Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебник'
Дорогие ребята! Вы продолжаете путешествие по стране с названием «История». А путеводителем в этом путешествии станет наш учебник. Давайте познакомимс...полностью>>
'Документ'
Необходимость проведения съездов предпринимателей проверена и подтверждена временем. Немногие территории нашей области могут провести подобные съезды...полностью>>
'Документ'
В путеводителе приводится общая характеристика туристских возможностей Краснодарского края, даны описания маршрутов по наиболее интересным местам реги...полностью>>
'Документ'
Студенты получают всестороннее образование, позволяющее применить их знания в современных социальных и экономических условиях работы предприятий. Исп...полностью>>

Олег Бахтияров «Деконцентрация»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Олег Бахтияров «Деконцентрация»

Введение

Техника деконцентрации внимания (дКВ) была разработана в 80-егоды в рамках программ подготовки операторов для деятельности в сложных, неопределенных и экстремальных условиях. К этому времени для обучения методам управления собственным пси­хическим состоянием и постэкстремальной реабилитации оператор­ского контингента в основном использовались модификации ауто­генной тренировки (AT), элементы суггестивных воздействий и многочисленные психотехнические приемы, основанные на биообратных связях. Эти психотехники, однако, не позволяли управлять состоянием оператора непосредственно в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Так были востребованы новые методические подходы, вводящие психотехники в процесс деятель­ности и превращающие психотехнические приемы в один из эле­ментов работы оператора.

Первые разработки методики деконцентрации были осуществ­лены нами в Институте психологии АПН УССР (Kиeв).Приемы прорабатывались на базе экспериментальных групп при содействии сек­ции биоэлектроники УкрНТО РЭС им. А.С.Попова. Первая апробация методики и экспериментальное изучение порождаемых ею феноме­нов впервые были проведены на базе ОКБ «Ритм» Таганрогского радиотехнического института и Института нейрокибернетики при Ростовском университете.

Разработки носили прикладной характер и отражены в основ­ном в соответствующих отчетах. Публикации ограничивались крат­кими тезисами в борниках различных конференций. В популярном виде элементы методики изложены в брошюре В.Загнибеды «Техни­ка управления вниманием». Достаточно подробно техника декон­центрации описана в монографии «Постинформационных технологии: введение в психонетику».

В начале деконцентрация внимания рассматривалась как одна из многих психотехник. Однако со временем стало очевидным, что эта техника является родоначальником целой линии психотехнологий. Были уточнены ее соотношения с другими психотехниками и

выявлены аналоги в психотехнологиях, порожденных другими куль­турами. Изучение спонтанных психических феноменов, сопровож­дающих организованные действия в экстремальных условиях, пока­зало, что деконцентрация имеет и универсальные измерения.

Мы рассматриваем организованный массив психотехник как своего рода язык, позволяющий формулировать не столько описа­ния психических реальностей, сколько предписания по их изменению. В этом смысле психотехнические «высказывания» могут быть выражены и в языке восприятия, и в языке мышления, и в языке целеполагания, и в языке воли. Независимо от того, в каком «язы­ке» формулируются эти «высказывания», их структура и принцип воздействия на производящего психотехническую процедуру опе­ратора остаются инвариантными.

При таком подходе становится ясно, что психотехники должны носить «сквозной» характер, пронизывая собой все иерархические уровни психической системы - от восприятия до высших форм мышления и интеллектуальной интуиции". Задача разработчика - внятно выразить эту фундаментальную основу психотехники, ибо только тогда она становится ясной и управляемой не случайными задачами, а целенаправленно выстроенным планом. ДКВ преподносит нам ряд уроков, значение которых выходит за чисто технологические рамки. Любая психотехнология существует во вполне определенном профессиональном, культурном и духов­ном контекстах. Только дилетант может позволить себе насчитаться с этим. Как правило, эти контексты не учитываются в работах, по­священных вполне устоявшимся областям, но в случае причастности психотехник к экстремальным технологиям такое рассмотрение яв­ляется требованием профессионального порядка. В этом случае базовый психотехнический прием становится центром рассмотре­ния всей связанной с ним проблематики - психологической, техно­логической, ценностной, культурной, методологической и т.д.

