Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Литературная сказка — ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному ав...полностью>>
'Документ'
Рекламные тексты в больших количествах требуются для любого бизнеса, причем не зависимо от того, ведет ли фирма активную рекламную кампанию или старае...полностью>>
'Поэма'
С.Пушкин. Поэма «Медный всадник» Н.В.Гоголь. «Невский проспект». А.Н.Островский....полностью>>
'Документ'
Мы рады представить Вам в Беларуси широко известный европейский Институт Сертифицированных Финансовых Менеджеров ИСФМ (Великобритания), предлагающий м...полностью>>

Рабочая программа по дисциплине «Историография истории России» послевузовского профессионального образования по специальности 07. 00. 02 Отечественная история Институт Экономики и управления

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

ФГОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по НР

__________________ В.Д. Богданов

«____» ____________ 2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Историография истории России»

послевузовского профессионального образования

по специальности 07.00.02 – Отечественная история

Институт Экономики и управления

Кафедра Философии, культурологии и истории

Всего – 105час

Владивосток

2009

Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности 07.00.02 – Отечественная история, утвержденной проректором по научной работе Дальрыбвтуза.

Рабочая программа разработана к.и.н., профессором кафедры Философии, культурологии и истории Г.А. Трифоновой

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Философии, культурологии и истории, протокол №___от «____»_________20___ г.

Зав. кафедрой ______________ Г.А. Трифонова

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании научно-технического совета, протокол № ____ от «____» __________20___ г.

Председатель НТС ________________ В.Д. Богданов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………………..4

2.Требование к уровню освоения содержания дисциплины…………………………...4

3 .Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………4

4.Содержание дисциплины…………………………………………………………...….4

4.1 .Разделы дисциплины и виды занятий…………………………………………….....4

4.2.Содержание разделов дисциплины…………………………………………………..5

5. Самостоятельная ..........................................................................................................17

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ……………18

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины ……………30

Лист ознакомления………………………………………………………………………32

Лист учета периодических проверок документа………………………………………33

Лист изменений…………………………………………………………………………..34

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.Целью курса является характеристика особенностей истории отечественной исторической науки в России с древнейших времен до начала 21 столетия.

Задачи курса

1. Изучение основных проблем отечественной исторической науки;

2.Ознакомление с традиционными приемами описания истории становления науки.

3. Сформировать представление о процессах, происходивших в исторической науке России, определить основные линии взаимосвязи внешних и внутренних факторов развития науки.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины аспирант должен

иметь представление:

- об основных этапах развития исторической науки России с древнейших времен до наших дней.

знать:

-исторические концепции корифеев русской истории.

уметь:

анализировать структуру и сущность историко-методологических доктрин и концепций,

иметь практические навыки:

работы с исторической литературой и анализа исторических документов, логического изложения своих мыслей в ходе дискуссий, умение вести полемику.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Годы

Общая трудоемкость

180

2

Аудиторные занятия

90

2

Лекции

50

2

Семинары

40

2

Самостоятельная работа, в том числе:

90

2

Вид промежуточного контроля

зачет

2

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции,

ч

СР

Сем.,

ч

1

Теоретико-методологические проблемы курса

2

20

2

2

История средневековой Руси в освещении древнерусских летописцев

2

2

2

3

Историческая публицистика XVI-XVII вв.

2

2

2

4

XVIII столетие: поиск научной формы исторического знания

2

2

2

5

Историческое знание в России в конце XVIII и первой четверти XIX в.

2

2

2

6

Русская историография второй четверти XIX в.

2

2

2

7

«Государственная школа» в отечественной историографии XIX столетия, ее предтечи и последователи

2

4

2

8

Методологические проблемы отечественной историографии в начале XX в.

2

4

2

9

Историческая наука в первые послереволюционные годы

2

4

2

10

Русская историческая наука за рубежом в 1920-1930-х гг.

2

4

2

11

Историческая наука в Советской России и СССР в 1920-х гг.

2

4

2

12

Советская историография в 1930-х гг.  

2

4

2

13

Советская историческая наука в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 

2

4

2

14

Историческая наука в СССР в первое послевоенное десятилетие

2

4

2

15

Русская историческая наука за рубежом в 1940-1950-х гг.

2

4

2

16

Оттепель и ее влияние на историческую науку

2

4

2

17

Историческая наука в середине 1960-1980 гг. 

2

4

2

18

Историческая наука в середине 1980-начале 1990 гг.

2

6

2

19

Историческая наука в 1990-х гг.- начале ХХI вв.

