Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Исследованию полисахаридов растительного происхождения из непищевого сырья в настоящее время уделяется значительное внимание в связи с установлением с...полностью>>
'Документ'
Каждому человеку приходится сталкиваться с тем, что принято называть деловым общением. Как правильно составить официальное письмо или приглашение, при...полностью>>
'Документ'
Задачей изучения дисциплины является систематизация знаний о вычислительных системах, о локальных и региональных сетях и их компонентах, для решения ...полностью>>
'Пояснительная записка'
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса: для тех, кто желает приобрести новые знания по теме «Квадратные уравнения». Материал курса предполага...полностью>>

Конституционно-правовые принципы установления компетенции субъектов Федерации (в рамках предметов совместного ведения)

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

НЕЧАЕВА Татьяна Владимировна

Конституционно-правовые принципы

установления компетенции субъектов Федерации

(в рамках предметов совместного ведения)

Специальность: 23.00.02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии;

12.00.02 – конституционное право; муниципальное право

автореферат диссертации

на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва 2006

Диссертация выполнена на кафедре федеративных, национальных и международных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель: - Герасимов Вячеслав Михайлович,

доктор психологических наук, профессор

Научный консультант - Елисеев Борис Петрович,

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист России.

Официальные оппоненты:- Авакьян Сурен Адибекович,

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный деятель науки

Российской Федерации;

- Кирилин Алексей Владимирович,

кандидат юридических наук.

Ведущая организация: Российская Академия правосудия

Защита состоится 5 декабря 2006 года в 12.00 на заседании диссертационного Совета – Д–502.006.14 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 117606, Москва, проспект Вернадского, 84, I учебный корпус, ауд. 3372.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Автореферат разослан 3 ноября 2006 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета С.А. Пистрякова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Одним из приоритетов современной государственной политики в сфере федеративных отношений стало повышение ответственности органов государственной власти за результаты своей деятельности, основанной на разграничении компетенции1 между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Вместе с тем, задача формирования таких федеративных отношений, которые бы обеспечивали устойчивость государства и его целостность, безопасность и достойный уровень жизни граждан независимо от места их проживания, в настоящее время далека от своего решения.

Проблемы и основные направления совершенствования разграничения компетенции между органами публичной власти рассматривались на заседании Государственного Совета при Президенте Российской Федерации 2 июля 2005 года. В соответствии с поручением Президента РФ предложения субъектов Федерации по оптимизации разграничения компетенции между уровнями государственной власти были учтены при принятии Федеральным Собранием Российской Федерации Федерального закона от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". Однако этот процесс только набирает силу. В настоящее время в органах публичной власти и научном сообществе развернулась дискуссия о научно-методологических аспектах совершенствования федеративных отношений. По мнению С.С. Собянина, руководителя Администрации Президента РФ, "проблема состоит не в отсутствии разграничения полномочий, а в уровне соответствия сложившего разграничения полномочий конституционным принципам и практическим потребностям российского общества2".

В этой связи в качестве приоритетов научного исследования происходящей модернизации федеративных отношений в Российской Федерации следует назвать изучение особенностей современной модели и раскрытие сущности и современного содержания конституционно-правовых принципов формирования компетенции органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации по предметам совместного ведения.

Сложность темы данного исследования заключается в том, что в течение последних двух лет в компетенционные положения федерального законодательства постоянно вносятся изменения, носящие, как правило, ситуативный и бессистемный характер, в результате которых деформируется содержание конституционно-правовых принципов установления компетенции органов государственной власти субъектов Федерации.

По мнению многих зарубежных исследователей, исходя из достигнутого Российской Федерацией уровня децентрализации российский федерализм трудно оценить как успешный3.

Начавшийся в нашей стране сравнительно недавно процесс децентрализации государственных функций не основан на четко разработанной концепции, а отсутствие системы конституционно-правовых принципов установления компетенции органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения является причиной правовых коллизий, неточностей и ошибок в компетенционных положениях федеральных законов.