В предлагаемой работе деконцентрация рассматривается как базовая психотехника, порождающая различные психотехнологические линии. Ряд методик, разработанных до появления техники дКВ, могут быть истолкованы именно как деконцентративные, некоторые деконцентративные психотехнологии подробно разработаны и практически используются как в операторской работе, так и в пси­хотерапевтических целях, многие направления дальнейших разра­боток только намечены и не выходят за рамки лабораторных экспе­риментов.

Глава 1

Деконцентрация как психотехнический прием

1.1. Предварительные замечания

Когда мы говорим о деконцентрации, мы имеем в виду либо психотехнический прием, либо спонтанный процесс равномерного распределения внимания, либо состояние деконцентрации как ре­зультат этого процесса, или успешного использования приема. В этой главе мы будем рассматривать деконцентрацию как прием. Введем некоторые определения, которые понадобятся впоследст­вии.

Следует различать:

  • психотехнический прием - однократное действие, совершаемое оператором для изменения актуального состояния в рам­ках той или иной психотехники;

  • психотехнику- последовательность психотехнических приемов, ведущую к формированию устойчивого заданного психиче­ского состояния;

■ психотехнологию - организованную совокупность психотехник, направленную на решение определенной конструктивно сформулированной задачи.

Как правило, психотехники состоят из нескольких приемов, а психотехнологии включают в себя несколько психотехник, хотя и бывают случаи, когда психотехника состоит из одного приема, а психотехнология - из одной психотехники.

Среди участников психотехнической процедуры будем выде­лять следующие роли:

оператор - человек, который непосредственно осуществляет

психотехнические приемы, формируя у себя заданные состоя­ния или решая поставленные перед ним задачи;

методист, планирующий психотехнику или психотехнологию;

инструктор, объясняющий оператору, что он должен делать для достижения результата;

организатор процедуры - непосредственно управляющий ходом

психотехнической процедуры и оценивающий ее результатив­ность.

Психотехнические процедуры осуществляются либо в рафини­рованной лабораторной среде, либо в реальных условиях деятель­ности. Навык, сформированный в лабораторной среде, может не сработать в реальных условиях. Поэтому необходима специальная процедура переноса навыка, что зачастую является отнюдь не три­виальной проблемой, поскольку состояния, при которых происхо­дит формирование навыка, и состояния, в которых этот навык дол­жен быть реализован, как правило, не совпадают.

Термин «состояние» достаточно многозначен, и конкретное его значение определяется контекстом и теми понятиями, которые ему противополагаются.

Мы будем использовать его как интегральную унитарную ха­рактеристику объекта (среды, организма или психики) в данный момент времени, субъективным коррелятом которой служит пере­живание фона, которое будет разобрано ниже. Мы вернемся к рассмотрению категории состояния в разд. 3.3 и 3.4.

В психотехнической процедуре выделяются:

исходные факты - психические процессы и структуры, которые мы обнаруживаем в психической системе до начала психотех­нической работы, служащие исходным материалом для форми­рования схемы процедуры;

базовый процесс - выбранный разработчиком из исходных фактов психический процесс, являющийся основой для даль­нейшей работы (ощущение тяжести, соответствующее мышеч­ной релаксации в AT, интенсивное дыхание в голотропных тех­никах и т.д.);

приемы управления базовым процессом - конкретные приемы, позволяющие запустить базовый процесс в заданном направ­лении.

Существует множество различных классификаций психотехник. Выбор классификационной схемы определяется задачей, стоящей перед методистом, и спецификой выбранного им базового процесса. Как это делается в отношении деконцентрации, мы рассмотрим в разделе 2.1.