8

10

2

20

Историческая наука Дальнего Востока

6

10

2

Всего

50

90

40

4.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Теоретико-методологические проблемы курса

Предмет отечественной историографии. Задачи курса. Основные проблемы и понятия курса. Периодизации истории отечественной исторической науки. Определение понятия «историография». Историография как начертание истории и историография как история становления исторического знания, историография как введение в историю науки. Закономерности эволюции исторического знания в России. Объект изучения: концепции отечественного исторического процесса. Метод изучения: выделение в структуре историографических концепций различных трактовок исторических закономерностей политической жизни России. Влияние историографического знания на формирование исследовательской культуры историка. Культура отношения к факту. Методологическая культура.

Тема 2. История средневековой Руси в освещении древнерусских

летописцев

Проблема «точки отсчета» при выявлении истоков интеллектуальной традиции. Происхождение современного критического отношения к летописям как источнику достоверной исторической и политической информации. Трудность понимания современным политологом семиотики и семантики средневекового текста. Проблема экстраполяции исследователем на прошлое современных культурных императивов. Различие средневековой и современной культуры отношения к факту: факт как итог действия божественног промысла и факт как частная предпосылка к выявлению общих законов политического развития. Влияние на отношение современного политолога к летописному тексту обыденных представлений о былинах, сказках и мифах.

Происхождение русской системы летописания. Научная и публицистическая критика оригинальности историографической концепции русского летописания. Византийская традиция в концепции летописания. Древнеславянская традиция. Проблема «Велесовой книги». «Начальная летопись».

Появление летописи в контексте процессов становления ранней государственности и «раннефеодального» общества на Руси. Легитимирующая функция летописного текста в контексте сакральной традиции. Специфика интереса властвующей элиты и общественных групп к созданию концепции отношений государства и общества. Отражение этой концепции в структуре ранних летописей. Опорные идеи историографической концепции раннего летописания. Отношение русской истории к истории библейской. Концепция происхождения и расселения славян. Версии происхождения государства: сказания о местных князьях и призвании скандинавов. Сакрализация государственной власти в сказаниях о первых христианских князьях и в сказании о «крещении Руси». Оценка летописцами народных выступлений против государственной власти. Идея единения власти и общества в рассказах об усобицах князей. Историческая судьба летописной традиции в Московский период.

Тема 3. Историческая публицистика XVI-XVII вв.

Централизаторская политика московских князей и создание общегосударственных летописных сводов. Формирование официозной версии политической истории Руси. История государства как история государственной власти. Политическое мифотворчество на почве истории. «Сказание о князьях Владимирских». «Ордынский» вариант легитимации господства боярской и княжеской элиты: сказания о «выездах» знати из Орды в Москву. Идея предопределенности господства Москвы в житийной литературе. «Повесть об убиении князя Даниила Московского».

Социально-политические конфликты как ответ на политику централизации. Большая Феодальная война 1424-1462 гг. Опричнина. Великая Смута. Эсхатологические ожидания в массовом сознании. Превращение исторического повествования в способ обозначения политической позиции. Альтернативная общественная версия истории как конфликта грешников и праведников. Акцент на моральных аспектах исторических событий в исторических сказаниях. Усиление провиденциалистской аргументации в противовес фактической. Факт как иллюстрация божественной воли. «Правда» и «сила», «вера и воля» в истории. Исторические экскурсы в публицистике Ивана IV и И. Пересветова. «Сказание о Дракуле-воеводе». Персонализация историко-политического процесса. Цикл исторических повестей о Смутном времени. Концепция Смуты в трудах Д.И. Хворостинина и А. Палицина. Осознание единства человеческого измерения всех исторических и политических процессов.

Тема 4. XVIII столетие: поиск научной формы исторического знания

Причины потребности у государства и общества в научной форме исторического знания. Версальский мир 1648 г. и проблема вхождения Московской Руси в сообщество европейских держав. Смена культурных императивов. Церковный раскол, религиозная и официальная светская концепции мировой и отечественной истории. Реформы Петра I. Историографическая легитимация политических и культурных претензий российской властной элиты. Европейские критерии научности знания в XVIII в. Неэффективность летописных приемов для формулирования исторических концепций в соответствии с европейскими стандартами научности. Первые издания трудов европейских историков Нового времени в России. Период «дворцовых переворотов». Борьба за «наследие Петра» в историографии. Возникновение академической историографии. Исторические труды Г.-Ф. Миллера. «История Сибири». Проблема достоверности летописных известий о ранней политической истории Руси в исследованиях А.-Л. Шлецера. «Варяжская» концепция происхождения Руси и русской государственности Г.З. Байера. Начало дискуссии «норманистов» и «антинорманистов». Историографические опыты М.В. Ломоносова. Концепция автохтонного рождения и развития русского общества и государства.