Таким образом, раскрытие в настоящей диссертации сущности и современного содержания конституционно-правовых принципов установления компетенции органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения (далее - компетенция субъектов Федерации) является актуальной темой научного исследования.

Научная разработанность темы. Правовые аспекты федеративных отношений, в том числе конституционно-правовые принципы распределения компетенции между уровнями публичной власти отражены в исследованиях ученых многих стран. Принципы делегирования полномочий и децентрализации организационных структур разработаны родоначальником теории организационного управления Г. Минцбергом4, сравнительный анализ принципов проведения преобразований государственно-территориального устройства посредством перераспределения компетенции между центральными и региональными органами государственной власти представлен в исследованиях Д. Элейзара, Маттиаса Кёттера, Питера Корсби, А.С. Автономова, И.А. Конюховой, В.И. Лафитского, В.В. Лобанова, А.Н. Медушевского, Д.А. Ковачева, С.В. Королева, Хулио Пинеля, Г.Ю. Семигина, Майкла Бёрджесса, Франца Гресса и других ученых5, практика применения конституционно-правовых принципов установления компетенции регионов в историческом контексте исследуется в работах Р.Г. Абдулатипова, Л.Ф. Болтенковой, Ю. Ф. Ярова, О.Е. Кутафина, В.И. Терехова, С. Д. Валентея, Е. Ю. Поляковой и О.И. Чистякова6. Принципам правового регулирования компетенции субъектов Федерации посвящены исследования С.А. Авакьяна, А. Бланкенагеля, О.Е. Кутафина, Ю.А. Тихомирова, В.М. Герасимова, И.А. Конюховой, В.Г. Марача, А. Старовойтова, М.В. Столярова, М.В. Глигич-Золотаревой7.

Принципы децентрализации государственных функций обосновываются в работах С. А. Авакьяна, А.Н. Черткова, С.С. Собянина, Д.Н. Козака, М.В. Столярова, П. Корсби и Т. Хабриевой. Правовой статус субъектов Федерации в контексте конституционных принципов федерализма исследуется в работах О.Е. Кутафина, М.В. Глигич-Золотаревой, Б.С. Эбзеева, В.Е. Чиркина. Проблемы согласования интересов и организации взаимодействия в системе федеративных отношений анализируются в исследованиях В. Н Лексина, Швецова А., И.А. Конюховой. Теория компетенции разработана в фундаментальной монографии Ю.А. Тихомирова8.

Имеются и другие направления исследования принципов разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации применительно к отдельным предметам совместного ведения9.

Вместе с тем, конституционно-правовые принципы установления компетенции государственных органов в сфере совместного ведения до сих пор не получили необходимое научно-теоретическое обоснование. Все это обуславливает теоретическую и практическую актуальность темы диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в раскрытии сущности и современного содержания конституционно-правовых принципов установления компетенции субъекта Федерации по предметам совместного ведения.

Объектом исследования выступают общественные и государственно-правовые отношения в сфере предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

Предметом исследования являются конституционно-правовые принципы установления компетенции субъектов Федерации по предметам совместного ведения и правовые механизмы их реализации.

Задачи исследования:

- научно-методологическое обоснование системы конституционно-правовых принципов установления компетенции органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения;

- раскрытие основных конституционно-правовых принципов установления компетенции субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения;

- характеристика особенностей современной правовой модели разграничения компетенции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации;

- выявление пределов применения принципа субсидиарности при установлении компетенции субъектов Федерации в сфере законодательного регулирования предметов совместного ведения;

- анализ использования субъектами Федерации своего права законодательной инициативы для участия в рассмотрении проектов федеральных законов, затрагивающих их компетенцию;

- характеристика основных принципов и направлений совершенствования процедур, применяемых при согласовании с субъектами Федерации правовых актов в сфере совместного ведения.

Рабочая гипотеза исследования:

Установление федеральным законодательством компетенции органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения предполагает наличие системы конституционно-правовых принципов, комплексное применение которых обуславливает компетенционные возможности и ответственность органов государственной власти субъектов Федерации.