1.2. Трактовка внимания в психонетике

Мы будем придерживаться трактовки произвольного внимания как акта целенаправленного выделения фигуры из фона. Это совпа­дает с интуитивным пониманием внимания. «Остановить внимание» на чем-то - означает выделить это «что-то» из окружающей среды, из фона. В такой трактовке концентрация внимания есть длительное стабильное выделение заданной, «этой» фигуры. Акт восприятия и акт внимания в определенном смысле совпадают: внимание есть остановленное восприятие. Фигуре противопоставляется перцеп­тивный полимодальный фон. В фоне присутствует качественная определенность, но отсутствует структура. Выявление в фоне струк­туры означает лишь появление новой фигуры, противопоставленной новому бесструктурному фону.

Что значит «сосредоточение внимания на объекте»? Это зна­чит, что объект представлен в сознании как единственная фигура. Что такое «отвлечение внимания»? Это значит, что вместо данного объекта внимание выделило в качестве фигуры другой объект, при­чем не обязательно из первоначального поля восприятия. Вместо визуальной фигуры из общего фона может быть выделен в качестве единственного содержания сознания звуковой или тактильный стимул. При рассеивании внимания наряду с "этой" в поле осознанного восприятия появляются и другие фигуры, тяготеющие к агглютинации ("слипанию") и превращению в новую сложную фигуру.

Помехи, смещающие внимание на новый стимул, "растворяют" фигуру в фоне, и в качестве фигуры выступает уже помеха - стимул и т.д.

В рамках такого подхода любой феномен внимания получает свое конструктивное истолкование, а из самого подхода проистекают и конкретные концентративные и деконцентративные психотехники, и приложения деконцентрации к решению различных практических задач.

Говоря о психотехнологиях, мы подчеркиваем, что речь идет о технологическом, а не научно-теоретическом подходе. Центральным пунктом, системообразующим фактором технологии является не парадигма, (как в науке), а задача, в нашем случае - какая-либо психотехническая задача. Для ее решения в качестве начального звена построения психотехнологических цепочек отбираются феномены, полученные и воспроизводимые в лабораторных условиях, незави­симо от того, в рамках какого подхода, теории и школы они были предсказаны и экспериментально обнаружены и какой трактовке в дальнейшем подверглись. При этом феномен выделяется из преж­него теоретического контекста и либо очищается от фрагментов теоретических конструкции, привнесенных в его описание, либо включает эти фрагменты в новый технологический контекст. Техника деконцентрации разрабатывалась в рамках более общей задачи построения психотехники целенаправленного управления вниманием как начального звена психотехнологии управления психическим состоянием. Для этой цели из всего массива экспериментальных данных в качестве строительного материала будущих методик были выделены следующие хорошо известные закономерности:

1. Соотношение степени концентрации внимания и уровня активизации нервной системы (степень концентрации внимания до оп­ределенного предела растет по мере повышения уровня активации нервной системы; отражением этой закономерности является кривая Йеркса-Додсона).

2. Максимальное число объектов, которые сознание может удержать в поле внимания, ограничено и колеблется oт 5 до 9.

3. В общем случае сила стимулов, привлекающих непроизвольное внимание, определяется степенью отличия их от окружающего фона (неожиданность, громкость, яркость, повышенная значимость, иная статистика распределения элементов по сравнению с фоном и т.д.

1.3. Концентрация и деконцентрация

Что такое деконцентрация, проще определить и пояснить от противного. Под деконцентрацией внимания мы понимаем процесс, противоположный концентрации внимания (KB). Это требует пояс­нения. Концентрации внимания посвящена обширная литература, описывающая приемы, состояния и сопутствующие феномены. Од­нако деконцентрация практически не исследовалась. Исследовате­лей интересовал вопрос, как на самом деле устроена психика, в том числе и процессы внимания, а не как построить то, чего нет или почти нет. Деконцентрации в этом смысле действительно нет. Спонтанные феномены, близкие к дКВ, включаются в качестве составной части или момента в другие феномены. ДКВ как определен­ный феноменологический массив еще только предстоит построить.

