 30 % от максимально возможного рейтинга данной дисциплины (решение принимает кафедра).

  Рейтинговая система успешно работает при ее введении по всем дисциплинам. Рейтинг студента является основанием для назначения стипендии и надбавок к ней, материальных и моральных поощрений, предоставления различных льгот, перевода на индивидуальный план обучения, распределения на практику и т.д.

  Студент обязан отчитаться по всем модулям дисциплины и с учетом выходного контроля набрать не менее 60 % баллов от максимального их количества по данной дисциплине.

Организация учебного процесса

   Каждая кафедра разрабатывает модульные программы обучения по дисциплинам кафедры в пределах объема часов, определенных рабочим учебным планом специальности. Количество модулей рекомендуется не более 3 в семестре. Окончательное решение о количестве модулей по дисциплине принимается на Ученом совете факультета.

  Кафедры в начале семестра знакомят студентов с графиком учебного процесса, информируют об объеме модулей, графиках и системе контроля и оценки результатов обучения. Сдача модулей проводится по графику в часы практических (семинарских) занятий по основному расписанию. График сдачи модулей составляется кафедрой, согласовывается с деканатом соответствующего факультета и вывешивается на доске объявлений кафедры.

  При изучении каждого модуля дисциплины проводится текущий контроль с целью проверки и коррекции хода освоения теоретического материала и практических умений и навыков. По возможности, он проводится на каждом аудиторном занятии. Оптимальные формы и методы текущего контроля: устное выборочное собеседование, письменные фронтальные опросы, в т.ч. с использованием ПЭВМ и ТСО, проверка и оценка выполнения практических заданий и др.

  После сдачи модуля каждом студенту в журнале академической группы выставляется рейтинг в баллах. Модуль считается сданным, если студент получил не менее 60 % баллов от максимально возможного количества, которое мог бы получить за этот модуль.

  Студент, не сдавший модуль, продолжает учиться и имеет право сдавать следующий модуль по этой дисциплине. Пересдача несданного модуля разрешается в период до срока сдачи последующего модуля. Графики пересдач составляются на кафедрах. Сведения о ликвидации задолженности по предыдущему модулю представляются в деканат при сдаче результатов последующего (очередного) модуля.

Студент, не сдавший пять и более модулей по изучаемым дисциплинам, может быть отчислен из числа студентов за не­успеваемость в течение семестра по представлению деканата факультета.    Сведения о сдаче модуля и посещаемости занятий представляются в деканат соответствующего факультета в конце недели, на которой по графику кафедры планировался отчет по модулю. В конце семестра на основании поэтапного контроля хода обучения суммируются баллы входного, рубежных и творческого рейтингов и принимается решение о допуске студента к выходному контролю или освобождении его от сдачи.

  Если студент по результатам входного, рубежных и творческого рейтингов набрал в сумме менее 40 % баллов от максимального рейтинга дисциплины, то до выходного контроля он не допускается и считается задолжником по этой дисциплине.

  Если же сумма баллов составляет более 60 % от максимального рейтинга дисциплины, то по усмотрению преподавателя ему может быть проставлен зачет или экзаменационная оценка без сдачи выходного контроля. В этом случае к набранному рейтингу добавляются поощрительные баллы. Максимальное их число составляет до 30 % от общего рейтинга дисциплины, т.е. то количество, которое может набрать студент на выходном контроле согласно внутри кафедральному положению об аттестации и оценке знаний студентов по дисциплинам кафедры. Если успеваемость студента оценивается на «хорошо», добавляются поощрительные баллы в количестве 10-20 % от общего рейтинга дисциплины, если на «отлично» - в количестве 20-30 %. Поощрительные баллы добавляются как по дисциплинам, имеющим форму итогового контроля в виде экзамена, так и по дисциплинам, заканчивающимся зачетом. Если по дисциплинам, заканчивающимся зачетом, не предусмотрено проведение выходного контроля, то предназначенные для него баллы (до 30 % от общего рейтинга дисциплины) распределяются по модулям дисциплины. Студенты, набравшие в течение семестра от 40 до 60 % баллов от максимального рейтинга дисциплины, обязаны сдавать выходной контроль. Выходной контроль сдают также студенты, набравшие более 60 % баллов, но работавшие в течение семестра не систематически, несвоевременно сдававшие модули и не заслуживающие поощрительных баллов.

По набранному общему (итоговому) рейтингу дисциплины в зачетную книжку и зачетно-экзаменационную ведомость каждому студенту выставляется зачет или экзаменационная оценка.           Привести рейтинговую систему оценки результатов обучения к принятой в вузах четырехбалльной системе можно, исходя из следующих соотношений:

  • 86-10 % общего рейтинга - «отлично»;

  • 73-85 % общего рейтинга- «хорошо»;

  • 60-72 % общего рейтинга «удовлетворительно»;

  • менее 60 % общего рейтинга - «неудовлетворительно», «незачет».

  При простановке экзаменационной оценки   или зачета одновременно в скобках проставляется и итоговый рейтинг (итоговая сумма набранных баллов) по этой дисциплине, который необходимо привести в соответствие с количеством учебных часов, отводимых рабочим учебным планом на изучение дисциплины в данном семестре, т.е. к количеству часов на все виды учебной работы: лекции, практические, семинарские, лабораторные и другие обязательные виды занятий. Это необходимо в целях ранжирования всех дисциплин по значимости, исходя из количества часов, отводимых на изучение той или иной дисциплины. Перевод учебных баллов в зачетные производится по формуле:

nBфак

Rсм = ---------         

Bmax

где Rсм - рейтинг студента по дисциплине за семестр, проставляемый в зачетную книжку и ведомость; n - количество учебных часов обязательных аудиторных занятий, определенных календарным планом факультета на изучение дисциплины в данном семестре; Bфак - фактическая итоговая сумма баллов, набранная студентом за семестр; Вmax - максимально возможная итоговая сумма баллов, которую может набрать студент за семестр.