Теоретико-методологической основой диссертации являются современные методы научного познания общественно-правовых закономерностей и явлений: системный, историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-институциональный, а также методы нормативно-правового и институционально-функционального анализа, статистический и логический методы, метод включенного наблюдения, позволяющие объективно и полно исследовать правовые закономерности установления компетенции субъектов Федерации на основе конституционно-правовых принципов.

Нормативно-правовую базу диссертационного исследования составляют Конституция РФ и конституции (уставы) субъектов Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления Государственной Думы и Совета Федерации, постановления и определения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Послания Президента РФ Федеральному Собранию, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, а также европейские международно-правовые акты, конституции и законодательство зарубежных стран.

Специальной информационно-правовой базой явились материалы Автоматизированной системы обеспечения законопроектной деятельности Государственной Думы (АСОЗД), официальные сайты органов государственной власти, сайт совместного проекта ЕС и России "Институциональный, правовой и экономический федерализм в Российской Федерации" – www.federalism.ru.

Эмпирическую базу исследования составляет практика работы Комиссии по разграничению полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, Комиссии Совета Федерации по обеспечению конституционных полномочий Совета Федерации, а также стенограммы заседаний, материалы и рекомендации парламентских слушаний Государственной Думы и Совета Федерации, материалы круглых столов по актуальным проблемам российского федерализма проекта ЕС и России "Институциональный, правовой и экономический федерализм в Российской Федерации", отзывы субъектов Федерации на законопроекты по предметам совместного ведения, заключения ведущих экспертов и научно-исследовательских учреждений на законодательство по разграничению полномочий, научные труды российских и зарубежных ученых, доклады Генерального Прокурора РФ и Совета Федерации о состоянии законодательства в Российской Федерации в 2004 и 2005 годах.

Научная новизна исследования:

1. Выявлено, что наличие системы конституционно-правовых принципов распределения компетенции между уровнями публичной власти и установления компетенции органов государственной власти субъектов Федерации, формируемой конституционным правосудием, является непременным условием функционирования демократических децентрализованных государств.

2. Выявлено, что современное содержание отдельных конституционно-правовых принципов установления компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, конкретизированное в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, неполностью соответствует их конституционной заданности.

3. Установлено, что особенностями современной правовой модели разграничения компетенции между органами государственной власти Федерации и субъектов РФ по предметам совместного ведения являются отсутствие системы конституционно-правовых принципов установления компетенции органов государственной власти субъектов Федерации в сфере совместного ведения, а также противоречивость, нестабильность и недостаточная научно-методологическая проработанность отдельных принципов установления компетенции, закрепленных в действующем федеральном законодательстве.

4. Обоснована необходимость включения в российское законодательство положений, раскрывающих определение и условия применения принципа субсидиарности при установлении компетенции субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения. Обоснована целесообразность использования принципа "ядра" компетенции субъектов Федерации и сформулированы принципы выделения в предметах совместного ведения вопросов регионального значения.

5. Выявлено, что полномочия субъектов Федерации по предметам совместного ведения, установленные в статутном и тематических федеральных законах, зачастую не соответствуют предмету регулирования указанных законов, что приводит к смешению принципов установления собственных и делегированных полномочий субъектов Федерации. Выявлено, что в федеральных законах при установлении компетенции органов государственной власти субъектов Федерации в сфере совместного ведения нарушается разграничение предметов ведения, предусмотренное Конституцией Российской Федерации.

6. Выявлена неэффективность процедур предварительного согласования с субъектами Федерации проектов федеральных законов, определяющих компетенцию субъектов Федерации в сфере совместного ведения, отмечается неправомерная идентификация норм Регламента Государственной Думы с конституционными положениями, приводящая к нарушению принципа запрета злоупотребления правом, а также отсутствие в федеральном законодательстве положений, регламентирующих согласительные процедуры при возникновении споров о компетенции субъектов Федерации в сфере совместного ведения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современное содержание договорного принципа разграничения полномочий, принципов равноправия субъектов Федерации, полновластия субъектов Федерации вне пределов полномочий Российской Федерации, опережающего регулирования, совместного нормативно-правового регулирования, соразмерности применительно к сфере совместного ведения, конкретизированное в федеральном законодательстве, неполностью соответствует конституционно-правовой сущности принципов установления компетенции, что требует совершенствования федерального законодательства на основе Конституции Российской Федерации.

