Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Программа преддипломной практики студентов специальности 280102 «Безопасность технологических процессов и производств» /Сост. Данилина Н.Е. - Тольятт...полностью>>
'Лекция'
Важно отметить, что общий (конституционный) статус является единым и одинаковым для всех граждан государства, не зависящим от конкретных обстоятельст...полностью>>
'Документ'
Терроризм – это одно из самых страшных преступлений. Бандиты совершают его, чтобы добиться своих злых целей. Для этого они нагнетают страх в обществе...полностью>>
'Урок'
Работа с иллюстрациями – визуальное дополнение к тексту. Изображения, воспринимаются в целом и сразу, в отличие от текста, который «проговаривается п...полностью>>

Наименование программы с указанием категории слушателей: " Психологические аспекты в преподавания обществознания"

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Наименование учреждения: ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»

Наименование учредителя учреждения: Министерство образования и науки РФ

№ и дата лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации: Серия А №282047 от 17 марта 2008 г.

№ и дата свидетельства о государственной аккредитации программ повышения квалификации: №1237 от 28 апреля 2008 г.

Наименование программы с указанием категории слушателей:

Психологические аспекты в преподавания обществознания”

Программа для учителей обществознания.

Объем (в часах) 72

Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя:

ФИО ректор учреждения: Потапов А.С.

ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации:

Татаринцева Альбина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики

Юридический адрес учреждения: 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д.86.

Контактные адреса и телефоны учреждения: 54-56-43, 55-54-46,

e-mail: rektorat@

Перечень приложений к заявке: (если есть)________________________________________

__договор с школой №38, учитель обществознания высшей категории Кузнецова Виолетта Владимировна

Подпись ректора:

(печать)

Заявка

На включение программы повышения квалификации

Педагогических и руководящих работников муниципальных

Общеобразовательных учреждений Воронежской области в

Региональный банк программ

ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»

Психологические аспекты в преподавания обществознания”

Программа для учителей обществознания.

По направлению проектирование содержания образования по специальности

2.1. Прохождение данной программы позволит овладеть навыками разработки элективных курсов по обществознанию с использованием психологических дисциплин.

2.2. Содержание программы повышения квалификации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Модуль предназначен для учителей обществознания 5-11 классов, работающих на основе авторской программы по обществознанию Л.Н. Боголюбова. Курс «Обществознание» по программе Л.Н. Боголюбова позволяет учащимся получить знания из родственных дисциплин: экономики, философии, психологии, социологии, политологии, правоведения. Специфика данного курса заключается в том, что он знакомит учителей истории и обществознания с азами психологии как учебного предмета, что поможет грамотно построить свою профессиональную деятельность.

Задачами изучения курса являются:

  1. Получение знаний об основных понятиях и общих вопросах психологии;

  2. знакомство с основными характеристиками психологических процессов;

  3. знакомство с историей возрастной психологии;

  4. знакомство с теоретическими и прикладными отраслями социальной психологии.

Программа курса состоит из четырех разделов, из которых слушатели могут получить основные психологические знания.

Первый модуль «Общая психология» дает основные знания о психологической науке и ее закономерностях. Целью данного раздела курса является овладение основными психологическими понятиями и теориями.

Второй модуль «Возрастная психология» является одним из самых важных, так как позволяет более успешно построить свою профессиональную деятельность. Цель данного раздела курса – рассмотреть тенденции, закономерности и процессы развития на протяжении человеческой жизни, используя для этого опыт нескольких областей знания.

Третий модуль «История возрастной психологии» выполняет роль интегратора психологической науки, позволяет разобраться во множестве отраслей и направлений современной психологии. Целью раздела курса является через осмысление прошлого опыта приобрести возможность более адекватно оценить уровень развития современных психологических знаний.

Четвертый модуль «Социальная психология» позволяет понять особенности становления личности, влияние на человека социума, и наоборот. Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависит от социальной среды. Цель данного курса – рассмотреть тенденции, закономерности и процессы развития групп, существование людей в них, используя для этого опыт нескольких областей знания. Особое место в данном разделе курса занимает проблема межличностных отношений в группах и коллективах, а также влияние массового сознания на личность индивида.

Учебно- тематический план модулей

№№п/п

Наименование темы

Часов всего

Из них аудиторных

Самостоятельная работа

Лекции

семинарские занятия

Модуль 1 Общая психология

1

Предмет, объект психологии. Методы современной психологии

2

лекция

2

Характеристика познавательных процессов

2

лекция

3

Проблема мотивации и эмоций

2

лекция

4

Личность, индивид, индивидуальность.

2

лекция

5

Зарубежные концепции личности.

2

лекция

Итого

10

Круглый стол

Модуль 2 Возрастная психология

6

Предмет и задачи , методы возрастной психологии

2

лекция

7

Подход к проблеме психического развития детей в основных психологических школах

4

лекция

8

Особенности психического развития на разных этапах онтогенеза.

6

Круглый стол

Итого

12

Круглый стол

№№п/п

Наименование темы

Часов всего

Форма занятия

Модуль 3. История возрастной психологии

9

Предмет и задачи истории возрастной психологии

4

лекция

10

Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область психологической науки

6

лекция

11

Подход к проблеме психического развития детей в основных психологических школах

6

семинар

12

Развитие возрастной психологии и педологии в России в начале 20 в.

4

семинар

Итого

20

круглый стол

Модуль4 Социальная психология

13

Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.

4

лекция

14

Проблема личности в социальной психологии.