Мы будем рассматривать концентрацию внимания с чисто тех­нологической точки зрения, отставляя в сторону теоретические дискуссии. KB представляет собой длительное удержание точки (локуса) внимания на каком-либо объекте. Такое удержание озна­чает выделение объекта KB в качестве некоторой определенности, фигуры, из общего фона. KB может быть непроизвольной (когда речь идет о значимом для субъекта KB стимуле) или произвольной. В контексте психотехнической работы нас интересует в основном произвольная КВ. В предельных формах KB в поле восприятия оста­ется лишь один объект, все же остальные структурные элементы поля восприятия превращаются в однородный и не фиксируемый сознанием фон.

ДКВ - процесс равномерного распределения внимания по все­му полю воспринимаемых стимулов той или иной модальности. В противоположность KB, при дКВ в поле восприятия остается лишь один однородный, но сознательно воспринимаемый фон. Как спон­танный и непроизвольный процесс дКВ встречается редко, сопро­вождая определенные фазы засыпания, прострации и других по­добных состояний. Выделение фона как структурной единицы поля восприятия, как правило, не является произвольным процессом и требует для своего осуществления специальных приемов, совокуп­ность которых и называется техникой деконцентрации.

Как показывает опыт, несмотря на то что концентрация внима­ния требует больших усилий, произвести полноценную KB все же значительно легче, чем дКВ. Более того, ряд авторов указывает на почти непреодолимые трудности перехода от предметного воспри­ятия к непредметному (т.е. видению мира так, как он представлен на сетчатке), а такой переход и является первой фазой плоскостной дКВ. Утверждается, что произвольно перейти от предметного к не­предметному видению практически невозможно, хотя некоторые авторы указывают, что при определенной тренировке (например, фиксируя взор в одной точке пространства и сосредоточивая вни­мание на контрастах и цветовых плоскостях) или при целенаправленном искажении поля зрения1 с использованием аппаратурных методик такой результат достижим в лабораторных условиях.

Мы можем выделить, по меньшей мере, две причины асиммет­ричности усилий, необходимых для осуществления процессов KB и дКВ. Первая из них - практически полное отсутствие задач в теку­щей жизни и профессиональной деятельности, требующих подоб­ных состояний. Для современного общества характерны задачи, связанные с концентрацией внимания, выделения отдельных фраг­ментов и отдельных предметов в поле восприятия, и потому процес­сы KB, в отличие от дКВ, являются постоянно тренируемыми. Ком­пьютерная революция в значительной степени усиливает этот эф­фект.

Вторая причина более фундаментальна и, в какой-то степени, является основой первой. Дело в том, что развитие и преобразова­ние любой организмической (т.е. целостной, индивидуализирован­ной и самодостаточной) системы подчиняется вполне определен­ным законам, определяющим естественную траекторию ее эволю­ции. Развитие системы происходит в сторону все большей диффе­ренциации и специализации ее подсистем и их элементов. Эта од­нонаправленная эволюция системы любой природы рассматривает­ся как фундаментальный закон в информационно-энтропийной сис­темной концепции В.А.Шевченко, а в рамках психонетики называ­ется основным организмическим процессом (ООП).

Динамика поля восприятия, рассматриваемого как система, подчиняется тем же закономерностям, что и прогрессирующее вы­деление из фона, и фиксация отдельных фрагментов поля воспри­ятия (т.е. KB) соответствует логике спонтанного развития поля вос­приятия как системы. ДКВ же означает движение против сил, опре­деляющих спонтанное движение систем, т.е. своего рода контрпро­цесс.