2. Базовые конституционно-правовые принципы установления компетенции субъектов Федерации в сфере совместного ведения и "ядро" компетенции субъектов Федерации являются обязательными элементами системы федеративных отношений.

3. Участие субъектов Федерации в установлении своей компетенции в сфере совместного ведения должно быть гарантировано правом на судебную защиту их интересов, оптимизацией процедур согласования с субъектами Федерации федеральных законов по предметам совместного ведения, а также созданием условий для консолидации законодательных предложений субъектов Федерации.

Практическая значимость диссертационного исследования: Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в законопроектной, научно-исследовательской и преподавательской деятельности со студентами и аспирантами учебных заведений, готовящих правоведов и управленцев, а также на курсах повышения квалификации федеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов Федерации, депутатов различных уровней власти, при разработке методических рекомендаций и учебных программ и пособий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретико-методологические выводы, аналитические и статистические данные и рекомендации по совершенствованию федерального законодательства в сфере установления компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, содержащиеся в диссертации, вошли в статьи, опубликованные в изданиях Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Совета Федерации, в Бюллетене и итоговом сборнике совместного проекта Европейского Союза и России "Институциональный, правовой и экономический федерализм в Российской Федерации", изданиях ИНИОН РАН, МГУ и других учебных заведений. Материалы диссертации вошли в Доклад Совета Федерации 2005 года "О состоянии законодательства Российской Федерации", докладывались на международных конференциях и круглых столах в Москве 24 января и 9 апреля 2006 года, 23 июня 2006 года в Чебоксарах, 25 сентября 2006 в Новосибирске, 27 сентября 2006 года в Хабаровске и 18 октября в Екатеринбурге. Концептуальные идеи и предложения реализовывались в ходе преподавания курса по проблемам федерализма и местного самоуправления в Международном университете (в Москве), использованы в рекомендациях проекта «Институциональный, правовой и экономический федерализм» Государственно-правовому Управлению и Главному Управлению Президента Российской Федерации по внутренней политике.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными теоретико-методологическими позициями, использованием опубликованных правовых источников и информационных материалов, применением экспертных заключений и оценок.

Структура исследования определяется целями и задачами, а также логикой исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Безруков Андрей Викторович, Зайнитдинов Николай Александрович Красноярск 2008 модуль №1 «Конституционное право зарубежных стран: общая часть» Тема лекции

    Лекции
    Структура отрасли права (в том числе и конституционного) являет собою ее внутренне строение, включающее в себя ряд составляющих. Классическое деление отрасли конституционного права предполагает наличие в нем:
  2. Конституционно-правовая характеристика республики мордовия как субъекта российской федерации

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н.
  3. Административно-правовое регулирование предметов совместного ведения и полномочий российской федерации и субъектов россии 12. 00. 14 административное право; финансовое право; информационное право

    Автореферат
    Защита состоится 17 октября 2011 г. в 12.00 на заседании диссертационного совета Д-212.239.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права» по адресу: 410056, г.
  4. В. И., Москва, 2004, Конституционное право России

    Закон
    1. Предисловие Часть I. Общая часть конституционного права России (Введение в конституционное право России)Раздел I. Конституционное право как отрасль российского права, наука и учебная дисциплинаГлава 1.
  5. Конституционно-правовые институты в странах атр бираа Чимид

    Документ
    Вопрос о государственной форме сам по себе сложен. В частности, до сих пор одним из спорных вопросов в Монгольской политической, конституционно-правовой науке является проблема теоретической концепции, практического утверждения.

Другие похожие документы..