4

лекция

15

Социально-психологические аспекты социализации

4

лекция+

16

Межличностные отношения

6

сминар

17

Межличностное восприятие и взаимопонимание

8

семинар

18

Личность и группа

2

семинар

19

Социально-психологические аспекты жизнедеятельности малой группы

2

семинар

Итого

30

круглый стол

Всего

72


Содержание курса

Модуль 1. Общая психология

Тема 1. Предмет, объект психологии. Методы современной психологии.

Психология как наука. Предмет, объект психологии. Развитие психики в филогенезе. Становление психологии как науки. Донаучная, философская, научная психология. Методы современной психологии. Природа психологических тестов, их применение. Основные параметры, требования к психологическому тесту в психометрии: стандартизация, нормы, надежность, валидность. Необходимость контроля за использованием тестов. Процедура тестирования: экспериментатор и ситуационные переменные. Социальные и этические аспекты тестирования. Компетентность экспериментатора, конфиденциальность тестовой процедуры и результатов. Общая характеристика основных психологических направлений6 ассоцианизм, психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология, марксистская психология.

Тема 2. Характеристика познавательных процессов

Ощущение: понятие, классификации. Чувствительность, пороги ощущений. Восприятие: понятие, основные свойства. Виды восприятия. Восприятие пространства. Зрительные иллюзии. Отличие иллюзий от галлюцинаций. Восприятие времени, иллюзии времени. Восприятие движений. Представление. Наблюдение как метод исследования. Основные признаки наблюдения. Наблюдательность как свойство личности.

Внимание: понятие, виды, свойства внимания. Факторы, влияющие на продуктивность различных параметров внимания. Непроизвольное внимание. Факторы, влияющие на непроизвольное внимание. Характеристики непроизвольного внимания. Произвольное внимание, характеристики, связь с речью. Послепроизвольное внимание. Внимание и возраст. Методы изучения внимания. Показатели продуктивности внимания.

Память: понятие, основные процессы памяти. Ассоциации, их виды. Виды памяти. Процесс запоминания. Произвольное, непроизвольное запоминание. Механическая, логическая память. Факторы произвольного запоминания. Мнемические приёмы в процессе запоминания. Организация заучивания на уроке (практические рекомендации). Воспроизведение: виды. Забывание и сохранение. Факторы забывания. Оперативная память. Типы памяти, индивидуальные особенности. Учёт индивидуальных особенностей различий памяти при построении урока. Диагностика мнемических способностей. Развитие памяти. Показатели продуктивности памяти младших и старших школьников. Память и возраст.

Мышление. Основные мыслительные операции. Особенности мышления. Функции мышления. Этапы процесса мышления. Виды мышления, классификации. Развивающее обучение, «зона ближайшего развития». Развитие мышления. Мышление и речь. Функции речи. Внутренняя речь, структура, функции. Диагностика мышления. Вербальный, невербальный интеллект.

Воображение: понятие, виды. Механизм воображения. Формы синтезирования образов. Развитие воображения.

Тема 3. Проблема мотивации и эмоций

Эмоции: понятие, основные особенности, функции. Роль и значение эмоций. Виды эмоций. Состояние стресса, понятие. Факторы, обуславливающие стресс. Понятие о воле. Структура волевого акта.

Тема 4. Личность, индивид, индивидуальность.

Теории личности: отечественный подход. Личность и индивидуальность. Личность как система отношений: Мясищев В. Н. Взгляды на личность: Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Ананьев Б. Г. Теория установки; воля (Узнадзе Д. Н.). Темперамент. Характер. Понятие психологической защиты. Образ «Я», его структура. Самоактуализация и самооценка, их роль в формировании структуры личности. Понятие социальной роли и социального статуса. Самооценка и уровень притязаний, их общая характеристика. Сознание и самосознание, их развитие и структура. Типология личности, общая характеристика подходов к созданию типологий. Задатки и способности. Структура способностей. Способности и когнитивные стили.

Тема 5. Зарубежные концепции личности.

Введение в зарубежные теоретические системы личности. З. Фрейд и психоанализ. Основные понятия психоанализа. Сильные стороны концепции личности З.Фрейда; критика. А.Адлер и его индивидуальная психология. Основные идеи. Неблагополучные ситуации детства как факторы формирования ошибочного стиля жизни. Шкалы самооценки как инструмент замера «комплекса недостаточности». Социальный интерес как врождённая способность, требующая развития, определяющая успешность, удовлетворённость в жизнью. А. Маслоу и его психология самоактуализации. Характеристики самоактуализирующейся личности. Пути, ведущие к самоактуализации. Иерархия потребностей. Виды мотивации. Психологический рост, препятствия росту, виды защит, по А. Маслоу.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Центр дополнительного профессионального образования (2)

    Документ
    Сборник аннотаций к образовательным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, реализуемым в 2011 г. Ч.
  2. О преподавании обществознания в 2009-2010 учебном году

    Документ
    Козленко С.И. - зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, директор Центра исторического образования, профессор МИОО, кандидат педагогических наук,
  3. План-график профессиональной переподготовки и повышения квалификации

    Документ
    Миссия нашего института - развитие социально-личностных и профессиональных компетентностей населения Красноярского края посредством качественного удовлетворения образовательных потребностей на основе научных исследований,
  4. Программа факультативного экологического курса "Войди в природу другом" для 6-го класса 52

    Программа
    Ежегодно коллектив института повышения квалификации подводит итоги работы очередного учебного года и обозначает задачи предстоящего года. Этому вопросу было посвящено расширенное заседание Ученого Совета.
  5. Программа ориентирована на достижение

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (ООП) разработана на основе ст.9,14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН

Другие похожие документы..