Тем не менее, определенные моменты деконцентративного контрпроцесса в нашей психике имеются. Это и упоминавшиеся спонтанные состояния засыпания и прострации, и особенности процессов внимания на периферии поля восприятия. Близкими к этому, хотя и кратковременными, являются субъективные пережи­вания когнитивного диссонанса. Стойкие деконцентративные со­стояния в определенных условиях возникают при воздействии хро­нических экстремальных факторов, а также при некоторых патоло­гических состояниях. Кроме того, отдельные фрагменты дКВ могут быть спровоцированы постановкой перед механизмами восприятия и внимания конструктивно сформулированных, но невыполнимых задач, например, задания сосредоточить внимание одновременно более чем на 5-9 объектах. Этот феномен иллюстрирует одно из положений теории Шевченко - снижение уровня организации, де-дифференцировку при восприятии новой чужеродной информации, информационное сжатие, т.е. локальный контрпроцесс. На исполь­зовании этих спонтанных деконцентративных реакций и построены основные техники дКВ.

1.4. Техника деконцентрации внимания

Поскольку деконцентрация не является первичным феноменом и строится как прием, обратный приемам KB, изучение техник де­концентрации начинается с изучения техник концентрации внима­ния, соотнесенных с задачами дКВ.

Техники KB могут преследовать различные цели и модифици­руются в зависимости от них. Цель упражнений по KB, соотнесен­ных с дКВ, двояка: с одной стороны, должна быть построена цепочка приемов, по отношению к которым легко можно построить приемы противоположного, т.е. деконцентративного, значения, а с другой -должны быть введены критерии эффективности и силы KB, по отно­шению к которым будут строиться подобные же критерии в отноше­нии дКВ.

Если внимание рассматривается как процесс выделения и удержания в поле зрения заданной фигуры, то естественными кри­териями силы концентрации внимания становятся длительность удержания и сложность выделенной фигуры, которая, в свою очередь, определяется преодолением перцептивных сил в поле вос­приятия, препятствующих ее сохранению. Используя эти критерии, легко построить серии упражнений, позволяющие развить способ­ность KB и количественно оценить ее силу. При этом упражнения должны содержать в себе критерий эффективности, убедительный как для оператора, так и для оценивающего его работу инструктора и организатора процедуры.

В первой серии упражнений в качестве визуального объекта для длительного удержания внимания либо используются альтерна­тивные версии образов, возникающих на визуальных фигурах типа куба Неккера (рис.1 - см. цв. вклейку), либо дается задание целе­направленно выделить заданные фигуры из визуальной среды, со­ставленной из однородных элементов. Вариантом может служить сохранение доминирования левого или правого глаза при совмеще­нии (за счет сведения или разведения глазных яблок) одинаковых по форме, но различающихся цветом изображений (рис.2 - см. цв. вклейку).

Выполнение этих упражнений дает возможность оператору оценить реальность KB, используя в качестве критерия время удер­жания по сравнению с контрольным. Индивидуальная ритмика час­тоты обращения альтернативных образов варьирует в больших пре­делах - от нескольких десятков до 1-2 раз в минуту. Однако за пре­делами индивидуальной частоты усилия по удержанию заданного образа у разных людей соизмеримы. Подавление обращений пред­ставляет собой, по сути дела, подавление колебаний внимания. Од­нако то, что значимо для оператора, еще не очевидно для организа­тора психотехнической процедуры.

Объективный критерий эффективности выполнения упражне­ния на длительную KB вводится во второй серии упражнений. Обу­чаемым предлагается на экране монитора динамическая картина, составленная из хаотически перемещающихся 10-12 идентичных геометрических фигур, например точек. Задача для испытуемых -длительное удержание внимания на одной (в более сложных вари­антах - на 2-3) из них. По прошествии определенного времени, уве­личивающегося от серии к серии, обучаемому предлагается указать среди множества фигур заданную. Очевидно, что такое опознание возможно лишь при условии длительного непрерывного удержания внимания на ней.