  В зачетно-экзаменационной ведомости, в строке «Дисциплина», в обязательном порядке указывается количество учебных часов, определенных учебным графиком (календарным планом) факультета (факультета) на изучение дисциплины в данном семестре.

  В соответствии с Уставом университета и Положением о курсовых экзаменах и зачетах в вузах:

  • студенты допускаются к экзаменационной сессии при условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, выполнения и сдачи установленных расчетно-графических и других работ по дисциплинам учебного плана данного семестра; студентам, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам, документально подтвержденным соответствующим учреждением, распоряжением декана факультета;

  • устанавливаются индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов;

  • неявка на экзамен отмечается в экзаменационной ведомости словами «не явился». Если эта неявка была по неуважительной причине, то деканом факультета проставляется неудовлетворительная оценка;

  • студенты, не сдавшие экзамены или не присутствовавшие без уважительных причин на экзаменах по трем дисциплинам, отчисляются из университета за академическую задолженность;

  • студентам, получившим не более двух неудовлетворитель­ных оценок, устанавливается срок ликвидации задолженности, но не позднее дня фактического начала занятий в следующем семестре;

  • пересдача экзамена с неудовлетворительной оценкой в пе­риод экзаменационной сессии не допускается. Пересдача экзаменов проводится по окончании экзаменационной сессии по ведомостям пересдач или экзаменационным листам;

  • пересдача неудовлетворительной оценки по одному и тому же экзамену допускается не более двух раз. Студент, дважды получивший на экзамене неудовлетворительную оценку, третий раз сдает экзамен комиссии. Состав комиссии и сроки приема экзамена определяются распоряжением декана факультета. Студент, не сдавший экзамен комиссии, отчисляется из университета за академическую задолженность.

Результаты зачетов и экзаменов проставляются в зачетно-экзаменационные ведомости, составленные в двух экземплярах (один экземпляр сдается в деканат, второй - остается на кафедре). Зачетные ведомости представляются в деканат до начала экзаменационной сессии, экзаменационные ведомости - в день проведения экзамена.

  Подсчет итогов успеваемости и назначение студентов на стипендию проводятся по основным экзаменационным ведомостям. Студенты, пропустившие в семестре более 100 учебных часов обязательных аудиторных занятий или не успевающие по 5 и более дисциплинам, подлежат отчислению из числа студентов в течение семестра (до начала экзаменационной сессии) по представлению деканата за нарушение обязанностей, предусмотренных Уставом университета. Пропустившим занятия по уважительным причинам, документально подтвержденным соответствующим учреждением, предоставляется право на оформление академического отпуска или повторное обучение.

Поощрение лучших студентов

  Решением Ученого совета университета в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств за особые успехи в учебной деятельности лучшим студентам может назначаться повышенная стипендия.

   Если студент по итогам семестра от максимально воз­можного количества баллов по всем дисциплинам, изучаемым в семестре, набрал:

  • 96-100 % баллов — устанавливается надбавка к стипендии в размере 40 %;

  • 86-95 % баллов - устанавливается надбавка к стипендии в размере 20 %;

  • 75-85 % баллов - устанавливается надбавка к стипендии в размере 10 %.

  Процентные надбавки к стипендии приведены в соответствии с Положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов и аспирантов Саратовского ГАУ. утвержденным решением Ученого совета университета 23.01.2002 г. протокол № 3.

Порядок применения Положения о МСО

Положение о МСО вводится в действие со 2-го семестра 1998/99 учебного года на всех курсах и факультетах по всем дисциплинам кафедр.

  Рекомендации Положения о МСО обязательны для всех кафедр. Персональную ответственность за их выполнение несут заведующие кафедрами. Изменения и дополнения в данное Положение о МСО могут вноситься решением Ученого совета университета



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общие вопросы экономики сга рыночная экономика, принципы ее функционирования и основные тенденции развития

    Документ
    9. Применение экономико-математических методов и моделей в разработке программ социально-экономического развития (Россия, регион, город, предприятие).
  2. Общие вопросы менеджмента – сга вкр

    Документ
    Анализ и обоснование технических, организационных и экономических решений по совершенствованию системы управления предприятием (организацией, фирмой).
  3. Общие вопросы лечения артериальной гипертензии

    Документ
    Артериальная гипертензия (АГ) является одним из самых частых хронических заболеваний, с которыми встречаются врачи в повседневной практике. Согласно результатам скрининговых исследований, распространенность АГ среди взрослого населения
  4. Общие вопросы измерений

    Документ
    Знание метрологической терминологии, параметров измеряемых сигналов и принятой в нашей стране системы единиц измерения физических величин помогает успешно выполнять измерения и изучать литературу, посвященную измерениям физических
  5. Общие вопросы профилактики, лечения, реабилитации и организации помощи больным с умственной отсталостью

    Документ
    При описании отдельных клинических форм олигофрений кратко рассматривались особенности их лечения. Но важно выделить некоторые общие принципы помощи лицам с интеллектуальным недоразвитием.

Другие похожие документы..