Проблема связи древней и новой истории России. «История Российская» В.Н. Татищева. Применение метода исторической периодизации для обоснования логики преемственности этапов политической жизни общества и государства в России. История государственной власти как история страны и народа. Рационалистическая методология анализа политических процессов. Первый опыт создания политических портретов исторических деятелей. Изменение отношения к факту: факт как предпосылка рационального объяснения политических событий. Реформы Екатерины II. «Аристократическая» версия русской истории М.М. Щербатова. Памфлет «О повреждении нравов в России». И.Н. Болтин. История как самокритика современного общества. Проблема патриотизма и достоверности умозаключений в творчестве историка.

Тема 5. Историческое знание в России в конце XVIII и

первой четверти XIX в.

Новые тенденции в развитии исторической науки в Европе. Идеи «Просвещения» и сентиментализм. Великая Французская революция, ее идеологические и теоретико-методологические последствия для европейской историографии. Дискредитация рационализма, атеизма, культ политического лидерства. Героизация истории. Консервативная реакция на революционный радикализм масс и интеллектуальных элит. Философская доктрина Г.-Ф. Гегеля и консервативно-романтическое направление в европейской историографии (Ф. Шеллинг). Либерально-романтическое направление. Борьба народа за свободы как доминанта прогресса. Идея «состояния» общества и «законов» как реакции государства на это состояние. Концепция «изменений в обществе под воздействием исторических обстоятельств». Ф. Гизо: определение феодализма как системы договорных отношений между сеньором и вассалами. О. Тьерри: классовая борьба как ведущее «историческое обстоятельство». Классовая борьба как результат завоеваний. Романтизм и сентиментализм в творчестве Н.М. Карамзина. «Письма русского путешественника» (1879). Разочарование в идеях Просвещения. Синтез республиканизма и монархического верноподданничества. Влияние войны 1812 года. Идея облагораживания общества посредством исправления нравов. Патриотическая и педагогическая функция исторического знания. «История государства Российского» (8 т. в 1818). Исправление нравов низов общества и элиты посредством законов. Героическая личность как носитель нравственного и политического закона. Периодизация русской истории по царствованиям: инициативы государственной власти как основание выделения исторического периода. «История народа принадлежит царю!». Концепция «исторических обстоятельств», изменяющих состояние общества у Н.М. Карамзина. Идеализация нравов древних славян и обстоятельств возникновения государственности. Объяснение причин феодальной раздробленности Руси «слепой любовью родительской». Идея сообразности гражданских учреждений народному характеру. Записка «О древней и новой России» (1811). Особый путь исторического развития каждого народа. Романтизация «народного духа» и обычаев старины. «Народное безмолвствование» в структуре объяснения отношений власти и общества. «Чернь» и «народ». Концепция «духовного рабства» народа как результата татарского ига. «Тирания» и «самодержавие». Критика реформ Ивана IV и Петра I. Дискуссии вокруг творческого наследия Н.М. Карамзина.

Тема 6. Русская историография второй четверти XIX в.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по дисциплине «Методика и методология истории России» послевузовского профессионального образования по специальности 07. 00. 02 Отечественная история Институт Экономики и управления

    Рабочая программа
    программы послевузовского профессионального образования по специальности 07.00.02 – Отечественная история, утвержденной проректором по научной работе Дальрыбвтуза.
  2. Методические указания для аспирантов специальностей 07. 00. 02 «Отечественная история», 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством»

    Методические указания
    История и философия науки : методические указания для аспирантов специальностей 07.00.02 – «Отечественная история», 22.00.04 – «Социальная структура, социальные институты и процессы», 08.
  3. Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов специальности 07. 00. 02 (4)

    Методические указания
    Перепелкина Александра Николаевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культуры ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ»
  4. Основная образовательная программа подготовки аспиранта по специальности 07. 00

    Основная образовательная программа
    Обострение социально-экономической и политической ситуации в Советской России к концу гражданской войны. Народные выступления против политики «военного коммунизма».
  5. Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов специальности 07. 00. 02 (3)

    Методические указания
    Дробница Августина Васильевна - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ»

Другие похожие документы..