Эти две серии упражнений базируются на одном и том же фе­номене - ритмических колебаниях внимания, не устранимых в есте­ственных условиях. Задачей упражнений является не подавление этих колебаний, а повышение базового уровня, от которого ведется отсчет размаха колебаний. Упражнения идентичны по своим результатам, поскольку они зависят от повышения этого базового уровня. Длительность удержания фигуры от обращения и длитель­ность сохранения внимания на движущейся фигуре зависят только от длительности поддержания повышенного базового уровня вни­мания.

Как мы уже отметили выше, вторым критерием силы KB явля­ются усилия по формированию целостной фигуры. В поле воспри­ятия действуют перцептивные силы, обеспечивающие спонтанное формирование целостных фигур на основе известных законов, сформулированных в рамках гештальт-психологии (близости, одно­родности, прегнантности и т.д.). Целостная фигура может быть сформирована и при относительной невыраженности перцептивных сил - в этом случае требуются целенаправленные усилия по ее удержанию. Наконец, фигура может быть создана за счет волевых усилий, вопреки действию перцептивных сил. Понятно, что усилия оператора в этих трех случаях различны, а следовательно, и различ­на работа, производимая психической системой. Поскольку энерге­тические ресурсы, обеспечивающие работу внимания, ограничены, длительность удержания сформированной фигуры для данного опе­ратора будет обратна усилиям, необходимым для ее сохранения. Это дает возможность построения ряда фигур, ранжированных по сте­пени усилий, необходимых для их построения и удержания (рис.3,4 - см. цв. вклейку).

Объективная оценка выделения заданных фигур производится в модифицированной второй серии упражнений. Оператору предла­гают сохранить KB на двух или трех движущихся фигурах (обычно точках) из 10-15 идентичных. Способность оператора справиться с этой задачей зависит от выбранной им стратегии. Быстрое пере­ключение внимания с одной из заданных точек на другие приводит к быстрому истощению. Но возможны и иные стратегии. Эффектив­ное выполнение упражнения в концентративном режиме возможно в том случае, если оператор сумеет преобразовать эти точки в цело­стную фигуру и будет сохранять ее при различных взаимных пере­мещениях точек. Рассмотрение двух точек как концов отрезка, ме­няющего свою ориентацию и размер, а трех точек - как вершин тре­угольника, деформирующегося при перемещениях, позволяет реду­цировать сложную, находящуюся на грани возможного, перцептив­ную задачу и свести ее к более простой и доступной. После такого преобразования внимание концентрируется не на отдельных точках, а на целостной фигуре, меняющей свое положение в простран­стве. Однако и эта стратегия построения целостных фигур из точек оказывается неэффективной, когда число точек превышает три. В этом случае задача может быть решена лишь при переходе к иной стратегии - стратегии дКВ.

Выполнение описанных упражнений дает оператору опыт ин­тенсивной KB, а организатору процедуры - индивидуальные коли­чественные характеристики силы и устойчивости KB для каждого оператора.

Деконцентрация внимания обратна концентрации и может быть истолкована как процесс разрушения фигур в поле восприятия и превращения всего поля восприятия в однородный (в смысле не-выделяемости из него отдельных элементов, которые могли бы быть перцептивно истолкованы как фигуры) фон.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Таются мистики древности и философы современности, атеисты и люди глубокой веры, алхимики, неоплатоники, герметисты, католики и православные, гностики и еретики

    Книга
    Эта книга – история о поисках любви, кризисе и сомнениях, человеческом становлении, исканиях истины, где причудливым образом переплетаются мистики древности и философы современности,
  2. Ксендзюк Алексей Петрович По ту сторону сновидения. Технология трансформации книга

    Книга
    Книга посвящена дальнейшему развитию идей и методов современного нагуализма - нерелигиозного направления самопознания и психофизического развития человека.

Другие похожие документы..